41483

Формирование экологических идей, как направление природоохранного воспитания школьников. Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов

Лекция

Экология и защита окружающей среды

раз Земля обернула вокруг Солнца с момента возникновения общего предка бактерий растений животных человека. Начинают эстафету жизни зелёные растения затем её подхватывают животные а к финишу доносят грибы и бактерии где снова эстафета оказывается у растений. Посадка растений. Уничтожение некоторых видов растений.

Русский

2013-10-24

776.5 KB

1 чел.

Ленкция № 8, Формирование экологических идей, как направление природоохранного воспитания шкрольников. Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов.

План

  1.  Схемы внутрипредметных связей по раскрытию экологических идей.
  2.  Ведущие экологические идеи. Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи все ее компонетов.

Основные законы экологии по Коммонеру

Абиотические факторы среды

Эдафические и биотические факторы

Адаптации и адаптивные закономерности.

Литература

  1.  Алексеев С., Груздева Н., Муравьев А. Экологический центр в образовательной системе школы. - СПб .:Крисмас, 1996.
  2.  Броус Дисуди, Вид Дэвил. Экологическое образование в школе. Киев. Информационное агенство «ЭХО-ВОСТОК», 1996.
  3.  Захлебный А. Книга для чтения по охране природы для учащихся 9-10 классов средней школы. М.:Просвещение, 1986.
  4.  Катович М.,Станчиц М. Экологическое воспитание школьников. – Мн.: Народная асвета. 1993.

1. Схемы внутрипредметных связей по раскрытию экологических идей

Живая природа едина. Не менее 5 млрд. раз Земля обернула вокруг Солнца с момента возникновения общего предка бактерий, растений, животных, человека. Мы одно с живой при родой и различаемся только по степени родства с ней.

Совместно живущие организмы различных видов обмени-ваются веществом и энергией между собой и окружающей их средой. Эта сеть вещественно-энергетических взаимосвязей объе диняет живые организмы и окружающую их среду в одну очень протяжённую, разнообразную и сложную экосистему - - био-сферу. В биосфере организмы не только испытывают влияние среды, но и сами влияют на неё. Всё живое вещество биосфер; представлено четырьмя царствами клеточных форм: растения ми, животными, грибами, микроорганизмами, которые изу чаются соответственно в курсах ботаники, зоологии, миколс гии, микробиологии.

Схема №1 Концентрическая модель единства окружающей среды

Целостность

природы в биосфере

 

Бисфера пронизана жизнью. В природе все виды живых низмов распределяются не случайно. Связи между ними проникают прежде всего на основе пищевых связей и спо-собов получения энергии. Химические вещества извлека-ются фотоавтотрофами из окружающей среды и в основ-ном через гетеротрофов вновь в неё возвращаются. Этот про-цесс принимает очень сложные формы. В экосистемах сло-жились последовательно зависимые отношения между продуцентами, консументами, редуцентами, которые отража-ют миграцию веществ в природе. Так создаётся самоподдер-живающаяся система, в которой осуществляется кругово-рот веществ. Начинают эстафету жизни зелёные растения, затем её подхватывают животные, а к финишу доносят гри-бы и бактерии, где снова эстафета оказывается у растений. Круг замыкается, чтобы дать начало новому обороту, и так бксконечно.

Схема №2

Миграция веществ в природе

Всем известно, что абиотическая среда контролирует действие организмов, а организмы, в свою очередь, влияют на абиотическую среду и контролируют её самыми разнообразными способами. Организмы постоянно изменяют физическую и химическую природу инертных веществ, отдавая в среду новые соединения и источники энергии. Б процессе жизнедеятельности живых организмов изменяется состав абиотической среды: почвообразование, изменение микрофлоры в верхнем слое почв, очистка воды живыми фильтраторами и т.д.

Как уже говорилось, организмы в природе не существуют изолированно друг от друга, т.е. испытывают на себе влияние биотических факторов окружающей среды, что проявляется в определённых типах отношений, имеющих много общего у организмов разных систематических групп. Организмы также тесно и неразрывно связаны с неживым окружением, т.е. зависят от абиотических факторов: света, воды, температуры, почвы и т.д. Весьма существенное влияние на их жизнедеятельности оказывает и антропогенный фактор, который или непосредственно воздействует на организмы, или воздействует на них через изменения окружающей среды. Эта тройственная зависимость живых организмов демонстрируется в приложениях №1,2,3 к концентрической модели единства окружающей среды.

Приложение 1.

БОТАНИКА-ЭКОЛОГИЯ

 

Абиоотические факторы

: (транспирация).

• (фотосинтез). •воздух (СО22, фотосинтез);

. дыхание).

Тгмпература (поддерживает все к _цесссы в растениях). .. учва (поступление минеральных

гв, укоренение). 4.Рельеф (создание условий жизни).

 Биотические факторы

  1.  Микроорганизмы (доставка азо
    та, обогащение почвы минераль
    ными веществами, образование
    полезных ископаемых).
  2.  Животные (опыление, распрос
    транение плодов и семян, выеда
    ние, вытаптывание).
  3.  Растения (симбиоз, паразитизм,
    конкуренция, ярусность).
  4.  

\      ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАСТЕНИЯ

"" ~

Антропогенные факторы

Выведение новых сортов.

Посадка растений.

Вырубка, вытаптывание.

Загрязнение почвы, воды, атмосферы.

Уничтожение некоторых видов растений.

Охрана растительного мира.

ЗООЛОГИЯ-ЭКОЛОГИЯ

 Приложение 2.

 

^биотические  факторы

Вода (среда обитания, составная часть гганизма).

.  Свет (образ жизни дневной, ночной, ; умеренный).

Воздух (среда обитания, О2,СО2, ды-ание).

- Температура (теплокровные и холоднокровные). 5. Почва (среда обитания).

 Биотические факторы

1. Растения (пищевые и тонические
связи).

  1.  Животные (пищевые связи).
  2.  Микроорганизмы (способы питания).
  3.  Межвидовые и внутривидовые отно
    шения.
  4.  

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЖИВОТНЫХ

ft П

Антропогенные факторы

I. Создание новых пород. 2. Истребление некоторых видов.

?. Меры по охране животного мира.      4. Памятники животным.

Приложение / МИКОЛОГИЯ, МИКРОБИОЛОГИЯ-ЭКОЛОГИЯ

 

Абиотические факторы

  1.  Свет (ультрафиолетовые лучи).
  2.  Воздух (дыхание, О2,СО2), (фо
    тосинтез, СО
    2, О2).
  3.  Температура (цистообразование).
  4.  Почва (среда обитания).
  5.  Вода (среда обитания).
  6.  Химические вещества (хемосинтез).

 Биотические факторы

1. Растения (способы питания,
среда обитания).

2. Животные (среда обитания, спо
собы питания).

ё

| ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ГРИБЫ И МИКРООРГАНИЗМЫ

ft

 ft

Антропогенные  факторы

  1.  Создание новых штаммов микроорганизмов.
  2.  Бактерицидное и бактериостатическое действия.
  3.  Загрязнения почвы, воды, воздуха и т.д.

Без понимания места и роли живых организмов в целом н; всей планете не представляется возможным изучение много образия форм органического мира. Представление о биоразно образии видов формируется у учеников при изучении в курс< ботаники и зоологии представителей разных систематические групп растений, животных, микроорганизмов, грибов.

