41475

Культура педагогического труда

Курсовая

Педагогика и дидактика

Цель курсовой работы - изучение профессиональной компетентности и определение смысла педагогической культуры.

Русский

2014-03-30

131.65 KB

12 чел.

34

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………

3

Глава I. Профессиональная компетентность и ее структура………………………………………………………………….

5

1.1.Профессиональная компетентность как составляющая  

профессионализма…….………………………………………….….………..

5

1.2.Проблема профпригодности в структуре профессиональной

компетентности. Требования для подготовки специалиста……………....

11

Выводы по I главе …………………………………………………………

18

Глава II.Культура педагогического труда……………

20

2.1.Сущность и характеристика педагогической культуры…………..

20

2.2.Педагогическая культура как характеристика личностных качеств и специфических умений педагога……………………………………….

27

Выводы по II главе ………………………………………………………

33

Заключение…………………………………………………………………

35

Список литературы…………………….………………………………

37


ВВЕДЕНИЕ

Понимание педагогической культуры существенно влияет на профессиональное поведение педагога, придает ему целостность, собственный педагогический почерк, индивидуальный стиль. Наблюдения показывают, что самым действенным фактором и стимулом повышения уровня профессиональной компетентности педагога является его включенность в педагогическое творчество, инновационную деятельность, исследовательский поиск.

Актуальность проблемы структурирования профессиональной компетентности и определения характеристики педагогической культуры, обусловливается вхождением отечественного образования в мировое культурное и образовательное пространство, и, следовательно, ставит перед педагогами проблему решения социально-педагогических задач с учетом профессионализма деятельности.

Поэтому, актуальность решения данной проблемы обосновывает выбор темы курсовой работы: «Профессиональная компетентность и педагогическая культура».

В понятии педагогическая культура выделяют такие компоненты, как педагогическое мастерство (Н.М. Бенин, Н.В. Кузьмина); профессиональная культура (Б.Д.Парыгин);  педагогические умения (Ф.Н.Гоноболин, А.К. Маркова); личностные качества учителя (И.Н.Кузнецов, М.Н.Скаткин); педагогическое творчество (Т.Ф. Белоусова, И.Ф. Исаев); педагогические способности (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.Д. Левитов).

Большое количество российских и зарубежных ученых обращают внимание на то, что по мере включения личности в культурный контекст,  происходит развитие профессиональной компетентности и профессионализма личности, которые определяется квалификационной  характеристикой.  Она же, в свою очередь, представляет собой нормативную  модель  компетентности  педагога,  отображая научно  обоснованный  состав профессиональных  знаний,  умений  и  навыков (G.K.Britell, R.M.Jueger, W.E.Blank, В.Ландшеер, А.К.Маркова, С.А.Дружилов, В.Д.Симоненко, Ю.П.Поваренков, В.С. Библер и др.).

Цель курсовой работы - изучение профессиональной компетентности и определение смысла педагогической культуры.

Объект исследования - профессиональная компетентность педагога и педагогическая культура.

Предмет исследования-структура профессиональной компетентностии характеристика педагогического труда.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть профессиональную компетентность как составляющую  профессионализма и сущность педагогической культуры;

2. Разобрать проблему профпригодности в структуре профессиональной компетентности (определить требования для подготовки специалиста);

3. Проанализировать понятие педагогической культуры как характеристики личностных качеств и специфических умений педагога.

Основополагающие документы в сфере образования - «Закон об образовании». [1] А также, концепция содержания: Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" - показывают важность внимания образовательной проблемы. [2]

ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА

1.1. Профессиональная компетентность как составляющая

профессионализма

В последнее время, практически в каждой дисциплине, в том числе и педагогике, предметом пристального внимания стали вопросы профессиональной компетентности и профессионализма (А.К.Маркова, С.А.Дружилов, В.Д.Симоненко, Ю.П.Поваренков и др).

«Профессиональная компетентность- интегральная характеристика деловых и личностных качествспециалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию»[24, с. 48].

Понятие профессиональная компетентность может быть описан как результат профессиональной подготовки, поскольку компетентность всегда проявляется в деятельности, при решении профессиональных задач, это границы определенной области действий специалиста.

«Компетенция- 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный- 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.

Компетенция - это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.

Другими словами, компетентность - это способность установить и реализовать связь между «знанием - умением» и ситуацией» [30].

Профессиональная компетентность способна к проявлению только в единстве с человеческими ценностями, при личностной заинтересованности в данном виде деятельности, что, в конечном счете, приводит к достижению необходимого результата.

«Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений» [24, с. 18-19].

Трактовки термина «профессиональная компетентность» российских и зарубежных авторов довольно различны.

С точки зрения зарубежных ученых, сформировалось понятие компетентности в педагогике в 80-ых годах, а в 1988 году была опубликована статья В. Ландшеера «Концепция минимальной компетентности». В которой результат образования рассматривался как профессиональная компетентность личности. В работах G.K.Britell, R.M.Jueger, W.E.Blank и других, определяют термин «профессиональная компетентность», как «углубленность знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» [6, с. 2].

Таким образом, компетентность является свойством личности с высокой мотивацией и направленностью действий, сформированность соответствующих знаний, умений и навыков, адекватность самосознания и готовность к рефлексии, самоконтролю и самооценке.

Проблема профессиональной компетентности в интерпретации российских авторов рассматривается в качестве выражения уровня квалификации и профессионализма, как необходимые элементы для успешного введения в практику различных инноваций и для реализации поставленных задач.

«Профессионализм- приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к конкретному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач» [24, с. 48].

Профессионал должен хорошо знать и уметь делать свою работу, применяя полученные знания и умения на практике, а оценкой профессионализма выступает эффективность данной профессиональной деятельности.

«Профессионал- лицо, избравшее какое-либо постоянно оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого занятия знаниями, пониманием дела и умениями»[24, с. 49].

Исходя из смысла термина  «профессионализм», очевидно, что оно является более широким понятием, чем «профессиональная компетентность», но, тем не менее, одно без другого существовать не может, это две стороны одной медали.

