41470

Изучение организации и методики анализа выполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Объектом исследования курсовой работы является смета доходов и расходов Бахчисарайского районного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи. Предмет исследования – организация и методика анализа выполнения сметы доходов и расходов данного бюджетного учреждения

Русский

2014-03-30

168.34 KB

67 чел.

3

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

стр. 3

1.

Значение, цель и задачи анализа сметы доходов и расходов бюджетного учреждения

стр. 7

2.

Характеристика основных экономических показателей бюджтного учреждения, на материалах которого выполнена работа

стр. 10

3.

Организационное и информационное обеспечение анализа

стр. 13

4.

Методика анализа доходной и расходной частей утвержденной сметы

стр. 17

5.

Методика анализа фактических доходов и расходов бюджетного учреждения

стр. 24

6.

Методика анализа результата исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения

стр. 29

7.

Реализация методики анализа в среде пакетов прикладных программ

стр. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

стр. 37

ЛИТЕРАТУРА

стр. 40

ВВЕДЕНИЕ

Хозяйственная     деятельность           некоммерческих         организаций (учреждений) направлена на достижение образовательных, научных, благотворительных целей, для удовлетворения социально-духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, которые носят, в основном, нематериальный характер. Такие некоммерческие учреждения содержатся (полностью или частично) за счет бюджетных средств и, соответственно, называются бюджетными.

Бюджетные учреждения имеют необходимые условия и ресурсы для обеспечения государственных программ. На осуществление этих операций расходуются значительные материальные и денежные средства, источником которых являются общественные фонды потребления, формируемые в основном за счет средств и ассигнований государственного бюджета. Возникает объективная необходимость эффективного управления движением бюджетных средств и имущества, приобретенного за их счет. 

Актуальность темы курсовой работы «Организация и методика анализа выполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения» обусловлена тем, что экономический анализ эффективности расходования этих средств имеет большое государственное значение.  

Экономический анализ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в системе управления бюджетной организации. Систематическое проведение объективного анализа наличия и использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, контроль за правомерностью проводимых операций позволяет максимально использовать внутренние резервы, правильно и экономно расходовать средства в соответствии с бюджетными ассигнованиями и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов. Используя информацию экономического анализа, руководители и специалисты учреждений могут оперативно принимать меры по устранению просчетов и отклонений от утвержденных нормативов в ходе хозяйственной и финансовой деятельности.

Вопросы анализа выполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений достаточно глубоко изучены в работах украинских авторов:  Джога Р.Т., Свирко С. В., Желюк Л.А., Иванечко Ю.М., Лучко М.Р., Матвеевой В.А., Замазий С., Атамась П.И., Кочетова В.А., а также российских авторов: Панкова Д.А.; Головковой Е.А.; Пашковской Л.В. и др. Однако в условиях стремительных рыночных преобразований и ограниченности финансовых ресурсов остро встает вопрос о  поиске новых подходов к формированию смет бюджетных учреждений, что доказывает целесообразность дальнейшего научно-практического исследования темы экономического анализа эффективности расходования бюджетных средств.

 Целью курсовой работы является изучение организации и методики анализа выполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения.

Для достижения поставленной цели  определены следующие задачи:

1) раскрыть значение, цель и задачи анализа сметы доходов и расходов бюджетного учреждения;

2) рассмотреть основные экономические показатели бюджетного учреждения, на материалах которго выполнена работа;

3) определить организационное и информационное обеспечение анализа;

4) исследовать методику анализа доходной и расходной частей утвержденной сметы;

5) изучить методику анализа фактических доходов и расходов бюджетного учреждения;

6) изучить методику анализа результата исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения;

7) рассмотреть  реализацию методики анализа в среде пакетов прикладных программ.

Объектом исследования курсовой работы является  смета доходов и расходов Бахчисарайского районного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи. Предмет исследования – организация и методика анализа выполнения сметы доходов и расходов данного бюджетного учреждения. Предметом экономического анализа в рамках данной работы является хозяйственная деятельность бюджетного учреждения, направленная на осуществление его функций и эффективное использование выделенных ему средств.

Исследование темы курсовой работы осуществлено с использованием различных методов анализа. Метод сопоставления или сравнения состоит в сопоставлении отчетных показателей с планом, сметой, кассовых и фактических расходов. С помощью этого метода определяется, как выполнена смета доходов и расходов. Сопоставимость сравниваемых показателей может быть достигнута посредством расчета средних величин. Анализ будет неполным без расчетов относительных величин (процентов и коэффициентов). Они определяются делением одной величины показателя на другую, которая принимается за базу сравнения. Проценты применяются при изучении степени выполнения планов, уровня расходов. Коэффициенты определяются отношением двух взаимосвязанных показателей, один из которых принимается за единицу. Кроме того, были применены приемы наблюдения, группировки, классификации и графического изображения результатов; обработка и обобщение данных исследования, формулирование выводов.

По структуре курсовая работа состоит из введения, семи вопросов основной части, заключения, используемой литературы. В первом вопросе основной части курсовой работы раскрывается значение, цель и задачи анализа сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. Во втором вопросе основной части рассмотрены основные экономические показатели бюджетного учреждения, на материалах которго выполнена работа. Третий вопрос основной части рассматривает организационное и информационное обеспечение анализа. Четвертый вопрос основной части курсовой работы посвящен методике анализа доходной и расходной частей утвержденной сметы. В пятом вопросе основной части  рассматривается методика анализа фактических доходов и расходов бюджетного учреждения; в шестом - методика анализа результата исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. Седьмой вопрос исследует реализацию методики анализа в среде пакетов прикладных программ.

  1.      Курсовая работа включает 30 станиц основной части, введение, заключение,  перечень использованных литературных источников и приложения.              

1. Значение, цель и задачи анализа сметы доходов и расходов бюджетного учреждения

Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета. Аналитическая функция управления призвана обеспечивать оперативный, текущий и стратегический анализ информации о реальном экономическом состоянии субъекта хозяйствования, резервах экономии бюджетных ресурсов, целевом использовании выделенных государством денежных средств для деятельности организаций непроизводственной сферы

Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.

Хотя деятельность бюджетных организаций носит объективный характер и развивается по определенным законам, она нуждается в управлении со стороны государства. Чтобы быть эффективным, такое управление, во-первых, должно основываться на познании и использовании механизмов действия законов экономического развития, проявляемых на уровне отдельных субъектов хозяйствования, и, во-вторых, реализовываться посредством определенного набора функций, к числу которых относится и функция анализа.

Анализ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в системе управления бюджетной организацией. Его место и взаимосвязь с другими управляющими функциями — планированием, учетом и регулированием — наглядно представлены на рис. 1.1.

Планирование

Учет

Анализ

Регулирование

Рис. 1.1. -  Система управления бюджетной организацией

Цель анализа сметы доходов и расходов бюджетного учреждения -  на основе плановой и фактической информации при помощи специальных приемов и методов дать количественную и качественную оценку изменений, происходящих в бюджетной организации, сформировать данные, при помощи которых вырабатываются варианты управленческих решений, направленных на устранение причин отрицательных отклонений от запланированных показателей развития бюджетной организации. Посредством аналитической функции выявляются неиспользованные внутрихозяйственные резервы ускорения развития и роста эффективности деятельности организации. Этим определяется сущность анализа как функции управления.

Одним из самых важных этапов при проведении анализа в бюджетном учреждении является анализ сметы доходов и расходов. Как известно, учёт исполнения сметы доходов и расходов осуществляется  по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией  по бухгалтерскому учету в  учреждениях и организациях, состоящих на Государственном  бюджете СССР, с изменениями, внесенными в Приказом Государственного казначейства  Украины N 68  от 27.07.2000 г.[ 3 ], а для расходования бюджетных средств установлены правила, определенные Бюджетным кодексом Украины [ 1 ]. Анализ исполнения сметы позволяет установить, соблюдаются ли эти правила (финансовая дисциплина) при использовании бюджетных средств.

Содержанием анализа исполнения смет расходов является оценка эффективности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонений фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения.

