41552

Финансовая система государства

Конспект

Финансы и кредитные отношения

Основы теории финансов. Взаимосвязь финансов с другими категориями. Функции финансов. Финансовый механизм. Общее понятие о финансовой системе государства. Сферы и звенья финансовой системы, краткая характеристика финансов субъектов хозяйствования. Место и роль государственных финансов в финансовой системе. Бюджетное устройство, его понятие. Принципы построения бюджетной системы. Основные этапы бюджетного процесса. Роль и функции государственного казначейства

Русский

2017-03-09

1.87 MB

0 чел.

Конспект лекций по дисциплине

«Финансовая система государства»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИИ

  1. Основы теории финансов
  2. Взаимосвязь финансов с другими категориями
  3. Функции финансов
  4. Финансовый механизм

Контрольные вопросы к теме №1

ТЕМА 2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И МЕХАНИЗМ ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

  1. Органы управления финансами, их задачи и функции
  2. Финансовая политика как составная часть экономической политики
  3. Бюджетно – налоговая политика как основной инструмент регулирования экономических процессов
  4. Содержание денежно-кредитной (монетарной) политики

Контрольные вопросы к теме №2

ТЕМА 3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

  1. Общее понятие о финансовой системе государства
  2. Сферы и звенья финансовой системы, краткая характеристика финансов субъектов хозяйствования.
  3. Место и роль государственных финансов в финансовой системе

Контрольные вопросы к теме №3

ТЕМА 4. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

  1. Бюджетное устройство, его понятие
  2. Принципы построения бюджетной системы
  3. Основные этапы бюджетного процесса
  4. Роль и функции государственного казначейства

Контрольные вопросы к теме №4

ТЕМА 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

  1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства
  2. Бюджетная классификация
  3. Основные показатели, устанавливаемые Законом о республиканском бюджете

Контрольные вопросы к теме №5

ТЕМА 6. СОДЕРЖАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА, ФОРМЫ МОБИЛИЗАЦИИ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО УРОВНЯМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

6.1. Особенности формирования доходной базы бюджета в рыночной экономике

6.2. Состав и структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь

6.3. Неналоговые доходы, их состав, содержание

Контрольные вопросы к теме №6

ТЕМА 7. НАЛОГИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

  1. Сущность налогов как социально-экономической категории
  2. Функции налогов, их характеристика и взаимосвязь
  3. Принципы системы налогообложения и требования к ней
  4. Исторические аспекты развития науки о налогах

Контрольные вопросы к теме №7

ТЕМА 8. ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

  1. Элементы налога и налоговая терминология
  2. Субъекты налоговых отношений и виды налогооблагаемой деятельности
  3. Объекты налогообложения и источники уплаты налогов
  4. Налоговые льготы
  5. Классификация налоговых платежей

Контрольные вопросы к теме №8

ТЕМА 9. НАЛОГИ И ОТЧИСЛЕНИЯ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В ОТПУСКНУЮ ЦЕНУ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ (КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ)

  1. Платежи, уплачиваемые предприятием при пересечении таможенной территории Республики Беларусь
  2. Налог на добавленную стоимость
  3. Акцизы

Контрольные вопросы к теме №9

ТЕМА 10. НАЛОГИ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В СОСТАВ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ

  1. Экологический налог
  2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
  3. Земельный налог
  4. Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
  5. Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  6. Отчисления в инновационные фонды
  7. Налог на недвижимость

Контрольные вопросы к теме №10

ТЕМА 11. НАЛОГИ И СБОРЫ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ИЗ ПРИБЫЛИ (ДОХОДА)

  1. Налог на прибыль
  2. Налог на прибыль иностранных организаций, осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство
  3. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство

Контрольные вопросы к теме №11

ТЕМА 12. ОСОБЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

  1. Налог при упрощенной системе налогообложения
  2. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
  3. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
  4. Налог на игорный бизнес
  5. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности
  6. Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр
  7. Сбор за осуществление ремесленной деятельности
  8. Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

Контрольные вопросы к теме №12

ТЕМА 13. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

  1. Оценка практики функционирования налоговой системы Республики Беларусь
  2. Налоговая нагрузка и пути ее оптимизации
  3. Перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь

Контрольные вопросы к теме №13

ТЕМА 14. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ, ИХ РОЛЬ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  1. Расходы бюджета, их сущность, общая характеристика
  2. Расходы бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства
  3. Расходы бюджета на социальную сферу
  4. Общегосударственные расходы (на управление, национальную оборону, создание государственных  резервов и др.)

Контрольные вопросы к теме №14

ТЕМА 15. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ

  1. Понятие бюджетного дефицита, его причины  и последствия
  2. Источники финансирования бюджетного дефицита
  3. Пути сокращения бюджетного дефицита и методы сбалансирования бюджета

Контрольные вопросы к теме №15

ТЕМА 16. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ, ИХ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

  1. Социально-экономические функции местных органов власти Республики Беларусь
  2. Особенности доходной базы местных бюджетов
  3. Налоговые доходы местных бюджетов

Контрольные вопросы к теме №16

ТЕМА 17. БЮДЖЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Принципы организации бюджета Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации.
  2. Доходы бюджета союзного государства
  3. Характеристика программ, подпрограмм, мероприятий, финансируемых из бюджета Союзного государства

Контрольные вопросы к теме №17

ТЕМА 18. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

  1. Причины образования целевых бюджетных фондов, особенности формирования и использования
  2. Характеристика, назначение, направления и порядок использования фонда национального развития
  3. Характеристика, назначение, направления и порядок использования инновационных фондов

Контрольные вопросы к теме №18

ТЕМА 19. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ РОЛЬ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  1. Понятие внебюджетных фондов и их назначение
  2. Развитие социального налогообложения в Республике Беларусь
  3. Порядок формирования и использования средств Фонда социальной защиты населения

Контрольные вопросы к теме №19

ТЕМА 20. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

  1. Экономическое содержание, формы и функции государственного кредита
  2. Классификация государственных займов
  3. Государственные ценные бумаги: виды и порядок размещения
  4. Государственный долг:   содержание, виды, методы управления

Контрольные вопросы к теме №20

ТЕМА 21. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) СФЕРЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

  1. Экономическое содержание финансов предприятий
  2. Функции финансов предприятия
  3. Принципы организации финансов предприятий
  4. Финансовый менеджмент на предприятии

