41529

Общая характеристика системы физического воспитания в общеобразовательной школе

Лекция

Физкультура и спорт

Общая характеристика системы физического воспитания в общеобразовательной школе Значение и задачи школьного физического воспитания Принципы методы и средства школьного физического воспитания Формы проведения школьного физического воспитания Организационное обеспечение урока физической культуры Гигиенические основы физического воспитания в ООШ. Значение и задачи школьного физического воспитания. Социальнопедагогическое значение направленного использования средств физического воспитания заключается в следующем:...

Русский

2013-10-24

89 KB

38 чел.

лекция 2. Общая характеристика системы физического воспитания в общеобразовательной школе (2 часа)

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Значение и задачи школьного физического воспитания
  2.  Принципы, методы и средства школьного физического воспитания
  3.  Формы  проведения школьного физического воспитания
  4.  Организационное обеспечение урока физической культуры
  5.  Гигиенические основы физического воспитания в ООШ.

1. Значение и задачи школьного физического воспитания.

    Школьный возраст является главным в становлении человека. В этом возрасте человек получает среднее образование, Именно в этот период происходит физиологическое “созревание” организма , закладываются основы крепкого здоровья, осуществляется подготовка человека к труду, к службе в армии.  В период обучения в школе ребенок находится в среде многогранного воспитания, одной из частей которого является физическое воспитание. Безусловным является тот факт, что гармоничное развитие личности возможно при условии  рационально организованной и систематически осуществляемой двигательной деятельности ребенка, а также при условии формирования у школьника основных представлений о физической культуре и  здоровом образе жизни .

К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. В соответствии с системой общего образования этот возрастной период подразделяется на три этапа: младший, средний и старший.

Социально-педагогическое значение направленного использования средств физического воспитания заключается в следующем:

- закладывается фундамент гармоничного физического развития, крепкого здоровья, всестороннего физического образования и воспитания;

- поддерживается хорошая физическая и умственная работоспособность;

- рационально организуется досуг детей;

- повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая и трудовая культура.

Необходимо также исходить из того, что повседневная организованная двигательная активность удовлетворяет естественную  потребность растущего организма в движениях и повышает сопротивляемость организма неблагоприятным внешним условиям, а также позволяет управлять интенсивным развитием форм и функций организма.

К сожалению, печальные данные статистики свидетельствуют о том, что более 60% школьников имеют отклонения в состоянии здоровья, причем за время обучения с 1 по 8 класс количество здоровых детей снижается в 3-4 раза и к моменту окончания школы практически здоровыми могут быть признаны лишь 20% школьников. Существует ряд причин такого положения. Одна из них:  недостаточная финансовая обеспеченность и, отсюда, слабая материально-техническая база школы (по санитарно-гигиеническим нормам потребность общеобразовательных школ в спортивных залах удовлетворена лишь на 30% , а в бассейнах - лишь на 10%). Соответственно, нельзя говорить о полноценной постановке физкультурно-оздоровительной работы в школе.

 Нельзя забывать о том, что в настоящее время общество переживает трудный   период своего развития и это отражается на психическом состоянии его граждан, особенно юных граждан, не всегда способных объяснить себе социальные трудности жизни. Постоянная психическая напряженность не может не сказываться негативно на состоянии здоровья детей, которым, при этом, приходится испытывать значительные физические,  интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в период  обучения. В этой связи необходимо отметить не только условия жизни и обучения, в которых  вынужденно находится учащийся современной школы, но и  качество получаемого им образования, не всегда соответствующего требованиям сегодняшнего дня, особенно в части физической культуры, которая призвана вооружать обучающихся в школе знаниями и умениями физического самосовершенствования и предупреждения появления патологических сдвигов в организме. Последний тезис подтверждается вышеприведенными статистическими данными.

Физическое воспитание, благодаря своей потенциальной способности непосредственного воздействия на нервные процессы, определяющие физическое и психическое здоровье человека, может и должно снижать психическую напряженность детей и, таким образом, уменьшать ее негативное влияние на организм ребенка.

Многогранность и разнообразие самого физического воспитания должны рассматриваться через следующие основные категории, характеризующие его суть: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень развития двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры. Вышеуказанные категории определяют направленность и содержание задач, решаемых в школьном физическом воспитании, которые делятся на общие и частные.

