41489

Краткая историческая справка. Работа с учениками по охране природы, как одна из форм экологического вопсипания и образования

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Работа с учениками по охране природы как одна из форм экологического вопсипания и образования . Книга для чтения по охране природы для учащихся 910 классов средней школы. Краткая историческая справка эволюция взглядов на охрану природы и ее преподавание. Методика преподавания охраны природы тесносвязана с эволюцией взгядов на эту проблему.

Русский

2013-10-24

164 KB

5 чел.

Лекция № 2.  Краткая историческая справка. Работа с учениками по охране природы, как одна из форм экологического вопсипания и образования .

План

  1.  Краткая историческая  справка
  2.  Актуальность проблемы воспитания учеников в области охраны окружающей среды
  3.  Основные подходы к реализации экологического воспитания и образования
  4.  Практический опыт педагогов Беларуси в воспитании учеников  в области охраны окружающей среды

Литература

  1.  Алексеев С., Груздева Н., Муравьев А. Экологический центр в образовательной системе школы. - СПб .:Крисмас, 1996.
  2.  Броус Дисуди, Вид Дэвил. Экологическое образование в школе. Киев. Информационное агенство «ЭХО-ВОСТОК», 1996.
  3.  Захлебный А. Книга для чтения по охране природы для учащихся 9-10 классов средней школы. М.:Просвещение, 1986.
  4.  Катович М.,Станчиц М. Экологическое воспитание школьников. – Мн.: Народная асвета. 1993.

  1.  Краткая историческая справка (эволюция взглядов на охрану природы и ее преподавание).

Методика преподавания охраны природы тесносвязана с эволюцией взгядов на эту проблему. Сделаем матенький исторический экскурс в изменение взглядов на проблему охраны природы в развитии общества.

Первые сведения по охране в древности различных видов растений и животных мы получаем из первых религиозных взглядов, когда отдельные животные  или растения (деревья) становились священными. В народные праздники им приносили подношения, украшали. элементы этого сохранилось до настоящего времени на белорусском Полесье в виде священных деревьев. На такие обьекты обычно накладывали табу. Практически до Х века проблемы охраны природы не стояли столь жестко.

На Руси природные ресурсы стали ощутимо уменьшаться (или изменяться) значительно позже,, чем во многих соседних странах Европы и Азии. Еще в середине XIV века, по свидетельству М. Литвина, в окрестностях Киева было множество диких копытных, так что каждый крестьянин убивал, например, до тысячи коз в год; водились там зубры и дикие лошади. Голландец Олеарий, посетивший Московское государство в XVII веке, писал, что «там бездна всякой лесной дичи, птиц и зверей».

На фоне этого обилия животных ресурсов в отдельных местах уже давно наблюдалось их резкое уменьшение-в результате неумеренной добычи, что привело к возникновению ряда устных правил охоты и поведения в лесах у простого народа, тесно связанного с природой и в значительной степени использовавшего ее богатства для удовлетворения своих насущных потребностей. Эти правила складывались веками и получили особое развитие у северных народов, в экономике которых охотничий промысел имел очень важное значение. В отдельных местах создавались заповедные участки, имевшие различные названия и строго охранявшиеся народом. Обо всем этом до нашего времени дошли лишь-отрывочные сведения, записанные отдельными путешественниками и собирателями устных преданий.

Некоторые меры охраны природы принимались князьями в личных интересах с давних пор. В XIIXIII веках уже возникли стрчого охраняемые от народа участки на территории нынешнего заповедника «Беловежская пуща» и бывшего заповедника «Семь островов». Вероятно, подобные участки имелись и в других местах, но о них не сохранилось сведений в связи с кратковременностью существования.

Государственная форма охраны природы в интересах, развития хозяйства зародилась в нашей стране ранее XI века. Уже в XI веке в период княжения Ярослава Мудрого осуществлялись меры по охране леса и предусматривались строгие наказания за его порубку и поджог. В «Русской правде» (XIXII вв.) имелись положения об охране ряда видов зверей. В XIVXV вв. был введен определенный режим рубок в лесах средней Руси. Во второй половине XVI столетия Иваном Грозным принимались меры к охране почвозащитных лесов. В XVII веке эта форма охраны природы получила дальнейшее развитие, о чем свидетельствует знаменитое «Уложение» царя Алексея Михайловича, изданное в 1649 г. Этим государственным актом устанавливался известный порядок использования запасов охотничьих животных, запрещалась хищническая охота на бобров с помощью-капканов, а также требовалось за нарушение охотничьего закона виновных «бить батоги нещадно». Это «Уложение» подвело известный итог предыдущей природоохранительной работы и оказало организующее влияние на ее развитие в будущем. В 1665 г. царским указом был воспрещен лов стерляди меньше 8 вершков длины, «чтобы тем ловом мелких стерлядей заводу не перевесть». Придавая большое значение сохранению запасов соболя, шкурки которого существенно пополняли казну, в 1683 г. цари Иван и Петр Алексеевичи издали указ о запрещении под страхом смертной казни рубить* и жечь леса в соболиных угодьях Сибири.

Большой сдвиг в развитии государственной формы охраны природы произошел в царствование Петра I (1672—1725) — выдающегося государственного деятеля России, начавшего •свою административную деятельность в 1682 году. Продолжая дело охраны природы, начатое его отцом—Алексеем Михайловичем, он рядом указов подтвердил его знаменитое «Уложение» и затем издал новые государственные акты, в значительной степени разработанные им самим.

Например, в 1703 г. был издан указ об охране ряда лесных массивов с ценными породами деревьев (дуб, ильм, вяз, ясень, карагач, лиственница, сосна толще 54 см в диаметре), в 1714 г.— о запрещении охоты на лося в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1722 г. была издана инструкция о порядке рубки и охраны лесов, сыгравшая большую роль при разработке последующего лесного законодательства. Интересно, что в этой инструкции устанавливались водоохранные зоны лесов (по берегам рек) шириной от 16,5 (малые реки) до 55 км (большие реки).

После смерти Петра I продолжалось издание природоохранительных указов. Так, в 1735 г. в Петербургском и Дерптском уездах, а также в Ингерманландии была запрещена весенняя охота и организована стража для наблюдения за выполнением этого запрещения. Через два года был объявлен запрет охоты на лося в ряде районов, а в 1763 г. весенняя охота была запрещена по всему государству; этот запрет с разными изъятиями просуществовал до 1858 года (Соловьев, 1926).

