41491

Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения курса «Человек и его здоровье»

Лекция

Биология и генетика

Трудовая деятельность человека и ее оптимизация. В курсе анатомии физиологии и гигиены человека VIII класса важно предусмотреть развитие основных понятий по охане природы закладываемых в предшествующих классах. Здесь полнее чем в других биологических предметах можно раскрыть гигиени ноский аспект взаимодействия природы и человека. Однако для понимания жизнедеятельности человека как биосоциального существа анализа только фнзикохимических условий жизни далеко не достаточно.

Русский

2013-10-24

151 KB

1 чел.

Лекция № 6

Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения курса «Человек и его здоровье»

План

  1.  Приемственность связей данного курса с ботаникой и зоологией.
  2.  Трудовая деятельность человека и ее оптимизация.
  3.  Гигиена и гигиенические аспекты охраны окружающей среды.
  4.  Особенности блочного подхода к проработке материала.

Литература

  1.  Авдик Н.М., Асмукович Л.А., Бахарев В.А. и др. Комплексная программа непрерывного экологического образования и воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Гродно: НКПФ «ПИК» , 1996. – 322с.
  2.  Черняк Л.В., Бахарев В.А., Маглыш С.С. и др. Экологическое образование и воспитание школьников на уроках биологии. Методические рекомендации. Мн.: БГУ, 1999. – с. 84-91.
  3.  Черняк Л.В. Экологическое образоывание и воспитание на уроках биологии. Методическое пособие. Мн.: БГУ, 1999. – 208 с.

  1.  Приемственность связей данного курса с ботаникой и зоологией.

В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека VIII класса важно предусмотреть развитие основных понятий по ох£ане природы, закладываемых в предшествующих классах. Здесь полнее, чем в других биологических предметах, можно раскрыть гигиени ноский аспект взаимодействия природы и человека. Поскольку иельзя сводить дело к постулированию гигиенических норм, то, очевидно,_задача учителя состоит в том, чтобы показать учащимся влияние природных факторов на физиологические процессы и соcтояния организма в целом.

Однако для понимания жизнедеятельности человека как биосо-циального существа анализа только фнзико-химических условий жизни далеко не достаточно. Первостепенное значение для здоровья имеют социальные условия. которые вместе с природными составляют окружающую среду человека. Важно показать учащимся влияние социально-политической и экономической структуры общества на жизнь и здоровье народа.

Новые проблемы охраны окружающей среды возникают' в условиях научно-технической революции. Краткая их характеристика позволит учащимся понять актуальность задач охраны природы в наши дни.

Особое место в курсе занимают вопросы физиологии, и гигиены труда, изложить которые нельзя без учета взаимодействия человека и природно-социальной среды.

В итоге учащиеся приходят к выводу о сложных взаимосвязях природы и человека, осознанию необходимости беречь и охранять природные богатства.

Рассмотрим кратко основное содержание поставленных выше вопросов и методику их изучения.

. Следуя преемственной связи данного учебного предмета с ботаникой и зоологией, на вводном уроке учитель может подчеркну; ; что человек неотделим от природы, что он является частью био-ценозов и, более того, сам является создателем новых культурных биоценозов.

В беседе о взаимосвязи организма и внешней среды выясняют (по возможности полно) все ее условия. Обычно учащиеся легко называют воду, воздух, продукты питания, тепло, свет, жилище, одежду, но отнести к условиям среды уровень шума, вибрации радиационное излучение, медикаменты, ядохимикаты и т. л. они могут не сразу. Более того, следует подчеркнуть, что па человека влияет весь уклад жизни общества, вплоть до идеологии, литературы, искусства. Социальные пороки буржуазного общества (безработица, порождающая бездеятельность, потребление алкоголя, наркотиков, бульварная литература и т. д.) сталкивают многих молодых людей с нормальной жизненной колеи, губят их физическое и психическое здоровье. Вполне очевидна воспитательная ценность обсуждения подобных проблем, близких интересам восьмиклассников. Соответственно современным представлениям гигиенической науки учитель подводит учащихся к мысли о широком спектре факторов физического и психического здоровья. В последующем эта мысль углубляется и развивается.

Чрезвычайно важно раскрыть идею о взаимосвязи организма
человека и больших этнических групп людей со
cpeдой. Богатые возможности для этого представляют уроки по изучению вегетативных функций  (кровообращения, дыхания, питания н др.).