В числе наиболее общих задач физического воспитания могут быть названы следующие: общая физическая подготовка (базовая), специальная профессиональная физическая подготовка, активный отдых и оздоровление, спортивная подготовка. Каждое направление раскрывается рядом частных задач, которые, имея общую структуру ,  меняют при этом свое содержание с учетом основного направления работы. Так, например, каждая общая задача будет дифференцироваться тремя основными группами частных: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

2. Принципы, методы и средства школьного физического воспитания

Процесс реализации  указанных задач должен происходить на основе принципов системы физического воспитания , дидактических принципов, а также принципов методик развития физических качеств и обучения двигательным действиям. Вспомним основные из них.

   Система физического воспитания  может эффективно функционировать при условии соблюдения: принципа гармоничного и всестороннего развития личности; принципа прикладности (взаимосвязи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой); принципа оздоровительной направленности физического воспитания. Система школьного физического воспитания содержит в себе те же основополагающие принципы, а человек, имеющий отношение к данной системе, безусловно, должен руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности.

Принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и динамичности составляют методическую основу дидактики и потому имеют непосредственное отношение к методике проведения школьных уроков физической культуры, где процессы обучения и направленного развития занимают ведущее место. Каждый из названных принципов имеет свое место для реализации в ходе планирования учебно-воспитательного процесса и в процессе обучения, методика которого подбирается с учетом конкретно поставленных задач, возраста детей и их подготовленности (Лекция 5).

В лекциях, посвященных методикам развития  двигательных способностей и обучения двигательным действиям, приводились многочисленные методические принципы, соблюдение которых в практике позволяет сделать учебно-воспитательный процесс наиболее результативным и соответствующим принципам системы физического воспитания.

Отдельно выделим современные принципы школьного физического воспитания: принцип развивающего обучения, принцип воспитывающего развития и воспитывающего обучения, которые объединяют в себе закономерности построения процессов обучения, развития и воспитания. Для дальнейшего эффективного восприятия методических основ построения школьного урока физической культуры следует повторить ранее пройденный материал (Лекции  3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).

Методика школьного физического воспитания, как и любая другая методика, содержит в себе комплекс методов, средств и методических приемов, находящихся в строго определенной взаимосвязи и последовательности и позволяющих решать поставленные задачи.

Методы физического воспитания подробно рассматривались в Лекции № 4 и поэтому мы не будем долго останавливаться на их характеристике, скажем лишь, что каждый из известных нам методов может быть использован и в школьной методике физического воспитания.

Как вы помните, методы физического воспитания делятся на две относительно самостоятельные, но взаимосвязанные группы: общепедагогические методы и методы упражнения. Дальнейшая их классификация приведена в таблице (см. ниже).

ТАБЛИЦА 1

               

МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Общепедагогические методы

Методы упражнения

Наглядные

Словесные     

Методы строго

Методы частично

регламентиров.упражнения (МСРУ)

регламентиров. упражнения (МЧРУ)

1.Натур.показ

1.Рассказ

1.Целостный

2.Расчлененный

1.Игровой

2.Соревновательный

2.Демонстрация пр при помощи техн.средств,графиков

2.Объяснение

3.Команда

4.Подсчет

5.Обсуждение

6.Лекция

3.Стандартный

4.Переменный

5.Непрерывный

6.Повторный,

  интервальный

3.Метод ориентирования

7.Методы комбинированного упражнения

Использование тех или иных методов физического воспитания на занятиях по физической культуре в школе будет определяться поставленной задачей, возрастом детей и их подготовленностью. Так, например, задача урока физической культуры может иметь направленность на обучение какому-либо элементу, но, учитывая разность технической и физической подготовленности детей данного класса, учитель может использовать для решения данной задачи в различных  случаях целостный или расчлененный (аналитический) методы обучения. Таким же образом обстоит дело с использованием методов преимущественного развития физических качеств (стандартно-непрерывного, повторно- переменного и др.): направленность урока на решение задачи развития общей выносливости будет определять использование стандартно-непрерывного метода, но в младшем школьном возрасте для решения такой задачи учитель отдаст предпочтение методам комбинированного упражнения, связанным с частой сменой заданий, темпа и времени выполнения  заданий,  поскольку детям этого возраста сложно выполнять длительную и монотонную нагрузку.

Основные требования к использованию методов упражнения в процессе обучения сводятся к следующим:

- простые упражнения являются эффективными до тех пор, пока есть необходимость преодоления координационных трудностей;

- не все двигательные действия должны быть доведены до навыка, так как некоторые из них не используются в быту, труде, спорте, а некоторые будут и дальше совершенствоваться с учетом изменившегося уровня физического развития.