Контрольные вопросы к теме №21

ТЕМА 22. ФИНАНСЫ УЧРЕЖДЕНИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

  1. Общая характеристика финансов учреждений непроизводственной сферы как звена финансовой системы
  2. Финансовые ресурсы учреждений (организаций) непроизводственной сферы
  3. Планирование объемов и механизм бюджетного финансирования  непроизводственной сферы в Республике Беларусь
  4. Направления совершенствования организации финансов непроизводственной сферы

Контрольные вопросы к теме №22

ТЕМА 23. ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

  1. Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств
  2. Финансовые решения домашних хозяйств
  3. Доходы домашнего хозяйства
  4. Расходы домашних хозяйств

Контрольные вопросы к теме №23

ТЕМА 24. НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КРЕДИТА

  1. Необходимость и сущность кредита
  2. Характеристика функций кредита
  3. Общая характеристика форм  и видов кредита

Контрольные вопросы к теме №24

ТЕМА 25. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ЗВЕНЬЯ

  1. Кредитная система и кредитные отношения
  2. Банковская система и модели ее построения
  3. Характеристика специализированных кредитно-финансовых учреждений (институтов)

Контрольные вопросы к теме №25

ТЕМА 26. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ОРГАН ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

  1. Задачи и функции центральных банков
  2. Организационная структура Национального банка Республики Беларусь
  3. Функции Национального банка Республики Беларусь
  4. Операции Национального банка Республики Беларусь

Контрольные вопросы к теме №26

ТЕМА 27. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

  1. Банковская деятельность, ее принципы и общие положения
  2. Банковские операции и их виды
  3. Сущность банковских рисков, их классификация
  4. Управление банковскими рисками

Контрольные вопросы к теме №27

ТЕМА 28. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

  1. Денежно-кредитная политика и цели денежно-кредитного регулирования
  2. Классификация методов денежно-кредитного регулирования
  3. Инструменты денежно-кредитной политики
  4. Основные типы денежно-кредитной политики

Контрольные вопросы к теме №28

ТЕМА 29. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

  1. Задачи и функции Центральных банков в современных условиях
  2. Монетарная политика США
  3. Обзор монетарного регулирования в странах Еврозоны, Великобритании, Японии, Китайской народной республике

Контрольные вопросы к теме №29

ТЕМА 30. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

  1. Понятие финансового рынка, функции и модели организации
  2. Виды финансового рынка
  3. Финансовые посредники

Контрольные вопросы к теме №30

ТЕМА 31. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ. ИНВЕСТИЦИИ В ЦЕННЫЕ БУМАГИ

  1. Понятие, функции и модели рынка ценных бумаг
  2. Виды рынка ценных бумаг
  3. Формирование портфеля ценных бумаг и управление им
  4. Особенности структуры рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Контрольные вопросы к теме №31

ТЕМА 32. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

  1. Мировой финансовый кризис, причины возникновения и последствия
  2. Механизм и направления влияния мирового финансового кризиса на экономику Республики Беларусь
  3. Антикризисные меры для минимизации последствий финансового кризиса на экономику Республики Беларусь

Контрольные вопросы к теме №32

ВВЕДЕНИЕ

В курсе лекций рассмотрены вопросы, связанные с функционированием как государственных финансов, так и финансов субъектов хозяйствования, в частности:

  • экономическое содержание категории «финансы» и их функции;
  • структура и функции финансовой системы, финансового рынка, финансовых посредников;
  • основные элементы управления финансами;
  • бюджетное устройство Республики Беларусь и принципы его построения;
  • формирование и использование средств государственного бюджета;
  • функционированиекредитной системы и ее звеньев;
  • особенности организации финансов предприятия;
  • методы и инструменты денежно-кредитного регулирования;
  • особенности организации денежно-кредитного регулирования в зарубежных странах;
  • финансовая система Республики Беларусь на современном этапе.

Каждая тема содержит вопросы для самопроверки.

Пособие подготовлено в соответствии с учебной программой по данной дисциплине. Материалом для курса лекций послужили действующие акты законодательства о налогах и сборах Республики Беларусь, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, инструктивные материалы Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Ссылки на законодательные акты и инструктивные документы приведены в редакции, действовавшей на 1 февраля 2012 г.

ТЕМА 1. сущность финансов и их функции

  1. Основы теории финансов

Финансы возникли в условиях становления товарно-денежных отношений под влиянием развития государства и его потребностей в ресурсах. Впервые термин стал применяться в 13-15 веках в Италии. Финансы являются частью экономических отношений. Они опосредствуют процесс общественного воспроизводства, возникают на второй стадии воспроизводства совокупного общественного продукта, когда появляется его денежная форма. Обеспечивают распределение и перераспределение общественного продукта, позволяют сформулировать ресурсы государства, организаций и населения. Финансы как экономическая категория совокупности экономических отношений возникают в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения общественного воспроизводства.Причиной их существования является объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта, а условием –  существование государства, денег и товарного производства.

Финансы, как и деньги, являются стоимостной категорией. В чем же различие между финансами и деньгами? Деньги – это всеобщий эквивалент, а финансы «совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП)»1

. Не все денежные отношения являются финансовыми. Рассмотрим это на следующем примере. Факт совершения покупки какого-либо товара не означает, что мы вступили с продавцом в финансовые отношения. В данном случае взамен определенной суммы денег мы получили конкретное благо для удовлетворения личной потребности, то есть вступили с продавцом в товарно-денежные отношения.

В процессе финансовых отношений происходит движение стоимости, не сопровождающееся обратным движением потребительской стоимости, т.е. товара.

К основнымпризнакам финансов относятся следующие:

  • финансы не являются эквивалентом денег, они представляют собой денежные отношения;
  • не все денежные отношения относятся к финансовым, а только те из них, в результате которых осуществляется  движение стоимости, не связанное с движением товаров;
  • финансовые отношения имеют распределительный характер, т.е. они связаны не с созданием, а с распределением и перераспределением уже созданной стоимости;
  • в результате финансовых отношений создаются фонды денежных средств, т.е. суммы денежных средств, имеющие целевое назначение.