Следует развивать у учащихся понятие об экологии, известное ии из курса ботаники и зоологии, на ряде данных по экологии человека — науки  о  закономерностях   его   взаимоотношении   со средой. Убедительно иллюстрировать эти взаимосвязи можно примерами приспособления  (адаптации)  физиологических   процессов к определенным условиям окружающей среды. Развитие выносли-вости к трудным условиям Арктики и Антарктиды, высокогорья или жаркого  климата,  глубин  океана  и,  наконец,  космоса  есть| результат воздействия среды на человека.

Следует   подчеркнуть,   что,   как   правило,   ответная   реакция , организма на воздействие среды редко бывает прямой и связана со сложной нервно-гуморальной регуляцией обмена веществ. В итоге человек может справиться,   при   известной   тренированности, с неблагоприятными условиями.

Интерес вызывают у учащихся данные, характеризующие близ-

кое им природооокружение. Обращение к ним диктуется краеведческим принципом в обучении. Например, в школах республик Средней Азии раскрывать понятия ряда тем школьного курса можно на примерах влияния жаркого климата и высокогорных условий на организм человека. На основе изучения физиологических понятий делают гигиенические выводы.

Условия среды накладывают отпечаток на организм человека. Так, у народностей Севера отмечаются относительно большая масса тела, более короткие конечности, большее количество жира, глубокое расположение вен и интенсивный обмен веществ. Это результат длительной (в течение многих сотен лет) жизни в суровых условиях холодного климата. Жители юга характеризуются противоположными особенностями конституции тела и уровня обменных процессов.

При изучении регулирующей функции желез внутренней сек-_ реции учитель подчеркивает, что по концентрации адреналина до и после нагрузки определяют степень напряжения организма в целом. После этого можно подвести учащихся к понятию об экологическом комфорте, который создает человек, чтобы его организм не испытывал чрезмерного напряжения.

Человеческий организм может гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям еще и благодаря тому, что он делает это сознательно (закаливание, прививки, преобразование среды — создание микроклимата в жилище, одежды, условий труда, питания и др.). В этом принципиальное различие механизмов приспособления к среде у животных и человека.

В содержании учебного предмета немало примеров, показываю-щих различный характер природных, социальных, технико-эконо-

мических факторов, вызывающих те или иные сдвиги функцио-нальных систем. Приближая изложение традиционных гигиенических понятии к современному пониманию проблем охраны приро ды, учитель подчеркивает, что человек создаст для себя, «вторую природу»  в  процессе своей деятельности и в известной мере обособ дается от прямого воздействия природной среды с помощью одеж-ды, жилья, предметов быта, обработки пищи, применения лекарств

и т. д. После этого вполне понятным для учащихся становится умозаключение о мощном изменении природы человеком» возник-новении в ней качественно новых сдвигов.

Однако, создавая для себя благоприятные условия жизни, человек так изменяет природу и такими темпами, что не всегда успева-ет к ней приспособиться. Рассказывая об этом, учитель должен показать значение гигиенических показателей состояния биосфе-ры. знание которых необходимо Для охраны здоровья человека. По сути, вопросы охраны природы и охраны здоровья здесь сливаются, а поэтому учащимся будет понятно употребление термина «геогигиена». Геогигиена дает гигиеническую оценку природы в целом и определяет допустимые нормы тех или иных ее изменений, возникающих под влиянием социального и технического прогресса. Социальная гигиена вместе с геогигиеной научно обосновывает государственные меры контроля состояния естественной среды, соблюдения оптимальных условий для сохранения здоровья, развития физических и духовных сил человека, тем самым обеспечивая сохранность общественно-трудовых функций в изменяющихся ^условиях среды.

  1.  Трудовая деятельность человека и ее оптимизация.

При характеристике обмена веществ в трудовой деятельности уместно подчеркнуть, что труд является условием человеческой жизни, без которого «не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь» 1.

Последовательность рассуждений в одном фрагменте урока по гигиене труда можно представить в следующем виде:

Контроль условий труда 

- 

Условия переноса вредных веществ 

Поступление в организм -*•                вредных веществ 

Контроль за состоянием здоровья 

Разработка — »-                санитарно-гигиенических нормативов 

В эту схему включают конкретные данные о государственном контроле условий труда. В нашей стране установлены гигиениче-скпе нормативы по 622 вредным веществам — предельно допустимые количества в воздухе рабочей зоны. В СССР они значительно ниже, чем в некоторых капиталистических странах (например, предельно допустимая концентрация S0з на предприятиях нашей страны 0,05 мг/м3, в ФРГ — 0,75, а в США — 4,4 мг/м3).