В первой половине XIX в. охрана отдельных ресурсов природы находилась на относительно высоком уровне, что свидетельствует о наличии у наших предков довольно глубоких знаний о законах развития природы. Показательным в этом отношении является факт существования системы охраны пушных зверей в пределах русских владений на Аляске. Благодаря принятым мерам удалось добиться увеличения численности даже такого легко поддающегося истреблению вида, как морской котик. С продажей Аляски американцам сложившаяся система охраны природы этого края была разрушена и началось снижение запасов пушных зверей.

Во второй половине XIX в.    попытки    охраны    природы Особенно интенсивно занялось разработкой проблемы Русское географическое общество, создавшее в 1909 г., по инициативе акад. И. П. Бородина, Природоохранительную комиссию, преобразованную в 1912 г. в Постоянную природоохранительную комиссию.

Стали возникать местные общества, ставившие себе целью охрану природы. Так, в б. Екатеринославской губернии (Хортица) учителем П. Ф. Базуком было образовано «Общество охранителей природы». В различных городах существовали детские «Майские союзы».

Однако общественное движение не получило сколько-нибудь широкого размаха и в основном ограничилось кругом наиболее дальновидных ученых. Трудами этих энтузиастов разрабатывались теоретические основы практических мероприятий по охране природы России. Некоторые из них (акад. И. П. Бородин и Г. А. Кожевников) участвовали в работе Первого Международного съезда по охране природы, проходившего в Швейцарии в 1913 г., положив тем самым начало международному сотрудничеству нашей страны по этому важному вопросу.

Рассматривая историю природоохранительной работы в нашей стране, можно отметить, что первые попытки организованной борьбы с уменьшением наиболее ценных ресурсов природы были уже ранее XII века, но развитие они получили в XVIII веке, хотя и не обеспечили выполнения стоящих задач. Государственное законодательство, известное с XVII века, носило в основном ограничительный характер и не предусматривало активных мер по восстановлению подорванных ресурсов. Общественность слабо привлекалась правительством для разработки и проведения мер по охране природы, а имевшиеся предложения ученых по разумному использованию природы не находили необходимой поддержки у правительства, выражавшего интересы крупных помещиков и капиталистов. Вследствие низкого культурного уровня населения и капиталистического образа мышления у предпринимателей и владельцев земельных угодий в большинстве случаев природоохранительные законы не встречали поддержки снизу и обычно оставались невыполненными.

Процесс отрицательных изменений в природе не только не приостановился, но продолжал усиливаться в связи с развитием хозяйства и увеличением плотности населения. Ряд видов животных был истреблен полностью, исчезли леса на огромных площадях, обмелели многие реки, ухудшился климат в ряде мест, началось загрязнение вод и атмосферы.

Трудами передовых ученых и государственных деятелей в условиях царской России все же были выработаны многие важные принципы охраны природы, разработаны основы государственного    законодательства,   накоплен     некоторый опыт общественного движения.

Издание в 1910—1912 гг. статей   акад. И. П. Бородина об охране  памятников природы  положило начало    пропаганде этого   важного    дела   через печать среди широких слоев населения, без чего немыслимо добиться коренного улучшения в природоохранительной работе. Следует отметить, что И. П. Бородин был первым в России крупным деятелем по охране природы, сыгравшим большую роль в организации научной общественности и в разработке ряда важных правительственных мероприятий законодательного характера. Русский патриот и энтузиаст охраны природы, И. П. Бородин на склоне своих лет, уже в годы Советской власти, много сил отдавал любимому делу.

Начиная с 1907 года на протяжении ряда лет он провел большую научную, организаторскую и пропагандистскую работу, оставившую глубокий след. В этом ' году на юбилейном акклиматизационном съезде (Москва) он изложил программу мероприятий по охране природы России, в 1909г. на заседании Русского географического общества (С.-Петербург) сделал доклад об образовании заповедных участков и добился организации комиссии по изучению этого вопроса. На съезде русских естествоиспытателей и врачей делегаты с большим интересом прослушали доклад И. П. Бородина «О сохранении участков растительности, интересных в ботанико-географическом отношении» и поддержали изложенные в нем положения. После этого съезда он опубликовал ряд статей по охране природы, переизданные в 1914 г. Природоохранительной комиссией РГО в виде брошюры под названием «Охрана памятников природы». С 1912 г. И. П.Бородин был избран заместителем председателя созданной по его инициативе Постоянной природоохранительной комиссии РГО. Понимая необходимость привлечения широких масс к работе по охране природы, он выдвигал идею создания

и ряд других. Началось создание государственных заповедников (Астраханский — в 1919 г., Ильменский — в 1920 г., Байкальские—1921 г. и др.).

Следует отметить, что названные и другие декреты по охране природы принимались правительством еще до окончания гражданской войны в стране. И это не случайно. Дело в том, что В. И. Ленин считал дело охраны природы республики срочным, о чем он сказал в беседе с представителем Астраханского губкома Н. Подъяпольским в январе 1919 года. В ноябре 1921 г. за подписью Ленина Совнарком РСФСР издал декрет «Об охране памятников природы, садов и парков», который явился первым общим законом об охране природы на территории нашей страны. С 1923 г. началось издание союзных законов по вопросам охраны природы (о недрах земли и их разработке—1923 г., об основах организации рыбного хозяйства— 1924 г. и др.).

Начатая В. И. Лениным большая и сложная работа по организации природоохранительной работы в социалистической стране успешно развивалась и после его смерти. В 1925г. ВЦИК РСФСР специальным постановлением «Об охране участков природы научного и культурно-исторического значения» образовал межведомственный Государственный комитет по охране природы с межведомственными комиссиями в краях и республиках, который просуществовал до 1933 г. Это очень важное мероприятие имело целью устранить вредное влияние ведомственности в разработке и практическом решении вопросов охраны природы как единого взаимосвязанного целого.

Наряду с государственной формой охраны природы в стране стало развиваться общественное движение, оформившееся в конце 1924 г. созданием Всероссийского общества охраны природы, существующего и в настоящее время. Позднее аналогичные общества были созданы и в остальных республиках. В соответствии с взятым правительством направлением стала развиваться инициатива местных органов власти. Например, Кубано-Черноморский ревком уже в 1920 г. издал постановление об охране памятников природы, а в 1923 г.— об организации Кубанского (ныне Кавказский) высокогорного заповедника. Астраханский губком по своей инициативе приступил к организации заповедника в дельте Волги еще в конце 1918 г., а 16 января 1919 г. его представитель Н. Подъяпольский докладывал об этом В. И. Ленину, горячо поддержавшему ценное начинание.

