41482

Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения общей биологии

Лекция

Биология и генетика

В курсе общей биологии при изучении вопросов охраны природы целесообразно разграничивать проблемы охраны сообществ и видов. Так в курсе общей биологии IX класса более полно раскрыть понятие об охране природы можно на примере рационального использования популяций и сохранения видового многообразия биосферы. При изучении темы Эволюционное учение следует так спланировать уроки чтобы выделить в самостоятельные разделы вопросы об антропогенных факторах популяционновидовых систем и природоохранительных факторах. Линнея Понятие вид...

Русский

2013-10-24

114.5 KB

4 чел.

Лекция № 7

Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения общей биологии.

План

  1.  Понятийный аппарат общей биологии.
  2.  Сситема понятий, ввидимых на уроках Общей биологии.
  3.  Понятие природоохранной деятельности и отражение ее в Дарвинизме

Литература

Авдик Н.М., Асмукович Л.А., Бахарев В.А. и др. Комплексная программа непрерывного экологического образования и воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Гродно: НКПФ «ПИК» , 1996. – 322с.

Черняк Л.В., Бахарев В.А., Маглыш С.С. и др. Экологическое образование и воспитание школьников на уроках биологии. Методические рекомендации. Мн.: БГУ, 1999. – с. 84-91.

Черняк Л.В. Экологическое образование и воспитание на уроках биологии. Методическое пособие. Мн.: БГУ, 1999. – 208 с.

1. Понятийный аппарат Общей биологии

Изучение природоохранительных понятий в общей биологии IX класса начинается во введении. На введение целесообразно выделить два урока вместо одного и на них обобщенно дать представление об основных задачах биологии как науки и учебного предмета, включая и проблему охраны природы.

В курсе общей биологии при изучении вопросов охраны природы целесообразно разграничивать проблемы охраны сообществ и видов. Такое разграничение является несколько условным, однако оно помогает упорядочить разнородный материал и показать специфичность мероприятий по охране разных биосистем. Так, в курсе общей биологии IX класса более полно раскрыть понятие об охране природы можно на примере рационального использования популяций и сохранения видового многообразия биосферы.

При изучении темы «Эволюционное учение» следует так спланировать уроки, чтобы выделить в самостоятельные разделы вопросы об антропогенных факторах популяционно-видовых систем и природоохранительных факторах.

Кроме того, понятия, раскрывающие свойства вида и популя-ции, следует изучить более детально, так как на основе этих понятий развиваются эволюционные и природоохранительные знания. .Ниже предлагается один из вариантов планирования тем «Введение», «Общая характеристика биологии в додарвиновский период» и «Дарвинизм».

Введение. При построении первых двух уроков следует учитывать цели начального этапа обучения биологии; пробуждение инте-

Таблица 7 Примерное планирование уроков по общей биологии

(«Введение», «Общая характеристика биологии в додарвиновский период», «Дарвинизм»).

уроков

 Темы уроков

 Основные понятия   и представления

 Определение понятий

 

1-2

3 4

10

12—18

 Введение

Предмет   изучения общей биологии

Общая характеристика биологии в додарвиновский период

Развитие зоологии и ботаники. Труды К. Линнея.

Учение   Ж.   Б.    Ла-марка     об     эволюции живой     природы. К. Ф. Рулье

Дарвинизм

Развитие понятия о виде в биологии. Критерии вида

Популяция — множество особей

Взаимосвязи особей в популяции

Устойчивое  воспроизводство — системное свойство популяции

Интенсивность размножения особей в популяции

Реакции популяции на антропогенные факторы среды

Исторические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

 Биологические системы среда и ее факторы, эволюция, использование биосистем, охрана природы

Понятие «вид» в представлении К.  Линнея

Понятие   «вид»    в   трудах Ламарка

Критерии (признаки, методы определения) вида, родовые и видовые понятия в логике. Многообразие видов

Популяция — состав, численность, иерархия. План анализа биологической системы. Иерархия — фактор среды

Территориальность, плотность, связи особей — информационные, наследственные, вещественно-энергетические Плотность—фактор среды

Устойчивое    воспроизводство — следствие взаимосвязей особей Целостность Колебания численности

Интенсивность размножения, колебания численности. Факторы роста и ограничения численности. Популяция — открытая система

Факторы      истребления, беспокойства, нерационального использования

 Система, природная среда, охрана   природы

Вид, ареал,   популяция

Иерархия

Плотность

Вид

 

 

Продолжение

 

М

уроков

 Темы уроков

 Основные понятия и  представления

 Определение понятий

 

18—19

 Наследственность  и изменчивость

Искусственный      отбор

Борьба за  существование и ее формы

Естественный   отбор, его формы

Микроэволюция

Элементарные эволюционные факторы

Видообразование

Результаты     эволюции

Охрана видов   и популяций

 Регулирование численности популяции

Роль заповедников  в  охране эталонов природы

ресов к проблемам общей биологии; введение системы основных понятий, изучаемых на уроках общей биологии; установление основных связей системы понятий с предыдущим опытом учащихся.