Забота об оптимальных условиях трудовой деятельности основывается на научных данных. Учащимся можно доказать харак-

тер обратной связи и смстемой взаимодействия окружающей среды

и деятельности человека и способом регуляции  (управления)  этап

системы в целях сохранения здоровья и повышения производительности труда  В общем виде оптимизация этой системы представляется в следующей схеме: __ ,. Природные - - -

условия

Социально-тсхнические условия

Условия воздействия на человека

I Результаты воздействия

I

ч Критерии оптимальности

J

Средства    оптимизации    (изменение технологии; перенос объекта строительства; раннее выявление эффекта воздействия и др,)

Новых подходов требует раскрытие вопросов гигиены нервной системы с учетом современных факторов воздействия социально-

технических условий среды на человека. Исходя из тезиса ускоре-

ния научно-технической революции, интеграции науки и производства, учитель может в доступной учащимся форме показать особенности жизнедеятельности организма с учетом этих социально-экономических явлений, наметить пути оздоровления условий труда и быта.

Следует указать и объективные противоречия между техничс апологическими процессами в организме чело-

ским проггрессом

века.

не

с касаясь широко вопроса о глобальном влиянии человека на природу и о коренных изменениях природной среды, происходящих на наших глазах, учитель говорит о последствиях бурного развития механизации и автоматизации труда. Новые технико-технологические системы облегчают труд человека, уменьшают физическое напряжение, увеличивают долю умственной работы. Комфорт производственных условий и быта снижает потребность в движениях (гиподинамия), сокращает время пребывания на свежем воздухе. Человек подвергается новым факторам внешнего воздействия: изменяется темп жизни, усиливается влияние химизации, шума и вибрации, изменяется диета и т. д.

В условиях большого города усиливается оторванность человека от природы, возрастает нервное напряжение. По данным советских исследователей, сельские жители в два раза реже обращаются за медицинской помощью, чем городские. Возросло потребление лекарств. Английские врачи ежегодно выписывают 20 млн. рецептов на снотворные препараты. Возникают новые, средовые болезни (смоговая болезнь, токсикозы, аллергия). Шум может быть причиной нервных расстройств. Болезнями цивилизации в современной медицине называют сердечно-сосудистые нарушения. Установлена прямая связь между высокими показателями экономики страны и заболеваниями сердца. Ученые говорят: гипертония — это расплата за цивилизацию. Главная причина этой болезни — нервное напряжение, которое возникает от длительного нарушения нормального биологического ритма и эмоциональных нагрузок.

  1.  Гигиена и гигиенические аспекты охраны окружающей среды.

Целесообразнo рассказать учащимся о профилактике п лечении заболеваний, о том как укреплять здоровье человека. Особое зна-

чение имеет совершенствование восстановительных (компенсаторных) функции путем физической тренировки, занятий

но полезным трудом, пребывания на свежем воздухе, использования природных факторов закаливания, регулирования информационных нагрузок, соблюдения режима труда н отдыха.

В полной мере учитель может раскрыть огромную положительную роль общения с природой для физического и духовного здоровья человека. Для подтверждения этого можно привести разнообразные примеры, характеризующие нормализацию физиологических функций под воздействием здоровой природной среды. Факты подобного рода есть частично в учебнике, методическом пособии, в научно-популярной литературе, поэтому нет нужды дополнительно приводить их здесь. На этой основе у учащихся формируется гигиенический мотив охраны природы. Важно убедить их, что, преодолевая «отчуждение» человека от природы, зная о положительном и отрицательном воздействии внешних факторов, каждый учащийся должен стремиться совершенствовать физиологические процессы и компенсировать возможные их нарушения и сдвиги.

Необходимо показать на уроке те огромные социальные преобразования, которые направлены на сохранение жизни и здоровья советских людей в нашей стране. Успехи науки и техники широко внедряются в медицину. Созданы новые сложнейшие аппараты «легкое — сердце», «искусственная почка», наркозная аппаратура и т. д. Химия дала много новых лекарственных препаратов, физика создала машины для диагноза болезней и др. В целях профилактики заболеваний много делается по охране труда, оздоровлению условий жизни в населенных пунктах, в градостроительстве, по контролю за состоянием окружающей среды.

