41555

СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ ГРУППИРОВКЕ

Лекция

Инновационные исследования

Изменения в организации производства и его материальнотехническом обеспечении. Речь может идти также о качественных или количественных изменениях как с положительными так и с отрицательными социальноэкономическими последствиями. Большинство западных авторов обычно подчеркивают необходимость практической реализации изменения. Это могут быть количественные или качественные изменения которые касаются той или иной сферы деятельности предприятия.

Русский

2013-10-24

308 KB

7 чел.

14

Курс лекций «Организация и финансирование инноваций и инвестиций».

Лекция 1.

СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ ГРУППИРОВКЕ.

Понятие и сущность инновации как средства экономического развития.

Международный вес и положение любой страны в наши дни определяются уровнем ее технологического развития, способностью адаптации к изменяющимся условиям и внешнеэкономическим интеграционным процессам, участием в международном разделении труда. Технологические позиции в этой связи приобретают стратегическую важность в конкуренции между промышленно развитыми странами, успех которой обуславливается их технологическими потенциалами.

Принято считать, что технологический потенциал страны определяется всей совокупностью факторов и результатов развития ее в той или иной областях или сферах деятельности.

Соответственно технологический разрыв характеризует, таким образом, различия между национальными научно-техническими потенциалами стран. В этой связи на первый план выдвигаются требования ускорения инновационных процессов.

Первое наиболее полное описание инновационных процессов ввел в экономическую науку И.Щумпетер -австралийский ученый в работе "Теория экономического развития" (1911 г.). В ней речь шла о ~новых комбинациях~ изменений в развитии, выходящих за рамки процесса обновления производства в "замкнутом кругу", обновления выше уровня простого воспроизводства.

Ученый выделил пять типичных факторов обуславливающих новые комбинации в развитии производства и рынка.

1. Использование новой техники, новых технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства.

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении.

5. Появление новых рынков сбыта.

Позднее, в 30-х годах Щумпетер уже использовал понятие "инновация", подразумевая под этим изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств рынков и форм организации в промышленности.

В течение следующих 30-ти лет проблематика инноваций оставалась в стороне от основного потока экономической теории и ее применения в практике управления промышленностью. И только в 60-е годы, в период ускорения научно-технического развития, ситуация изменилась во многом благодаря американскому ученому Дж. Брайту, который обратил внимание на книги Щумпетера и некоторых его последователей. В это время появилась серия новых работ в области инноваций.

Интерес к проблематике не ослабевает и сейчас, однако все еще нельзя сказать, что "выкристаллизовалось" хотя бы несколько ярких теорий, или практика прояснила взгляды на то, что такое инновации, какова их роль, как ими овладеть экономически и использовать для развития предприятия.

Так чешский академик Ф.Валента в своей книге "Творческая активность - инновации - эффект", вышедшей в 1969 г., определил инновации как изменение в первоначальной структуре производственного организма, т.е. как переход его внутренней структуры к новому состоянию.

В соответствии с этим определением инновации могут касаться продукции, технологии, средств производства, профессиональной и квалификационной структур рабочей силы, организации. Речь может идти также о качественных или количественных изменениях как с положительными, так и с отрицательными социально-экономическими последствиями. Советские ученые (типичны взгляды экономиста В.Н. Лапина, 1981 г. ) отмечали необходимость учета целевой ориентации инноваций позитивного социально-экономического эффекта, т.е. достижение общественной полезности тех изменений, которые могут считаться инновацией. В.Н. Лапин под инновацией предлагает считать "комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (инновации) для лучшего удовлетворения известной потребности людей".

Большинство западных авторов обычно подчеркивают необходимость практической реализации изменения. Инновацией, по их мнению, считается создание, внедрение в практику, осуществление и использование нововведения. Отмечается также единство, комплексность всего процесса.

Такого определения будем придерживаться и мы. Подытоживая сказанное, решим для себя следующее: если ориентировать учебную дисциплину "Инновационный менеджмент" на стратегию управления инновационными процессами на предприятиях их осуществляющих то инновацией в дальнейшем мы будем считать целевое изменение в функционировании предприятия как системы.

Это могут быть количественные или качественные изменения, которые касаются той или иной сферы деятельности предприятия.  Подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Он складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое. Результатом же процесса является инновация как реализованное изменение соответствующего объекта инновационного внимания.