2. Система понятий, вводимых на первых уроках общей биологии

Среда влияет на свойства систем, а биологическая

система является средообразующим фактором

Биологические системы

Среда, антропогенные факторы

Антропогенные свойства систем – результата эволюции

Реакции живого на антропогенные факторы вызывають необходимость природоохранных мер

Эволюция

Охрана природы

Природохранная деятельность строиться с учетом эволюции биол. с-м

В системе основных понятий, вводимых на первых уроках, можно выделить четыре элемента: биологические системы, среду, эволюцию, охрану природы.

Системообразующие связи их представлены на схеме 3.

Связи с предыдущими курсами наиболее целесообразно строить о учетом ведущих понятий курса общей биологии, мобилизуя элементы знаний, полученные при изучении ботаники, зоологии, анатомии и физиологии и гигиены человека. Ниже приводим состав знаний, получаемый школьниками к началу IX класса, эти знания следует включать в общую систему понятий (табл. 8).

Таблица  8

Общие понятия

 Частные понятия

 

Биологическое системы

Природная среда Эволюция

Охрана природы

 Организменная (растение, животное, бактерия, гриб); биоценотпческая (сообщество растений, связи растений с животными); видовая (многообразие видов растений, животных, грибов, бактерий)

Влияние абиотических и биотических факторов на организм, влияние использования растений и животных на их численность

Элементарные представления о развитии растительного мира, об основных этапах эволюции животных

Первичные представления о факторах эволюции — изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе

Элементарные представления о регулировании численности видов (ограничение промысла, акклиматизация, создание условий для размножения). Заповедность

Важнейшая задача введения заключается в пробуждении интереса к проблемам взаимодействия общества и природы, охраны природы. Развитие интереса связано с личностным смыслом изучения того или иного материала. Процесс обучения далеко не сводится к интеллектуальным операциям, к установлению логических связей п т. п. Усваиваемый материал неизбежно приобретает для учащегося тот или иной личностный смысл, причем в зависимости от этого личностного смысла усвоение осуществляется по-разному даже в условиях одной п той же деятельности.

Возбуждение у каждого учащегося личного интереса к природоохранительной деятельности — чрезвычайно важная задача курса общей биологии, в частности общей биологии IX класса. Важность ее определяется тем, что в отличие от других видов деятельности природоохранительная деятельность, сама проблема взаимосвязей человека и природы, общества п природы должна быть знакома каждому человеку, осознаваться каждым как гражданский долг. Возбуждение интереса мы связываем прежде всего со строгой логикой обоснования необходимости природоохранительной деятельности и раскрытия перспектив управления сложной системой «общество — природа», перспектив преобразования биосферы в сферу разума — ноосферу.

Основные приемы введения понятий следует связывать с движением мысли от наиболее общих положений к понятиям меньшей общности: от биосферы — к основным системам надорганиз-менного уровня; от использования природы — к использованию живых систем видов и сообществ; от влияния использования на биосферу — к влиянию на биологические системы низших уровней организации; от охраны биосферы — к охране популяций и видов.

Выдвижение и осознание познавательных задач, решение которых связано с изучением общей биологии IX класса, способствуют введению понятий.

Представление о биосфере как целостной планетарной оболочке позволяет подходить к изучению биоценозов и популяций видов как к элементам целого. Первые представления о целостности природной среды формируются в процессе беседы на основе использования таблицы о биосфере (из серии таблиц по общей биологии). Учитель сообщает школьникам, что биосферой называется особая оболочка планеты Земля. В нее входят часть атмосферы, вся гидросфера, верхняя часть литосферы и все живые организмы. Все элементы биосферы связаны сложными круговоротами веществ и потоком энергии, получаемой от Солнца. Ее границы обозначают пределами распространения живых организмов, ранее населявших Землю и распространенных в настоящее время.