Главными составляющими профессиональной компетентносии, по мнению В.Д. Симоненко являются:

  1.  знания, умения и владение приемами профессионального общения и поведения;
  2.  способность к профессиональному росту, повышению квалификации, реализации себя в выбранной деятельности;
  3.  способность к самооценке и саморазвитию;
  4.  адекватное восприятие своих профессиональных возможностей, владение навыками разрешения профессиональных разрушающих тенденций;
  5.  способность к внезапному действию при сложившихся ситуациях [24, с. 20-21].

Таким образом, что две части одного целого - это профессиональная компетентность и профессионализм, включают индивидуальные способности личности и профессиональные знания, между которыми существует связь, указывающая на их неразрывность и дополнение друг друга(рис.1).

Структуру профессиональной компетентности составляют - индивидуальные способности: ценности, личностный интерес, творчество, мастерство и др. А также, профессиональные знания: усвоение теоретических и практических умений и навыков, характеризующие умственную деятельность и степень подготовки.  

Рис. 1. Структура профессиональной компетентности

«Квалификация- уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности»[24, с.50].

Профессиональная компетентность есть круг полномочий и прав, предоставленных законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов, а также совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

В данном контексте можно представить выдержку из работы С.А.Дружилова «Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход». С.А.Дружилов выделяет четыре компонента профессиональной компетентности: мотивационно - волевой, функциональный, коммуникативный, и рефлекторный.

«Мотивационно - волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

Функциональный компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

Коммуникативный компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы» [6, с. 3-4].

Будучи стержнем профессиональной деятельности педагога, профессиональная компетентность позволяет характеризовать его как субъекта деятельности, определять качество этой деятельности, выраженное в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации.

Становится, очевидно, что профессиональная компетентность со всеми ее составляющими структурообразующими компонентами, является необходимым звеном для профессионализма.

Согласно требованиям к формированию нового типа специалиста, конкурентоспособного на рынке труда диктуют упорную потребность в изменении взгляда на проблему профессионализма. В настоящее время профессионализм педагога рассматривают как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем - профессионализма личности, т.е. личностный аспект и профессионализма деятельности, т.е. функциональный аспект.

По мнению А.А. Деркача, функциональный аспект - это качественна характеристика человека, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, в том числе основанных на творческом решении и стабильной продуктивностью.

Профессионализм деятельности определяет эффективность труда, профессиональную компетентность педагога, который должен на достаточно высоком уровне осуществлять свою деятельность, что и является, в свою очередь, целостной характеристикой профессиональной подготовки специалиста [10, с. 43].

«Профессионализм человека представляет собой, таким образом, оптимальную производительность труда и непременное наличие личностных компонентов, таких как внутреннее отношение человека к труду и состояние его психических качеств»[24, с. 44].

Об уровне профессионализма могут говорить умения и навыки работы с печатными источниками, умения добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать, ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета. Важно учитывать уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст.

Исходя из этого, педагог должен логически правильно построить и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу, формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно, применять технические средства,  средства наглядности, выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков. И все это является только частью из возможных категорий профессионализма.

В данном случае, профессиональная компетентность рассматривается, как результат длительного теоретического обучения и переход к практическому обучению, для приобретения необходимого профессионального опыта - профессионализма.

1.2. Проблема профпригодности в структуре профессиональной компетентности. Требования для подготовки специалиста

Исходя из структуры профессиональной компетентности, без сомнения, законное место профессиональной пригодности в разделе профессиональных знаний и умений. Поскольку, профпригодность связана с наличием у человек, в данном случае у педагога, психического и физического здоровья, хороших речевых данных, а также уравновешенности нервной системы при воздействии сильных раздражителей и т.д.

«Всякая профессиональная деятельность требует от человека определенной склонности, необходимых физических и психических данных, а также соответствующего личностного развития. Например, при отборе к летному делу проверяют зрение, слух, реактивность нервной системы, способность переносить большие физические нагрузки и т.д. Не зачислят на флот человека, если он не в состоянии переносить морской качки. При назначении на многие руководящие должности учитывают организаторские умения и способности человека, его коммуникабельность. При отсутствии милосердия и высокой нравственности не в состоянии как следует исполнять свои обязанности врач. Не в меньшей степени является важной профессиональная пригодность человека к педагогической деятельности, к воспитанию людей»[29, с. 276].

Процесс овладения профессией и сама трудовая деятельность сохраняет в большей или меньшей степени черты индивидуальности. К тому же, как показывает практика, не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к таким профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.

По мнению В.А. Сластенина, характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессиональных и личностно-деловых качеств, а также проявление им креативности, мотивации и ценностных ориентаций, являются признаками профессионализма личности.

Профессионализм достигается не только путем совершенствования своей деятельности, но и развитием необходимого комплекса способностей, отвечающих за профпригодность педагога: психических, нравственных и физических, для осуществления успешной деятельности в любой сфере.

«Профессиональная пригодность(англ. vocationaladjustment)- совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков,общественно приемлемой эффективности труда; в понятие профессиональная пригодность входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов. Профессиональная пригодность не врожденное качество: она формируется в самой трудовой деятельности человека» [17, с. 380].

Профессиональная компетентность, как часть профессионализма, включает совокупность ключевых, базовых и специальных компетентностей, которые имеют свое отражение в аспектах профессиональной пригодности специалиста.

Ключевые компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в современном мире. Они приобретают сегодня особую значимость. И проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации.

Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (управленческой, инженерной, педагогической, медицинской и т. д.).

Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности. Их можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в конкретной профессиональной области.

Все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль деятельности, создает целостный образ специалиста, а в конечном итоге обеспечивает становление профессиональной компетентности как определенной целостности специалиста. (В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых.)

К числу личностных качеств, характеризующих профессиональную пригодность к педагогической деятельности, можно отнести: склонность к работе с детьми, коммуникабельность, тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе [29, с. 276].

Качество обучения и воспитания страдает не только от экономической политики в стране и принципов введения образовательных реформ, а также от «попадания» в педагогические институты, университеты и колледжи студентов заведомо непригодных для данного вида профессии. Поскольку на педагогических отделениях не предусмотрена оценка их профессиональной пригодности, сдача вступительного экзамена достаточное условие для зачисления.