Нынешнее исключительное разнообразие форм и функ ций жизни было создано в процессе эволюции путём есте ственного отбора. На раннем этапе вся совокупность первич ных пробионтов была сравнительно однородна. Чтобы суще ствовать и дать начало жизни, необходимо было реагировав на изменяющиеся условия окружающей среды. Эволюция на шла единственно верный выход: создала биоразнообразие ви дов, каждый из которых приспосабливается к определённые^ условиям существования. Возникновение и развитие биораз нообразия становится основной стратегией жизни в условия^ непрерывно изменяющейся природной среды.

Многообразие жизни на Земле с трудом поддаётся описа нию. Полагают, что сейчас на нашей планете обитают свыш; 1 млн. животных, 0,5 млн. растений, до 10 млн. микроорга низмов.

Элементом биосферы является и человек. На первых эта-пах своего существования он оказывал на ход геохимических процессов такое же воздействие, как и любой гетеротрофный вид. Однако в связи с развитием науки и техники человече-ство стало могущественной геохимической силой. Существовавшая точка зрения об устойчивости биосферы, о неисчер-паемости растительных, животных, минеральных, энергети-ческих ресурсов оказалась несостоятельной. В настоящее время воздействие на биосферу должно соче-таться с мудростью предвидения его результатов. Человек от-ветственен за всё, что происходит на Земле. Отмечая сокра-щение видового разнообразия, он способен принять и принимает на себя функции управления экологическим состоя-нием планеты в целом.

Схема 3. БИОРАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ И ИХ ОХРАНА

Ф Л ОРА

ФАУНА

\\

Урбанизация  =5 

ФЛОРА 

f   Минеральные
удобрения
 

Массовый туризм =$ 

ФАУНА 

,   Ядохимикаты
зооциды.,
инсектициды
 

1640 видов высших растении    

ФЛОРА 

ФАУНА 

N 31 тыс. видов ' животных 

Заповедники Заказники Национальные парки Памятнш* природц 

охрана природы 

ФАОРА 

охрана природы 

Красная книга Законы и законодательные акты Экологически мониторинг 

ФАУНА 

Человек является высшим продуктом развития живой ма-терии, продуктом деятельной эволюции. Поэтому, чтобы понять его сущность, необходимо пользоваться данными биологии как науки о законах возникновения и развития живой природы в целом. Как человек является частью живой приро-| ды, так и науки, изучающие его строение (анатомия),   функции (физиология), влияние условий жизни и труда на здо-_ ровье человека (гигиена), являются частью биологии.

Организм человека состоит из двух частей: растительно; и животной. Все внутренние органы, эндокринную систему , гладкие мышцы, кожу, сердце и сосуды, вегетативную нервную систему относят к органам растительной жизни, создающей внутреннюю среду организма. Скелет, поперечнополосатая мускулатура костей и некоторых внутренних органов (язык, гортань, глотка), соматическая нервная систем: являются органами животной жизни.

В природе всё взаимосвязано, природа едина. Также и организм человека есть целостная система. Поэтому анатомия изучает-организм не как простую сумму составляющих его частей, независимую от окружающей среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования. Организм человека не представляет собой нечто застывшее, статичное, его функции постоянно изменяются от момента рождения до смерти.

В современных условиях по мере внедрения в промышленность и быт достижений научно-технического прогресса возрастают неблагоприятные изменения физико-химических свойств окружающей среды. Ухудшение гигиенических условий жизни отрицательно сказывается на здоровье и продолжительности жизни людей. В связи с этим возникла молодая наука о здоровье человека — валеология.

Влияние экологических факторов на организм человека прослеживается в приложении "Человек — среда — здоровье"

Приложение 4. ЧЕЛОВЕК - СРЕДА - ЗДОРОВЬЕ

ГИГИЕНА

Биотические факторы Абиотические факторы

виру.СЫ

бактерии

грибы

растения

простейшке черви насекомые грызуны и др. животные

 температура свет

влажность

ультрафиолетовые лучи атмосферное давление состав воздуха радионуклиды

отходы промышленности, транспорта, сельского хозяйства

АНАТОМИЯ  => ФИЗИОЛОГИЯ =>  ВАЛЕОЛОГИЯ

Человек является активным субъектом познания мира. Самым доступным способом познания окружающего мира для ученика является эстетическое восприятие природы. Детям легко доступна логика природы, и они очень быстро "влюбляются" в природу, её объекты и явления. Тогда у них возникает интерес к явлениям природы, желание познать, изучить природу и на каком-то этапе этого пути познания ученики начинают чувствовать себя частью природы, а природу — частью себя. Так рождается желание жить по законам природы, потребность оберегать природу и заботиться о ней, как о себе. А природа обогащает жизненным опытом учени-ка, способствует поэтическому восприятию окружающего мира, создаёт благодатную почву для творческого развития личности (му-зыка, поэзия, искусство). Природа становиться тем фактором, ко-торый воспитывает человека, наполняет особым содержанием его духовные и душевные качества. Природа выступает в роли фактора нравственно-эстетического развития личности.

Схема

ПРИРОДА КАК ФАКТОР НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ПРИРОДА-ВОСПИТАТЕЛЬ

 


2. Ведущие экологические идеи. Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи все  ее компонентов.

2.1. Основные законы экологии (по Коммонеру):

Все связано со всем.

Все должно куда-то деваться.

Природа знает лучше.

Ничто не дается даром.
1. Все связано со всем.

На планете Земля совершает свой путь великое множе-ство жизней. Все они взаимосвязаны, образуют единую об-щую систему, и значит, человечество едино с природой. И само человечество тоже едино. Не может быть хорошо одет м людям, когда плохо другим.

2.Все должно куда-то деваться.

В природе нет такого понятия, как "мусор". Отходы жи-вых организмов, останки одних служат пищей другим. В ре-результате "все возвращается на круги своя". Не надо думать, что если какая-то вещь стала ненужной и ее выбросили на_ помойку, то она как бы исчезла. Ничто не исчезает бес-следнего, оно лишь перемещается, меняя свою форму.

3. Природа знает лучше.

В течение нескольких миллиардов лет формировалась земная природа. Это огромный период времени. Примерно 10000 лет назад возникла человеческая цивилизация. Проходили века, и чело-век вообразил, что он по своему желанию может "улучшать природу", меняя ее. К сожалению, это не так. Он не учел того, что взаимосвязи живой природы невообразимо сложны. А по тому и получилось, что вмешательство в природу приводил как правило, не к ее улучшению, а наоборот, к ухудшени. Нельзя допускать больших изменений природы, нужно щаться с природой бережно, внимательно, осторожно.

4. Ничто не дается даром.

Любая природная система — это единое целое. Если в начать что-то улучшать, то при этом что-то обязательно ухуд-шится. Выигрыш в одном связан с проигрышем в другом. Если человек берет что-то для своих нужд из природы, он должен как-то возместить, иначе возмещать придется нашим потом кам. Отсюда понятны слова японского эколога Талбата Ли "Мы не получили в наследство Землю от своих отцов. Мы ее отдолжили у своих детей".

Выделяют следующие уровни организации жизни: ген-клетка — ткань — орган - организм — популяция — биоценоз биогеоценоз — биом — биосфера — ноосфера.

Современная экология изучает жизнь, интегрированную в биологические системы более высокого ранга, чем орга-низм. Этим экология отличается от других областей биоло гии, которые она обогащает, но ни в коем случае не раство ряется в них и не исчезает как самостоятельная наука.

