41526

Особенности направленного использования средств физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста

Лекция

Физкультура и спорт

Особенности направленного использования средств физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста Содержание 1. Оздоровительная физическая культура в практике физического воспитания Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью усилением функций опорнодвигательного аппарата активизацией обмена веществ. По последним данным в настоящее время только 20 населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой...

Русский

2013-10-24

84 KB

7 чел.

лекция 8. Особенности направленного использования средств физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста

Содержание

1. Оздоровительная  физическая  культура в практике физического воспитания пожилого и старшего возраста

2. Современные двигательные системы

1. Оздоровительная  физическая  культура в практике физического воспитания

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича (1969) о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12--16 МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880-3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0--9,0 МДж (1200--1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности организма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д. (энергия основного обмена). В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем до 3,5 МДж. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил, таким образом, около 2,0--3,0 МДж (500-- 750 ккал) в сутки. Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2-3 ккал/мин, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин) обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350--500 ккал в сутки (или 2000--3000 ккал в неделю). По последним данным, в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. Так, например, величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0 до 36,0 мл/кг. Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии. Синдром, или гипокинетическая болезнь, представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой. В основе патогенеза этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе). Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. «Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем», - писал академик В. В. Парин (1969). Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата. Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц» И. А. Аршавского (1967), энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат.

Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование  предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту - угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

 Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической тренировки - урежение частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кроваток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом. У лиц с брадикардией случаи заболевания ИБС выявлены значительно реже, чем у людей с частым пульсом. Считается, что увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин повышает риск внезапной смерти от инфаркта на 70 %  -- такая же закономерность наблюдается и при мышечной деятельности. При выполнении стандартной нагрузки на велоэргометре у тренированных мужчин объем коронарного кровотока почти в 2 раза меньше, чем у нетренированных (140 против 260 мл/мин на 100 г ткани миокарда), соответственно в 2 раза меньше и потребность миокарда в кислороде (20 против 40 мл/мин на 100 г ткани). Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Это обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости адекватной физической тренировки для больных, так как по мере роста тренированности и снижения потребности миокарда в кислороде повышается уровень пороговой нагрузки, которую испытуемый может выполнить без угрозы ишемии миокарда и приступа стенокардии. Наиболее выражено повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при напряженной мышечной деятельности: увеличение максимальной частоты сердечных сокращений, систолического и минутного объема крови, артериовенозной разницы по кислороду, снижение общего периферического сосудистого сопротивления, что облегчает механическую работу сердца и увеличивает его производительность. Оценка функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со средним и ниже среднего уровнем физического состояния(УФК)  обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75% ДМПК. Напротив, хорошо тренированные физкультурники с высоким УФС по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или же превышает их (100 % ДМПК и более, или три Вт/кг и более). Адаптация периферического звена кровообращения сводится к увеличению мышечного кровотока при предельных нагрузках (максимально в 100 раз), артериовенозной разницы по кислороду, плотности капиллярного русла в работающих мышцах, росту концентрации миоглобина и повышению активности окислительных ферментов. Защитную роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний играет также повышение фибринолитической активности крови при оздоровительной тренировке (максимум в 6 раз) и снижение тонуса симпатической нервной системы. В результате снижается реакция на нейрогормоны в условиях эмоционального напряжения, т.е. повышается устойчивость организма к стресс-факторам. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно важен также ее профилактический эффект, связанный с опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска. Б. А. Пирогова (1974) в своих наблюдениях показала: по мере роста УФС содержание холестерина в крови снизилось с 280 до 210 мг, а триглицеридов со 168 до 150 мг/%.

Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на стареющий организм. Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе инволюции. Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. С возрастом существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС в покое изменяется незначительно). С возрастом функциональные возможности сердца снижаются даже при отсутствии клинических признаков ИБС. Так, ударный объем сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на 30 %, развивается гипертрофия миокарда. Минутный объем крови в покое за указанный период уменьшается в среднем на 55--60 %. Возрастное ограничение способности организма к увеличению ударного объема и ЧСС при максимальных усилиях приводит к тому, что минутный объем крови при предельных нагрузках в возрасте 65 лет на 25-30 % меньше, чем в возрасте 25 лет. С возрастом также происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление, в результате к 60--70 годам систолическое давление повышается на 10-40 мм рт. ст. Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости. Скорость возрастного снижения МПК в период от 20 до 65 лет у нетренированных мужчин составляет в среднем 0,5 мл/мин/кг, у женщин - 0,3 мл/мин/кг за год. В период от 20 до 70 лет максимальная аэробная производительность снижается почти в 2 раза - с 45 до 25 мл/кг (или на 10 % за десятилетие).