В период социалистической индустриализации и осуществления сплошной коллективизации страны потребовался ряд государственных мер по регулированию использования природных ресурсов и их охране, по предотвращению вредного влияния развивающейся промышленности на природу.

  Несомненно, Развитие молодой страны требовало много грамотных специалистов и по охране  природы в том числе. Нужны были специалисты по грамотной эксплуатации леса, руководству промыслом ценной пушнины. Все это вызывало необходимомость введения специального курса «Охраны природы» в ВУЗах и университетах – прежде всего. С элементами методики преподавания охраны природы мы встречаемся значительно раньше в трудах А.И. Герцена, К.Д. Ушинского

Л.Н. Толстого, А.М. Горького, Н.К. Крупской. Еще раньше с илеями преподавания охраны природы мы встречаемся  у Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега.

Период революции вызвал революционную перестройку и в педагогике.

Начало 30-х годов характеризуется множеством новаций. В числе которых свое место получил и бригадный метод изучения материала (раскрыть суть метода, его положительные и отрицательные стороны).  

Довоенный период характеризовался относительной стабилитзацией взглядов в методике советской педагогики. Однако, война и последующее восстановление народного хозяйства внесли свои коррективы.

 

2. Актуальность проблемы воспитания учеников в области охраны окружающей среды

Суха, мой друг,  теория  везде,

А древо жизни пышно зеленеет.

И.В.Гете.

В настоящее время воспитание ит обучение по охране природы все чаще рассматривают в контексте экологического образования и воспитания. Экологию все чаще именуют синергетической областью знаний о природе, которая синтезирует в себе естественнонаучные, социальные, технические сведения о взаимодействии сложных живых систем, включая человека, обеспечении и развитии жизни, благополучии человечества.

Вторая конференция ООН по окружающей среде и развитию, прошедшая в июле 1992 г. в Рио-де-Жанейро, в своих декларациях подчеркнула огромную значимость экологии в разработке стратегий защиты жизнеспособности Планеты, выживания и устойчивого развития человечества, в сохранении биологического разнообразия, которое как "биологические ресурсы кормят и одевают нас, обеспечивают жильем, лекарствами и духовной пищей". В качестве важнейшей задачи отмечается необходимость "обеспечить просвещение по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов".

Человек неразрывно связан с жизненными формами планеты, он не приспособлен к жизни в других мирах. Опрометчиво предполагать, что разнообразие жизненных форм на Земле может уменьшаться без ощутимого влияния на человечество. Полевые исследования показывают: насколько сокращается разнообразие форм, настолько же ухудшается качество работы экосистем. Наше "падение" может быть неожиданно резким. Поскольку темп вымирания видов увеличивается, уже пропали некоторые ключевые виды, исчезновение которых влечет за собой исчезновение многих других видов. Таким образом, происходит цепная реакция в демографии оставшихся видов. Потерять ключевые виды — всё равно что повредить основной электрокабель, и свет погаснет везде. Известный эколог Ж.Дорст как-то заявил, что если мы сегодня уничтожим природу, то завтра она уничтожит нас [2].

Процесс разработки и утверждения основ общественной морали шел на протяжении тысяч лет. Сложность современного положения заключается в том, что на экологизацию сознания общества и решение экологических проблем у человечества почти не осталось времени. Исследователи из института "Уорддуотч" (США) называют даже конкретный срок — 35 лет. Между тем существует и момент оптимизма: в отличие от наших предков мы имеем в распоряжении мощные средства образования и воспитания. В их основе — знания, которые базируются на научно обоснованной информации и культурном наследии человечества. И мы должны использовать шанс для создания такой системы образования и воспитания, которая бы гарантировала развитие экологического сознания как личности, так и общества в целом [2,44].

Принципиально важное значение для экологического воспитания учеников имеет положение Л.В.Выготского о том, что ребенок есть существо "максимально социальное" и всякое отношение ребенка к внешнему миру оказывается всегда отношением, преломленным через отношение к другому человеку. Отношение ребенка к близкому человеку, к миру людей опосредует все другие отношения ребенка к внешнему миру, к окружающей природной среде. Отмеченное отношение обосновывает объективную необходимость органического соединения нравственного и экологического содержания в целостном процессе формирования ответственного отно шения личности к природе.

Озадачивают факты, когда часть учеников, с любовью от носившихся   к природе в детском саду, начинает проявлять агрессивность к природе, а подчас и жестокость: они разоряют муравейники и птичьи гнезда, мучают животных, топчут и рвут без нужды растения, цветы с клумб вместе с корнями Иногда наносится вред природе не по злому умыслу, а по не знанию: такие дети не задумывются над своими поступками и их последствиями.

Воспитание экологической культуры напрямую зависит от непрерывной работы по предупреждению равнодушного отношения к живому, проявлению жестокости, черствости пренебрежения к природе. Важно приучить детей восторжен но-восхищенно-уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется.

При осуществлении задач непрерывного экологического образования и воспитания необходим комплекс таких методических средств и приемов, чтобы изучение природы и любое общение с ней оставляло в памяти ребенка глубокий след, непременно воздействовало на чувства и сознание. Важно любое соприкосновение с природными объектами — рисование листьев, веточек, цветов растений, животных (птиц, зверей, насекомых ) или прослушивание грамзаписи голосов птиц.

Каждое дело, связанное с охраной и приумножением природных богатств, станет нравственной и трудовой высотой, взяв которую, школьник вправе сказать: "В этом добром деле есть и мой вклад, частица моего труда на благо родного края".

Актуальность проблем экологического воспитания возрастает, если учесть, что экологические факторы влияют не только нa биологию человека, но и на духовный потенциал. Окружающая среда оказывает воздействие на особенности национального характера, языковые процессы, ментальность, религиозность и т.д. Человеку нужны не просто воздух, вода, вкусная и питатель-пая пища, ему необходима именно такая среда, те природные и культурные условия, в которых максимально самореализуется личность. Естественно, адаптивные возможности человека позволяют ему сделать своей средой обитания всю планету. И педагог должен показать, что самые высокие порывы человека, нации, человеческого рода неразрывно связаны с экологическими факторами, необходимыми для жизнедеятельности человека. Важно понять и помнить, что духовное развитие ребенка определя-»т не столько обучение, сколько среда, в которой он живет и действует; мысли и впечатления, возникающие у него во время

общения с природой, сверстниками, родителями, педагогами. Это — важнейший источник ценностных установок, мироощущения, мировосприятия, миропонимания [12,43].

