41485

Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения биологии

Лекция

Биология и генетика

План Формы отрганизации экологического образования и воспитания в процессе изучения биологии. Система экологического образования и воспитания в области охраны окружающей среды сущность принципы цель задачи формы и методы Экологическое поле образовательного процесса. Концепция экологического воспитания в области охраны окружающей среды Литература Суравегина И. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Внутри предметные и межпредметные связи в содержании курса биологии...

Русский

2013-10-24

142.5 KB

11 чел.

Лекция № 3..  Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения биологии.

План

  1.  Формы отрганизации экологического образования и воспитания в процессе изучения биологии.
  2.  Система экологического образования и воспитания в области охраны окружающей среды (сущность, принципы, цель, задачи, формы и методы)
  3.  Экологическое поле образовательного процесса.
  4.  Концепция экологического воспитания в области охраны окружающей среды

Литература

  1.  Суравегина И., Сенкевич В. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995.
  2.  Экололгическое образование школьников/ под ред. Зверева И., Суравегиной И.. М.: Педагогика. 1983.
  3.  Экопедагогика:состоянгие, проблемы, перспективы. Мн.: Нар. Асвета. 1995.

1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Внутри предметные и межпредметные связи в   содержании курса биологии

Междисциплинарный характер экологического образования и воспитания предполагает включение экологических знаний и умений в программы различных циклов учебных дисциплин естественнонаучного, исторического и гуманитарного профиля. Знания достижений каждой науки дают возможность установить взаимосвязи между ними.

Структуру биологии как науки можно представить в виде ряда перекрещивающихся наук: систематических (таксономических) и функциональных. Фундаментальные науки обобщают все знания о царствах, отделах (типах) или классах живых существ. Каждое царство органического мира - предмет изучения особой науки: растения (ботаника), животные (зоология), грибы (микология), бактерии (бактериология), человек (анатомия, физиология, гигиена). Каждую из этих наук, в свою очередь, можно подразделить на отдельные дисциплины, изучающие различные систематические подразделения животных (зоология хордовых, зоология беспозвоночных), растений (бриология- наука о мхах) и т.д.

Систематические науки изучают общие свойства всех живых систем. К ним относят следующие науки: молекулярную биологию, биологию развития, цитологию, гистологию, генетику, селекцию, экологию. Как же взаимосвязаны эти науки между собой ? Молекулярная биология изучает молекулярный состав организмов(растений, животных, грибов, бактерий), обмен веществ и энергии во всех организмах. Передача наследственных признаков(наследственность) и появление новых( изменчивость) осуществляются на молекулярном уровне(генетика).

Биология развития(особенности фило- и онтогенеза изучается в курсе ботаники, когда рассматривается эволюционный путь растений от низших форм ( водоросли, лишайники ) к высшим( мхи, папоротникообразные, голосеменные , покрытосеменные). Биология развития в курсе зоологии изучает животных от типа Простейшие до типа Хордовые (класс Млекопитающие).

Цитология изучает строение клеток любых организмов, а гистология -ткани.

Вопросы наследственности и изменчивости (генетика) так - же освещаются в курсах ботаники, зоологии, бактериологии, микологии.

«Селекция — это эволюция, направленная волей человека» (II. И. Вавилов).

Это наука, направленная на повышение производительности сельского хозяйства ее проблематика затрагивается в курсе ботаники, когда изучаются сельскохозяйственные культуры (6 -- 7 кл.), происхождение культурных растений (10 кл.), сорта важнейших технических, продовольственных, кормовых, зерновых, овощных и других культур (7 кл.).

В курсе зоологии (8 кл.) изучается отдаленная гибридизация как один из методов селекции (10 кл.). Раздел зоологии «Сельскохозяйственные животные класса Млекопитающие» знакомит учеников с хозяйственно ценными породами животных созданными ведущими селекционерами.

Экология (10 кл.) нашла свое отображение в ботанике (6 - 7 кл.) при изучении многообразия растений, растительных сообществ, взаимоотношения между растениями и окружающей средой, закономерность и развитие растений на популяционно - видовом уровне, необходимости рационального использования растительных ресурсов.

Зоология (7- 8 кл.) содержит сведения о популяционной экологии, раскрывает многообразие биоценотических связей, характеризует многообразие животного мира, изучает адаптации животных к абиотическим и биотическим факторам среды (К) кл.).

Анатомия, физиология, гигиена человека (9 кл.) изучают гигиенические нормы, предъявляемые к состоянию окружающей среды, влияние экологических факторов на организм человека (10 кл.).

От понимания учителем и учениками этих внутрипредметных связей зависит эффективность экологического образования и воспитания. Наиболее полно внутрипредметные связи нашли свое отражение в приведенной ниже таблице:

Обострение противоречий во взаимодействии человека и природы стимулирует интеграцию разных областей знаний. Сегодня нет такой отрасли науки и практики, которая могла бы устраниться от решения экологических проблем.

