41522

Характеристика обязательного курса физического воспитания в школе. Планирование и контроль процесса физического воспитания в ООШ

Лекция

Физкультура и спорт

Планирование и контроль процесса физического воспитания в ООШ 6 часов Содержание Характеристика действующей программы по Физической культуре для общеобразовательных учреждений; Планирование процесса физического воспитания в школе; Система проверки успеваемости и контроль процесса физического воспитания в ООШ. Характеристика действующей программы по Физической культуре для общеобразовательных учреждений 111 классы Авторы – составители: Матвеев А. Естественные основы Программа Пояснительная записка раскрывает образовательную...

Русский

2013-10-24

189 KB

24 чел.

17

PAGE  8

Лекция 4. Характеристика обязательного курса физического воспитания в школе. Планирование и контроль процесса физического воспитания в ООШ (6 часов)

Содержание

  1.  Характеристика действующей программы по «Физической культуре» для общеобразовательных учреждений;
  2.  Планирование процесса физического воспитания в школе;
  3.  Система проверки успеваемости и контроль процесса физического воспитания в ООШ.

1. Характеристика действующей программы по «Физической культуре» для общеобразовательных учреждений (1-11 классы)

Авторы – составители: Матвеев А.П.; Петрова Т.В.

Программы для 1-11 классов рекомендованы Министерством образования РФ (2002 г.).

Предлагаются 3 программы:

- Начальное общее образование (1-4 кл.).

- Основное общее образование (5-9 кл.).

- Среднее (полное) общее образование (10-11 кл.).

Содержание каждой программы включает:

- обязательный минимум содержания;

- программу;

- требования к уровню подготовки обучающихся.

I. Программа

Начальное общее образование (1-4 классы)

Обязательный минимум содержания

  1.  Социально-психологические основы.
  2.  Естественные основы

Программа

Пояснительная записка раскрывает образовательную область «ФК»: призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостному развитию физических и психических качеств.

В Базисном учебном плане общеобразовательного учреждений РФ образовательная область ФК представлена двумя образовательными компонентами: «ФК» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

 Цель обучения образовательной области «ФК» в начальной школе – формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основы содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.

В соответствии с целью формулируются задачи учебного предмета:

  1.  Формирование знаний о физкультурной деятельности;
  2.  Совершенствование навыков в базовых двигательных действиях;
  3.  Расширение двигательного опыта через усложнение условий выполнения двигательных действий;
  4.  Формирование навыков использования упражнений с целью профилактики здоровья, коррекции телосложения, формирование правильной осанки.
  5.  Расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития физических способностей;
  6.   Формирование практических умений для организации самостоятельных занятий.

Данная цель и задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума образования по физической культуре».

Особенности программы:

- направленность на реализацию принципа вариативности, позволяющего учитывать возрастно-половые особенности занимающихся, материально-техническую оснащенность учебного процесса, климатические условия;

- основные разделы программы: «Основы знаний о физкультурной деятельности» (информационный компонент), «способы физкультурной деятельности с общеобразвивающей направленностью» (операционный компонент), «требования к уровню подготовки учащихся» (мотивационный компонент).

- логика программы: от общего к частному, от частного к конкретному»

- содержание программы соотносится с организационными формами физического воспитания в школе (в режиме учебного дня, секции).

Содержание программы (264 ч) для начального образования

I.

Основы знаний о физкультурной деятельности

24

1.

Культурно-исторические основы

8

2.

Психолого-педагогические основы

10

3.

Медико-биологические основы

6

II.

Способы физкультурной деятельности с общеразвивающей

направленностью

240

1.

Практические умения

6

2.

Двигательные действия и навыки

156

а) гимнастика с основами акробатики

б) легкая атлетика

в) лыжные гонки

г) плавание

д) подвижные игры

- на материале гимнастики с основами акробатики

- на материале легкой атлетики

- на материале лыжной подготовки

- на материале плавания

- на материале спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол)

3.

ОРУ

78

а) на материале гимнастики с основами акробатики (гибкость, координация, формирование осанки, развитие силовых способностей)

б) на материале легкой атлетики (координация, быстрота, выносливость, силовые способности)

в) на материале лыжной подготовки (координация, выносливость)

г) на материале плавания (выносливость)

III

Требования к уровню подготовки обучающихся

1. Знать и иметь представление

2. Уметь

3. Демонстрировать

Основное общее образование

(5-9 классы)

Обязательный минимум содержания

  1.  Культурно-исторические основы.
  2.  Психолого-педагогические основы.
  3.  Медико-биологические основы.

Программа

Пояснительная записка включает характеристику образовательной области «ФК», а также цель обучения и задачи.

Целью обучения образовательной области «ФК» в основной школе является формирование ФК личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью.

Задачи:

1. Расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями ИВС;

2. Совершенствование функциональных возможностей организма посредствам направленной общеприкладной и спортивно-рекреационной подготовки.

3. Воспитание индивидуальных психических черт и особенностей поведения в коллективном взаимодействии;

4. Создание представлений об индивидуальных психосоматических и психосоциальных особенностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования.

5. Обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии и гигиены.

6. Формировать практические умения в организации и проведении самостоятельных форм занятий.

Цель и задачи базируются на «Обязательном минимуме образования по физической культуре» и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности школьника: теоретическая, практическая и физическая подготовка.

