41419

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Реферат

Логика и философия

Существование человека вне общества невозможно. Но что такое общество, как оно возникает, каково его строение, в соответствии с какими принципами оно существует и функционирует Эти вопросы составляют предметное поле того раздела философских знаний, который называется социальной философией

Русский

2014-11-30

122 KB

2 чел.

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Общество как объект философского анализа.

Существование человека вне общества невозможно. Но что такое общество, как оно возникает, каково его строение, в соответствии с какими принципами оно существует и функционирует? Эти вопросы составляют предметное поле того раздела философских знаний, который называется социальной философией. Социальная философия – это философское учение, изучающее специфику, структуру, механизмы возникновения, существования и развития общества. Таким образом, предметом социальной философии являются проблемы социального бытия.

Изучение общества имеет свою специфику. Основные черты социального познания:

- общество – самый сложный объект научного познания (общество оставляют люди, деятельность которых носит осознанный и целенаправленный характер, и потому не всегда может быть объяснена при помощи определенных законов и закономерностей);

- в социальном познании наблюдается в определенном смысле совпадение объекта и субъекта познания;

- истина в рамках социального познания всегда носит в значительной степени субъективный характер.

Общество рассматривается в рамках различных научных дисциплин: история, социология, политология, этика и т.д. Социальная философия пытается построить наиболее общие модели социума. Социальная философия направлена на решение следующих основных проблем:

- проблема определения специфики социальных явлений;

- проблема определения специфики структуры общества как системы;

- проблема выявления общих закономерностей функционирования и развития общества;

- проблема соотношения факторов и источников социальной динамики;

- проблема выявления направленности изменений в обществе;

- проблема соотношения общих и уникальных черт в историческом развитии различных сообществ.

Понятие общества употребляется в узком и широком смысле. Под обществом в узком смысле понимают объединения групп людей для совместной деятельности, либо определенный этап человеческой истории (первобытное общество), либо историческая жизнь отдельного народа или страны (белорусское общество, средневековое французское общество).

Общество же в широком смысле – это исторически изменяющаяся система связей, отношений и форм объединения людей, которая возникает в процессе их жизнедеятельности.

Социально-философские представления сложились еще в рамках классической философии:

1) Античная философия: Общество рассматривается как существующая в неразрывной связи с природой совокупность людей, объединенных между собой некоторыми связями и отношениями, с целью создания более благоприятных условий для жизнедеятельности.

2) Средневековая философия: Общество рассматривается как совокупность людей, организованная согласно божественной воле с целью упорядочивания межчеловеческих отношений.

3) Философия Нового времени: Общество рассматривается как сложное объединение людей, основанное на их согласии, договоре друг с другом для организации совместной деятельности и безопасности (теория общественного договора).

В 19 в. от социальной философии отделяются ряд самостоятельных наук об обществе: социология, история, политология, экономическая теория, правоведение и др. В связи с этим роль социальной философии начинает сводиться к выработке основных подходов, направляющих исследование общества в рамках социально-гуманитарных наук.

Основные подходы к изучению общества в социально-философской мысли.

В рамках различных теоретических подходов к изучению общества по-разному объясняется его функционирование и развитие. Выделяют следующие основные подходы:

1) Натуралистический подход: 

Общество рассматривается по аналогии с природой как естественное продолжение закономерностей природы. На социально-гуманитарное знание распространяются методы естественных наук; идеалы и нормы научности формируются по образцу естественных наук. Натуралистический подход представлен тремя версиями: редукционизм, органицизм, этноцентризм.

Редукционизм – методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам. В соответствии с данным принципом общество и типы общественного устройства определяются либо механическими законами (Т. Гоббс, П. Гольбах), либо особенностями географической среды, климата (Ш.Л. Монтескье, И. Мечников), либо демографическими факторами (Т. Мальтус).

Разновидностью редукционизма является биологизм (биологический редукционизм) – рассмотрение общества по аналогии с биологическим организмом, попытка объяснить социальную жизнь биологическими законами. Так, основатель социологии как науки О. Конт считал социологию продолжением биологии, а методы естественных наук рассматривал в качестве образца научности.

