41523

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школьников. Физическое воспитание детей подготовительной и специальной медицинских групп

Лекция

Физкультура и спорт

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школьников Важной задачей для учителя физической культуры должна являться организация двигательного режима школьников поскольку именно дополнительные занятия физическими упражнениями обеспечивают активный отдых учащимся и удовлетворяют их естественную потребность в движениях. И если школьник дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями и спортом это может повлечь за собой задержку в развитии его моторики. Чередование учебных занятий и активного...

Русский

2013-10-24

100.5 KB

40 чел.

Лекция 5. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школьников. Физическое воспитание детей подготовительной и специальной медицинских групп (2 часа)

Содержание

  1.  Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школьников.

2. ФВ детей подготовительной и специальной медицинских групп.

1. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школьников

Важной задачей для учителя физической культуры должна являться  организация двигательного режима школьников, поскольку именно дополнительные занятия физическими упражнениями обеспечивают активный  отдых учащимся  и удовлетворяют их естественную потребность в движениях. У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и шеи даже при наличии самого удобного положения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая интенсивность работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднения крово- и лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток.

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности: ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный период двигательной реакции. В результате длительного поддержания статической  позы нарушается осанка. При этом у школьников отмечается тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперед и искривлению позвоночника (А.М.Шлемин, 1988г.).

Принято различать две фазы утомления: первая фаза - возбуждение - выражается в возрастании утомления и вторая - возбуждение сменяется наступлением охранительного торможения (внешние признаки: чувство апатии, сонливости). Эти фазы утомления характерны для школьников всех возрастных групп.

Следовательно, работоспособность у учащихся на протяжении урока не бывает постоянной. Вначале она невысока, затем поднимается и удерживается какое-то время на высоком уровне, после чего начинает снижаться, претерпевая таким образом три качественно различных периода: врабатывание, устойчивое состояние умственной работоспособности и утомление. Фазовость изменения работоспособности учащихся повторяется на каждом учебном занятии.

С целью предупреждения снижения работоспособности целесообразно сократить периоды непрерывной работы. Это позволит более рационально организовать учебную деятельность и высвободить время для отдыха учащихся.

Установлено, что с началом систематического обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50%, но потребность в движениях еще удовлетворяется. По мере перехода из класса в класс уровень двигательной активности резко снижается. При этом 82-85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении. Произвольная двигательная активность у них составляет 16-19%, а на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%.

Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток движений - около 40% суточной потребности или 11% недельной. И если школьник дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями и спортом, это может повлечь за собой задержку в развитии его моторики.

Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной работоспособности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Принято считать, что объем двигательной активности школьников должен составлять 7-12 часов в неделю . При таком объеме двигательной активности у школьников наблюдаются наиболее высокие показатели умственной работоспособности, более высокая устойчивость в течение дня, повышение успеваемости и адаптации к физическим нагрузкам.

Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические упражнения в разных формах, способствует снятию утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности учащихся.

В первой половине учебного дня работоспособность школьников постепенно повышается, достигая наиболее высоких показателей к 10-11 часам. Проведение гимнастики до учебных занятий способствует достижению оптимального сочетания возбудимости и функциональной подвижности нервной системы, благодаря чему ускоряется “вхождение “ организма школьников в работу.

Эффективным активным отдыхом является проведение физкультурных минут на общеобразовательных уроках . Применение кратковременных физических упражнений способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности, что в свою очередь позволяет гораздо более эффективно продолжать занятия.

Неблагоприятные функциональные сдвиги, происходящие в организме школьников под влиянием в первую очередь статического компонента учебной деятельности, в значительной степени ликвидируются в результате активного отдыха на переменах.

Сказанное выше объясняет необходимость регулярных занятий физическими упражнениями в режиме дня школьников, к которым относят:

- гимнастику до учебных занятий;

- физкультурные минуты и паузы на уроках;

- физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах;

- спортивный час (динамический час);

- соревнования  в группе продленного дня.