Сознательное овладение содержанием экологического образования и воспитания на урока биологии невозможно без опоры на межпредметные связи с химией, физикой, географией, астрономией, зоотехнией, трудовым обучением, педагогикой, историей, медициной и т.д. Например, для понимания процесса фотосинтеза нельзя обойтись без знаний химии, а превращения видов энергии: световой- в химическую, химической в механическую, электрическую и   т.д. нельзя понять без физики. Физика изучает движения частиц, явления диффузии и осмоса, без которых невозможно понимание механизма всасывания питательных веществ, запасания их в корнях, видоизмененных побегах, стволах деревьев; обмена веществ в живых организмах; процессов пищеварения , дыхания, выделения. Знание действия сил в природе (физика) важно при изучении передвижения   живых организмов в воздухе, на суше, в воде.

Знание природных зон материков позволяет изучать распространение плодов и семян растений , центры   происхождения культурных растений, природные сообщества, расселение растений и животных, климатические ориентации и   разнообразие растительного и животного мира.

Знание биосферы , географических оболочек помогает пониманию воздействия растений и животных на атмосферу, гидросферу. Литосферу, влияние климата на здоровье человека. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы - общее дело биологов и географов.

2. Система экологического образования и воспитания (сущность, принципы, цель, задачи, формы и методы)

Если не получаешь желаемого

измени свои действия

Древняя китайская мудрость

На сегодняшнем этапе в образовательном процессе мож но выделить ряд аспектов:

экологический подход к образованию (целостное виде
ние мира, самого себя и своих человеческих функций во вза
имоотношениях с природой, обществом, деятельность, на
правленная на нормализацию различных сфер жизни);

природосообразность (построение образовательного про
цесса   на основе детских интересов с обязательным учетом
природных задатков, половозрастных и индивидуальных осо
бенностей и максимального сближения   развития и жизни
детей с жизнью природы);

гуманитаризация (обращение к живому и целостному
миру, к всеобщей культуре);

демократизация (реализация сотрудничества ребенка
со взрослыми, самоорганизация и самоопределение в выборе
видов деятельности);

индивидуализация и дифференциация образовательного
процесса, поисковой и научно-исследовательской деятельности.

В таком образовательном процессе работают компоненты: "педагог-ребенок", "педагог-родитель", "родитель-ребёнок", «ребёнок-ребёнок", "педагог-педагог" , "родитель-родитель". В рамках такой системы взаимоотношений ребенок является активным субъектом познания мира. Он имеет свободу выбора содержания, темпов и направления экологического образования. Педагог выступает лишь как организатор деятельности учеников. Сверхзадача образовательного процесса заключается не в том, чтобы снабдить ребенка определенным набором знаний, а в том, чтобы подвести его к глубокому эстетическому восприятию природы, желанию жить в гармонии с внешним миром, в соответствии с его законами. Поэтому основой построения образовательного процесса является постепенное "погружение" и "вживление" ребенка в окружающую природную среду, которое включает три ступени.

 На первой ступени для естественного восприятия ребенком разнообразия окружающего мира осуществляется развитие сенсорики, формирование эмоционально-чувственного отношения природе. Эйдетическое восприятие мира, основанное на игроных видах деятельности, обогащает жизненный опыт ребенка, создает почву, благоприятную для творческого развития ребенка.

На второй ступени продолжается развитие эмоциональной форы на основе выполнения творческих заданий, самостоятельных работ, которые способствуют развитию логического мышле-ния, догадки, фантазии, воображения. Это период накопления опыта поведения в ситуациях общения с природой, возникнове-ния в сознании ребенка устойчивых связей "я — природа".

 Третья ступень предполагает овладение методами есте-ственнонаучного познания, умения добывать факты, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, строить собственные объяснения. Стимулирование творческой активности де-гей помогает развитию творческого восприятия мира и осмыслению себя в нем, побуждает к самостоятельному поиску решения проблем.

На каждой ступени перед ребенком открываются возможности выбора разнообразных видов деятельности, которые имеют следующие направления: натуралистическое, биологическое, экологическое.

Получая возможность проявить свои знания и умения к наиболее интересующих его областях, ребенок осваивает не образовательную "пирамиду", а "веер", спектр эколого-нату-ралистических видов деятельности, выбирает и пробует любые из них в соответствии со своими интересами и склонностями.

Каждый этап образовательного процесса заканчивается достижением конкретного результата, после чего ребенок переходит на следующий.

На всех ступенях образовательного процесса основным способом познания является открытие. Тем самым проводятся параллели с научно-исследовательской деятельностью. Такая логика образовательного процесса позволяет развивать у учащихся способность поставить цель, согласовать свои желания с возможностями, что является необходимым условием выхода личности на саморазвитие, самореализацию.

