41460

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БУДУЩЕГО И ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Лекция

Логика и философия

Интерес к будущему объясняется тем, что человеку присуща целесообразная деятельность, ее мысленное продолжение, согласование целей и средств их достижения, ожидание результатов и последствий своих действий. Предвидение будущего является необходимым условием целенаправленной деятельности людей.

Русский

2014-11-30

72.5 KB

3 чел.

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БУДУЩЕГО И ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

1. Социальное прогнозирование и научное предвидение как формы осмысления проблемы будущего.

2. Глобальные проблемы современности, их взаимосвязь и иерархия.

3. Концепции постиндустриального и информационного общества. Феномен глобализации.

Социальное прогнозирование и научное предвидение как формы осмысления проблемы будущего.

Интерес к будущему объясняется тем, что человеку присуща целесообразная деятельность, ее мысленное продолжение, согласование целей и средств их достижения, ожидание результатов и последствий своих действий. Предвидение будущего является необходимым условием целенаправленной деятельности людей. Первый бум научных прогнозов (60-е годы ХХ века) вызван стремлением предвидеть долгосрочные экологические и социальные последствия НТР. В конце ХХ века возникает острая потребность в поиске конструктивных решений для глобальных проблем человечества.

В данном аспекте выделяют понятия «социальное прогнозирование» и «научное предвидение».

Социальное прогнозирование – это вид научного исследования, заключающийся в разработке вероятностного знания о состоянии какого-либо социального явления в будущем.

Социальное прогнозирование охватывает на научной основе практически все сферы общественной жизни. Прогнозированием охватывается относительно небольшой временной период (обычно не более 20 лет):

- оперативные прогнозы (до 1 мес.),

- кратковременные (от 1 мес. до 5 лет),

- долгосрочные (5-15 лет),

- дальнесрочные (свыше 15 лет).

Научное предвидение – это конечный результат совокупности исследований, представляющий собой научно обоснованные предположения о будущем состоянии явлений природы или общества. Научное предвидение – это знание о том, чего нет еще в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.

Социальным прогнозированием событий в отдаленном будущем занимается особая наука – футурология. Футурологическими исследованиями занимается ряд национальных и международных научных организаций: Римский клуб, Комиссия 2000 года Американской Академии искусств и наук, Гудзоновский институт и др.

В рамках футурологического подхода выделяют:

- непосредственное будущее (ближайшие 20-30 лет),

- обозримое будущее (около 100 лет),

- отдаленное будущее (свыше 100 лет).

Знание о будущем по мере удаления от настоящего становится все менее конкретным и точным, все более общим и предположительным. Эта закономерность объясняется многовариативностью и альтернативностью исторического прогресса, непредсказуемостью конкретного хода и исхода отдельных событий, неоднозначной хронологической последовательностью социальных событий и т.п.

критерии научного предвидения

сущность

объективность, непредвзятость

Прогноз должен базироваться на знании реальных предпосылок ожидаемого хода развития.

конкретность, адресность и условность реализации

Прогноз должен иметь узкую специализацию, не должен быть тотальным или всеобщим. В прогнозе должны предусматриваться конкретные условия реализации ожидаемого события.

многовариативность альтернатив искомого решения

Чем больше вариантов ожидаемого хода развития будет предусмотрено, тем больше вероятность реализации одного из них.

реалистичность

Прогноз должен быть правдоподобным, поскольку должен основываться на знании реально существующих предпосылок будущих событий.

проверяемость обратной связью

Если спрогнозированные события, незначительно отдаленные по времени от настоящего, не подтверждаются, то можно исключить, основанные на тех же принципах и методах, прогнозы на более отдаленные от настоящего отрезки времени.

Субъективные факторы действия социальных прогнозов – процессы «самоосуществления» и «саморазрушения» прогнозов.

Типы социальных прогнозов:

- поисковые — составляются для выявления возможного образа будущего, отправляясь от реалистических оценок существующих в настоящее время тенденций развития в различных сферах общественной деятельности;

- нормативные — ориентированы на достижение в будущем определенных целей на основе заданных критериев и содержат практические рекомендации для осуществления программ развития;

- аналитические — предназначены для определения в научных целях познавательной ценности методов и средств исследования будущего;

- прогнозы-предостережения — составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее.