1. Гимнастика до учебных занятий. 

 Гимнастика до занятий проводится на открытой площадке или в помещении (коридорах, классах) непосредственно перед уроками. Она способствует регуляции состояния центральной нервной системы учащихся, активизации их внимания, что важно для более быстрой настройки на продуктивную учебную деятельность, улучшения кровообращения крупных мышечных групп туловища.

В комплексы включаются только упражнения в положении стоя, сначала  дается задание проследить  за осанкой, затем включаются упражнения на крупные группы мышц, затем - воздействующие на основные, рабочие группы мышц рук, туловища и ног; далее включаются более интенсивные упражнения и последними даются упражнения на регуляцию дыхания и координацию. Комплекс должен включать 6-8 упражнений, длительность гимнастики - 6-8 мин., смена комплекса  должна быть один раз в 2-3 недели. Проводит гимнастику до занятий - учитель -предметник.

2. Физкультминутка.

Физкультминутка проводится обычно непосредственно в классе на уроке, при выполнении домашних заданий в режиме продленного дня школы или дома. Минута активного отдыха позволяет снять умственное и статическое напряжение с мышц туловища, активизировать кровообращение в брюшной полости и в нижних конечностях. Обязательны для использования упражнения на растягивание, специальные упражнения для глазных мышц, мышц спины и шеи.

Одной из перспективных систем проведения физкультминут является “Гимнастика для мозга”, в основу которой положено восстановление взаимодействия  работы двух полушарий головного мозга . Билатеральные упражнения снимают напряжение с глазных мышц, статическое напряжение основных рабочих мышц рук, шеи, туловища и ног. Выполнение их  не требует большого времени (на каждое упражнение - 1-1,5 мин, в комплексе 1-2 упражнения, которые подбираются с учетом вида учебной деятельности). Необходимые сведения по данной системе вы можете получить на кафедре Теории и методики физического воспитания.

Физкультпауза.  

Физкультпауза в отличие от физкультминутки продолжается от 8 до 10 минут, включает 6-8 упражнений. Проводить ее рекомендуется ежедневно на пике утомления после 3-4 урока и во время выполнения домашних заданий в режиме продленного дня и дома. Кроме физических упражнений в комплексы физкультпауз полезно включать подвижные игры, прогулки, спортивные развлечения на свежем воздухе. Физкультпауза начинается с упражнений в потягивании, затем выполняются 3-4 упражнения для мышц туловища (общего воздействия) и заканчивается комплекс свободными маховыми движениями рук и ног (упражнения на расслабление). Дозировка - 6-8 повторений, темп средний и быстрый.

3.Физические    упражнения и  игры на удлиненных переменах  

Физические упражнения и подвижные игры на переменах проводятся в качестве активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности. Этот вид активного отдыха проводится на большой перемене. Основным содержанием являются интенсивные глобальные упражнения, которые оказывают физическую нагрузку на организм.

Удлиненная перемена организуется после 2-3 урока, ее продолжительность 20-30 мин. Физические упражнения и  игры должны занимать 15-20 мин из времени всей перемены.  В начальных класах основным содержанием удлиненных перемен являются подвижные игры (не следует давать игры, имеющие остроконфликтный характер, вызывающие чрезмерный игровой азарт и игры высокой интенсивности - ЧСС свыше 180 уд/мин). В среднем школьном возрасте даются спортивные игры. Все игры должны увязываться с программой физического  воспитания и конкретным ее разделом в данный промежуток времени.

Методика проведения подвижных игр на перемене подчиняется общим требованиям, но имеет некоторые специфические особенности. Их следует проводить четко, оперативно, с привлечением всех детей к активному участию. При повторении игры следует включать в нее новые элементы. Желательно поощрять инициативу, самостоятельность выбора игры. При проведении подвижной перемены соблюдаются основные требования, предъявляемые к занятиям физическими упражнениями - организованное начало, постепенное нарастание физической нагрузки и снижение ее к концу перемены.