Основными задачами исполнения смет расходов являются:

  1.  изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных кодов бюджетной классификации;
  2.  изучение состава и структуры расходов;
  3.  контроль правильного использования выделяемых из бюджета ассигнований, сохранностьи денежных средств и материальных ценностей учреждений;
  4.  оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных в сметах;
  5.  выявление резервов повышения эффективности использования ресурсов бюджетных  учреждений;
  6.  разработка выводов и предложений по результатам анализа с целью устранения недостатков и улучшения оперативной и финансовой деятельности учреждения.

Таким образом, при анализе сметы доходов и расходов бюджетных учреждений решается весьма широкий круг задач. При этом они конкретизируются в зависимости от того, в каком звене бюджетной системы проводится анализ: по отчету отдельного бюджетного учреждения или сводному отчету централизованной бухгалтерии.

2. Характеристика основных экономических показателей бюджетного учреждения, на материалах которой выполнена работа

Бахчисарайский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи - учреждение, уполномоченное государством принимать участие в реализации государственной социальной политики путем проведения социальной работы с семьями, детьми и молодежью, которые находятся в сложных жизненных условиях и требуют посторонней помощи. Специалисты Центра  являются государственными служащими.

 Бахчисарайский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи создан Бахчисарайской районной государственной администрацией и находится в сфере ее управления. Юридический адрес: 98400, АР Крым, г. Бахчисарай, ул. Советская, 5.  Код ЕГРПОУ - 26367270. Организационно-правовая форма хозяйствования - коммунальное учреждение. Вид деятельности (КВЭД) - 85.32.0  - оказание социальной помощи без обеспечения проживания.

Штатная численность Центра социальных служб для семьи, детей и  молодежи утверждена в количестве 5 единиц. Организационно-кадровая структура Бахчисарайского районного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи отражена в виде схемы (рис.2.1):

     Директор

Главный специалист, главный бухгалтер

Отдел социальной работы

Начальник отдела социальной работы

Ведущий специалист

Ведущий специалист, юрисконсульт

Рис.2.1.- Организационно-кадровая структура Бахчисарайского районного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи

Данная структура исследуемого субъекта наглядно показывает, что все обязанности по ведению учета, анализу и контролю финансово-хозяйственной деятельности возложены на  главного специалиста, главного бухгалтера.  

Бахчисарайский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи (далее - Центр) содержится за счет средств местного бюджета. Является распорядителем средств третьего уровня. Код функциональной классификации расходов: 091101 «Содержание центров социальных служб для семьи, детей и молодежи»

Основные экономические показатели деятельности учреждения приведены в табл.2.1.

Таблица 2.1.

Основные экономические показатели деятельности учреждения за 2010-2011                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                        ( грн.)

Показатели

2010 г.

2011 г.

Абсолютное изменение

Относительное изменение, %

1

2

3

4

5

Среднегодовая стоимость основных средств (остаточная стоимость)

8788,00

7938,00

- 850,00

-10,7

Сумма износа основных средств

8963,00

9813,00

850,00

9,48

Материальные запасы

489,54

-

- 489,54

-100,0

Оборотные активы

171,70

51,00

-120,70

-237

Дебиторская задолженность

-

-

-

-

Фактические расходы общего фонда

179170,13

157208,48

-21961,65

-13,97

Кассовые расходы общего фонда

179260,48

156261,84

-22998,64

-14,72

Валюта баланса

9449,24

7989,00

-1460,24

-18,29

Собственный капитал

8788,00

7938,00

- 850,00

-10,7

Результат выполнения сметы по общему фонду

+ 419,30

-527,34

- 946,64

Х

Кредиторская задолженность

241,94

578,34

+336,40

139,04

Доходы общего фонда

179260,48

156261,84

-22998,64

-14,72

Штатная численность

6

5

- 1

- 20

                                                               Продолжение табл.2.1.

1

2

3

4

5

Расходы на оплату труда

123398,32

104124,57

-19273,75

- 18,51

Коэффициент износа основных средств

10

10

-

-

Приведенные данные наглядно показывают, что практически по всем показателям экономической деятельности произошло значительное снижение. Во многом это поясняется дефицитом местного бюджета, и как следствие - сокращение штатной численности Центра на одну единицу (20%), сокращение бюджетных ассигнований на содержание учреждения почти на 23 тыс. грн. (около 15%), в том числе на оплату труда - на 19 тыс.грн. (18,5%). Материально-техническое обеспечение Центра не улучшилось: приобретение основных средств на протяжении года не происходило, наблюдается значительное уменьшение материальных запасов и оборотных средств.          

          Увеличение показателя износа основных средств в данном случае является естественным при ежегодном начислении износа. А рост кредиторской задолженности более чем на 100% - отрицательное явление, свидетельствующее  о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности исследуемого учреждения.

3. Организационное и информационное обеспечение анализа

Для проведения экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности любого хозяйствующего субъекта, в том числе и бюджетного учреждения, необходимо соответствующее организационное и информационное обеспечение.  Организационное обеспечение  представляет собой определенный план анализа, который включает в себя: этапы работы, входящая информация, приемы и способы анализа, исходящая информация и ее формы. Информационное обеспечение состоит из нормативно-справочной и  фактографической информации. В целом информационное обеспечение анализа можно представить следующим образом (рис.3.1):

Информационное обеспечение

Фактографическая информация

Нормативно-справочная информация

Законы Украины Бюджетный кодекс, Постановления Кабинета Министров Украины,

Приказы Государственной казначейской службы, Министерства финансов Украины, Положение об учреждении,  лимиты и нормативы

Учетная информация (регистры синтетического и аналитического учета: карточки, графики, табеля, ведомости); отчетная информация (бухгалтерская, налоговая, статистическая отчетность); внеучетная информация (договора, приказы, планы)

Рис. 3.1. -  Информационное обеспечение анализа

Организация анализа исследуемого учреждения включает следующие этапы (табл. 3.1):

Таблица 3.1.

План  анализа финансово-хозяйственной деятельности

Этапы работы

Входящая информация

Приемы и способы анализа

Исходящая информация

Форма исходящей информации

1

2

3

4

5

Анализ выполнения сметы доходов и расходов

Отчет о поступлении и использовании средств общего фонда (ф.№2-м)

Сравнение, относи-тельные величины

Абсолютные и относительные показатели выполнения сметы доходов и расходов

Таблица

Анализ финансового результата

Баланс (ф.№1);

Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности (ф.№9-м)

Сравнение, относи-тельные величины

Абсолютные и относительные показатели финансового результата

Таблица

Анализ кассовых и фактических расходов

Карточки аналитического учета полученных ассигнований, кассовых и фактических расходов

Сравнение, относи-тельные величины

Абсолютные и относительные показатели кассовых и фактических расходов

Таблица

Анализ структуры расходов на оплату труда

Штатное расписание;

расчетные ведомости

Сравнение, относи-тельные величины

Абсолютные и относительные показатели структуры расходов на оплату труда

Таблица

Информационное обеспечение представим в следующей форме (табл.3.2):

                                                                                                       Таблица 3.2

Характеристика

информационного обеспечения экономического анализа

Информационное обеспечение

Краткая характеристика в контексте экономического анализа

1

2

Нормативно-справочная информация:

Бюджетный кодекс Украины

Определяет правовые основы функционирования бюджетной системы Украины, ее принципы, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений и ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Постановление КМУ 28.02.2002г. №228 «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений»

Обеспечивает единство процесса составления и утверждения смет бюджетных учреждений

Приказ Министерства Финансов Украины от 27.12.2001 №604 «О бюджетной классификации и ее введении»

Обеспечивает единство бюджетного учета и контроля за целевым использованием бюджетных средств

Приказ  Государственного казначейства и Министерства финансов  Украины «О Порядке составления финансовой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств» (ежегодный)

Разъясняют порядок составления финансовой  отчетности

Приказ Государственного казначейства Украины от 06.10.2000г.№100 «Об утверждении Порядка составления аналитического учета бюджетных учреждений»

Разъясняет назначение  карточек и книг  аналитического учета, порядок их заполнения

                                                                 

                                                                                    Продолжение табл.3.2

1

2

Фактографическая информация

Отчет о поступлении и использовании средств общего фонда (ф.№2-м)

Отражает нарастающим итогом с начала года сметные назначения, полученное финансирование, расходы (кассовые и фактические) в разрезе кодов функциональной классификации расходов, а внутри них - в разрезе кодов экономической классификации.

Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности (ф.№9-м)

Составляется распорядителями бюджетных средств для отражения результата их финансовой деятельности за отчетный год.

Баланс (ф.№1)

Содержит обобщенные итоговые экономические показатели деятельности учреждения по состоянию на начало отчетного года и на конец отчетного периода.

Карточки аналитического учета полученных ассигнований, кассовых и фактических расходов

Предназначены для аналитического учета (по кодам экономической классификации) сумм полученного финансирования, кассовых и фактических расходов.

Основой для анализа является отчётность учреждения. Анализ бухгалтерской отчетности – это процесс, при помощи которого можно оценить прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности учреждения, при этом главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности относительно будущих условий существования.

На основании выжеизложенной информации и предложенного бюджетным учреждением материала для исследования, можно сделать вывод о том, что для проведения экономического анализа выполнения сметы доходов и расходов имеется необходимое организационное и информационное обеспечение.

4. Методика анализа доходной и расходной частей утвержденной сметы

В качестве источников информации для проведения анализа доходной и расходной частей утвержденной сметы используются следующие документы:  прогнозные показатели расходов на 2012 год; проекты сметы и плана ассигнований на 2012 год; расчеты показателей: заработной платы, энргоносителей, прочих текущих расходов; лимитная справка о бюджетных ассигнованиях, уточненные проекты сметы и плана ассигнований, извлечение из Годовой росписи ассигнований общего фонда местных бюджетов; смета доходов и расходов, а также  план ассигнований на 2012 год.

Смета доходов и расходов является основным плановым документом, который предоставляет полномочия бюджетному учреждению относительно получения доходов и осуществления расходов, определяет объем и направление средств для выполнения учеждением своих функций и достижения целей, определенных на год в соответствии с  заплпнированными сметными  назначениями.

План ассигнований представляет собой помесячное распределение ассигнований, утвержденных в смете по сокращенной форме экономической классификации, которое регламентирует взятие учреждением обязательств в течение года. План ассигнований является неотъемлемой частью сметы и утверждается вместе с этой сметой.

Согласно Порядку составления, рассмотрения, утверждения смет бюджетных учреждений [11], планирование доходной и расходной части сметы осуществляется с учетом следующих требований:

- в доходной части сметы отмечают плановые ассигнования из общего фонда бюджета и объемы поступлений из специального фонда, которые предполагается направить на покрытие соответствующи расходов бюджетного учреждения. Формирование доходной части общего фонда осуществляется на основании плановых объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание этого учреждения. Данные о плановых объемах бюджетных ассигнований сообщает учреждению непосредственно вышестоящая организация.

- в расходной части сметы определяют общую сумму расходов бюджетного учреждения, а также в разрезе кодов экономической классификации расходов, которые планируется осуществить за счет бюджетных ассигнований и средств специального фонда. При определении объемов расходов главные распорядители бюджетных средств должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения, исходя из его основных производственных показателей, объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости погашения дебиторской и кредиторской задолженности и реализации отдельных программ.

Обязательным является выполнение требования по первоочередному обеспечению бюджетными средствами расходов на оплату труда с начислениями, а также на хозяйственное содержание учреждений. Должен обеспечиваться строгий режим экономии средств и материальных ценностей.

Показатели расходов, которые включают в проект сметы, должны обосновываться соответствующими расчетами по каждому коду экономической классификации расходов и детализироваться по видам и количеству товаров (работ, услуг) с указанием стоимости за единицу.

Бахчисарайская РГА как главный распорядитель средств устанавливает для Центра как распорядителя низшего уровня предельные объемы расходов, прогнозные коэффициенты повышения цен на енергносители и др. показатели. (Приложение А).

Так, на 2012 год доведены следующие показатели минимальной заработной платы: с 1 января - 1073 грн, с 1 апреля - 1094 грн, с 1 июля - 1102 грн, с 1 октября - 1118 гривен и с 1 декабря - 1134 гривни в месяц. Увеличение расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей - в среднем на коэффициент 1,27 в том числе: на оплату теплоснабжения - на 1,3058; на оплату электроэнергии - на 1,2; на оплату водоснабжения и водоотведения, электроенергии и других коммунальных услуг  - на 1,112. Общий объем расходов на содержание Центра - 165 500 грн.

Согласно доведенной информации, главный бухгалтер Центра составляет проекты сметы и плана асигнований с приложеним соответствующих детализированных расчетов по каждому виду расходов. Схема проекта сметы Центра представлена в табл. 4.1

                                                                                              Таблица 4.1

Проект сметы на 2012 год

Показатели 

Код 

Всего на год 

Итого 

Удельный вес,%

Общий фонд 

Спец фонд

ПОСТУПЛЕНИЯ - всего

х 

165500

-

165500

100

Поступление средств из общего фонда бюджета

х 

165500

х

165500

100

Поступление средств из специального фонда бюджета

х 

-

-

-

РАСХОДЫ - всего

х 

165500

-

165500

100

текущие расходы

1000

165500

-

165500

100

Оплата труда работников бюджетных учреждений

1110

117557

-

117557

71,03

Заработная плата

1111

117557

-

117557

71,03

Начисления на заработную плату

1120

37118

-

37118

22,43

Приобретение предметов снабжения и материалов, оплата услуг и другие расходы

1130

2985

-

2985

1,80

Предметы, материалы, оборудование и инвентарь

1131

650

-

650

0,40

Оплата услуг (кроме коммунальных)

1134

2335

-

2335

1,40

Расходы на командировки

1140

2400

-

2400

1,45

Оплата коммунальных услуг и энергоносителей

1160

5440

-

5440

3,29

Оплата теплоснабжения

1161

4154

-

4154

2,51

Оплата водоснабжения и водоотведения

1162

534

-

534

0,32

Оплата электроэнергии

1163

752

-

752

0,46

капитальные расходы

2000

-

-

-

Схема проекта плана асигнований представлена в табл. 4.2

                            Таблица 4.2.

 Проект плана асигнований общего фонда на 2012 год

Показатели

КЭКР

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Сентя  брь

Октя  брь

ноябрь

Декабрь

Всего на год

Оплата труда 

1110

10662

10662

10662

9508

9508

9508

9508

9508

9508

9508

9508

9507

117557

Начисления на заработ-ную плату 

1120

3300

3300

3300

3025

3025

3024

3024

3024

3024

3024

3024

3024

37118

Оплата коммуна-льных услуг  и енергоно-сителей

1160

939

939

939

108

108

108

107

107

106

106

937

936

5440

Прочие расходы 

5000*

690

690

690

369

368

368

368

368

368

368

369

369

5385

ВСЕГО 

15591

15591

15591

13010

13009

13008

13007

13007

13006

13006

13838

13836

165500

К составленному проекту сметы приложены расчеты заработной платы с учетом повышения минимальной заработной платы в течение года (табл.4.3):

              Таблица 4.3

Расчет потребности средств на заработную плату:

N

Дожность

Оклад  январь-март

Надбавка за ранг

Надбавка за выслугу лет

Индексация

Месячный фонд

Материальная  помощь

на 3 мес. 2012

1

Директор

1404,00

70,00

294,80

560,00

2328,80

 

6986,40

2

Главный бухгалтер

1073,00

60,00

373,89

560,00

2066,89

 

6200,67

3

Начальник отдела

1073,00

50,00

89,84

560,00

1772,84

 

5318,52

4

Ведущий специалист, юрисконсульт

1073,00

45,00

 

 

1118,00

 

3354,00

5

Ведущий специалист

1073,00

45,00

167,70

560,00

1845,70

 

5537,10

 

Всего:

5696,00

270,00

926,23

2240,0

9132,23

0,00

27396,69

N

Дожность

Оклад  апрель-июнь

Надбавка за ранг

Надбавка за выслугу лет

Индексация

Месячный фонд

Материальная  помощь

на 3 мес. 2012

1

Директор

1404,00

70,00

294,80

570,00

2338,80

1404,00

8420,40

2

Главный бухгалтер

1094,00

60,00

380,82

570,00

2104,82

1094,00

7408,46

3

Начальник отдела

1094,00

50,00

91,52

570,00

1805,52

1094,00

6510,56

4

Ведущий специалист, юрисконсульт

1094,00

45,00

 

 

1139,00

1094,00

4511,00

5

Ведущий специалист

1094,00

45,00

170,85

570,00

1879,85

1094,00

6733,55

 

Всего:

5780,00

270,00

937,99

2280,0

9267,99

5780,00

33583,97

N

Дожность

Оклад  июль-сентябрь

Надбавка за ранг

Надбавка за выслугу лет

Индексация

Месячный фонд

Материальная  помощь

на 3 мес. 2012

1

Директор

1404,00

70,00

294,80

570,00

2338,80

 

7016,40

2

Главный бухгалтер

1102,00

60,00

371,84

570,00

2103,84

 

6311,52

3

Начальник отдела

1102,00

50,00

92,16

570,00

1814,16

 

5442,48

4

Ведущий специалист, юрисконсульт

1102,00

45,00

 

 

1147,00

 

3441,00

5

Ведущий специалист

1102,00

45,00

172,05

570,00

1889,05

 

5667,15

 

Всего:

5812,00

270,00

930,85

2280,0

9292,85

0,00

27878,55

Продолжение табл. 4.3

N

Дожность

Оклад  октябрь -ноябрь

Надбавка за ранг

Надбавка за выслугу лет

Индексация

Месячный фонд

Материальная  помощь

на 2 мес. 2012

1

Директор

1404,00

70,00

294,80

595,00

2363,80

 

4727,60

2

Главный бухгалтер

1118,00

60,00

376,96

595,00

2149,96

 

4299,92

3

Начальник отдела

1118,00

50,00

116,80

595,00

1879,80

 

3759,60

4

Ведущий специалист, юрисконсульт

1118,00

45,00

 

 

1163,00

 

2326,00

5

Ведущий специалист

1118,00

45,00

174,45

595,00

1932,45

 

3864,90

 

Всего:

5876,00

270,00

963,01

2380,0

9489,01

0,00

18978,02

N

Дожность

Оклад  декабрь

Надбавка за ранг

Надбавка за выслугу лет

Индексация

Месячный фонд

Материальная  помощь

на 1 мес. 2012

1

Директор

1404,00

70,00

368,50

616,00

2458,50

 

2458,50

2

Главный бухгалтер

1134,00

60,00

382,08

616,00

2192,08

 

2192,08

3

Начальник отдела

1134,00

50,00

118,40

616,00

1918,40

 

1918,40

4

Ведущий специалист, юрисконсульт

1134,00

45,00

 

 

1179,00

 

1179,00

5

Ведущий специалист

1134,00

45,00

176,85

616,00

1971,85

 

1971,85

 

Всего:

5940,00

270,00

1045,83

2464,0

9719,83

0,00

9719,83

ИТОГО ФОТ

117557

Начисления 1120 :     97636,35 * 36,3%

35442

                                 19920,65 * 8,41%    (заработная плата главного                   

                                                               бухгалтера  январь-сентябрь)

1676

Далее рассмотрим детализированные расчеты других показателей проекта сметы расходов (табл.4.4):

                     Таблица 4.4

Расчет текущих расходов на содержание Центра  в 2012 году

Виды затрат

Расчет затрат

Сумма

1

2

3

4

КЭКР 1131 - Предметы, материалы, оборудование и инвентарь

1

Подписка "Слава труду"

 На 12 месяцев

150,00

2

Бумага газетная

13 шт . Х 20,00 грн.

260,00

3

Чернила для картриджа

2 шт. х 50,00 грн.

100,00

4

Бланки (карточки клиентов, групповых мероприятий)

1400 шт. х 0,10 грн.

140,00

 

И Т О Г О :

 

650,00

КЭКР 1134 - оплата услуг (кроме коммунальных)

1

Арендная плата

Ар.плата за базов.м-ц (февр.08г) 48,7 грн. х 12 мес. х 1,65 (ориент.индекс инфляции за 2008-2009-2010-2011-2012 гг)* + 20 % НДС                                                                                                                       *за  2008 год - 1,223; 2009 год - 1,123; 2010 год - 1,091; 2011 год - 1,079; 2012 год - 1,02)

964,00

2

Услуги связи

Абонплата 31 грн. Х 12 мес.

372,00

Оплата междугор.переговоров 10,00 грн. Х 12 мес.

120,00

Интернет 60,00 х 12 мес.

720,00

3

Услуги  банка

зарплата 117557 -12% удержаний из з/пл * 0,15%

155,00

командировочные 2000 *0,15%

4,00

 

И Т О Г О

 

2335,00

Продолжение табл.4.4

1

2

3

4

КЭКР 1140  - Командировочные расходы

1

 

 

 

Социальный патронаж приемных семей:

 

 

с.Табачное и обратно:24 раза в год * 1 чел * 18,00

432,00

с.Научное и обратно:24 раза в год * 1 чел * 15,00

360,00

с Ароматное и обратно 24 раза в год * 1 чел * 6,00

144,00

с.Голубинка и обратно 24 раза в год *1 чел* 20,00

480,00

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное сопровождение, инспектирование кризисных семей 

 

 

 

 

 

 

 

п.Куйбышево и обратно 4 раз в год х2 чел.х12,00

96,00

с.Красный Мак и обратно 4 раз в год х2 чел.х 12,00 грн

96,00

с.Верхоречье и обратно 4 раз в год х 2чел. х11,00

88,00

с.Тенистое и обратно 4 раз в год х 2 чел. х 12,00

96,00

с.Плодовое и обратно 4 раз в год х 2 чел. х 15,00

120,00

с.Долинное и обратно 4 раз в год х 2 чел. х 8,00

64,00

с.Танковое и обратно 4 раз в год х 2 чел. х 8,00

64,00

с.Вилино и обратно 4 раз в год х 2 чел. х 14,00

112,00

с.Табачное и обратно 4 раз в год х 2 чел. х 18,00

144,00

с.Каштаны и обратно 4 раз в год х 2 чел. х 13,00

104,00

 

И Т О Г О :

 

2400,00

КЭКР 1160 - оплата энергоносителей

1

Услуги отопления:

2,77 гКал в год х (1150,00 грн. х1,3058)

4154,00

2

Услуги водоснабжения

5 чел х  0,349 куб.м. х 12 мес. Х 22,91 грн х 1,112

534,00

3

Электроэнергия

6,51 кВт х 22 раб.дня х 12 мес х 0,3648 грн х 1,2

752,00

 

И Т О Г О :

 

5440,00

Данные таблиц показывают, что расчеты изложены подробно, с учетом  требований, доведенных главным распорядителем. Каждая статья сметы имеет свой алгоритм расчета, командировочные расходы прямо связаны со спецификой деятельности учреждения; оплата труда рассчитываются на единицу контингента с учет повышения минимальной заработной платы в течение года. Расходы на энергоносители рассчитаны исходя их установленных лимитов на год (приложение Б), действующих тарифов на энергоносители, а также поправочных коэффициентов. Для определения суммы расходов за коммунальные услуги применена формула:

О = Р * Т * к,               (1)

где О - сумма запланированных расходов; Р - расход энергии в натуральном выражении; Т - тариф; к - поправочный коэффициент.

Фонд заработной платы расчитан в соответствии с нормативными актами: ст. 13 ЗУ «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» [9]; ст.3 ЗУ «Об оплате труда» от 24.03.95г. №108/95-ВР [5]; Постановления КМУ от 20.05.2009 г. №482 [2], а также другими актами, регламентирующими оплату труда государственных служащих.