Основные методы социального прогнозирования:

- экстраполяция – перенесение в будущее тенденций, закономерности которых достаточно хорошо изучены в прошлом и настоящем;

- историческая аналогия – метод, базирующийся на учете общности некоторых характеристик различных исторических ситуаций и использовании выявленных ранее закономерностей развития событий для прогнозирования будущих общественных процессов;

- экспертная оценка – мнение компетентного специалиста о возможном положении вещей.

Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы современной цивилизации

Положительные последствия:

- рост числа товаров, услуг;

- рост информации;

- экономика услуг;

- массовое потребление;

- всеобщее образование;

- интенсификация коммуникационных связей.

Глобальные проблемы современности, их взаимосвязь и иерархия.

Глобальные проблемы современности – это система взаимосвязанных проблем общепланетарного масштаба, с необходимостью предполагающая комплексное решение, требующее усилий всего мирового сообщества. 

Главные причины глобальных проблем – возрастание мощи технических средств ведения войны и воздействия на природу, исчерпание естественных природных ресурсов, неравноправные экономические и политические отношения внутри стран и между странами, кризис общечеловеческих ценностей.

Глобальные проблемы находятся в неразрывной взаимообусловленной связи друг с другом. Каждая из проблем выступает как элемент структуры всей системы глобальных проблем. Решение только одной проблемы из целого ряда не дает должного эффекта, как не дает должного эффекта и решение проблем усилиями одного государства. Однако обострение одной проблемы влечет за собой обострение и других проблем.

Существует несколько вариантов классификации глобальных проблем. В каждой классификации глобальные проблемы располагаются в определенной иерархической последовательности.

виды

примеры взаимообусловленности

1. Проблема ядерной войны.

Ядерная война станет причиной экологической (например, ядерная зима) и демографической (истребление человеческого генофонда) катастрофы.

2. Проблема неравномерности в экономическом и социокультурном развитии регионов.

Сильное отставание в экономическом развитии ряда стран способствует росту нищеты, обострению политической нестабильности, активизации террористической деятельности.

3. Мировой терроризм.

Угроза войны, угроза жизни человека, экологическая катастрофа (ущерб).

  1.  Экологическая

Экономически слаборазвитые страны заведомо являются сырьевыми «придатками», а их территория – местом захоронения радиоактивных отходов.

2. Демографическая.

Перенаселение планеты может способствовать обострению продовольственной проблемы, росту экономической и политической напряженности в мире.

3. Энергетическая.

Военные конфликты как средство борьбы за основные источники энергоресурсов и, как следствие, нарушение основного права человека – права на жизнь.

4. Продовольственная.

Рост городов и населения способствует сокращению сельскохозяйственных угодий.

1. Проблема нищеты.

Нищета как источник массовых эпидемий типа чумы, холеры, брюшного тифа и т.п., как источник политической нестабильности, почва для развития терроризма.

2. Здравоохранение и образование.

Низкая доступность здравоохранения и образования в экономически слабо развитых странах, соответственно, отсутствие возможностей для реализации ряда прав человека.

3. Гарантия прав человека.

Война, нищета, плохая экология и т.п. – факторы нарушения прав человека.

Концепции постиндустриального и информационного общества. Феномен глобализации.

Постиндустриальное общество (понятие появляется в конце 50-х годов 20-го века) – это новое состояние общества, как воплощение линейного прогресса, экономического роста, дальнейшей технизации труда, вследствие чего сокращается необходимое рабочее время, растет благополучие и т.д. По первоначальной версии управлять таким обществом должны люди с высшим инженерным образованием, т.е. технари.

В 60-70 годы появляются синонимичные  понятия – «технотронное», «информационное», «телекоммуникационное» общество.

В широком смысле постиндустриальное общество – это общество высоких технологий, прежде всего, информационных. «Кто владеет информацией, тот владеет миром», - вот его главный лозунг. Техника, получения, преобразования и передачи информации становится чрезвычайно актуальной. Сегодня делается ставка на принципиальное увеличение скоростей выработки и оперирования информации, ибо это могло бы позволить человеку своевременно предупреждать все негативные эффекты своей деятельности. 

