41524

Физическая культура в системе воспитания студентов ПТУ, ССУЗов и ВУЗов

Лекция

Физкультура и спорт

физическая культура в системе воспитания студентов ПТУ ССУЗов и ВУЗов 2 часа содержание 1. Значение цель и задачи физической культуры студентов 2. Значение цель и задачи физической культуры студентов Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования. Содержание физической культуры студентов стратегия приоритетных направлений в её развитии подвержены активному влиянию социальноэкономических факторов Государственная политика в области высшего образования определяет социальный...

Русский

2013-10-24

108.5 KB

43 чел.

13

PAGE  2

Лекция 6. физическая культура в системе воспитания студентов ПТУ, ССУЗов и ВУЗов (2 часа)

содержание

1. Значение, цель и задачи физической культуры студентов

2. Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах

3. Основные направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба и спортивно-оздоровительного центра

4. Специфические особенности работы преподавателя кафедры  физического воспитания вуза

1. Значение, цель и задачи физической культуры

студентов

Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования. Она выступает качественной и результирующей мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции. Материализованным результатом этого процесса является уровень индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, уровень развития профессионально значимых способностей.

Содержание физической культуры студентов, стратегия приоритетных направлений в её развитии подвержены активному влиянию социально-экономических факторов Государственная политика в области высшего образования определяет социальный заказ на будущего специалиста и степень его физической готовности. Существенным недостатком содержания физической культуры студенческой молодежи 80-х годов является её несомненный консерватизм, унитарность и выраженная деперсонализация (неспособность человека к личностному самовыражению в отношениях с другими людьми). Поэтому, на современном этапе перехода вузов Российской Федерации на многоуровневую систему образования, остро встала проблема поиска новых нетрадиционных подходов, позволяющих повысить её эффективность.

Закон Российской Федерации "Об образовании" предоставляет широкие возможности для переосмысления ценностей физической культуры студентов, в новом спектре осветить её образовательные, воспитательные и оздоровительные функции. Этот закон определяет содержание физической культуры студентов как самостоятельную сферу деятельности в федеральном социокультурном пространстве, выделяя при этом её образовательные приоритеты.

Перед студенческой молодежью сегодня обществом поставлена глобальная социально-экономическая задача по интегрированию отечественного культурного потенциала в мировое сообщество. Однако её реализация по силам только специалистам новой формации, отвечающим по целому комплексу профессиональных и личностных качеств современным требованиям. Помимо глубоких профессиональных знаний по избранной специальности такой специалист должен обладать: высокими физическими кондициями и работоспособностью, личной физической культурой, духовностью, неформальными лидерскими качествами. Он должен не бояться конкуренции, уметь принимать самостоятельные решения, т.е. быть творчески мыслящей, активной и высоконравственной личностью. Наметившаяся сегодня стратегия развития физической культуры студентов, выражаемая в тенденции отхода от унитарной концепции, либерализации и последовательной гуманизации педагогического процесса является гарантом формирования специалиста новой формации.

Структура физической культуры студентов включает три относительно самостоятельных блока: физическое воспитание, студенческий спорт и активный досуг. Для деятельности студентов в сфере физического воспитания приоритетными являются образовательные аспекты. Целью физического образования является удовлетворение объективной потребности студентов в освоении системы специальных знаний, приобретении профессионально значимых умений и навыков. В соответствии с 12 статьей "Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте" в круг обязанностей специалистов, работающих в сфере студенческой физической культуры входит проведение мероприятий по формированию потребностей студентов в здоровом образе жизни и самосовершенствовании. Гуманистическая направленность педагогического процесса предполагает целенаправленную интеграцию биологических и социальных потребностей, интеллектуальных и нравственных аспектов при реализации генетически обусловленных природных задатков каждого студента на протяжении его обучения в вузе.

Таким образом, создаются объективные предпосылки к преодолению односторонности и фрагментарности подготовки специалистов в вузе, приданию педагогическому процессу комплексного, целостного характера. Объективным критерием эффективности этого концептуального подхода является существенное сокращение сроков социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе, повышение их социальной активности, качественное повышение учебно-познавательной продуктивности, повышение духовности личности каждого студента.