Везде в пределах биосферы встречается либо живое вещество, либо следы его биогеохимической деятельности. Газы атмосферы (кислород, азот, углекислота), также нефть, уголь, известняки, глины и их метаморфические производные (сланцы, мрамор и др.) в своей основе созданы живым веществом планеты. Слои земной коры, лишенные в настоящее время живого вещества, но переработанные им в геологическом прошлом, В. И. Вернадский относил к области «былых биосфер».

Конкретизировать представление о биосфере помогает выполнение следующего задания.

Используя приведенные ниже данные, укажите границы современной биосферы в километрах. -

Бактерии и споры „встречались на высоте 9000—18 000 м над уровнем моря.

Птиц наблюдали на высоте около 8200 м над уровнем моря, а пауков — около 6700 м.

Верхняя граница  распространения зеленых растений — около  6100 м.

Наибольшая глубина, на которой встречаются растения,— около 30 м ниже уровня моря, а животные — до 11 000 м.

Бактерии встречаются на глубине 600—800 м, а в нефтеносных пластах— до 3500 м.

Учитель поясняет, что в курсе биологии изучают только живое вещество биосферы: растения, грибы, животных, микроорганизмы, которые образуют сообщества — биоценозы. В сообщества входят производители органического вещества (растения), потребители органического вещества (животные, грибы, микроорганизмы) и разрушители органического вещества (микроорганизмы).

Любое природное сообщество образовано популяциями видов. Популяции видов, в свою очередь, состоят из множества особей (организмов) данного вида.

На вводных 'уроках обобщаются элементы знаний о среде. Понятие о природной среде имеет двоякое значение в курсе общей биологии. С. одной стороны, это важнейшее общебиологическое понятие, развитие которого позволяет раскрыть учащимся сложные природные зависимости. С другой стороны, это понятие имеет самое непосредственное отношение к природоохранительным знаниям.

Проблема охраны природной среды выступает так остро именно потому, что деятельность человека вносит зачастую резкие, необратимые изменения в среду обитания всех живых организмов. Изменения в окружающей среде угрожают в первую очередь здоровью человеческого организма, поэтому оценка состояния природной среды является одним из обязательных условий управления природными системами.

Сам термин «природная среда» предполагает наличие объекта, по отношению к которому нечто выступает как среда. В соответствии с этим подходом понятие о среде обитания (или окружающей природной среде) будет иметь всякий раз свое определение в зависимости от того объекта, по отношению к которому оно рассматривается.

Используя таблицу 9, учитель дает определение среды по отношению к организму. Средой является все то, что прямо или косвенно влияет на основные свойства этой биологической системы, а именно: на рост, развитие, состояние, выживание. По отношению к популяции как биосистеме средой являются факторы, которые прямо или косвенно влияют на устойчивое воспроизводство и эволюционные процессы; аналогично по отношению к биоценозу —' факторы, которые влияют на трансформацию вещества и энергии, а также на устойчивое состояние биоценоза во времени.

Понятие о природной среде имеет ряд подчиненных, .основным из которых Является понятие в факторах среды. Хотя среда и выступает по отношению к системе как нечто пелое, однако это суммарное воздействие среды на систему слагается из определенных самостоятельных, качественно различных сил. Каждое самостоятельное воздействие принято называть фактором среды. Их классификация представлена в таблице 9.

Понятие об антропогенном факторе дается во введении при перечислении основных видов трудовой деятельности .человека в области промышленности транспорта, сельскогохозяйственного производства,

Таблица 9

 

 

Фак- торы

 Показатели

 

Абиотические

Биотические Антропогенные

 Уровень радиации, температура, влажность, атмосферное давление, ветер, уровень звуковых волн, направленность электромагнитных полей, показатели гравитации, рельеф, химический состав воды, воздуха, почв, механический состав (агрегатность и геоморфологические особенности) поверхности

Взаимодействие особей в популяции, взаимодействие популяций разных видов, влияние популяций и сообществ на абиотическую среду

Сельскохозяйственная, промышленная, градостроительная, транспортная, военная, природоохранительная и другие виды деятельности человека, влияющие на абиотические и биотические факторы среды

градостроительства, военных действий и др. При этом указывается на то, что все виды деятельности человека (за исключением военной) неизбежно вызывают противоречивые (как положительные, так и отрицательные) изменения в природной среде. Соответственно ответные изменения (реакции) возникают и в биологических системах.