Из сказанного следует, что характер и конкретный порядок сочетания методов определяется:

  1.  Задачами учебно-воспитательного процесса;
  2.  Особенностями занимающихся;
  3.  Особенностями изучаемого материала;
  4.  Внешними условиями учебной работы.

Подробнее на особенностях использования методов физического воспитания остановимся при рассмотрении 2 вопроса, сейчас же основная наша задача - вспомнить существующую классификацию методов. Нельзя забывать, что кроме названных методов в физическом воспитании используются методы  организации, контроля, дозировки, страховки и др.

Если методы физического воспитания - это способы решения поставленной задачи, то средства  физического воспитания - это те необходимые “инструменты” ,при помощи которых мы достигаем поставленную цель. Вспомним основные группы средств физического воспитания:

- физические упражнения;

- оздоровительные силы природы;

- гигиенические факторы.

Подробная характеристика названных групп давалась в Лекции № 3, в настоящий момент дадим характеристику их использования с учетом специфики школьного физического воспитания  . Физические упражнения, безусловно. являются основной группой средств физического воспитания в школе, поскольку , как следует из определения, физические упражнения - это двигательные действия, специально организованные для решения задач физического воспитания. При этом физические упражнения обладают всеми необходимыми свойствами для строгой организации и регуляции процесса школьного физического воспитания: они хорошо дозируемы, могут оказывать как локальное, так и общее воздействие, выполнение их всегда находится под контролем учащегося и учителя и т.д.

 Как говорилось ранее, в школе дети, в основном,  получают базовую физическую и техническую подготовку и поэтому ведущую роль в процессе обучения, например, играют основные упражнения, основу которых составляют естественные движения и аналитические движения, используемые для развития координационных способностей учеников; подводящие и подготовительные упражнения, являющиеся вспомогательными, составляют основу методики обучения технике двигательных действий (особенно из различных видов спорта) на первом этапе. Группы более узконаправленных упражнений ,таких как соревновательные, имитационные, идеомоторные также имеют место в школьной методике при решении образовательных задач.

Вспоминая другие виды упражнений (по форме движения - вращательные, поступательные; по мощности выполняемой работы - максимальные, субмаксимальные, большой и умеренной мощности; по характеру движения -циклические, ациклические и смешанные, и др.) можно с уверенностью говорить о непременном использовании всех названных видов упражнений в методике школьного физического воспитания. Отличие наличия в школе различных физических  упражнений по сравнению с более специальными видами физической подготовки (например, спортивной) заключается лишь в относительно небольшом объеме и интенсивности использования наиболее сложных их видов .

Значение двух других групп средств неоценимо для школьного физического воспитания. Подробная характеристика этих групп давалась в Лекции № 3, приведем лишь показательный пример эффективности использования оздоровительных сил природы и гигиенических факторов. Мысленно сравните урок физической культуры, проведенный в зале и на свежем воздухе, например, в зимнее время (снег, мороз, может быть ветер и жесткий наст на снегу). Сразу становится понятной разница и в проведении урока, и, главное, в силе воздействия данного занятия на организм школьника. Примером важности использования и учета гигиенических средств физического воспитания может служить сравнение эффектов от проведения урока физической культуры в чистом зале физкультуры или в пыльном помещении, при несоблюдении элементарных санитарно-гигиенических норм. Регулярное использование средств закаливания. связанное с ним уменьшение количества простудных заболеваний у ребенка также является примером эффективного использования гигиенических факторов в качестве средств физического воспитания в школе.

3. Формы проведения школьного физического воспитания и организации детей на занятиях по физической культуре

Физическая культура детей школьного возраста осуществляется в трех сферах:

- в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования;

- в организациях, осуществляющих  внешкольные занятия физическими упражнениями;

- в семье.

Для каждой сферы характерны конкретные формы занятий. Всего выделяют 4 основные формы:

- учебные занятия (классно-урочные);

- занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы;

- внеклассные занятия физическими упражнениями;

- внешкольные занятия физическими упражнениями.

Далее рассмотрим основы  построения процесса физического воспитания школьников. Процесс физического воспитания имеет две стороны: содержание и форму. Выше мы касались в основном вопросов содержания школьного физического воспитания, далее будем говорить о существующих формах осуществления этого процесса.

В  теории и методике физической культуры принято выделять две основные формы проведения занятий: урочную и неурочную. Занятия типа урока имеют свои специфические признаки, сводимые к проведению занятий по расписанию, под руководством преподавателя  в строго определенные временные рамки. Таким образом, урок - это строго организованная и профессионально обеспеченная форма занятий и поэтому  она является основной формой школьного физического воспитания.