Новые данные, раскрывающие огромную работу по охране народного здоровья и охране природы в нашей стране, можно почерпнуть из материалов периодических изданий. Они могут быть предметом обсуждения не только на уроке, но и на внеклассных занятиях учащихся (научных вечерах, приятпях по санитарно-гигиенической пропаганде и т. д.) , В целях идейно-политического 'воспитания учащихся раскрывается мысль о том, что прогресс науки и техники в условиях зрелого социализма направлен не только на то, чтобы человек был здоров и его жизнь стала продолжительной благодаря борьбе с болезнями и их предупреждению, но и на то, чтобы его жизнь стала более счастливой и гармоничной. Социальная ценность здоровья человека при социализме определяется его творческим трудом, в этом выражается гуманизм нашего общества.

Обобщающий итог знакомства с понятиями об охране здоровья человека и охране природы можно подвести на заключительном уроке по всему курсу. При изложении материала учебника следует акцентировать внимание на единстве биологической природы и социальной сущности человека, зависимости его здоровья от комплекса природно-социальных факторов.

На этом уроке целесообразно еще раз противопоставить социальные условия социалистического и капиталистического общества. Для убедительности можно привести ряд фактов, объясняя которые учащиеся делают соответствующие выводы. Назовем для примера некоторые из них. Детская смертность в негритянском гетто в Чикаго на 60% выше средней для данного города, а количество заболеваний туберкулезом — на 200%.

Проблема голода является мировой проблемой. Подсчитано, что 75—90% жителей развивающихся стран потребляют загрязненную воду. Самый высокий уровень нервно-психических заболеваний в США. Причем среди неквалифицированных рабочих он. в 5 раз выше, чем среди «рабочей аристократии».

Подводя итоги, учитель дает характеристику советского здравоохранения как социалистической системы действий, направленных на предупреждение и лечение болезней, создание здоровых' условий труда, обеспечение трудового долголетия людей.

Учитель должен стремиться создать у учащихся уверенность в возмоншости управления взаимоотношениями природы и общества, воспитать в них готовность проявить заботу о сохранении гармонии между ними, желание укреплять свое здоровье и заботиться об общем благе.

В обобщенном виде у учащихся формируется понятие о здоровье и болезни как взаимосвязанных формах жизнедеятельности организма в определенной природно-социальной среде. Если болезнь — это результат нарушения сложившихся форм связи организма с окружающей средой, то здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Вычленяется комплекс факторов, от которых зависит здоровье,— физических, химических, биологических (природа самого организма человека) и социальных, образующих окружающую человека среду. Главная роль среди них принадлежит социально-психологическим и культурным факторам.

Следовательно, забота о создании   оптимальных   условий   для

здоровья — дело государственное и личное. Важно выработать в

сознании каждого человека ответственность за сохранность среды,

нетерпимое отношение ко всем попыткам ее загрязнения и разру-

шения.

Таким образом, гигиенические аспекты охраны природы поднимают на современный уровень проблемы санитарного просвещения учащихся.

  1.  Особенности блочного подхода к проработке материала.

Блочная методика проработки материала

Блочная методика проработки материала (комбинир ванная система Н.П. Гузика) является усовершенствован ным и адаптированным для средних классов вариантом лекционно-семинарского обучения.

Учителям, желающим использовать такую проработку учебного   материала,   следует   начинать   с   составления блочного варианта тематического планирования. При этом программный материал учебной темы группируют в логи-чески цельные и завершенные блоки по 3-6 уроков в каж-дом. В зависимости от объема и логической структуры темы в ней может быть один, два или три блока. При компоновке блоков может возникнуть  необходимость струк-турных перестановок некоторых вопросов темы.

Обычно в каждом блоке предусматривается проведеие трех типов уроков: 1) урок общего разбора темы (для старших классов - лекция); 2) урок самостоятельной работы (для старших классов - комбинированное семинар-ское занятие); 3) урок обобщения и систематизации зна-ний (для старших классов - тематический зачет). Иногда блоки могут быть неполными. Третий тип уроков прово-дят один на два неполных блока.