 С возрастом ухудшаются и функциональные возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), начиная с 35-летнего возраста, за год снижается в среднем на 7,5 мл на 1м2 поверхности тела. Отмечено также снижение вентиляционной функции легких - уменьшение максимальной вентиляции легких (МВЛ). Хотя эти изменения не лимитируют аэробные возможности организма, однако они приводят к уменьшению жизненного индекса (отношение ЖЕЛ к массе тела, выраженное в мл/кг), который может прогнозировать продолжительность жизни.

Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина, триглицеридов в крови, что характерно для развития атеросклероза.

 Ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз) вследствие потери солей кальция. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения. Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза.

В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости - показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Например, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных. Такие физические упражнения, как ходьба, оздоровительный бег по три часа в неделю, уже через 10-12 недель приводят к увеличению МПК на 10-%. Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Выше перечисленные  данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека. Однако практика показывает, что средства и методы оздоровительной физической культуры   не имеют массового применения, что актуально на современном этапе. Широкомасштабная профилактика первичных заболеваний, особенно характерных для данного региона, внедрение в массовую физическую культуру высокоэффективных оздоровительных технологий, усиливающих эффект физических упражнений.

2. Современные двигательные системы

Формирование современных двигательных систем, видов спорта стало возможным благодаря модернизации ранее сложившихся видов спорта (стритбол, мини-футбол, пляжный волейбол, кикбоксинг,  пауэрлифтинг и др.) и взаимодействию видов спорта с другими отраслями культуры (спортивные танцы,  ритмическая гимнастика, аквааэробика и  др.). Они достаточно популярны среди всех категорий граждан  России и имеют мощный  мотивационный эффект.

Значимое место среди них занимает аэробика, систематические занятия которой не только позволяют повысить уровень мышечной тренированности и улучшить состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и доставляют огромное удовольствие занимающимся.

Термин «аэробика» часто применяется как собственное название для различных видов двигательной активности, имеющих оздоровительную направленность. Основы этого вида тренировки изложены в книге «Новая аэробика» (К. Купер, 1976). Разработанные К. Купером аэробные программы и нормы двигательной активности содержали различные виды естественных движений, такие, как ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах и др., вызывающих значительное повышение частоты сердечных сокращений и интенсивности дыхания. Тот же физиологический эффект вызывают и общеразвивающие и танцевальные упражнения, выполняемые длительное время под музыкальное сопровождение. Так называемые «аэробные танцы», предложенные Джеки Соренсен в конце 70-х годов, привлекли внимание и получили признание специалистов и любителей активного образа жизни. Это направление оздоровительных занятий, развиваясь и совершенствуясь, преобразовалось в различные виды аэробики и стало популярным во всем мире.

В настоящее время в этом виде двигательной деятельности выделено три самостоятельных направления: оздоровительная аэробика; прикладная аэробика; спортивная аэробика.

Оздоровительная аэробика – одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Над разработкой и популяризацией этого вида двигательной деятельности работают как отечественные, так и зарубежные специалисты. Характерной чертой оздоровительной аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которого поддерживается на оптимальном уровне работа сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. В 70-е годы основной целью занятий аэробикой было снижение веса. В начале 80-х годов широко распространилась система Workout, популяризатором которой явилась Джейн Фонда. Большая заслуга в разработке и обосновании программ для занимающихся разного уровня подготовленности и подготовке программ для обучения специалистов принадлежит Национальной школе аэробики (США), а также основанному в 1993 году Университету Рибок (США). В России подобная работа ведется в Москве (ЦНИИ и РГАФК), Санкт-Петербурге (С-ПбГАФК, С-ПбГУ) и других регионах страны.