Здесь же следует отметить, что воздействие антропогенного фактора на биологические системы может быть как прямым, так и косвенным. Примерами прямого воздействия могут быть сокращение площадей, занятых растениями — фотосннтезирующими организмами, вследствие строительства дорог, городов, промышленных объектов и т. п., уничтожение отдельных видов растений и животных, создание искусственных агроценозов.

Более многообразно опосредованное, косвенное влияние антропогенных факторов на живую природу. Особенно опасно качественное изменение физических п химических показателей окружающей среды вследствие загрязнения, например изменение химического состава воздуха.

Важным обучающим моментом служит установление связи понятия «антропогенные факторы» с понятием «использование природных ресурсов и природной среды». Необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, что антропогенные факторы являются проявлением разнообразных форм использования природных ресурсов и природной среды.

Использование природы — абсолютный закон существования общества.

Заполнение таблицы 10 позволит конкретизировать это положение.

Таблица  10

Использование популяций видов и их сообществ

 

Цели использования

 Примеры

Получение урожая биомассы Регулирование численности видов В качестве среды жизни и отдыха

а) человека

б) животных
Получение научных знаний

3. Понятие природоохранной деятельности и ее отражение в Дарвинизме

Переходя к понятию природоохранительной деятельности, учитель вводит его определение.

Охрана природы рассматривается учеными как деятельность по рациональному использованию природных ресурсов, защите природной среды от загрязнения всех видов и сохранению природных памятников.

Использование государственных и партийных документов и местных краеведческих материалов способствует как научному пониманию сущности и взаимосвязи развития общества и природы, так и определению своего собственного отношения к этпм явлениям, определению своей позиции и поведения, формированию научных основ своей сознательной деятельности. А именно в этом заключается главная цель как философско-мировоззренческого образования, так и природоохранительного просвещения.

С целью активизации мышления и эмоционально-волевой сферы учащихся учебные задания, связанные с введением и развитием природоохранительных понятий, можно строить на основе материалов, отражающих внимание Правительства к этой проблеме. Учитель задает вопрос: - Почему природоохранительная деятельность относится к антропогенным факторам? (см. таблицу 9). Почему нельзя разрешить все проблемы охраны природы с помощью только биологических наук?

«Дарвинизм». Большое значение в развитии природоохранительных знаний имеет понятие о популялионно-видовых системах, так как именно эти системы, по выражению академика С. С. Шварца, являются элементарными объектами использования. Важно, чтобы учащиеся имели представление о популяции как целостной биологической системе, хорошо понимали роль тех факторов (территориальность, численность и др.), которые обусловливают эту целостность и определяют основные биологические свойства популя-щш — устойчивое воспроизводство и эволюционные явления.

Понимание природы видов является необходимой предпосылкой понимания сути эволюционного процесса — так считают видные ученые-эволюционисты Э. Майр, Н. В. Тимофеев-Ресовский, А. В. Яблоков, Л. Меттлер, Г. Грег и др.

Академик Н. П. Дубинин подчеркивает, что показать вид как эволюционирующую биологическую систему — значит показать обособленность его как системы, ее целостность, обусловленную отношениями скрещивающихся особей; взаимодействие вида со средой и интегрирующее действие естественного отбора.

Понятие о виде сложно по составу'и вызывает ряд трудностей при его формировании. Важно раскрыть следующие элементы этого понятия: критерии вида, популяционную структуру вида, свойства видовой формы живого.

• Большое практическое значение имеет разграничение понятий «вид» и «популяция». Человек, как правило, использует конкретные популяции одного вида. Каждая популяция имеет свои особенности, которые следует знать и учитывать. С целью разграничения этих близких понятий рекомендуется использовать следующие методические приемы:

  1.  последовательное введение определений популяции и вида;
  2.  однозначное употребление определений популяции и вида в
    течение всего времени обучения;
  3.  упражнения   в   определении    ранга    группировки    особей
    (вид — порода, вид — сорт, популяция — вид);
  4.  развитие представлений о практической значимости разли
    чий между видом и популяцией.

Популяция — это множество особен данного вида, занимающих неразорванный ареал, способных к воспроизводству и эволюции. Использование термина «множество особей» способствует раскрытию статистического характера свойств популяции.

Определение понятия «вид» целесообразно дать в учебном процессе в связи с понятием «популяция»: вид — это репродуктивно изолированная система популяций, имеющих общую эволюционную историю. Это определение понятия накладывает ограничение на его применение по отношению к популяции, так как отдельные популяции вида репродуктивно не изолированы.