Не все инновационные процессы могут быть успешными. По многим причинам они не доводятся до конца или конечное изменение оказывается неудовлетворительным. Так в ряде промышленных стран в некоторых областях машиностроения начатый инновационный процесс успешно заканчивается только в 5-10% случаев. Причиной может быть не только неудача или ошибки в творческих решениях, но и, например, неспособность обеспечить производственное освоение, его медленные темпы, из-за чего решение устаревает.

Части, из которых складывается инновационный процесс, называются фазами инновационного процесса. Как правило, выделяются пять фаз: наука - исследование - разработка производство - потребление. В различных областях это разделение фаз инновационного процесса по содержанию может быть неодинаковым. В машиностроении, например, содержание отдельных фаз обычно следующее.

1. Фаза "наука" : фундаментальные исследования; разработка теоретического подхода к решению проблемы;

2. Фаза "исследование": прикладные теоретические исследования; экспериментальные исследования и проверки;

  1.  Фаза "разработка": определение технических характеристик изделия; проектирование изделия; конструкционное и технологическое обеспечение изделия; изготовление, испытание и доводка изделия; проверка в производстве.

4. Фаза "производство": подготовка производства (конструирование, технология, материально-техническое снабжение, создание вспомогательных материалов, специальных инструментов и оборудования); поставка продукции ее монтаж и ввод в эксплуатацию у потребителя.

5. Фаза "потребление": использование у потребителя; предоставление услуг и обеспечение безаварийной и экономичной работы; необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.

Полностью указанные фазы процесс инновации проходит, как правило, только в случае крупных качественных инновационных изменений. При частичных инновационный процесс включает фазы, которые необходимы только для обеспечения соответствующей конкретной инновации.

Начиная со второй половины ХХ столетия и особенно в последней четверти его с целью противостояния тенденции снижения нормы прибыли, обусловленной ростом основной части капитала, связанной с повышением технической оснащенности рабочих мест, т.е. ростом затрат прошлого труда, предприятия вынуждены расширять объем производства, продаж и следовательно прибыли, вынуждены также увеличивать производительность труда , снижая тем самым фондоемкость своей продукции, ускорять оборачиваемость капитала. Однако перенасыщение рынка требовало создания новых потребностей покупателей, путем предложения качественно новых товаров и услуг, либо модернизируя и революционизируя технологию их производства.

И то и другое было и все более становится возможным лишь при жесткой ориентации производителей на ускорение инновационных процессов, на включение науки в систему производства (сращивание науки с производством), т.е. при отношении к инновационным процессам как к средству экономического развития любой отрасли или области деятельности.

Внутренняя структура инновационных процессов.

ИП имеет свою внутреннюю структуру, для описания которой были созданы сетевые и графические модели. Ознакомимся с наиболее удачными типами этих моделей.

Наиболее простая модель ИП является результатом логического расчленения всего процесса на отдельные функциональные или структурные части, этапы. Такая концепция инновационной цепи стала популярной в 50-е годы, она представляет собой как бы нанизывание этапов на "шнур" механизма последовательной передачи заданий и знаний. Получалась т.о. инновационная цепь :

Весь инновационный процесс логически расчленяется на отдельные функциональные или структурные части, этапы.

 Фундаментальные исследования. Цель - поиск основных взаимосвязей, разработка концепций, теорий, идей.

 Прикладные исследования. Цель - предварительный анализ, распространение основных знаний, выявление потребностей, запросов. Разработки - машины, приборы, оценка возможностей, практическая направленность.

 Инженерно-технические работы - Компоненты системы, производственные аспекты, инженерно-технические и экономические расчеты, анализ производительности.

 Демонстрация - прототип, опытное производство.

  Производство и эксплуатация - контроль качества, маркетинг, текущий ремонт, контроль использования отходов.

Системное управление : координация, долгосрочное планирование, обеспечение обратной связи между результатами анализа производительности и предыдущими участками.  Использование: условия приема, обслуживание, последствия конкуренции.

Указанное расчленение, однако, не означает полного обособления этих элементов друг от друга. Бытовавшая тогда концепция (она сохранилась во многом и до сего времени ) имела в виду, что ИН начинается с фундаментальных исследований и завершается в сфере сбыта или в сфере использования продуктов. Согласно ей новое знание автоматически рождает идеи, также автоматически в рациональной последовательности образуются новые продукты и технологические процессы. Другими словами, новое научное знание должно автоматически вести к экономическому росту. Т.е. функциональная последовательность инновационного процесса должна иметь такой вид :

Большим достоинством этой модели внутренней структуры является ее простота. Ошибочность заключается в том, что вместе с кажущимся автоматизмом действия, она не учитывает копмлексные связи между отдельными звеньями цепи, обратную связь, идеи, появляющиеся вне данного исследовательского подразделения, внешние условия. Опасность состоит в том, что может возникнуть иллюзия зависимости роста производительного потенциала экономики от увеличения затрат в сфере научных исследований и разработок, при одновременной недооценке других, иногда более важных участков, что может привести к неправильному, недостаточно эффективному, распределению средств.

