41411

Рецепция «вечных» образов в современной литературе. Своеобразие трактированния образов Каина та Авеля в притче Х.Л. Борхеса «Каин и Авель»

Лекция

Литература и библиотековедение

Своеобразие трактированния образов Каина та Авеля в притче Х. Борхеса Каин и Авель. Борхеса притча писателя Каин и Авель.Своеобразие трактированния образов Каина та Авеля в притче Х.

Русский

2013-10-23

26.86 KB

4 чел.

Лекция

Тема: Рецепция «вечных» образов в современной литературе. Своеобразие трактированния  образов Каина та Авеля в притче Х.Л. Борхеса «Каин и Авель».

Цель лекции: изучение вечных образов в современной литературе, дать представление о биографии и о творчестве Х.Л. Борхеса (притча писателя «Каин  и Авель»).

План урока:

1.Рецепция «вечных» образов в современной литературе.

2. Библейские сюжеты, мотивы и образы литературе.

3. Биография и творчество Х.Л. Борхеса.

4.Своеобразие трактированния  образов Каина та Авеля в притче Х.Л.  Борхеса «Каин и Авель».

Использованная литература:

  1.  Нямцу А. Е. Миф. Легенда. Литература (теоретические аспекты функционирования) / А. Е. Нямцу. Черновцы: Рута,  2007. − 520 с.
  2.     Нямцу  А. Е. Идеи и образы Нового Завета в мировой литературе.Ч.1.[Текст] /     А. Е. Нямцу. Черновцы: Рута, 1999. − 328с.    
  3.  Фуентес К. Новий латиноамериканский роман // Писатели Латинской Америкио литературе,— М, 1982.;
  4.  Левин Ю. Й. Повествовательная структура как генератор смысла. Текст втексте X. Л. Борхеса //Текст в тексте. Труда по знаковым системам.—Тарту; 1981
  5.  Степанов Г. В. Поучительный експеримент X. Л. Борхеса // Степанов Г. В.Язик. Литература. Поетика.— М., 1988.;
  6.  Письменники Латинської Америки про літературу: —М; Веселка, 1982;

САМ: Законспектировать статью Тимура Василенко «Как бы Борхес», 2007-2012.

Материал лекции:

1. Рецепция (лат. receptio - восприятие) - заимствование писателем идей, мотивов, образов, сюжетов произведений других писателей или литературы с последующим их творческим осмыслением (трансформацией).

А. Нямцу опираясь на этимологические критерии, различает такие ТСО:
-
Мифологические: Прометей (трагедия «Прометей прикованный» Эсхил) Эдип («Эдип-царь» и «Эдип в Колоне» Софокла) Одиссей-Улисс (романы «Улисс» Джеймса Джойса) Ифигения («Илиада» Гомера).
-
Фольклорные: зафиксированы в песнях, балладах, легендарных рассказах сюжеты о Летучего Голландца, Вечного Жида, народных мстителей: Робина Гуда, чешского Ясоника.
-
Религиозные (христианские, мусульманские, буддистские и т.д.), в частности библейские ТСО в поэмах «Божественная комедия» Данте, «Потерянный рай» Мильтона, «Каин» Байрона.
-
Легендарные, возникших на основе древних преданий о Фаусте, Дон Жуана, Тиля Уленшпигеля т.д..
-
Основанные на историческом материале. В литературе и других искусствах распространенные образы исторических и полуисторической-полулегендарных лиц, например Александра Македонского, Юлия Цезаря, Нерона, Ивана Мазепы, Наполеона, Ленина и Гитлера и т.д..
-
Литературные ТСО: Ярославна («Слово о полку Игореве»), Гамлет (Шекспир), Дон Кихот (Сервантес), Робинзон Крузо (Дефо), Гулливер и лилипуты (Джонатан Свифт.