Разграничению понятий «вид» и   «популяция»   способствуют представления о критериях вида (признаки, по которым устанав-. ливается его самостоятельность).

Знакомству с критериями вида может предшествовать беседа по поводу различий в количестве видов, выделяемых различными учеными. Так, в классе рыб одни ученые выделяют 20 тыс. само стоятельных видов, другие — 40 тыс., в классе птиц — 28 и 8 тыс.; в кла'ссе млекопитающих — 13 и 3 тыс. и т. д. Полагают, что расхождения в подсчетах видов связаны с различным пониманием критериев самостоятельности вида.

• В IX классе учащиеся могут получить представление о следую
щих критериях: морфологических  (внешнее и внутреннее строе
ние особей популяции); географических (область распространения
особей вида и популяции); экологических (внутривидовые и меж
видовые связи и отношения, связи вида с абиотической средой,
поведение особей); физиолого-генетических (сходство наследствен
ности особей, способность к  воспроизводству  и   репродуктивная
изоляция).

Из всех явлений, приводящих к репродуктивной изоляции, для изучения в IX классе следует отобрать лишь явления экологической изоляции (группа малярийных комаров), этологнческой изоляции (виды рода соловей) и нежизнеспособности гибридов (на примере кидуса — гибрида соболя и куницы)."

• Конкретизация понятия -о критериях вида связана с изучением
видового многообразия биосферы. Само по себе это обстоятельство
имеет важное природоохранительное значение, так как учащиеся
должны понимать, что каждый вид — уникальное, неповторимое
явление природы и он должен быть сохранен.

Изучение методов определения самостоятельности вида (критериев) целесообразно проводить на видах одного рода. Этот прием позволяет показать своеобразие близкородственных видов, признаки их самостоятельности. В дальнейшем эти данные послужат основой для объяснения видообразования и результатов эволюции. Целесообразнее выбрать виды, на примере которых можно показать и различные проблемы охраны природы. Например, виды рода медведи (белый медведь, бурый медведь, гималайский медведь) подвержены действию антропогенных факторов, белый медведь включен в «Красную книгу» и требует охраны.

Виды рода куницы (соболь, куница лесная, кушша каменная, харза) являются хозяйственно ценными впдамп. Соболь — эндемик Советского Союза — может служить ярким «модельным» видом, на примере которого раскрывается ряд проблем охраны видов.

Виды рода вороны (грач, ворон, ворона) тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Они играют роль санитаров, биологических регуляторов численности видов-вредителей, а при определенных условиях сами являются вредителями.

Важным условием для усвоения понятий о критериях вида являются самостоятельные работы с учебными кинофильмами («Вид и видообразование». «Отряд хищных» п др.), с коллекциями, гербариями, открытками, марками, на которых изображены представители разных видов и т. п.

На примерах растительных видов можно продолжить развитие представлений о необходимости изучения критериев видов. С этой целью можно использовать как древесные, так и травянистые формы растений. В условиях города удобным объектом могут служить различные виды деревьев и кустарников, например, виды родов ель, сосна, тис. можжевельник.

Дальнейшее развитие понятия о виде связано с введением понятия о популяции.

На уроке о популяционной структуре вида обсуждается вопрос о своеобразии популяции по сравнению с видом, о различиях между ними.

Важное природоохранительное значение имеет опорное понятие «состав популяции». Учащимся сообщают, что в процессе хозяйственного использования многих видов состав их популяций подвергается значительным изменениям..

Если использование ведется нерационально, то начинает нарушаться одно пз основных биологических свойств популяции — устойчивое воспроизводство. Вывод один — необходимы меры, чтобы защитить данную популяцию вида от гибели, организовать рациональное использование.

Чтобы у девятиклассников лучше формировалось обобщенное представление о составе популяции, можно использовать несложное учебное пособие. Оно представляет собой набор разных по цвету и величине кружков, из которых монтируют схему на доске. Каждый кружок символически изображает одну особь вида. Стало быть, взрослым особям должны соответствовать кружочки большого размера (радиус 4 см), молодым — меньшего (радиус 3 см), а старческим — еще меньшего (2 см). Таким образом, уже видно, что популяция имеет разный возрастной состав. Чтобы ввести второе важное качественное различие особей, на каждом кружочке (независимо от размера) необходимо изобразить общепринятый в биологии символический знак пола (самец, самка). Это дает возможность показать, что особи в популяции различаются не только по возрасту, но и по полу. Эта схема позволяет символически отразить и индивидуальную изменчивость особей. С этой целью кружочки вырезают из цветных плотных обложек старых журналов, календарей и т. п. При этом на кружках не будет двух одинаковых рисунков, как не бывает двух одинаковых особей в популяции.

