41553

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Оценка потребности в финансировании Исходным пунктом для организации финансирования является расчет потребности в средствах необходимых для реализации проекта. Он производится на основе графика выполнения работ что вопервых обеспечивает привязку ко времени а вовторых позволяет увязать объемы финансирования и направления расходования средств. Итогом работы является таблица в которой потребность в средствах расписывается по месяцам. В этом случае более удобна следующая форма представления расчета: Виды работ Месяцы выполнения...

Русский

2013-10-24

72 KB

3 чел.

6

"Финансирование инвестиций"

Лекция 7.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

7.1. Оценка потребности в финансировании

Исходным пунктом для организации финансирования является расчет потребности в средствах, необходимых для реализации проекта. Он производится на основе графика выполнения работ, что, во-первых, обеспечивает привязку ко времени, а во-вторых, позволяет увязать объемы финансирования и направления расходования средств. При этом если речь идет о стандартном проекте инвестирования в реальные активы, который направлен на создание неких производственные мощностей, то общая сумма финансирования складывается из затрат на:

— проектно-изыскательские работы;

— подготовку площадки;

— строительство или ремонт зданий и сооружений;

— закупку и монтаж оборудования, обучение персонала;

— приобретение (на месяц) сырья и материалов;

— расходы на производство и реализацию продукции (на месяц).

На этой базе определяется потребность в капитале, привязанная к графику реализации проекта. При этом потребность в оборотном капитале рассчитывается исходя из обеспечения производства всем необходимым на месяц. Если цикл производства занимает больше месяца, то это должно быть учтено при расчете потребности в оборотном капитале. Итогом работы является таблица, в которой потребность в средствах расписывается по месяцам.

Технически указанный расчет можно оформить одним из двух способов. Первый — это таблица, по строкам которой показаны указанные выше позиции, а графы относятся, например, к кварталам года. Такое представление вполне удобно, если затраты осуществляются на протяжении сравнительно короткого периода времени, что позволяет сделать таблицу обозримой.

Второй способ более применим в том случае, когда формирование потребности в капитале растянуто во времени. В этом случае более удобна следующая форма представления расчета:

Виды работ

Месяцы выполнения

Потребность в средствах

начало

конец

1. ...

2. ...

Итого

В том числе по месяцам:

- январь

- февраль и т. д.

Подведение итога по месяцам важно потому, что некоторые из работ могут накладываться друг на друга. Этот итог является входом для расчета структуры необходимого капитала.

Покрытие потребности в капитале показывается по каждому из источников: собственные средства предприятия, выпуск акций, кредит. Как правило, собственных средств для финансирования инвестиционного проекта предприятию не хватает, и потому практически всегда речь идет о привлечении средств из внешних источников.

7.2. Источники финансирования

Источниками финансирования инвестиционных проектов являются собственные средства фирмы (амортизация и нераспределенная прибыль), заемные и привлеченные средства.

При разработке инвестиционного проекта также важно рационально выбрать формы привлечения капитала и прежде всего решить — наращивать ли собственный капитал, выпуская ценные бумаги, или привлечь заемный капитал.

Способы наращивания собственного капитала

Практически в большинстве случаев можно рассматривать следующие формы привлечения средств для увеличения собственного капитала:

  •  Обыкновенные акции;
  •  Привилегированные акции;
  •  Долговые обязательства с варрантами;
  •  Конвертируемые облигации;
  •  Субординированные конвертируемые облигации;
  •  Облигации с фиксируемой процентной ставкой, не подлежащие конвертации в акции.

Напомним суть каждого из этих инструментов финансирования, чтобы было яснее, как заемщик и потенциальный инвестор подходят к выбору и оценке различных вариантов финансирования инвестиционного проекта.

1. Обыкновенные акции — это ценные бумаги, оформляющие права на собственный капитал компании и потому имеющие особое значение для оценки его бухгалтерской стоимости. Когда капитал впервые вкладывается в компанию, то принято говорить не просто об обычных акциях, но об ее акционерном капитале или капитале в форме акций — как сумме их номинальных стоимостей. Именно через анализ положения дел с обычными акциями легче всего составить представление об истинном положении дел с собственностью на данную компанию.

2. Привилегированные акции — ценные бумаги, обладающие рядом преимуществ для инвестора по сравнению с обычными акциями, например гарантированными дивидендами и преимущественным правим на погашение прав при ликвидации компании.