Расчеты соответствуют данным, внесенным в проект сметы  и обеспечивают минимально необходимый уровень расходов для выполнения Центром своих полномочий.

На основании проектов смет главный распорядитель формирует бюджетный запрос. Финансовое управление рассматривает бюджетный запрос и при отсутствии замечанимй составляет лимитную справку о бюджетных ассигнованиях с помесячной разбивкой (Приложение В). На основании лимитной справки Центр формирует и подает главному распорядителю уточненный проект сметы и плана ассигнований. Следующим этапом является составление финаснсовым управлением годовой и помесячной росписи ассигнований общего фонда местных бюджетов. Извлечение из росписи (Приложение Д) служит основой для окончательного этапа - составления Центром сметы доходов и расходов (Приложение Ж) а также плана ассигнований на год (Приложение З). Сметы, планы ассигнований утверждаются руководителем соответствующего вышестоящего учреждения - председателем Бахчисарайской районной государственной администрации.

Таким образом, анализ доходной и расходной частей утвержденной сметы  показывает, что в исследуемом бюджетном учреждении планирование доходной и расходной частей сметы осуществляется с учетом  требований Порядка составления, рассмотрения, утверждения смет бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением КМУ № 228 от 28 февраля 2002 года [11]. Показатели сметы доходов и расходов подтверждены соответствующими расчетами, произведенными с учетом доведенных лимитов, норм и коэффициентов. Расходная часть сметы обеспечивает минимально необходимый уровень для функционирования бюджетного учреждения. Анализ структуры расходной части сметы показывает, что наибольший удельный вес в объеме расходов занимает заработная плата с начислениями - 93, 46%.  

5. Методика анализа фактических доходов и расходов бюджетного учреждения

Важное значение для анализа исполнения сметы доходов и расходов,  является анализ двух видов расходов: кассовых и фактических. Кассовыми расходами считаются все суммы, израсходованные учреждением с регистрационного счета, открытого в Государственной казначейской службе , как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов.

К фактическим же расходам относятся действительные затраты учреждений, оформленные соответствующими документами, а также расходы по неоплаченным счетам кредиторов, начисленной заработной плате. Эти расходы отражают фактическое выполнение норм, утвержденных сметой, они являются показателем конечного исполнения сметы учреждения, поэтому во время выполнения планового объема работ они должны соответствовать суммам ассигнований по смете. Кассовые расходы также не могут превышать годовые ассигнования в целом по уточненной смете и по отдельным статьям расходов. Однако они могут быть выше или ниже фактических расходов. 

На величину кассовых расходов оказывают влияние факторы, приведенные на рис. 5.1.  

Кассовые расходы (КР)

Остатки денежных средств на начало периода   (О н.)

Ассигнования из бюджета (А)

Остатки денежных средств на конец периода    (О к.)

Рис.5.1. -  Структурно-логическая схема кассовых расходов

Эта же модель может быть представлена следующим образом [22]:

КР = Он. + А - Ок;                                                                         (2)

По общему фонду кассовые расходы  за год равны поступившим ассигнованиям в течение года, так остатки на начало и конец года на регистрационных счетах в органанах казначейства не остаются, а возвращаются на счета местного бюджета.

Величина фактических расходов зависит от факторов, которые приведены на рис. 5.2

Фактические расходы (ФР)

Кассовые расходы (КР)

изменения кредиторской задолженности на конец года по сравнению с началом (К)

изменение дебиторской задолженности на конец года по сравнению с началом (Д)

изменение остатков по счетам материалов на конец года по сравнению с началом (М)

Рис.5.2. -  Структурно-логическая схема фактических расходов

Представим эту модель в виде формулы:

  ФР = КР + К - М - Д                                                                                           (3)

Взаимосвязь фактических и кассовых расходов позволяет при анализе расходов получить четкую картину использования бюджетных средств для осуществления контроля за их целевым использованием.

При проведении анализа кассовые расходы сравниваются с фактическими. Как правило, они не совпадают, поэтому также изучаются причины отклонения кассовых и фактических расходов. Если фактические расходы превышают кассовые, это свидетельствует о погашении дебиторской задолженности, числящейся на начало отчетного периода, или о создании из-за получения товаров, работ, услуг без предварительной оплаты кредиторской задолженности на конец отчетного периода. Кроме того, по статьям расходов на канцтовары, на содержание автотранспорта, капитальный ремонт превышение фактических расходов над кассовыми может быть следствием списания в отчетном периоде имущества, приобретенного ранее. Если фактические расходы меньше кассовых, это свидетельствует о погашении кредиторской задолженности, числящейся на начало отчетного периода, или о создании путем проведения предоплаты дебиторской задолженности на конец отчетного периода. 

Источниками информации для проведения анализа служат: смета доходов и расходов, карточки аналитического учета кассовых и фактических расходов; Отчет о поступлении и использовании средств общего фонда (ф.№2-м); Баланс (форма №1); Отчет о задолженности по бюджетным средствам (ф.№7-м)

В отчете о поступлении и использовании средств общего фонда (ф.№2-м) за 2011 год (Приложение К)  кассовые расходы показаны в сумме 156261,84 грн.; фактические - в сумме 157208,48грн.  Проведем анализ отклонений фактических расходов от кассовых в разрезе кодов экономической классификации (табл. 5.1)

                  Таблица 5.1

Анализ соотношения кассовых и фактических расходов за 2011 год

КЭКР

Наименование расходов

Кассовые

расходы

Фактические расходы

Отклонение фактических расходов от касовых

1111

Заработная плата

104124,57

104124,57

-

1120

Начисления на заработную плату

39794,09

39794,09

-

1131

Предметы, материалы, оборудование и инвентарь

1199,02

1809,26

+ 610,24

1134

Оплата услуг (кроме коммунальных)

4482,29

4957,00

+474,71

1140

Расходы на командировки

2422,04

2283,73

-138,31

1161

Оплата теплоснабжения

3180,30

3180,30

-

1162

Оплата водоснабжения

439,92

439,92

-

1163

Оплата электроэнергии

619,61

619,61

-

ИТОГО:

156261,84

157208,48

+946,64

Из таблицы 5.1 видно, что фактический расход в целом превышает кассовый на сумму 946,64 грн. По одним КЭКР фактические расходы превышают кассовые, по другим наоборот. По таким КЭКР, как «Заработная плата», «Начисления на заработную плату», «Оплата теплоснабжения», «Оплата водоснабжения» и «Оплата электроэнергии»  кассовые расходы равны фактическим. Это означает, что движение средств на регистрационном счете в казначействе и признание расходов происходили одновременно.

По КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь»  фактичесике расходы превышают кассовые на 610,24 грн.  Это связано с тем, что в течение 2011 года учреждение списало канцелярские и прочие материалы, которые находились на балансе на начало года. Эти данные подтверждаются  Балансом (форма №1) на 01.01.2012г. (Приложение Л). Остатки оборотных активов на 01.01.11г - 661,24 грн.; на 01.01.12 - 51,00 грн.

Превышение фактических расходов над кассовыми произошло и по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» на сумму 474,71 грн. Здесь причина отклонений заключается в неотлаженной работе органа казначейской службы в декабре 2011 года и образованием в свзи с этим кредиторской задолженности. Подтверждение наличия кредиторской задолженности получаем из Отчета о задолженности по бюджетным средствам (ф.№7-м) в строке 130. (Приложение М ).

По КЭКР 1140 «Расходы на командировки» кассовые расходы превышают фактические на сумму 138,31 грн. Здесь сказывается влияние такого фактора, как кредиторская задолженность как на конец года, так и на начало. Подтвержение этому находим также в Отчете о задолженности по бюджетным средствам (ф.№7) в строке 150. Изменения кредиторской задолженности на конец года по сравнению с началом  и составляют полученное отклонение - (-138,31) грн. Применив к этой ситуации формулу (3):  ФР = КР + К - М - Д, определим фактические расходы. ФР =  2422,04  + (103,63 - 241,94) =  2283,73.  