В настоящее время можно выделить наиболее характерные разновидности аэробики:  

-аэробика высокой интенсивности – занятия с использованием прыжков и бега, рекомендуемые людям с высоким уровнем подготовленности;

-аэробика низкой интенсивности – преимущественное использование движений в ходьбе, полуприседе, выпаде;

-фанк-аэробика – для этого вида занятий характерна особая техника движений (пружинящие) и более свободная пластика рук, акцентируется танцевальность и эмоциональность движений;

-сити или стрит-джем – в занятия включаются сложные хореографические соединения танцевального характера, которые по мере изучения объединяются в композиции по типу вольных упражнений;

-степ-аэробика – в занятиях выполняются упражнения на специальной платформе с регулируемой высотой подъема;

-слайд аэробика – в занятии выполняются упражнения на специальной дорожке, позволяющей имитировать скольжение конькобежца;

-фитбол (резистабол) – занятия. В которых используется большой специальный мяч, на котором выполняются упражнения в положении сидя и лежа;

-аэробиксинг – разновидность занятий аэробикой с элементами бокса и его восточных разновидностей;

-гидроаэробика – занятия, проводимые в воде различной глубины;

-фитнесс или силовая аэробика – занятия, в которых для разогревания используются танцевальные аэробные упражнения, а в основной части -упражнения силовой направленности (с гантелями, бодибарами, на тренажерах), проводимые в форме круговой тренировки.

По содержанию программ оздоровительная аэробика классифицируется на программы: без предметов и приспособлений, с использованием предметов и приспособлений и программы смешанного типа.

Существует также классификация, построенная с учетом разного возраста и уровня подготовленности занимающихся:

-для дошкольников, школьников, юношеского возраста, для взрослых – молодежного, среднего и старшего возрастов;

-по полу: для женщин и мужчин;

-по уровню подготовленности: начинающие, второй, третий год обучения и т.д.

Спортивная аэробика – интенсивно развивающийся вид спорта, первые соревнования по которому прошли в США в 1990 году. С 1995 года спортивная аэробика официально признана спортивной дисциплиной. Соревновательные программы состоят из произвольных упражнений, выполняемых в интенсивном темпе и включающих сочетание ациклических сложнокоординационных упражнений. В России развивается два направления спортивной аэробики:

-спортивная аэробика, версия ФИЖ – соревнования проходят по пяти программам: индивидуальные выступления мужчин и женщин, смешанных пар, троек и групп (6 спортсменов); оценивается артистичность, техника и сложность упражнений;

-спортивная аэробика, версия ФИСАФ – четыре вида программы (соло мужчины и женщины, смешанные пары и тройки); в программу включаются два типа обязательных упражнений.

Прикладная (или вспомогательная) аэробика является дополнительным средством в подготовке спортсменов других видов спорта (разминка, ОФП, СФП, «эмоциональная разрядка»); используется при реабилитации (упражнения лечебной и профилактической направленности)  и рекреации (активный отдых, развлечения).

Оздоровительная аэробика привлекает своей доступностью, вариативностью нагрузки, эмоциональностью и возможностью изменять содержание занятия в зависимости от интересов и подготовленности занимающихся.

Занятия аэробикой оздоровительной направленности проводятся в виде урока. В практике работы используется два типа конструирования программ: свободный (фристайл) и структурный (хореографический).

Специалисты единодушны в том, что каждая из частей урока аэробики специфична и различается физиологической направленностью, содержание и техникой упражнений, а также величиной и приемами регулирования нагрузки.