Такого рода модель экологического образования и воспитания позволит создать такую образовательную среду, которая будет комфортна для всех учащихся и будет отвечать по требностям в развитии и самореализации.

Экологическое образование и воспитание — это специальный, целенаправленный, организованный, систематический последовательный, планомерный педагогический процес формирования системы экологических знаний, умений, на |
выков, взглядов и убеждений, нравственных качеств,
o6eспечивающих становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности экологическое воспитание — это сотрудничество воспитател с воспитанником, направленное на подготовку воспитании
ка как духовно богатого, рачительного хозяина личных и общезначимых природных богатств.

Следует выделить следующие принципы экологического образования и воспитания: междисциплинарности, непрерывности, интегративности, единства теории и практики, комп
лементарности, системности и систематичности.

Междисциплинарный характер предполагает включение эко логических знаний и умений в программы различных циклов учебных дисциплин, когда по каждому предмету определяются темы и объем часов занятий учеников. Осуществление межпред метных программ позволит сформировать у детей понимание многогранности и комплексности проблемы воздействия окру- жающей среды, значимости последней для жизни человека, а также умение использовать полученные знания на практике.

Принцип непрерывности заключается в том, что накоп   ление разносторонних экологических знаний происходит по стоянно и неуклонно в течение всей человеческой жизни Он осуществляется на протяжении всех лет обучения в дошкольных, школьных, средних и высших учебных заведениях,

Принцип интегративности предполагает включение в про граммы обучения в школах интегрированных курсов типа "Че ловек и природа", в которых даются обобщения по всей про блеме. Они способствуют синтезированию экологических знаний, пониманию целостности природы, единства ее и обще   
ства, необходимости оптимизации их взаимодействия.

Принцип единства теории и практики заключается в сис
тематическом вовлечении школьников в практическую рабо-
ту по охране природы (озеленение, лесовосстановление, бла-
гоустройство зеленых массивов).

Принцип комплементарности, то есть дополняемости, требует комплексного решения задач воспитания личности, а именно: выделение экологического аспекта в нравствен-

ном,  эстетическом, физическом воспитании и т.д.

Системность и систематичность предполагают обобщение классификацию экологических знаний на разных этапах эко-логического образования.

 Воспитание высокой экологической культуры, основанной на общечеловеческих принципах морали, станоление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его

выживание и развитие, является целью экологического воспитания.

Академик Ягодин Г.А. определяет цель экологического обрования и воспитания как "образование человека, гражда-нина Вселенной, способного безопасно и счастливо жить в будущем мире, непрерывно совершенствуя его, не подры-вая основ развития и жизни следующих поколений людей, осуществляющего на практике замену борьбы за различные ресурсы с другими людьми и другими живыми существами партнерством и объединением усилий в поддержании гармо-нической экосферы, человека, ответственного за другие фор-мы жизни на Земле" [21].

В понятие экологической культуры входят следующие элементы:

экологизация знания о многообразии природы, взаимосвязи и взаимодействии ее компонентов, общества и природы;

экология умения — умение правильно вести себя в природе, осуществлять природоохранную деятельность;

экология убеждения — убеждение во взаимосвязи, единстве и целостности всех частей природы, природы и общества;

- формы отношения детей к природе, своему здоровью,
любовь к природе, бережное и ответственное отношение

к ней, необходимость осознания своего поведения в приро-де соблюдение правил здорового образа жизни. В формировании экологической культуры учащихся мож-но выделить три уровня: эмоциональный, морально-этичес-кий, научный. Эмоциональный уровень-  это воспитание

и развитие любви к природе, которое необходимо начинать

в раннем возрасте. Морально-этический уровень — воспита ние у учащихся ответственности за состояние среды обита ния на локальном, национальном, глобальном уровнях ее существования. Научный уровень — экологическое образо- ' вание на основе тесного взаимодействия предметов естествен-ного, социально-гуманитарного, профессионально-техни ческого циклов.

Под экологической культурой понимают систему знаний умений, ценностных ориентиров в области науки, искусст ва, верований, законов, обычаев и традиций, активной дея тельности по сохранению и улучшению окружающей среды.

Таким образом, экологическая культура представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных компонентов:

- экологических знаний: естественнонаучных, гумани
тарных, технических, нормативных, практических и др.;

— экологического мышления, включающего установле ние причинно-следственных, вероятностных, прогностичес ких и других видов связей, выяснение причин, сущностей и путей решения проблем, принятия решений в ситуации нрав ственного выбора и прогноза;

культуры чувств: "эмоционального резонанса", сочув
ствия, сопереживания, чувства гражданственности, патрио
тизма и др.;

культуры экологически оправданного поведения, ха
растеризующегося реализацией экологических знаний, мыш
ления и культуры чувств в деятельности личности, осознав
шей свое космопланетарное предназначение.