Экология исследует три основных уровня организации жи вой материи: отдельные особи, популяции, сообщества (эко системы). Изучая особи, экология исследует, как влиянию на организмы абиотические и биотические факторы и наобо рот. На уровне популяций изучаются свойства популяций (чис-

ленность, плотность, возрастной и половой состав, npoстран-ственная структура, рождаемость, смертность), динамика регуляция численности популяции. Экология сообществ рас сматривает состав и структуру сообществ, закономерности и функционирования, трансформацию вещества и энергии.

В конце XX века экология превратилась в одну из веду-щих наук. Это обусловлено тем, что решение проблем, свя-занных с рациональным использованием природных ресур-сов биосферы, возможно только с экологических позиций.

Экология как наука является теоретической основой oxpaнны-природы, но задачи экологии гораздо шире. Она изучает принци-пы и законы, определяющие типы объединения организмов, по-токи вещества и энергии через трофические уровни, закономер-ности функционирования экосистем и биосферы в целом.

Велико разнообразие особен, населяющих биосферу. Рас-тителъный мир представлен около 500 тыс. видами, живот-ный мир  — около 1,5 млн. видами.

 Группировки разных видов (совокупность популяций), заимеющих определенный участок (луг. озеро, степь), образуют сообщество. Сообщество вместе с неживыми компонентами среды  (спет. пола, климат и т.л.) составляет экосистему.

 Экосистема, состоящая из продуцентов, консументов, редуцентов и включаюшая в себя обязательно почву, называется ценозомзом.

 Зеленым растениям принадлежит особая космическая и земная роль. Климент Аркадьевич Тимирязев писал: "Когдато где-то на Землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплоднуую почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка... Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу...

В той или иной форме он  вошел в состав хлеба, который

послужил нам пищей. Этот луч Солнца согревает нас... быть может. в эту минуту он играет в нашем мозгу".

Растения освобождают воздух от углекислого газа, обогазая его кислородом, и являются продуцентами (автотрофами), т.к. только они способны образовать из неорганических вещешеств органические соединения, от которых зависит существование всех остальных форм жизни. Значительная часть энергии, запасенная в процессе фотосинте-

за  необходима самому растению для поддержания жизненных процессов, построения собственного тела. Часть ее передается животным с растительным кормом. В результате все,. чем питается человек, имеет растительное происхождение [42].

Мы привыкли представлять нефть, газ, торф, бурый и каменный уголь как нечто, связанное только с геологией, а между тем у них чисто растительное происхождение. Надо признать, что именно растения управляют нашими автомо-билями, обогревают наши дома, участвуют в производстве промышленных товаров.

В 1696 г. во время Азовского похода донецкий уголь пока-зали Петру I. Он бросил уголь в костер и наблюдал горение. Послеле чего произнес фразу, ставшую исторической: "Сей ми-минерал если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет".

Однако и этим не ограничивается зависимость человека растений. История начала человеческой цивилизации — это ис-тория окультуривания растений. Каждый центр цивилизации базировался на своей собственной растительной культуре: Еги-пет и Месопотамия— на пшенице, Китай— на рисе, майя и ацтеки — на кукурузе, инки — на кукурузе и картофеле. Моне ты и гербы некоторых стран были с изображением пшеницы

Растения являются еще и окружающей средой человека источником эстетического наслаждения и психологического воздействия. Это источник технического и лекарственного cы рья, стройматериалов. Многие растения стали объектами изу чения бионики в целях использования особенностей их стро ения в технике. Полый стебель (соломинка) подсказал идею создания опорных столбов и свай.

Исключительно важное значение имеют растения в сохра-нении окружающей среды, в поддержании единства и целост-ности природы в биосфере. Они покрывают поверхность по чвы, чем препятствуют развитию и возникновению воздуш-ных и водных эрозий, колебанию температуры, дают прохла-ду, смягчают климат, осушают заболоченные места. Вяз, липа, сирень — наилучшие пылеулавливатели. Они очищают атмос-феру от вредных примесей. Береза, черемуха, можжевельник, выделяют наибольшее количество фитонцидов, обеззаражива-ющих воздух, убивающих возбудителей туберкулеза, брюш-ного тифа, дизентерии. Сосна, ель, дуб черешчатый, клен ост-тролистный на расправу с микробами тратят 1,5—3 минуты. Фитонциды черемухи уничтожают клещей, грызунов.

Растения, как и животные, участвуют в поддержании ба-ланса минеральных солей в почве. Они усваивают минераль-ные вещества и передают их животным. Например, хвощи и диатомовые водоросли накапливают кремнезем. Животные как и растения, после своей гибели возвращают почве мине-ральные вещества, что сохраняет ее плодородие. Например, комары и гнус - вреднейшие существа. Советский ученый Д. В. Панфилов установил, что их личинки проходят личи-ночную стадию в болотах и озерах, накапливая микроэле-менты в своем теле: медь, цинк, марганец, бор, молибдена Летом комары улетают, осенью гибнут на суше. Так происхо-дит миграция веществ в природе. Так растения получают щт животных через почву необходимые микроэлементы. Личин ки и  куколки являются кормом для рыб, рыбы получают мик-

роэлементы [31].

Животные -• важнейший компонент в миграции хими-ческих элементов в природе. Они способны питаться только готовыми органическими веществами (гетеротрофы), кото-рые имм поставляют растения или другие животные. Живот-ные, таким образом, зависят от растений. Однако и жизненный цикл растений часто невозможен без животных. Так, опылители (насекомые, птицы, летучие мыши, лемуры) переносят пыльцу в момент опыления, по-этому и  выделяют следующие типы перекрестного опыления: энтомофилия, орнитофилия, зоофилия. Соответствуют этим процессам особенности строения пыльцы (липкая, с вырос -тами) строение самого цветка (яркий венчик, наличие не-ктара, запаха). Животные способствуют расселению растений на Земле. Зоохория — распространение плодов и семян живот-ными. для чего растения имеют специальные приспособле-ния в  виде колючек, крючков, шипиков, клейких выделе-нифй. Орнитохория — распространение плодов и семян птица-ми, поэтому растения имеют мясистый, яркий, сочный око-лоплодник, устойчивый к перевариванию эндокарпий. Ин-сектохория — насекомые расселяют растения, особенно бога-тые маслами (фиалка, чистотел, ежевика) [14]. Неоценимо значение животных в процессе почвообразова-ния. За счет морских, преимущественно одноклеточных, жи-вотных образовались осадочные породы (мел, известняк). Из-вестняк Крымских гор — продукт прежней жизнедеятельности морских корненожек. Лучевики, солнечники, чьи раковины состоят из кремнезема, образовали целые залежи этого мате-риала, используемого для шлифовки металлов, приготовле-ния наждачной бумаги. Специалисты считают, что за после-дние 200 млн. лет остается неизменным состав и количество солей в воде. Ведь в пресной воде рек немало растворенных веществ, которые реки выносят в океан. Вода в океане испа-ряется, а соли остаются, но вода не "осолоняется". Кальция, которого в реках много, в океане тоже становится меньше, Куда же все девалось? Это морские организмы забирают все вещества себе для построения скелетов, панциря, раковин, Когда организмы погибают, останки их накапливаются на дне, со временем образуя горные породы.