Особенности программы:

- основу учебного предмета составляет содержание физкультурной деятельности с обшеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью и включает два соответствующих раздела;

- содержание 1 раздела представлено «базовыми» видами спорта (гимнастика, лыжные гонки, легкая атлетика и спортивные игры). 2 раздел представлен содержанием ИВС. В зависимости от подготовленности учителя, материально-технических условий, климата школа избирает вид спорта. При этом из раздела «Способы физкультурной деятельности с общеприкладной направленностью» изымается соответствующий учебный материал и объем отводимых на его освоение часов, которые включают на освоение ИВС.

Содержание программы (340 ч) для основного общего образования

I. Основы знаний о физкультурной деятельности

30

   1. Культурно-исторические основы

10

   2. Социально-психологические основы

10

   3. Естественные основы

10

II.1.Способы физкультурной деятельности с общеприкладной

направленностью

190

    1. Практические умения

10

    2. Двигательные действия и навыки

110

     а) гимнастика с основами акробатики

     б) лыжные гонки

     в) легкая атлетика

     г) спортивные игры:

     - баскетбол;

     - волейбол;

     - футбол;

    3. ОРУ на развитие:

70

     - скоростных способностей

     - силовых способностей

     - выносливости

     - координации

      - гибкости

II.2. Способы физкультурной деятельности со спортивно-рекреативной направленностью

120

     1. Практические умения на материале ИВС

10

     2. Гимнастика с основами акробатики

110

     а) двигательные действия и навыки (80)

     б) СРУ (формирование осанки, гибкость, координация, сила, выносливость (30)

     3. Лыжные гонки (80+30)

     4. Легкая атлетика (80+30)

     5. Баскетбол (80+30)

     6. Волейбол (80+30)

     7. Футбол (80+30)

     8. Плавание (80+30)

III. Требования к уровню подготовленности выпускников (знать, уметь, демонстрировать)

Среднее (полное) общее образование (10-11 класс)

Обязательный минимум содержания

1. Культурно-историческое содержание

2. Психолого-педагогические основы

3. Медико-биологические основы

Программа

Пояснительная записка

Целью обучения образовательной области «ФК» в средней (полной) школе является формирование физической культуры личности юношей и девушек посредством овладения ими основами физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью.

Задачи учебного предмета:

- расширение двигательного опыта за счет использования разнообразных ОРУ в различных формах занятий ФК, овладения современными системами физических упражнений, включая упражнения рекреативной, корригирующей и прикладной направленности;

- расширение объема знаний о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности;

- формирование адекватной самооценки личности;

- формирование потребности в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье;

Особенности программы:

- направленность на реализацию принципа вариативности, позволяющего учитывать возрастно-половые особенности занимающихся, материально-техническую оснащенность учебного процесса, климатические условия;

- основные разделы программы: «Основы знаний о физкультурной деятельности» (информационный компонент), «способы физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью» (операционный компонент), «требования к уровню подготовки выпускников» (мотивационный компонент).

- логика программы: от общего к частному, от частного к конкретному;

- объем знаний, средств и форм физкультурной деятельности основан на профессионально-прикладной и индивидуально-ориентированной физической подготовке учащихся с использованием профессионально-прикладных и оздоровительно-корригирующих средств;

- в связи с тем, что в программе представлены основы систем физических упражнений (атлетическая гимнастика и шейпинг, атлетические единоборства и ритмическая гимнастика с основами хатха-йоги), каждая система представлена комплексом знаний и физических упражнений.

Содержание программы (136 ч.) для среднего (полного) образования

I. Основы знаний о физкультурной деятельности

18

   1. Культурно-исторические основы

6

   2. Психолого-педагогические основы

6

   3. Медико-биологические основы

6

II.1.Способы физкультурной деятельности с общей

профессионально-прикладной направленностью

48

    1. Практические умения

8

    2. Двигательные умения и навыки

40

     а) гимнастика с основами акробатики (юноши, девушки)

     в) легкая атлетика (юноши, девушки)

     б) лыжные гонки (юноши, девушки)

     г) плавание

II.2. Физкультурная деятельность с оздоровительно-корригирующей

направленностью

70

     1. Атлетическая гимнастика (юноши)

     а) основы знаний (темы)

     б) двигательные действия и умения (темы)

     2. Шейпинг (девушки)

     а) основы знаний (темы)

     б) двигательные действия и умения (темы)

     3. Атлетические единоборства (юноши)

     а) основы знаний (темы)

     б) двигательные действия и умения (темы)

     4. Ритмическая гимнастика и элементы хатха-йоги (девушки)

     а) основы знаний (темы)

     б) двигательные действия и умения (темы)

III. Требования к уровню подготовленности выпускников (объяснять, характеризовать, соблюдать правила, проводить, составлять, определять, демонстрировать)

Программа “Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей” (1993г.)

Авторы: В.И.Лях, Г.Б.Мейксон

Эта программа также используется нами при подготовке студентов к практике в школе, поскольку дает более дифференцированный материал по обучению двигательным действиям и развитию физических качеств детей разного возраста.  Суть ее состоит в разностороннем развитии двигательных (координационных и кондиционных) способностей учащихся. Это нашло отражение в распределении времени на развитие двигательных способностей учащихся 1-11 классов, в изложении программного материала. Как считают авторы, данная программа особенно будет полезна в тех случаях, когда перед учителем остро стоит задача существенно повысить физическую подготовленность учащихся. Дополнительно следует отметить, что программа включает в себя содержание только урочных форм занятий по физической культуре. Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока рекомендуется использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры. При оценке результатов учеников предлагается в большей мере ориентироваться на индивидуальные темпы развития их двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных нормативов.