Финансы являются исторической категорией, то есть они развивались вместе с развитием экономики и общества. Можно выделить несколько этапов развития финансовых отношений. Первый этап характеризуется неразвитостью финансовых отношений, их слабым  влиянием на экономику государства (рабовладельческий и феодальный строй). На втором этапе казна государства перестала быть собственностью его главы. Однако финансовые отношения ограничивались формированием и использованием государственного бюджета. Он был единственным звеном финансовой системы (средние века). По мере развития товарно-денежных отношений и функций государства начала формироваться многозвенная финансовая система. Третий этап характеризуется высокой степенью воздействия финансов на экономику, возникновением и функционированием финансового рынка, многообразием финансовых инструментов (со второй половиныXX в).

В настоящее время сформировались две относительно самостоятельные науки о финансах – наука о государственных финансах и наука о финансах хозяйствующих субъектов. Первая изучает отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства. К ним относятся отношения между государством и организациями при взимании налогов  и сборов и получении бюджетного финансирования; межбюджетные отношения; отношения, связанные с регулированием государством и центральным банком кредитно-денежной системы и фондового рынка;  отношения между государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и получении из них социальных выплат. Наука о финансах хозяйствующих субъектов изучает круг финансовых отношений, связанных с формированием денежных фондов организаций. Совокупность этих отношений будет более подробно рассмотрена в следующих разделах курса лекций.

1.2. Взаимосвязь финансов с другими категориями

Процесс стоимостного распределения общественного продукта, в ходе которого созданная в производстве стоимость делится между субъектами хозяйствования, а у каждого из них — по целевому назначению, чрезвычайно сложен. В силу этого он осуществляется с помощью разных экономических категорий, каждая из которых выполняет специфическую, только ей присущую роль. Финансы, участвуя в стоимостном распределении, тесно связаны и взаимодействуют с такими экономическими категориями, как цена, заработная плата, кредит.

Будучи количественной мерой создаваемой в производстве стоимости, ее денежным выражением, цена предопределяет пропорции будущего стоимостного распределения, осуществляемого в соответствии с факторами производства.

Но являясь исходной основой стоимостного распределения, предопределяя его первичную структуру, цена, тем не менее, не может обеспечить ни распределения по субъектам собственности, ни функционального обособления разных частей стоимости. Связано это с тем, что все части стоимости по общему и функциональному назначению вычленяются в определенной величине не сами по себе, а только после стадии обмена. Должен обязательно произойти обмен и стоимостное распределение, чтобы все части стоимости получили конкретное воплощение в определенных количественных пропорциях.

Таким образом, процесс формирования различных частей стоимости как бы распадается на два этапа: на первом происходит перенос авансированной стоимости и создание доходов, что действительно является моментом самого производства; на втором осуществляется выделение фонда возмещения и первичных доходов в разных конкретных их формах, что составляет содержание уже следующей стадии воспроизводственного процесса — стадии стоимостного распределения, когда каждой части стоимости придается определенная количественная пропорция. Но второй этап формирования элементов стоимости осуществляется уже не с помощью цены (хотя потенциально все части стоимости в ней заложены), а посредством других экономических категорий.

В связи с этим неправомерно утверждение некоторых экономистов, будто инструментом первичного распределения стоимости на ее составные части является цена. Для выполнения ценой такой роли необходимо, чтобы все части стоимости уже на стадии производства имели самостоятельные экономические формы, которые цене осталось бы только проявить. Между тем, расчленение стоимости общественного продукта на фонд возмещения и различные виды доходов, т.е. на самостоятельные экономические формы, происходит лишь в процессе стоимостного распределения; на стадии же непосредственно производства этих экономических форм еще нет, их можно выявить лишь аналитическим путем.

Выявление в процессе экономического исследования логического основания, присущего базовому процессу, раскрывает сущность успешного и результативного действия в области денежного обращения и кредита. Именно движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты, выступает сферой, подверженной сильному воздействию внешних как экономических, так и неэкономических факторов. Поэтому необходимо определить условия различения элементов денежного обращения и кредита как сферы образования нового экономического содержания на основе предшествующей базы материальных и деятельностных условий, что и отражает содержание денежного обращения и кредита.

Исследование не расходуемой части денежных средств, выступающих как сбережения, составляющих основу инвестиций, является исходным положением к рассмотрению отражения экономических отношений в процессе создания и использования фондов, денежных средств - финансов. Предусмотрение в финансах минимально требуемого основания совершения соответствующих действий позволяет выделить отдельные фрагменты, на которые дробится финансовое действие, отражающее финансово-кредитные взаимоотношения. Возможности, открываемые через исследование отдельного элемента, заключаются в более подробном раскрытии причинно-следственных связей и сущности финансов и кредита.

Изучение роли кредита и финансов сталкивается как в теоретическом, так и в практическом плане с необходимостью проведения предварительного действия по реализации основных целей экономического субъекта. С точки зрения денежно-кредитной практики инструментарий, с помощь которого изучается сфера кредита и финансов, должен позволять достаточно точно прогнозировать ход событий на рынке. Это условие является важным звеном в организации гармоничного процесса финансирования платежей и различных расчетов. Поскольку отношения финансов и кредита присутствуют во всех экономических процессах, то велико значение изучения роли финансов и кредита в экономике.

1.3. Функции финансов

В экономической литературе нет единой трактовки функций финансов. В данном курсе лекций мы рассмотрим трифункции финансов:

  • распределительную;
  • регулирующую;
  • контрольную.

Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер, поэтому основная функция финансов –распределительная. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную сферу. Распределительная функция финансов позволяет:

  • создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;
  • осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;
  • создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, домашнего хозяйства.

Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Они позволяют регулировать экономическую деятельность в обществе. Таким образом, финансы выполняютрегулирующую функцию.

Основуконтрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Финансовые показатели позволяют дать характеристику результатов деятельности как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Что являетсяисточником финансовых ресурсов? Первичным финансовым ресурсом является сумма прибыли в сфере материального производства; с более общих позиций источником финансовых ресурсов является прибавочный продукт.

1.4. Финансовый механизм

Функции финансов реализуются посредствомфинансового механизма, т. е. системы установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, направленных на реализацию целей  финансовой политики.

Финансовый механизм- это совокупность      обеспечивающих      функционирование      государственных финансов и финансов предприятий:

  • систем нормативно-правового и информационного обеспечения;
  • финансовых рычагов;
  • финансовых стимулов;
  • финансовых методов.

Схема финансового механизма представления на рисунке 1.