Вспомним основные составляющие урочной формы занятий: содержание и структуру. Если содержание урока составляют конкретные физические упражнения,  определенные действия учителя и учащихся в процессе урока, а также внутренние  изменения состояния организма занимающихся под воздействием вышеназванных компонентов содержания, то структура - это всегда взаимосвязь элементов содержания, таким образом, суть внешней структуры  урока будут составлять взаимосвязи физических упражнений и взаимосвязи действий учителя и учащихся (от того, насколько они согласованы, зависит, например, моторная плотность урока  и др.), а внутреннюю структуру урока характеризуют взаимосвязи происходящих внутри организма физиологических, биохимических, психологических изменений (структура и последовательность этих изменений должна соответствовать поставленной задаче урока). Общепринятым уровнем структуры урока является его трехчастное деление (подготовительная, основная, заключительная). Но, как следует из ранее сказанного, мало урок поделить на три части, необходимо еще продумать взаимосвязь физических упражнений и действий учителя и учащихся внутри каждой части, что и составляет второй и третий уровни структуры урока физической культуры.

 Становится очевидным тот факт, что от того, насколько хорошо учитель продумает содержание своей деятельности и последовательность своих действий и действий учеников, зависит успешность решения поставленных задач, величина физической нагрузки для детей, а также качество урока и отношение к нему учащихся.

Существует множество вариантов сочетания компонентов урока,  а значит и множество типов и видов урока. Вспомним основные из них.

ТАБЛИЦА 2

         Вид урока

       Тип урока

        1. Одновидовой

           - урок легкой атлетики

           - урок баскетбола

           - урок гимнастики и т.д.

        2. Комбинированный

          - урок акробатики и волейбола

        - урок баскетбола и гимнастики

             и т. д.

  1. Урок освоения нового материала

  2. Урок совершенствования

3. Контрольный урок

4. Урок смешанного типа :       - урок совершенствования и освоения нового материала  и др.

                                                    Комплексный урок

 Об особенностях использования данных типов и видов уроков в различные возрастные периоды поговорим ниже (3 вопрос лекции).

К неурочным формам принято относить занятия, которые проводятся в более свободном режиме (не обязательно по расписанию и не всегда в строгие временные рамки) и имеющие более узкую направленность решаемых задач. В школе это могут быть секции по виду спорта, все физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, подвижные игры на переменах и физкультурные занятия в группе продленного дня. Эти формы занятий имеют безусловное значение, так как увеличивают объем двигательной активности школьника, обеспечивают (при условии регулярного их проведения) долговременную адаптацию детей к физическим нагрузкам и позволяют закреплять и совершенствовать владение двигательными действиями, освоенными на уроках физической культуры. Подробно неурочные  формы занятий будут рассмотрены в 5 вопросе настоящей лекции.

4. Организационное обеспечение урока физической культуры

Под организационным обеспечением урока понимают:

- организацию общего порядка учебной деятельности;

- управление занимающимися ;

- организацию материально-технических условий занятия;

- организацию работы помощников.

Организация общего порядка учебной деятельности осуществляется в 4-х организационно-методических формах:

1) Фронтальная (общегрупповая) организация деятельности занимающихся;

   Ее варианты:

    - одновременное выполнение задания всеми;

    - попеременное выполнение (в парах по очереди);

    - посменное (“волнами” по несколько человек);

    - поточное (один за другим);

2) Звеньевая организация (у каждой группы свое задание);

3) Индивидуальная организация:

   - у каждого свое задание;

   - у всех одно задание, но различный темп выполнения;

4) Круговая организация.

Способы управления учащимися:  команды, распоряжения, указания, подсчет, зрительные и звуковые условные сигналы.

Применение названных способов организации общего порядка деятельности и управления занимающимися зависит от типа и вида урока, возраста и подготовленности учащихся, материально-технической базы, намеченной кривой физической нагрузки. Так, например, фронтальное размещение и одновременное выполнение заданий способствуют повышению моторной плотности урока; групповое размещение и посменное выполнение повышают эффективность процесса обучения, а индивидуальное размещение и посменное выполнение позволяют лучше контролировать качество самостоятельной работы. На особенностях использования  данных способов организации детей на уроке в различные возрастные периоды мы остановимся ниже.

5. Гигиенические основы физического воспитания в общеобразовательной школе

К числу гигиенических требований в физическом воспитании относятся требования:

- к местам занятий;

- к спортивной одежде;

- к спортивной обуви;

- к личной гигиене;

- к нормированию нагрузок.