Таким образом, знания, полученные по окончании учебного заведения, лежащие в структуре опыта педагога мертвым грузом, не будучи сведенными в систему, остаются никому не нужными, в том числе и ему самому.

За время подготовки к профессиональной деятельности непосредственно, формируется определенная система знаний, проявляющаяся в профессиональной направленности личности, т.е. определенная личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в выбранной профессии.

Профессиональная направленность личности выражает положительное отношение к своему труду, интерес, желание самосовершенствоваться, а также принятие целей и задач профессиональной деятельности.

«Направленность личности- это мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования» [24, с. 25].

Выделяются такие стадии развития профессиональной направленности личности:

  1.  выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения;
  2.  формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности и ее объекту;
  3.  формирование целеустремленности в овладении основами педагогического мастерства как фундаментом готовности к осуществлению педагогической деятельности;
  4.  становление комплекса профессионально значимых свойств личности, объединяемых педагогической направленностью;
  5.  формирование потребности в педагогической деятельности и ответственности за ее выполнение [12, с. 195].

Основными качествами профессиональной направленности личности, являются активность и целеустремленность. По мнению В.Д. Симоненко и М.В. Ретивых, одни из главных качеств в педагогической деятельности, выступают: уравновешенность и честность, справедливость и современность. А также, педагогический гуманизм и эрудиция, толерантность и дисциплинированность, педагогический оптимизм, требовательность, ответственность и коммуникабельность.

Не удивительно, что похожие качества личности были описаны авторами, как составляющие профессиональной компетентности. Дело в том, что каждый квалифицированный специалист должен иметь круг необходимых ему личностных качеств. Он определяется программой и учебным планом, а также квалификационной характеристикой.

Аналогично, в  рамках каждой специальности, определены основные профессиональные умения, которыми должен овладеть будущий специалист. Перечень профессиональных задач, к выполнению которых должен быть подготовлен студент, раскрывается в квалификационных требованиях к выпускнику. Он определяет место специалиста в области производства, требования к его гражданским, мировоззренческим и профессиональным качествам, знаниям и умениям, необходимым для выполнения трудовых функций.

«Молодой специалист, приступая к работе, проходит некоторый адаптационный период, где профессиональные умения уточняются, совершенствуются, но учащиеся не должны страдать от того, что педагог еще не овладел педагогическими умениями и навыками. Особенно важную роль в овладении ими играет профессиограмма, дающая четкие ориентиры в подготовке специалистов»[12, с. 96].

Разработанная под руководством В.А. Сластенинапрофессиограмма преподавателя, включает следующие разделы:

  1.  личностные и профессионально-педагогические качества;
  2.  основные требования к психолого-педагогической подготовке;
  3.  содержание методической подготовки по специальности;
  4.  объем и содержание специальной подготовки[12, с. 198].

«Профессионально-педагогическое образование- процесс и результат целенаправленной подготовки профессионально-педагогических кадров в специальных учебных заведениях»[24, с. 39].

Деятельность профессионально-педагогического работника состоит в том, что ему предстоит организовывать и осуществлять обучение на принципах сочетания его с производительным трудом без ущерба для образовательного процесса. Это предъявляет высокие требования к подготовке подобных специалистов.

В соответствии с законом об образовании, в Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

  1.  основное общее образование;
  2.  среднее (полное) общее образование;
  3.  начальное профессиональное образование;
  4.  среднее профессиональное образование;
  5.  высшее профессиональное образование -бакалавриат, программы подготовки специалиста и программы магистратуры;
  6.  послевузовского профессионального образования[2].

В настоящее время, актуальной является проблема научно-исследовательской и инновационной деятельности преподавателей и студентов среднего и высшего профессионально-педагогического образования.

Педагог профессионального образования со средним профессионально-педагогическим образованием является выпускником техникума или колледжа.

Требованием для подготовки педагога в системе среднего образования является усвоение таких дисциплин: психолого-педагогические, медико-биологические, общие профессиональные дисциплины, социальные и гуманитарные дисциплины.

Выпускник по окончании профессионально-педагогического колледжа или техникума специалист может работать в профессиональных образовательных учреждениях любого типа, осуществляя воспитание и профессиональное обучение учащихся, такой специалист может осуществлять следующие основные виды деятельности: учебную деятельность, воспитательную работу, методическую работу, организационно-управленческую деятельность. Или  продолжить свое образование в учебных учреждениях соответствующего профиля системы высшего профессионального образования.  

«Педагог профессионального образования с высшим профессиональным образованием может занимать должности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, а также мастеров производственного обучения. Он должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессионально-педагогической деятельности: профессиональное обучение и воспитание, производственно-технологическая деятельность, учебно-методическая работа, организационно-управленческая деятельность, научно-исследовательская, культурно-просветительская деятельность» [24, с. 9].

Студент в системе высшего профессионального образования получает специфическое системное обучение, состоящее из трех компонентов, включающих психолого-педагогическую, отраслевую подготовку и подготовку по выбранной специальности.

«Отличительной особенностью составляющей психолого-педагогической подготовки является то, что выпускник имеет навыки самостоятельного проектирования учебного предмета, отбора его содержания и разработки методики обучения этому предмету. Содержание образовательной программы в вузе объединено в четыре цикла (общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; общие математические и естественнонаучные дисциплины; дисциплины профессиональной подготовки и факультативные дисциплины), которые в свою очередь делятся на блоки. Цикл дисциплин профессиональной подготовки является вариативным и состоит из двух блоков - общие дисциплины профессиональной подготовки и специальные дисциплины профессиональной подготовки. В свою очередь каждый из этих блоков включает два модуля (общие психолого-педагогические дисциплины и общие отраслевые дисциплины; специальные психолого-педагогические дисциплины и специальные отраслевые дисциплины)»[24, с. 39].

Таким образом, педагог осуществляет педагогические проекты содержания образования и частных методик, а также организует совместную экспериментальную, исследовательскую и научную работу студентов. Проводит не только теоретическую часть обучения, но и практическую.