Для духовного развития человека важно, чтобы он с само-го раннего детства наблюдал природу, непосредственно общался с ней. Духовные потребности тесно связаны с осознанием им вечной и неиссякаемой красоты природы. Важно при-вить эстетические навыки и вкусы учащимся, помня

о  глубоком воздействии природы на формирующуюся личность.

Однажды прикоснувшись к художественной ценности при-роды, человек никогда не сможет нарушить гармонию в при-роде. А если у учащихся сформированы потребности система тически общаться с прекрасным, педагог может считать, что фундамент эстетической культуры, частью которой является и культура экологическая, заложен.

Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает, т.к. это вызвано:

• необходимостью повышения общей культуры челове
ка, в том числе и экологической культуры;

— необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;

необходимостью решения актуальных проблем, связан
ных с уменьшением жизненного пространства, приходяще
гося на одного человека;

необходимостью постоянного сохранения и восстанов
ления, рационального использования и приумножения при
родных богатств;

низким уровнем восприятия человеком экологических
проблем как лично значимых;

недостаточно развитой у человека потребностью прак
тического участия в природоохранной деятельности [11,43].

Довольно долго экологическому воспитанию не уделялось должного внимания. В последние годы школа сделала решительный поворот к изменению сложившегося положения. Сегодня созданы предпосылки для развития системы непрерывного экологического образования и воспитания. Многие образовательные учреждения разных видов (школы, гимназии, лицеи и др. ) уже включили в свои учебные планы учебные предметы экологического направления. Однако статус образовательной области "экология" еще не утвердился, в большинстве школ занятия по экологии проводятся в форме факультатива или предмета по выбору. Невелик также престиж школьного экологического образования.

В 1991 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждена республиканская программа по образованию в области охраны окружающей среды на 1991-1995 г., разработанная Министерством образования совместно с Государственным комитетом по экологии, Белорусским обществом охраны природы и другими заинтересованными организациями, учреждениями и ведомствами. Цель данной программы — научить человека принимать экологически грамотные решения в области природопользования [21,45].

В ноябре 1992 г. проведена Республиканская научно-прак-тическая конференция "Актуальные проблемы экологического образования и воспитания", где обращалось внимание на нерешенные проблемы в области экологического образо-вания, в частности, на: отсутствие глубокого научного ана-лиза состояния проблемы, на то, что не определен обязательный объем знаний для разных ступеней обучения, на отсут-ствие качественных методических разработок.

"Концепция образования и воспитания в Беларуси" (1993 г.) утверждает, что государственная политика в сфере образования и воспитания основывается на принципе экологической направ-иенности [21]. Она призывает содействовать осознанию учениками своей роли и места в окружающей среде, воспитанию бережного отношения к природе. Физическое и психическое здоровье нации объявляется главнейшей ценностью и необходимым условием прогрессивного развития общества [45].

В 1995 г. на базе Республиканского экологического центра учащихся начата работа по реализации программы поддержки системы внеклассного образования, которую финансировал Фонд Сороса. Результатом выполнения проекта будет создание информационного банка данных детских экологических организаций г. Минска (в перспективе — республики), неформального учебно-координационного центра детских экологических организаций г. Минска (в перспективе — республики). В сентябре 1995 г. состоялась II Республиканская конференция: "Эко-педагогика: состояние, проблемы, перспективы", на которой обсуждались и определялись пути решения наиболее актуальных проблем экологического образования и воспитания детей. Учитывая то, что сегодня речь идет о создании непрерывного экологического образования, на конференции затрагивались проблемы экологического образования и воспитания всех уровней в системе подготовки кадров. Обсуждались научно-педагогические аспекты экологического образования и воспитания. Конференция выработала конструктивные предложения по решению проблем экологического образования и воспитания в адрес Министерства образования и науки, направленных на повышение статуса экологического образования [45].Термин "экологическое образование и воспитание" был принят в нашей стране в результате расширения целей и задач педагогической деятельности. Вводит это понятие в 1980 г.

И.Д.Зверев. Являясь относительно новым аспектом воспитания, экологическое находится на этапе становления [121

3. Основные подходы к реализации экологического воспитания и образования

 

В работах И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной и др уделяется большое внимание теоретическим основам экологического воспитания: определяются задачи экологического образования и воспитания, обстоятельно рассматриваются принципыформирования ответственного отношения школьников к природе. Большой материал о формах и методах экологического образования можно найти в работах И Д Зверева А Н Захлебного, Б.Г.Иоганзена. А.П.Сидельновский уделяет внимание психологическим основам отношений учеников к природе. Б.Г.Иоганзен и Е.Д. Логачев в своих методических рекомендациях дают обобщение по существующей проблеме.

ИАКовалева находит, что экологическое образование предполагает поэтапную реализацию принципа междисциплинарности, который подчеркивает системную, многокомпонентную сущность экологических знаний и требует от педагогов-практиков, во-первых, целенаправленного и продуманного использования межпредметных связей, во-вторых применения таких форм и методов эколого-образовательной работы которые по-
зволяют синтезировать различные биологические 'географические, гуманитарные и другие знания в единую целостную систему.

Данилов М.А., Скаткин М.Н., Лернер И Н и др определили содержание экологического образования и воспитания

в котором отмечают 4 компонента:
взаимодействия общества и природы;

систему общих познавательных и практических навы-
ков и умений природоохранного плана;

опыт творческой деятельности по охране природной среды

систему норм, проявляющихся в оценочно-эмоцио-
нальном отношении к природной среде на основе общечело-
веческой морали .

Мелкунова А.А., Любарский Г.Н. говорят о мировоззрен- и школ.

ческом подходе к определению содержания экологической

культуры личности, а следовательно, и о содержании экологического образования и воспитания. Как система оно складывается из знаний, убеждений, практических умений и навыков, норм деятельности и поведения, чувств, характсризующих Уровень эмоциональной культуры человека . В Республике Беларусь и ближнем зарубежье существует более Десятка всевозможных программ по различным аспек там экологического образования и воспитания для учебных заведений разного уровня. Например: Н.К.Катович, МА.Стан чиц предлагают "Экологическое воспитание школьников: пре граммы и опыт" - о целях, задачах, принципах экологичеcкого воспитания, его содержании [13]. Н.А.Короткая подготовила новую учебную программу по новому курсу "Основы экологии для 5-11 классов. Существуют вариативные программы курсов экологии: авторского коллектива под руко водством Н.М.Черновой; инновационная программа поддержки и развития системы дополнительного образования " Эко согласие" - Максач Е.М., Машарская В.Я., действует "Про грамма воспитания и обучения в детском саду", которая дает лишь самые элементарные понятия биологической экологии, Анализируя эти программы, следует отметить оригиналь ность, новизну, свежесть ряда решений. Но в то же время часть положений этих программ носит чисто декларативный характер, а рекомендуемые подходы не смогут принести желаемый эффект. Поэтому при многообразии программ сама проблема решается крайне медленно .