2. На протяжении многих веков Библия изучалась в школе не только в рамках богословия, но и на уроках риторики, где все виды фигур и тропов иллюстрировались библейскими примерами, а библейские речевые формулы, пословицы и афоризмы наполняли повседневную речь людей.
Как известно, в эпоху ренессанса приобрел актуальность еще один аспект взаимодействия Библии и поэзии. Возможным и допустимым стал взгляд на Библию как на теологию, а как на литературу, на «божественную поэзию».

Герои и сюжеты Нового Завета, их проблематика и трансформационные коллизии все чаще доминируют в современном литературном пространстве. Многоплановая универсальность евангельского сюжетно-образного материала становится основой возникновения новых литературных версий новозаветных событий, позволяющих каждый раз переосмысливать значимость библейского наследия.

Примером таких сюжетов могут служить популярные сказки, легенды и баллады, а также библейские сюжеты (сюжет о сотворении мира, притча о Каине и Авеле, предательство Иуды, Тайная Вечеря и т.д.) представлены как в словесном, так и в других видах искусства.

3. Хорхе Луис Борхес (1899-1986) – аргентинский поэт, критик, и публицист. Родился в городе Буэнос-Айрес. Он получил образование в Швейцарии и затем переехал в Испанию. Там Борхес стал представителем ультраизма, – поэтического движения, которое следовало за упадком модернизма после Первой Мировой войны. Ультраизм является сторонником использования смелых образов и наглых метафор в попытке создать чистую поэзию, отделенную не только от прошлого, но и от настоящего. За свою биографию Хорхе Луис Борхес помог основать три авангардных журнала, был директором Национальной библиотеки и преподавателем английского языка в университете Буэнос-Айреса. Его стихи, собранные в сборники «Страсть к Буэнос-Айресу» (1923), «Луна напротив» (1925), «Сан-Мартинская тетрадка» (1954), «Избранные поэмы: 1923-1967» (1972), и «Хвала тьме».Характеризуясь лиризмом, воображением, и смелостью, они, по словам Борхеса, являются духовными приключениями. Его эссе, собранные в «Расследования» (1925), «Новые расследования» (1960), а также переводы в «Избранные эссе и новеллы» (1999) в целом заняты философией и литературной критикой. Сказки Борхеса, начиная от метафизических аллегорий и фантазий (например, «The Book of Imaginary Beings», 1967) до современных детективных нитей, свидетельствуют о самых разнообразных

влияниях на автора (Кафка, Честертон, Вирджиния Вульф). Основные сборники его новелл включают «Всемирная история низости» (1935), «Вымыслы» (1944), «Алеф» (, 1949), «Выдающиеся рассказы» (1955), «Сообщение Броуди» (1972). «Лабиринты» (1962) – это сборник переведенных работ, а собрание «Collected Fictions» (1998) содержит его завершенные работы в переводе.

4.Само собой первое упоминание о Каине пришло из Библии, хотя встречается оно и в текстах нескольких библейских апокрифов. Каин герой Ветхого Завета. В самой Библии информации о Каине не так уж много, и преподнесена она скупо, едва ли не тезисно.

…Десять лет прошло, или сто пятьдесят, но, наконец, всё же настал тот день, когда Адам и Ева сошлись и стали жить, как муж и жена. Вскоре Ева зачала и родила своего законного первенца, Первого земного Человека. И имя ему было дано – Каин, что значит «приобретение».

Считается также, что имя Каина связано с тем, что не успел он родиться, как встал на ножки, побежал прочь и прибежал обратно с пшеничным колоском, который он отдал Еве; и она назвала его Каином, что значит «стебель». Гораздо позднее слово «каин» также стало обозначать профессию «кузнец», т.к. Каин считается ещё и первым «ковачом» — кователем железа.

Потом Ева родила второго сына, которого назвала Авелем (Эвелем), что значит «дыхание», или, говорят, «тщеславие», или «печаль», ибо она предвидела его судьбу, увидев во сне, что Каин пьёт кровь Авеля и отказывает ему в просьбе оставить хоть несколько капель.

