41458

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

Лекция

Логика и философия

Понятие культуры имеет весьма сложный и многоаспектный характер. Формирование представлений о культуре первоначально было связано с осознанием различий между природным и человеческим мирами. В Древнем Риме под этим термином обозначали «возделывание», «обработку» почвы

Русский

2014-11-30

72 KB

2 чел.

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

Культура как объект философского анализа

Понятие культуры имеет весьма сложный и многоаспектный характер. Формирование представлений о культуре первоначально было связано с осознанием различий между природным и человеческим мирами. В Древнем Риме под этим термином обозначали «возделывание», «обработку» почвы. Постепенно содержание понятия «культура» стало охватывать все «искусственное», созданное трудом человека и в этом смысле отличное от природного, «естественного». Оно означало процесс освоения, облагораживания человеком не только природы, но и самого себя.

С эпохи Нового времени слово «культура» стало указывать на уровень воспитанности личности, сформированных навыков поведения в обществе; под ним понимали также совокупность условий жизни, соответствующую потребностям просвещенного человека. В тот же период понятие «культура» фактически сливается с понятием «цивилизация» и начинает выражать смысл исторического процесса, его прогрессивную направленность, духовное развитие человечества в целом.

В современную эпоху культура изучается многочисленными гуманитарными дисциплинами. В различных исследованиях даются различные толкования понятия культуры. Учитывая многозначность понятия культуры, современная философская мысль выделяет несколько его смысловых значений. Культура включает в себя:

- специфический способ организации деятельности, а также совокупность продуктов материального и духовного труда человека;

- определенные качества и способности личности, полученные в процессе воспитания и образования;

- совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих построение деятельности, а также общественные установления, нормы, ценности и идеалы, регулирующие весь спектр социальных отношений.

Отсюда следует, что культура – это созданный людьми мир специфически человеческой жизнедеятельности, а также средства и способы ее осуществления, в которых воплощаются цели, идеалы, нормы и ценности общества.

В рамках философского знания проблемы культуры рассматриваются в рамках такого ее раздела как философия культуры.

К основным проблемам философии культуры относятся:

- выявление сущности культуры;

- соотношение культуры и личности;

- соотношение культуры и общества;

- выявление различных типов и видов культуры;

- соотношений традиций и новаций в динамике культуре.

Основные концепции культуры

Многомерность феномена культуры объясняет ее открытость для различных исследовательских традиций. В зависимости от того, каким формам деятельности и каким результатам ее придается большее значение в культуротворческом процессе, разные исследователи предлагают разные концепции культуры.

Можно выделить следующие основные концепции культуры:

Натуралистическая концепция 

Сформировалась в рамках философии Просвещения 18 в. (Ф. Вольтер, Дж. Вико, И. Гердер). Культура рассматривается как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие естественных способностей человека. Культура здесь выступает как система механизмов и институтов, обеспечивающих существование людей в соответствии с требованиями и потребностями их неизменной «естественной» природы.

Гегельянская концепция

Сформировалась в трудах Ф. Гегеля в конце 18 – начале 19 вв., а затем нашла свое продолжение в творчестве его последователей – представителей философии неогегельянства второй половины 19 – первой половины 20 вв. Культура рассматривается как реализация Абсолютной идеи (Мирового разума), которая развертывает свою сущность в науке, технике, религии, искусстве, философии, системах морали, права и т.д. Отдельные люди как непосредственные субъекты культурного творчества выступают как объекты Мирового разума, который незримо дирижирует их деятельностью, осуществляя свои цели и задачи.

Аксиологическая концепция

Сформировалась в конце 19 – первой половине 20 вв. рамках баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), в творчестве таких ученых, как В. Дильтей, П. Сорокин. Культура рассматривается как единство ценностей, созданных человечеством. Ценности рассматриваются как важнейший системообразующий фактор культуры, определяющий ее строение, целостность, основные функции и свойства. Согласно данному подходу, культура есть не что иное как реализация идеально-ценностных установок, рассматриваемых под углом их значимости для человека. Так, например, П.Сорокин в соответствии с характером доминирующей ценности делит все культурные системы на:

- идеациональные (главные ценности ориентированы на потусторонний, сверхъестественный мир - например, средневековая западная культура, буддийская культура);

- идеалистические (ценности ориентированы как на материальные, так и на сверхъестественные, религиозные цели – например, древнегреческая культура         5-4 вв. до н.э., западноевропейская культура 13-14 вв.);

- чувственные (ценности ориентированы исключительно на земной, материальный мир и отрицают требования религии и морали – например, современная западная культура).