На уроках общего разбора темы (лекция) учитель очень сжато излагает весь объем материала, входящего в блок. Такой урок включает три части: вводную (5-7 минут), главную (до 30 минут) и заключительную (7-10 минут). Во вводной части учитель излагает основополагающий материал в виде расширенного плана с небольшими комментариями. Затем следует объяснение материала с выделением главного в изучаемом содержании. Здесь учитель стремится выяснить сущность изучаемых вопро-сов, установить связь с ранее изученным, проводит необходимые демонстрации. С помощью различных приемов учитель стимулирует интерес школьников к сообщаемой им информации. В конце урока он еще раз повторяет со-держание в виде кратких выводов и отмечает, что учащие-ся должны записать в тетрадях.

Таким образом, на одном уроке учитель трижды объясняет материал, но каждый раз по-иному, с разной степенью подробности. Объем материала, который рассматривается на одном уроке общего разбора темы, соответству-ет 3-6 обычным урокам. В конце урока учитель дает ученикам список литературы по теме, включая и параграфы учебника. Такие уроки учат выделять главный материал и видеть перспективу и конечную цель в проработке содер-жания.

После урока общего разбора темы проводят несколько уроков самостоятельной работы (комбинированные семинарские занятия). На этих уроках ученики самостоя тельно по учебнику прорабатывают часть того материала, который уже был в общем виде рассмотрен на первом уроке, выполняют упражнения, закрепляющие полученные знания. Число таких уроков зависит от сложности и объема изучаемой темы. Уроки самостоятельной работы включают три части: вступительную (до 7 минут), обучающую (до 25 минут) и контролирующую (12-15 минут). Во вступительной части учитель знакомит с программой предстоящей работы, дает советы по организации труда на данном уроке (инструктаж) и, если есть необходимость, проводит общую консультацию.

Обучающая часть урока представляет собой самостоятельное изучение учебного материала прежде всего по учебнику.   Направляют   работу   заранее   разработанные тщательно продуманные учителем дифференцированные программы разной степени сложности. Их три типа: «А «В», «С».

Система задания программы «А» носит репродуктивный характер, выполняя их ученик овладевает конкретным материалом по теме на уровне его воспроизведения Такие задания должны быть доступны каждому ученику класса. Поэтому в содержание программы «А» вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание какой из этого следует вывод. Пример заданий такого па: найти в учебнике ответы на вопросы репродуктивного характера (вопросы учебника или предложенные учителем с вопросительными словами «Что?», «Где?», «Сколько? составить расширенный план изучаемого параграфа (дать названия каждому абзацу текста).

Задания программы «В» носят полупоисковый харак тер. Они предполагают более осмысленную и глубокую проработку учебного материала. С ними без затруднений должны   справиться   около  половины   учеников   класса Пример заданий: подготовить ответы на вопросы продук тивного   характера   (вопросительные   слова   «Почему? Каким образом?»), заполнить сравнительно-обобщащую таблицу, объяснить готовые структурно-логические схемы, решить познавательную задачу средней сложно-сти.

Выполнение программы «С» поднимает учащихся на уровень творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим мате-риалом, приемами учебной работы и умственными деиствиями. Задания этой программы рассчитаны на хорошо подготовленных учеников, которых в классе могут быть единицы. Пример заданий: самостоятельно составить структурно-логическую схему, решить познавательную задачу повышенной сложности с привлечением знаний смежных предметов. Заданий повышенной сложности можно давать заведомо больше, чем можно выполнить на одном уроке. Часть заданий, по желанию, ученики могут выполнять письменно дома (домашняя олимпиада). Ус-пешное выполнение таких заданий поощряется отличной

оценкой.

Учитель проецирует задания на экран с помощью трех кодоскопов или раздает напечатанные инструкции с заданиями разного уровня сложности. Учащиеся выбирают один из предложенных вариантов. Работа с заданиями может проводиться индивидуально или небольшими группами. При работе в группах ученики имеют возмож-ность консультироваться друг с другом. В случае необходимости помощь оказывает учитель.

Задания должны быть составлены так, чтобы при выборе любого варианта каждому ученику пришлось, как миимум, проработать весь соответствующий материал учебника. Ответы на задания не должны содержаться в учебнике в готовом виде, и в то же время именно в учеб-нике должен содержаться тот материал, осмысление которогo помогает ученику в выполнении задания. Такая постановка заданий требует не простого чтения, а изучения учебника, свободной ориентации в его тексте и обобщения информации, содержащейся в нем.