Компоненты экологической культуры

Цель экологического образования

Экологическая   культура

( 

г 

1 

г 

1 

г 

; 

экологические знания 

экологическое мышление 

культура чувств 

экологически оправданное поведение 

В концепции школьного экологического образования его чи представляются в единстве процессов обучения, вос-лния, развития личности.

Экологическое образование

обучение

 воспитание

 развитие интеллектуальной сферы

Экологическая культура

Обучение — формирование знаний о системе организа-ции природы, развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружаю-щей среды своей местности и здоровья людей.

Воспитание — формирование потребностей (мотивов, по-буждений) поведения и деятельности, направленных на со-блюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды.

Развитие интеллектуальной сферы — развитие способное-ти к целевому, причинному и вероятностному анализу восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сфе-ры — развитие убеждения в возможности решения экологи-ческих проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по охра-не окружающей среды.

Экологическое поле в содержании учебных предметов раз-личных образовательных областей можно представить в виде схемы №1.

3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Цель экологического образования и воспитания обусловливае i следующие актуальные образовательные и воспитательные задачи ] 1 .Образовательные:

усвоение системы знаний о разнообразии природы, ее J
целостности, взаимосвязи и взаимодействии природы и об
щества, об организме человека и условиях, которые обеспе-
чивают его существование  (познавательный аспект);

формирование экологического мышления и сознания
(философский аспект);

усвоение правил и норм природоохранной деятельнос
ти, привычек здорового образа жизни (нормативный аспект);

усвоение идей безотходных технологий, вторичного ис
пользования сырья (практический аспект);

развитие творческой деятельности в экологической сфе
ре, умение использовать свои знания и умения в новой ситу
ации (деятельностный аспект).

2. Воспитательные:

умение принимать экологически грамотные решения в об
ласти природопользования;

охрана биологического разнообразия флоры и фауны
Беларуси;

формирование представления о единстве и целостности при-
роды, природы и общества;

воспитание чувства природы;

- воспитание необходимости в исполнении правил при
родоохранного поведения и готовности их выполнять, веде-

ния здорового образа жизни;

• возрождение забытых народных традиций, рассматри-
вающих вопросы этнических отношений к природе.

 В соответствии с целью и задачами экологического образования и воспитания конструируется и его содержание, включающее следующие элементы: знания, умения, эмоциорально-ценностные отношения, творческую деятельность в экологической сфере. Содержание отражает следующие идеи:

• идея о разнообразии природы;

идея о целостности природы и взаимосвязи всех ее ком-
понентов;

идея о единстве природы и общества;

идея о том, что здоровый образ жизни — необходимое
условие сохранения здоровья человека.

К.Д.Ушинский говорил, что логика природы — самая по-лезная и самая доступная логика для детей. Но как соединить воедино отдельные знания, получаемые учащимися в разных предметах в разное время? Миропонимание, мировосприятие по своей сути целостно, его развитие не должно уподобляться сборке механизма из отдельных частей. На каждом этапе школьного образования необходимо формировать целостную картину природы, используя при этом разные формы и методы.

Формы и методы организации экологического образования и воспитания могут быть следующими:

- урок как традиционная форма: вводные уроки, темати-
ческие уроки, уроки-лекции, уроки-беседы, проблемные, эв
ристические уроки с экологической тематикой, метод беседы,

проблемное изложение, создание проблемной ситуации;

- специальные уроки; метод самостоятельной работы уча-
щихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры;

• внеклассная и внешкольная работа, исследовательский
метод, метод эксперимента, решение экологических задач;

- факультативы, лекции, университет; методы лекцион-
ного изложения, рассказа, просмотр и обсуждение различ
ных информационных материалов;

практическая работа по изучению взаимоотношений че
ловека и природы; методы наблюдения и эксперимента, по
ручения, задания, создание воспитательных ситуаций;

экскурсии в природу, фотосъемка природных явлений
и объектов, экскурсии на
 предприятия, методы наблюдении
и описания;

социальные опросы людей о проблемах охраны окру
жающей среды, методы прогнозирования и экологического
моделирования;

средства массовой информации: радио, печать, телеви
дение.

В настоящее время происходит радикальная смена  мно гих стереотипов:

- человек — не сторонний наблюдатель, а часть природы, развивающийся совместно с ней;

*"- человек — не послушный исполнитель, а ответствен ная личность, способная принимать решения в условиях нео ' пределенности;

человек — не прагматик, а духовная личность, осозна '
ющая приоритет культуры перед прогрессом;

человек — не индивидуалист, а личность, открытая для'
других людей;

-человек — часть природы, и он должен развиваться в про ' цессе коэволюции природы и общества.