Деятельностная концепция

Сформировалась в рамках марксизма. Культура определяется как результат практической деятельности людей. Эти результаты материализуются, а точнее – объективизируются в тех или иных материальных или духовных предметах. Только в процессе деятельности человек входит в сферу культуры. В этой деятельности создается специфически человеческий мир, который предстает как социальная реальность. Таким образом, культура здесь выступает как своего рода «технология» человеческой деятельности.

Семиотическая концепция

Сформировалась в 20 в. в рамках структурализма (К. Леви-Строс, У. Эко, М. Фуко), символической теории Э. Кассирера. Культура понимается как совокупность знаков, которые служат ориентирами в жизни и деятельности человека. Основная функция знаков состоит в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. Основанием и системообразующим механизмом культуры является язык.

Психоаналитическая концепция

Сформировалась в первой половине 20 в. рамках философии психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг). Функционирование культуры и ее развитие объясняется из особенностей человеческой субъективности; провозглашается принципиальное противоречие между природным началом в человеке и нормами культуры. В теории З. Фрейда и его последователей культура рассматривается как механизм социального контроля и сублимации бессознательных психических процессов. Здесь, с одной стороны, отмечается репрессивная сторона культуры как отчужденной от человека принудительной системы, задачей которой выступает защита общества от природного начала в человеке путем установления нормативных запретов и символических проекций (идеалов), снимающих страх и чувство вины, возникающих под влиянием запретов. С другой стороны, отмечается продуктивная сторона культуры, которая является программой очеловечивания индивида, трансформирующей его агрессивные инстинкты в разнообразные формы созидательной, творческой деятельности.

В теории К.Г.Юнга основой культуры провозглашается коллективное бессознательное, которое зародилось в древности в коллективном психическом опыте людей (природа его социально-культурная, однако оно передается по наследству на генетическом уровне). Первичными структурами коллективного бессознательного являются архетипы, т.е. некие общезначимые и  интуитивно понимаемые символы  (например, архетип священного, магического, таинственного недоступного и пугающего, или архетип «тени» – темного двойника нашего «я»). Все формы культуры (мифология, религия, мораль) выступают символическим выражением коллективного бессознательного.

Игровая концепция

Сформировалась в первой половине 20 в. в творчестве Й. Хейзинги, Е. Финка, Х. Ортега-и Гассета и др. В данной концепции игра рассматривается как основание и механизм развития культуры. Все формы и феномены культуры (язык, миф, религия, мораль, право, порядок, искусство, ремесло, наука и т.д.) обнаруживают свои корни в игре. Она содействует постоянному восстановлению в культуре гармонии, порядка и безопасности. Согласно Й. Хейзинге, игра рассматривается как спонтанная незаинтересованная деятельность, которая не зависима ни от какой цели. Культура непосредственно связана с игрой, потому что для осуществления любой культурной преобразовательной деятельности человек первоначально должен был осуществить ее в воображении.

Экзистенциальная концепция

Сформировалась в 20 в. в рамках философии экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер). Культура понимается как уникальный способ человеческого существования, как особое духовное измерение бытия, которое порождается стремлением человека к свободному осуществлению его личности на основе подлинного существования (экзистенции). Она возникает по мере наполнения природного существования человека духовным содержанием. Смысл культуры заключается в пробуждении человеческого духа, в указании на возможность и необходимость выхода за рамки предметного мира, круга обыденных забот.

Структура и функции культуры

Структурирование культуры может производиться по самым различным основаниям. Наиболее известным является деление культуры на материальную и духовную на основании того, что все результаты человеческой жизнедеятельности представляют собой различные формы удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Материальная культура включает деятельность, направленную на производство и воспроизводство ценностей, способных удовлетворять материальные потребности людей, а также результаты, способы осуществления и регуляции этой деятельности (например, орудия и средства труда, техника и сооружения, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта).

Духовная культура представляет собой систему нематериальных ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и эстетического творчества. Элементами духовной культуры являются знания, умения, навыки, традиции, обычаи, нравы, ценности, которые вместе образуют нормативную систему культуры. Эта система и осуществляет регуляцию поведения человека, она показывает, что, как и в каких ситуациях ему надлежит делать. Духовная культура выполняет функции социализации человека, формирует мировоззренческие представления, стиль мышления и способ поведения, связывает индивидов в сообщество и обеспечивает связь поколений.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно. Оно основывается на двух основных формах деятельности человека: материально-практической и духовной. Вместе с тем во многих культурных объектах можно проследить аспекты как материального, так и духовного творчества. Например, книга как продукт полиграфической деятельности – это объект материальной культуры, а ее содержание является объектом духовной культуры.

