41468

Порядок проведения и учёт результатов инвентаризации основных средств и учёт их результатов

Реферат

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Основные средства — неотъемлемая часть имущества большинства организаций. В отношении таких объектов, как и любого другого имущества, должны быть обеспечены учет и контроль. Соответствие фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета регулярно проверяется инвентаризацией. О методике проведения инвентаризации основных средств и оформлении ее результатов рассказывается в данной статье.

Русский

2014-03-31

60.49 KB

10 чел.

  1.  Порядок проведения и учёт результатов инвентаризации основных средств и учёт их результатов.
  2.  Учет расчётов с покупателями и заказчиками..

1. Основные средства — неотъемлемая часть имущества большинства организаций. В отношении таких объектов, как и любого другого имущества, должны быть обеспечены учет и контроль. Соответствие фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета регулярно проверяется инвентаризацией. О методике проведения инвентаризации основных средств и оформлении ее результатов рассказывается в данной статье.

В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49, инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель. Однако есть случаи, когда проведение инвентаризации обязательно.

Так, в обязательном порядке инвентаризация проводится:

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, допускает проведение инвентаризации основных средств один раз в три года;

— при смене материально ответственных лиц;

— если были выявлены факты хищения основных средств;

— если основные средства были частично или полностью уничтожены из-за стихийного бедствия, пожара, других чрезвычайных ситуаций.

Организации очень часто проводят инвентаризацию основных средств и в случаях переезда или при внедрении новых программных продуктов и систем управления предприятием.

Инвентаризацию проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя. В состав комиссии, как правило, включают представителей администрации предприятия, работников бухгалтерии и других специалистов, способных оценить состояние основных средств (например, инженеров, техников). Приказом о проведении инвентаризации руководитель организации назначает членов инвентаризационной комиссии, определяет виды имущества, которое будет инвентаризироваться (основные средства, нематериальные активы, денежные средства и т.д.), даты начала и окончания проведения инвентаризации.

Перед началом инвентаризации работники, ответственные за сохранность ценностей, дают расписки в том, что все поступившие основные средства оприходованы, выбывшие — списаны, а все первичные документы по ним сданы в бухгалтерию.

Учет результатов инвентаризации

Результаты инвентаризации отражают в описи основных средств (форма № ИНВ-1). Если же данные описи или акта отличаются от данных бухгалтерского учета (например, выявлены недостачи или излишки механизмов и оборудования), бухгалтер составляет сличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма № ИНВ-18).

Расхождения фактического наличия основных средств с данными бухгалтерского учета, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть обобщены. Для этого используют ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ-26).

Справка

Формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации утверждены постановлениями Госкомстата России от 18.08.98 № 88 и от 27.03.2000 № 26 (в части формы № ИНВ-26).

В бухгалтерском учете итоги инвентаризации отражаются следующим образом.

Если выявлены ранее не учтенные объекты основных средств, то их необходимо поставить на учет по первоначальной стоимости, которая определяется текущими рыночными ценами, с зачислением соответствующей суммы на прочие доходы. Амортизация будет начисляться исходя из первоначальной стоимости и установленного срока полезного использования. В налоговом учете стоимость излишков имущества, выявленных в ходе инвентаризации, признается в составе внереализационных доходов (п. 20 ст. 250 НК РФ).

Если была обнаружена недостача объектов основных средств, то материально ответственные лица должны объяснить этот факт. Только после этого руководитель организации принимает решение о снятии с учета недостающих объектов. Сумма недостач может быть отнесена на виновное лицо, если оно установлено.

Для целей бухгалтерского учета убытки от списания недостач основных средств учитываются в составе прочих расходов.

Штриховое кодирование

Эффективным методом сокращения трудоемкости процессов инвентаризации товарно-материальных ценностей является применение технологии штрихового кодирования и идентификации объектов.

Суть данного метода такова. Каждый объект учета вместо нанесения инвентарного номера краской, которое по части эстетики слегка пугает, маркируется самоклеящейся этикеткой с инвентарным номером в виде штрихкода. Оторвать и переклеить этикетку на менее ценный с точки зрения бухгалтерского учета объект имущества без изменения ее внешнего вида невозможно.

Весь процесс с использованием данной технологии заключается в следующем. В автоматизированной системе финансово-хозяйственной деятельности, используемой в организации, присутствует раздел учета основных средств. Данные из этого раздела с помощью специального программного модуля выгружаются в терминал сбора данных. Наряду с этим с помощью принтера печати этикеток формируются этикетки инвентарных объектов и их местонахождений, содержащие штриховые коды, однозначно идентифицирующие эти объекты. Инвентаризация осуществляется посредством терминала сбора данных (терминал), автоматически считывающего штриховые коды с этикеток и отображающего всю имеющуюся в базе данных информацию о конкретном объекте учета. По сути это электронная инвентарная карточка основного средства.

Многие организации, использующие данную технологию, уже почувствовали все преимущества нового метода. Данное решение позволяет:

— сократить временные издержки на проведение инвентаризации;

— минимизировать трудовые затраты;

— уменьшить вероятность исчезновения имущества;

— избавиться от неточностей при приеме или выбытии основных средств;

— выявить прямые злоупотребления материально ответственных лиц;

— обеспечить контроль над составом, местонахождением и перемещением объектов имущества.