Биологический редукционизм представлен несколькими направлениями:

- биологический эволюционизм (представлен классическим социал-дарвинизмом, а также современным неоэволюционизмом и социобиологией) – общественное развитие интерпретируется, исходя из биологических закономерностей естественного отбора, наследственности; культурные новации в обществе рассматриваются по аналогии с генетическими мутациями;

- расово-антропологическая школа (А. Гобино, Х. Чемберлен) – общественные явления и динамика общества объяснялись действием расово-антропологических факторов;

- органицизм (Г. Спенсер) – общество рассматривается по аналогии с биологическим организмом.

Органицизм вместе с тем можно рассматривать как самостоятельную, выходящую за рамки биологического редукционизма версию натуралистической программы. Общество рассматривается как совокупность индивидов, характеризующаяся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму – оно растёт и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции. Формирование и усложнение процессов разделения труда в обществе рассматривается по аналогии усложнением функций организма по мере его развития. В развитии человеческих сообществ можно наблюдать эволюцию от военного типа общества, которому присуща тесная сплоченность всех индивидов и отсутствие четкого разделения труда к промышленному типу общества, который характеризуется сложной структурой и развитым разделением труда.

Этноцентризм – учение, согласно которому ведущим фактором социального развития выступают природно-этнические, расовые особенности (Л. Гумплович, У. Самнер, Л. Гумилёв). Этноцентризм заключается в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона. Так, американский экономист и социолог У. Самнер разработал понятия «мы – группа» и «они – группа». Взаимоотношения в «мы – группе» трактовались как согласие, а взаимоотношения между «мы – группой» и «они – группой» - как враждебность.

2) Культуроцентристский подход: 

Общество рассматривается как система, существующая относительно самостоятельно по отношению к природе. Специфика того или иного общества определяется доминирующими в нем духовными ценностями (идеями, целями, идеалами), которые определяют как процесс истории, так и жизнь отдельных индивидов. Общество выступает здесь как объект социально-гуманитарных наук, описывающих отдельные социальные явления с помощью специальных методов.

У истоков данного подхода стояли представители немецкой классической философии: И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг. Наиболее ярко в социальной философии данный подход проявился в конце 19 – первой половине 20 вв. К основным его представителям относятся В.Дильтей, В. Виндельбанд, Г.Риккерт, И. Хейзинга.

Первоначально разработка этого подхода осуществлялась преимущественно в русле анализа специфики методологических средств социогуманитарного познания. В. Дильтей пришел к выводу, что общественные науки должны не объяснять, а понимать социальные явления, поскольку понимание основывается на изучении и постижении мотивов человеческой деятельности, обусловившей эти события. В. Виндельбанд оценил науки о культуре (в отличие от наук о природе, которые ориентированы на выведение законов) как идеографические, связанные с описанием конкретных явлений и событий. Его дополнил Г. Риккерт. Он утверждал, что основной метод наук о природе – генерализирующий (направленный на обобщение), в то время как основной метод наук о культуре – индивидуализирующий, позволяющий отразить неповторимость и своеобразие социальных явлений.

Культуроцентристский подход отстаивает идею о том, что мир культурных ценностей – это выражение сущности общественной жизни, а понимание механизмов динамики культуры – условие познания общества в историческом развитии. На основании данных представлений возникли философско-исторические концепции «морфологии культуры» О. Шпенглера, «локальных цивилизаций» А. Тойнби, которые утверждают самоценность и неповторимость отдельных культур и цивилизаций, исходя из специфики заложенных в их основе духовных ценностей.

3) Психологический подход: 

Общество и общественная жизнь объясняются на основе влияния на человеческое поведение специфических психологических факторов. В природе человека заложены определенные психические особенности в виде потребностей, интересов, желаний, различного рода эмоций и идей, реализация которых неизбежно связана с общением людей друг с другом. Причем в ходе психологического взаимодействия возникают новые социальные феномены, которых нет у человека вне общения и взаимодействия.

К основным представителям подхода относятся Г. Тард, Л.Ф. Уорд, З. Фрейд.