Таким образом, основная работа по изучению материала проходит на самом уроке путем проработки материала учебника.

В конце каждого урока самостоятельной работы учащиеся, уже не обращаясь к учебнику, письменно выполняют проверочные задания по выбранной ими программе (контрольный срез знаний при помощи программированных заданий). Часть учеников отвечают устно. И в том, и в другом случаях выставляются оценки. Так осуществ-ляется текущий контроль знаний. На уроках этого типа учебный материал, трижды рассмотренный на nepвом уроке, вариативно прорабатывается еще два раза.

Завершает блок урок обобщения и систематизации знаний (тематический зачет), на котором проверяются ус-военные знания по всему блоку. Этот урок состоит из обучающей (до 15 минут) и контролирующей (30 минут части. В первой части урока учащиеся с помощью учителя вновь разбирают основные вопросы темы. Во второй час ти - письменно отвечают на серию вопросов, решают за-дачи.

В отличие от дифференцированных заданий на уроках самостоятельной работы здесь задания даются одинаковые для всех. Каждый ученик работает самостоятельно и ему выставляется зачетная оценка по теме. Так осуществ-ляется тематический контроль знаний.

Деление урока на обучающую и контролирующую части очень условно, так как вопросы и задания зачетной работы составлены так, что требуют не простого воспроизведения усвоенного, а обобщения и систематизации полученных знаний. На уроках этого типа знакомый мате-риал прорабатывается еще два раза. Такой подход позволяет отказаться от мелкого дроб-ления материала учебной темы и «растаскивания» его по отдельным урокам.

Иногда могут иметь место еще два типа урока: 1) практические и лабораторные уроки; 2) урок свободных мыслей (для старших классов - защита тематических за-даний).

Проведение практических уроков обычно регламентируется программой, и они есть не в каждой теме. Часть лабораторных опытов учитель вводит в уроки-семинары, где они становятся одним из источников новых знаний.

   Использование такой системы проработки учебного материала на уроках делает ненужными традиционные домашние задания. На смену им приходят домашние зада- ния поискового характера. Ученики средних классов дома

работают с рекомендованной дополнительной литературой и выбирают по изучаемой теме тот материал, который  им больше всего понравился. По этому материалу они готовят краткие сообщения (2-3 минуты). В конце большой темы, состоящей из двух-трех блоков, учитель проводитспециальный урок, на котором ученики делают свои сообщения. Так как ученики свободны в выборе сообщаемого материала, такие уроки называют уроками свободных открытых) мыслей. На этих уроках учитель имеет возможность определить сферу интересов каждого ученика.

В старших классах подобные уроки приобретают характер защиты тематических проектов. Суть защищае-мых проектов состоит в самостоятельном решении практических проблем с использованием полученных на уро-ках знаний. Задания носят творческий межпредметный характер. Их выполняют вне уроков, заменяя традицион-ную домашнюю работу по предмету. Защита тематического задания напоминает защиту дипломных работ в вузе.

Приведем пример блочного планирования, в котором сочетаются два блока, один из них неполный (табл. 19.3).

Таблица 19.

Система уроков по теме «Кровь и кровообращение» - 8 часов (9 класс)

 

Номера и темы уроков

 Типы уроков

 

Блок 1

  1.  Внутренняя среда организма
  2.  Состав и функции крови
  3.  Иммунитет. Прививки. Перели
    вание крови

Блок 2

  1.  Система кровообращения
  2.  Органы кровообращения.
    Строение сердца и сосудов
  3.  Движение крови и лимфы по
    сосудам. Работа сердца
  4.  Гигиена сердечно-сосудистых
    заболеваний. Первая помощь при
    кровотечениях
  5.  Кровь и кровообращение

Урок общего разбора темы Урок самостоятельной работы Лабораторная работа № 5 Урок самостоятельной работы

Урок общего разбора темы Урок самостоятельной работы

Урок самостоятельной работы Практическая работа № 1 Урок самостоятельной работы Практическая работа № 2

Урок обобщения и систематизации

Карточки с дифференцированными заданиями

для самостоятельной работы с учебником

к уроку «Органы кровообращения.

