41567

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Лекция

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Задачи и формы регулирования рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг и его институциональное обеспечение. Методы государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Русский

2013-10-24

194.92 KB

1 чел.

                                                                                          16  

Тема 10.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.

ЭТИКА ФОНДОВОГО РЫНКА (2 часа)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1.  Задачи и формы регулирования рынка ценных бумаг.
  2.  Государственное    регулирование    рынка    ценных    бумаг    и    его
    институциональное обеспечение.
  3.  Методы государственного регулирования рынка ценных бумаг.
  4.  Значение и деятельность саморегулируемых организаций.

5. Основные этические принципы работы профессионалов рынка ценных
бумаг.

1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

В функционировании рынка ценных бумаг важное значение имеет его саморегулирование, в котором особую роль играет фондовая биржа как наиболее развитая форма организации рынка и контроля за деятельностью всех участников биржевой торговли. Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг называется их добровольное объединение, действующее в соответствии с федеральными законами и на принципах некоммерческой организации.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов владельцев ценных бумаг, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.

В 1992-1996 гг. в России (в Центральном районе и в других регионах) по инициативе участников рынка ценных бумаг возникли многие виды саморегулируемых организаций. К их числу относятся объединения брокеров при крупных эмитентах, территориальные объединения профессионалов фондово-эмиссионных синдикатов и т.п. Наибольшую роль на рынке ценных бумаг играют крупные всероссийские некоммерческие профессиональные объединения.

Саморегулируемая организация устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и контролирует их соблюдение. Закон "О рынке ценных бумаг" наделяет эти организации широкими правами в области получения информации по результатам проверок деятельности их членов, в операциях с ценными бумагами, при соблюдении принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов, а также при разработке программ подготовки профессионалов рынка ценных бумаг.

Саморегулируемая организация учреждается не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Организация приобретает статус саморегулируемой на основе разрешения, выдаваемого Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Условием функционирования организации служит выполнение ею и ее членами всех федеральных законов. Саморегулируемая организация обязана регулярно представлять в Федеральную комиссию отчеты о своей деятельности и другую информацию.

Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. Она вправе получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, контролировать соблюдение ими принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами, разрабатывать учебные программы и планы подготовки специалистов рынка ценных бумаг.

К саморегулируемой организации предъявляются требования по соблюдению правил, ограничивающих манипулирование ценами, ведению документации, учету и отчетности в соответствии с принятыми стандартами, выполнению всех обязательств по отношению к клиентам.

Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" предусматривает отзыв разрешения на деятельность саморегулируемой организации в случае установления Федеральной комиссией нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, требований и стандартов, установленных Федеральной комиссией, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недостоверной или неполной информации.

Саморегулирование рынка ценных бумаг осуществляется всеми экономически развитыми государствами. В США в компетенции рынка находятся такие вопросы, как принципы организации фондовых бирж, организационная структура фондового рынка, органы его управления, права учредителей финансовых институтов и их руководителей. Эти вопросы отражаются в правилах торговли, уставах, положениях, разрабатываемых самостоятельно каждой конкретной биржей.

В России роль саморегулируемых организаций менялась на разных этапах развития рынка ценных бумаг. На этапе зарождения рынка они занимались профессиональным образованием, обменом опытом работы, лоббированием на разных уровнях власти. Решения их носили рекомендательный характер. Когда саморегулируемые организации получили официальный статус, они стали заниматься защитой своих членов, клиентов, вопросами этики. Решения их приобрели обязательный характер (отказ от их выполнения означал исключение из организации).

Саморегулируемые организации призваны сделать российский рынок ценных бумаг цивилизованным, укрепить доверие к нему российских и иностранных инвесторов. Разобраться в сложных условиях рынка ценных бумаг могут только профессионалы. Там, где контроль над рынком ценных бумаг находится только в руках государства, он недостаточно эффективен и почти всегда опаздывает с принятием решений,

Саморегулируемые организации свои предписания дают на основе соглашения со своими членами, а не на законодательной базе. Санкции их более строгие и действенные, чем санкции государства (в частности, бойкот фирмы-нарушителя, который ведет к ее разорению).

Однако появление саморсгулируемых организаций не всегда оказывает позитивное воздействие на рынок ценных бумаг. Разные группы профессионалов стремятся создать собственные саморегулирусмыс организации. Цель - усилить группу за счет дополнительного арсенала средств общественной организации (предоставляемых ей льгот), расширить возможности в получении информации. Существуют и недостатки создания большого количества некоммерческих организаций: конкуренция между ними, ослабляющая самоорганизацию рынка: борьба лоббистов; появление сепаратистских тенденций на национальном рынке ценных бумаг. Очевидно, что на российском рынке ценных бумаг саморегулируемые организации приобретают вес более важную роль.

2. АССОЦИАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РОССИЙСКОГО РЫНКА

Ассоциации - наиболее распространенная форма саморегулируемых организаций в России.

Саморегулируемые организации в зависимости от видов профессиональных участников, которые их создали, классифицируются на:

  1.  ассоциации бирж - Союз фондовых бирж, Ассоциация валютных
    бирж;
  2.  организации компаний по ценным бумагам - НАУФОР, НАУРАГ.
    Фондовый эмиссионный синдикат и др.;
  3.  организации трансфер-агентов, регистраторов и депозитариев -
    ПАРТАД.