Студенческий спорт представляет собою обобщенную категорию деятельности студентов в форме соревнования и подготовки к нему с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации. Это требует от студента проявления максимальных психофизических кондиций, мобилизации его резервных возможностей.

Занятия спортом выступают формой самовыражения и самоутверждения студента, определяя его образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты. На передний план в спорте выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятельности студентов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, а также честолюбия.

В сфере активного досуга реализуются, главным образом, биологические потребности студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами физической культуры. Высокая вариативность выбора студентами формы активного досуга подвержена сильному влиянию флуктуации культурных и социальных факторов, синергично взаимодействующих с биологическими запросами личности.

Трехкомпонентная структура физической культуры студентов определяет специфику выделения дифференцированных целей и педагогических задач каждого её структурного блока. Тем не менее, это не является существенным препятствием к определению генеральной цели физической культуры студентов: целенаправленного формирования гармонично развитой, высоко духовной и высоконравственной личности, квалифицированного специалиста, овладевшего устойчивыми знаниями и навыками в сфере физической культуры.

Макроструктурный подход к анализу структуры физической культуры студентов, её целей и функций отражает её полифункциональный характер. В современном обществе, в основе социально-экономической структуры которого лежит бизнес, физическая культура студентов обретает статус субкультуры. Его суть раскрывается в выполнении биологической, информационной, эстетической, коммуникативной, гедонистической, компенсаторной и ряда других, присущих только физической культуре, функций. Наряду с этим она стала выполнять неспецифические функции социального института, помогающего будущему специалисту хорошо ориентироваться в условиях рыночной конъюнктуры. Средства физической культуры с этой целью используются для воспитания у студентов управленческой готовности, стремления к лидерству, успеху. Занятия по физическому воспитанию строятся таким образом, чтобы обеспечить максимальный профессионально-прикладной эффект при воспитании предприимчивости, оригинальности мышления, настойчивости, честолюбия, интуиции, способности идти на риск.

2. Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах

В Основах законодательства Российской Федерации физическая культура студентов определяется в качестве одного из основополагающих направлений высшего гуманитарного образования. Содержание общероссийской программы для вузов, её структура, выделение приоритетных направлений отражают принципы государственной политики в области профессионального образования.

Активно меняющиеся в обществе требования к профессиональной подготовке специалистов определяют специфику и технологию высшего образования: рыночная конъюнктура современного общества предъявляет более высокие требования к выпускнику вуза. Использование новых концептуальных подходов, апробированных европейским опытом высшего образования, предполагает поэтапное обучение специалистов по избранной специализации. Многоуровневая структура подготовки специалистов нацелена на оптимальную интеграцию общекультурной и общественно-научной подготовки выпускников при формировании у них высокопрофессиональных умений и навыков. Реализуемая в Российской Федерации система высшего образования по своей структуре наиболее близка к англо-американской высшей школе. Её отличительной особенностью является наличие трех уровней. Уровень бакалавра и магистра предполагает обучение на массовых ступенях высшего образования, а более высокий уровень соответствует обучению в аспирантуре. Квалификация "бакалавр" (от латинского корня - первая ученая степень) предполагает владение профессиональными навыками самостоятельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундаментальной подготовки. В обязательный минимум содержания курса "Общие гуманитарные и социально-значимые дисциплины" на уровне подготовки бакалавра определен ряд положений. Бакалавр обязан понимать роль физической культуры в развитии человека, хорошо ориентироваться в вопросах физической культуры и здорового образа жизни, а также владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих укрепление здоровья, развитие психофизических способностей и качеств.

Вторая, более высокая ступень профессионального обучения на степень "магистра" (от латинского корня - мастер, учитель) предполагает углубленное профессионально-теоретическое обучение, в значительной степени ориентированное на способных студентов. В области знаний по физической культуре магистр должен иметь глубокие профессиональные знания по теории, методике и практике оздоровительных систем, профессионально-прикладной физической подготовке.

Дальнейшее повышение квалификации в области научной деятельности в аспирантуре осуществляется на основе магистерской степени и предполагает высший духовно-творческий уровень осмысления знаний, накопленных человечеством в сфере физической культуры.