Итак,  в пояснительной записке данной программы оговаривается, что обязательный курс физического воспитания школьников осуществляется на уроках  по физической культуре.  

Данная программа имеет следующие компоненты содержания и структуру:

1. Цель и задачи физического воспитания учащихся 1-11 классов;

2. Базовая часть содержания программного материала уроков в:

    а) в 1- 4 классах    (организационно-методические указания и программный материал

    б)    в  5 - 9 классах (организационно-методические указания и  программный материал);

   в) в 10 - 11 классах (организационно-методические указания и программный  материал).

3. Вариативная часть содержания программного материала уроков;

4. Показатели физической культуры учащихся.

Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). В пояснительной записке оговаривается, что уроки физической культуры должны дополняться другими формами: физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня, внеклассной работой, спортивно-массовыми мероприятиями (7-12 часов в неделю - мальчики, 4 - 9 часов - девочки).

Раздел “Базовая часть содержания программного материала” имеет подразделы:

- организационно-методические указания (дается краткая физиологическая, психическая характеристика каждой возрастной группы детей, приведены особенности организации и методики проведения урока; указаны способы и компоненты контроля и оценки успеваемости учащихся каждой возрастной группы). В заключении дается сетка часов (распределение времени на разделы учебной программы), которая имеет отличия в каждой возрастной группе:

на базовую часть в 1 - 4 классах отводится 52 часа;  в  5 - 9 классах - 48 часов; в 10 - 11 классах - 42 часа;

на вариативную часть в 1- 4 классах отводится 16 часов; в 5 - 9 классах - 20 часов; в 10 - 11 классах - 26 часов;

программный материал (отдельно для 1 - 4 кл., 5 - 9 кл., 10 - 11 кл.) содержит основную направленность уроков и состав средств для решения поставленных задач.

Вариативная часть содержания программного материала уроков (с учетом региональных и национальных особенностей, желаний учащихся): соотношение видов физических упражнений может быть различным, а последовательность прохождения и конкретный материал вариативной части разрабатывает учитель, ориентируясь на структуру изложения базовой части.

Показатели физической культуры учащихся представлены в разделах:

- знания;

- двигательные умения, навыки и способности (по видам двигательной деятельности).

Для мальчиков и девочек представлены свои тестовые показатели низкого, среднего и высокого уровней физической подготовленности.

Безусловно важной является система урочных занятий (вне зависимости от программы, которую избирает для себя учитель в качестве основной), поскольку именно такая система:

- позволяет соблюдать закономерности построения процесса обучения двигательным действиям;

- позволяет учитывать особенности развития физических качеств в различные возрастные периоды;

- обеспечивает преемственность учебного материала, систематичность его преподавания и усвоения учащимися, а также определяет эффективность протекания процессов краткосрочной и долговременной адаптации.

Успешность функционирования любой системы (в том числе и системы урочных занятий) обеспечивается наличием в ней элементов контроля и коррекции, учетом возрастно-половых особенностей детей, а также материально-технической базой и квалификацией учителя, который в соответствии с ней имеет право выбора для своей работы одной из представленных выше программ физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

Далее рассмотрим нормативные основы физического воспитания в общеобразовательной школе, которые отражены в различных нормативных документах и всероссийском  комплексе “Физкультура и здоровье”. Среди нормативных документов основным является  “Положение о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы”.  Этот документ имеет разделы:

- Общие положения, где оговариваются задачи школьного физического воспитания; основы организации и содержания физического воспитания, которые регламентируются программой  по физической культуре, программой по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками, программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; раскрывается система обязательных взаимосвязанных форм организации физического воспитания школьников, которую составляют уроки по физической культуре, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школы, обязательные для школы формы внеклассной спортивно-массовой работы и по выбору учащихся;

-  Организация физического воспитания, где указывается, что общее руководство физическим воспитанием школьников осуществляет Министерство общего и профессионального  образования Российской Федерации и местными органами народного образования. Далее рассматривается ответственность  организаций народного образования различного уровня за состояние физического воспитания в общеобразовательных школах. За организацию физического воспитания в школе несут ответственность директор, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе и учитель физической культуры;

- Врачебный контроль: он осуществляется в соответствии с действующей Инструкцией о работе медицинского персонала в школе.

Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию  (М.: Просвещение, 1984 г.) содержит также следующие методические рекомендации и положения:

- об организации занятий по физической культуре со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

-  по проведению гимнастики до учебных занятий, физкультурных минут на уроках, подвижных игр на переменах, дней здоровья;

- положение о коллективе физической культуры общеобразовательной школы;

- о порядке организации спортивных соревнований среди школьников;

- правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах.

       Документом, регулирующим деятельность в области физической культуры и спорта, является федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, который вступил в силу с 6 мая 1999года. Закон содержит цели и задачи настоящего Федерального закона, основные понятия ,принципы государственной политики, меры государственной поддержки развития ФК и спорта; он также содержит характеристику системы ФК и спорта в Российской Федерации.  В разделе “Физкультурно-оздоровительная работа и развитие спорта высших достижений” рассматривается вопрос развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, где говорится, что данная работа должна строиться на основе Закона Российской Федерации “Об образовании”, оговаривающем, что образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов  и нормативов физической подготовленности. Подчеркивается также важность проведения оценки физической подготовленности детей  на основе всероссийского комплекса “Физкультура и здоровье”.