4.Спортивный час  отличается от удлиненной перемены длительностью, его продолжительность 45-50 мин. Занятия имеют игровой характер и имеют трехчастную структуру. В отличие от урока физической культуры на данных занятиях 35-50% времени отводится на самостоятельные упражнения, игры, развлечения. Планирование содержания спортивного часа проводится еженедельно.

5. Соревнования в группах продленного дня.

Интерес  занимающихся к занятиях физическими упражнениями стимулируют соревнования. В группах продленного дня их рекомендуется проводить в конце каждой четверти. Упражнения, входящие в программу соревнований, должны соответствовать возрасту, уровню подготовленности и интересам детей. Можно проводить различные эстафеты на скорость, точность движений. Содержание соревнований должно быть разнообразным, поэтому целесообразно включать в них упражнения не только разученые на уроках физической культуры, но и упражнения с элементом новизны. Главные условия организации и проведения таких соревнований - их эмоциональность и интерес к ним со стороны учеников.

Двигательная активность школьников может быть также повышена  за счет хорошо организованной внеклассной  и внешкольной физкультурно-оздоровительной работы.

К основным формам внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы относят:

- группы общей физической подготовки;

- спортивные секции;

- группы начальной подготовки в ДЮСШ;

- клубы здоровья.

В группы общей физической подготовки включаются дети, имеющие низкий уровень физической подготовленности и отстающие в физическом развитии. Содержание занятий характеризует название данной группы: преимущественно используются упражнения общего воздействия, не очень высокой интенсивности. Занятия строятся  с учетом  закономерностей протекания физиологических процессов в организме не реже 1-2 в неделю по 45-60 мин. Проводить их должен учитель физической культуры.

Спортивные секции могут посещать только дети основной медицинской группы. Занятия проводится по видам спорта школьной программы или по другим видам спорта, вызывающим интерес у учащихся. Занятия должны проводиться не реже 2-3 раз в неделю по 1-2 часа. В содержание входят упражнения общей физической подготовки (40-50%) и специальные упражнения по виду спорта. Занятия в школьных спортивных секциях отличаются от таковых в ДЮСШ меньшей узкой направленностью на решение задач достижения максимального спортивного результата и, соответственно, меньшей величиной физических нагрузок .

Клубы оздоровительного бега, закаливания, атлетической гимнастики, шейпинга - это в основном формы физкультурно-оздоровительной работы воскресного дня. Создаются при участии инициативной группы родителей, но проводятся под руководством опытного методиста по физкультуре или учителя физкультуры. В занятиях используются упражнения глобального и локального воздействия, используются рекомендации хорошо известных систем закаливания, атлетической гимнастики, ритмической гимнастики.

Группы начальной подготовки ДЮСШ , существующие на базе общеобразовательной школы, имеют основные задачи, связанные с выполнением разрядных норм ЕВСК по виду спорта. Занятия отличаются относительно узкой специализированной направленностью и готовят детей к выступлениям на спортивных соревнованиях (общешкольных, районных, городских).

К общешкольным физкультурно-массовым и спортивным мероприятиям относят следующие формы:

- внутришкольные соревнования;

- районные и городские соревнования;

- физкультурные праздники;

- секции туристов и туристические походы и слеты;

- оздоровительный лагерь.

Соревнования могут быть проведены в личной, командной и лично-командной форме. Основная их задача - подведение итогов работы спортивной секции и выявление уровня физической подготовленности детей. Соревнования проводятся в соответствии с календарем спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, составляемым до начала учебного года, который должен быть утвержден директором школы. Положение о соревновании должно разрабатываться с учетом направленности данных соревнований и возрастных особенностей детей, участвующих в них. Если соревнования проводятся между различными возрастными группами детей, то предварительно должна быть разработана оценочная шкала, позволяющая сравнивать результаты детей разного возраста.