Педагог разрабатывает учебно-методическую документацию: учебные планы и программы учебных предметов, пособия, рекомендации. Принимает активное участие в оснащении и развитии материальной базы учебного заведения. Наряду с этим, участвует в организационно-управленческой работе в учреждениях и организациях профессионального образования.

Целью профессионально-педагогического образования является формирование личности к выполнению профессионально-образовательных функций по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.

«Специалист должен знать особенности технологии отрасли и отдельной специальности в ней, иметь практические профессиональные навыки, поскольку он готовится к проведению как теоретического, так и практического обучения»[18, с. 391].

Выводы поIглаве

В соответствии с изложенным в данной главе материалом, профессиональная компетентность есть значительная составляющая личностного аспекта, в которой включены знания, как теоретического характера, так и практического. Они же и охватывают область нравственно-ценностного компонента личности, где компетентность зависит от уровня профессионализма.

Таким образом, структуру профессиональной компетентности составляет процесс подготовки специалистов, т.е. профессиональной подготовки, которая, в свою очередь, видится в овладении опытом будущей профессиональной деятельности, ориентацией на самостоятельное образование, характеризуется профессионализмом с высоким уровнем продуктивности и эффективности деятельности.

В результате модель профессиональной компетентности с учетом профпригодности специалиста, выступает как единство его теоретической и практической готовности. Проявляется в умении педагога формировать конкретные педагогические задачи, например, изучение коллектива и проектирование на этой основе плодотворного взаимодействия с ним.

Комплексное планирование образовательно-воспитательных задач, обоснованный отбор содержания образовательного процесса, а также осуществление оптимального выбора форм, методов и средств его организации. Способствовать активизация личности учащихся, организация и развитие совместной деятельности. Не маловажно умение проведения качественного самоанализа и анализа образовательного процесса, результатов своей профессиональной деятельности для определения нового комплекса педагогических задач.

Работы российских исследователей в области профессиональной компетентности указывают, что отношение профессиональной пригодности есть часть профессионализма деятельности, поскольку предусматривает развитие умений и навыков в данной профессиональной деятельности. В свою очередь, понятие профессионализма, как и понятие компетентности, включают в себя категорию мастерства, которое базируется на личностных качествах, умениях и способностях. Индивидуальные качества  личности, как показатель  мастерства, с точки зрения педагогической культуры, мы рассмотрим в следующей главе.

ГЛАВА II.КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА

2.1. Сущность и характеристика педагогической культуры

«Воспитательная деятельность есть не только живая деятельность, тесно связанная с направлением общественной жизни, но и деятельность, опирающаяся на науку, проникнутая умственно-культурными элементами, требующая серьезной основательной подготовки», писал П.Ф. Каптерев.

Термин «культура» имеет латинское происхождение и первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование. В дальнейшем слово «культура» стало употребляться в более широком значении. В настоящее время под культурой понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности.

И прежде чем определять  сущность педагогической культуры, необходимо рассмотреть такое понятие, как  «культура».

«Культура(от лат. cultura- возделывание) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством заопределенный период своей истории» [11, с. 85].

Каждое новое поколение и новый человек приобретают опыт и знания благодаря присвоению культуры.

«Культура(англ. culture) - ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие «Культура» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и других гуманитарных науках (особенно в культурной антропологии, этнографии)»[17, с. 227].

В научной литературе как отечественной, так и зарубежной, существует огромное количество характеристик культуры, определяющие такие понятия, как «коммуникативная культура» (Б.Д.Парыгин), «культура человеческих отношений» (Р.А.Злотников), «культура общения» (Б.А.Родионов), «культура условий труда» (А.П.Парсиев) и др.

Культура это освоенный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же, представляет собой, закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации или программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач.

«В общенаучном плане культура - это социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия, сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаков, систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия, направленного на преобразование действительности, на преобразование богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека)»[8, с. 86].

Две общественные системы педагогика и культура связаны между собой и образуют понятие «педагогическая культура».

«Одна из многих социальных характеристик культуры - это просвещенность, образованность, начитанность»  [11, с. 90].

В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя, проблема педагогической культуры находит свое отражение в работах таких исследователей, как С.И. Архангельский, А.В. Барабанщиков, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин и т.д.

Понятие «педагогическая культура» длительное время описывалось в педагогической литературе в категориях обыденного сознания и не претендовало на строгое научное объяснение. Под педагогической культурой подразумевалась совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность и образованность.

Но с началом активной разработки культурологического подхода в философии, социологии, педагогике и психологии, были проведены исследования, посвященные отдельным направлениям и сторонам педагогической культуры. Что подтолкнуло к изучению вопросов методологической, нравственно эстетической, технологической, коммуникативной, духовной и физической культуры личности учителя, который является представителем одного из слоев культуры и несет в себе индивидуальное представление о культуре, воспроизводя мнения и традиции социальной группы, которую он представляет.

Таким образом, профессиональная культура есть определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач.

«Профессионально-педагогическая культура -мера и способ творческой самореализации личности преподавателя профессиональной школы в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий[24, с. 32].

Профессиональную культуру составляет тот комплекс знаний, умений и навыков, владение которым делает специалиста каждого конкретного вида труда мастером своего дела и  совокупность данных специальных знаний и опыта предполагает их реализацию в профессиональной деятельности.

В данном случае, смыслом педагогической культуры, выступает педагогическая деятельность и педагог способен выбирать те или иные ориентации, но в рамках культуры, т.е. исходя из национальных, исторических и других особенностей социума.

Следовательно, у нас есть достаточные основания для того, чтобы рассматривать педагогическую культуру в качестве профессиональной культуры, субъектом которой выступают профессиональные педагоги.

Само понятие «педагогическая культура» шире культуры профессионального вида деятельности. Оно качественно характеризует не только работу преподавателя, но и тип педагогического воздействия определенных общностей, к примеру, таких, как семья или трудовой коллектив.

В работах В.Д. Симоненко описаны составляющие компоненты профессионально-педагогической культуры: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

«Аксиология - философское учение о ценностях, их происхождении и сущности».

«Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры включает совокупность педагогических ценностей, распространяющихся на современном этапе развития образования. В процессе педагогической деятельности происходит овладение определенными идеями, концепциями, совокупностью знаний и умений. Знания, идеи, концепции, имеющие в данный момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, и выступают в качестве педагогических ценностей»[24, с. 27].

Где ценностью педагогической культуры выступает знание. Знание представляет собой существующую ценность, ибо оно реально существующая сумма накопленного опыта.

«Личностно-творческий компонент педагогической культуры отражает творческое начало личности педагога. Педагогическое творчество требует от педагога наличия таких личностных качеств, как инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений» [24, с. 28].

Таким образом, содержание профессионально-педагогической культуры раскрывается через систему индивидуальных качеств, ведущих компонентов и функций педагога.

Под технологическим компонентом понимается комплекс умений, помогающих учителю добиться оптимальных результатов в воспитательной работе, новые технологии обучения и воспитания, которые в деятельности педагога занимают важное место и способствуют решению педагогических задач.

По мнению Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина и др., особенно важным является признание образования профессионально-педагогической культуры учителя основным условием и результатом его профессионального становления.  Своего рода инструментом для осуществления индивидуальных творческих сил в педагогической деятельности выступает состав компонентов профессионально-педагогической культуры. Соответственно, способность к  развитию и совершенствованию своих творческих возможностей  в  решении  нестандартных задач и есть культура педагогической деятельности.  

В настоящее время в педагогической психологии, в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, С.В. Кондратьевой, В.А. Кан-Калика, Л.М. Митиной и других, сформулирована проблема субъектных свойств педагога, определяющих эффективность педагогической деятельности, и стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.

В связи с этим, выделяют несколько уровней профессионально-педагогической культуры педагога: адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный.

Адаптивный уровень «характеризуется неустойчивым отношением педагога к педагогической реальности. Цели и задачи педагогической деятельности им определены в общем виде. К психолого-педагогическим знаниям педагог безразличен, отсутствует система знаний и нет готовности к их использованию в конкретных педагогических ситуациях. Профессионально педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме без использования творчества».

Следующий уровень - репродуктивный, «предполагает склонность к устойчивому ценностному отношению к педагогической реальности: педагог более высоко оценивает роль психолого-педагогических знаний, проявляет стремление к установлению субъект-субъектных отношений между участниками педагогического процесса, ему присущ более высокий индекс удовлетворенности педагогической деятельностью. При данном уровне развития профессионально-педагогической культуры педагогом успешно решаются конструктивно-прогностические задачи».

На данном уровне творческая активность дополняется поиском новых решений, для чего необходимо саморазвитие.

«Эвристический уровень проявления профессионально-педагогической культуры характеризуется большей целенаправленностью, устойчивостью путей и способов профессиональной деятельности».

Постоянный поиск новых методов обучения, возможность передачи своего опыта другим.

«Креативный уровень характеризуется высокой степенью результативности педагогической деятельности, мобильностью психолого-педагогических знаний, утверждением отношений сотрудничества и сотворчества со студентами и коллегами. Положительно-эмоциональная направленность деятельности педагога стимулирует устойчиво преобразующую, активно созидательную и самосозидательную активность личности»[24, с. 31-32].

Следовательно, в процесс педагогической деятельности входит выполнение ряда функций, включающих: передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер психики, а также обеспечение сознательного усвоения нравственных принципов и навыков поведения в обществе.

«Профессионально значимые качества личности педагога, как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизни, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога» [24, с. 33].

Исходя из того, что педагогическая культура есть культура профессиональная, поэтому, педагогическая культура является необходимым условием человеческой деятельности, обеспечивающим различные стороны жизни: интеллектуальную, трудовую, художественную, социальную и др.

Формирование, поддержание и распространение этого условия осуществляется путем внедрения культурных норм, ценностей, воплощенных в компонентах культуры.

Из чего следует понимание  культуры  как целостного  явления,  центральное звено которого – человек как  субъект культурного  развития.  Педагогическая культура здесь рассматривается как важная часть общей культуры преподавателя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной деятельности. Это интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылки эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель профессионального самосовершенствования.

Понятие «педагогическая культура», в самом широком  смысле,  выражает  качественную характеристику норм и ценностей, составляющих содержание культурной традиции и новации, осознаются не как безусловная данность, а как результат продуктивной деятельности сообщества, обусловленный требованием времени, социально-исторической ситуацией, духовно-нравственными ориентирами и потребностями людей, включенными в общий контекст жизненного уклада народа.

2.2. Педагогическая культура как характеристика личностных качеств и специфических умений педагога

В системе педагогики понятие «педагогическая культура» соотносится с понятиями «педагогическое мастерство» и «профессионализм». В педагогической литературе мастерство определяется как высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов, или как синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя.

А.К. Марковой разработаны критерии профессионализма педагога, которые определяют уровень мастерства педагога.

Объективные критерии: определяют, насколько учитель соответствует требованиям избранной профессии. К разряду объективных критериев относится высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного статуса в профессии, умение решать разнообразные задачи обучения и воспитания.

Субъективные критерии: насколько профессия педагога соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в этой профессии, устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание ценностных оснований профессии, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности и др.

Результативные критерии: достигает ли педагог желаемых сегодня обществом результатов в педагогическом труде. Приоритетными результатами труда педагога являются качественные изменения, сдвиги, «приращения» в психическом (умственном и личностном) развитии учащихся. Педагогу нужно знать показатели развития школьников, уметь диагностировать их наличный и потенциальный уровень, зону ближайшего развития и саморазвития учеников и др.

Процессуальные критерии: использует ли педагог при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы и технологии. Большое значение имеет то, как работал педагог, какие использовал профессиональные знания и умения, личные психологические качества (педагогическое мышление, педагогическуюэмпатию), какова психологическая цена результата в виде затраты сил и времени учащегося и учителя и т.п.

Нормативные критерии: усвоил ли педагог нормы, правила избранной профессии и умеет ли воспроизводить ее высокие эталоны на уровне мастерства. Владение нормами профессиональной деятельности и общения, разработанными в науке и апробированными в практике.