Неоценим вклад животных в процессы биологическ< очистки морей и океанов, рек и озер. Двустворчатые мо люски способны фильтровать грязную воду, превращая ее чистую. Мидии могут встречаться у поверхности и на глуби: 15—20 метров в количестве 1000 экземпляров на 1 кв. м. Од; особь способна профильтровать в сутки 70 л воды, а од| беззубка — 30 л воды в сутки. Брюхоногие - рапаны и лит рины — ползают по камням, сваям и очищают заросшие п верхности. Моллюск кардиум (Каспийское море), имея 2 см в длину, фильтрует за сутки 15л воды. Он обволакива нефть слизью и в такой "упаковке" выбрасывает на дн Животные активно формируют целые ландшафты [31].

Велика ценность животных и в хозяйственной деятельно ти: они дают мясо и шерсть, яйца и молочные продукты, ме воск, прополис, шелк. Животные — источник сырья для пр мышленности.

В медицине они являются объектом научных исследованг Паук может работать в лаборатории в качестве точного химиче кого реактива, распознающего разные алкалоиды, т.к. после пр ема химических веществ они плетут совершенно иную сеть [

В Париже перед зданием Пастеровского института и в Т кио возведены памятники лягушке как знак признательное за услуги в области медицины и науки об электричестве. В Л нинграде великий физиолог И. П. Павлов и его сотрудники вс двигли памятник собаке за сообразительность, терпение и п слушание при выполнении медицинских экспериментов, кот рые начались более трехсот лет тому назад, со времен Вильяма Гарвея [16].

Экологические потребности животных и растений обуловлены факторами окружающей среды, которые делают вс можным их жизнедеятельность. Выделяются абиотическ и биотические природные факторы.

2.2. Абиотические факторы среды

Абиотические фактор в свою очередь, подразделяются на климатические (возде ствие температуры, света, воздуха), эдафические (почвеннье орографические (факторы рельефа), гидрологические (во во всех агрегатных состояниях).

Показатели каждого из них колеблются от оптимальн] для организма до критических (экстремальных значений). Ее. изменения какого-то фактора ограничены возможностью с шествования организма, то фактор называют лимитирующи те фактором, значение которого в экосистеме приближает-ся к критическому для данного вида организмов. Так, сезон-ные изменения температуры делают невозможным существо-вание в умеренном поясе большинства тропических видов. Не-постоянство абиотических факторов вызывает определенные адаптивныеe (приспособительные) реакции организмов. Они проявляются особенностями внешнего и внутреннего строения тела или характерным поведением.

Температура.

Основновной климатический параметр. Относительно посто-яния между экватором и тропиками, в более высоких широ-тах она изменяется в зависимости от сезона, времени суток, высоты склона. У холоднокровных животных (пойкилотерм-ных) снижение температуры воздуха вызывает замедление физиологических процессов и приводит к оцепенению (у на-секомых, земноводных, пресмыкающихся) и- даже анабиозу (у многих простейших, беспозвоночных). У млекопитающих животные с постоянной температурой тела- гомойотерм-ные) волосяной покров редкий и низкий (летний) меняется на густой и пышный (зимний). У растений (особенно одно-летних) приспособлением к низким температурам можно счи-тать образование семян.

   Свет.

Источник энергии для фотосинтеза. На интенсивность све-та влияет угол падения солнечных лучей на Землю. Для рас-тений и животных высоких широт характерна реакция на фо-то период (продолжительность светового дня), которая синх-ронизирует их активность со временем года. Это особый пус-ковой механизм, который определяет начало роста, цвете-ние весной, образование плодов летом или осенью, листопад осенью, наступление линьки, запасание жира, миграции, раз-множение у птиц и млекопитающих (у последних — и зим-нюю спячку). Адаптации растений к недостатку света прояв-ляются в форме отрицательной реакции на затемнение у све-толюбивых растений (береза, осина) и высокой активности фотосинтеза   - у теневыносливых (сосна, граб, дуб, липа) и тенелюбивых (ель, кислица, мхи, папоротники) растений, Многие растения для лучшего освещения используют сосед-ние растения как опору, как место проживания. Это расте-ния-эпифиты (мхи, лишайники, баньян). В Калькуттском бо таническом саду баньяну 150 лет, крона в диаметре 100 м. ко ни-столбы (подпорки) до 5 — 6 м в окружности. В Бенгалии

одно дерево имеет 88 стволов, а его площадь — 1 га. Конкуренц] за свет приводит к возникновению ярусной структуры лесов мозаичности листьев. Адаптации животных к определенному к личеству света проявляется в разном образе жизни: дневном (большинство животных), ночном (сова, бархатный кот), с меречном (летучие мыши) и обитание в полной тьме (кроты Вода.

Необходимая составная часть всего живого. Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета,  ни запаха; тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама   жизнь. С тобой  во всем существе разливается блаженство, которое не объяснишь только нашими пятью чувствами.. Ты величайшее в мире богатство...

Антуан де Сент-Экзюпер

Вода часто выступает в качестве лимитирующего фактора для наземных организмов. Влажность почвы в значительной мере обусловливает смену растительных поясов с севера на юг. По способности переносить недостаток воды растения делятся на ксерофиты (высокая выносливость — верблюжья колючка, кактус, можжевельник, сосна), мезофиты (сред-няя выносливость — граб, ясень, береза), гигро- и гидрофи ты (низкая выносливость -- ольха черная, рогоз, кувшинка кубышка, ряска).

Существуют адаптации у растений к засушливым услови-ям среды: опушение листьев, превращение их в колючки утолщение стеблей и листьев, длинные корни, раннее цвете-ние (у эфемеров).

А у животных приспособления к засухе следующие: переж-дать в норах жару, летняя спячка в слизевом коконе (дождевой червь) и в норах (суслик), накопить жир, который, расщепля-ясь, дает воду (верблюды, грызуны), осуществлять миграции

Множество организмов, живущих в водной среде предъявляют к ней высокие требования и обитают только в чистой воде. Это водоросли: кладофора, улотрикс, навику ла; насекомые: веснянки, ручейники, поденки, рыбы — окунь Но есть и такие организмы, которые способны жить в загряз-ненной воде. Это бактерии сине-зеленые: осциллятория, фор-мидиум; водоросли: хлорелла, хламидомонада; насекомые -комары,, рыбы — карп.

ВОЗДУХ — перемещение его в виде ветра влияет на разви-тие растений, особенно на деревья открытых мест. Ветер мо-

жет влиять на миграцию животных (птиц, пауков, некоторых бабочек), участвует в распространении плодов и семян (ане-мохория), поэтому семена у таких растений мелкие, легкие, с крылатыми выростами.

Многие растения способны обламывать свои ветви после созревания плодов (тополь, береза, ива, клен, одуванчик,

прекати-поле). Ветер — одно из условий перекрестного опы-ления растений (анемофилия), поэтому пыльца у ветроопы-ляемыx растений сухая, мелкая, а пыльники свисают на длин-ных тычиночных нитях.

Воздух является средой обитания для птиц, насекомых, пауков, некоторых млекопитающих. Животные, благодаря по-

лету, добывают корм, спасаются от врагов, находят удобные
места для размножения.

Способы перемещения в воздухе у птиц — парение, пла-нивание, машущий полет [26].