Нормативно – правовое обеспечение

Финансовые методы

Финансовый

механизм

Финансовые рычаги

Финансовые стимулы

Информационное обеспечение

Рис.1 - Финансовый механизм

Нормативно- правовое и информационное обеспечениефинансовых потоков и финансовых отношений в государстве основано на:

а)Республике Беларусь правовое поле в финансовой сфере создают Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, Банковский кодекс, закон «О республиканском бюджете», а также отдельные Указы Президента Республики Беларусь и постановления Правительства.

б)финансовой дисциплины во всех ее проявлениях.

в)управленческого, маркетингового, производственного характера.

действия,     которые     обеспечиваютоптимальное     формирование    и

использование целевых фондов денежных средств государства и предприятий.

На стадии формирования целевых фондов в роли финансовых рычагов выступают налоги, обязательные отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, страховые тарифы, банковские проценты и т.п.

На стадии использования целевых фондов в роли финансовых рычагов выступают капитальные вложения, страховые возмещения, ссуды т.п.

Использование этих рычагов непосредственно влияет на направления и объемы финансовых потоков, характер финансовых отношений.

Финансовые рычаги приводят в движение финансовые потоки и финансовые отношения.

Финансовые стимулы - это конкретные экономические действия, обусловливающие количественную и качественную определенность финансовых отношений на уровне микро и макро экономики.

К числу финансовых стимулов относят:

  • льготные налоговые ставки;
  • льготные страховые тарифы;
  • льготные банковские проценты;
  • нормы ускоренной амортизации;
  • штрафы, пени, неустойки.

Использование финансовых стимулов непосредственно влияет на объемы финансовых потоков и качество финансовых отношений.

Финансовые стимулы приводят в движение финансовые потоки и финансовые отношения.

Финансовые методы - это совокупность специальных инструментов, которые позволяют управлять финансовыми потоками и финансовыми отношениями. К ним относятся финансовое планирование, финансовый анализ, финансовый контроль.

Использование финансовых методов непосредственно влияет на качество финансовых отношений.

Финансовые методы приводят в движение финансовые потоки и финансовые отношения.

Контрольные вопросы к теме №1

  1. Определите понятие «финансы». В чем заключается причина их появления?
  2. Какие условия необходимы для существования финансов?
  3. Приведите примеры финансовых и нефинансовых отношений.
  4. Определите основные различия категорий финансы и цена.
  5. Определите взаимосвязь финансов и кредита.
  6. Назовите основные функции финансов, дайте их краткую характеристику.
  7. Поясните механизм обслуживания финансами распределения совокупного общественного продукта.
  8. Дайте определение финансового механизма.
  9. Перечислите финансовые рычаги, используемые на стадии формирования целевых фондов.
  10. Что означают финансовые стимулы, перечислите основные из них.
  11. Дайте краткую характеристику основных финансовых методов.

ТЕМА 2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И МЕХАНИЗМ ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

  1. Органы управления финансами, их задачи и функции

Общее управление финансами в Республике Беларусь осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти: парламент страны, аппарат президента, правительство. В частности, Палата представителей Национального собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сборы. Президент подписывает законы (в том числе по финансовым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвращает закон или отдельные его положения на доработку в парламент. Правительство Республики Беларусь рассматривает проект государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их для обсуждения и утверждения в парламент. Обязанность правительства – принимать постановления финансового характера, направленные на реализацию принятых законов. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат.

Одним из важнейших органов управления является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую, валютную политику, утвержденную парламентом, Президентом и Правительством Республики Беларусь. В настоящее время в аппарат Министерства финансов Республики Беларусь входят следующие основные структурные подразделения:

  • Главное управление бюджетной политики;
  • Главное управление налоговой политики и доходов бюджета;
  • Главное управление финансирования социальной сферы и науки;
  • Главное управление финансов производственной сферы;
  • Главное управление финансов внешнеэкономических связей и внешнего долга;
  • Главное управление ценных бумаг и денежно-кредитного регулирования;
  • Главное управление финансирования государственных, правоохранительных органов и обороны;
  • Главное управление драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • Главное управление страхового надзора;
  • Главное государственное казначейство;
  • Главное контрольно - ревизионное управление;
  • Управление финансов агропромышленного комплекса;
  • Управление аудита;
  • Управление финансирования чрезвычайных мероприятий и капитальных вложений;
  • Управление методологии бухгалтерского учета и отчетности.

Основнымизадачами Министерства финансов являются:

  • обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
  • разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
  • эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
  • участие в организации инвестиционного сотрудничества страны и регулировании внешней государственной задолженности;
  • проведение государственной политики в области страховой деятельности, надзор за страховой деятельностью на территории страны;
  • регулирование и управление деятельностью других республиканских органов государственного управления в финансовой сфере и др.

В соответствии с данными задачами Министерство финансов выполняет следующие основныефункции:

  • осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в стране, изучает экономику и финансы отраслей, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;
  • организует работу по составлению проекта бюджета, ежегодно разрабатывает проект Закона о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет его в Совет Министров страны;
  • участвует в составлении кратко- и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;
  • разрабатывает и определяет порядок и сроки формирования и исполнения федерального (республиканского) бюджета;
  • ведет деятельность, связанную с совершенствованием налогового законодательства страны, а также подготовкой проектов международных соглашений по вопросам налогообложения;
  • определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных бюджетом;
  • обеспечивает исполнение республиканского бюджета, расписывает доходы и расходы, устанавливая их поквартальное распределение, осуществляет взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей;
  • управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;
  • участвует в составлении проекта бюджета Союзного государства, а в дальнейшем обеспечивает его исполнение;
  • определяет условия деятельности страховых организаций и их обособленных подразделений;
  • осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров, их филиалов и представительств, а также контроль за соответствием изменений и дополнений, вносимых в их учредительные документы, законодательству и др.

Органом оперативного управления финансами являетсяМинистерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основными егозадачамиявляются:

  • контроль соблюдения законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджет;
  • разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и работы налоговых органов;
  • подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами и изучение опыта их работы;
  • принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.

В соответствии с данными задачами Министерство по налогам и сборам осуществляет следующиефункции:

  • контролирует соблюдение налогового законодательства;
  • организует деятельность инспекций,  входящих в его структуру;
  • разрабатывает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики,  законодательства о налогах и предпринимательстве;
  • проводит разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и предпринимательстве, издает нормативные правовые акты по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением, уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекций: входящих в его структуру;
  • обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров и др.