2. Планирование процесса физического воспитания  в общеобразовательной школе

Планирование - это процесс определения будущего состояния объекта и выбора соответствующих средств и методов. Предметом планирования в физическом воспитании являются действия преподавателя и занимающихся, специфическими объектами являются:

- цель и задачи процесса школьного физического воспитания;

- состав, порядок и способы использования средств;

- величина и направленность нагрузок;

- формы занятий и способы организации и проведения занятий по физической культуре.

Планирование процесса физического воспитания, как мы говорили раньше, базируется на принципах дидактики и системы физвоспитания с учетом условий деятельности и осуществляется в несколько этапов.

Этап первый - изучение программы и занимающихся.

Этап второй - определение цели, постановка конкретных задач и сроков их решения.

Этап третий - направлен на подбор средств, методов и величины нагрузки, а также методов педагогического контроля.

Этап четвертый - определение рациональной последовательности использования средств и методов.

В ходе планирования необходимо соблюдать требования реальности, конкретности, целенаправленности, вариативности и наглядности. Специфика процесса физического воспитания обуславливается особенностями процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и закономерностями развития физических качеств.

К основным документам планирования процесса   школьного физического воспитания относятся:

- план-график прохождения учебного материала по физической культуре на год;

- план-график прохождения учебного материала на четверть (I,II,III,IY);

- конспекты  или   планы-конспекты уроков по физической культуре;

- индивидуальный план работы учителя физической культуры;

- план физкультурно-оздоровительной работы школы на учебный год.

По форме они могут быть составлены: текстовым способом (конспект урока), графическим (годовой-сетевой график), математическим (распределение нагрузок в течение учебного года).

Виды планирования: перспективное (годовое или на несколько лет), текущее (четвертное); оперативное (конспект).

Перспективное планирование может охватывать срок от нескольких  лет до полного периода  обучения в общей школе. В этих слечаях планирование определяет концептуальный подход построения физического воспитания в школе. Действующие программы физического воспитания,  характеристику которым мы давали в 3 вопросе настоящей лекции, выявляют некоторые из таких концептуальных подходов:

- комплексный  (традиционный подход к физкультурному образованию учащихся, куда входят следующие разделы: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, уроки физической культуры, внеклассные формы занятий физической культурой и спортом, а также общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия);

- базово-вариативный (программы 1993, 1996 гг). Раскрывает содержание урочных форм занятий через базовые виды двигательной деятельности и возможность свободного выбора направленности занятий с учетом национальных и региональных особенностей местности;

- образовательный (программа 1995 г.). Имеет выраженную направленность на решение образовательных задач физического воспитания;

- тренировочный и спортивно-видовой (программа 1998 г.). В данном случае учебный процесс по физической культуре носит тренировочный характер, что позволяет достаточно эффективно решать задачи по улучшению физической подготовленности и функционального состояния учащихся.

После характеристики современных подходов к построению учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе следует перейти к анализу основных документов всех видов планирования.

Каждый документ планирования имеет свою технологию разработки. Остановимся на  основных  ее особенностях (подробнее этот материал представлен в  “Методических рекомендациях по выполнению педагогической практики в общеобразовательной школе студентами III курса ФПП и IY  курса ФЗО” (Волгоград, 2002г.).

При планировании учебного материала необходимо учитывать:

- требования нормативных документов Министерства общего и профессионального образования РФ, в том числе «Минимум содержания образовательной области «Физическая культура» и «Требования к уровню подготовки учащихся по образовательной области «Физическая культура».

- особенности климатогеографических условий региона;

- особенности подготовленности учащихся и оснащенности учебно-материальной базы; наличие дополнительных площадок;

- особенности распределения учебного материала по другим образовательным областям Базисного учебного плана;

- особенности организации внеклассных и внешкольных физкультурно-спортивных мероприятий.

Основными документами планирования учебного материала программы «Физическая культура» являются:

  1.  План распределения учебного материала по годам обучения.
  2.  План распределения учебного материала на учебный год.
  3.  Рабочий план на четверть.
  4.  План-конспект урочного занятия.

Разработка этих планов отражает поэтапный перевод учебного материала программы в предметное содержание урока физической культуры.

1. План распределения учебного материала по годам обучения.

Целью разработки такого плана является достижение преемственности учебного материала по годам обучения школьников на соответствующем этапе школьного образования, а также его согласование с учебным материалом других дисциплин.

Разработка «Плана распределения учебного материала по годам обучения» осуществляется в логике горизонтально-вертикального планирования, где на горизонталь выносятся годы обучения (классы), а на вертикаль соответствующие разделы программы (знания, способы, требования.) с их подразделами и основными темами. По горизонтали - постепенное повышение требований. По вертикали - в логике перехода знаний в практические умения.   

2. План распределения учебного материала на учебный год

Целью этого плана является распределение учебного материала в течение соответствующего учебного года. Он также характеризуется горизонтально-вертикальным планированием.