    Много внимания в экологической литературе уделяется вопросам экологии, экологического образования и воспитания при изучении отдельных программных предметов в учебных заведениях разного типа. Подтверждение тому следующие статьи: "Охрана труда и основы промышленной экологии" (Г. А. Сохор, Гомельский политехнический техникум). "Экология энергии" (О. А. Симоненкова, Минский политехнический техникум), "Медико-биологическая программа по радиобиологии и радиобезопасности в системе гуманитарного образования" (Л. В. Николайчук, Брестский государственный педагогический институт), "Экологизация ботанических знаний" (И. А. Бурдина, А. Г. Бурдин, Брестский педагогический институт), "Техническое творчество учащихся и экология" (Т. В. Саченко, школа-гимназия, г. Жодино), "Формирование экологического сознания при изучении социально-гуманитарных наук" (Л.В.Лагун, Минский политехнический техникум), "Формирование экологического мышления на уроках экономической и социальной географии мира" (Л. С. Ла-бузько, Барановичское ПТУ №118), "Экологическое воспитание на уроках химии и во внеклассной работе" (В. И. Герман, ПТУ №38, г. Минск ), "Экологическое образование и воспитание учащихся на занятиях по физике" (А. С. Сугаке-вич, Могилевский строительный колледж), "Возможности биологии в формировании у учащихся экологических знаний" (М. В. Шушко, ПТУ №108, г. Пинск), "Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии" (И.Р. Казимирова, СШ №34, г. Гомель) [45].

Данный список можно продолжить, однако даже из анализа этих статей видно, что в деле экологического образования и воспитания нет единого системообразующего фактора, объединяющего все виды деятельности педагогов в единое русло для достижения главной цели: формирования высокого уровня экологической культуры широких слоев населения.

Анализируя практическую деятельность по экологическому воспитанию, можно встретиться с введением в ряде школ обзорных уроков по вопросам охраны природы, факультативных курсов, специальных курсов "Основы экологии" (Н. А. Короткая), которые имеют статус самостоятельного предмета. Р.И. Дзевенская предлагает диффузную модель, по которой элементы экологических знаний включаются во все учебные дисциплины и методы работы по экологичес-ким модулям: наблюдения, опыты, "мозговые атаки", "зашиты позиций", "круглые столы", "месячники экологических знаний" и т.д [7]. В гимназии глобального образования Санкт-Петербурга (школа №631 Приморского района) функционирует мастерская "экологический менталитет" как одна из форм глобального образования (Алексашина И. Ю., Виноградова О. Ю. [44]. Джеймс Хадсон (Лондон) предлагает работу за пределами класса, которой руководят центры внеклассной работы. Разноплановые практические дела отдельных учебных заведений, направленные на формирование высокого уровня экологической культуры, излагаются в анализе педагогического опыта.

Отмечается также факт, что назрела необходимость в издании новых школьных учебников по биологии с учетом актуальных программных требований — экологизации фактологических знаний. И. А. Бурдина и А. Г. Бурдин указывают на то, что учебник школьной ботаники имеет слабую экологическую ориентацию: не показана глобальная роль водорослей, мхов, бактерий, грибов, лишайников, их роль в круговороте веществ в биосфере. Поэтому ученики не могут объяснить простые явления: "цветение воды", "лишайниковые пустыни" и т.д. [45]. Для обеспечения учебного процесса выходят новые учебники и учебные пособия: В. А. Криксунова "Экология", Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина "Общая экология", С. В. Алексеев "Экология", В. Б. Захаров, В. И. Сивоглазов "Экология современного человека", Л. В. Тарасов "Экология и диалектика" и т.д.

Современному академическому взгляду на окружающую среду Эдвард Голдсмит (Киев) противопоставляет определение "модернизм". Основной принцип "модернистского" подхода заключается в том, что будущее нашей планеты и благополучие человечества зависят от развития науки и промышленности, а следовательно, необходимо дальнейшее расширение экологической деятельности. При этом негативное воздействие на природу игнорируется полностью. Автор не только оспаривает такой подход, но и предлагает новый — экологический. Принципы экологического подхода обосновываются, показывается их тесная взаимосвязь в виде всеобъемлющей модели взаимодействия человечества с природой [2].

       С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А. Г. Муравьев предлагают концептуальные подходы к организации экологического центра в образовательной системе школы, методико-дидактическую модель его функционирования, основные направления опытно-экспериментальной работы, содержание и основные подходы к организации практической деятельности учащихся на базе экологического центра, вариативные программы экологического практикума, варианты материально-технического обеспечения экологического центра и эскизную разработку его оформления [1].

Педагогами-новаторами наработан богатейший материал, который положил начало новому направлению в экологическом образовании и воспитании -- педагогической технологии.Теория воспитания В. А. Сухомлинского, система обучения В. Ф. Шаталова — оригинальные подходы в педагогической деятельности. Только через личные ощущения, переживания человек осознает себя в мире. Это хорошо продемонстрировал в своих экспериментах В. А. Сухомлинский. Безусловно, через теснейшую связь с практической деятельностью, участие в конкретных экологических акциях человек осознает важность этой работы.

Систематизируя научную экологическую литературу при ее обзоре и анализе, можно сформулировать следующие выводы:

  1.  экологическое образование и воспитание школьников
    находятся в стадии становления;
  2.  существуют отдельные программы, концептуальные под
    ходы педагогических коллективов образовательных учрежде
    ний к организации экологического образования и воспитания;
  3.  вскрываются отдельные проблемы экологического об
    разования и воспитания;
  4.  излагаются методологические и научно-методические
    подходы к организации образования и воспитания в области
    охраны окружающей среды;
  5.  предлагается богатейший педагогический опыт в обла
    сти методики и инновационных педагогических технологий
    экологического образования и воспитания;
  6.  рассматриваются варианты экологического образова
    ния и воспитания при изучении отдельных предметов обра
    зовательных учреждений;
  7.  отмечается обширная и разнонаправленная практичес
    кая деятельность педагогов по внедрению экологических зна
    ний и воспитанию экологической культуры;
  8.  имеется богатейший опыт природоохранной деятель
    ности учеников в ряде коллективов школ, училищ, вузов.