Начиная с 90-ых гг. ХХ века понятие постиндустриального общества постепенно вытесняется понятием информационного общества, которое впоследствии становится ключевым. Информационное общество - это новая форма цивилизации, атрибутами которой являются,

во-первых, новые социальные феномены - интернетный стиль жизни, информационное поведение, информационная культура, информационное общение и др.;

во-вторых, новые социальные процессы - глобализация социальных процессов, информационные войны, компьютерная преступность, антиглобализм.

Культ науки и техники обусловил ряд противоречий современной цивилизации:

- между постоянно растущим уровнем потребления и сокращающимися природными ресурсами;

  •  между высокими темпами развития индустриально развитых стран и низкими темпами развития отсталых стран;
  •  между высоким уровнем образования интеллектуальной элиты общества и низким образованием маргинальных слоев общества;
  •  между постоянным совершенствованием техники (ростом скоростей, функций) и ограниченными психофизиологическими возможностями человека;
  •  между стремлением к безопасности, порядку и стремлением обеспечить эту безопасность с помощью совершенствования и роста оружия в мире.

Развитие постиндустриального и информационного общества определило феномен глобализации. Под глобализацией понимается процесс постепенного преобразования разнородного мирового пространства в единую глобальную систему.

Глобализация как всемирный процесс имеет исторические, политические, социокультурные, технологические предпосылки. Исторически первым этапом формирования первичных предпосылок этого глобально процесса явилась эпоха Возрождения, представлявшая собой специфическое проявление протоглобализации в европейских масштабах. Она создала условия для формирования нового капиталистического экономического уклада, общеевропейского рынка, международных отношений (зачатки международного права).

Второй этап: рубеж 19-20 вв. – интернационализация капиталов, рынков товаров и услуг – завершение раздела мира между наиболее развитыми странами.

Третий этап начался после второй мировой войны. Создание правовых предпосылок глобализации: ООН, МВФ, принятие Всеобщей декларации прав человека, Пакта о гражданских и политических правах, Пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966).

В последнией четверти 20 – начале 21 вв. происходит четвертый этап глобализации: фронтальная транснационализация экономики, создание глобальных финансово-экономических сетей, интенсивное развитие информационных технологий, создание региональных международных объединений.

Факторы глобализации в современном мире:

- создание и стремительное нарастание экономической мощи ТНК, сеть предприятий которых распространяется во многих странах;

- деятельность международных банков и ведущих финансовых организаций, обладающие возможностью совершать трансферы больших денежных масс из одной страны в другую;

- глобальные торговые сети (либерализация международной торговли);

- информационные технологии;

- интернационализация культуры. Взаимодействие факторов.

Противоречивость глобализации. Концепции глобализации: И. Валлерстайн, Н. Луман, Р. Робертсон, С. Хантингтон, З. Бжезиньский и др.

4 основных подхода глобализации:

1) экономический (И. Валлерстайн);

2) социокультурный (Р. Робертсон, С. Хантингтон);

3) политико-институциональный (Ф. Фукуяма, З. Бжезиньский);

4) комплексный (Н. Луман, Ю. Хабермас).

Все концепции, определяющие перспективы современной цивилизации, условно можно разделить на две группы:

Концепции технологического оптимизма

Концепции технологического пессимизма

основополагающие идеи и установки

За счет ускорения научно-технического прогресса все страны рано или поздно вступят в постиндустриальное общество, в котором:

1. За счет внедрения новейшей техники и технологии будет достигнуто изобилие материальных благ, преодолена бедность.

2.Информация станет основным ресурсом при производстве товаров и услуг.

3. Осуществится роботизация производства, что приведет к окончательному вытеснению человека из сферы материального производства и ликвидации эксплуатации.

4.Произойдет всестороннее развитие социальной сферы, которая станет главной сферой общества.

5. Будут решены глобальные проблемы современности.

6. Будет обеспечено всестороннее развитие личности.