Рекомендации Всероссийской базисной учебной программы по физической культуре студентов носят законодательный характер для вузов федерального пространства и определяют общую стратегию формирования высокой личной физической культуры студента. Её содержание ориентирует педагогический процесс не на усредненного студента, но позволяет дифференцированно подходить к воспитанию каждой конкретной личности будущего специалиста. На всех трех ступенях высшего образования приоритетной является концепция здоровья студентов, их оптимальной двигательной активности. Здоровье студентов рассматривается как абсолютная жизненная ценность, основа их духовной зрелости. Программой выделяется три основные формы физкультурной деятельности студентов.

Первая форма, реализуемая на академических занятиях в учебное время, предполагает комплексное решение трех групп педагогических задач: образовательных, воспитательных и оздоровительных с преимущественной образовательной направленностью.

Вторая форма предполагает активные занятия спортом во внеучебное время. Максимальное развитие двигательных способностей, обеспечивающих достижение высоких уровней спортивно-технического мастерства студентов, является приоритетным направлением при сопряженной реализации воспитательных и образовательных задач.

Третья форма активного досуга студентов предполагает организацию самостоятельных занятий во внеучебное время (в том числе и в коммерческих оздоровительных группах с приоритетной оздоровительной направленностью), использование различных форм и средств физической культуры.

Формируемый потенциал физической культуры каждого студента определяется не только степенью развития физических способностей, но, главным образом, мерой их комплексной реализации в совокупности с интеллектуальными, нравственными, психологическими качествами в учебной деятельности.

Активные процессы либерализации и гуманизации высшего образования позволяют с учетом особенностей материальной базы, исторически сложившихся традиций, компетентности профессорско-преподавательского состава, наряду с базовой программой реализовать "авторские" программы по физической культуре. Одним из вариантов такой авторской программы, позволяющей учитывать специфику профессионального профиля подготовки специалистов, является комплексная целевая программа по физической культуре (КЦП) в вузе. В ней определены некоторые нетрадиционные пути решения дидактических проблем, основанные на выделении приоритетных направлений образования студентов. Они позволяют определить меру соотношения методов централизации и децентрализации в управлении педагогическим процессом, актуализировать связь между содержанием физического образования на всех трех ступенях профессиональной подготовки, учитывать внутриструктурные связи содержания теоретического и практического её разделов.

КЦП является целевым алгоритмом образования и воспитания студентов с использованием широкого спектра средств физической культуры. Её содержание интегрирует современные принципы физического воспитания и спортивной тренировки: научности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, наглядности, непрерывности и постепенности. Оригинальные методологические подходы позволяют эффективно решать дидактические задачи на новой организационной основе - путем целенаправленного совершенствования как непосредственно содержания учебно-тренировочной программы, так и механизмов обеспечения, способствующих её реализации: научно-методического, организационного, материально-технического снабжения и финансирования.

Достижение генеральной цели детерминировано, главным образом, технологией физического образования студентов. Приоритет образовательного аспекта обусловлен жестким лимитом времени, отводимым в учебном плане вуза на предмет "Физическая культура", а также выраженной дискретностью педагогического процесса.

Структура КЦП предполагает поэтапное (в течение трех лет обучения на уровне подготовки бакалавра) достижение генеральной цели путем реализации:

  •  комплекса главных целей (целей первого уровня);
  •  педагогических программ и программ обеспечения (подцелей второго уровня);
  •  ряда конкретных педагогических заданий и заданий обеспечения (подцелей третьего уровня).

Главной целью занятий студентов первого курса является адаптация к интенсивной интеллектуальной деятельности средствами физической культуры. Текущими педагогическими задачами являются:

  1.  Воспитание у студентов устойчивого интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.
    1.  Развитие резервных возможностей организма студентов.
    2.  Формирование и совершенствование знаний по организации самостоятельных занятий в форме активного досуга.

На втором курсе обучения главной задачей является всестороннее развитие организма студентов. Текущими педагогическими задачами являются:

  1.  Воспитание у студентов социально значимых качеств.
  2.  Освоение оздоровительных программ с использованием различных форм физической культуры.
  3.  Формирование углубленных знаний в области технологии физической культуры.