Национальный банк как орган оперативного управления финансами и правительство Республики Беларусь взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики государства.

Национальный банк для достижения поставленных перед ним целей и, исходя из своих функций, имеет право осуществлять операции с белорусскими и иностранными банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и Правительством Республики Беларусь.

Перечень операций определен в гл.6 Банковского кодекса Республики Беларусь и Уставе Национального банка. К ним относятся:

  • кредитование в порядке рефинансирования;
  • расчетное и кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, Министерства финансов, казначейства Министерства финансов, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Комитета государственного контроля, Комитета по материальным резервам при Совете Министров Республики Беларусь, Государственного комитета пограничных войск, Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь, управляющих в процессе конкурсного производства по делам о банкротстве банков;
  • переучет векселей;
  • операции на рынке ценных бумаг;
  • инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;
  • управление золотовалютными резервами, операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории республики и за ее пределами;
  • покупка, продажа и мена в Беларуси и за ее пределами драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, а также драгоценных камней;
  • межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
  • прием ценностей на хранение;
  • денежные переводы и иные расчетные операции;
  • валютные операции;
  • банковские услуги правительствам иностранных государств, их центральным банкам и финансовым органам, а также международным организациям;
  • посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по распространению государственных ценных бумаг;
  • учет средств государственного и общественных фондов, определенных законодательством Республики Беларусь;
  • операции по обслуживанию государственного долга республики.

При осуществлении кредитной деятельности Национальный банк производит рефинансирование банков под залог государственных ценных бумаг. Целью рефинансирования является кредитная поддержка государственных программ, отдельных отраслей, предприятий. Банк может выступать кредитором последней инстанции, оказывая кредитную помощь банкам в целях поддержания их ликвидности для устойчивого функционирования банковской системы страны.

Операции Национального банка с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями проводятся им для пополнения и регулирования размеров золотовалютных резервов. С этой целью банк осуществляет открытие и ведение счетов в драгоценных металлах, как на территории республики, так и за ее пределами, покупку, продажу, мену, привлечение в депозит, хранение драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и драгоценных камней. Резервы иностранной валюты могут размещаться в зарубежных банках. К резервам относятся иностранные высоколиквидные финансовые активы центрального банка в конвертируемой валюте, которые предназначены для проведения денежно-кредитной политики, поддержания обменных курсов и своевременных расчетов страны по иностранным сделкам.

Национальный банк, осуществляя операции на рынке государственных ценных бумаг, выполняет функции финансового агента правительства Республики Беларусь на этом рынке, организует их размещение и обращение.

Управление финансами в отраслевых министерствах, государственных комитетах осуществляютфинансовые управления (отделы) этих ведомств. На них возложено выполнение таких функций, как:

  • составление сводных финансовых планов и прогнозов по ведомству и контроль за их реализацией;
  • проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, повышению рентабельности и максимальному увеличению денежных накоплений на подведомственных предприятиях;
  • контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях;
  • контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и служащими;
  • финансирование подведомственных предприятий и учреждений, руководство их финансовой деятельностью и т.п.

В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на предприятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсутствии — другие экономические службы (в частности, бухгалтерии). Они выполняют примерно те же функции, что и финансовые управления (отделы) министерств и ведомств, но в пределах конкретного предприятия.

  1. Финансовая политика как составная часть экономической политики

Финансовая политика государства - это программа действий правительства в сфере финансовых отношений. По своей сути - это совокупность мероприятий, связанных с материальным обеспечением воспроизводственных процессов в обществе, с регулированием этих процессов и контролем за их оптимальным развитием.

Субъектом финансовой политики выступает правительство, которое формулирует концепцию социально - экономического развития государства, предусматривает средства для ее реализации. Объектом финансовой политики являются финансовые отношения и финансовые потоки, связанные с созданием и использованием целевых фондов денежных средств государства и конкретных предприятий.

Основополагающая цель - финансовое обеспечение реализации на практике концепции социально-экономического развития государства на определенный временной период. Подцель финансовой политики - формирование целевых фондов денежных средств на уровне микро и макро экономики, как предпосылки эффективного использования доходов, созданных в обществе.

Основной задачей финансовой политики является обеспечение и оптимизация процесса создания и распределения вновь созданной стоимости.

К финансовой политике предъявляются следующие требования:

  • базирование на выводах современной финансовой науки;
  • учет    существующего     зарубежного     и     отечественного     опыта финансового и хозяйственного строительства;
  • базирование на достоверной цифровой информации;
  • учет конкретных внутренних и внешних условий развития государства.

Составляющие финансовой политики:

а)финансовая стратегия - план действий правительства на долгосрочную перспективу.

б) финансовая тактика - система мер, направленных на решение текущих задач

Финансовая тактика подчинена финансовой стратегии. В тоже время финансовая тактика может подкорректировать финансовую стратегию государства или отдельного субъекта хозяйствования.

Виды финансовой политики.

1. В зависимости от сферы финансовых интересов государства различают:

  • внутренняя финансовая политика - совокупность мероприятий по распределению и перераспределению доходов общества в рамках национальной экономики;
  • внешняя финансовая политика - это программа действий правительства в сфере международных отношений с целью привлечения в национальную экономику иностранных инвестиций, международных кредитов, добровольных пожертвований.

2. В зависимости от специфики данного этапа развития экономики различают.

  • сдерживающую политику, призванную уменьшить (сдержать) деловую активность товаропроизводителей;
  • стимулирующуюполитику,призваннуюповысить (простимулировать) деловую активность товаропроизводителей и обеспечить прирост объемов производства;
  • стабилизационную политику, призванную удержать (стабилизировать) падение национальной экономики и создать платформу для ее последующего позитивного развития.

З. В зависимости от отраслевой принадлежности финансовых отношений выделяется:

  • бюджетная политика;
  • налоговая политика;
  • кредитная политика;
  • страховая политика;
  • банковская политика;
  • амортизационная политика.

2.3. Бюджетно – налоговая политика как основной инструмент регулирования экономических процессов

Бюджетно-налоговая (фискальная) политиказаключается в воздействии государства в лице Министерства финансов Республики Беларусь при помощи Главного государственного казначейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей - увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие инфляции и устойчивый рост экономики.