Другой моделью инновационного процесса является кибернетическая модель ИН.

Эта модель ИН представляет его как комплексную систему ,в которой элементы процесса образуют подсистемы, находящиеся между собой в связи, во взаимодействии, обладающие множественными обратными связями.

Модель представленная в форме круга, что демонстрирует непрерывность ИН и то, что невозможно определить первый и последний этапы инноваций:

Эта модель более выразительно отражает идею информационно-поточной системы.

Замкнутый инновационный круг абстрактен по своему характеру и может быть приспособлен к условиям системы связей, существующих внутри различных административно-управленческих организаций или между ними. Элементы круга, т.е. ИН-подсистемы научно-исследовательская база, производственная база, торговая сеть , представляют собой этапы процесса обработки информации и ее передачи, связь и взаимодействие между ними- это необходимое условие ИН. Отсутствие связи между подсистемами и ее нарушение ставит под угрозу непрерывность потока информации и успех нововведения.

Фактически этапы замкнутого ИН-круга свидетельствуют о "разделении труда", складывающегося между подсистемами. Если ИН осуществляется в рамках одного предприятия, то имеют место определенные факторы : адаптационная готовность , сыгранность отдельных элементов, система легче поддается контролю, ей легче руководить, система связей в силу более коротких путей прохождения информации позволяет достигнуть наивысшей эффективности и сократить до минимума воздействие отрицательных факторов.

Вместе с тем данная модель выражает идеальный случай, когда поток информации и процесс ее обработки непрерывны, подсистемы дееспособны и находятся между собой в беспрепятственном и постоянном взаимодействии. В этом случае это автоматически управляемая и замкнутая система. Но такая система негибка, неэластична : любые изменения развития в рамках предприятия - весьма нелегкое дело, именно по этому ученые-экономисты пришли к выводу, что в промышленных структурах ИН нуждается в новом предприятии, старье должно обанкротиться. Подсистемы должны организовываться в новую систему связей, в новый замкнутый ИН-круг, основанный на определенных принципах, в числе которых можно выделить следующие :

- принцип целенаправленности : к достижению цели можно идти многими путями ;

- принцип минимальной связанности : система "человек-машина" постоянно изменяется во времени, следовательно для выполнения ее функций организациям необходима достаточно высокая степень свободы , самостоятельности ;

- принцип совместной оптимизации : для достижения оптимальной организационной эффективности необходимо равноправное и совместное развитие всех общественных и технико-экономических факторов.

Модель взаимодействия.

В научно-исследовательской лаборатории фирмы "Филлипс" разработана ИН модель, которая связывает в систему взаимодействие функциональных компонентов и процессов, развивающихся одновременно и вместе с тем следующих поочередно один за другим в рамках одного предприятия к функциональным компонентам отнесены :

- научно-исследовательские ;

- технико-технологические ;

- торгово-коммерческие функции.

Исходя из целей предприятия, ИП начинается с оценки наличных ресурсов для НИР, направленных на определение стратегической цели, и завершается возвращением вложенных средств.

На участке НИР формируется стратегический план, состоящий в следующем :

1) Руководство предприятия формулирует потребность в идеях, предложениях, рекомендациях, которые формируются как результат взаимодействия участников всех трех функциональных подразделений.

2) Выбор инновационных вариантов немедленно получает обратную оценку со стороны технологической и коммерческой сфер. Эта обратная связь представляет собой жизненно важный элемент инновационного процесса.

3) После выбора идеи разрабатываются более "строгие" технологические и коммерческие прогнозные оценки, которые в общих чертах определяют ожидаемые технические параметры, затраты материальных средств и времени, масштабы риска и на случай неудачи - альтернативные варианты решения.

По мере завершения подготовки к производству участие исследователей и разработчиков снижается, соответственно изменяется его характер. На этой стадии подразделение исследования и разработок занимается проблемами повышения производительности труда, снижение себестоимости, минимализации фактора риска.

С выведением созданного продукта на рынок это подразделение, учитывая обратные сигналы и требования рынка, ставит своей целью дальнейшее развитие и совершенствование продукта, уже на начальной стадии ЖУП. Учитывая наличие участков подъема и спада кривой, руководство, как правило, рассчитывает на модификацию продукта, ведущие к существенному повышению эффективности.