Здесь на горизонталь выносятся учебные четверти, на вертикаль – разделы, подразделы и темы согласно 1-му плану («План распределения учебного материала по годам обучения»).

Перед тем, как разрабатывается 2-й план («План распределения учебного материала на учебный год»), должен быть выяснен ожидаемый «педагогический эффект», который определяется на основе сравнения погодовых требований 1-го плана («План распределения учебного материала по годам обучения»).

«Педагогический эффект» выражен в приобретаемых учебных знаниях, новых умениях и двигательных действиях, а также в величине приростов в показателях физической подготовленности школьников.

«Педагогический эффект» определяет количество часов на разделы программы и логику прохождения учебного материала.

Таким образом, «План распределения учебного материала на учебный год» - это сетевой план-график, где по горизонтали – учебные четверти с указанием фактического объема учебного времени в четвертях, а по вертикали логика прохождения программного материала соответствующих разделов, подразделов и тем.

Итак, I этап – определение фактического учебного времени в каждой четверти.

II этап – согласно параметрам «педагогического эффекта» для каждой учебной темы выделяют соответствующий объем учебных часов, который распределяют по учебным четвертям и фиксируют в строке соответствующей темы.

III этап – полученные объемы фактического времени. По учебным темам суммируются по вертикали для каждой четверти и сравниваются с объемами часов «Плана распределения учебного материала по годам обучения», при несоответствии вносятся коррективы в «План распределения учебного материала на учебный год».


3. Рабочий план на четверть

Целью этого плана является разработка педагогических задач для каждой учебной темы и последующее распределение этих задач по урокам в соответствующей учебной четверти.

Основой этого плана является горизонтальное (временное) планирование, где необходимо обеспечить преемственность прохождения учебного материала во времени, от урока к уроку.

«Рабочий план на четверть» разрабатывается в два этапа. На предварительном этапе, согласно «Плану распределения учебного материала на год», отбираются учебные темы, запланированные на конкретную  четверть, и для каждой темы формулируются задачи  (темы и задачи располагаются вертикально). Количество задач не ограничивается, но они должны быть конкретны, должны полно отражать логику освоения учебного материала и могли быть реализованы в пределах урока. Далее для каждой задачи устанавливается объем учебного времени, необходимого для ее решения.

На втором этапе – оформляется план. По горизонтали – уроки, а по вертикали – напротив темы учебные задачи. Главным является преемственность между уроками, соблюдение пропорциональности в планировании теоретического и практического материала, а также в определении оптимального количества задач, выносимых для решения на каждом уроке. Если наблюдается превышение времени для решения отдельных задач, их необходимо вынести для самостоятельного решения.

При планировании следует учитывать какой вид, и тип урока является предпочтительным.

4. План – конспект урочного занятия

Целью этого плана является разработка методики решения учебных задач урока, определение оптимального состава средств, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности и логике эффективное и качественное проведение урока.

Основой разработки данного плана является вертикальная (пространственное) планирование которое позволяет создать целостную пространственную структуру урочного занятия.

План – конспект разрабатывается в два этапа.

На I этапе (предварительный) – формулируются задачи и подбираются средства, методы и формы организации учебной деятельности, т.е. разрабатывается методика.

На II этапе оформляется сам конспект с учетом условий, в которых будет проводится урок. Планируется целостная методика урока, т.е. частным методикам находят место в уроке (подготовительная, основная, заключительная части урока).

В каждом уроке обычно решаются 3-4 плановых учебно-воспитательных задач и, помимо этого, постоянно действующие задачи гармоничного развития, укрепления здоровья и нравственного воспитания школьников.

Задачи обучения должны быть предельно конкретными, точно определяющими этап процесса обучения двигательным действиям, доступными для решения в рамках ограниченного времени урока. Задачи совершенствования физических качеств занимающихся должны выражать ответы на вопросы – на какое физическое качество и в какой форме его проявления будет идти воздействие.

Для современного урока характерно комплексное планирование задач формирования знаний, практических умений, воспитания качеств личности и физических способностей школьников.

При проектировании комплексного урока должна быть следующая последовательность действий:  

  1.  Определить средства и методические приемы решения образовательных задач.
  2.  Определить теоретические сведения на данный урок.
  3.  Наметить место и уточнить средства и методы решения оздоровительных задач.
  4.  Подобрать дополнительные средства всестороннего физического развития и укрепления здоровья.
  5.  Распределить все средства с учетом динамики работоспособности.
  6.  Разработать методы организации учащихся.
  7.   Разработать методику проверки, критерии оценки результатов учебного труда.

Основу подготовительной части урока составляют физические упражнения способствующие созданию функциональной готовности для решения основных задач урока, а также обеспечивающие гармоничное физическое развитие и укрепление здоровья школьников.

Специфическая задача подготовительной части – создание эмоционального состояния. Для решения этой задачи чаще используются строевые, ОРУ, игровые задания.

В подготовительной части решаются также задачи формирования правильной осанки, обучения строевым и общеподготовительным упражнениям, предупреждения ошибок при выполнении разучиваемых в основной части урока двигательных действий. Могут решаться задачи создания представлений о двигательном действии (пространственные, временные, динамические).

В итоге распределение упражнений, их количество, интенсивность и продолжительность должны обеспечить психологическое и физиологическое введение занимающихся в работу.

Основная часть урока. Цель – решение главных образовательных, оздоровительных и воспитательных задач урока.