Одной из основных функций казначейства является организация исполнения бюджета, т.е. формирование его доходной части и осуществление контроля за использованием расходной.

Реализация бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредствомдискреционной(активной) политики (сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой) иавтоматической(пассивной), не требующей специальных решений правительства. Оба вида активно взаимодействуют.

Для Республики Беларусь жизненно важен устойчивый экономический рост на фоне приемлемого уровня инфляции. Страна переживает трансформационный период при недостаточно развитом производстве и низкой эффективности частного сектора. Несмотря на все разнообразие применяемых мер, общее правило бюджетно-налоговой политики таково:

а) государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая государственные расходы и (или) снижая налоги в периоды спада;

б) оно сдерживает спрос в периоды подъема, тем самым сглаживая колебания экономического цикла.

В настоящий момент в бюджетной практике используют следующую классификацию бюджетных методов регулирования:

1. По уровням:

  • общегосударственное: устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общественного воспроизводства в рамках государства;
  • межтерриториальное: регулирует уровень развития территорий;
  • межбюджетное: обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • межгосударственное: регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.

Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов регулирования, которые необходимы как на стадии составления бюджета, так и при организации его исполнения. Для разработки многовариантных решений и достижения максимального эффекта необходимо обеспечить их оптимальное сочетание.

С этой целью проводится классификация форм и методов бюджетногорегулирования в зависимости от обслуживаемой ими сферы бюджетных отношений, разделив их на две группы:

Формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета;

Формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.

В первую группу включаются:

  • изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта. Этой форме соответствуют методы  регулирования: изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды;
    • предоставление налоговых привилегий. Методы регулирования, соответствующие этой форме: полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление льгот, налоговых кредитов;
    • перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов. Эта форма бюджетного регулирования предполагает использование следующих методов: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов; передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников; предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов;
      • резервирование части бюджетных ресурсов – достигается созданием  резервных фондов в составе бюджетов всех уровней: специфического бюджетного резерва в виде оборотной кассовой наличности для предупреждения кассовых разрывов при исполнении бюджета, резервов правительства и местных органов власти, целевых резервов;
      • регулирование привлечения государственных кредитов. Осуществляется посредством внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита.

Ко второй группе относятся следующие формы и методы бюджетного регулирования:

  • финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону. Методы регулирования: прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде дотаций,  субсидий, субвенций;
  • выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе. Используются следующие методы регулирования: принятие единого для всех территорий республики норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов; финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы;
  • перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы. Этой форме бюджетного регулирования соответствуют следующие методы: передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой;  передачи трансфертов в качестве дополнительного источника финансирования;
  • регулирование погашения государственного долга - предусматривает выплату долгов и уплату процентов по ним;
  • участие в формировании доходов международных организаций. Метод регулирования – уплата взносов в соответствии с международными договорами.

Кроме того, целесообразно классифицировать формы и методы бюджетного регулирования в соответствии с задачами, на решение которых они направлены. В данном случае важно обеспечить разнообразие в сочетании форм и методов первой и второй групп с целью расширения спектра их действия для достижения цели. В частности:

  • для регулирования народнохозяйственных и отраслевых пропорций могут быть использованы следующие формы и методы: изъятие части доходов экономических агентов, предоставление им льгот по налогам, приоритетное финансирование, субсидирование, дотирование;
  • регулирование доходов населения и уровня жизни могут осуществляться следующими методами: перераспределением доходов путем изъятия налогов; предоставлением налоговых льгот; выдачей субсидий, трансфертов;
  • для обеспечения социальных гарантий используется предоставление льгот на товары и услуги, целевое субсидирование;
  • выравнивание уровня социально-экономического развития регионов достигается перераспределением доходов и расходов между бюджетами территорий путем  применения методов, соответствующих этим формам бюджетного регулирования;
  • для предупреждения и ликвидации последствий нежелательных событий, предупреждения диспропорций в развитии экономики, предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий используются формы регулирования: резервирование средств бюджета и финансирование соответствующих мероприятий;
  • регулирование сальдо бюджета осуществляется посредством сокращения расходов, увеличение доходов, привлечением кредитов, займов;
  • формирование бюджета Союза Беларуси и России и участие в международных общественных и финансовых организациях обеспечивается посредством следующих форм и методов регулирования: перечислением доли Беларуси в доходной части бюджета Союза Беларуси и России; финансированием совместных программ и мероприятий, предусмотренных в расходной части бюджета Союза; уплатой взносов в международные организации и т.д.

Эффективность использования бюджетных методов регулирования воспроизводственных процессов обусловливается тем, что они гораздо легче, чем другие экономические методы, поддаются корректированию со стороны государственных органов, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

Таким образом, в условиях трансформационной экономики роль бюджета неизмеримо усилилась. Он выступает гибким инструментом экономического воздействия государства на ход воспроизводственного процесса в условиях складывающихся рыночных отношений.

2.4. Содержание денежно-кредитной (монетарной) политики

Под денежно-кредитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, направленных на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитных ресурсов, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью регулирования воспроизводственного процесса, обеспечения экономического роста, снижения уровня безработицы и инфляции.

Объектом в системе денежно-кредитного регулирования выступают денежные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства товаров (услуг), характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направления движения и т.д.

Субъектами денежно-кредитного регулирования в широком смысле являются все участники денежных отношений (субъекты денежно-кредитного сектора экономики): субъекты хозяйствования, включая институты денежного рынка; домашние хозяйства; государство (государственные структуры).

Роль каждого из субъектов определяется, прежде всего, характером экономических отношений, на базе которых складывается определенный тип управления. Вместе с тем даже в странах с развитой рыночной экономикой государство активно участвует в регулировании денежно-кредитных процессов, оказывающих весьма значительное и многоплановое воздействие на все сектора экономики. При этом государство, которое призвано реализовывать общественные интересы, осуществляет денежно-кредитное регулирование в широком смысле через деятельность практически всех своих органов исходя из задач и средств, определенных законодательством конкретной страны. Кроме Национального банка, в управлении денежными потоками со стороны государства участвуют в первую очередь Министерство экономики Республики Беларусь, которое выполняют целеустанавливающую функцию с общеэкономических позиций.

Субъекты системы денежно-кредитного регулирования воздействуют на денежные потоки (объект) в целях реализации общих и индивидуальных интересов через имеющиеся у них монетарные инструменты, используемые в определенных технологических режимах.