Так как подробно весь этот материал рассматривается в курсе гигиены, мы не будем останавливаться на каждой группе требований напомним лишь основные гигиенические нормы места проведения занятий и требования по организации занятий.

Требования к местам проведения занятий:

- температура в зале 15-17 градусов;

- батареи должны быть закрыты;

- влажная уборка должна проводиться 2-3 раза в день;

- состояние спортивных снарядов и оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности;

- освещенность зала должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

Требования по нормированию физических нагрузок на уроках физической культуры:

1) организовывать занятия нужно с учетом состояния здоровья учащихся;

       2) подбирать упражнения нужно с учетом возрастно-половых особенностей детей;

       3) дозировать нагрузку необходимо адекватно подготовленности занимающихся;

       4) обязательны для соблюдения дидактические принципы физического воспитания;

       5) регулярное проведение врачебного и педагогического контроля за состоянием организма занимающихся, их физическим развитием и физической подготовленностью.

Список рекомендуемой литературы

  1.  Булич Э.Г  Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М., 1986.
  2.  Дифференциация физкультурного образования учащихся основной общей школы: Учебное пособие. - Тюмень, 1997.
  3.  Каинов А.Н., Калинин В.Е., Калинина Л.В., Макаренко Т.М. Методика подбора средств баскетбола для урока ФК в ООШ. - Волгоград, 2003.
  4.  Купер К. Новая аэробика. - М., 1979.
  5.  Лечебная физическая культура: Справочник /Под ред. В.А.Епифанова. - М., 1987.
  6.  Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И. и др. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. - М., 1997.
  7.  Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., 1998.
  8.  Макаренко Т.М., Калинина Л.В., Гаврилова Л.Г., Курдяева О.А. Методика подбора средств волейбола для уроков ФК в ООШ.- Волгоград, 2002.
  9.  Макаренко Т.М., Прохорова И.В. Теория физической культуры: Части I и II. - Волгоград, 1999.
  10.  Матвеев Л.П. Программа по «Физической культуре» для общеобразовательных учреждений (1-11 классы). - М,. 2002.Похлебин В.П. Уроки здоровья. - М.,1992.
  11.  Прохорова И.В., Шептикин С.А., Шаповалов С.И. Физическая культура, двигательная активность, здоровый образ жизни. Волгоград, 1998.
  12.  Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М., 1988.
  13.  Теория и методика физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – С-Пб., 1999.
  14.  Физиология человека /Под ред. Н.В. Зимкина. - М., 1975.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63077. Правильные и неправильные глаголы 40.61 KB
  Соответствия словам русского языка: cловам на -ция (революция, нация, абстракция) соответствуют английские слова на -tion (revolution, nation, abstraction); словам на -сия (профессия, экспрессия) соответствуют английские слова на -sion (profession, expression).
63078. Методика викладання географії. Самостійні роботи 239.5 KB
  Незважаючи на різноманітні трактування поняття «критичне мислення», загальний зміст їх зводиться до такого: критично мислити – значить усвідомлено оцінювати, міркувати, мислити, тобто проявляти людиною психічну...
63080. Методика проведення вступного інструктажу під час уроку виробничого навчання на тему «Підготовка самохідних машин до роботи» 59.77 KB
  Метою курсової роботи є закріплення, поглиблення й систематизація наукових знань і практичних навичок студентів з проведення вступного інструктажу на тему: «Підготовка самохідних машин до роботи».
63081. Уроки физической культуры в начальных классах 3.14 MB
  Уроки физической культуры — основная форма обучения, воспитания и развития учащихся. В процессе обучения физическим упражнениям дети с нарушениями интеллекта приучаются выполнять их в различных условиях: утром при проведении зарядки, на уроках письма, математики, ручного труда.
63082. РОЗВИТОК МОРСЬКИХ ПОРТІВ У КОНТЕКСТІ РОЗШИРЕННЯ ТРАНСПОРТНО-РОЗПОДІЛЬЧОГО ТА ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦІАЛУ УКРАЇНИ 29.48 KB
  Загальна характеристика проблеми Чинники які обумовлюють зростаючу роль морських портів. У цьому контексті зростатиме роль морських портів як однієї із найважливіших ланок національної транзитно-транспортної інфраструктури.
63085. Географія основних галузей промисловості світу 19.56 KB
  Мета: формувати в учнів систему знань про основні галузі промисловості світу; продовжити навчання учнів навичкам колективної роботи в ході вивчення нового матеріалу; вдосконалення вміння учнів працювати із компютером статистичним матеріалом складати...