Существуют также другие многочисленные способы выделения различных видов культуры по различным основаниям. Следует перечислить основные из них:

- связь с религией (культуры религиозные и светские);

- региональная принадлежность (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская культура); наряду с ними выделяют общечеловеческую культуру;

- регионально-этническая принадлежность (белорусская, французская, немецкая культура);

- принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

- социально-классовая принадлежность (рабочая культура, буржуазная культура, культура среднего класса и др.);

- сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

- связь с территорией (сельская и городская культура);

- специализация (обыденная и специализированная культура);

- уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура);

- доминирующая культура, субкультура и контркультура.

Следует прояснить смысл двух последних типологий.

Народная культура — это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства. В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Народная культура проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами. Овладевание элементами народной культуры не требует специальной подготовки и образования. 

Элитарная культура – это культура, которая формируется в высших слоях общества. Высокие возможности этих слоев формируют специальные потребности, удовлетворение которых требует специальной профессиональной деятельности. Возникает специфический стиль жизни, профессиональное искусство и сфера услуг. Элитарная культура предполагает стройную иерархию ценностей и норм, наличие особых культурных форм и практик, особого языка, понятного и доступного лишь для определенных социальных групп (элитарных групп). Как правило, основные идеи и ценности элитарной культуры плохо понимаются большинством людей, однако признается их высокий статус, необходимость и значимость для общества.

Массовая культура – культура, представляющая собой тиражируемую и распространяемую СМИ и другими институтами культурной индустрии усредненную и стандартизированную культурную продукцию, рассчитанную на массового потребителя. При этом отдельные культурные образцы рассматриваются исключительно как товар, выставляемый на продажу, необходимый для удовлетворения потребителей. Именно поэтому массовая культура не может быть рациональной и носит преимущественно развлекательный характер. Возникновение массовой культуры приходится на современную эпоху, когда с появлением СМИ, рассчитанных на массового потребителя (радио, телевидение, Интернет), возникла возможность тиражирования культурной продукции в широких масштабах.

Доминирующая культура – это культура, распространяющаяся на всех членов определенного общества. Доминирующая культура обладает одним важным свойством: она имеет тенденцию привести поведение членов данного общества к некоторому среднему состоянию. Эта культура стремится к усредненности, некоторому общему уровню, вырабатывает общие правила поведения и общие системы ценностей.

Субкультура – это культура отдельных групп и слоев, сформировавших свою систему и иерархию ценностей, норм поведения и стиль жизни, отличающий их от других социальных групп и общностей. Каждое общество обладает большим количеством субкультур, которые первоначально возникают на основе социальных структур общества. Существуют религиозные, этнические, профессиональные, политические, территориальные, молодежные субкультуры.

Контркультура – культура, находящаяся в открытом конфликте с доминирующей культурой, отвергающая принятые ею ценности, образ жизни, правила и нормы поведения. В связи с этим доминирующая культура находится в постоянной оппозиции к контркультурам, наблюдается устойчивое стремление подавить проявления контркультур или снизить их влияние. Выделение контркультур бывает достаточно сложным, так как контркультурные черты могут накапливаться в некоторых субкультурах.

Как элемент общества, культура выполняет ряд чрезвычайно важных социальных функций:

1) Аксиологическая функция отражает способность культуры нарабатывать и предлагать человеку систему ценностей и ценностных ориентаций, которые, будучи освоены человеком, наполняют его жизнь значением и смыслом.

2) Адаптационная функция проявляется в том, что культура посредством разнообразных норм и образцов поведения помогает человеку приспособиться к изменчивой природной и социальной среде и приспособить эту среду к своим потребностям и интересам.

3) Нормативная функция отображает способность культуры создавать идеалы и нормы, иные программы, которые формируют стандарты поведения, определяют ценностные ориентации людей и влияют на образ жизни и способы деятельности.

4) Функция социализации проявляется в том, что усвоение культурных ценностей в процессе обучения и воспитания формирует у индивида социальные черты, которые соединяют его с обществом и придают личности способность к ответственной и социально значимой деятельности.

5) Интегративная функция проявляется в способности культуры объединять людей на основе единых ценностей и норм, которые одновременно и отличают одни сообщества от других, придавая им культурную специфику.

6) Знаково-символическая функция связана со способностью культуры выступать в качестве знаков, в которых сохраняется смысл и значение культурных ценностей.