На основании рассмотренного материала сделаем выводы:

- увеличение или уменьшение остатков средств по материальным и расчетным счетам баланса влияет на отклонение фактических расходов от кассовых;

- изучение существующей взаимосвязи между кассовыми и фактическими расходами позволяет выявить резервы для улучшения использования бюджетных средств. Сравнение кассовых и фактических расходов обеспечивает контроль со стороны государства (в лице соответствующих распорядителей средств, финансовых органов и органов Государственного казначейства) за выполнением сметы доходов и расходов, расчетов с подрядчиками, поставщиками, разными кредиторами, за целесообразностью использования выделенных средств по их целевому назначению.

6. Методика анализа результата исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения

Значение анализа результата исполнения сметы расходов бюджетных учреждений состоит в том, что с его помощью определяются отклонения, во-первых, кассовых расходов от фактических, во-вторых, кассовых и фактических расходов от назначений по смете и, в-третьих, отклонения всех видов этих расходов от выделенных бюджетных ассигнований. Анализ способствует выявлению причин отклонений, а также позволяет обеспечивать контроль за соблюдением норм расходов на текущее содержание по всем статьям бюджетной классификации.

В качестве источников информации для проведения анализа результата исполнения сметы доходов и расходов используются следующие документы: смета доходов и расходов; отчет о поступлении и использовании средств общего фонда (ф.№2-м); баланс (форма №1); отчет о результатах финансовой деятельности (ф.№9).

Одним из важнейших отчетов для анализа является отчет о поступлении и использовании средств общего фонда (ф.№2-м). В целом анализ этого отчета является одной из основных форм проверки финансово-хозяйственной деятельности, который содействует повышению уровня экономической работы бюджетного учреждения. Анализ квартальных и годовых отчетов о поступлении и  использовании средств даёт возможность как контролирующим органам, так и вышестоящим организациям, министерствам и ведомствам контролировать работу бюджетного учреждения и принимать необходимые меры к устранению недостатков в его работе. На основе анализа отчетов о поступлении и использовании средств общего фонда проверяется выполнение сметных назначений, подготавливаются предложения по совершенствованию нормативов расходов, рассматриваются другие вопросы финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Рассмотрим поступление и использование средств общего фонда за 2011 год (табл. 6.1):

         Таблица 6.1

Поступление и использование средств общего фонда за 2011 год

Показатели

Утверждено по смете

Полученные ассигнования

Кассовые расходы

Фактические расходы

Заработная плата

104128,00

104124,57

104124,57

104124,57

Начисления на заработную плату

39795,00

39794,09

39794,09

39794,09

Предметы, материалы, оборудование и инвентарь

1200,00

1199,02

1199,02

1809,26

Оплата услуг (кроме коммунальных)

4957,00

4482,29

4482,29

4957,00

Расходы на командировки

2530,00

2422,04

2422,04

2283,73

Оплата теплоснабжения

3181,00

3180,30

3180,30

3180,30

Оплата водоснабжения

480,00

439,92

439,92

439,92

Оплата электроэнергии

627,00

619,61

619,61

619,61

ИТОГО:

156898,00

156261,84

156261,84

157208,48

Результат выполнения сметы бюджетного учреждения за бюджетный год - это сумма, полученная в результате годового закрытия счетов при суммировании всех полученных доходов и всех произведенных расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов и подтвержденных соответствующими первичными документами [4].

 Другими словами, чтобы определить результат исполнения сметы доходов и расходов, необходимо провести сравнение полученных учреждением доходов и накопленных расходов (рис. 6.1)

РЕЗУЛЬТАТ

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

Рис. 6.1. -  Схема определения результата исполнения сметы бюджетного учреждения

Положительный финансовый результат исполнения сметы общего фонда может свидетельствовать об остатках товарно-материальных ценностей либо образовавшейся дебиторской задолженности. Отрицательный финансовый результат говорит о возникновении обязательств бюджетного учреждения. Возможен и такой вариант, как отсутствие финансового результата. Эта ситуация возможна, когда все расходы бюджетного учреждения были покрыты за счет финансирования, и никаких долгов перед контрагентами (кредиторских задолженностей) по результатам бюджетной деятельности у учреждения на конец года нет.
Рассмотрим, какой финансовый результат исполнения сметы общего фонда получен исследуемым бюджетным учреждением.

На результаты финансовой деятельности выполнения сметы по общему фонду списано доходов (полученных ассигнований) общего фонда на сумму  156261,84 грн. Списаны расходы по общему фонду в сумме 157208,48 грн.

Результат выполнения сметы по общему фонду за 2011 год составил  -             (- 946,64) грн. Принимаем во внимание результат выполнения сметы за предшествующий 2010 год в сумме + 419,30 грн, получаем результат на 01.01.2012 года:  419,30 - 946,64 = - 527,34 грн. Отображение данного результата видим по дебету сч. 431 в главной книге на 01.01.2012 года, а также  в форме №9 «Отчет о результатах финансовой деятельности» (Приложение Н). В  форме №1 «Баланс» в строке 350 отрицательный финансовый результат проставляется  в пассиве со знаком «минус»

В чем же причина  отрицательного финансового результата исполнения сметы бюджетного учреждения? Прежде всего, причина заключатся в непогашенной в конце года кредиторской задолженности. Общая сумма задолженности  составила 578,34 гривны. Эта задолженность включает в себя: задолженность перед поставщиками услуг (услуги связи и банка) на сумму 124,71 гривны и задолженность перед подотчетными лицами на сумму 453,63 гривны.

Причиной возникновения кредиторской задолженности в бюджетном учреждении может быть как недофинансирование, так и недоиспользование бюджетных средств. В нашем случае имеет место недоиспользование бюджетных средств, так как ассигнования из местного бюджета были выделены в полном объеме. Об этом свидетельствует Отчет о поступлении и использовании средств общего фонда (ф.№2-м) за 2011 год.  Недоиспользование, как пояснил главный бухгалтер учреждения, произошло из-за неорганизованной работы государственной казначейской службы в декабре 2011 года. Все платежные документы были предоставлены для оплаты в казначейство еще 09.12.2011 года. Однако до 29 декабря 2011 года они так и не были проведены и возвращены учреждению-клиенту без исполнения. В аналогичной ситуации оказались абсолютно все бюджетные организации Бахчисарайского района. Денежные средства, находившиеся на регистрационном счете для оплаты всех расчетов, были возвращены в бюджет 29.12.11 г. в связи с окончаем бюджетного года [1].

За счет остатка по оборотным средствам на сумму 51,00 гривен, отрицательный финансовый результат, полученный от образовавшейся кредиторской задолженности,  уменьшается: (- 578,34) + 51,00 = - 527,34 грн.

 Итак, на первый взгляд, выведение финансового результата является простым расчетом некой условной суммы путем вычитания из суммы полученного дохода произведенных расходов. Но это только на первый взгляд. Эта задача является весьма важной и подходить к ней надо очень осторожно, поскольку выведение финансового результата придает прозрачности финансовой отчетности об исполнении сметы.  Наряду с этим, имея финансовый результат в балансе учреждения, можно очень легко сделать анализ эффективности деятельности бюджетного учреждения по оказанию государственных услуг, а также дать оценку эффективности работы непосредственно распорядителя бюджетных средств. 

Другими словами, финансовый результат исполнения сметы бюджетного учреждения - это своеобразный индикатор эффективности освоения полученного финансирования. [19].

7. Реализация методики анализа в среде пакетов прикладных программ

Пакет прикладных программ экономического анализа — комплекс программ, предназначенный для решения задач ускорения, упрощения, уменьшения трудоемкости аналитической работы. При этом пользователь выполняет в режиме общения с компьютером набор действий определенных входным языком пакета (ввод с клавиатуры, выполнение команд, просмотр информации и т.п.) или следует указаниям встроенного средства (программного модуля) пошагового достижения результата, называемого мастером.

Образование отельного направления єкономического анализа - анализа эффективности деятельности при использовании ЭВМ произошло в 80-е годы XX века. В 90-е  годы  начинают разрабатываться первые аналитические программы, которые значительно снизили трудоемкость аналитической работы, связанной с расчетом экономических коэффициентов, освободив время для непосредственного анализа ситуаций.