3. Долговые обязательства с варрантами — долг компании; это в конечном счете всего лишь ее обязательство возвратить кредитору определенную сумму денежных средств через фиксированный срок времени и с согласованной премией в виде процентного дохода. Иными словами, это ссуда. Однако в некоторых случаях такие ссуды столь рискованны, что даже повышенная ставка процентного дохода не способна сделать их финансово привлекательными. В этом случае к долговым обязательствам могут быть добавлены варранты, чтобы сделать условия инвестирования более приемлемыми. Варранты — это документы, гарантирующие инвестору право или привилегию приобретения акций компании по фиксированной (на момент оформления варранта) цене, но в пределах фиксированного срока.

4. Конвертируемые облигации — это документы, оформляющие долг, и потому они могут рассматриваться как одна из разновидностей ссуд. Конвертируемость облигаций позволяет кредитору по своему желанию конвертировать оставшуюся часть задолженности перед ним в акции (по определенной цене) или не делать этого. Иными словами, если это оказывается ему выгодно, кредитор может приобрести у должника его акции по заранее оговоренной цене, но в пределах еще не погашенной суммы задолженности.

5. Субординированные конвертируемые облигации — это особый тип долговых обязательств. Прилагательное “субординированные” обозначает ранг этих обязательств при погашении всех обязательств компании в случае ее ликвидации. Субординированные облигации в такой ситуации погашаются ранее всех обязательств по акциям, но позднее других типов долгов, особенно банковских кредитов. Что касается конвертируемости таких облигаций, то ее условия аналогичны правилам для обычных конвертируемых облигаций.

6. Облигации с фиксируемой процентной ставкой, не подлежащие конвертации в акции — эта форма заимствования фиксирует (самую простую ситуацию одалживания: когда заемщик обязан просто возвратить полученную денежную сумму через фиксированный период времени и с фиксированной суммой доплаты, образующей процентный доход кредитора. При этом такой долг может иметь две формы: застрахованную и незастрахованную.

Застрахованная задолженность подкрепляется адресной привязкой к определенным активам, которые могут быть проданы для гарантирования выплаты долга (практически эти активы становятся залогом). И в случае неудачи заемщика застрахованный кредитор имеет право конфисковать эти активы и продать для возмещения задолженности.

Если проранжировать вышеназванные источники финансирования по их доле в инвестиционных операциях, то обнаружится, что в практике наиболее часто используются и играют существенную роль среди внешних источников: расширение акционерного капитала и  займы.

Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

7.2.1. Выпуск акций

Достоинства и недостатки привлечения средств за счет увеличения акционерного капитала можно обобщить следующим образом:


Достоинства:

Недостатки:

1)Дивиденд на акцию, который необходимо будет выплачивать, зависит от результатов работы предприятия;

2) с помощью акций капитал привлекается на неопределенный срок и без обязательств по возврату;

3) выпуск акций в открытую продажу повышает их ликвидность;

4) открытое акционерное общество обладает большими возможностями для привлечения капитала, чем закрытое.

1)Расширение числа акционеров затрудняет управление;

2) выпуск акций приводит к дроблению дохода между большим числом участников;

3) ОАО должны более ограничено в возможностях объявления информации коммерческой тайной;

4) открытая продажа акций может привести к утрате контроля за собственностью.

При расчете потребности в акционерном капитале следует учитывать, что от принятия решения о дополнительной эмиссии акций до поступления средств пройдет 6 — 8 месяцев, а кроме того, не существует гарантии того, что средства будут собраны за это время в полном объеме. Ускорение процесса сбора можно обеспечить с помощью рекламы, однако надо хорошенько взвесить — а окажутся ли эти дополнительные расходы оправданными?

Более того, существует следующая закономерность: происходит падение курса акций фирмы сразу после объявления об их новом выпуске, так как происходит увеличение предложения, которое неминуемо вызывает снижение цены, и, кроме того, выпуск акций может означать пошатнувшуюся кредитоспособность фирмы и невозможность привлечения кредита. В результате поступление средств от выпуска акций может оказаться меньше, чем рассчитывалось.

В связи с этим при планировании эмиссии акций следует ориентироваться на сумму, превышающую потребность в средствах примерно на 20%. Эти на первый взгляд избыточные средства необходимы для придания проекту дополнительной финансовой прочности, в том числе и как страховка (по крайней мере, на некоторое время) оборотных средств от инфляции.