7) Коммуникативная функция проявляется в том, что культура выступает средством общения между людьми, обмена опытом и знаниями, передачи, приема и осмысления информации.

8) Деятельностно-творческая функция отражает активную, творчески-конструктивную природу культуры, ее способность стимулировать активную деятельность людей с помощью накопленного социального опыта.

Следует также отметить, что культура не является неизменной. Происходит постоянный процесс изменений в рамках различных структур и форм культуры. Данные изменения отражают сущность понятия «динамика культуры».

Динамика культуры – это сложный процесс производства, накопления и трансляции культурных ценностей, характеризующийся сочетанием разнообразных механизмов, форм и способов культуротворчества. С одной стороны, этот процесс связан с наработкой, сохранением и передачей новым поколениям культурных ценностей и “технологий” их производства, а с другой – изобретением новых творческих технологий и созданием новых культурных объектов.

Первая тенденция воплощается в преемственности, обеспечивающей связь между культурными эпохами и стилями, наследование и сохранение идей, творческих принципов и приемов. Преемственность в культуре существует как культурная традиция.

Вторая тенденция осуществляется в инновационных процессах, в новаторстве, которое связано с созданием новых культурных образцов, приумножением культурных ценностей. Благодаря новаторству в культуре появляются новые жанры и стили, новые научные теории, новые идеалы и ценности.

История культуры, таким образом, предстает как история сохранения, обогащения и развития культурных ценностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81596. Контроль сформованості граматичних навичок англійської мови учнів початкової школи за допомогою комп’ютерних технологій 264.5 KB
  Мета роботи полягає в розробці та оптимізації серії вправ з контролю сформованості граматичних навичок за допомогою комп’ютерних технологій. Для досягнення поставленої мети передбачається вирішити наступні задачі: виявлення психологічних особливостей молодших школярів, які необхідно враховувати...
81597. Русская военая проза и ее литературные традиции 362 KB
  Предметом нашего научного исследования являются: специфика авторского восприятия войны в том числе локальной образ современного молодого человека на войне классификация военной прозы и литературные традиции в военной прозе конца XX начала XXI вв.
81598. Визуализация семантического анализа текстов 4.68 MB
  Основная часть ранних работ в области представления знаний, то есть науки о том, как преобразовать знания в такую форму, с которой может легко оперировать компьютер, была привязана к языку и подпитывалась исследованиями в области лингвистики, которые, в свою очередь, основывались на...
81599. Оценка защищённости практической квантово-криптографической системы на основе волоконно-оптических линий связи от несанкционированного доступа 350 KB
  В данной работе исследуется новая стратегия несанкционированного доступа к квантово-криптографическим системам, исключающая необходимость прямого взаимодействия с передаваемыми квантовыми состояниями.
81600. Создание метода сравнения изображений, обеспечиющего правильные результаты для любого монитора 796.5 KB
  Изображения приходится сравнивать в системах распознавания образов. Это может потребоваться при обработке запросов к базам данных содержащим изображения при синтезе изображений по геометрической модели так называемый рендеринг для автоматического управления этим процессом.
81601. Организация взаимодействия трехмерного редактора и визуализатора на основе трассировки лучей 4.71 MB
  Данная дипломная работа заключается в организации взаимодействия трехмерного редактора и визуализатора на основе трассировки лучей путем добавления в визуализатор возможности импорта информации о трехмерной сцене из XML-файлов и написания программы-модуля для трехмерного редактора...
81602. Исследование характеристик позиционно чувствительного нейтронного детектора на пучках релятивистских протонов 5.41 MB
  В работе описан созданный для эксперимента FLINT позиционно чувствительный детектор. FLINT – эксперимент о поиску флуктон-флуктонного взаимодействия проводимый с 2006 года по настоящее время в ИТЭФ. Основной задачей эксперимента является изучение плотной холодной ядерной материи.
81603. Разработка проекта реконструкции системы электроснабжения промышленного предприятия (Улан-Удэнский авиационный завод) 12.39 MB
  В данном дипломном проекте решаются различные вопросы такие как: определение токов короткого замыкания расчет релейной защиты и автоматики определяются потери мощности и электроэнергии рассматриваются показатели качества электрической энергии.
81604. Основные и второстепенные способы номинации современных русских жаргонов НМО 533 KB
  Кроме того, на протяжении нескольких лет автор работы является непосредственным носителем жаргона одного из неформальных молодёжных объединений. Многие из тех, кто составляет его близкое окружение, также являются так называемыми «неформалами» разных направлений.