Для студентов третьего курса главной целью является развитие потребности в здоровом образе жизни. Текущими педагогическими задачами являются:

  1.  Гармоничное развитие организма студентов и существенное повышение их физической работоспособности.
  2.  Воспитание устойчивой потребности студентов в физическом самосовершенствовании, самопознании и самооценке.
  3.  Воспитание дисциплинированности и трудолюбия в достижении физического совершенства.

Достижение генеральной цели детерминировано, главным образом, технологией физического образования студентов. Приоритет образовательного аспекта обусловлен жестким лимитом времени, отводимым в учебном плане вуза на предмет "Физическая культура", а также выраженной дискретностью педагогического процесса.

Структура КЦП предполагает поэтапное (в течение трех лет обучения на уровне подготовки бакалавра) достижение генеральной цели путем реализации:

  •  комплекса главных целей (целей первого уровня);
  •  педагогических программ и программ обеспечения (подцелей второго уровня);
  •  ряда конкретных педагогических заданий и заданий обеспечения (подцелей третьего уровня).

Главной целью занятий студентов первого курса является адаптация к интенсивной интеллектуальной деятельности средствами физической культуры. Текущими педагогическими задачами являются:

  1.  Воспитание у студентов устойчивого интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.
    1.  Развитие резервных возможностей организма студентов.
    2.  Формирование и совершенствование знаний по организации самостоятельных занятий в форме активного досуга.

На втором курсе обучения главной задачей является всестороннее развитие организма студентов. Текущими педагогическими задачами являются:

  1.  Воспитание у студентов социально значимых качеств.
  2.  Освоение оздоровительных программ с использованием различных форм физической культуры.
  3.  Формирование углубленных знаний в области технологии физической культуры.

Для студентов третьего курса главной целью является развитие потребности в здоровом образе жизни. Текущими педагогическими задачами являются:

  1.  Гармоничное развитие организма студентов и существенное повышение их физической работоспособности.
  2.  Воспитание устойчивой потребности студентов в физическом самосовершенствовании, самопознании и самооценке.
  3.  Воспитание дисциплинированности и трудолюбия в достижении физического совершенства.

Макроструктурный подход, используемый в КЦП, обеспечивает на практических занятиях всестороннее и гармоничное развитие личности студента, максимальную оздоровительную эффективность упражнений и выраженную профессионально-прикладную направленность педагогического процесса.

Теоретический раздел программы по физической культуре реализуется в форме лекций, консультаций и индивидуальных занятий. В технологии учебно-познавательной деятельности используются различные формы абстрактного мышления: понятия (выделение признаков), суждения (утверждение или отрицание свойств предмета) и умозаключения (обобщение суждений). В процессе формирования понятий в сфере физической культуры проводится анализ (мысленное расчленение предметов на составные части, выделение в них признаков) и синтез (интеграция частей изучаемой дефиниции).

Полученные теоретические знания становятся основой для трансформации сознания личности студентов и определяют уровень их потребностей в двигательной активности. Системный подход к познанию физической культуры стимулирует студентов к анализу фактов, их обобщению и выводам, что несомненно актуализирует их способность к ретроспективному поиску информации, её систематизации, анализу и синтезу, накоплению индивидуального информационного банка. Для познавательного процесса цель выступает в качестве идеальной модели деятельности. В качестве обязательного минимума теоретической части программы определен учебный материал по следующим разделам: роль, функции и основные цели физической культуры в системе общечеловеческих ценностей и профессиональной подготовки специалистов, социально-биологические основы физической культуры; технология физического образования студентов; принципы спортивной тренировки; содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Сопряженный процесс приобщения студентов к ценностям физической культуры через теорию и практику существенно активизирует культурный потенциал личности студента, расширяет его мировоззрение, повышает духовность, способствует формированию активной жизненной позиции.

В практическом разделе программы традиционно реализуется стратегия дифференцированного подхода на трех отделениях: на основном учебном, специальном медицинском и отделении спортивного совершенствования.