Задачи руководителей и менеджеров организовать в структуре ИП не просто обмен соответствующей документацией, а наладить тесное и постоянное сотрудничество всех подразделений в нем участвующих, т.е. создать программу сотрудничества (взаимодействия).

Классификационные подходы к группировке и организации инноваций.

На практике имеют место разнообразные классификации инноваций, отличаются они по принципам группировки и способам организации. Но в основном они базируются на трех основных подходах : классификация проводится по структурной характеристике инновационного изменения, по содержанию и характеру изменений в результатах деятельности предприятия, по объекту изменения и по интенсивности этого изменения. Рассмотрим подробнее эти подходы.

Классификация инноваций по признаку их структурной характеристики. Этот признак классификации имеет в поле своего зрения сферу деятельности предприятия, которой данное инновационное изменение касается. С этих позиций все инновации можно системно классифицировать следующим образом.

Отличной от предыдущей классификации с точки зрения организации инноваций является их группировка по содержанию и значимости изменений в результатах деятельности предприятия и отдельных его подразделений.

По этой классификации в увязке с отдельными сферами деятельности выделяются следующие группы инноваций :

Технологические ИН, направленные на создание и освоение в производстве новой продукции, технологий и материалов, модернизацию оборудования, реконструкцию производственных зданий и их оснащения, реализацию мероприятий по охране окружающей среды.

Производственные ИН , ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношения мощностей отдельных производственных единиц.

Экономические ИН , которые направлены на изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных хозяйственных результатов, рост экономического стимулирования, материальной заинтересованности , рационализацию системы калькуляций производственных затрат.

Торговые ИН , направленные на целевые изменения в торговой деятельности, то есть на использование методов ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставление или изыскание финансовых ресурсов в форме кредитов и займов , применения новых методов распределения прибыли и других

накопленных ресурсов и т.д.

Социальные ИН , связанные с улучшением условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями.

ИН в области управления, нацеленные на улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации, рационализацию канцелярских работ и прочее.

Классификация по объекту изменений характерна для инновационной деятельности России, в практике же предприятий многих промышленно развитых стран в настоящее время используется очень простая классификация ИН в зависимости от того, что ИН изменяют на предприятии. В основе ее следующие вопросы и ответы на них :


Приведенная классификация предполагает четыре основных вида ИН на предприятии :

1 - ИН продукции ;

2 - ИН процессов ( технологических );

3 - ИН рабочей силы ( человеческого фактора );

4 - ИН управленческой деятельности .

Основу инновационной политики на предприятиях создают ИН продукции, т.к. они являются решающими с точки зрения обеспечения определенного круга потребностей потребителей.

Но при этом должны быть обязательно учтены диалектические связи этих ИН с другими сферами ИН деятельности, т.е. с ИН процессов, ИН рабочей силы, ИН управления. Невозможно провести точную границу между отдельными типами ИН. Например, между ИН рабочей силы и ИН управления, поскольку человек является и носителем управленческой деятельности и главной движущей силой реализации ИН. Кроме того, на предприятии практически не существуют изолированные ИН. Так, инновационный замысел в области продукции, как правило, непосредственно влечет за собой необходимость обеспечения соответствующих ИН процессов, а нередко ИН рабочей силы и ИН управления. А практически это означает, что замысел обновления продукции может вызвать повышение требований к профессиональному уровню и методам работы :

- в проектировании ;

- в конструировании ;

- в технологии ;

- а также изменение требований производственной, измерительной, вспомогательной техники и соответствующей профессиональной подготовки людей, организации и управлению их работой.

Например, анализ ученых показал, что 55 % ИН продукции неизбежно требовали ИН процессов, а 25 % ИН продукции вызывали необходимость непосредственного изменения в существующих технологиях.

В некоторых странах Европы, например в Чехословакии ,используется классификация ИН по признаку интенсивности изменений, обусловленных ими. Диктуется это тем, что с целью управления ИН процессами работники предприятия должны понять объем, результативность, значение рассматриваемой ИН. Данная классификация предполагает 7 порядков ИН :

- ИН нулевого порядка, предусматривающих простое регенерирование первоначальных свойств. Речь идет о целевом изменении, сохраняющем и обновляющем существующие функции производственной системы или ее частей ;

- ИН первого порядка ( изменение количества ). Речь идет о целевом приспособлении к количественным требованиям при сохранении функции производственной системы или ее части;

- ИН второго порядка предполагают простые организационные передвижки с целью обеспечения лучшей организации производственной системы или ее части( перегруппировка ) ;

- ИН третьего порядка ( адаптационные изменения ) т.е. изменения, вызванные взаимным приспособлением элементов производственной системы. Эти изменения сами по себе не меняют качество отдельных элементов, но в своем комплексе ведут к повышению эффективности производственной системы в целом. Например, это изменение в оснащении более совершенными инструментами и приспособлениями того же оборудования, изменения конструкции без изменения полезных свойств конечной продукции и др.