Индивидуально-вариативные критерии: проявляются в стремлении человека индивидуализировать свой труд, самореализовать в нем свои потребности, проявить в нем свою самобытность, развивать себя средствами профессии. Педагогическая индивидуальность, как правило, складывается в результате упорной работы над собой, умения диагностировать себя, определять свои сильные и слабые стороны под углом зрения психического развития школьников.

Критерии наличного уровня: достиг ли педагог достаточно высокого уровня профессионализма. Педагог имеет наличный, актуальный уровень и личностные ресурсы профессионального развития.

Прогностические критерии: имеет ли специалист перспективы работы, зону своего ближайшего развития, готов ли он к принятию профессионального опыта других людей, проявляет ли профессиональную открытость.

Критерии творческие: стремится ли педагог выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить своим личным творческим вкладом. Сочетаемость профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельности творческих поисков важно для педагогического профессионализма.

Критерии социальной активности и конкурентоспособности: умеет ли педагог заинтересовать общество результатами своего труда, вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг.

Критерии профессиональной приверженности: умеет ли педагог соблюдать честь и достоинство педагогической профессии. Отсутствие замкнутости, корпоративности, противопоставления учительской профессии другим. [Цит. по: 24, с. 40].

Таким образом,  профессионализм, с точки зрения педагогического мастерства, это показатель высокой компетентности в психолого-педагогической и в собственно предметной области специалиста. Умение репродуцировать на высоком уровне профессиональные навыки и умения, знание как действовать в сложившейся ситуации, какой метод обучения избрать, какой способ общения или воздействия целесообразен в данных условиях и в чем состоит его ограниченность.

Педагогическое мастерство учителя проявляется в качественной педагогической деятельности,  в особом усовершенствовании методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель,как уже отмечалось, должен обладать необходимыми природными способностями, среди которых: хороший голос, слух, внешнее обаяние и т.д.

«Отечественные исследователи на основе рассмотренных положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова выделили целый набор педагогических способностей. Сопоставим основные из них, определенные Н.Д. Левитовым и Ф.Н. Гоноболиным.Так, Н.Д. Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие: способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быструю и точную ориентировку; организаторские способности, необходимые как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива» [11, с. 97].

Как видно, из приведенных определений педагогических способностей, они в своем содержании, во-первых, включают многие личностные качества и, во-вторых, раскрываются через определенные действия, умения. При этом есть умения, которые включаются в содержание нескольких способностей.

«Педагогическое мастерство формируется на основе практического опыта, через педагогическую деятельность, осмысленную и проанализированную. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу, но при условии целенаправленной работы над собой.

В связи с этим проблема постоянного совершенствования путем самообразования и самовоспитания приобретает актуальность. Содержание самообразования в конкретный период педагогической деятельности педагог может определить на основе самоанализа своей деятельности. На основе самоанализа составляется программа самообразования, где указывается перечень актуальных вопросов и список рекомендуемой литературы по различным аспектам профессиональной подготовки. Это помогает выбрать тему для самообразовательной работы»[24, с. 45].

«Профессиональное мастерство тесно взаимодействует с творчеством. Истинное педагогическое творчество соответствует объективному, а не субъективному критерию новизны, результатов творческой деятельности. Профессионализм педагога находится в тесной связи с творчеством. Однако данные понятия не синонимичны: профессионально грамотные действия не являются непременно результатом творчества педагога»[4, с. 142].

Таким образом, понятие «творчество» ассоциируется с созданием новых по замыслу культурных и материальных ценностей, с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры. И педагогическое творчество есть процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.

К сказанному следует добавить, что обязательным условием педагогической культуры выступает еще и педагогический такт.

«Педагогический такт- соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей» [24, с. 25].

Наличие педагогического такта позволяет учителю строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми. Следуя требованиям педагогического такта, учитель сможет выработать у себя демократический стиль общения с детьми, добиться подлинной культуры общения с учащимися.

Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя  (выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью  в  общении). Педагогический такт - профессиональное качество учителя, часть его мастерства, оно предполагает доверие к ученику.

Вот почему педагогическую культуру нельзя сводить только к педагогическому мастерству. Педагогическое мастерство лишь один из моментов педагогической культуры, который связан с владением специфическими умениями и навыками, мастерство и творчество, конечно же, необходимы, но освещают не все стороны педагогической культуры.

Важным условием педагогической культуры является характеристика личностных качеств педагога, их недооценка отрицательно сказывается на результатах его труда.

В структуре индивидуальных личностных качеств педагога выделяют три группы. Качества первой группы:

  1.  душевную чуткость (гуманность, доброта, сопереживание);
  2.  чувство деликатности (доброжелательность и требовательность);
  3.  чувство юмора (поддержание положительного настроя личности);
  4.  проявление интуиции (способность к прогнозированию ситуации).

Ко второй группе личностных качеств педагога относят:

  1.  рефлексию;
  2.  идентификацию;
  3.  эмпатию;
  4.  децентрацию [12, с. 191].

Рефлексия (удвоенное понимание) - способность видеть себя глазами обучаемого. В процессе диагностики этого качества мы убедились в том, что обучаемые видят в педагоге не только положительное (эрудиция, интеллигентность, культура, такт и т. п.), но выделяют и то, что ему непременно в себе надо пересмотреть (диктаторский тон, умеет дать отпор, расплывчатый, «движение» без отдачи и т. д.).

Идентификация - способность педагога мысленно поставить себя на место обучаемого и на основе осознания его проблем объяснять его поведение. Действительно, многие обучаемые не могут учиться лучше потому, что педагоги не умеют концентрировать (сжимать) учебную информацию для каждого из них. Иными словами, мешает перегрузка. Другие запустили материал. Третьи не верят в поддержку преподавателей: о них сложилось мнение как о негативных.

Эмпатия - способность постигать эмоциональное состояние каждого обучаемого. Ведь его физиологическое состояние проявляется непредсказуемо (вялость, отключение памяти, раздражительность, возбудимость). Влияет и социум (семья, среда, коллектив). Сказывается на поведении обучаемого и структура характера (система отношений в целом). Без учета всего этого заинтересованное общение «педагог – обучаемый» невозможно.