Физкультурные праздники проводятся в посвящение каким-либо народным праздникам или как самостоятельные физкультурные праздники (например, “Веселые старты”, День здоровья и др.). Ответственность за их проведение лежит в первую очередь на учителе физкультуры, а общее руководство осуществляет администрация школы. Основная задача физкультурных праздников - пропаганда физкультуры и спорта, приобщение к занятиям детей и родителей. Праздники должны быть хорошо продуманы и организованы при участии детей и их родителей. Прекрасным украшением таких праздников являются выступления хорошо подготовленных спортсменов (акробатов, художественных гимнасток и др.).

Внешкольную работу по физическому воспитанию осуществляют по следующим направлениям:

- работа преимущественно спортивной направленности (ее осуществляют ДЮСШ, ШВСМ, училища олимпийского резерва);

- оздоровительная массовая и культурно-просветительская работа в рамках оздоровительного лагеря;

- физическое воспитание в семье. К формам последнего могут быть отнесены: утренняя гимнастика, физкультурные минуты при выполнении домашних заданий, выполнение домашних заданий по физкультуре, закаливающие процедуры, игры и прогулки на свежем воздухе, походы выходного дня и в отпускное время родителей. Особо хочется подчеркнуть значение систематичного выполнения школьниками домашних заданий, которые безусловно увеличивают объем двигательной активности ребенка и снижают неблагоприятные эмоциональные, психические и физические нагрузки на организм учащегося. В этом процессе очень важным является участие родителей, которые должны быть союзниками учителя физической культуры. Отсюда вывод учителю физкультуры нужно чаще общаться с родителями и при необходимости проводить для них методические консультации .

Хотелось бы в заключении по данному вопросу отметить, что методические основы проведения занятий той или иной узкой направленности вы можете найти в специальной литературе, поскольку данная лекция, к сожалению, не может вместить в себя эту обширную, но очень важную информацию.

2. Физическое воспитание детей подготовительной и специальной медицинских групп

Согласно положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения все школьники распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы.

В соответствии с этим к основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития.

К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенных учебной программой.

С целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов детей, относящихся к специальной медицинской группе (СМГ) по тяжести и характеру заболевания, рекомендуется их подразделять на две подгруппы - “А” и “Б”.

К подгруппе “А” относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями.

К подгруппе “Б” относятся школьники с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др). Фактически подгруппа “Б” составляет основу группы лечебной физической культуры, если таковая имеет место в общеобразовательной школе.

Деление на подгруппы - это тот фактор, который  определяет режим занятий. На особенностях этого режима в подготовительной и специальной медицинской группах мы и остановимся более подробно.

Дети, включенные  в подготовительную медицинскую группу, как говорилось выше. отличаются слабой физической подготовленностью, но посещают обязательные уроки физической культуры вместе с детьми основной медицинской группы. Занятия с этими школьниками имеют некоторые методические особенности:

- физическая нагрузка должна дозироваться индивидуально для каждого ребенка подготовительной медицинской группы;

- особое внимание в занятиях с этими детьми следует уделять качеству выполнения заданий, связанных с обучением технике двигательных действий;

- при выполнении заданий на развитие двигательных способностей следует ограничивать их интенсивность  (интенсивность не должна быть выше средней);

- длительная нагрузка должна быть стандартной по характеру и иметь интервалы отдыха или смену вида деятельности;

- общеподготовительные упражнения( общеразвивающие, общего воздействия, облегченные варианты техники выполнения сложнотехнических элементов), а также специальные упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса, на формирование крупных мышц верхних и нижних конечностей, специальные дыхательные упражнения, формирующие навык согласования дыхания и движений, должны составлять основу занятий с детьми подготовительной группы;

- при делении учащихся на команды в момент подготовки к игре необходимо равномерно распределять детей подготовительной группы по всем  подгруппам;

- обязательным для детей подготовительной медицинской группы является посещение занятий группы общей физической подготовки и регулярное выполнение домашних заданий по физической культуре.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, являются:

1. Укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

2. Расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;

3. Повышение  защитных сил организма и его сопротивляемости;

4. Освоение основных двигательных навыков и качеств;

5. Формирование навыков здорового образа жизни и интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Комплектование СМГ к предстоящему учебному году должно проводиться на основе учета состояния здоровья, показателей физической подготовленности и функционального исследования, проводимого врачом совместно с учителем физической культуры. Заключение по состоянию здоровья делает школьный врач. Он должен до начала учебного года подать списки детей учителям физической культуры, где указан диагноз  и медицинская группа. Далее учитель и врач совместно разрабатывают план проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий на каждую четверть и определяют сроки врачебно-педагогических наблюдений.

Основными документами в учебной работе должны быть: поурочный план на полугодие для каждой группы; план-конспект урока; журнал учета занятий со школьниками, отражающий общие сведения об учащихся (фамилия, имя, отчество, год рождения, класс, диагноз заболевания, осанка, длительность перерыва в занятиях физическими упражнениями, поурочный учет ЧСС, содержание задач урока, индивидуальные задания).

Основной формой физического воспитания учащихся СМГ являются уроки, которые проводятся два раза в неделю по 45 мин или три раза в неделю по 30 мин. Посещение их учениками обязательно. Ответственность за это возлагается на учителя физкультуры и классного руководителя. Уроки должны обязательно дополняться системой домашних заданий, физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня (Рипа М.Д. и др., 1988г.).

Занятия со школьниками СМГ условно делятся на два периода: подготовительный и основной.

Подготовительный период обычно занимает всю первую четверть. Его задачи: постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы к выполнению физических нагрузок, сформировать у детей навыки самоконтроля, развить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями.

В первые 6-8 недель занятий с учащимися необходимы специальные (показанные при каждом конкретном заболевании) упражнения, которые должны применяться в сочетании с общеразвивающими. В подготовительный период особое внимание уделяется обучению школьников правильному сочетанию дыхания с движениями, так как у ослабленных детей как правило поверхностное дыхание их необходимо обучать смешанному и диафрагмальному типам дыхания.

Основной период по длительности зависит от приспособляемости организма школьника к физическим нагрузкам, от состояния здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы.

Основной период предшествует переводу школьника в более сильную по состоянию здоровья группу. Его задачи: освоение основных двигательных умений и навыков программы по физической культуре для учащихся СМГ, повышение общей тренированности и функциональной способности организма к перенесению физической нагрузки в школе и дома.

В содержание уроков этого периода постепенно включаются все общеразвивающие упражнения, виды легкой атлетики, элементы спортивной и художественной гимнастики, подвижные игры и элементы спортивных игр.

Вводная часть включает в себя общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в медленном и среднем темпе, обязательно чередуя с дыхательными упражнениями. В основной части следует делать акцент на использование общеразвивающих упражнений, дающих равномерную нагрузку на все функциональные системы организма.

Для подгруппы “А” физические нагрузки постепенно возрастают и по интенсивности и по объему согласно показателям адаптационных возможностей организма. Двигательные режимы рекомендуется проводить при ЧСС 120-130 уд/мин в начале четверти и довести интенсивность физических нагрузок до 140-150 уд/мин в основной части урока к концу четверти (оптимальный режим функционирования для сердечно-сосудистой системы - аэробный). Учитывая, что большинство учащихся СМГ страдают гипоксией и слабой приспособляемостью к мышечной работе, нецелесообразно применять двигательные режимы при средней частоте пульса выше 150 уд/мин. Такие режимы допустимы в виде кратковременных “вспышек” у школьников старших классов.

Для подгруппы “Б” двигательные режимы следует рекомендовать при частоте пульса не более 120-130 уд/мин в течение всего учебного года. Критерием правильности дозирования нагрузки служит изменение пульса как за один урок, так и за серию уроков. Пульс у основной массы ребят после урока должен вернуться к исходным данным в течение 15-20 мин.

Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ - дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей.

Для детей, имеющих отклонения со стороны середечно-сосудистой системы (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.), противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Им рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, в исходных положениях лежа, сидя, стоя.

Школьникам с заболеваниям органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) противопоказаны упражнения в натуживании. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям, которые способствуют тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Должна выполняться звуковая гимнастика и специальные упражнения на управление дыханием и согласование дыхания и движений.

В занятиях с учащимися, имеющими заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз) значительно снижается физическая нарузка, исключаются прыжки, не допускаются переохлаждения тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота.

Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются  упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре и др.), ограничивается время игр и т.д.

При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.

При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.

Более подробные сведения о методических особенностях проведении занятий с детьми, имеющими различный диагноз заболевания вы найдете в курсе лечебной физической культуры.

В настоящий момент хотелось бы отметить некоторые  особенности проведения занятий в группах лечебной физической культуры, в которые входят дети, имеющие хронические заболевания с периодическими обострениями и периодами ремиссии (практически, как и говорилось ранее, это дети подгруппы  “Б”). Не все школы имеют возможность организации занятий групп ЛФК, но для тех, у кого такие группы функционируют будут полезны следующие сведения, полученные автором в результате многолетнего опыта работы с группой подобного  профиля.

Во-первых, все дети, имеющие хронические заболевания вне обострения , должны быть разделены на группы по  виду заболевания (например, в школе могут быть следующие группы  ЛФК: с заболеваниями дыхательной и нервной систем; с заболеваниями желудочно-кишечного тракта; с нефропатологией и дискинезией желчевыводящих путей).

Во-вторых, работа  методиста ЛФК должна включать обязательные консультации и встречи с родителями больных детей.

И, наконец, обязательным элементом занятий с ослабленными детьми является контроль состояния организма школьников в процессе и сразу после окончания занятия.

Структура занятия имеет свои особенности: подготовительная часть в группах ЛФК самая длительная - 15-20 мин(интенсивность малая и средняя), основная часть - средней и малой интенсивности с регулярными паузами для отдыха и восстановления дыхания (12-15 мин), заключительная -  может быть средней интенсивности (длительность - 10-12 минут), но с обязательным полным восстановлением к окончанию  занятия.

Необходимо сказать, что подготовительная часть занятия в различных группах имеет некоторые  общие черты структуры и содержания. Так обязательными для любой подгруппы детей являются упражнения дыхательной гимнастики и упражнения на осанку. Они могут чередоваться между собой или даваться отдельными блоками, но должны присутствовать в каждом занятии. К тому же упражнения на дыхание имеют не только специальную узкую направленность на формирование навыка управления дыханием и развитие функций дыхательной системы, они также позволяют регулировать физическую нагрузку в ходе основной и заключительной частей занятия.

В основу дыхательной гимнастики могут быть положены упражнения “йоговского дыхания” (носовое, очистительное, вакуумное дыхание и др.). По мнению специалистов именно такие упражнеия углубляют и нормализуют дыхание, устраняя гипоксические явления в организме. Одновременно выполнение дыхательной гимнастики требует от ребенка внимания, учит его анализировать свои ощущения и нормализует состояние ЦНС. Кроме упражнений “йоговского дыхания” возможно использование элементов систем дыхания по методике волевой ликвидации глубокого дыхания К.П.Бутейко (задержка дыхания на выдохе) и по методике А.Н.Стрельниковой (вдох в сопротивлении), которые учат детей управлять своим дыханием. Важным элементом содержания подготовительной части занятия является самомассаж лица и отдельных биологически активных точек, повышающих общий тонус организма и его работоспособность и снимающих напряжение с основных рабочих мышц во время обучения в классе.