Строение сердца и сосудов»

Часть 1. Строение и функции сердца и кровеносны* сосудов.

Прочитайте в §§ 27, 28 материал о строении сердца \: кровеносных сосудов. Выполните одно из приведенных ниже заданий.

Задание А. Составьте расширенный план этих частей аграфов и подготовьте рассказ по этому плану. Задание В. Используя текст учебника и рисунки 49, 51, 52, заполните таблицу «Взаимосвязь строения и функций органов кровообращения».

Части сердца и сосуды 

Их функции 

Особенности строения в связи с выполняемыми функциями 

Научитесь   доказывать   существование   связи   между строением органа и выполняемой им функцией. Задание С   Решите следующие познавательные зада-

1. Вспомните особенности строения сердца различных
позвоночных животных. Сделайте заключение о том, как
шло изменение   этого органа в процессе исторического
звития животных. Какое значение имели изменения это-
органа на каждом этапе развития.

2. Иногда учащиеся говорят, что кровь движется по
сосудам от предсердий. Объясните, почему это невозмож-
но?

3. При некоторых заболеваниях сердца (пороках) створчатые или полулунные клапаны не смыкаются плот-но. Как это скажется на движении крови?

Часть 2. Большой и малый круги кровообращения

Прочитайте в § 26 материал о кругах кровообращения, Внимательно рассмотрите рисунок 48. Выполните одно из приведенных ниже заданий.

Задание А. Подготовьте ответы на вопросы.

  1.  Где происходит превращение артериальной крови в венозную? Какие изменения в составе крови при этом происходят?
  2.  Где происходит превращение венозной крови в артериальную? Какие изменения в составе крови при этом происходят?
  3.  Всегда ли по артериям течет артериальная кровь, а по венам венозная? По каким артериям течет венозная кровь? По каким венам течет артериальная кровь?
  4.  Что называют малым кругом кровообращения?
  5.  Что называют большим кругом кровообращения?

Задание В. Разберитесь, что изображено на приведенных здесь опорных схемах. В прямоугольниках схемы I впишите  названия  недостающих  кровеносных сосудов Объясните, почему некоторые части этой схемы изображены жирными линиями? Почему на схеме 2 стрелки не одинаковой длины? Зарисуйте схемы в тетрадь. Научитесь воспроизводить их по памяти.

Схема 1

Прав, пред

Прав. жел.

 Лев. пред.

Лев. жел.

 капилляры легких


Схема 2

- О2 + СО2

Кр. А гемоглобин Кр. В

+ О2 - СО2

Задание С. 1. Представьте себе, что меченый эритроцит в этот момент находится в левом желудочке сердца и ринулся вперед. Определите:

а) возвратится ли он в это же место;

б) если возвратится, то сколько раз он пройдет через :ердце прежде, чем попадет в исходную точку.

  1.  Определите, какой путь пройдет с кровью лекарство, :сли его ввели в мышцы ягодицы, а воспалительный процесс - на руке.
  2.  Для спасения человека при клинической смерти кровь тгнетают через артерии в обратном направлении. Попадая в юрту, кровь захлопывает полулунные клапаны. Куда она чожет двигаться? Почему это улучшает работу сердца?

Блочная методика проработки материала имеет сущетвенные преимущества перед традиционной.

  1.  Четко выделяется главное в изучаемом материале, и то главное подвергается многократной вариативной проработке (непрерывное закрепление).
  2.  Материал подается крупными блоками. Это помогат видеть учебный материал как единое целое и знать, что >удет впереди (опережающее обучение).
  3.  Новый материал присутствует не на каждом уроке  )то обеспечивает более глубокую его проработку.
  4.  Знания ученики добывают преимущественно путем амостоятельной работы с учебником на самом уроке.

   5. Появляется возможность дифференцировать задания для самостоятельной работы (обучение на оптимальном уровне сложности).

6. Сочетаются  различные  формы  проверки  знаний, обеспечивающие каждому ученику оценку по каждой теме (постоянный многократный контроль).

Сводятся к минимуму домашние задания репродуктивного характера, они начинают приобретать творческий характер.

Наличие стандартизированных уроков в пределах блока позволяет совершенствовать методику их проведения.

Блочно-модульное обучение

Обыкновенный педагог произносит истины, хороший учит их находить.