Для программы физической подготовки студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальному медицинскому отделению, характер используемых средств, определение объема и интенсивности физических нагрузок осуществляется по результатам медико-биологической диагностики характера заболевания и экспертной оценки текущего состояния здоровья занимающихся. В реабилитационно-оздоровительной программе физической подготовки студентов, имеющих отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы используются базовые варианты комплексов общеразвивающих физических упражнений, допускается дифференцированное использование упражнений аэробной направленности, дыхательных упражнений.

Для группы студентов с заболеваниями органов пищеварения, нарушением обмена веществ и зрения приоритетной будет целенаправленная работа по формированию разностороннего двигательного потенциала с использованием умеренных нагрузок аэробного воздействия. В группе студентов с отклонениями в работе опорно-двигательного аппарата используются общеразвивающие физические упражнения локального и регионального воздействия, а также средства профессионально-прикладной физической подготовки.

Практический раздел программы основного учебного отделения строится с учетом повышения интереса студентов к спорту и предполагает приложение передовых спортивных технологий в практику физического воспитания. Спортивная направленность физического воспитания обеспечивает решение задач по формированию разностороннего двигательного потенциала студентов, освоение ими современной техники двигательных действий, развитие механизмов биоэнергообеспечения, формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности и обязательное участие в серии соревнований на первенство учебных групп, отделения, факультета, университета, города, республики.

Важное место в разделе занимает профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Для программного раздела отделения спортивного совершенствования характерно использование комплекса современных средств, методов и условий, с помощью которых обеспечивается высокая готовность спортсменов и её реализация в соревнованиях. Среди важнейших методологических подходов программы целесообразно выделить поэтапное освоение специальных физических нагрузок, характерных для подготовки высококвалифицированных спортсменов с учетом специфики учебного процесса в вузе, моделирование соревновательной деятельности по технико-тактическим и биоэнергетическим компонентам. На передний план выдвигается концепция индивидуального подхода к программированию спортивного совершенствования, рациональное построение учебно-тренировочного процесса, интеграция различных сторон специальной подготовки.

В основе стратегии дифференцированного определения меры индивидуально допустимых физических нагрузок по объёму и интенсивности на трех учебных отделениях заложена концепция гуманного отношения к здоровью студентов, что несомненно способствует развитию их биогенетической программы развития, обеспечивает гармонию духовного и физического совершенствования каждого студента. В данной схеме содержание комплекса педагогических заданий (подцелей третьего уровня) выступает базовой формой целевой структуры планирования учебно-тренировочного процесса.

В КЦП предусмотрено создание каталогов учебно-тренировочных заданий, что позволяет алгоритмизировать процесс достижения педагогических целей второго и первого уровня.

Академические занятия регламентируются учебным планом вуза в объеме 4 часов в неделю на первом и втором курсе, а также 2 часов в неделю на третьем году обучения. Это составляет на первом и втором курсах 140 часов в году и включает: практический раздел в 116 часов, методический раздел в объёме 20 часов и теоретический раздел - 4 часа. На третьем году обучения бакалавра объём нагрузки не превышает 70 часов (в некоторых вузах 140 часов). Из них на теоретический раздел отводится 4 часа и методический раздел - 6 часов.

Для подготовки спортсменов младших разрядов на отделении спортивного совершенствования отводится 6 часов в неделю, для подготовки квалифицированных спортсменов: 8-12 часов в неделю, в межвузовских группах спортивного совершенствования объем возрастает до 16-20 часов в неделю.

3. Основные направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба и спортивно-оздоровительного центра

Кафедра физического воспитания совместно со спортивным клубом осуществляет организацию учебного процесса по предмету "Физическая культура", а также управление спортивно-массовой работой в вузе и развитие самодеятельного спортивно-массового движения студенческой молодежи в форме активного досуга.

В комплекс мероприятий по организации педагогического процесса входят следующие приоритетные направления:

  •  патриотическое воспитание и развитие общественно значимых черт личности студентов;
  •  формирование их научного мировоззрения;
  •  организация текущего контроля и оценка физической подготовленности студентов;
  •  поэтапное формирование спортивно-технического мастерства студентов, занимающихся на отделении спортивного совершенствования;
  •  организация научных исследований по решению прикладных задач физической культуры студентов;
  •  материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса и его финансирование;
  •  оказание оздоровительных услуг студентам и населению на хозрасчетной основе.