Слово «фитнесс» существует без перевода во всех языках мира. Оно произошло от английского глагола «to be fit» - быть в форме, хорошо себя чувствовать, быть здоровым. Фитнесс - понятие широкое и объединяет в себе множество видов физически активной деятельности. Фитнесс - это не спорт высших достижений, а физическая культура, доступная и необходимая всем. И бег, и катание на роликовых коньках, и плавание, и велосипедные прогулки - все это можно отнести к фитнессу, так сказать, индивидуальному.         В настоящее время стало очень актуально развитие системы фитнесс-клубов. Они имеют несколько основных видов деятельности, целью которых является улучшение сердечно-сосудистой, силовой выносливости, силы как таковой, развитие гибкости, изменение композиции тела «от жировой к постной массе»,  позволяющим всем занимающимся «сохранить и молодость, и здоровье, и ясность ума».    Психологические и физиологические преимущества энергичного отдыха, заключающиеся в выполнении фитнесс программ научно обоснованы. Основой здоровья и долголетия навсегда останутся регулярные занятия физическими упражнениями, длительностью не менее 30 минут, три раза в неделю. Это может быть степ-аэробика (stair-climbing), прогулки спортивным шагом (walking briskly), велосипед. Исследование ясно продемонстрировало, что регулярно занимающиеся люди, живут дольше и чувствуют себя лучше. Исследуемые сообщали об улучшении сна, о более эффективной борьбе со стрессом, о более высоком общем энергетическом потенциале благодаря занятиям кардиореспираторным фитнессом. Изучение, также показало, что люди которые хотят быть красивее и здоровее, более ответственны за свое здоровье, когда они занимаются по фитнесс программам. Журнал "New England Journal of Medicine" в 1987 сообщил, что энергичные упражнения, сделанные в середине рабочего дня, улучшают мышление и производительность труда в течение последующих 4 - 5 часов.       Фитнесс-программы за рубежом построены таким образом, чтобы удовлетворять психологические потребности, снять утомление и развеять скуку, уменьшить неудовлетворенность работой, особенно если человек подвергается умственным перегрузкам. Активный образ жизни (fitness/life-style) способствует принятию и других здоровых форм поведения, таких как прекращение курения или снижение веса. Известная американская фирма «Johnson & Johnson» сообщила, что на 13% сократилось количество дней нетрудоспособности за первый год их участия в программе "Fitness/life-style". Невыход сотрудника на работу по различным причинам может составлять в среднем от 6 дней до 10-14 дней в год. Доказано, что физически подготовленные сотрудники достигают более высоких результатов, меньше болеют и меньше совершают непредвиденных прогулов, а потому чаще используются на ответственных должностях. Каждый без труда сможет убедиться как фитнесс-программы благотворно влияют на стресс и воспитывают в вас ощущение здоровья, которое можно самостоятельно поддерживать на высоком уровне.      

После первоначального тестирования (initial screening) включающего: измерение артериального давления; определение процента содержания жировой массы; опрос о характере физической активности до занятий фитнессом были определены реалистические цели и задачи. Занимающимся предлагается общеразвивающая программа с проработкой максимального количества мышц тела. Задача тренировки на этом этапе отработка техники выполнения упражнений и постепенное "врабатывание" клиента в фитнесс. Тренировка должна начинаться с 5-8 минутной разминки и заканчиваться 5 минутной «заминкой». Нельзя не упомянуть о важности предтренировочной растяжки всех включенных в работу мышц. Во время основной силовой части каждый тренирующийся выполняет серию упражнений на тренажерах на сопротивление, эта тренировка способствует увеличению силы мышц и координации движений. Параллельно включаются упражнения на выносливость степ-аэробика, кардиореспираторный фитнесс, танцы. На первом этапе соотношение силовые упражнения - кардиореспираторный фитнесс, должны быть один к двум, т.е. на каждые две аэробные тренировки должна приходится одна силовая.      В России  в начале 90-х годов работало несколько “народных” шейпинг-центров, в которых занималось несколько тысяч  человек, причем, многие  из них получали через районные спорткомитеты бесплатные абонементы на занятия шейпингом.      Но с приходом «рыночной экономики» появился и «рынок оздоровительных услуг». Как следствие этого обстоятельства, в фитнесс-центрах, заимствовавших «западные» методы, главным аргументом, по которому потенциальный клиент должен их предпочесть, выделить из числа многих подобных учреждений, является не результативность и осмысленность методов тренировки, а… сауна, мини-бассейн, джакузи и т.д. Одним словом, “all for pleasure” - всё для удовольствия. Таким образом, основная масса желающих не может заниматься этим видом двигательной деятельности, являющимся, как показали многочисленные исследования одним из самых популярных среди молодежи. Именно поэтому нами было проведено исследование, в котором сделана попытка разработать методику занятий оздоровительным фитнессом  в условиях обычных занятий физической культурой в учебном заведении.