Упражнения на осанку также могут быть очень разнообразными, которые, с одной  стороны, направлены на укрепление мышечного корсета и развитие скелетной мускулатуры, а с другой стороны - призваны снижать гипертонус отдельных мышечных групп. С этой целью могут быть использованы локальные статические и динамические упражнения силового характера (без натуживаний и дополнительных отягощений), система упражнений на растягивание, позволяющие нормализовать функции позвоночника и улучшить деятельность вегетативной нервной системы .

Основная часть занятия должна строиться на основе использования специальных упражнений по виду заболевания, выполнение которых должно чередоваться с упражнениями на дыхание, выполнением самомассажа передней стенки живота, а также регулярным контролем состояния организма по ЧСС и субъективным ощущениям ребенка.  Состав данных упражнений подбирается с учетом противопоказаний и индивидуальных особенностей ребенка.

В заключительной части занятия  могут быть использованы подвижные игры от простых занимательных до сложных с обязательным соблюдением правил. Учитывая особенности состава занимающихся групп ЛФК, основным при подборе игр являются принципы постепенности возрастания нагрузок и постоянного медицинского и педагогического контроля за психическим и физическим состоянием детей. Эмоциональное же окончание занятия ЛФК создает положительный настрой на любой другой вид терапии. Особой популярностью у детей младшего школьного возраста пользуются сюжетно-ролевые игры. У детей такие игры формируют способность к абстрактному мышлению, развивают представления ребенка , его активное внимание и память.  Детям более старшего возраста могут быть предложены игры с элементами спортивных (но интенсивность не должна быть выше средней, а продолжительность их не должна превышать 5-7 минут с обязательным восстановлением функций дыхания и сердца до исходных норм).

Безусловно необходимо использовать  время занятий в группах ЛФК для передачи знаний учащимся о закаливании, снятии эмоционального и физического напряжения, преодолении стрессов и регулировании нагрузки во время самостоятельных занятий дома. С этой целью  проводятся консультации с родителями детей, входящих в группу ЛФК. Необходимым также является увязывание содержания занятий с курсом лечения ребенка в медицинских учреждениях и регулярные встречи с врачом школы по вопросу состояния здоровья школьников.

Ниже мы приводим примерные сроки освобождения школьников от занятий физическими упражнениями в зависимости от характера заболевания.

Воспаление легких (пневмония). Приступить к занятиям физической культурой можно через 14-18 дней после выздоровления, к тренировкам - через 20-22, к соревнованиям - через 25-30 дней. При тяжелых формах крупозного воспаления легких эти сроки увеличиваются на 2-3 недели.

Острый катар верхних дыхательных путей. Приступить к занятиям физкультурой можно через 7-12 дней после выздоровления, к тренировкам - через 15 - 18 дней, к соревнованиям - через 20-24 дня.

Бронхит. Неосложненный бронхит заканчивается через 7-10 дней полным выздоровлением. Приступить к занятиям физкультурой можно через 7-12 дней после выздоровления, к тренировкам - через 15-18 дней.

Острый отит. Болезнь протекает обычно от 4 до 6 дней до 2-3 недель в зависимости от различных причин. Приступить к занятиям физкультурой можно через 14-16 дней, к тренировкам через 20-25 дней.

Ангина. Начинать занятия физкультурой можно через 2-4 недели. Необходимо дополнительно пройти обследование сердечно-сосудистой системы.

Острое респираторное заболевание (ОРЗ). Срок освобождения от занятий физкультурой - 1-3 недели.

Грипп. Освобождение на 2-4 недели.

Острые инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия и др.) Освобождение на 1-2 месяца.

Острый нефрит. Освобождение на 2-3 месяца.

Ревмокардит. Занятия запрещены в течение 2-3 месяцев.

Аппендицит (без осложнений). Освобождение от занятий на 1-2 месяца.

Официальное освобождение от занятий дает врач, но вышеприведенные сведения просто необходимо принять к сведению и строить дальнейшую работу с переболевшими детьми с учетом вида заболевания и указанных  сроков освобождения.