…Благодарственную жертву Господу оба брата решили принести «спустя несколько времени», а точнее, как утверждает один средневековый теолог, «когда Каину исполнилось 20 лет», т.е. спустя 8(!) лет после начала своей «трудовой деятельности». Авель возложил на алтарь лучшего агнца «от первородных стада своего». Вариантов того, что же принёс в дар Господу Каин несколько. К примеру, Тора утверждает, что это были семена льна (поэтому Тора запрещает носить шатнез, смешивать в одежде лён с шерстью, ибо лён – это дар Каина, а шерсть — дар Авеля). Более популярная версия в христианском исполнении гласит, что это был: сноп пшеницы\ржи\ячменя (также встречаются различные варианты с овощами и фруктами – вроде «пустых» плодов и не спелых, недозрелых ягод).

Так или иначе, но Господь предпочёл принять дар Авеля, а на дар Каина даже «не призрел» (не взглянул). Естественно, что Каин очень расстроился и сделал для себя определённые выводы. Одним из них был тот, что Господу, видимо, по нраву кровавые жертвы и именно их он предпочитает всему прочему.

…Однажды Каин позвал Авеля в поле. (Кстати, именно в то самое "поле", на котором Адам, изгнанный из Эдема, впервые принес свою первую жертву, и, судя по всему, это явно была не кровавая жертва.) Там у них произошёл очередной спор, переросший в ссору. В гневе Каин схватил камень (варианты: палку\дубину), ударил им брата по голове и… убил.

Очень распространено предание о том, что Каин, собравшись убить брата, не знал, как это сделать, но в это время появился ворон (или сатана в облике ворона) и убил другого ворона куском камня, — Каин последовал его примеру (Табари, армянское устное предание). Берешит рабба (22, 4) содержит несколько различных версий: Каин убил Авеля камнем; камышом (ср. убийство Авеля палкой в эфиопской «Книге Адама»); Каин видел, как Адам закалывает жертву, и таким же образом поразил брата в горло — предписанное место для заклания жертвенного животного. Согласно Тертуллиану, Каин задушил Авеля; Каин убил Авеля каменным оружием (армянская «История о сыновьях Адама и Евы»). В средневековой Европе было известно предание, согласно которому Каин убил Авеля ослиной челюстью (ср. Суд. 15, 15-16 — о Самсоне). По другой распространённой легенде Авель был убит веткой Древа Познания.

Судя по текстам Священного Писания, ни Адам, ни Ева почему-то не обеспокоились внезапным исчезновением одного из сыновей. Первым тревогу поднял сам Господь. На вопрос: «Где брат твой, Авель?», Каин ответил дерзко и с вызовом: «Разве я сторож брату моему?» Тогда-то разгневанный Бог и обвинил его в пролитии крови и в убийстве.

Господь не умертвил Каина за этот тяжелейший грех, поскольку в то время Он еще не дал людям заповеди "не убий" и, главное, Каин ничего не знал о смерти (никто ведь еще не умирал), не знал, что физическими действиями можно убить человека и об убийстве вообще. Поэтому Господь ограничился изгнанием Каина из поселения первого семейства. За страшный грех смертоубийства брата Бог возложил на Каина семь наказаний, которые были страшнее смерти:
1.На лбу у него вырос рог (чтобы защищаться от зверей).
2.Горы и долины кричали ему вслед: «Братоубийца!».
3.Он стал беспомощным, как тополиный листок.
4.Его не покидало ощущение голода.
5.Любое его желание вело к разочарованию.
6.Он постоянно недосыпал.
7.Ни один человек не должен был убивать его и дружить с ним.

…И пошел Каин с семьей скитаться по земле, откочевал к востоку и поселился на земле Нод (от слова «над» — изгнание). Там, в земле Нод, родились у Каина сыновья и дочери.