Методика проведения инвентаризации включает следующие этапы.

I. Подготовительный этап:

  1. описание подробного плана проведения инвентаризации основных средств и согласование его с руководством компании;
  2. подготовка приказов о проведении инвентаризации, создание комиссии;
  3. приобретение технических средств, необходимых для проведения инвентаризации, и их настройка/доработка.

На данном этапе очень важно выявить все основные средства, подлежащие инвентаризации, и очень подробно составить план.

II. «Физическая» инвентаризация основных средств:

  1. выявление фактического наличия основных средств;
  2. формирование инвентаризационных описей, в том числе (по запросу) по арендуемым основным средствам и находящимся в компании на ответственном хранении;
  3. присвоение инвентарных номеров;
  4. расклейка инвентарных номеров.

III. Аналитический этап. Анализ результатов инвентаризации:

  1. сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  2. подготовка сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств;
  3. проверка данных, содержащихся в актах и описях;
  4. выяснение причин отклонений, анализ данных, подготовка предложений по отражению в учете результатов инвентаризации.

IV. Оформление результатов инвентаризации:

  1. составление подробного отчета с указанием результатов инвентаризации и их анализом;
  2. отражение в учете результатов инвентаризации.

Проведение инвентаризации основных средств — очень важный для организации процесс, который зачастую вскрывает большое количество проблем и требует более детальной доработки бизнес-процессов в компании.

2.Для учёта расчётов с покупателями и заказчиками предусмотрен счёт 62. В момент совершения отгрузки товара покупателю возникает дебиторская задолженность. Она отражается по цене продажи на счёте «Расчёты с покупателями и заказчиками». Данная цена устанавливается в договоре или используется обычно применяемая в подобных обстоятельствах цена на товар. Оплата товара регистрируется в расчётных документах. Произведенная операция записывается таким образом:

Дт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»

Кт 90 «Продажи»

По мере погашения покупателем дебиторской задолженности, она списывается в дебет счетов, на которых отражаются денежные средства: 50, 51, 52, 55.

Если организация продаёт находящееся на балансе амортизируемое имущество (основные средства, нематериальные активы и т.д.), то по цене продажи его списывают проводкой:

Дт 62 Кт 91 «Прочие доходы и расходы».

По мере оплаты стоимости этого имущества дебетуются счета денежных средств и кредитуется счёт 62.

Если за товар поступила предоплата или выплачен аванс, то сумма также заносится в дебет счетов денежных средств и кредит счёта 62.

Суммовые разницы заносятся в дебет счёта 62 и кредит счёта 90. Отрицательные разницы отмечаются сторнировочной записью.

Курсовые разницы отражаются: положительные – по дебету счёта 62 и кредиту счёта 91 и по дебету счёта 91 и кредиту счёта 62 – отрицательные.

По истечении срока исковой давности задолженность списывается в качестве уменьшения прибыли в дебет счёта 91 или резерва по сомнительным долгам – счёта 91.

По счёту 62 аналитический учёт ведётся по каждому счёту, который предъявлен покупателю или заказчику, или же по каждому покупателю, если расчёты осуществляются в порядке плановых платежей.

Рисунок 8. - Операции по счёту 62 - Расчёты с покупателями и заказчиками


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56087. Кіммерійці та скіфи на території сучасної України 101.5 KB
  У відповідному місці впишіть назву кочових племен причорноморського степу що їх витіснили скіфи в VІІ ст. Скіфи –- кочові племена що витіснили кіммерійців на теренах Північного Причорноморя. Скіфи були, як і кіммерійці, кочівниками.
56088. Кіммерійці та скіфи на території сучасної України 62.5 KB
  Навчальна мета: закріпити знання з попередньої теми; розглянути з учнями історичний матеріал повязаний з життям на території сучасної України кочових племен кіммерійців та скіфів; при вивченні нового матеріалу...
56089. Школа проти СНІДу 123 KB
  Саме тому перш за все школа повинна стати середовищем для формування у молодих людей розуміння серйозності проблеми ВІЛ СНІДу та переваг здорового способу життя. Мета: ознайомити учнів з епідеміями що спіткали цивілізацію з сучасним станом розвитку епідемії ВІЛ СНІДу.
56090. Григорій Сковорода – філософ, поет, музикант. (“Всякому городу – нрав і права” із циклу “Сад божественних пісень”) 38.5 KB
  Сковорода: філософом поетом чи композитором. Тарас Шевченко Григорій Сковорода видатний український просвітитель поет педагог музикант ХVІІІ століття поборник правди чия творчість пройнята любов’ю до людей.
56091. ОСОБЛИВОСТІ ВИВЧЕННЯ ТВОРЧОСТІ Г.С. СКОВОРОДИ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТІ 186.5 KB
  Сковорода був близький йому своїми ідеями поглядами на призначення людини. Можливо він орієнтувався трохи на малюнок Івана Їжакевича Мандрівний філософ Сковорода і на малюнок Миколи Самокиша Сковорода...
56092. Бабусина скриня 72 KB
  Мета уроку: поглибити знання учнів з краєзнавства, акцентувати увагу на потребі зберігати як святиню усе те, що пов’язує людину з рідною землею; розвивати зв’язне мовлення та логічне мислення учнів...