При парении птицы используют восходящие потоки воз-духа (гриф, альбатрос). Их крылья опираются на воздух и тем самым создают силу тяги, в результате чего птицы поднима-ютя вверх. Парение по восходящей винтовой линии увели-

чивают высоту полета. К парению близко планирование — по-

лет белки с одного дерева на другое. Длинный пушистый хвост увеличивает площадь опоры о воздух. Полет многих птиц (во-робь:ьи, ласточки, голуби) называют машущим. Для полета в воздухе у птиц выработались в процессе эволюции опреде-

ленные приспособления:

  1.  Перо легкое, невесомое, прочное.
  2.  Перья, налегая друг на друга, образуют гладкую, обте-
    каемую поверхность, что уменьшает силу трения и облегчает

передвижение в воздухе, развивая большую скорость.

3. Наличие крыльев, большие грудные мышцы (0,5 веса
мышц всего тела), обладающие большой силой сокращения,
т,к, подъемная сила мышц зависит от поперечного сечения
мышцы. Перья крыла увеличивают его общую поверхность и

площадь опоры о воздух, что способствует возрастанию сил тяги. Хвост же, как руль, управляет полетом.

4.Скелет птиц легкий (4,4 % от массы тела у голубя). Kocт-пористые, полые, многие заполнены воздухом. И при это| скелет обладает значительной прочностью и упругостью.

2.3. Эдафические и биотические факторы среды

Эдафические факторы. Их воздействие сказывается на во] никновении адаптации у почвенных животных. Так, у кро1 тело цилиндрической формы, передние конечности преврати-лись в роющий механизм, шерсть низкая и укладываете в двух направлениях: вперед и назад (что позволяет двигатьс в норах), глаза редуцированы, но острый слух и обоняни Это типичные адаптации для подземных животных. Фауна поч-подразделяется на четыре морфо-экологические группы: мик-рофауна (простейшие, коловратки, нематоды и т.д.), мезоф; уна (мелкие виды членистоногих — клещей, насекомых, мно-гоножек), макрофауна (личинки насекомых, дождевые черви многоножки с размерами тела от 2 до 20 мм) и мегафаун (землеройки, слепыши, кроты).

Безусловно, основное влияние эдафические факторы ока-зывают на растительность и через нее уже — на мир живот-ных. Поэтому эдафические факторы являются связующим зве-ном между абиотическими факторами и биотическими ком-понентами окружающей среды.

Биотические факторы — сложные уникальные взаимосвяи и взаимоотношения между живыми организмами — необхо димое условие их существования. Связи между организмами обеспечивают возможность питания, размножения, защиты от врагов, снижения действий неблагоприятных условий oк ружающей среды. Одновременно — это угроза и опасность для жизни.

Существуют разные виды взаимоотношений: внутриви-довые и межвидовые. Любой организм входит в состав попу-ляции, тогда между ними возникают конкретные внутри-видовые отношения: это соревнование и конкуренция. Вды конкурируют в поисках пищи, укрытий, мест размножения. Межвидовые отношения — тоже могут быть в виде конку-ренции.

Например, в лесу конкуренция за свет. Ель, развиваясь в тени лиственных растений, обгоняет их в росте, а потом угнетает их, порой вызывает гибель. Еще пример: бактери цидные вещества (фитонциды) березы, черемухи, сосны уг-неьают или регулируют деятельность соседних видов (амен-саоизм). Это всегда учитывается при закладке лесных посадок: чередование сосны и березы.

Избежать внутривидовой конкуренции можно благодаря отличиям в сезонной или суточной активности, использова-нию разных ниш для добывания пищи. Существуют следую-щие экологические группы птиц: питающиеся в воздухе, сре-ди листъев деревьев, на стволах деревьев, на земле.    Результаты конкуренции представляют собой один из ме-ханизмов естественного отбора. Он может окончиться: - установлением равновесия между видами; - заменой одного вида другим;

 -  вытеснением одним видом другого на другую террито-

-переходом вида, который вытесняется, на употреб-другой пищи.

Межвидовые отношения в природе носят разный характер, Например, аменсализм: при этом типе взаимоотношений один вид испытывает угнетение роста и размножения под действи-ем другого вида, который при этом ничего не испытывает. Примером взаимовыгодных отношений являются сим-биотические отношения (мутуализм). Это отношения гриба и водорослей в лишайнике (описаны русскими учеными Фа-минцыным и Баранецким). Водоросли дают грибам органи-ческиe вещества (результат фотосинтеза), а грибы водорос-

дям- воду и минеральные вещества. По присутствию или от-
сутствию лишайников судят о качестве окружающей среды
(индикаторная функция). Еще пример: в 1881 г. русский уче-

ный Ф. М. Каменский впервые описал отношения между кор-

нями растений и мицелием гриба в виде микоризы (грибо-корня). Большинство деревьев не может жить без микоризы.

Сосна с микоризой может расти на бедной почве, где невоз-можно возделывание сельскохозяйственных культур. Это яв-

ление используют для закрепления подвижных песков (на опустощенных торфяниках Полесья).

Примером симбиотических отношений является образование

систем: "корни высших растений (сем. Бобовые) — азотфиксиру-

ющие бактерии", "жвачные животные — инфузории", "жвачные

животные — бактерии желудка", "цветковые растения — живот-

ные-опылители", "термиты — полимастигина", общественные ношения среди пчел, муравьев, социальные (колониальные) ношения в стае волков, табуне лошадей, стаде зубров и т.д.

Выделяют еще и отношения между животными, которые называются сотрудничеством, комменсализмом.

Сотрудничество: оба вида образуют сообщество. Оно не яв-ляется обязательным, т.к. каждый вид может существовать изолированно, но жизнь в сообществе приносит им обоим пользу. Совместное гнездование нескольких видов птиц, та-ких, как крачки и цапли, представляет собой пример сотруд-ничества, позволяющий им более успешно защищаться от хищников.

Комменсализм: в этом случае один вид извлекает пользу от сожительства, а другой не имеет никакой выгоды. Одним из примеров является случай, когда организм больших раз-меров носит другого, менее крупного. На коже акул живут рыбки-прилипалы. Мелкие кривохвостки подолгу держаться между длинными иглами морских ежей в полной безопаснос-ти от хищиников [23].

Интересен следующий вид взаимопомощи между разными видами животных. Осенью 1942 г. подводная лодка находилась в Черном море. Когда она всплыла, подводники увидели mhо-жество гусей-гуменников, сидящих на воде. Птицы отдыхали Море было настолько спокойным, что они отражались в воде| как в зеркале. Но интересно было то, что на каждом гусе сиде-ло по перепелке. Они обессилили в длительном перелете. Уви-дев на воде большую стаю гусей, перепелки сели на их спины и долго не покидали эти "островки спасения". Любопытно было и то, что гуси вели себя совершенно мирно, не выражая никакого беспокойства или недовольства, не пытались ны-рять и сбрасывать незванных седоков [19].

Хищничество— способ добывания еды животными, ред-ко -• растениями, грибами, микроорганизмами, когда один вид поедает другой. Хищный вид нападает на вид-жертву, ко-торым он питается. Лев, тигр, волк, орел съедают за день несколько килограммов мяса, а сами весят во много раз боль-ше. А стрекоза-коромысло за 2 часа может съесть 40 мух! Если бы человек имел такой аппетит, то он за один раз съел бы чуть ли не целую корову. Ученые считают, что стрекоза — са-мый прожорливый хищник на Земле [8]. Известные хищники- волки, орлы, божьи коровки, па-уки, насекомоядные растения (около 500 видов): росянка, венерина мухоловка, росолист, американская саррацения, библис гигантский — являются настоящими хищниками, т.к. хищники убивают свою жертву после нападения. Эти отно-щения называют "хищник-жертва", и поскольку они напа-дают на более ослабленные жертвы, то выступают в роли "са-санитаров" популяций (лиса быстрее поймает больного зайца). Хищнтики регулируют численность особей в популяции, сни-

жают обострение внутривидовой и межвидовой конкуренции, что особствует сохранению видового разнообразия.