С точки зрения Г. Тарда, общество – это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний, которое совершается через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, намерений и т. д. В основе данного взаимодействия находится механизм подражания. Под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения способствуют сохранению целостности общества. Общественное развитие сводится к тому, что отдельные выдающиеся люди изобретают что-то новое (будь то идеи или материальные ценности), а затем массы, подражая, закрепляют это новое. Утверждение всех основных социальных институтов произошло именно потому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что-то новое, стали подражать творцам-новаторам и использовать их изобретения. Социальные конфликты объясняются различными направлениями подражания.

В концепции Л.Ф. Уорда указывается на то, что главной движущей силой исторического развития является интеллект, уникальное обладание которым позволяет человеческим коллективам заменить действие слепых эволюционных сил, господствующих в низшем животном мире, осознанным прогрессом. Интеллектуальные силы являются источником новых мыслей, идей, открытий и изобретений.

Согласно теории психоанализа З. Фрейда, явления социальной жизни возникают в результате видоизменения (сублимации) бессознательной психической энергии людей в соответствии с целями и задачами того или иного общества.

4) Социологический подход: 

Общество и общественная жизнь объясняются на основе характерных признаков и закономерностей, присущих самому обществу и отношениям между людьми и социальными группами, которые формируются в процессе жизнедеятельности общества.

В рамках социологического подхода можно выделить большое количество различных направлений и концепций. Условно все концепции можно разделить на три направления:

- Структурное. Включает в себя концепции, которые рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единой системы.

- Интерпретативное. Включает в себя концепции, которые делают акцент на изучении и интерпретации поведения и деятельности отдельных индивидов и социальных групп в обществе.

- Интегративное. Включает в себя концепции, которые направлены на комплексный анализ как системных характеристик общества, так и социальных взаимодействий на микроуровне.

4.1) Структурное направление социологического подхода представлено прежде всего такими концепциями как марксизм, концепция Э. Дюркгейма, структурный функционализм и структурализм.

Марксизм:

К основным представителям подхода относятся К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Каутский. Общество рассматривается как система, обусловленная преимущественно экономическими факторами, сферой материального производства. Основу каждого из типов общества составляет некоторый способ производства. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства, определяющими среди которых являются отношения к собственности на средства производства.

Развитие общества определяется динамическим взаимодействием производительных сил и производственных отношений. Производительные силы представляют собой динамическую сторону способа производства (постоянно происходит совершенствование средств производства, рабочей силы). Вместе с тем производственные отношения, как правило, являются устойчивыми и сохраняют свои особенности на длительное время (так, отношения рабовладельца и раба, феодала и зависимого крестьянина, предпринимателя и рабочего долгое время не претерпевали существенных качественных изменений). В некоторый период времени существующие производственные отношения начинают тормозить дальнейший рост производительных сил (например, в эпоху раннего Нового времени притоку большого количества капиталов и рабочей силы для роста промышленного производства препятствовали господствовавшие в то время феодальные производственные отношения). В данных условиях возникает противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которое находит разрешение в социальной революции, которая уничтожает отжившие производственные отношения и создает предпосылки для формирования новых производственных отношений, которые соответствуют достигнутому уровню развития производительных сил и дальнейшим потребностям их роста. Тем самым происходит переход в экономике от одного способа производства к другому. Все иные сферы жизни общества (политика, право, мораль, идеология и т.д.) изменяются под воздействием изменений в способе производства.

Концепция Э. Дюркгейма:

Основоположником является французский социолог Э. Дюркгейм. Утверждается приоритет социальной реальности по отношению к индивидуальной (индивид возникает из общества, а не общество из индивидов). Основу общества составляют социальные факты – устойчивые типы поведения и мышления людей. Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами (численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.). Социальные факты обладают следующими характеристиками:

- они являются внешними по отношению к индивидам, поскольку они заключаются в том обществе, которое их создает, а не в его частях;

- они наделены принудительной силой по отношению к отдельным людям (социальные факты определяют деятельность и мышление людей).

Важное место в учении Э. Дюркгейма занимает понятие «солидарности» (социальной сплоченности). «Солидарность» рассматривается Дюркгеймом как высший принцип, высшая ценность, признаваемая всеми членами общества. В неразвитых архаических обществах существовала механическая солидарность, основанная на сходстве индивидов и выполняемых ими функций. Современное развитое общество напоминает организм с различными органами, поэтому Э. Дюркгейм называет новый вид солидарности, возникающий в нем, органической солидарностью. Разделение труда обусловливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью.