- ИН четвертого порядка ( новый вариант ). Речь идет о простейших качественных изменениях, превышающих границы простых адаптивных изменений. Происходят частичные функциональные изменения в рамках производственной системы, или ее части. Например, оснащение машины более мощным двигателем, увеличение числа оборотов существующих приводов и т.д.

- ИН пятого порядка ( новое "поколение" ). Это более высокие качественные изменения функциональных свойств производственной системы или ее части. Меняющая все или большинство первоначальных свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется. Например, введение автоматического управления станком, новое конструкционное решение двигателей для существующих трамваев и т.д.

- ИН шестого порядка ( новый "вид" ). Речь идет о качественном изменении функциональных свойств производственной системы или ее части, меняется ее первоначальная концепция, однако функциональный принцип сохраняется. Например, создание сортов стали с качественно новыми свойствами , возникновение бесчелночного ткацкого станка и т.д.

- ИН седьмого порядка ( новый "род" ). Это высшее коренное изменение в функциональных свойствах производственной системы или ее части. Пример : прорыв в электронике, замена классического транспорта - транспортом на воздушной подушке, переход к ГПС с роботами и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80871. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления 44.5 KB
  Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. ФЗ №131 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6. Это основополагающий базовый закон устанавливающий общие правовые территориальные организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в России определяющий предмет ведения и полномочия его органов. Предметы ведения местного самоуправления необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования.
80872. Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления в муниципальном образовании 46.48 KB
  Предусматривает что МСУ осуществляется гражданами путем референдума выборов других форм прямого волеизъявления через выборные и другие формируемые ОМСУ. включает формы непосредственной демократии когда сам гражданин непосредственно принимает участие в решении того или иного вопроса. группу составляют формы представительной демократии – выборные и другие ОМСУ когда участие гражданина состоит в выборах своих представителей для решения вопросов местной жизни.
80873. Организация территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании 45.57 KB
  В соответствии с 131ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ТОС самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования территориях поселений не являющихся муниципальными образованиями микрорайонов кварталов улиц дворов и других территориях для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Границы...
80874. Структура органов местного самоуправления: состав, полномочия 48.43 KB
  В субъектах РФ в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами и законами соответствующих субъектов РФ могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления; 2 другие органы образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Образование органов местного...
80875. Организация аттестации муниципальных служащих 42.43 KB
  Порядок проведения аттестации Порядок проведения аттестации муниципальных служащих определяется путем принятия положения о проведении аттестации муниципальных служащих каждым муниципальным образованием в соответствии с Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих. Для проведения аттестации на каждого муниципального служащего готовятся аттестационный лист муниципального служащего и отзыв об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв представляется не...
80876. Муниципальное образование как объект управления 43.36 KB
  Федеральный закон №131 Об общих принципах организации МСУ в РФ: МО – это городское или сельское поселение муниципальный район городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Сельское поселение один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов поселков сел станиц деревень хуторов кишлаков аулов и других сельских населенных пунктов в которых МСУ осуществляется населением непосредственно и или через выборные и иные органы МСУ; Городское поселение город или поселок в...
80878. Муниципальное управление общественной безопасностью 45.48 KB
  В систему общественной безопасности на территории муниципального образования входят направления деятельности: 123 Каждое из них обеспечивает предоставление населению определенной общественной услуги по месту проживания и передвижения. Основным субъектом обеспечения общественной безопасности на муниципальных территориях является государство осуществляющее свои функции в данной области через органы законодательной исполнительной и судебной власти. На поселения возложены участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в его...
80879. Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом 45.34 KB
  В состав ЖКК входят три основных блока:=жилищное хозяйство т. Государственная политика реформирования ЖКК. Основные направления реформирования ЖКК: Финансовое оздоровление предприятий ЖКК Передача распоряжения бюджетными средствами на дотирование отрасли от предприятий к жителям осуществляется в комплексе с мерами социальной защиты малоимущих граждан. Вместо дотирования предприятий ЖКК вводятся адресные жилищные субсидии зачисляемые на персонифицированные счета граждан.