При сохранении существующих тенденций НТП в ХХ1 веке произойдет глобальная катастрофа,

поэтому необходимо перейти к «нулевому росту», который предполагает

- простое воспроизводство в экономике;

- рождаемость на уровне 2-3 детной семьи;

- сокращение потребления (устранение «псевдопотребностей»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51560. Призначення і функції програми оболонки MS DOS Norton Commander. Запуск програми. Отримання допомоги. Вказівки для роботи з файлами та каталогами 2.34 MB
  У рядку міністатусу панелі що не є поточною виводиться інформація про той файл або підкаталог який стає виділеним після натискання на клавішу Tb. Щоб зробити поточною іншу панель слід натиснути на клавішу табуляції позначену Tb . Якщо натиснути і утримувати клавішу Сtrl то ви побачите що команди на рядочку статуса змінюються тобто їх стане ще десять а якщо натиснути і утримувати клавішу Аlt то ви спостерігатимете ще зміни тобто команд стане ще десять. ВИХІД З NС Для виходу з NС потрібно натиснути клавішу F10.
51561. Следствие ведут первоклашки или прощание с первым классом 73 KB
  Оборудование: Папки первоклассников портфолио Красочный конверт Цветиксемицветик с загадками Звёзды с задачами Красивый мешочек с песком Телеграмма для Бабы Яги Канат Табличка Лесная налоговая инспекция Счёты для Кощея Ларец со смертью Кощея в мягкую игрушку зайца зашить игрушку утку а неё зашить зубочистку Сейф Разрезанное на буквы слово КАНИКУЛЫ Школьный звонок Плакат Кафе Ура каникулы Угощение для детей Костюмы для персонажей Действующие лица: Василиса Прекрасная Звездочет Баба Яга...
51562. Турбота про здоров’я. Особиста гігієна 50 KB
  Виховати санітарну культуру прагнення зберегти своє здоровя. Формувати стійкі мотиваційні установки на здоровий спосіб життя. Хід виховного заходу Вступне слово вчителя: Зрозуміло всім відомо що приємно бути здоровим.
51563. Праздник «До свидания, 1-й класс! Здравствуй, лето! 133.86 KB
  Поспешите угадать Что в ней и откуда передает корзину учителю Дети да это же приходил сам дядя Степа. Кто из взрослых помнит продолжение этой любимой детской книжки многих поколений По фамилии Степанов И по имени Степан Из районных великанов Самый главный великан От ворот и до ворот знал в районе весь народ Где работает Степанов Где прописан где живет Потому что всех быстрее Без особенных трудов Он снимал ребятам змеев С телеграфных проводов. Но нам надо определить: что в корзине и откуда. Но я нечаянно перепутал...
51564. Методичні поради з розвитку мовленнєвих компетентностей учнів 1 класу 80 KB
  Недостатнє поверхове оволодіння основами рідної мови низька культура усного і писемного мовлення незадовільна читацька навичка і розуміння змісту прочитаного серйозно гальмують загальний розвиток дітей не дають їм змоги успішно вчитись засвоювати основи знань що дає школа. Тому у навчальних планах та програмах на чільне місце ставиться навчання рідної мови. Державний стандарт загальної початкової мовної освіти зорієнтовано на всі чотири види мовленнєвої діяльності на уроках української мови: аудіювання слухання і розуміння;...
51565. Откуда берутся шоколад и мед 60 KB
  Задачи: познакомить детей с производством хорошо известныхсладостей шоколад изюм мёд показать их природноепроисхождение. А вы хотите узнать откуда берется изюм мед шоколад. В первой баночке шоколад во второй изюм а в третьей мед.
51566. Обєми многогранників та тіл обертання 10.46 MB
  Спіймати на гарячому ювеліра Архімеду допоміг відкритий ним у ванні евристичний закон: обєм зануреного у воду тіла можна знайти по витісненому тілом обєму води див. щоб знайти обєм циліндра використовували метод апроксимації для обємів подібних тіл принцип Кавальєрі для зрізання формули Сімпсона; д. Додаткове питання вчитель Що необхідно щоб виміряти обєм геометричного тіла Знайти число яке визначає скільки одиничних кубів міститься у даному геометричному тілі. Знайти обєм повітря в кабінеті відповісти на питання:...