При рассмотрении целей денежно-кредитного регулирования наиболее принципиальным представляется разделение их на конечные (общеэкономические) и промежуточные (непосредственно монетарные). Вместе с тем каждая их этих групп классифицируется по целому ряду других критериев, например во временном либо субъектном разрезах.

Монетарный, или денежно-кредитный, сектор выполняет роль посредника, через который проходят потоки денежных средств для функционирования остальных секторов экономики, и, прежде всего реального сектора.

Для управления потоками денежных средств и формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования. Она обеспечивает движение денег в общем кругообороте товарно-денежных потоков. который образуется в процессе воспроизводства товаров и услуг, состоящем из четырех основных стадий - производства, распределения, обмена и потребления.

Следовательно, конечными целями системы денежно-кредитного регулирования являются общие цели развития экономики, которые в принципе устанавливаются исходя из глобальной (можно даже сказать естественной) функции любой трудовой деятельности - удовлетворения потребностей человека или максимизации общественного благосостояния.

В качестве основных из них наиболее часто выделяют так называемый магический четырехугольник - четыре взаимосвязанные цели:

  1. Рост производства товаров и услуг.
  2. Обеспечение занятости населения.
  3. Формирование равновесия платежного баланса страны.
  4. (обменный курс).

Существуют и другие варианты систематизированного представления общеэкономических (конечных) целей. Например, к четырем названным целям иногда добавляют достижение эффективности производства, справедливое распределение доходов, обеспечение экономической свободы.

При этом выбор реальных работающих целевых показателей представляет собой достаточно сложную методологическую и прогнозную проблему. Во-первых, имеется определенное, особенно для краткого периода, противоречие между экономическими целями. Например, целевая установка на резкое снижение темпов инфляции, реализуемая в существенной мере монетарными средствами через ограничение спроса, может послужить тормозом для достижения цели обеспечения высоких темпов производственного роста, требующего увеличения емкости внутреннего потребления наряду с необходимостью расширения экспорта. И наоборот, задание резкого повышения темпов роста производства, которое требует значительных инвестиций в условиях естественного (в частности, по технологическим причинам) отставания снижения затрат, создает повышенный денежный спрос и соответственно проблему для реализации поставленных целей по стабилизации цен. Поэтому приоритетность и уровни целевых параметров должны быть выверены на основе системы макроэкономических и эконометрических моделей. Во-вторых, постановка экономических целей предполагает одновременно формирование необходимых условий и механизмов их реализации, создающих базис, без которого целевые установки «повиснут в воздухе» и экономические процессы будут развиваться в ином направлении.

Следует отметить, что многие страны, в первую очередь европейские, в качестве определяющей экономической цели денежно-кредитного регулирования устанавливают стабильность цен. Это связано, прежде всего, с тем, что монетарные инструменты, которые непосредственно регулируют объем и цену денег, наиболее оперативно воздействуют на элементы совокупного (платежеспособного) спроса субъектов хозяйствования и, соответственно, на товарные цены.

В Банковском кодексе Республики Беларусь также определена подобная цель - «защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам».

Для реализации конечных целей органы денежно-кредитного регулирования формулируют, как правило, монетарные, или промежуточные, цели.

Можно назвать, по крайней мере, три основные причины, определяющие необходимость использования промежуточных целей в денежно-кредитном регулировании. Первая заключается в сложности четко и, прежде всего, количественно отобразить все взаимосвязи экономических и монетарных переменных настолько, чтобы непосредственно направить денежно-кредитные инструменты на достижение конечных целей. Вторая - запаздывание реакции экономики (наличие временного лага) на конкретные действия в монетарном секторе. Третья - органы денежно-кредитного регулирования часто не обладают достаточной и своевременной экономической информацией для принятия лучшего решения о прямом пути достижения конечных целей.

Принципиальными вариантами промежуточных целей денежно-кредитного регулирования, исходя из специфики денег как объекта управления, являются:

  • регулирование массы (предложения) денег: либо непосредственно одного из денежных агрегатов, либо денежной базы в определенной трактовке, либо общего для одного из основных параметров чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования;
  • регулирование цены денег на внутреннем рынке (процентных ставок и доходности инструментов финансового рынка);
  • регулирование обменного курса национальной валюты (т.е. внешней цены национальной валюты).

В определенной мере, особенно на кратком временном отрезке, три приведенные цели являются взаимоисключающими. Так, контроль за предложением денег может привести к резким колебаниям процентных ставок и особенно обменного курса, являющихся ценой специфического товара - денег, которая, в свою очередь, складывается из спроса и предложения на рынке этого товара. Вместе с тем регулирование процентных ставок, например, их понижение, создает на денежном рынке дополнительный спрос. Последний вызывает напряжение в расчетно-платежном процессе, сокращая свободные резервы банков и создавая тем самым необходимость их поддержки   со   стороны   центрального   банка.   Соответственно   теряется   контроль   за денежным предложением, возрастающим, кроме того, и за счет увеличения скорости обращения денег. Следствием этого может быть нарастание инфляции и девальвации национальной валюты. Если же принять в качестве определяющей монетарной цели стабильность обменного курса, то реальной может быть, например, следующая ситуация. Для восстановления нежелательного уменьшения курса центральный банк должен осуществить продажу иностранной валюты. Однако эта операция приведет к уменьшению резервов банков и соответственно к скачку процентных ставок.

Следует отметить, что конкретная промежуточная цель не является раз и навсегда заданной, особенно в государствах с переходной экономикой. Такая динамичность обусловлена постоянным процессом развития товарно-денежных отношений и соответственно изменениями конечных целей и взаимосвязей между монетарными и экономическими показателями. При этом денежный передаточный механизм, отражающий воздействие денежного предложения, процентных ставок и обменного курса на реальный объем производства, цены и другие экономические показатели, во многом определяется характером налогово-бюджетной, ценовой, внешнеэкономической и структурной политики.

Кроме промежуточных целей, в литературе выделяют и на практике часто реализуют операционные, или тактические, цели. Через постановку и достижение оперативных целей органы денежно-кредитного регулирования обеспечивают выполнение своих стратегических монетарных целевых установок. Например, в их качестве в зависимости от конкретной ситуации может выступать регулирование резервов (ликвидности банковской системы или краткосрочных процентных ставок денежного рынка). Вместе с тем в государствах зоныEURO, имеющих относительно развитые денежные рынки, преимущество в операционных задачах отдается регулированию процентных ставок.