Таким образом, хищники являются фактором, влияю-

щим на количество своих жертв, а иногда и ограничиваю-
щим фактором. Так, количество оленей определяется количе-

ством волков в этом районе, а количество леммингов — ко-личеством песцов.

Отношения "хищник-жертва" способствуют двусторон-нему эволюционному развитию. Хищник имеет покровитель-

ственную окраску, чтобы легче охотиться, а жертва — чтобы надежнее спрятаться, их адаптации развиваются в направле-нии совершенствования способов обороны: ядовитые волос-ки на_ коже лягушек, ядовитые вещества у змей, разбрасывающиеся стрелы у пауков, зловонная жидкость у жуков-бом-бардиров.

В этом плане интересна одна история из жизни тарантула, Это хоть и ядовитый паук, но укус его болезненный — и толь-ко. Много столетий считалось, что укус тарантула вызывает болезнь тарантизм. У больного начинается лихорадка, дрожь и боль во всем теле, появляется желание смеяться и танце-вать. Излечить такого больного можно было только одним средством — музыкой. Считалось, что яд выделяется из орга-низма вместе с потом, который появляется во время танцев. Музыканты стали писать для этого специальные мелодии, их называли тарантеллами. Так родился веселый народный ита-льянский танец [8].

Растительноядность характерна всем травоядным живот-ным: грызунам (мыши, белки, бобры), зайцеобразным (пи-щухи, заяц-беляк, заяц-русак), парнокопытным и непарно-копытным. Воздействие травоядных животных на растения приводит к снижению плодовитости, т.к. задерживается цве-

тение поврежденных растений, значит, нарушается конта с опылителями, меньше образуется плодов и семян. Поэто| растения имеют защитные приспособления: колючки у бариса, шипы у розы, жесткие и невкусные листья с ядови-тыми веществами у красавки, белены, крапивы. Но остаеся справедливым, что в целом растительноядные животные вред-ны растениям (лоси, олени Беловежской пущи все время "под-стригают" молодой подлесок, что делает невозможным лесо-восстановление).

Об известном французском зоологе Кювье рассказывают такую историю. Часто, чтобы не тратить время на дорогу до мой, ученый спал в своей лаборатории. Однажды друзья ре-шили подшутить над ним. Они набросили на себя шкуру быка и стали кричать: "Кювье, Кювье, я тебя съем!" Ученый, про-снувшись, увидел бычью голову с рогами и спокойно сказал "У тебя рога — значит, на ногах копыта, а раз копыта, зна-чит, ты травоядное животное и не съешь меня!"[8].

Паразитизм: паразитический вид, обычно мелких размеров тормозит рост и размножение своего хозяина, от которого не посредственно зависит его питание. Растения-паразиты: омела белая, повилика на клевере, лианы в тропиках на деревьях раффлезия Арнольди. Животные-паразиты: ленточные черви, ас-кариды, вши, блохи, печеночный сосальщик. Возбудители бо-лезней растений: фитофтора, картофельная и свекловичная со-вка, нематоды [23].

Все пищевые связи между организмами приводят к o6ра-зованию сообщества (биоценоза). В сообществах проявляются два типа цепей питания. Пастбищная, или цепь выедания начинается обычно растениями, а оканчивается хищниками. Причем каждый организм 90 % полученной энергии затрачи-вает на свои нужды, а на долю хищника остается только 10% энергии. Эта особенность ограничивает количество трофичес-ких уровней в цепи питания до 4—5 и лежит в основе правила экологической пирамиды.

Энергия необходима всем живым организмам дляфунк-ционирования. Главный источник энергии — энергия Солнца Солнечная энергия в клетках зеленых растений превращается в энергию химических связей, которая запасается в молеку-лах глюкозы, крахмала, белков, жиров. В животных организ-мах эта энергия превращается в механическую (животные бе 

гают, летают, плавают, ходят, прыгают, ползают), внутрен-нюю (поддерживается определенная температура тела), элек-трическую (электрические разряды некоторых рыб исполь-зуются как защита и орудия охоты), световую (светятся обитате-ли морей: рыба-удильщик, ночесветки, медузы, кальмары, и суши у светлячка белок люциферин под влиянием фермента лю-циферазы распадается со свечением, светится грибница опенка), В биоценозах природа расспорядилась мудро. Она подарила видам возможность питаться разной пищей, чтобы выжить в борьбе за существование. Заяц питается корой осин, яблонь (зимой), морковью, капустой, кислицей (весной и летом), Лисе служат кормом зайцы, мыши, птицы. Медведю — рыба, ягоды,мёд, мелкие животные, муравьи. В силу этого пище-ные цепи переплетаются, образуя пищевые сети. И чем боль-ше видовое разнообразие особей в биоценозе, тем он устой-чивее:   выпадение одного элемента не нарушает всей систе-мы, т.к. могут быть использованы другие источники питания. Мноогие мелкие животные (детритофаги) ускоряют про-цесс минерализации умерших организмов. Типичными дет-ритофагами являются дождевые черви, мокрицы (стоножки), некоторые клещи, жуки-мертвоеды. Ими могут кормиться более крупные животные, тогда цепь питания начинается с детрита (второй тип пищевых   цепей — цепь разложения, или детритная). Труп ястреба —> личинки навозных мух —> грибы. простейшие —> минеральные вещества. Лесные санитары— это некоторые звери, птицы и насе-комые. Они очень быстро находят падаль и уничтожают ее. Жуки-могильщики быстро закапывают в землю найденные трупы. В эти трупы они откладывают свои яйца; и личинки, как только они появятся на свет, сразу будут обеспечены едой. Термиты функцию редуцентов выполняют благодаря жгу-тиковым (полимастигина), живущим в кишечнике и расщеп-ляющим клетчатку до углеводов, минеральных солей и угле-кислого газа [6]. Термиты нужны для возобновления травя-нистой и древесной растительности. Тропические леса и са-ванны без термитов не восстанавливаются. Разлагая останки, они формируют почву.

Можно привести большое количество примеров зооген-ного происхождения или существенной трансформации эко-систем под влиянием животных. В значительной мере степи с их плодородными почвами созданы беспозвоночными высшими позвоночными животными, которые превращают растительную массу в легко усваиваемые растениями веществ

Велика роль в круговороте веществ в биосфере грибов. Фер-менты, выделяемые ими, способны разрушать практически все объекты природного происхождения и многие материала лы, создаваемые человеком, делая их доступными для авто-трофных растений. Грибы являются редуцентами и обеспечи-вают минерализацию биомассы. Обитая в почве, грибы cпо-собствуют повышению её плодородия.

Так, внутривидовые и межвидовые отношения, а также отношения с абиотическими факторами окружающей среды приводят к сохранению наиболее приспособленных особей, вхо дящих в состав популяций, сообществ, экосистем, биомов.

Приспособления, позволяющие видам выжить и оставить потомство в данной среде обитания, называются адаптацией Выделяют несколько видов адаптации.