Структурный функционализм: 

К основным представителям подхода относятся американские социологи Т. Парсонс, Р.К. Мертон. Данная концепция предусматривает рассмотрение общества как целостной системы, состоящей из ряда структурных элементов, выполняющих определенные функции. Общество должно отвечать ряду требований:

- общество должно быть приспособлено к среде;

- у общества должны быть поставлены цели;

- все элементы общества должны быть скоординированы;

- в обществе должны сохраняться ценности.

Подсистемы социального действия:

- система личности («Эго»): мотивационная структура индивида; организм и система личности вместе образуют «базисную структуру» и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и интересов;

- социальная система — совокупность образцов поведения, социальное взаимодействие (интеракция) и социальные роли (интеграция);

- система культуры — культурные ценности и социальные нормы, необходимые для стабильного функционирования общества.

Любая система стремится к равновесию (стабильности), поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние. Достигается это либо институциализацией того или иного отклонения от нормы (ненормальное явление становится нормальным и приемлемым) либо отрицанием его. У Т. Парсонса элементом, упорядочивающим взаимодействующие части, стала структура (неподвижное единство находящихся в постоянном движении социальных действий). Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок). Нормативный порядок включает в себя социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса).

В итоге социальные системы рассматриваются как устойчивые комплексы правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов.

Таким образом, индивид в своей деятельности стремится к максимальному удовлетворению тех или иных своих потребностей и добивается этого, выбирая из возможных в существующих условиях средств те, которые бы соотносились с существующими в обществе нормами и ценностями.

Условием равновесия социальной системы является выполнение ей четырех функций:

- адаптация (приспособление к физическому окружению – экономика);

- достижение целей (средства организации ресурсов для достижения целей и получение удовлетворения – политика);

- интеграция (поддержание внутреннего единства и упорядоченности; пресечение возможных отклонений – право, мораль);

- латентность (поддержание культурных образцов – институты социализации).

Данные функции имеют специализированный характер. Вместе с тем, они дополняют друг друга как части единого социального организма, позволяя, во избежание возможных противоречий, соизмерять социальные действия людей. Это достигается с помощью соответствующих названным функциям символических посредников: деньги, власть, влияние, ценностные приверженности. В итоге получается равновесие социальной системы. Консенсус объявляется основой нормального развития общества, а конфликт есть отклонением и явлением дисфункциональным (ненормальным).

Структурализм:

К основным представителям данного подхода относятся французские философы К. Леви-Стросс, М. Фуко,  Р. Барт. Одним из основных положений структурализма является утверждение о том, что социальные и культурные явления не обладают самостоятельной природой, а определяются своей внутренней структурой (то есть системой отношений между внутренними структурными элементами), и системой отношений с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах. Эти системы отношений рассматриваются как знаковые системы и, таким образом, трактуются как объекты, наделенные значением.

Определяя признаки, превращающие предметы в знаки, структурализм пытается выявить систему неявных договоренностей (конвенций), влияющих на поведение людей, принадлежащих данной культуре. Структурализм объясняет, каким образом социальные институты, системы договоренностей, которые только путем структурного анализа и могут быть выявлены, делают возможным человеческий опыт. Скрытые системы правил позволяют совершать любые социальные действия.

Язык рассматривается структуралистами как основная сфера проявления социальности, как показатель  коллективного воображения, восприятия, сознания, бытового поведения. Вводятся понятия «языка» материального производства, власти, мифов и т.д. Язык как обмен  информацией является, согласно структурализму, самым ранним и основополагающим фактором становления общества, включает человеческий коллектив в символический мир культуры.

4.2) Интерпретативное направление социологического подхода представлено в первую очередь такими концепциями как «понимающая социология» М. Вебера и феноменология.

Концепция «понимающей социологии»:

Основоположником является немецкий социолог конца 19 – начала 20 вв. М. Вебер. В основе концепции находится утверждение о том, что все формы и виды процессов, происходящих в обществе, могут быть сведены к конкретным проявлениям деятельности отдельных индивидов в их отношении с другими индивидами. Только человеческому поведению присущи такие связи и регулярность, которые могут быть понятно истолкованы. Понимание означает познание социального действия через смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Социальным действием считается действие, которое обладает двумя признаками:

- осмысленный характер;

- ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

М. Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности:

- Целерациональное – действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания субъектом своей цели, рационально соотнесённой с осмысленными средствами, обеспечивающими её достижение. Такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.