Кроме того, следует считаться и с психологией людей: рассчитывать на успех можно только тогда, когда выгодность проекта очевидна для неспециалиста. Но для предприятия с плохим финансовым положением будет в любом случае трудно убедить потенциальных инвесторов в выгодности покупки его акций.

7.2.2. Долговое финансирование

Другой формой привлечения средств является кредит.

Центральный вопрос для просящего кредит заключается расчете предельной процентной ставки, при которой кредит остается эффективным. Расчет может быть проведен по следующей схеме (цифры условные), в которой предполагается, что кредит выдан на два года и погашается равными долями (табл. 3.1, относится к первому году):

Таблица 3.1.

Влияние процентной ставки на эффективность проекта

Показатели

Ставки процента

Ставки проц

Ента

20

100

200

0. Собственные средства

10

10

10

1. Акционерный капитал

170

170

170

2. Кредит

20

20

20

3. Инвестиции — всего

200

200

200

4. Выручка от реализации

100

100

100

5. Затраты на производство

60

60

60

6. Проценты за кредит

4

20

40

7. Прибыль

36

20

0

8. Налог на прибыль

(при ставке 32%)

8,3

3,2

0

9. Возврат кредита (50%)

10

10

10

10. Чистая прибыль

17,7

6,8

-10

Из приведенного расчета видно, что ставка в 200% неприемлема, поскольку в этом случае предприятие лишается прибыли.

Другой вопрос — а предоставят ли заявителю кредит? Банку необходимо предоставить четкую схему финансирования проекта за счет кредита, и схему погашения выданного кредита, приемлемую для банка, без чего банк не выдаст кредита. Более того, банк отдает предпочтение проектам, которые как минимум на 1/3 финансируются за счет собственных средств фирмы.

Если предприятие уже обременено долгами, что очень часто встречается сегодня, то шансов получить еще один кредит у него совсем немного. Также при выдаче кредита банки требуют соответствующих гарантий, которых предприятия не в состоянии предоставить. Кроме того, возможность выдачи банком ссуд  одному заемщику также ограничена рядом условий.

7.2.3. Привлечение государственных средств

Существует также конкурсное размещение централизованных инвестиционных ресурсов. Для участия в конкурсе необходимо направить заявку в адрес Комиссии по инвестиционным конкурсам и утвержденный и прошедший экспертизу бизнес-план. На основе представленных документов проводится проверка состоятельности претендентов и их квалификационный отбор.

Основным критерием при принятии решения о выделении централизованных инвестиционных ресурсов является обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленный срок при сокращении объема и повышении эффективности использования средств федерального бюджета в финансировании проекта.

Участие государства в финансовом обеспечении победившего по конкурсу проекта может быть двух видов:

1. предоставление валютно-номинированного государственного кредита на срок не более 24 месяцев по ставке ЛИБОР плюс 1-7% (фиксируемых до проведения конкурса) в зависимости от народно-хозяйственной значимости проекта. Величина ЛИБОР, зафиксированная на время реализации проекта, сообщается перед проведением конкурса.

2. предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций  акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта. Размер пакета акций, закрепляемых в собственности государства, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом проекта.

7.2.4. Ассигнования из регионального, местного бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, которые распределяются также в результате конкурсов и могут быть выданы в виде кредита или на безвозмездной основе (что случается редко и для проектов, не требующих больших вложений).

7.3. Оценка чистой текущей стоимости с учетом  различных источников финансирования

Задача раздела: анализ и оценка финансовых аспектов влияния заемного капитала на экономическую эффективность проектов.

Содержание раздела:

1. Вариант привлечения заемных средств – общая характеристика и структура варианта кредитования.

2. Оценка рентабельности собственного капитала при заданных финансовых характеристика проекта для случая статического представления финансовых потоков. При финансовых характеристиках инвестиционного проекта, которые не зависят от выбора источников финансирования, рентабельность собственного капитала может быть повышена при условии:

Пб/I – r > 0 ,

где Пб – балансовая прибыль от инвестиционного проекта;

r – ставка ссудного процента, по которой выдается кредит;

I – общая сумма инвестиций.

В этом случае становится выгодным привлекать заемные средства, причем чем больше соотношение Пб/I – r, тем больше становится рентабельность собственных инвестируемых средств.

3. Расчет эффективности привлечения кредитных средств для финансирования при динамическом представлении финансовых потоков: привлечение кредитных средств для финансирования становится экономически выгодным, если выполняется следующее условие:

r < R/(1 – Нп)

где R – ставка дисконтирования,

Нп – налог на прибыль.