•'В популяции различают несколько возрастных групп: особи, которые еще не достигли половой зрелости, половозрелые особи, участвующие в воспроизводстве популяции, и особи, уже потерявшие способность к размножению.

Важно знать, что особи разного пола и возраста по-разному реагируют на изменение условий жизни. При ухудшении условий жизни в популяциях многих видов наблюдается высокая смертность самцов. Например, при химической обработке полей лучше выживали самки у обыкновенной полевки, малого суслика; при действии низких температур — у сусликов, мышей, чернохвостого оленя.

Знание соотношения разновозрастных групп очень важно, так как может помочь при составлении прогноза о дальнейшем существовании популяции в биоценозе.

Если популяция находится в благоприятных условиях, то в ее составе имеются все возрастные группы, между ними есть постепенные переходы и регулярное возобновление обеспечивает поддержание нормального уровня численности.

Если соотношение разновозрастных групп нарушено, это может привести к гибели или, наоборот, чрезмерному увеличению одной из них.

Конкретизации понятия о составе популяции способствует работа с учебным кинофильмом. Например, просмотр фильма «Обезьяны» позволяет учащимся ответить на следующие вопросы:

Какие признаки (критерии) видов мартышка зеленая и павиан гамадрил можно установить с помощью кшюкадров?

Каков состав стада обезьян гамадрилов? Каковы отличительные признаки особей разного пола и возраста?

Каковы особенности поведения детенышей гамадрилов?

Какие виды сигналов используют гамадрилы при общении?

Одним из групповых свойств популяции является территориальность, т. е. распределение особей в пределах ареала популяции. Распределение осуществляется в соответствии с радпусом индивидуальной активности и образом жизни вида (одиночным, семейным, стадным или стайным и т. п.).

Важно, чтобы учащиеся объяснили приспособительное значение распределения особей на территории и его роль в регулировании плотности. Школьники должны понять, что на единице территории может обитать лишь определенное количество животных и растений одного вида, а не бесчисленное их множество, т. е. плотность популяции должна быть вполне определенной.

Рассчитывая плотность особей вида (на 1 км2, или на 100 га), определяют тот урожай биомассы, который человек может собрать.

Качественно новым свойством популяции является способность к устойчивому, длительному воспроизводству особей. Она является следствием целого ряда приспособлений: особи разного пола находят друг друга (по запаху, звукам и т. д.), вступают в брачные отношения, строят или находят убежища, самки рождают детенышей, выкармливают детенышей (птицы, млекопитающие), родители (в разной степени) проявляют заботу о потомстве. Например, необходимость установления прочной связи с матерью и предохранения потомства от контакта с соседями заставляет многих животных на время размножения покидать стадо (антилопы, бизоны, зубры, северные олени). Так. во время отела самки северного оленя уединяются, выходят на края стада. Мать вылизывает малыша. Первая нить, связывающая мать и детеныша,— запах теленка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71024. Исследование модели шинной ЛВС с маркерным доступом 159 KB
  Изучить структуру и принципы построения ЛВС с шинной топологией с маркерным методом доступа к моноканалу. Изучить особенности работы шинных ЛВС с маркерным методом доступа на основе протоколов канального и физического уровней ЭМ ВОС.
71025. Изучение методики расчёта рациональной длины пакета в сети ЭВМ 129.5 KB
  Исходные данные для расчёта ЛВС Средняя длина передаваемого сообщения l=9300 бит. Длина заголовка пакета C=192 бит. Номинальная скорость передачи данных по каналу: для основного цифрового канала связи SH1=70000 бит с для канала связи тональной частоты SH2=6400 бит с.
71027. Функционирование мостов и коммутаторов на основе протокола канального уровня STP стека протоколов TCP/IP 103.5 KB
  Выбранный корневой коммутатор начинает рассылку пакетов BPDU на все свои порты. В этих пакетах в поле «Стоимость пути до корня» содержится информация о стоимости портов. Корневой коммутатор при рассылке устанавливает содержимое этого поля в ноль, а следующие коммутаторы добавляют...