Список рекомендуемой литературы

  1.  Булич Э.Г  Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М., 1986.
  2.  Дифференциация физкультурного образования учащихся основной общей школы: Учебное пособие. - Тюмень, 1997.
  3.  Каинов А.Н., Калинин В.Е., Калинина Л.В., Макаренко Т.М. Методика подбора средств баскетбола для урока ФК в ООШ. - Волгоград, 2003.
  4.  Купер К. Новая аэробика. - М., 1979.
  5.  Лечебная физическая культура: Справочник /Под ред. В.А.Епифанова. - М., 1987.
  6.  Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И. и др. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. - М., 1997.
  7.  Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., 1998.
  8.  Макаренко Т.М., Калинина Л.В., Гаврилова Л.Г., Курдяева О.А. Методика подбора средств волейбола для уроков ФК в ООШ.- Волгоград, 2002.
  9.  Макаренко Т.М., Прохорова И.В. Теория физической культуры: Части I и II. - Волгоград, 1999.
  10.  Матвеев Л.П. Программа по «Физической культуре» для общеобразовательных учреждений (1-11 классы). - М,. 2002.Похлебин В.П. Уроки здоровья. - М.,1992.
  11.  Прохорова И.В., Шептикин С.А., Шаповалов С.И. Физическая культура, двигательная активность, здоровый образ жизни. Волгоград, 1998.
  12.  Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М., 1988.
  13.  Теория и методика физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – С-Пб., 1999.
  14.  Физиология человека /Под ред. Н.В. Зимкина. - М., 1975.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2705. Что? Где? Когда? Мир вокруг нас 26.41 KB
  Внеклассное мероприятие по биологии и экологии: Что? Где? Когда? Мир вокруг нас Цель: развитие логического мышления, памяти, познавательной активности, воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к кажд...
2706. Берегите землю, берегите! 28.03 KB
  Внеклассное мероприятие по экологии Берегите землю, берегите! Цели: Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому. Привлекать к природоохранной работе. Оборудование:  плакаты, рисунки учащихся,  выставка экол...
2707. Устный журнал — Зеленая жемчужина 31.91 KB
  Внеклассное мероприятие по экологии. Устный журнал — Зеленая жемчужина Цели и задачи: сохранение сосновых и еловых насаждений Ульяновской области, формирование у обучающихся понимания единства человека и природы, вовлече...
2708. Путешествие по заповеднику 35.64 KB
  Внеклассное мероприятие: экологическая познавательная игровая программа Путешествие по заповеднику Хакасский Проводится для учащихся 2-го класса. Цели: 1) развитие познавательного интереса к природе, выработка умения видеть необычное в привычном,...
2709. Внеклассное мероприятие. Викторина Своя игра 24.43 KB
  Внеклассное мероприятие. Викторина Своя игра СИНИЙ РАУНД. 1. Тема: Фольклор, продолжи вторую часть пословицы и поговорки: 10- Пришла беда -… 20- Искру туши до пожара, беду ….. 30- Не зная броду, 40- Перемелется … 50- Ученье-свет, а … Тема: Сказо...
2710. От деревянного острога до современного жилья 392.18 KB
  Внеклассный урок по теме. От деревянного острога до современного жилья Подготовка к уроку. Класс разбивается на 2 группы. каждый получает две цветных карточки небольшого размера (красную и зеленую). Оборудование. компьютер (ноутбук), мультиме...
2711. Энергетика: вчера, сегодня, завтра 34.55 KB
  Деловая игра телемост, Энергетика, вчера, сегодня, завтра Цель, развитие экономического и экологического мышления учащихся на основе межпредметной интеграции учебных предметов географии, экологии, литературы, немецкого языка. Суть игры: Иг...
2712. День защиты Земли 136.24 KB
  День защиты Земли Цель занятия: Сформировать представление о различных типах корневых систем растений. Закрепить знания о почве, как о факторе, необходимом для жизни растений. Повторить правила поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к п...
2713. Жизненные формы организмов. Ритмы жизни 29.97 KB
  Жизненные формы организмов. Ритмы жизни (урок по экологии в 10-м классе) Цель: познакомить учащихся с жизненными формами организмов и ритмичностью в живой природе. Задачи: 1. Дать классификацию жизненных форм организмов растений и животных. 2. Форми...