Как разнообразна, а порой и необыкновенно красива ок-раска различных представителей окружающего мира. Понево-ле возникает вопрос: почему одни виды окрашены ярко сразу бросаются в глаза, а мимо других — серых, бурых, зе-лёных идёшь и не замечаешь, что они рядом.

Некоторые явления называют мимикрией, т. е., подража-нием. Многие животные способны "нарядиться", принять bид ядовитого или несъедобного животного. Неядовитые змеи по-хожи на ядовитых. Эти свойства выработались в результате дли тельного процесса эволюции и способствуют сохранению bи-дов в их трудной борьбе за существование, ибо естественный отбор заставляет каждый вид приспосабливаться к окружаю-щим условиям.

Но внешняя среда постоянно и неуклонно изменяется а виды продолжают утверждать свою жизнеспособность, по этому эволюционный процесс бесконечен. На многих ocrpо-вах Индийского океана издавна существует обычай: приезже-му человеку подносят сухую веточку, на которой сидит па лочник. Если человек найдёт палочника, значит, он заслужи-вает уважения [19].

Однако можно найти насекомых, которые спасаются от врагов так же, как и палочник, например, гусеница ба бочки пяденицы, почувствовав опасность, "превращается"  в сучок - поднимает переднюю часть туловища и замирает.правда, по мере того, как жертва улучшает способы защиты,хищники тоже совершенствуют методы нападения.А животные  имитаторы?  Знаете о таких? В бассейне реки Амазонки живет небольшая рыбка лист. Благодаря сплюшенной формк тела и своей окраске она напоминает сухой лист основной древесной породы этих лесов. Не только рисунок, похожей на жилки листа, имеет эта рыбка, у неё есть и выростчеренок. Когда ей грозит опасность, она опускается на дно и становится неподвижной, как упавши!! листок. Л па Цейлоне

живет рыбка коксопайя, похожая на жёлтый листок. Её имя в переводе на наш язык означает "листок хлебного дерева" [19].

На юге Франции и Италии обитают кузнечики — стебле-

видки.  Цвет тела соответствует цвету ветвей, на которые они садятся.  Туловище длиной в 5-8 см, очень узкое. Поэтому заметить их весьма трудно.

Безобидная муха-журчалка очень похожа на большую жаля-

щую пчелу. Она извлекает нектар из цветка и угрожающе жужжит. У одного из видов южноамериканских цикад сильно вытянута передняя часть головы, что очень напоминает голову аллигатора в миниатюре: с обеих сторон её имеется двойной ряд небольших выступов, похожих на зубы крокодила, а сверху

нахлдятся возвышения, словно глаза и ноздри. Всё насекомое достигает лишь 10 см в длину. Туземцы боятся этого безвред-ного насекомого, даже обезьяны не трогают его [19]. Пальма первенства в имитаторском мастерстве принадлежит кукушке. Она подбрасывает свои яйца в гнёзда 150 видов птиц. В процессе эволюции кукушка "научилась" подбрасывать яйца  по окрасу и величине похожие на яйца птиц — хозяев.

Можно остановиться ещё раз на маскировке (покрови-тельственной окраске), дающей животным возможность ос-таватьсяв обычной среде трудноотличимыми и даже невидимыми. Наиболее интересна в этом отношении небольшая древесная лягушка-квакша. Её будто лакированная спинка окрашена в красивый изумрудно-зелёный цвет листвы, Но этот цвет может меняться одновременно с изменением колорита окружающей среды. Если квакша сидит на растрес-кавшейся коре дерева, её кожа имеет серовато-сиреневый оттенок, а иногда даже коричневый. Когда же она отдыхает на камне светлого цвета, спинка становится почти белёсой.

Поэтому затаившуюся лягушку обнаружить очень трудн Существует ещё один вид покровительственной окраски скрадывающая противотень. Например, у рыб спинка тем-ная, а брюшко — светлое. Если свет падает сверху, окраска кажется монотонной [27].

Между прочим, многие думают, что зебры бывают толь-ко с чёрными и белыми полосами. А на самом деле зебры бывают и с черно-жёлтыми, и с черно-красноватыми, и даже с бурыми полосами. Это зависит от местности, где они живут какой наряд лучше всего их прячет, такой они и носят. Это расчленяющая окраска тела.

А зачем, скажем, шапка-невидимка (белый цвет) белому, медведю? Ведь в тех краях, где он живёт, он самый сильный От кого ему защищаться, прятаться? Оказывается, есть от кого: от очень страшного врага— голода. Белый медведь может незаметно подкрасться к любой своей жертве.

Заслуживает внимания предупреждающая (угрожающая) окраска, которая проявляется в сочетании самых контрасти-рующих цветов: чёрного с жёлтым, чёрного с красным, бе-лого с красным, белого с чёрным. Такой окраской они как бы бросают вызов желающим ими поживиться, предупрежда-ют их: "Берегись меня, я несъедобен, могу причинить боль-шие неприятности".

Очень красивая бабочка — медведица, яркая, нарядная и ...ядо-витая.. Бабочка павлиний глаз имеет на развёрнутых крыльях уст рашающий рисунок, напоминающий глаза хищной птицы.

Если неожиданно дотронуться до спины краснобрюхой жер лянки, то она на секунду замирает, а потом выгибается дугой! сильно запрокидывает голову и заворачивает лапки так что видны красно-оранжевые бока туловища и нижняя повер-хность лапок, окрашенных в такой же цвет. Жерлянка ядови-та, её слизь в виде белой пены распространяет острый запах Яд жерлянок, попавший в организм птиц и млекопитающих вызывает паралич дыхательных мышц. Хищники не должны "обижаться" за это на жерлянку: она их предупреждала [27].

Из всего вышеизложенного можно выделить следующие основные типы адаптации [14]:

2.4. Адаптации и адаптивные закономерности

1. Морфологические адаптации — изменение формы тела окраски, размеров, (обтекаемая форма тела у рыб, окраска у медведей, хвосты мышей и тушканчиков).

2. Анатомо-физиологические адаптации — изменение стро-ения органов и их физиологических особенностей (скелет

птиц

3. Репродуктивные адаптации-изменения, связанные с системой размножения (увеличение числа яиц у насекомых). 4. Биохимические адаптации — изменения биохимических процессов в организме (анабиоз, оцепенение, зимний сон). 5. Поведенческие (этологические) адаптации — различные изменения поведения (брачные турниры, забота о потомстве), Некоторые адаптивные биогеографические закономерно-сти. 14,32]:

1. Правило Глогера (правило окраски). Окраска животных, обитающих в условиях влажного и жаркого климата, более интенсивна, чем у географических форм тех же видов, оби-

тающих в условиях сухого и холодного климата. 2. Правило Аллена (правило придатков). У теплокровных животных по направлению с севера на юг часто наблюдается увеличение размеров придатков тела (удлинение хвостов, уш-ных раковин) и различных выростов (хохолков, воротничков). 3. Правило Бергмана (правило размеров тела). Из двух близ-ких видов или подвидов более крупные обитают в холодном климате, а более мелкие — в теплом.

4. Закон минимума Либиха. Фактором, находящимся в ми-нимуме, определяется степень жизнедеятельности организма и управляется постоянство ее во времени. 5. Закон толерантности Шелфорда. Лимитирующим может быть как минимальный, так и максимальный по силе воздей-ствия экологический фактор, и в каждом конкретном случае тот из них, который ближе всего к пределам толерантности.