  A бсолютно ясно, что такой вывод является прямым следствием постулата о бессмысленности нравственности. По Борхесу, Богу совершенно безразлично, кем ты был в жизни, убийцей, жертвой или спасителем, потому что, как каждый человек, так и Бог, заключают в себе всё: и Каина и Авеля одновременно. ( См., например, в « Теологах», в «Истории воина и пленницы», в «Биографии Фадея Сидора Круз»)     В стихотворении «15 монет» он говорит:  (Впервые была смерть. Уже не помню, был ли я Авелем или Каином) также   в « Прочих расследованиях »: ( Я и Другой ; я и мой двойник , который является моим другом и моим недругом . Тождество противоположностей: Каин и Авель, предатель и герой, жертва и палач). Основываясь на постулате о двойственности человека Борхес оправдывает любой его поступок: ( Все наши акты справедливы, но также индифферентны. Нет ни моральных, ни духовных критериев... По своим   прошлым и будущим   достоинствам   любой человек   способен на всяческое добро, но также он способен на всяческое предательство в связи со своей прошлой и будущей низостью).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9450. Недостаточность кровообращения 28.65 KB
  Недостаточность кровообращения Это патологическое состояние при котором ССС не способна доставлять необходимое количество крови к органам и системам. Различают: Сердечная недостаточность - это патологическое состояние обусловленное недост...
9451. Заболевания печени. Гепатиты и циррозы. Хронический гепатит 28.47 KB
  Заболевания печени. Гепатиты и циррозы. Хронический гепатит. Хронический гепатит - группа заболеваний печени, вызываемых различными причинами, характеризующихся различной степенью выраженности печеночно-клеточного некроза и воспаления про...
9452. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СФЕРА ДЕЙСТВИЯ И МЕТОД ТРУДОВОГО 60 KB
  ТЕМА№1: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СФЕРА ДЕЙСТВИЯ И МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТП. предмет ТП СФЕРА ДЕЙСТВИЯ ТП Метод трудового права: понятие и основные особенности правового регулирования тр...
9453. Принципы трудового права 45 KB
  ТЕМА №2: Принципы трудового права. Понятие и значение принципов ТП Классификация принципов ТП Общая характеристика основных принципов ТП. Свобода труда и равенство трудовых прав работников. Вопрос 1. Принципы трудового права...
9454. Источники трудового права 50.5 KB
  ТЕМА №3: Источники трудового права Понятие и система источников ТП. Особенности источников ТП. Локальное регулирование труда Роль судебной практики в регулировании ТО Вопрос 1. Источники ТП - это способы, формы закреплен...
9455. Субъекты трудового права 63 KB
  ТЕМА: Субъекты трудового права. Понятие и виды субъектов ТП. Граждане РФ (работники) - субъекты ТП. Работодатели (ЮЛ и ФЛ) - субъекты ТП. Порядок привлечения и использования труда иностранных граждан по законодатель...
9456. Социальное партнерство (СП) в сфере труда 54.5 KB
  ТЕМА: Социальное партнерство (СП) в сфере труда. Понятие, стороны уровни СП, представительства сторон СП отношений. Формы и органы СП. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных ТО. Коллективный договор. Понятие,...
9457. Правовое регулирование занятости населения в РФ 89 KB
  ТЕМА №6: Правовое регулирование занятости населения в РФ. Основные акты и понятия в сфере занятости. Государственные органы содействия занятости. Стратегическая цель государственной политики занятости населения в РФ - это содействие полно...
9458. Трудовые договоры. Заключение ТД и оформление приема на работу. Аннулирование ТД 226 KB
  Трудовые договоры. Заключение ТД. Понятие и значение ТД. Содержание ТД. Сроки ТД. Срочные ТД. Заключение ТД и оформление приема на работу. Аннулирование ТД. Гарантии при заключении ТД. Отказ в приеме на работу. Испытани...