С учетом всего вышеизложенного можно предложить следующую модель экологического образования и воспитания в школе:


Биология, химия                 Учебные предметы,         география,

                                                      программы               Физика,

                                                                                           математика

                                                                                             

Секция биологии,             Школьное научное             Секции

Секция химии                            общество                      географии

                                                                                          Физики, математики

Проблемная                             Школный                       Психологическая

Лаборатория                        экологический                  служба,

                                                     Центр                          валеологическая

                                                                                           служба

ВЫПУСКНИК - ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО

Модель выпускника современной школы (гимназии, лицея  т.д.) должна включать ряд качеств:

высокий уровень общего культурного развития личности;

гуманистическую направленность экологической куль-
туры, уважение ко всем формам и проявлениям жизни;

активную позицию в утверждении здорового образа жиз-
ни и  сохранении личного здоровья;

реальное мироощущение и уверенность в своей  соци-
альной защищенности за счет высокого уровня экологичес-
кого образования;

высокий уровень естественнонаучного образования и
образования в сфере смежных наук;

- обладание достаточно высоким уровнем самообразова-
тельной деятельности;

- профессиональное самоопределение, адекватное лич-
ностным особенностям.

Думается, что необходима интегрированная образовательная система нового типа, представляющая собой новое конструктив-ное соединение элементов известных педагогических технологий, которые в данном сочетании ранее не использовались.

Экологическое образование = ( экологическая культура + глобальное мышление + действия) х педагогические технологии.

  1.  КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО

    ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

Сложные и многообразные взаимоотношения общества и природы, их гармонизация волнуют сегодня всех живущих на нашей планете. Во второй половине XX столетия человечество осознает, что вследствие прогрессирующей мощи человеческого влияния на окружающую среду уменьшается продуктивность биосферы, истощаются природные ресурсы, исчезают природные ландшафты, загрязняется окружающая среда. Механизмы адаптации естественных систем и самого человека к быстрым антропогенно обусловленным изменениям природной среды не успевают восстанавливать естественные экологические связи, что может стать причиной исчезновения всего живого на Земле, в том числе и человека как биологического вида.

К сожалению, осознание экологических проблем еще не обеспечивает их решения, хотя дает толчок многочисленным исследованиям системы "природа - человек - общество". На их основе идет активное становление экологической культуры, культуры взаимодействия общества и природы, обеспечивающей гармонизацию этих взаимоотношений. Сегодня экологическая культура включает в себя самые различные подходы к решению экологических проблем. Но практически все они в той или иной степени говорят о связи последних с процессом формирования экологической культуры широких слоев населения. Сейчас уже можно говорить о достаточной разработанности теории и практики экологического воспитания.

В то же время существующие подходы формирования экологической культуры характеризуются целым рядом недочетов. К таковым относятся:

•первое: при организации и разработке программ абсолютизируется понятие «экология». Экологические знания рассматриваются как особая методологическая система, особый стиль мышления, своеобразное "экологическое сознание". От имени экологии изобретают образцы поведения, моральные нормы, регулирующие взаимодействия человека и природы. Экологические знания позволяют ориентироваться в экологической ситуации, анализировать ее, видеть пути развития и выхода из экологических кризисных ситуаций, но не могут стать примером, образцом поведения человека в силу оторванности от возможного альтернативного поведения, исключая лишь полный запрет природопользования;

•второе: все предлагаемые программы ориентируются на уже происшедшее, на прошлый опыт. Каждый шаг развития человеческого общества открывает новые возможности вмешательства человека в природные процессы, что может привести к возникновению новых, необычных, стихийных природных процессов и явиться причиной возникновения новых кризисов. Это выявляет ограниченность уже существующих программ решения экологических проблем, которые по своим масштабам и сложности выходят за обычные рамки. Новые экологические явления требуют поиска новой программы выхода из сложившейся ситуации;

•третье: большое внимание в анализируемых программах уделяется разработке и реализации законодательных актов в отношении к лицам, нарушающим экологические нормы природопользования. Но действенность любых мер в конечном счете определяется поведением людей, их отношением к природе. И пока регулирование государством состояния окружающей природы является принудительным, оно не может решить экологические проблемы, а порой приводит к сознательному нарушению существующего законодательства;

• четвертое: ни у одной программы нет единого системообразующего фактора, объединяющего все виды деятельности в области совершенствования программ решения экологических проблем, т.е. меры, предлагаемые в программах, носят не комплексный, а фрагментарный характер. В систему обучения предлагается вводить новые курсы, призванные интегрировать экологические знания, вводить отдельные темы в уже изучаемые дисциплины (в курсы биологии, химии, физики и др.), использовать публикации в печати материала об очередных экологических катаклизмах, о мерах конкретного решения, но и они все носят лишь фрагментарный характер;