5

Курс лекций: "Организация и финансирование инноваций и инвестиций"


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51493. Установка нескольких операционных систем на один жесткий диск 152.5 KB
  Если хотите использовать только операционные системы семейства Windows в том числе Windows 2000 или Windows XP то без менеджера загрузки можно обойтись каждая из этих ОС имеет встроенный менеджер загрузки который в начальной стадии запуска компьютера предлагает меню для выбора запускаемой операционной системы. Если же кроме Windows хотите использовать другие операционные системы например Linux то без менеджера загрузки вам не обойтись. Windows NT 2000 XP Различные версии Windows NT и Windows 2000 имеют следующие ограничения:...
51494. Установка нескольких операционных систем на разные жесткие диски 61 KB
  Предположим что в компьютере уже есть жесткий диск № 1 с тремя операционными системами: Windows 2000 в первом первичном разделе; Windows ХР во втором первичном разделе; Linux в логическом разделе. Допустим требуется подключить еще один чистый жесткий диск № 2 и установить на него следующие операционные системы: Windows XP в первый первичный раздел; Windows 2000 во второй первичный раздел Linux другую разновидность в логический раздел. Первичный раздел №1 Первичный раздел №2 Логические разделы Windows 2000 Windows XP Linux...
51495. Установка и настройка сервера Lotus Domino 1.55 MB
  Lotus Notes является платформой для построения приложений автоматизации управленческих и документных процессов. Особенностью системы является объектно-ориентированная архитектура, благодаря которой возможно создание информационных систем, автоматизирующих работу со сложно-структурированными данными и неформализованными динамическими процессами.
51496. Основы маркетинга 243.5 KB
  ОТКРЫТИЕ МАРКЕТИНГА Вступительная статья Это что ирония Отнюдь. На такой вывод наталкивает сам факт появления книги Основы маркетинга с переводом которой знакомит советского читателя издательство Прогресс. Ее автор Филип Котлер профессор маркетинга Северо-Западного университета США один из активных деятелей Американской ассоциации маркетинга.
51497. Социальные основы маркетинга: удовлетворение людских потребностей 411.5 KB
  Дать определение маркетинга и рассказать о его роли в экономике. Рассказать чего именно ждут от системы маркетинга покупатели продавцы и рядовые граждане. Повседневное воздействие маркетинга на потребителей Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день пашей жизни.
51498. Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации 540.5 KB
  Рассказать о значении информации для фирмы. Маркетинговые исследования ― залог успеха шампуня и кремаополаскивателя Агри Шампунь Агри и кремополаскиватель Агри фирмы Джонсон вакс оказались двумя из самых успешных новинок последнего времени в категории средств личной гигиены. А для специалистов фирмы Фреда Нордина и Нила Деклерка за успехом этих товаров стоит почти десятилетие напряженного труда который называют еще проведением маркетинговых исследований. Отделу исследований и разработок фирмы дали задание создать обезжиренный...
51499. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей 446.5 KB
  Описать процесс восприятия потребителем товаровновинок. человек ежегодно потреблявших товаров и услуг на общую сумму около 18 трлн. Совершеннолетние молодые люди представляют собой привлекательный рынок в силу нескольких причин: 1 они восприимчивы к идее опробования новых товаров; 2 в большей мере настроены тратить нежели откладывать деньги; 3 будут дольше выступать в роли покупателей4. Во врезке 10 приводится несколько примеров влияния географического местоположения на характер выбора товаров.
51500. Сегментирование рынка, выбор целевых 459.5 KB
  Перечислить основные принципы сегментирования потребительских рынков и рынков товаров промышленного назначения. Как руководство Кокаколы так и руководство Пепсико намерены продолжать политику сегментирования рынка при создании новых товаров. Роджер Энрико из фирмы Пепсико подчеркивает значение демографических тенденций в качестве отправной точки при создании новых товаров ибо по мере старения населения будут меняться и его нужды и его потребности а это даст ключи к дальнейшему сегментированию1. В этом случае продавец производит...
51501. Разработка товаров: подход к разработке новых товаров и проблемам жизненного цикла товара 433.5 KB
  Перечислить и охарактеризовать этапы процесса разработки нового товара. Рассказать как меняется стратегия маркетинга по ходу жизненного цикла товара. На лице товара начали появляться морщины.