- Ценностно-рациональное – определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль).

- Традиционное – определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).

- Аффективное – определяется эмоциями.

Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. К социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. Для его закрепления в системе социальных отношений и взаимодействий возникают социальные организации и институты. Их отличительным признаком является наличие администрации (бюрократии), ответственной за поддержание устойчивости организации и координирование деятельности ее членов, направление функций и усилий на достижение определенной цели.

Феноменология:

В основе данного подхода находится философское учение, основоположником которого является Э. Гуссерль. В социальной философии основными представителями выступают американские социологи А. Шюц, Г. Гарфинкель, Т. Лукман, П. Бергер.

Исходная посылка феноменологической концепции заключается в том, что общество (социальная реальность) рассматривается как явление, которое было создано и постоянно воссоздается в духовном взаимодействии индивидов, зависит от их сознания и смысловых интерпретаций. Человек постоянно действует в социальной реальности в одновременно неизбежных и шаблонных формах (кажущихся «очевидными»). Та область, в которую он может вмешиваться и которую он может изменять, называется жизненный мир.

Феноменология утверждает, что окружающий (внешний) мир людей является результатом деятельности сознания людей. Существование объективного мира не отрицается, но считается, что он становится важным для людей лишь тогда, когда они действительно его воспринимают.  При этом индивиды воспринимают не столько сам мир, сколько его явления (феномены). Взаимопонимание и взаимодействие между людьми происходит благодаря процессам типизации и идеализации. Главная задача феноменологии – выяснить, понять и познать, как люди упорядочивают (структурируют) явления воспринимаемого мира в своем сознании, а затем воплощают свои знания о мире в своем жизненном мире (повседневной жизни). Таким образом, феноменология интересуется не столько объективным миром социальных процессов и явлений, сколько тем, как эти социальные процессы и явления воспринимают обычные люди в своей повседневной жизни.

4.3) Интегративное направление социологического подхода представлено прежде всего такими концепциями как  конструктивный структурализм и концепция коммуникативного действия.

Конструктивный структурализм:

Крупнейшим представителем данного направления является французский философ и социолог П. Бурдьё.

В определении и изучении сути социальных отношений находится концепция двойного структурирования. Утверждается, с одной стороны, существование объективных (независящих от воли и сознания людей) структур (нормы морали и правила взаимодействия, социальная структура общества и т. д.), решающим образом воздействующих на социальную жизнь. С другой стороны, указывается на то, что каждый человек своей деятельностью постоянно воздействует на социальную действительность. Таким образом, социальная действительность оказывается структурированной дважды: во-первых, существующими объективно, т. е. независимо от сознания и воли людей социальными отношениями, и, во-вторых, деятельностью людей. Социальные отношения, усваиваясь в ходе практической деятельности, превращаются в «практические схемы» (схемы производства практик). То есть человек в процессе своей жизни и взаимодействия в обществе усваивает не зависящие от него правила и модели поведения данного общества и в своей деятельности воспроизводит усвоенные схемы поведения.

Центральными в теории П. Бурдьё являются понятия «габитус» и «социальное пространство», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных явлений.

По П. Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус – «систему прочных приобретённых предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые обуславливают социальную деятельность и мышление индивидов.

Социальное пространство – это среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство представляет собой совокупность полей, возникающих в различных сферах общественной жизни (например, экономическое поле, политическое поле, поле науки и т. п.). Упорядочивание и структурирование всех этих полей осуществляется благодаря власти. Власть образуется на основе обладания дефицитными благами – капиталом. Выделяются четыре вида капитала:

- экономический капитал – обладание материальными благами;

- культурный капитал – образование и соответствующий ему диплом, а также культурный уровень индивида;

- социальный капитал – ресурсы, связанные с принадлежностью к группе, проще говоря, личные связи.

- символический капитал – признание авторитета, репутации.