В начале основной части – разучивание новых элементов и двигательных действий, развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, в середине основной части – закрепление и совершенствование ранее изученных двигательных действий, в конце – развитие силовых способностей, специальной и общей выносливости. Завершение основной части – игрой и игровыми заданиями с целью поддержания эмоционального тонуса и противодействия утомлению. Продолжительность зависит от общей длительности урока, объема и интенсивности нагрузки, возраста, пола.

Содержание заключительной части урока зависит от содержания двух предыдущих частей и характера последующих занятий. В заключительную часть урока необходимо включать упражнения на регуляцию деятельности сердечно сосудистой системы и дыхательной системы, обеспечить переход к новому виду деятельности, подытожить общую успеваемость школьников на уроке. Для этого используют активный отдых, дают задания на переключение внимания, упражнения на осанку, сообщают задания на дом.

Итоги осмысливания деятельности педагога и учащихся отражаются в конспекте. В заглавной части конспекта школьного урока указывается номер урока по четвертному (годовому) плану, дата его проведения и название группы занимающихся.

Далее перечисляются общие задачи урока – образовательные, укрепления здоровья, совершенствования физических качеств, воспитания качеств личности школьника. Здесь же указывается место проведения занятия, необходимый инвентарь, пособия и технические средства.

В графе «Содержание» указываются частные задачи и средства их решения. Здесь же указываются способы организации занимающихся при решении каждой частной задачи. В графе «Дозировка» обозначается количество повторений, интенсивность и продолжительность заданий.

В графе «Организационно-методические указания» должны быть предельно четко сформулированы требования к выполнению упражнения, особенности правил игры и игровых заданий, а также в этой графе могут даваться описания построений в игре.

Разработкой «Плана – конспекта урочного занятия» заканчивается весь цикл планирования учебного содержания программного материала.

4. Система проверки успеваемости и контроль процесса физического воспитания в общеобразовательной школе

  1.  Содержание проверки и критерии оценки

Предметом проверки и оценивания успеваемости по физическому воспитанию являются знания, умения и навыки школьников, получаемые на классно-урочных занятиях. При этом выявляется полнота и глубина знаний теоретических сведений, степень освоения двигательных действий, уровень развития физических качеств, результаты выполнения учебных нормативов и домашних заданий.

Знания теоретических сведений  проверяются в хлде урока применительно к содержанию изучаемого материала (терминология, правила игр, соревнований и страховки, умение описывать технику и др.).

Оценка двигательных умений и навыков школьника будет объективной, если соблюдаются следующие правила:

1. Проверяются и оцениваются результаты учебного труда школьника на уроках и в процессе домашней работы;

2. Объем проверяемых знаний, умений и навыков определяется в соответствии с программой для данного класса;

3. Выявление степени освоения школьниками физических упражнений осуществляется на основе установленных пяти оценочных баллов:

Балл «5» - точно соблюдены все технические требования, физическое упражнение выполнено слитно, уверенно, свободно.

Балл «4» - упражнение выполнено слитно, свободно, в соответствии с требованиями, но допущено не более 2-х незначительных ошибок.

Балл «3» - упражнение выполнено в основе верно, но с одной значительной или более чем с тремя незначительными ошибками.

Балл «2» -  при выполнении допущена грубая ошибка или число значительных ошибок больше трех.

Балл «1» - упражнение не выполнено.

4.Характер ошибок определяется на единой основе (грубая, значительная, незначительная).

5.Методика проверки и оценивания осуществляется с учетом этапа процесса обучения.

При проверке совершенствования физических качеств учитываются изменения в их уровне за время работы на уроках.

 Оценивание успеваемости школьников, отнесенных к подготовительной медицинской группе, проводится на общих основаниях, за исключением проверки результатов выполнения тех физических упражнений,  которые им противопоказаны.

2).Система проверки успеваемости.

На уроках физической культуры используется система текущей проверки. Итоговая оценка успеваемости выводится на основе текущих отметок.

Текущая проверка подразделяется на предварительную, попутную и специально организованную. Предварительная проверка проводится в начале разучивания каждого нового упражнения. Попутная выявляет степень решения задачи. Специально-организованная – для установления степени соответствия уровня технической и физической подготовленности нормативам.

Итоговая оценка за четверть, полугодие, год выводится с учетом всех отметок, полученных школьником за этот период. Годовая оценка должна учитывать успеваемость школьника по всей программе данного класса.

3). Учет учебной работы.

Все текущие и итоговые отметки выставляются в классный журнал, который является основным документом учета учебной работы. Кроме успеваемости в нем отмечается посещаемость каждого урока и пройденный на уроке материал.

Проверку и оценивание физического развития осуществляет на основе возрастных нормативов врач школы; показатели физического развития фиксируются в медицинских карточках. Учитель физической культуры два раза в год должен проводить оценку физической подготовленности.

Контроль процесса физического воспитания в общеобразовательной школе

 Выделяют два основных вида контроля за процессом физического воспитания в школе: медицинский и педагогический. Медицинский контроль проводится врачом школы ежегодно. В его задачи входит оценка здоровья, физического развития ребенка и определение его медицинской группы для занятий на уроках физической культуры. В течение учебного года врач также должен контролировать состояние здоровья детей, отнесенных к специальной медицинской группе.