А. Дистервег

Дальнейшим развитием блочной методики изучения материала, в которой использованы идеи программирования, является блочно-модульное обучение.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем.

Модуль - это функциональный узел, в котором объединены: целевой план действий, учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием (методическое руководство по достижению дидактических целей). Модуль - это программа обучения индивидуализированная по содержанию, методам учения уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Какова же система действий учителя по разработке блочно-модульной программы?

1 . Прежде всего необходимо выделить основные научные идеи курса. Например, в курсе биологии 8 класса можно выделить следующие идеи: организм животного как биологическая система, связь организма животного с окружающей средой, эволюция и многообразие животного мира (включая деление на беспозвоночных и позвоноч-

  1.  Затем необходимо структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные логически завершенные  блоки.   Например,  вокруг  идеи  «Организм животного как биологическая система (на примере по-
    звоночных)» могут быть сгруппированы блоки: внешнее строение позвоночных, внутреннее строение позвоночных, размножение и развитие позвоночных. К каждому блоку формулируется  комплексная дидактическая  цель
    КДЦ).
  2.  В каждом блоке формируют один или несколько модулей. Например, блок «Внутреннее строение позвоночных»    может    быть    представлен    модулями:    опорнодвигательная система позвоночных, кровеносная система
    позвоночных, система органов пищеварения и др. Проработка каждого модуля может. быть рассчитана на одиночный или сдвоенный урок. Модуль имеет   свою   интегрирующую дидактическую цель (ИДЦ). Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение КДЦ.

Структура блочно-модульной программы может быть представлена в виде схемы (схема 19.1).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7404. Публічна служба в Україні:організація та функціонування 222 KB
  Публічна служба в Україні:організація та функціонування Вступ На сучасному етапі розвитку державотворення в українському суспільстві гостро постали питання стосовно того, що можна вважати публічним управлінням, чим воно відрізняється від державного ...
7405. Система органів державної влади та місцевого самоврядування в Україні 210 KB
  Система органів державної влади та місцевого самоврядування в Україні Вступ На сьогодні питання про систему органів державної влади та місцевого самоврядування, їх взаємодії є актуальним. Принцип місцевого самоврядування є однією з найважливіших озн...
7406. Державне управління. Відповіді на іспит 737 KB
  Екзаменаційні питання ДУ Управління як суспільне явище, еволюція його змісту та багатогранність. Сутність, зміст і специфіка державного управління. Державне управління як наука та навчальна дисципліна...
7407. Аналіз практичного застосування Закону України Про боротьбу з корупцією 50 KB
  Аналіз практичного застосування Закону України Про боротьбу з корупцією Корупція - це глобальна проблема, але різні країни піддаються корупції різною мірою. Рівень корумпованості країни залежить від її політичної, економічної, та соціальної сит...
7408. Стан і перспективи організаційно-правового забезпечення протидії та запобігання корупції в Україні 81.5 KB
  Стан і перспективи організаційно-правового забезпечення протидії та запобігання корупції в Україні Однією з найгостріших проблем українського суспільства за роки проведення соціально-економічних реформ у напрямі подальшої демократизації суспільного ...
7409. Чи дійсно потрібен новий закон про протидію корупції 62.5 KB
  Чи дійсно потрібен новий закон про протидію корупції? Обставина, що чинне вітчизняне антикорупційне законодавство потребує свого вдосконалення, не викликає сумніву. Хоча, зауважимо, що в системі складових ефективної протидії корупції законодавча баз...
7410. Корупція. Корупційні злочини та стан хабарництва в Україні 264.5 KB
  ПЛАН: Вступ. Розділ 1. Загальна характеристика поняття корупція. Етимологія слова корупція. Наукове розуміння поняття корупція. Нормативно-правове розуміння корупції. Розділ 2. Корупцій...
7411. Відставка державного службовця в Україні та порядок її здійснення 235 KB
  Вступ Реалізація положень Конституції України і успішне здійснення завдань держави, пов’язаних із її розвитком, соціально-економічними і ринковими перетвореннями, значною мірою залежить від професійного та сумлінного виконання державними ...
7412. Юридична відповідальність державних службовців 82.5 KB
  Юридична відповідальність державних службовців. Дисциплінарна відповідальність. Кримінальна відповідальність. Адміністративна відповідальність. Відповідальність за заподіяну шкоду. Відповідальність за корупційні діяння та інші...