Распределение различных видов капитала в социальном пространстве обусловливает его структуру. В разное время в различных полях тот или иной капитал может быть более или менее важным и, соответственно, давать его обладателю больше или меньше шансов в борьбе за власть (продвижение по карьерной лестнице, достижения в бизнесе, творчестве и т. д.).

К подобным идеям независимо от П. Бурдьё приходит также британский социолог Э. Гидденс в своей концепции структурации.

Концепция коммуникативного действия: 

Основоположником является немецкий философ и социолог Ю. Хабермас.

Центральные понятия данной концепции – инструментальное и коммуникативное действие. Под инструментальным действием понимается трудовая деятельность человека, т. е. деятельность, основанная на конкретных упорядоченных правилах, имеющая определённую цель и ясное осознание последствий. Под коммуникативным действием понимается взаимодействие, упорядоченное согласно нормам, принимаемым за обязательные. В отличие от инструментального действия, ориентированного на успех, коммуникативное действие имеет целью взаимопонимание и достижение консенсуса, согласия. В соответствии с делением действия на инструментальное и коммуникативное Ю.Хабермас вводит понятия инструментальной и коммуникативной рациональности.

Главной идеей теории коммуникативного действия стало противоречие между жизненным миром (сферой непосредственного существования людей и их первичных контактов и взаимодействий, т.е. гражданским обществом), с одной стороны, и системой, т.е. социально-экономической и социально-политической организацией общества как целого. Система, основанная на принципах инструментального действия и инструментальной рациональности, постоянно стремится подчинить себе жизненный мир, основанный на коммуникативном действии и коммуникативной рациональности. Результаты этого видны в том, что действия людей очень часто основываются на принципах инструментальной рациональности,  т.е. имеют целью непосредственную материальную выгоду или личный успех, а не взаимопонимание и согласие. Таким образом, существуют две параллельные социальные реальности: объективная, представленная системой, и субъективная, представленная жизненным миром, в исследовании которых следует применять различные подходы (структурный в первом случае и интерпретативный во втором).

Методологический плюрализм социальной философии свидетельствует о сложности общества и создает основу эффективного познания социально-культурных процессов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59881. ДО СВИДАНИЯ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 119 KB
  Пришли мы к вам учениками новыми Добрыми веселыми. Но чем же мы отличаемся от других 1й ученик: В нашем классе есть Марина Тома Тани и Алина 2й ученик: Ксеня Вика Кати Мила.
59882. Свято-подорож у майбутнє «Ми переходимо у 5 клас» 112 KB
  Вчитель Здравствуйте дети И. Вчитель: Знаєте діти я в дитинстві мріяла стати чарівницею. А за столом – наша перша вчителька. Вчитель Любі хлопчики й дівчатка Вас вітає lm Mter Ви завжди бажані в школі.
59883. Все мы родом из детства 52.5 KB
  Ведущая 1: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Ведущая 2: Кабы я была царица Говорит одна девица То на весь крещеный мир Приготовила б я пир. Ведущая 3: Кабы я была царица Ведущая...
59884. Выпускной - 2012 107 KB
  Ничто на Земле не бывает вечным И школьный год так быстротечен Внезапно наступил прощальный вечер И этот вечер выпускной Трек Внимание Впервые Сейчас Здесь и у нас Самое необыкновенное Самое звездное представление И не зря бытует мнение: звездами не рождаются.
59885. Випускний 85.5 KB
  Ведуча: В шкільній оселі свят завжди багато де музика лунає чути спів Але у нас сьогодні надзвичайне свято Ми проводжаємо своїх випускників 1 Ведучий: Тепер належить їм майбутнє України І їм долати сходинки життя.
59886. Раціональні вирази. Додавання та віднімання раціональних виразів 519.5 KB
  Знати: Зміст понять цілі вирази дробові вирази раціональний дріб Основну властивість дробу Алгоритм зведення раціонального дробу до нового знаменника Правило додавання та віднімання раціональних дробів з однаковими знаменниками...
59889. КОМП’ЮТЕРНА ВІРУСОЛОГІЯ 222.5 KB
  У процесі реалізації концепції профільного навчання в гуманітарних закладах викладач інформатики має чудову можливість на основі активації міжпредметних зв’язків значно поглибити вивчення матеріалу деяких тем курсу.