Современный этап, начиная с 1998 г. и до сегодняшнего дня, характеризуется расширением и детализацией возможностей аналитических программ. Однако большинство аналитических программ ограничивается использованием только лишь данных финансовой отчетности предприятия. Такая ограниченность информационной базы влияет на глубину экономического анализа и аналитические возможности самих программных продуктов, значительно снижает обоснованность выводов по результатам такого анализа.

Для финансового анализа деятельности предприятия предназначены бухгалтерские программы. Их существует огромное множество, и в зависимости от количества совершаемых хозяйственных операций на предприятии используется та или иная программа. На небольших предприятиях обычно внедряются простые бухгалтерские системы типа "1С Бухгалтерия", "Галактика", "Парус", "Саар" и т.д. Эти системы имеют в своем составе минимальные аналитические возможности - обычно только расчет некоторых финансовых коэффициентов и соотношений.

Системы посложнее, например Р1ат.тигл, включают в свои аналитические пакеты обработку большого объема информации, не только бухгалтерской, но и относящейся к сфере управленческого учета. Наиболее развернутые информационные системы, такие, как ВААМ или В-3, внедряются крупными производственными компаниями и позволяют не только обобщать и систематизировать бухгалтерские данные, но и в реальном времени контролировать производственные процессы. Помимо финансовой информации такие системы обрабатывают и данные в натуральном измерении.

Во всех компьютерных информационных системах, однако, функции анализа не являются основными. Целью их установки на всех предприятиях является оптимизация бухгалтерского учета и контроля за финансовыми потоками, реже - интересы эффективного планирования. Предполагается, что работать с этими системами будут сотрудники, в чьи обязанности не входит развернутый анализ деятельности всего предприятия. Поэтому сложных математических, статистических и экономических процедур и методов в самих бухгалтерских и управленческих информационных системах не предусмотрено. Для этого существуют специальные прикладные пакеты анализа.

Среди пакетов, произведенных в странах СНГ и Украине для анализа, прогнозирования и планирования социально-экономических процессов, наиболее известны такие пакеты, как STADIA, ЭВРИСТА, МЕЗОЗАВР, ОЛИМП: Стат Эксперт, Статистик-Консультант, САНИ, КЛАСС-МАСТЕР и др., предоставляющие значительные возможности для статистико-математического моделирования экономических данных.

Среди зарубежных пакетов особенно следует выделить STATGRAPHICS, STATISTICA, SPSS, SYSTAT, BMDP, SAS, CSS, Splus и др. Они располагают разнообразными спектром средств математического моделирования. Их отличительная черта состоит также в наличии большего количества графических процедур, позволяющих весьма наглядно отобразить полученные результаты. Наибольший интерес представляет пакет STATGRAPHICS Plus под Windows.

Во всех компьютерных информационных системах, однако, функции анализа не являются основными. Целью их установки на всех предприятиях является оптимизация бухгалтерского учета и контроля за финансовыми потоками, реже - интересы эффективного планирования. Предполагается, что работать с этими системами будут сотрудники, в чьи обязанности не входит развернутый анализ деятельности всего предприятия. Поэтому сложных математических, статистических и экономических процедур и методов в самих бухгалтерских и управленческих информационных системах не предусмотрено.

Опыт использования этих и других систем позволяет обобщить основные требования к компьютерному анализу: современное и полное удовлетворение вычислительных и информационных потребностей экономиста при проведении анализа хозяйственной деятельности; минимальное время ответа на аналитические запросы; возможность представления выходной информации в табличной и графической формах; возможность внесения корректив в методику расчетов и в формы отображения конечного результата; повторение процесса решения задачи с любой произвольно заданной точки (стадии) расчета; возможность работы в составе вычислительной сети; простота диалога в системе человек-машина.

В связи с тем, что экономическая деятельность будет существовать всегда, можно сделать вывод о том, что необходимость в использовании пакетов прикладных программ для эффективного управления этой деятельностью будет непрерывно расширяться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для написания курсовой работы была выбрана тема «Организация и методика анализа выполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения». В ходе  исследования темы были изучены методики анализа: доходной и расходной частей утвержденной сметы; фактических доходов и расходов;  результата исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения на примере Бахчисарайского районного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи.  Также были  рассмотрены: значение, цель и задачи анализа сметы доходов и расходов бюджетного учреждения; организационное и информационное обеспечение анализа, основные экономические показатели бюджетного учреждения, на материалах которого выполнена работа. Уделено внимание и вопросу о реализации методики анализа в среде пакетов прикладных программ

Изучив необходимую документацию, можно сделать вывод, о том, что залогом эффективного функционирования учреждения является доскональное знание и четкое применение нормативных документов, с которыми связан этот процесс. Такие нормативно-правовые акты постоянно издаются Кабинетом Министров Украины, Министерством финансов Украины, Государственным казначейством Украины. Основным документом, регулирующим порядок составления, утверждения и исполнения смет расходов бюджетного учреждения является Постановление Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2002 года № 228 (с последующими изменениями и дополнениями).

Чтобы усовершенствовать методику составления и исполнения сметы расходов бюджетного учреждения, следует повысить его оперативность и аналитичность. Для этого нужно упорядочить и унифицировать и стандартизировать процесс документирования с учетом требований новейшего программного обеспечения. То есть заменить процесс обработки и систематизации первичных документов самим главным бухгалтером на специализированные новейшие программы, которые бы дали возможность оперативно и эффективно обрабатывать информацию на электронных носителях. Такие программы намного облегчили бы работу бухгалтера. Необходимо ликвидировать несоответствие системы документации средством автоматизации учета, максимально упростить первичные документы и совместить с электронными носителями, выбрать оптимальную периодичность их заполнения. Необходимо сократить затраты времени и труда на составление и разработку сметы расходов учреждения, что возможно при обработке и передаче информации в условиях автоматизации и применения новейших технических средств непосредственно в процессе совершенствования бюджетных операций. Создание специальных программ по составлению и исполнению исчислении сметы расходов позволило бы осуществлять сбор исходных данных минуя стадию разработки на бумажных носителях. Использование для автоматизации расчетных работ программного обеспечения обусловливает необходимость внедрения автоматизированной формы составления, исполнения и расчета сметы расходов, отвечающей эксплуатационным возможностям современной вычислительной техники и новейшим технологиям. Это будет способствовать разработке технологического процесса ввода и обработки экономических данных, сокращения документооборота и созданию массивов постоянной информации.

Кроме того, составление, утверждение и исполнение сметы расходов бюджетного учреждения будут успешно выполняться только при наличии высококвалифицированных кадров.

Завершив исследования по теме работы «Организация и методика анализа выполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения», можно сделать следующие предложения:

1. При осуществлении расчетов для бюджетного запроса и последующего составления сметы доходов и расходов, необходимо учитывать и анализировать экономические показатели за предыдущие два года.

2. Для выявления перспектив развития учреждения желательно прогнозирование расходов на последующие три года.

3. Целесообразно объединение карточек аналитического учета кассовых расходов и карточек аналитического учета фактических расходов в одну книгу, например, книгу учета кассовых и фактических расходов, что позволило бы оперативно выявлять допущенные ошибки в учете расходов путем проведения помесячной увязки кассовых и фактических расходов и ускорило бы составление месячной (отображаются только кассовые расходы) и квартальной отчетности (отражаются как кассовые, так и фактические расходы)

 Разработаные предложения в данной курсовой работе по совершенствованию методики составления, расчета и исполнения сметы расходов будут проверены в ближайшее время в практической деятельности Бахчисарайского районного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Бюджетный кодекс Украины от 21.06.01 г. №2542–111 // ВВР. – 2001. – №37–38, ст. 189.

2. Некоторые вопросы оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов,финансируемых из бюджета. Постановление КМУ от 20.05.2009 №482// Официальный вестник Украини . - 2009. - № 37, ст. 43, статья 1253

3.  Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в  учреждениях  и организациях, состоящих на Государственном  бюджете СССР. Приказ Министерства финансов СССР от 10.03.1987 № 61, с  изменениями, внесенными в соответствии с Приказом Госказначейства Украины N 68  от 27.07.2000.