Таким образом, по мнению педагогов-новаторов, педа-гогов-практиков, ученых, педагогов-исследователей, на данном этапе возможно эффективное экологическое воспитание подрастающего поколения, формирование высокой экологической культуры учеников, способных принимать оптимальные решения по отношению к природе и обществу, быть ответственными за сохранение жизни на Земле.

4. Практический опыт педагогов Беларуси в воспитании учеников  в области охраны окружающей среды

 Ничто так не заразительно, как энтузиазм... Он — гений искренности, и истина без него не одержит победы. Джордж Балъвар Литтон.

За последние годы теоретические положения экологического образования и воспитания дополнялись и дополняются практическими выводами, отдельными творческими делами, коллективными мероприятиями инициативных, творческих педагогов совместно с их воспитанниками, то есть педагогическим опытом.

Опыт — это система работы, которая сложилась на практике, выдержала испытание временем. Это система глубоко личностная, результат повседневной работы, раздумий, сомнений и испытаний. Она представляет собой цепочку взаимосвязанных звеньев, разрыв любого из которых нарушает целостность всей системы. Авторские системы экологического воспитания, сложившиеся в практике работы конкретных школ, уникальны и неповторимы, как неповторим и уникален каждый педагог. Поэтому перенимать, внедрять целесообразно не саму систему, а разнообразные формы, методы, приемы работы, которые бы вписались в сложившуюся систему работы конкретного учителя, педагогического коллектива в соответствии с местными условиями, особенностями педагогического и ученического коллективов, традициями школы.

Высокую эффективность в деле формирования экологической культуры учеников дает внеурочная воспитательная работа. В этой связи интересен опыт работы Прошковской СШ Глубокского района Витебской области. На базе школы совместными усилиями учителя биологии Фуре Е.А., учеников школы и Плисского опытного лесхоза создан прекрасный экологический центр. В учебно-экологический центр входят: "Жу-равинка" школьное лесничество, "Природа и человек" учебный экологический музей, учебная экологическая тропа, учебно-опытный участок, кабинет биологии. Экскурсоводы экологического центра являются носителями идей охраны природы, а работа в природе формирует ответственное отношение к окружающей среде [20].

Интересен опыт работы Бегомльской СШ Докшицкого района Витебской области, где вопросы экологического воспитания в школе решаются в комплексе: в процессе обучения, практической деятельности кружка юных натуралистов, школьного лесничества. В школе проводились интересные фенологические наблюдения за насекомыми и птицами [20].

Биологический комплекс создан в Лужковской СШ Шарковщинского района Витебской области. Он включает в себя музей природы, в котором собраны представители флоры и фауны данной местности, парниковое хозяйство [20].

Известен опыт работы новополоцкого клуба "Флора", который проводит разные акции в защиту экологической обстановки своего города: залечивание ран у берез и кленов, закладка березовых аллей, изготовление кормушек, скворечников, ограждение муравейников, организация радиопередач, проведение экологических фестивалей, работа натуралистической гостиной, выставки кошек и собак [20].

Большая работа по обнаружению источников загрязнения своей местности ведется в Утевской СШ Гомельской области. Ребята этой школы изготовили щиты с предупреждением о высокой радиационной загрязненности [21].

Учащиеся Бабчинской СШ Гомельской области разработали экологический паспорт своей школы и местности, прилегающей к школе. Паспорт включает санитарно-гигиенические характеристики: температурный, световой, воздушный режимы, соответствие ростовых норм мебели посадке детей, наличие чистой питьевой воды, питание, состояние прилегающей территории, данные радиационного обследования и протоколы СЭС по качеству продуктов питания на содержание радионуклидов, нитратов и нитритов [21,45].

Учитель-методист Ситцевской СШ Докшицкого района Витебской области Елисеева И. А. возглавила кружок "Эколог". Члены кружка разбили всю территорию местного парка на охраняемые зоны, каждый класс получил под охрану определенный участок и следит за его состоянием.

Учебно-производственная бригада (УПБ) Азинской СШ Полоцкого района Витебской области с 1989 г. работает на арендном подряде. Школе передано в собственность 10 га (емли, а 15 га — в аренду. Имеется необходимая техника. Школа перешла на самоокупаемость [20]. Сергей Кузьмич Клесов, учитель географии Селявичской СШ Слонимского района Гродненской области, кандидат философских наук, организовал факультативный курс "Основы экологии". Он руководит экологической секцией истори-ко-экологического клуба "Крынщы", в секции работает экспедиционная группа эколого-краеведческого направления, выпускается стенная экологическая газета "Зеленый мир", проводятся экологические викторины "Что? Где? Когда?" [9].

В решении задач экологического воспитания школьников немаловажное значение имеет научно-исследовательская работа, связанная с охраной природы.

Первое в Беларуси научное общество учащихся было создано в 1978 г. в Каменюкской СШ, расположенной в районе Беловежской пущи. Его организатором был старший научный сотрудник заповедника "Беловежская пуща" П.К.Михалевич. Целью научного общества учащихся (НОУ) было всестороннее изучение биологии охраняемых животных и растений и их взаимосвязи с окружающей средой. Работал ряд секций: "Экология диких животных с основами лесоводства", "Лесная энтомология", "Микология", "Охраняемые животные и герпетология", в которых осуществлялась природоохранная деятельность. Члены НОУ установили контакт с факультетом почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, принимают и сегодня участие в заочных олимпиадах по почвоведению [21,45].

В 1990/91 учебном году в Жодино была создана школа-гимназия экологической направленности. В гимназии в расписание введен обязательный курс "Экология " (с 7 по 11 класс - 1 час в неделю). По окончании курса учащимся выдается соответствующее свидетельство. Организатором этой работы является учитель географии Т.В. Савченко, помощь оказывает географический факультет БГУ им. Ленина, Республиканский экоцентр, налажены связи с некоторыми учебными заведениями России.

В 1992 г. в школе-гимназии №30 г. Гродно сложилась небольшая экологическая группа, поставившая перед собой задачу комплексного исследования и спасения лесопарка "Румле-во" от деградации. Исследования лесопарка "Румлево" проводились по двум направлениям: ботаническое и зоологическое (орнитологическое). Результаты флористических исследований (руководитель Солтан Т.Н.) показали, что лесопарк "Румлево" чрезвычайно богат по видовому составу растений. Была установ-лена видовая принадлежность около 200 растений, произрастающих на прилегающей непосредственно к школе-гимназии не-болыпой территории остатков старинного парка ландшафтного типа. Следующим этапом ботанического изучения лесопарка явилось составление карт пробных типологических площадей (руководитель Черняк Л.В.). На картах с помощью условных обозначений указано расположение деревьев и кустарников, а дополнительно приведены их названия, высота деревьев и диаметр ствола каждого дерева на высоте 1,5 м. Определялся тип леса и лесные ассоциации с подробным описанием их главных характеристик.