Спортивный клуб вуза является первичной общественной спортивной организацией студентов. Его председателем избирается, как правило, один из преподавателей кафедры физического воспитания.

Спортивно-массовая работа спортивного клуба осуществляется на принципах демократии, гласности, самоуправления, широкой творческой инициативы студентов.

Наиболее значимыми целями в деятельности спортклуба являются:

  •  консолидация усилий администрации вуза, кафедры физического воспитания и спортивного актива по развитию и управлению студенческим спортивно-массовым движением;
  •  создание объективных предпосылок для гармонизации физического и духовного воспитания студенческой молодежи.

При реализации этих целей спортивный клуб вуза координирует деятельность её членов по совершенствованию спортивной работы, оказывает информационные услуги в области физической культуры, участвует в подготовке студентов-спортсменов, налаживает межвузовские и международные студенческие спортивные связи.

В вузах Российской Федерации исторически сложились традиции проведения комплексных студенческих спартакиад среди сборных команд факультетов по различным (культивируемым в вузе) видам спорта. В сфере внимания спортивного клуба находится работа по организации самостоятельных занятий студентов во внеучебное время, а также по пропаганде ценностей физической культуры, здорового образа жизни.

Наметившиеся в федеральном пространстве России тенденции коммерциализации физической культуры, приватизации её государственных форм существенно трансформировали правовые и экономические механизмы в сфере студенческого спорта. Материализованным результатом этих социально-экономических перемен явилось создание студенческих спортивно-оздоровительных центров. Являясь юридическим лицом, спортивно-оздоровительный центр имеет свой расчетный счет и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Его функции более широки и интегрируют приоритетные направления деятельности кафедры физического воспитания вуза, спортивного клуба и медицинской части.

Основными направлениями деятельности студенческих спортивно-оздоровительных центров являются:

  •  удовлетворение потребностей студенческой молодежи, а также профессорско-преподавательского состава вуза, в здоровом образе жизни и её реализации в профессиональной деятельности;
  •  внедрение в практику двигательных режимов, способствующих профилактике заболеваемости занимающихся;
  •  целенаправленные мероприятия по развитию студенческого спорта;
  •  планирование, организация и проведение прикладных научно-исследовательских работ, направленных на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса;
  •  организация учебно-методических семинаров по проблемам физической культуры;
  •  издательская и маркетинговая деятельность;
  •  организация межвузовских, всероссийских и международных студенческих спортивных соревнований;
  •  коммерческая деятельность по оказанию спортивно-оздоровительных услуг студентам и населению;
  •  финансирование оплаты работы преподавателей и тренеров, расходов на проведение соревнований;
  •  приобретение современного спортивного оборудования: тренажеров, технических средств обучения, автоматизированных систем, экипировки.

Резервами повышения эффективности работы спортивно-оздоровительных центров являются: расширение деятельности в сфере подготовки спортсменов высокого класса, организация всероссийских и международных студенческих соревнований, посредническая деятельность. С целью расширения источников финансирования целесообразна активизация работы по оказанию рекламных и оздоровительных услуг населению, издательской деятельности, организации выставок-продаж спортивного оборудования.

4. Специфические особенности работы преподавателя кафедры                   физического воспитания вуза

В практической деятельности преподавателю физического воспитания необходимо решать целый комплекс педагогических, организационных и управленческих задач. Преподаватель физического воспитания не ограничивается только проведением академических занятий со студентами, но и активно занимается тренерской работой, выступает в роли организатора спортивных соревнований, выполняет функции спортивного судьи, инструктора-методиста, участвует в научно-исследовательской и учебно-методической работе, а также в хозрасчетной работе кафедры и спортивного клуба.

Весьма важное место в работе преподавателя физического воспитания в вузе занимает организация самостоятельных занятий студентов во внеучебное время. Эта работа осуществляется как на спортивной базе кафедры, так и в студенческом городке. Помимо этого преподаватель выполняет контролирующие функции, осуществляя прием контрольных нормативов и зачетов.

Профессиональные обязанности преподавателя кафедры дифференцированы в соответствии с его квалификацией и статусом.