  1.  В высоких широтах основным запасным питательным
    веществом является жир, а в низких — гликоген.
  2.  В высоких широтах наибольшей стабильностью отлича-
    ются популяции видов, развитие яиц которых эмбрионизи-
    равно (т.е. яйцо жирового, а не углеводного типа).

8. В высоких широтах уменьшается количество видов,
но увеличивается количество особей каждого вида.

  1.  У близких, но уже обладающих четкими видовыми при-
    знаками форм различия в закономерностях географической из-
    менчивости проявляются крайне резко, чем подчеркивается
    различия их реакций на изменение условий существования.

Современная экология изучает не только отдельные осо-би и популяции, но и экосистемы. С точки зрения обеспе-чения питательными веществами экосистемы существуют автономно, т.к. существует постоянный круговорот веществ между организмами и окружающей средой. Экосистемы выступают в качестве фундаментального единства живой при-роды и неживой среды.

Экосистемы имеют разную степень сложности, разные раз-меры, они могут быть естественными (природными) и ис-кусственными. Возможность саморегуляции в природных эко-системах — одно из отличий их от искусственно созданных человеком (агроценозов), где растительность представлена монокультурой и соответствующими сорняками.

Видовое разнообразие в экосистемах — источник устстой-чивости (и наоборот). Разнообразие экосистем — необходимое условие устойчивости биосферы в целом. Термин "экосисте-ма" был предложен в 1935 г. английским экологом из Окс-форда Артуром Тенсли, который рассматривал экосистемы как основные единицы природы на поверхности Земли. В ка-честве отдельных экосистем могут рассматриваться разруша-ющийся пень с его "населением", луг, пустыня и, наконец биосфера — экосистема высшего ранга [32].

Какую же пользу приносят экосистемы человеку? Они обо-гащают почву и очищают воздух для дыхания. Без этого суще-ствование человечества будет мрачным и недолгим. Зеленые ра-стения, микроорганизмы, множество маленьких и непримет-ных существ эффективно поддерживают жизнь на планете, ибо они живут и трудятся на каждом клочке земной поверхности Они управляют жизнью на Земле именно так, как нам нужно потому что человечество находится в тесной связи со всем жи-вым на Земле, и наши собственные функции приспособлены к уже созданному своеобразному внешнему окружению. Мать -Земля является общей для живых организмов, постоянно под-держивающих физическое окружение, которое дестабилизиру-ется и погибнет, если отдельным организмам будет наносится вред. Пренебрегая природой, мы можем оказаться в чуждой нам среде, как киты, выбрасывабщиеся на берега Новой Англии по непонятным причинам.

Совокупность сходных, климатически обусловленных на-земных экосистем образуют самостоятельные природные зоны

логов, но люди до сих пор расплачиваются за ошибки, сделан-ные ранее. Порой цена оказывается непомерно высокой.

В 1935 г. завезли в Австралию заморскую лягушку "буфо-маринус", чтобы та помогла фермерам расправиться с жука-ми, поедающими сахарный тростник. Лягушка гигантская до 30 см в длину, до 2 кг веса. Прошло некоторое время, жуки-вредители лягушкам надоели. И они принялись за по-лезных насекомых. Бороться с "буфо" сложно, т.к. она спо-собна выстреливать из заднего конца туловища струйку яда который для кошек и собак оказался смертельным, для чело-века— опасным. К тому же "буфо" очень прожорливы, не брезгуют бумажными пакетами, картоном и даже... непоту-шейными окурками. Естественных врагов у них в Австралии нет, жизненный цикл длится 40 лет! Что с ними делать ученые еще не придумали.

В Новой Зеландии и Австралии переселенцы посеяли кле-вер, но не могли собрать семена и их опять пришлось заво-зить из Англии. Причина в том, что не было у клевера опыли-телей — шмелей. Пришлось завезти из Англии и шмелей [161

В устье Дуная бакланы уничтожали рыбу в массовом xо-личестве. Стали убивать бакланов. Среди рыб и других птиц начались массовые эпидемии. Пришлось завозить бакланов чтобы они могли уничтожать больных животных, оздоровляя местную фауну.

Ученые подметили, что там, где живут тигры, всегда много оленей, т.к. волки не идут в те места, где живет более круп-ный хищник. А тигры оленей уничтожают меньше, чем стаи волков.

В американском штате Калифорния в одном живописном• курорте развелось много мошкары. Применили ядохимика-ты, мошкара исчезла. Через два года пришлось проделать то же. А через 6 лет произошла массовая гибель гагар. Причина в том, что рыбы накопили в себе много яда, а гагары питаются рыбой.

Отношения между людьми и животными увековечены в памятниках в разных странах мира.

В начале 19 века из Южной Америки в Австралию завезли кактус из рода опунция — хороший сочный корм скоту. Веко-ре он заселил всю территорию как злостный сорняк. К 1925 г он занимал площадь в 260 тысяч кв. км. Кактус  вырубали жгли - ничего! Завезли гусеницу кактобласис, которая за 10 лет очистила всю территорию. В городе Бунарга (штат Квинсленд) на берегу реки Дарлинг поставлен памятник этой гусенице.

г. Солт-Лейк-Сити (США) гранитная колонна увенча-на глобусом с двумя чайками на вершине, а у подножия -

бассейн для чаек. Чайки когда-то спасли первых поселенцев от голодной смерти-- птицы уничтожили саранчу, поедав-щую посевы [19].

В 1915 г. в американский штат Алабама попал хлопко-ный долгоносик — вредитель хлопковых полей. Местное население было вынуждено, чтобы выжить, заняться животноводством, что оказалось более прибыльным делом. Поэтому жители г. Энтерпрайза воздвигли памятник хлопковому долгоносику. Надпись гласит: "С глубокой признательностью хлопковому долгоносику за то, что он был причиной благосостояния" [19].

такиm образом, наряду с огромным разнообразием осо-бей населяющих биосферу, существует прочная сеть их вза-имоотношений между собой и окружающей средой, что дела-ет целостной природу в биосфере.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66055. Антикризисная политика Франции 42.5 KB
  Налоговые льготы бизнесу и наиболее обеспеченным французам: налоговый щит максимальный уровень налога на доходы на уровне 50 от всех доходов физического лица вместо существовавших 60 и отмена налога на доходы на недвижимость постоянного проживания...
66056. Бюджетный дефицит 21.29 KB
  Бюджетный дефицит превышение расходов бюджета над его доходами Наиболее часто встречающаяся в экономической практике сложная ситуация это дефицит бюджета т. Дефицит рассматривается как временный если имеются перспективы его преодоления и он...
66057. Группа «большая семерка» - G-7 52 KB
  В G7 или большую семерку ведущих стран мира входят Канада Франция Германия Италия Япония Соединенное Королевство и США. На долю этих стран взятых вместе приходится две трети объема мирового производства. Первая встреча представителей этих стран состоялась в 1975 году в Рамбуйе Франция.
66061. Региональные финансы Омской области 2007-2011года 47 KB
  Расходы капитального характера в текущем году оцениваются в 207 от общих расходов областного бюджета. Минфин региона отчитался об исполнении областного бюджета за девять месяцев 2008 года На заседании регионального Правительства Министерство финансов региона представило отчет об исполнении областного бюджета за девять месяцев 2008 года.
66063. Всемирная торговая организация и РФ 32.5 KB
  Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие: Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; Доступ к международному механизму разрешения торговых споров...