В ходе орнитологических исследований, проведенных под руководством доцента ГрГУ В.А. Бахарева, было обнаружено 27 видов птиц. Для каждого вида оформлялась карточка с рисунком птицы, ее гнезда и кратким описанием данного вида. Все приобретенные знания о лесопарке "Румлево" распространяются среди учеников школы-гимназии г. Гродно. Члены экологической группы проводят экскурсии с младшими школьниками, организуют выставки, например, "Подснежники Румлево", "Волчьи ягоды" и др.

Полученные научные данные этих исследований были переданы в областной и республиканский Госкомитеты по экологии. В 1993 г. на основании постановления Совета Министров Белорусской ССР от 10.07.63 г. "Об охране памятников природы на территории Белорусской ССР", исполком городского Совета народных депутатов принял решение объявить лесопарк "Румлево" памятником природы местного значения.

При БГУ существует лицей, его экологический класс готовит ребят для поступления на биологический, химический, технологический факультеты вузов нашей республики.

На территории Березинского биосферного заповедника и Домжерецах открыта экологическая гимназия, ученики которой часто побеждали на республиканских и международных олимпиадах по биологии.

Таким образом, в республике имеется положительный опыт осуществления экологического воспитания в школах, однако, как отметил A.M. Дорофеев на конференции, посвященной проблемам экологического образования и воспитания (Минск, 1992 г.), в настоящее время снизилась активность по изучению и обобщению передового опыта в этом направлении [21].

Одним из направлений работы по изучению опыта экологического воспитания в республике является знакомство с формами и методами формирования культуры поведения в природе. В этом плане интересен опыт учителей гимназии № 1 им. Ф. Скорины г. Минска, в частности, учителя высшей категории Н.И. Егоровой. Она предлагает урок "Мы твои друзья, природа" - о правилах поведения в природе (урок-игра), экологические рассказы - "Воскресенье в лесу", экологические сказки разной тематики. Из опыта работы Шнитковской Л.А. (СШ №180 г. Минска) следует выделить урок-беседу "Голос природы" [45].

Дж. Браус, руководитель экологического образования Международного фонда дикой природы (WWF), обладатель национальной президентской премии за отличное преподавание экологии, работающий в Вашингтоне в Школе друзей Сидвелла, предлагает фрагмент своего дела "Как научить детей любить Землю". Он приводит пример экологической игры в прятки, которая позволяет детям узнать, как живут дикие животные и формирует образец поведения людей в природе[2].

В ряде школ Санкт-Петербурга работает школьный экологический центр (ШЭЦ) в рамках модели "Экология и диалектика". Модель "Экология и диалектика" появилась в 1988 г. как вариант перестройки традиционной советской школы. Модель развивается более чем в 300 школах России, Украины, Казахстана, Кыргизстана. Школа "Экология и диалектика" создавалась как школа духовного возрождения и развития личности, как школа радости, где на всех этапах обучения обеспечивается активная работа психики детей [44].

Огромнейший опыт работы по экологическому образованию и воспитанию накоплен коллективом Республиканского экологического центра (г.Минск). Республиканский экологический центр предлагает блоки, которые раскрывают те традиционные и нетрадиционные формы работы, которые способствуют пониманию всеобщей связи и зависимости природных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека и осознанию роли экологии как междисциплинарной области знаний. Блок "Практическая деятельность учеников младшего и среднего школьного возраста" содержит перечень разных функционирующих кружков ("Зеленая архитектура", "Юные фенологи", "Лаборатория назем-

ныx экосистем" и др.). Блок "Талантливые дети" раскрывает раницы роста интеллектуального потенциала. Для этого со-даны и работают заочные республиканские школы: 16 лет работает Белорусская малая лесная заочная академия, 3 года работает Республиканская школа юного фермера со специа-лизациями "флорист", "флордизайнер", "мастер по работе с соломкой", "резчик по дереву" [45].

Экологический центр является координирующим звеном по работе НОУ биоэкологического профиля. Их в республике четырнадцать. Одним из старейших научных обществ учащихся в республике является Гродненская НОУ "Искатель". Ребята изучают физиологические особенности организмов на базе института биохимии Академии наук, исследуют экологичес-кие проблемы г.Гродно.

Витебское НОУ областного экологического центра рабо-тает на базе вузов города: секция вирусологии — в Академии ветеринарной медицины, орнитологии - в пединституте.

15 лет работает секция НОУ "Генетика и селекция" на базе Института генетики и селекции Академии наук (г.Минск). Блок "Этноэкология" ведет работу по созданию музея этнологии, который будет представлять научную лабо-раторию в области этнологии. Экспонаты: мебель, домашняя утварь, посуда из соломки, лозы, керамика, бондарные из-делия, кружевоплетение, вышивка, кузнечные изделия — все это выполнено руками детей. Блок "Летний труд и отдых" предлагает множество форм проведения школьного досуга: дни, недели, декады биологии, экологии, клуб выходного дня, экспедиции в Березинский биосферный заповедник, нa "Голубые озера" и т.д [45].

Весомый вклад в дело экологического образования и вос-питания вносят станции юных натуралистов, которых в нашей республике 38. В них создано около 1700 натуралистических объединений, где занимаются свыше 22 тысяч учащихся [9].

На базе станции юных натуралистов г. Минска создан и уже получил признание у зрителей экологический театр "Прамень". Традиционными мероприятиями станции юных натура-листов г.Гродно стали "экологические пробеги", праздники: :'День Земли", "Сороки" - фольклорно-экологический об-ластной турнир, посвященный дню прилёта птиц, готовятся выставки детского творчества.

  Нельзя не вспомнить о работе в области экологического образования и воспитания в школьных лесничествах. Первое  лесничество в республике было организовано в 1961 г. в Речицком районе Гомельской области. Ныне в Беларуси действует более 1000 таких лесничеств, объединяющих почти 30 тысяч учеников,  за ними закреплено около 300 тысяч гектаров леса и питомников. В школьных лесничествах ведется также исследовательская работа, которая развивает творчество у детей и
представляет большой практический интерес [9].