Список рекомендуемой литературы

  1.  Булич Э.Г  Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М., 1986.
  2.  Дифференциация физкультурного образования учащихся основной общей школы: Учебное пособие. - Тюмень, 1997.
  3.  Каинов А.Н., Калинин В.Е., Калинина Л.В., Макаренко Т.М. Методика подбора средств баскетбола для урока ФК в ООШ. - Волгоград, 2003.
  4.  Купер К. Новая аэробика. - М., 1979.
  5.  Лечебная физическая культура: Справочник /Под ред. В.А.Епифанова. - М., 1987.
  6.  Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И. и др. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. - М., 1997.
  7.  Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., 1998.
  8.  Макаренко Т.М., Калинина Л.В., Гаврилова Л.Г., Курдяева О.А. Методика подбора средств волейбола для уроков ФК в ООШ.- Волгоград, 2002.
  9.  Макаренко Т.М., Прохорова И.В. Теория физической культуры: Части I и II. - Волгоград, 1999.
  10.  Матвеев Л.П. Программа по «Физической культуре» для общеобразовательных учреждений (1-11 классы). - М,. 2002.Похлебин В.П. Уроки здоровья. - М.,1992.
  11.  Прохорова И.В., Шептикин С.А., Шаповалов С.И. Физическая культура, двигательная активность, здоровый образ жизни. Волгоград, 1998.
  12.  Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М., 1988.
  13.  Теория и методика физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – С-Пб., 1999.
  14.  Физиология человека /Под ред. Н.В. Зимкина. - М., 1975.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80129. ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО 55.5 KB
  267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей распорядителей и получателей бюджетных средств кредитных организаций других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу. Органы Казначейства осуществляют следующие главные задачи: а организация и...
80130. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 62.5 KB
  Их содержанием являются только те из них посредством которых образуются денежные фонды государства его территориальных подразделений а также предприятий организаций учреждений. По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства его территориальных подразделений субъектов Федерации муниципальных образований предприятий и учреждений организаций используемые для потребностей общества и развития производства. В результате функционирования финансов создаются распределяются и используются денежные...
80131. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 76.5 KB
  Основное предназначение управления финансами предприятия и финансового планирования состоит в том чтобы: обеспечить рациональную сбалансированность активов средств и пассивов источников финансирования предприятия. обеспечить достаточность платежных средств для исполнения всех обязательств предприятия как по срокам. Вторая из перечисленных выше задач теснейшим образом взаимосвязана с первой С точки зрения текущей деятельности текущих операции в центре внимания управляющего финансами находится именно сбалансированность платежного...
80132. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА: ЕГО ОСОБЕННОСТИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА 45.5 KB
  В литературе высказывались сомнения по поводу самостоятельности финансового права как отрасли в системе права. Утверждалось к примеру что это часть государственного и административного права или даже только административного. В дискуссии по этому вопросу были высказаны убедительные доводы опровергнувшие упомянутые сомнения и главный аргумент наличие у финансового права специфики в предмете и методе правового регулирования что требуется для выделения совокупности юридических норм в отрасль права.
80133. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета 116.5 KB
  Межбюджетные трансферты из федерального бюджета за исключением субвенций предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Субъекты Российской Федерации в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета за исключением субвенций в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов...
80134. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 42.5 KB
  Следовательно финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государства по формированию распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие. Под централизованными финансами понимают экономические отношения связанные с образованием и использованием фондов денежных средств аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Иными словами к централизованным фондам денежных...
80135. Стабилизационный фонд РФ 202.5 KB
  Формирование и использование средств Фонда Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых нефть при цене на нефть сорта Юралс превышающей базовую цену. Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
80136. Банковский контроль. Субъекты, осуществляющие банковский контроль 34 KB
  Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен также на укрепление платежной дисциплины. Обеспечение возвратности кредита создает основу для банковского контроля в процессе кредитования а контроль в свою очередь служит необходимым условием возвратности кредита.