Педагогический контроль за процессом физического воспитания учащихся школы проводит учитель физической культуры. Существует несколько эффективных способов оценки качества учебно-воспитательного процесса:

- хронометрирование урока физической культуры;

- определение физиологической кривой нагрузки на уроке физкультуры (пульсометрия);

- тестирование;

- педагогические наблюдения (педагогический анализ урока).

Остановимся кратко на каждом из вышеперечисленных способов.

1. Хронометрирование урока проводится  с целью получения данных об общей и моторной плотности урока, а также данных о распределении времени на уроке. Эти данные значительно уточняют педагогический анализ урока.

Общая плотность урока - это отношение рационально затраченного времени к общему времени урока умноженное на 100%, а моторная плотность - это отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, к общему времени на уроке умноженное на 100%.

Для того, чтобы четко определить общую плотность урока, необходимо знать, какие затраты времени считаются рациональными, полезными и какие к ним не относятся. По характеру работы  в уроке физкультуры различают несколько видов деятельности учителя и учащихся:

- “объяснение” (этот раздел включает в себя и показ упражнений);

- “выполнение упражнений” (сюда входят все выполняемые учеником на уроке физические упражнения);

- “организация” (построения и перестроения, переход от одного вида занятий к другому, подготовка мест занятий, уборка оборудования и инвентаря, другие вспомогательные мероприятия);

- “отдых” (интервалы отдыха при выполнении упражнений, если они не заполнены какими-либо другими полезными занятиями - объяснением, перестроением и т.д.).

Все указанные виды деятельности относятся к полезным и рациональным затратам времени и определяют общую плотность урока. Но иногда при проведении урока могут быть случаи, когда затраты времени нельзя назвать рациональными, педагогически оправданными (опоздание класса на урок, окончание урока до звонка, затянувшаяся подготовка мест занятий, поиск инвентаря и др.) и в этом случае затраты времени определяются как “простой”. Эти затраты времени снижают общую плотность урока.

Технология проведения хронометрирования подробно дана в “Методических рекомендациях по выполнению педагогической практики в общеобразовательной школе студентами III курса ФПП и IY курса ФЗО” (Волгоград, 1998г.).

2. Пульсометрия  играет вспомогательную роль в контроле за уроком физкультуры в школе. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также оценивается динамика этих реакций на протяжении всего урока. В последнем случае вычерчивается “физиологическая кривая нагрузки”.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах, не совпадают. При проведении пульсометрии  следует иметь в виду, что изменения  частоты сердечных сокращений происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроке физической культуры нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможно лишь при учете данных педагогического наблюдения.

При анализе полученных данных должен учитываться тип урока и запланированное  в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается  с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. По высоте “физиологической кривой нагрузки” можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади “кривой” и проекции от исходного пульса - об объеме нагрузки. Для того, чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо предварительно изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

Технология проведения пульсометрии рассматривается в “Методических рекомендациях ...”.

3. Тестирование  двигательных возможностей человека помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей, оценивать качество технической и тактической подготовленности. На основе результатов тестирования можно: сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп, проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (развитием) школьников; выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; наконец, обосновать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности учащихся.

Наряду с научными задачами в практике  задачи тестирования сводятся к следующему:

- научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы упражнений;

- стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния (формы);

- знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определенное время  (Лях В.И., 1998 г.).

Тестирование на уроке необходимо увязать с его содержанием. Другими словами, примененный тест или тесты при соблюдении соответствующих требований (как к методу исследования) должны органически входить в состав запланированных физических упражнений. Если, допустим, у детей требуется определить уровень развития скоростных способностей или выносливости, то необходимые тесты следует запланировать в ту часть урока, в которой будут решаться задачи развития соответствующих физических способностей.

Частота проведения тестирования во многом определяется темпами развития конкретных физических способностей, возрастно-половыми и индивидуальными особенностями их развития.

При оценке общей физической подготовленности детей можно использовать самые разнообразные батареи тестов, выбор которых зависит от конкретных задач тестирования и наличия необходимых условий. Однако в связи с тем, что полученные результаты тестирования можно оценивать лишь путем сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко представлены в теории и практике физического воспитания детей. На некоторых  из них мы остановимся ниже. Как правило, для сравнения общего уровня физической подготовленности ученика или группы учащихся с помощью комплекса тестов прибегают к переводу результатов тестирования в очки или баллы. Изменение суммы очков при повторных тестированиях позволяет судить о прогрессе как отдельного ребенка, так и группы детей. Подобный   анализ тестирования мы разберем ниже на примере работы учителей физической культуры общеобразовательной школы № 99, которая одновременно является центром коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в физическом здоровье.

4. Педагогические наблюдения и педагогический анализ. 

Ранее уже говорилось о значении педагогических наблюдений в  контроле за процессом школьного физического  воспитания. Подчеркнем, что в группу методов педагогического наблюдения входят лишь методы регистрации отдельных характеристик процесса физического воспитания, не связанные с вмешательством исследователя в ход этого процесса. Теперь остается определить  основные виды  педагогического наблюдения. Оно бывает общим и частным, открытым и закрытым, непосредственным и при помощи технических средств .

Контроль процесса физического воспитания в школе при помощи методов педагогического наблюдения чаще всего сводится к использованию общего (оценка  педагогической эффективности и целесообразности урока в целом) или частного наблюдения (оценка отдельных составляющих урока, например, за целесообразностью использования общепедагогических методов физического воспитания учителем на уроке). Результатом такого наблюдения является педагогический анализ (полный или частичный). Об использовании технических средств в процессе педагогических наблюдений мы говорили, когда описывали методы пульсометрии и хронометрирования урока.