4. Об операциях по годовому закрытию счетов. Письмо ГКУ от 22. 12.2000 р. №07–04/1219–9396 // Баланс – 2001. – №4 (337). – С. 25–26.

5. Об оплате труда.  Закон Украины от 24.03.95г. №108/95-ВР//  ВВР. - 1995. - № 17, ст.121  

6. Об утверждении Порядка составления аналитического учета бюджетных учреждений. Приказ Государственного казначейства Украины от 06.10.2000г.№100 // Официальный вестник Украини,  2000, -  № 45, ст. 116, с изменениями и дополнениями

7. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине. Закон Украины от 16.07.99 г., №996-ХIV  // BBP. - 1999., - N 40, ст. 365, с изменениями  и дополнениями.

8. О бюджетной классификации и ее введении. Приказ Министерства Финансов Украины от 27.12.2001 №604 с изменениями и дополнениями.

9. О Государственном бюджете Украины на 2012. Закон Украины от 22.12.2011 г. № 4282-VI// Голос України   от 28.12.2011 № 246.

10. О структуре бюджетной классификаци України. Постановление ВРУ от 12.07.1996 г. №327\96-ВРУ// ВВР. - 1996. - N 42, ст. 208
11. Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетными учреждениями. Постановление КМУ №228 от 28.02.02р.//Официальный вестник Украини. - 2002. - № 9, ст. 101, статья 414
.

12. Об утверждении Порядка составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств. Приказ Государственного казначейства Украины от 05.01.2011 № 2  //Официальный  вестник Украини. -2011р. - № 10, ст. 236, статья 479.

13. Атамас П.И. Основы учета в бюджетных организациях: Учебное пособие. – Центр научной литературы, 2003. – 284 с.

14. Баканов М.И. Теория экономического анализа.  Учебник  //Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. под редакцией Баканова М.И.- 5 изд., перер. и доп. -М.:Финансы и статистика, 2006. -536 с.

15. Басовский Л.Е. Экономический анализ. Учебник //Басовский Л.Е Лунёва A.M., Басовский А.Л. М: «ИНФРА-М».- 2008

16. Джога Р.Т. Учет в бюджетных учреждениях: Учебно-методическое пособие. // Джога Р. Т., Синельник Л. М., Кондратюк И. О., Петрунина В. В. — К.: КНЕУ, 2006. — 296 с.

17. Желюк Л.О. Бухгалтерский учет исполнения бюджетов. // Желюк Л.О. Иванечко Ю.М., Лучко М.Р. - Тернополь:Экономическая мысль,2006. - 306 с.

18. Кочетов В. А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и  практических занятий     студентов специальности 7.050.106 «Учет и аудит» дневной и заочной формы  обучения.- Донецк: ДонГУЭТ,  2005–143с.

19. Левицкая С.О. Финансовые результаты деятельности получателей бюджетных средств: экономическая суть, отечественная и международная практика учета // //Экономический анализ. - 2008 - №2- С.361-369.

20. Лондаренко О.О. Экономическая природа расходов и ее влияние на учетно-аналитические аспекты бюджетных учреждений//Экономика. Финансы. Право. - 2008. - №9. С.15-19

21. Матвеева В., Замазий С. Все об учете и налогообложении бюджетных      организаций. – Харьков: Фактор, 2005. – 1024 с.

22. Панков Д.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций.  Учебное пособие. //Панков Д.А., Головкова Е.А.Пашковская Л.В. под  редакцией Д.А.Панкова, к.э.н. - 2-е изд., испр. — М.: Новое знание, 2003. — 409 с. — (Экономическое образование– 352 с.

23. Сахарцева И.И. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях . Учебное пособие. – К.: "Кондор". –2003.-328 с.

24. Свирко С. В. Учет исполнения бюджета: Учебно-методическое пособие. — К.: КНЕУ, 2004. — 290 с.

25. Шадрина Г.В.,Озорнина Е.Г. Теория экономического анализа. Издательство: ММИЭИФП.- 2003

26. [Электронный ресурс - «Верховна Рада України»: http://zakon.rada.gov.ua].

27. [Электронный ресурс - Журнал «Дебет-кредит», «Школа бухгалтера»:       http://www.dtkt.com.ua].

28. [Электронный ресурс – «Парус-бюджет»: http://www.parus.ua].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40946. Основні положення теорії надійності 667 KB
  Але це не означає що люди не цікавилися і не займалися питаннями надійності створюваної ними техніки до тих пір поки не виникла наука про надійність. Створення і використання такої техніки без спеціальних заходів по забезпеченню її надійності не має сенсу. З розвитком і ускладненням техніки ускладнювалася і розвивалася проблема її надійності. Предмет її досліджень вивчення причин що викликають відмови об'єктів визначення закономірностей яким відмови підкоряються розробка способів кількісного вимірювання надійності методів розрахунку і...
40947. Инструменты и технологии рисования во Flash 3.01 MB
  Заливка фигуры растровым изображением Показать/скрыть все слои (Show/Hide All Layers) - если кликнуть левой клавишей мыши в слое под этой пиктограммой, появится крестик красного цвета, а значок с изображением карандаша будет перечеркнут красной линией. Изображение, находящееся в данном слое исчезнет в рабочем поле.
40948. Создание покадровой анимации в Flash 793.5 KB
  Создание покадровой анимации Во Flsh предусмотрено три различных механизма анимирования объектов: покадровая классическая анимация когда автор сам создает или импортирует из других приложений каждый кадр будущего мультика и устанавливает последовательность их просмотра; автоматическое анимирование так называемая tweenedанимация при использовании которой автор создает только первый и последний кадры мультипликации а Flsh автоматически генерирует все промежуточные кадры; различают два вида tweenedанимации: анимация...
40949. Создание анимации вращения 328 KB
  Более того эта анимация работает корректно только если в начальном и заключительном ее кадрах расположен один и тот же флэшсимвол В технологии Flsh используются самостоятельные объекты называемые флэшсимволами Symbols. поэтому анимация движения способна постепенно изменять все эти свойства от первого кадра к заключительному. В случае когда надо совмещать вращение с перемещением в панели Свойств в начальном ключевом кадре анимации задается вращение. Нарисуйте в первом кадре стрелку используя инструмент Кисть B.
40950. Создание анимации. Движение по заданной траектории 566 KB
  Создание анимации Движение по заданной траектории Это занятие посвящено движению по траектории созданию мувиклипов. Движение по заданной траектории Flsh позволяет задать движение объекта вдоль заданной траектории. Добавьте слой траектории.
40951. Работа со звуком в Flash 939 KB
  Работа со звуком во Flsh Введение Где взять звуки Добавление звука во Flsh Импорт звуков Различные виды синхронизации Применение компрессии к выбранным звукам Применение компрессии ко всем звукам Общие рекомендации по экспорту звука
40952. Создание Flash презентации 807.5 KB
  Создание Flshпрезентации Основные принципы создания презентации Способы создания презентации во Flsh Создание презентации Основные принципы создания презентации Способы создания презентации во Flsh Создание презентации Введение Презентация грамотно разработанная с помощью Flsh будет выгодно выделяться среди шаблонных продуктов рожденных в инкубаторе Microsoft Power Point. Основные принципы создания презентации Очень важно чтобы ваша презентация имела цельный законченный вид. После создания структуры...
40953. Программирование в Flash 785.5 KB
  Программирование во Flsh План Введение Знакомство с панелью Действия ctions Работа с действиями объектов Использование действий Возможности управления сценами с помощью сценариев ctionScript События мыши
40954. Объявление и инициализация переменной типа bool. Вывод данных на консоль 97 KB
  Консолью называется окно операционной системы, в котором пользователи взаимодействуют с операционной системой. Приложение может считывать пользовательский ввод из стандартного входного потока, записывать обычные данные в стандартный выходной поток и записывать данные об ошибках в стандартный поток сообщений об ошибках.