ются в четко сформулированной конкретной, не допускающей иных подходов форме. Отсутствие выбора формирует у человека сознание личного бессилия в решении конкретных экологических проблем, у него не возникает чувства личной причастности к возникновению экологических проблем, и, следовательно, он не видит возможности лично влиять на их решение;

• шестое: учебно-воспитательный процесс формирования экологической культуры является механизмом, направленным на развитие рациональной сферы личности, подчас в ущерб ее чувственности. А ведь именно чувственность лежит в основе ориентации человека в окружающей среде. В данном смысле она выступает одним из необходимых компонентов предметно-практической деятельности , познания действительности и самопознания человека. Разрыв между рациональным и чувственным в человеке приводит к отчужденному способу восприятия мира природы и самого себя. Это является причиной неадекватного восприятия сущности природы и универсальности общественной культуры, что затрудняет формирование экологической культуры личности, обеспечивающей экологически оправданное поведение человека.

На основе анализа существующих недочетов и имеющегося положительного опыта решения задач формирования экологической культуры нами предпринята попытка разработать новую программу.

Мы исходим из того, что системообразующим фактором в развитии современной экологической ситуации рассматривается человек как субъект, организующий и регулирующий взаимодействие общества и природы. В этом случае возможно найти причину возникающих экологических проблем и, следовательно, возможность их не допускать.

Отсюда вытекает цель разрабатываемой программы, которая заключается в формировании высокого уровня экологической культуры широких слоев населения.

При этом экологическая культура является основой, определяющей стратегию и тактику человека при его взаимодействии с окружающей средой. Именно культура определяет уровень развития человека, живущего в исторически определенном обществе и действующего в определенной сфере общественной жизни. Культура - это мера его очеловечивания. Она характеризует процесс взаимодействия человека и окружающей его среды с позиций соизмерения своих действий с последствиями для других людей. История человеческой культуры предстаёт как поиск человеческой меры природного и природной меры человеческого в направлении к универсальной мере, представляющей их ограниченность. Иными словами, собственно культура предстает как « человеческое отношение человека к природе », она предполагает обретение человеческой меры социального, которая обеспечивает жизнь в целом, не исключая ни индивидуальной свободы, ни личной ответственности человека.

Культура является сферой существования человека, осознанное изменение которой в соответствии с современной экологической проблемой создает качественный перелом во взаимодействии общества и природы, его перестройки в соответствии с законами самоорганизации биосферы.

Для соизмерения своих действий по отношению к природе с последствиями их для других людей индивид должен вносить в использование природной среды человеческую меру. Эта мера не дана заранее, её приходится постигать на путях сознательного культурного общества, что исключает стихийность в деятельности.

Поиск данной меры обусловливает процесс экологизации научного знания, который характеризуется тремя уровнями: частно-научным, уровнем глобальной экологии, уровнем общей теории отношений общества и природы.

Уровень общей   теории отношений общества и природы предполагает ком плексную экологизацию всех видов деятельности человека, ориентации его отношений на формирование чувства ответственности за происходящее вокруг.

В этом случае комплексность экологизации обеспечивается ориентацией всех видов деятельности на единство следующих экологических идей:

•развитие и целостность природы в биосфере;

•взаимосвязь истории общества и природы;

•закономерности изменения природы в процессе труда;

•взаимообусловленность среды и здоровья человека;

•природа как фактор нравственно-эстетического развития личности;

•оптимизация взаимодействия в системе « природа - общество - человек», рациональное использование природных ресурсов;

•профессиональное использование природных ресурсов.

Каждая из выделенных идей имеет свое содержание, раскрываемое различными отраслями науки и практики по-разному, но обязательно дополняя их и ни в коем случае не взаимоисключая.

Рассмотрев содержание экологической культуры, мы предприняли попытку разработки программы экологического образования, исходя из следующих принципов:

1 .Обязательная комплексная экологизация всех видов деятельности учителя и учащихся, т.е. предполагается включение экологических знаний во все учебные дисциплины, предусмотренные учебными планами детских дошкольных учреждений и школ. При этом реализуется общий подход, определяющий экологизацию в содержании учебных дисциплин, и выделяются экологические аспекты, обогащающие содержание экологической культуры с учетом особенностей данной конкретной учебной дисциплины, с учетом многоаспектное™ существующих экологических проблем;