В обязанности преподавателя входит проведение учебно-практических занятий, индивидуальная работа с отстающими в физическом развитии студентами, прием контрольных нормативов и зачетов, учебно-методическая работа, организация и проведение соревнований, целенаправленная работа по повышению спортивно-технического мастерства студентов-спортсменов.

В обязанности старшего преподавателя (заместителя декана по физическому воспитанию) входит:

  •  комплектование групп студентов в учебных отделениях и контроль за перемещением студентов в течение учебного года, комплектование спортивных команд факультета;
  •  осуществление помощи студентам-спортсменам, нацеленной на сочетание их обучения в вузе с активными занятиями спортом, проведение на факультете работы по наглядной агитации и пропаганде спорта.

В круг обязанностей старшего преподавателя, ответственного за учебно-методический раздел работы (заместитель заведующего кафедрой по учебной работе) входит:

  •  осуществление контроля за качеством проведения учебно-тренировочных занятий;
  •  распределение почасового фонда;
  •  контроль за его расходованием;
  •  организация приема контрольных нормативов, зачетов и экзамена по физической культуре;
  •  контроль за выполнением распоряжений по кафедре и составлении отчета по учебно-методической работе.

Основными обязанностями заведующего кафедрой физического воспитания являются:

  •  организация учебно-воспитательного процесса и контроля за качеством проведения учебных занятий;
  •  разработка стратегии перспективного развития массового спорта в вузе;
  •  руководство научно-методической работой;
  •  внедрение научной организации труда;
  •  составление сметы по штатному финансированию;
  •  руководство хозрасчетной деятельностью;
  •  повышение квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персонала кафедры.

Эффективность профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания определяется идентичностью его профессионально-значимых черт личности профессиональному профилю работы. Мера соответствия по таким параметрам как коммуникабельность, экстравертированность, доброжелательность, уравновешенность нервной системы, уровень личной физической культуры является объективной предпосылкой формирования его профессиональной компетенции и успешности педагогической деятельности в вузе.

Преподаватель вуза обязан систематически повышать уровень профессиональных знаний, умений и навыков:

  •  в совершенстве владеть предметом специализации (знать историю, технико-тактические особенности и психологические аспекты вида спорта);
  •  знать методику обучения и тренировки, способы организации и управления педагогического процесса;
  •  уметь составлять необходимые документы планирования и отчетности.

В круг его профессиональных обязанностей входит систематическая и целенаправленная работа по совершенствованию индивидуального стиля педагогического мастерства. Он должен быть всегда доброжелательным, жизнерадостным; обязан тщательно продумывать содержание урока, проводить занятие только в спортивной форме, отвечающей современным эстетическим требованиям, соблюдать дисциплину труда и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности.

Список рекомендуемой литературы

  1.  Булич Э.Г  Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М., 1986.
  2.  Дифференциация физкультурного образования учащихся основной общей школы: Учебное пособие. - Тюмень, 1997.
  3.  Каинов А.Н., Калинин В.Е., Калинина Л.В., Макаренко Т.М. Методика подбора средств баскетбола для урока ФК в ООШ. - Волгоград, 2003.
  4.  Купер К. Новая аэробика. - М., 1979.
  5.  Лечебная физическая культура: Справочник /Под ред. В.А.Епифанова. - М., 1987.
  6.  Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И. и др. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. - М., 1997.
  7.  Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., 1998.
  8.  Макаренко Т.М., Калинина Л.В., Гаврилова Л.Г., Курдяева О.А. Методика подбора средств волейбола для уроков ФК в ООШ.- Волгоград, 2002.
  9.  Макаренко Т.М., Прохорова И.В. Теория физической культуры: Части I и II. - Волгоград, 1999.
  10.  Матвеев Л.П. Программа по «Физической культуре» для общеобразовательных учреждений (1-11 классы). - М,. 2002.Похлебин В.П. Уроки здоровья. - М.,1992.
  11.  Прохорова И.В., Шептикин С.А., Шаповалов С.И. Физическая культура, двигательная активность, здоровый образ жизни. Волгоград, 1998.
  12.  Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М., 1988.
  13.  Теория и методика физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – С-Пб., 1999.
  14.  Физиология человека /Под ред. Н.В. Зимкина. - М., 1975.