Децентрация - способность педагога отказаться от своих эгоцентрических оценок обучаемого и умение ценить его же глазами. При этом педагог, как правило, проявляет тончайшую чувствительность: готов временно «загрязниться» поведением обучаемого, чтобы затем, достигнув доверия, вместе с ним отмываться.

Основой третьей группы личностных качеств педагога является рефлексивный уровень педагогических способностей. В психологии способностями называют индивидуальные психические свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Педагогические способности определяют так же, как индивидуальные, психические свойства личности, но при этом выделяют в них существенные признаки: особую чувствительность к объекту, средствам, условиям педагогической деятельности и способам овладения ею[12, с. 193].

Итак, становится, очевидно, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.

Выводы по IIглаве

Культура -  это сознательная, целеустремленная творческая  активность  индивидов  и  сообщества; стремление   поддержать традиции, улучшить и упорядочить жизнь,  осуществить  какие - либо  изменения, противостоять разрушительным, антигуманным тенденциям и т.д.[21, с. 145].

Педагогическая культура основывается на общей культуре личности. Она выступает как проецирование в сферу профессиональной деятельности и личности учителя культуры в целом, педагогической культуры общества и представляет собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности.

Важнейшим и структурообразующим компонентом педагогической культуры является педагогическое мастерство. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требовательности и педагогическом такте педагога и воспитателя.

Развитие педагогического мастерства включает: знание основных закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса; высокий уровень общекультурной подготовки педагога; владение современными концепциями подготовки специалиста, стремление к творчеству, развитое педагогической мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция, умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение, предвосхищение, владение педагогической технологией.

Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и способах творческой самореализации педагога. Самореализация выступает сферой приложения индивидуально-творческих возможностей личности.

Нередко овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности.

Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя.

Итак, педагогическое мастерство - это деятельность педагога  на  уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в  методических разработках и рекомендациях. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как  отмечает А.К. Маркова, -  это  всегда  поиск  и  нахождение  нового:  нестандартных   способов    решения педагогических задач, новых  оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт.

Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогической способности личности. В педагогических ценностях личность осуществляет свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональная компетентность, определяемая по предметному основанию тех наук, вклад которых в ее формирование считается ведущим: педагогика, методика, социальная и дифференциальная психология.

Исходя из принципов преобразований и нововведений в системе российского образования, сформировалась общая тенденция применения универсальных знаний, умений и навыков, где полное соответствие учителя требованиям квалификационной характеристики означает сформированность содержащую в себе всю совокупность педагогических умений, а  в современном российском образовании данный факт получил название «профессиональной компетентности».

Поэтому подготовка  будущего  педагога реализует методологию,  теорию  и  технологию педагогической  деятельности,  вкладывает  основы гуманистически ориентированного мышления педагога.

Следовательно, переход системы профессионально-педагогического образования на реализацию идеи развития личности, на подготовку специалистов не только к конкретной профессиональной деятельности, но и на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, что и обеспечивает профессиональную мобильность.

Педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности. Профессионально-педагогическая культура преподавателя - это универсальная характеристика педагогической реальности, та часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.

Характеристики личности и деятельности рассматривается в качестве основополагающих критериев педагогической культуры. Она реализуется как динамическая система педагогических ценностей, творческих способов педагогической деятельности и личных достижений учителя в создании образцов педагогической практики с позиций человека культуры.