Из анализа педагогического опыта, приведенного выше можно сделать вывод о том, что экологическое образование воспитание в нашей республике осуществляется по трем правлениям:

1. Внеуряочная воспитательная работа по формированию
экологической культуры учащихся;

2. Практическая природоохранная деятельность на терри-  
тории своего проживания;

3. Научно-исследовательская работа, связанная с охраной  

природы своей местности.

Необходимо отметить, что вся работа по экологическому образованию и воспитанию сосредоточена в основном в школах, во внешкольных учреждениях.

Анализируя педагогический опыт в деле экологического образования и воспитани, следует отметить тот факт, что вопросы экологического воспитания решаются при проведении ряда внеурочных и внешкольных дел. Серьезный пробел в изучаемой литературе по экологической тематике - недостаточное число методических разработок авторских уроков по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии.

Следует обратить внимание и на то, что наши учебники по биологии базируются на старых классических ключевых позициях, что существенно затрудняет правильный экологический подход к изучаемой теме. Например, в учебнике зоологии любой тип животных рассматривается по традиционному образцу, когда на примере какого-то одного вида изучаются особенности всех систем организмов данного типа (пищеварительной, выделительной, дыхательной, кровеносной и т.д.), без тесной их взаимосвязи с окружающей средой. Новый подход видится в изложении прежде всего многообразия видов данного типа в зависимости от условий среды обитания чтобы ученикам было понятно, что окружающая изменяясь, порождает все многообразие видов. Далее, при изложении систем органов следует постоянно подчеркивать и покаазывать, как среда обитания подчиняет себе и изменяет приспособлений, о которых в учебниках говорится мало, Учебник ботаники должен начинать изучение растительного мира с наименее организованных форм растений (водоросли, лишайники), затем переходить к высшим (архегониальныи и заканчивается пестичными (цветковыми) растениями. Так очевиднее эволюция и многообразие растительного мира, а так же роль окружающей среды в этих процессах. С этой точки зрения представил бы большой интерес опыт проведения экологических уроков по зоологии, ботанике,а также и по другим предметам биологического цикла.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36038. Строение и функции клеточного ядра. Деление клеток эукариот. Митоз и мейоз 33 KB
  ДНК спирализуется передделением клетки для более точного распределения генетического материала при делении. Хранение генетической информации и передача ее дочернимклеткам в процессе деления. Митоз тип клеточного деления в результате которого дочерние клетки получают генетический материал идентичный тому который содержался в материнской клетке. Хромосомы спирализуются центриоли у животных клеток расходятся к полюсам клетки распадается ядерная оболочка исчезают ядрышки и начинает формироваться веретено деления.
36039. Формы изменчивости живых организмов. Рекомбинации и мутации 33 KB
  Хромосомные мутации – возникают на основе хромосомных перестроек аберраций. Различают внутрихромосомные нехватки дупликации инверсии и межхромосомные транслокации – обмен участками негомологичных хромосом иди фрагментов; геномные – изменения чисел хромосомгаплоидия полиплоидия анеуплоидия; плазмовые – изменения цитоплазматических наследственных структур. Комбинативная; причинами служат все виды скрещивания и гибридизации а также кроссинговер обмен генетическим материалом между гомологичными хромосомами родителей во время...
36040. Необходимость международного сотрудничества в области ООС 33 KB
  Поэтому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двухсторонней основе организуют взаимодействие с целью охраны среды обитания человека растительного и животного мира. является специализированным учреждением ООН и занимается вопросами продовольственных ресурсов и раз вития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира. В соответствии с своей компетенцией она обращает внимание на охрану и рациональное использование земель водных ресурсов лесов и иной растительности животного мира суши биологических ресурсов...
36041. Иван Александрович Гончаров 33 KB
  Роман интересен тем что образ Ильи Ильича Обломова мы можем отождествлять с определенным типом людей живших в России в то время. Любовь их продолжается до тех пор пока Илье не приходится столкнуться с реальной жизнью пока от него не требуется решительных действий пока Ольга не понимает что она любит будущего Обломова. Ни дружба ни даже такая чистая искренняя любовь не смогли заставить Обломова отказаться от своих идеалов: мирной покойной беззаботной жизни плотной еды и безмятежного сна. Родители Обломова понимали важность и...
36042. Дадаи́зм, или дада 32.84 KB
  Считается что дадаизм явился предшественником сюрреализма во многом определившим его идеологию и методы. Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль Жан Кокто Ян Шванкмайер и Дэвид Линч.
36043. Гидравлические потери напора по длинне 32.53 KB
  ГА в зависимости от назначения характеризуется различными техническими характеристиками: Условный проход Dу Номинальный расход Qн Номинальное давление Рн Условный проход указывается в виде диаметра в мм выбирается из стандартного ряда и примерно соответствует диаметру внутренних каналов в ГА. Номинальный расход и давление – расчет значения этих параметров при котором указываются другие технические характеристики и проводятся испытаний ГА. Давление на выходе задается при помощи регулировочного винта который создает нагрузку на...
36044. Экологические проблемы сельского хозяйства. Принципы безопасного применения пестицидов и агрохимикатов в сельском хозяйстве 32.5 KB
  Пестициды это химические или биологические препараты используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений сорными растениями вредителями хранящиеся в сельскохозяйственной продукции бытовыми вредителями и внешними паразитами животных а также для регулирования роста предуборочного удаления листьев дефолианты предуборочного подсушивания растений десиканты. В зависимости от объекта воздействия сорная растительность вредные насекомые теплокровные животные и химической природы пестициды подразделяются на: акарициды для...
36045. Понятие о фонеме и звуке. Система гласных и согласных фонем в РЯ 32.5 KB
  В языке действует строгий закон: отождествляются звуки различия между которыми связаны с разными условиями их произнесения. Звуки это разные звуки но говорящий обычно этой разницы не замечают: для них и [з˙] – одна языковая еденица. В словах бар бор бур звуки [а] [о] [у]. Все звуки находящиеся в пределах этой зоны отождествляются говорящими и воспринимаются как один и тот же звук.
36046. Консервативная политическая мысль России 19 века, ее черты 30.5 KB
  Основа К: идея традиции и преемственности как основа всякой творческой жизни сохранение традиции но что считать традицией Пол традиции Др Руси утрачены благодаря П1 петровские преобразования нельзя было считать традицией тк они еще не были укоренены в народе только в верхах инновации как традиции еще не закрепились прошло 100 лет. Чаадаев Философическое письмо славянофилы Хомяков Киреевский Аксаков Самарин поздние славянофилы Данилевский Россия и Европа теория лок цций Леонтьев Россию нужно подморозить задержать...