  1.  При разработке программы экологического образования обязательно реа
    лизуется принцип преемственности между образованием в детских садах, началь
    ных, средних и старших классах, а также дополняемость не только по вертикали, но
    и на уровне межпредметных связей;
  2.  Содержание экологического образования предполагает рассмотрение аль
    тернативных образцов поведения и общения школьников с природой, т.е. формиру
    ется возможность выбора поведения;
  3.  Организация обучения и воспитания ориентируется на формирование осоз
    нания личностной причастности к возникновению и решению экологических про
    блем путем включения детей в природоохранную деятельность через реализацию
    краеведческого подхода в экологическом образовании.
  4.  Формирование экологических знаний организуется с учетом не только на
    рациональную, но и на эмоциональную, чувственную сферу школьника, что позволит
    воспитать чувство причастности к состоянию природы, развить чувство бескорыс
    тного восхищения её объектами, понять значимость их в нравственном совершен
    ствовании каждого;

Реализация предполагаемой программы экологического образования требует переориентации деятельности учителя в процессе экологического воспитания с учетом следующих требований: методологической основой экологического воспитания является теория о всестороннем развитии личности, единстве социально-природной среды, признание первичности законов природы как основы регулирования технического прогресса; воспитания высокой экологической культуры-, основанной на общечеловеческих принципах морали. Причем общечеловеческие ценности морали определяются как умение предвидеть последствия неразумного вмешательства в природу.

Задачи экологического воспитания: сформировать у учащихся знание законов и закономерностей, определяющих оптимальное воздействие человека на природу, умения практической деятельности по улучшению окружающей среды, сознательное  соблюдение норм поведения в природе, активную жизненную позицию в решении экологических проблем, ценностные отношения (в равной степени как к источнику материальных, так и духовных сил общества и каждого человека), потребность общения с природой в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.

Являясь органической частью всего целостного процесса формирования личности, экологическое воспитание тесно связано с другими аспектами воспитания. Так, основами чувства патриотизма являются любовь к родной природе, гордость за природные ресурсы, успехи страны в деле рационального использования окружающей среды. В процессе правового воспитания формируется чувство уважения к законодательству в области охраны и рационального использования этой среды. Тесная связь экологического и трудового воспитания заключается в необходимости формирования навыков правильной, экологически грамотной трудовой деятельности. Эстетическое восприятие окружающей среды, умение видеть в природе источник красоты формируется в процессе эстетического воспитания.

Педагогические принципы организации экологического воспитания можно условно подразделить на две группы. В первую относим те, которые характерны для организации всего учебно-воспитательного процесса и экологического воспитания в частности. Ведущими из них являются принципы сотрудничества, связи теории с практикой, прогностичности, системности и систематичности, межпредметности и непрерывности. Они подчеркивают единство требований к процессу формирования всесторонне развитой личности, но применительно к экологическому воспитанию проявляют свои специфические черты. Например, принцип сотрудничества предполагает сообщение знаний, которые ориентируют на позитивное решение экологических проблем при сотрудничестве людей на различных уровнях. Это подразумевает организацию деятельности учащихся, направленной на улучшение окружающей среды.

Принцип прогностичности определяет знания, помогающие понять возможность решения экологических проблем, необходимость организации трудовой деятельности в соответствии с нормами экологической культуры.

Системность, систематичность, связь теории с практикой предполагают обобщение знаний о научных основах рационального природопользования, органическую связь экологических знаний с практикой, с овладением способами их применения в каждом конкретном случае. Непрерывность подразумевает осуществление экологического воспитания, начиная с дошкольного возраста и в течение всей жизни.

Принцип межпредметности наиболее общепризнан для отбора учебного содержания экологического характера и определения условий построения процесса обучения. Он требует единства процессов, согласованного распределения элементов экологического содержания в структуре отдельных учебных предметов, скоординированного развития экологических знаний и видов деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся, поэтапной интеграции экологических знаний и применения их в деятельности.

Ко второй группе относятся принципы, присущие только экологическому воспитанию:

•принцип единства познавательной и практической деятельности в изучении и улучшении природной среды, который требует построения процесса воспитания экологической культуры при единстве формирования экологических знаний и умений целесообразного труда;

•принцип комплементарности, т.е. дополняемости, требует комплексного решения задач воспитания личности, а именно: выделение экологического аспекта в нравственном, эстетическом, физическом воспитании и т.д.;

•принцип использования обучающей, воспитывающей и развивающей функции изменяемой природы определяет необходимость в процессе экологического  воспитания организации непосредственного общения с окружающей средой;

•принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода, который достигается включением в структуру различных учебных дисциплин таких фактов и понятий, которые позволяют перенести знания с краеведческого уровня на национальный, государственный и наоборот, сочетать рассмотрение экологических проблем в мировом масштабе с посильным участием в их решении на местах.

Наиболее эффективными формами и методами экологического образования и воспитания является учебный процесс на межпредметной основе, исследовательская работа в малых академиях и пр.; общественная деятельность, пропаганда экологических знаний среди населения.