Развитие компонентов индивидуальной педагогической культуры существенно влияет на профессиональное поведение педагога, придает ему целостность, собственный педагогический почерк, индивидуальный стиль.Самым действенным фактором и стимулом повышения уровня педагогической культуры является включенность учителя в педагогическое творчество, инновационную деятельность, исследовательский поиск и педагогический такт. В связи с этим необходимо выявлять и повышать уровень педагогической культуры педагога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Закон «Об образовании»  от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 01.12.2007), от 06.01.2007 N 1-ФЗ//Режим доступа:http://www1.ege.edu.ru/legal-documents/72-edulaw.
  2.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»/Приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 13.03.09 № 03–541//Вестник образования России. – 2009. – №9–спец. – С. 6 – 20.
  3.  Белоусова Т.Ф. Педагогическая практика как фактор формирования основ педагогической культуры студента педвуза: Дис. канд. пед. наук. Р-н-Д, 1989. - 229 с.
  4.  БордовскаяН.В., Реан, А.А. Педагогика.  Учебник для вузов  -  СПб:  Изд-во «Питер»,2000. - 304 с.
  5.  Буйлова Л.Н. Педагог дополнительного образования - личность и профессионал. // Внешкольник.-2002.-№6.- С.28-29.
  6.  Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: Психологический подход. Сибирь. Философия. Образование. - //Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. – 2005. -Вып. 8. - С.26 - 44.
  7.  Землянова Л.М. О парадоксах коммуникативного разнообразия // Вестник Московского ун-та. - 1998. - Сер.10. - № 4. - С.9-13.
  8.  Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М.: Инфра-М, 2009. -175 с.
  9.  Зязюн И.А.Основы педагогического мастерства.-М.:Просвещение,1989.
  10.  Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб.для студ. высш. учеб заведений. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 400 с.
  11.  Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб.пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 287 с.
  12.  Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога. – М.: РОСБУХ,ГроссМедиа, 2008, - 358 с.
  13.  Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990. – 171 с.
  14.  Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности». -М.:Изд-во Перспективы, 1988. - № 1. - С. 27-28.
  15.  Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993.
  16.  Маркова Л.Н. Преподаватель высшей школы: Индивидуальность, стиль, деятельность. - М., 1998. – 172 с.
  17.  Мещеряков Б.Г. и Зинченко В.П. Большой психологический словарь._ М.:Изд-воПрайм - Еврознак, 2002. – 633с.
  18.  Новиков А.М., Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Издание 3-е, переработанное. - М.: ЭГВЕС, 2009. - 456 с.
  19.  Большая российская энциклопедия. В 2 томах // Под ред. В. Г. Панова. – М.,1993. - 1617 с.
  20.  Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
  21.  Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.2: Процесс воспитания. Процесс обучения. - 256 с .
  22.  Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Центр, 1999. - 160с.
  23.  Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Профессиональное обучение: В 2-х книгах. -Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1- 174 с.
  24.  Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - 3-е изд. - М.: Школа - Пресс, 2000 - 512 с.
  25.  Словарь русского языка: В 4-х т. - М., 1988.
  26.  Словарь иностранных слов. - М., 1988. - 345с.
  27.  Федорова С. Н. Профессиональная культура педагога. //Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 65-70.
  28.  Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
  29.  Формирование ключевых компетентностей учащихся //Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/549225/.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14906. ТАРАЗ ─ МҰСЫЛМАН ӨРКЕНИЕТІНІҢ ОРТА АЗИЯДАҒЫ ОРТАЛЫҒЫ 54 KB
  ТАРАЗ ─ МҰСЫЛМАН ӨРКЕНИЕТІНІҢ ОРТА АЗИЯДАҒЫ ОРТАЛЫҒЫ М.А. Утеуов М.С. Бегілдаева Тараз мемлекеттік педагогикалық институты жанындағы Кіші Ғылым Академиясы Жамбыл облыстық €œДарын€ мектепинтернаты Тараз қ. Тараз қазіргі жыл санауымыздан бұрынғы 4241 жылдары Т...
14907. ТҮРКIЛЕРДIҢ ИСЛАМ ТАРИХЫ ЖӘНЕ МӘДЕНИЕТIНДЕГI ЕРЕКШЕ ОРНЫ 72 KB
  ТҮРКIЛЕРДIҢ ИСЛАМ ТАРИХЫ ЖӘНЕ МӘДЕНИЕТIНДЕГI ЕРЕКШЕ ОРНЫ Исламият алып елдердің мәселен Әмәуи 66-1750 Аббаси 751-1258 Селжүк 1040-1157 Осман 1299-1922 патшалықтары сықылды әлемдiк мемлекеттердің ресми дiнi болған дәуiрде азат етiлген немесе олжаланған өңiрлердiң тұрғындарын жа...
14908. АУМАЛЫ-ТӨКПЕЛІ КЕЗЕҢДЕГІ ҚОҒАМ, ТҰЛҒА ЖӘНЕ ДІН 220 KB
  АУМАЛЫТӨКПЕЛІ КЕЗЕҢДЕГІ ҚОҒАМ ТҰЛҒА ЖӘНЕ ДІН Қоғам – адам баласын басқа махлұқаттан даралайтын басты қасиеттің бірі. Жеке тұлғалардан фәрдтер құралатын адам қоғамы кейде тұрақты әлеуметтік сипат танытса кейде экономикалық ықтисади саяси һәм әлеуметтік ижтим
14909. ҰЛТЫМЫЗДЫҢ БОЛАШАҒЫ - ДІНИ БІРЛІГІМІЗДЕ 105.5 KB
  ҰЛТЫМЫЗДЫҢ БОЛАШАҒЫ ДІНИ БІРЛІГІМІЗДЕ Бізді тура жолға баста Ізгілік бергендеріңнің жолынаАшуға ұшырағандар мен адасқандардың жолына емес Фатиха сүресіҚазақстан тәуелсіздік алғалы бері дәстүрлі және дәстүрлі емес діндердің көптеген уағызшылары үгітнасихат...
14910. ХРИСТИАНДЫҚ 25.43 KB
  ХРИСТИАНДЫҚ Христиан діні – әлемдегі ең көп тараған діндердің бірі қазіргі таңда оның 2 миллиардқа жуық ұстанушылары бар. Христиандық православие католицизм протестанттық болып үш негізгі бағытқа жіктеледі. €œХристос€ сөзі грек тілінен алынған мессия құтқарушы де
14911. АЛАШ ИДЕЯСЫ – ҚАЗАҚ ИДЕЯСЫ 68.5 KB
  АЛАШ ИДЕЯСЫ – ҚАЗАҚ ИДЕЯСЫ Алаш қозғалысының тарихи негізгі Ресей отаршылдығының қазақ жеріндегі аса асқынған кезеңінен басталды десек те Алаш идеясы одан әлдеқайда бұрын өмірге келіп күні бүгінге дейін елім жерім деп ұлт болашағын ойлаған әрбір қазақ ...
14912. «АЛАШ» ИДЕЯСЫ ЖӘНЕ ХАЛЫҚАРАЛЫҚ «ҚАЗАҚ ТІЛІ» ҚОҒАМЫ 41.5 KB
  АЛАШ ИДЕЯСЫ ЖӘНЕ ХАЛЫҚАРАЛЫҚ ҚАЗАҚ ТІЛІ ҚОҒАМЫ Қазақ халқының тарихында әр ғасырдың басы аласапыран оқиғаларға толы болды. Бұл өз кезегінде тарих сахнасына іріірі тұлғалар мен қайраткерлерді шығарып түбірлі өзгерістерге алып келіп отырды. Әсіресе ХХ ғасырд
14913. АЛАШ ҚАЙРАТКЕРЛЕРІ ЖӘНЕ ҚАЗІРГІ ТІЛ МӘСЕЛЕСІ 50.5 KB
  АЛАШ ҚАЙРАТКЕРЛЕРІ ЖӘНЕ ҚАЗІРГІ ТІЛ МӘСЕЛЕСІ Қазақ халқының тарихында Алаш қайраткерлерінің алар орны ерекше. Олар өз ұлтының бостандығы жолында басын бәйгеге тіккен туған елін отаршылдықтың бұғауынан босатып тәуелсіз мемлекет құру үшін ақтық демі қалғанша күреск...
14914. АЛАШ ҚОЗҒАЛЫСЫ ЖӘНЕ АТБАСАР ӨҢІРІ 40.5 KB
  АЛАШ ҚОЗҒАЛЫСЫ ЖӘНЕ АТБАСАР ӨҢІРІ Алаш қозғалысына қатысты әрбір дерек біз үшін маңызды болуы тиіс. Өйткені бұл ұлтазаттық қозғалыс халқымызды ұйыстыруға дербес мемлекет құруға ең бастысы – ұлтымыздың рухын көтеруге арналған ұлы шара еді. Тәуелсіздік алған жылдан