Наряду со стратегическими (конечными) и тактическими (промежуточными) целями денежно-кредитная политика государства может преследовать селективные цели, что определяет необходимость структурной перестройки, стимулирования или замедления темпов развития отдельных отраслей, отдельных регионов или отдельных экономических субъектов хозяйствования.

Различные подходы к реализации денежно-кредитной политики государства определяют "лицо" денежно-кредитного регулирования. Для достижения поставленных целей, как уже было отмечено, органы денежно-кредитного регулирования формулируют промежуточные цели, которые включают в себя изменение денежной массы, денежной и кредитной эмиссии, уровень цен денежного рынка, в том числе процентные ставки и валютный курс. Соотношение между этими параметрами в их количественном измерении определяет, в какой степени, насколько активно и какими именно инструментами денежно-кредитного регулирования будет пользоваться центральный банк государства для решения поставленных перед ним задач. Сами же инструменты общие для всех стран, изменяется лишь конкретная форма их реализации, которая определяется традициями, уровнем развития кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике, сложившейся нормативно-правовой базой, конкретной экономической и политической обстановкой.

Контрольные вопросы к теме №2

  1. Назовите высшие и оперативные органы управления финансами.
  2. Перечислите основные задачи Министерства финансов Республики Беларусь.
  3. Назовите основные задачи и функции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
  4. Назовите основные операции Национального банка Республики Беларусь.
  5. Какими функциями наделены финансовые органы отраслевых министерств и отдельных предприятий?
  6. Назовите составляющие финансовой политики.
  7. По каким признакам можно классифицировать бюджетные методы регулирования?
  8. Назовите основные формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.
  9. Дайте определение денежно-кредитной политики.
  10. Назовите конечные целисистемы денежно-кредитного регулирования.
  11. Назовите промежуточные целисистемы денежно-кредитного регулирования.
  12. Назовите возможныеселективные цели денежно-кредитного регулирования.

ТЕМА 3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

  1. Общее понятие о финансовой системе государства

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Финансово-кредитный энциклопедическийсловарь под редакцией А.Г. Грязновой дает следующее определение: «Финансовая система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению»1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36148. Железы внутренней секреции 61.5 KB
  Эндокринными железами endo внутрь crino выделяю или железами внутренней секреции называются такие железы которые не имеют выводного протока беспроточные железы glandulae sine ductibus и свой секрет выделяют непосредственно в кровеносную систему в противоположность железам внешней секреции секрет или экскрет которых изливается на поверхность кожи потовые сальные железы или слизистых оболочек слюнные железы печень и т. Так как выделение секрета совершается в кровеносную систему то эндокринные железы обладают широко развитой...
36149. Государственный Русский музей 28 KB
  Филиалы музея расположены в Михайловском замке в Мраморном и Строгановском дворце. В ведении музея находятся также Михайловский и Летний сад с Летним дворцом Петра I а также Домик Петра I. Директор музея Владимир Александрович Гусев. К моменту открытия музея его коллекция насчитывала около четырехсот полотен.
36150. Государственный Русский музей. История создания музея 642.71 KB
  История создания музея В исторической канве хронологических событий культурной жизни России существуют явления имеющие непреходящее значение. К таким несомненно относится учреждение и открытие Русского музея. Идея организации государственного музея национального искусства высказывалась и обсуждалась в образованной среде русского общества с середины XIX века. Уже в конце 1880х годов перед российским обществом встал вопрос о необходимости создания музея русского национального искусства как того требует современное процветание русского...
36151. Маршрут по Русскому музею (библейские сюжеты) 2.23 MB
  Семирадский Въезд Иисуса Христа в Иерусалим 1876 г. Увидев это Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня Господи потому чтоя человек грешный. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. Государственный Русский музей СанктПетербург не представлена данная картина Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
36152. Русский музей. Древние Иконы 4.12 MB
  3 часть самостоятельной работы Деятели 2ой половины XIX 1 Портрет И. 1872 К 1872 году времени написания портрета имя Ивана Сергеевича Тургенева было знаменито по всей России. Со осознанием свое ответственности Василий Перов Исполнял заказ Павла Третьякова задумавшего в своей московской галерее собрать портреты лучших людей России. Портрет Тургенева композиционно мастерски построен.
36153. История создания русского музея 21.96 KB
  К таким несомненно относится учреждение и открытие Русского музея. Идея организации государственного музея национального искусства высказывалась и обсуждалась в образованной среде русского общества с середины XIX века. Уже в конце 1880х годов перед российским обществом встал вопрос о необходимости создания музея русского национального искусства как того требует современное процветание русского искусства и высокое положение занимаемое Россиею в образованном мире Записка обергофмаршала князя С.
36154. Валентин Пикуль “Портрет из Русского Музея” 86.93 KB
  Так появилась Ида Львовна Рубинштейн и скоро видный актер и педагог А. Ида Рубинштейн родилась в еврейской семье киевского миллионера сахарозаводчика. Ида сознавала обаяние своей поразительной красоты и казалось уже смолоду готовила себя к роли околдованно трагической. Ида Рубинштейн заметалась из театра в театр.
36155. Русский музей 34.32 KB
  Это Строгановский и Мраморный дворцы Михайловский Инженерный замок и главное здание музея величественный Михайловский дворец с корпусом Бенуа входящий в ансамбль одной из красивейших площадей Северной столицы площади Искусств. Покровитель всего русского Александр III вынашивал план создания в Михайловском дворце музея русского искусства и такой музей здесь был открыт. История создания Русского музея Основных источников поступлений в формирующуюся коллекцию музея было не так уж много. Да и Особая комиссия проводившая по поручению...
36156. Автоматизированные системы безналичных расчетов 499 KB
  Техническое обеспечение расчетных узлов предприятий торговли и сервиса в условиях функционирования АСБР и системы штриховой идентификации товаров и услуг На предприятиях торговли и сервиса используются: устройства крепления самоклеющихся этикеток для ручного крепления этикеток со штриховыми кодами ярлыков и этикеток для автоматического крепления со штриховыми кодами на различные товары машиночитаемых ярлыков для крепления с помощью механизированных зажимов; весовые терминалы для взвешивания снабжения самоклеющимися этикетками...