Говоря о системе экологического образования и воспитания в целом, её можно представить как ряд последовательно сменяющихся и взаимосвязанных этапов. Первый - воспитание любви к природе, стремление к общению с ней, лежащие в основе всех средств и методов экологического воспитания. Второй этап характеризуется вооружением знаниями об основных закономерностях развития природы, сложных взаимоотношениях человека с природой и о необходимости учитывать её ранимость и ограниченность возможности самовосстановления после нанесенного человеком ущерба. Третий этап - воспитание экологической культуры, включающий формирование профессиональной экологической грамотности и привитие соответствующих умений и навыков, формирование экологического сознания и предвидения, культуры чувств, культуры поведения в природе, экологической культуры труда и потребления «даров» природы. И четвертый этап - воспитание гражданской ответственности за состояние природы как итог всей деятельности по воспитанию любви к природе, формированию экологической культуры личности.

Ориентируя деятельность педагога на предлагаемые подходы, эффективная реализация разработанной программы непрерывного интенсивного экологического образования и воспитания обеспечит подготовку подрастающих поколений, способных принимать оптимальные решения по отношению к природе и обществу, быть ответственными за сохранение жизни на Земле.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21598. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПП 284 KB
  Формирование рисунка печатных плат. Контроль и испытания плат. Отсюда распространенное название таких плат печатные платы ПП. Малогабаритные платы размером до 100 мм размещают на групповой заготовке площадью не менее 005 м2 с расстоянием 510 мм между ними.
21599. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ ПЛАТ 252 KB
  Доминирующей в этих условиях является субтрактивная технология особенно с переходом на фольгированные диэлектрики с тонкомерной фольгой 5 и 18 мкм. Сухой пленочный фоторезист СПФ наслаивается на заготовки фольгированного диэлектрика прошедшие операции сверления отверстий и предварительной 57 мкм металлизации медью стенок отверстий и всей поверхности фольги. Для получения изображений используется пленочный фоторезист толщиной 1550 мкм. Фоторезисты толщиной менее 4550 мкм на этих операциях над отверстиями разрушаются.
21600. УСТАНОВКА КОМПОНЕНТОВ НА ПЕЧАТНЫХ ПЛАТАХ 193.5 KB
  Technology of making of the printed boards Тема 15: УСТАНОВКА КОМПОНЕНТОВ НА ПЕЧАТНЫХ ПЛАТАХ Все вещи таковы каков дух того кто ими владеет. Установка компонентов на ПП. Системы подачи компонентов. Операция установки компонентов на печатную плату во многом определяет экономичность и производительность этого процесса.
21601. ПАЙКА И КОНТРОЛЬ ПЕЧАТНЫХ ПЛАТ 212.5 KB
  Пайка волной припоя. Производство печатных плат на заключительной стадии сборочномонтажных операций включает в себя следующие основные этапы: оплавление припоя с помощью печей или в машинах; отмывка плат; выходной контроль; ремонт дефектных плат если он возможен; влагозащита плат; упаковка. При пайке две металлические детали или детали с металлическим покрытием соединяются при помощи припоя третьего металла или сплава. Обеспечить вытеснение флюса с помощью наступающего припоя; 4.
21602. РЕГУЛИРОВКА, КОНТРОЛЬ И ИСПЫТАНИЯ АППАРАТУРЫ 190 KB
  Цели испытаний. Категории испытаний. Программа испытаний. В этой связи существенный объем информации о качестве РЭА получают путем контроля их параметров и проведения испытаний на всех этапах начиная с разработки нормативнотехнической документации и кончая анализом рекламаций и заключений потребителя о качестве готовых изделий.
21603. МЕНЕДЖМЕНТ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ 181 KB
  Отбор и оценка проектов НИОКР. Стратегия НИОКР. Оценка проекта НИОКР. Финансовый анализ в процессе НИОКР.
21604. ПОРЯДОК И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ 552 KB
  Постановка продукции на производство. Постановка на производство продукции по лицензиям. Новая техника воплощая результаты последних научнотехнических достижений способствует развитию производительных сил общества и удовлетворению его потребностей в продукции более высокого качества. Величина этих расходов зависит от уровня новизны продукции и частоты смены моделей.
21605. СТАНДАРТИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ 512.5 KB
  Стандарты входящие в ЕСКД устанавливают единые правила и положения по порядку разработки оформления и обращения конструкторской документации на изделия разрабатываемые и выпускаемые предприятиями всех отраслей промышленности России. Различают изделия основного производства предназначенные для поставки реализации и изделия вспомогательного производства предназначенные для собственного потребления предприятиемизготовителем. К деталям относят также изделия изготовляемые с применением сварки пайки склеивания и т. К сборочным...
21606. ТРЕБОВАНИЯ К РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЕ ПО УСЛОВИЯМ ЭКСПЛУАТАЦИИ 259 KB
  Стационарная РЭА. Транспортируемая РЭА. Портативная РЭА. Значения воздействующих факторов на группы РЭА.