Схема педагогического анализа урока физкультуры имеет свои разделы:

1. Общие сведения об уроке.

2. Организованность урока.

3. Методический уровень урока.

4. Психолого-педагогический уровень урока.

5. Выводы по уроку.

Более подробно схема педагогического анализа урока представлена в “Методических рекомендациях...”.

Список рекомендуемой литературы

  1.  Булич Э.Г  Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М., 1986.
  2.  Дифференциация физкультурного образования учащихся основной общей школы: Учебное пособие. - Тюмень, 1997.
  3.  Каинов А.Н., Калинин В.Е., Калинина Л.В., Макаренко Т.М. Методика подбора средств баскетбола для урока ФК в ООШ. - Волгоград, 2003.
  4.  Купер К. Новая аэробика. - М., 1979.
  5.  Лечебная физическая культура: Справочник /Под ред. В.А.Епифанова. - М., 1987.
  6.  Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И. и др. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. - М., 1997.
  7.  Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., 1998.
  8.  Макаренко Т.М., Калинина Л.В., Гаврилова Л.Г., Курдяева О.А. Методика подбора средств волейбола для уроков ФК в ООШ.- Волгоград, 2002.
  9.  Макаренко Т.М., Прохорова И.В. Теория физической культуры: Части I и II. - Волгоград, 1999.
  10.  Матвеев Л.П. Программа по «Физической культуре» для общеобразовательных учреждений (1-11 классы). - М,. 2002.Похлебин В.П. Уроки здоровья. - М.,1992.
  11.  Прохорова И.В., Шептикин С.А., Шаповалов С.И. Физическая культура, двигательная активность, здоровый образ жизни. Волгоград, 1998.
  12.  Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М., 1988.
  13.  Теория и методика физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – С-Пб., 1999.
  14.  Физиология человека /Под ред. Н.В. Зимкина. - М., 1975.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15815. МЕТОДЫ АНАЛИЗА УСТОЙЧИВОСТИ ОПТИЧЕСКИХ ИНТЕРФЕРЕНЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ 3.56 MB
  МЕТОДЫ АНАЛИЗА УСТОЙЧИВОСТИ ОПТИЧЕСКИХ ИНТЕРФЕРЕНЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ При решении задач проектирования и изготовления тонкопленочных оптических интерференционных покрытий особое внимание уделяется исследованию воспроизводимости их спектральных характеристик [17]. ...
15816. Microsoft Sql Server 2005. Представления 117 KB
  Microsoft Sql Server 2005. Представления Представления Представления – это именованные запросы на выборку данных инструкции SELECT на языке TSQL хранящиеся в базе данных. В запросах представления можно использовать так же как и таблицы независимо от сложности их инструкций SELECT.
15817. Microsoft SQL Server 2005. Хранимые процедуры 87 KB
  Microsoft SQL Server 2005. Хранимые процедуры Хранимые процедуры Хранимая процедура это наиболее часто используемая в базах данных программная структура представляющая собой оформленный особым образом сценарий вернее пакет который хранится в базе данных а не в отдельном ...
15818. SQL Server 2005. Программирование на T-SQL 78.5 KB
  SQL Server 2005. Программирование на TSQL Программирование на TSQL Синтаксис и соглашения TSQL. Правила формирования идентификаторов Все объекты в SQL Server имеют имена идентификаторы. Примерами объектов являются таблицы представления хранимые процедуры и т.д. Идентификато
15819. Начало работы с Microsoft SQL Server 2005 187 KB
  Начало работы с Microsoft SQL Server 2005 Утилита SQL Server Management Studio Подавляющую массу задач администрирования SQL Server можно выполнить в графической утилите SQL Server Management Studio. В ней можно создавать базы данных и все ассоциированные с ними объекты таблицы представления ...
15820. Основы Transact SQL: Добавление, изменение и удаление данных 63 KB
  Основы Transact SQL: Добавление изменение и удаление данных. Основы Transact SQL: Добавление изменение и удаление данных в таблицах Запросы рассмотренные ранее были направлены на то чтобы получить данные содержащиеся в существующих таблицах базы данных. Главным ключевым сло...
15821. Основы Transact SQL: Простые выборки данных 241.5 KB
  Основы Transact SQL: Простые выборки данных SQL это аббревиатура выражения Structured Query Language язык структурированных запросов. SQL основывается на реляционной алгебре и специально разработан для взаимодействия с реляционными базами данных. SQL является прежде всего инфор...
15822. Основы Transact SQL: Простые выборки данных 199.5 KB
  Основы Transact SQL: Простые выборки данных Создание вычисляемых полей Конструкция SELECT кроме имен столбцов таблиц может также включать так называемые вычисляемые поля. В отличие от всех выбранных нами ранее столбцов вычисляемых полей на самом деле в таблицах базы дан...
15823. Основы Transact SQL: Сложные (многотабличные запросы) 173.5 KB
  Основы Transact SQL: Сложные многотабличные запросы Основы Transact SQL: Сложные многотабличные запросы В SQL сложные запросы являются комбинацией простых SQLзапросов. Каждый простой запрос в качестве ответа возвращает набор записей таблицу а комбинация простых запросов...