Подобно профессионалам другие участники фондового рынка могут создавать свои организации с целью защиты интересов. Эти организации определяют собственные правила и стандарты игры на рынке. К ним относятся организации, созданные институциональными инвесторами (Ассоциация инвестиционных фондов "СКИФ", Лига содействия инвестиционным фондам), и организации, созданные частными инвесторами (Комитеты по защите прав акционеров в регионе).

Необходимость появления различного рода союзов, ассоциаций и объединений профессионалов на внебиржевом рынке была обусловлена прежде всего широкомасштабной приватизацией в России, отсутствием на фондовых биржах атрибутов цивилизованного рынка (регистраторов, депозитариев, клиринговых палат и т.п.).

Информационный вакуум, появление акций предприятий самых различных отраслей, удаленность многих крупных эмитентов затрудняли определение реального курса акции, величины спроса на нее и т.д.

В середине 1994 г. в Москве произошло объединение брокеров в профессиональную ассоциацию (ПАУФОР), которая установила правила торговли и контролировала их соблюдение участниками ассоциации. Объединение брокерских и дилерских фирм в саморегулируемые организации происходило также в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и др.

Основной целью деятельности ассоциаций стало раскрытие информации об эмитентах и обеспечение прозрачности рынка. Представители ПАУФОР и региональных саморегулируемых организаций вошли в Экспортный совет при ФК ЦБ РФ, в котором активно принимают участите в разработке законодательных актов, указов и постановлений Правительства РФ, направленных на создание цивилизованного фондового рынка.

Важным шагом в направлении развития рынка стало создание института маркет-мейкеров. т.е. фирм, берущих на себя обязательства поддерживать не менее трех твердых двусторонних котировок по акциям наиболее популярных эмитентов, а также соглашения об использовании всеми членами ПАУФОР стандартного договора купли-продажи. Американская система ПОРТАЛ обеспечивала двустороннюю связь между пользователями, находящимися в офисе, и центральным сервером. На межрегиональном уровне связь обеспечивалась через каналы СПРИНТ, а для внутригородских сообщений - через специальные каналы ИСКРА, выделенные местными телефонными станциями.

Через год на смену ПОРТАЛ пришла Российская торговая система (РТС), которая объединила в единую сеть четыре внебиржевых рынка в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. РТС обеспечивала возможность вести торговлю в режиме реального времени, связываться с контрагентами из отдаленных районов страны, вводить информацию о предложении и подтверждать заключение сделки, контролировать поведение рынка.

Дальнейшая интеграция па рынке характеризовалась вначале объединением четырех региональных ассоциаций в межрегиональную организацию ПАУФОР-Россия, а затем созданием НАУФОР, включающей более 500 членов.

Торговля большими пакетами акций требовала создания крупных централизованных депозитариев и клиринговых систем, которые осуществляли бы перерегистрацию прав собственности и расчеты между участниками. Возникла необходимость объединения профессиональных регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев. В этих условиях была

создана система ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев), которая объединяет организации из 52 регионов России.

Система ПАРТАД обеспечивает:

  1.  ликвидность рынка именных ценных бумаг, особенно бездокументарных, появившихся в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  2.  детальную регламентацию прав на цепные бумаги на основе стандартов, вплоть до отработки технологии учета прав по бездокументарным ценным бумагам;
  3.  междепозитарное взаимодействие на основе введения единообразной системы документооборота и других стандартов,

Одной из функций ПАРТАД как саморегулируемой организации стало составление представлений на выдачу лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Для содействия развитию рынка государственных ценных бумаг была создана Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг России (НАУРАГ). Эта ассоциация призвана обеспечить объединение усилий профессиональных участников фондового рынка и государственных органов в разработке новых финансовых инструментов и технологий рынка государственных ценных бумаг.

Следует отмстить, что деятельность саморегулируемых организаций, как правило, предполагает обособленный рынок, доступ на который регламентирован требованиями к профессионализму, объему торговли, капитала и др.

3. ФОРМЫ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Функционирование рынка ценных бумаг должно регулироваться государством. Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности и роста ценных бумаг, выработке его национальной модели, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.

Задачи государства в развитии системы регулирования рынка ценных бумаг сводятся в основном к следующему:

  •  разработке идеологии и законодательной базы работы рынка;
  •  концентрации финансовых ресурсов (государственных и частных)
    для достижения определенных (в основном макроэкономических) целей;
  •  установлению "правил игры" для участников рынка;
  •  контролю за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка
    для его профессионалов и их клиентов;
  •  созданию системы информации о состоянии рынка и обеспечению
    се открытости для инвесторов;
  •  формированию системы страхования инвесторов от возможных
    потерь;
  •  предотвращению негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного);
  •  недопущению чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг.

В истории накоплен большой опыт государственного регулирования рынка ценных бумаг. В мировой практике существуют три основные модели его регулирования:

  •  путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидерланды, Португалия);
  •  путем контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания):
  •  через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания).

Для российского рынка ценных бумаг характерна прежде всего американская модель организации и регулирования. Особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне.

В Российской Федерации к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ);

Министерство финансов РФ;

Центральный банк РФ;

Комитет по управлению государственным имуществом РФ;

Антимонопольный комитет РФ;

Министерство по налогам и сборам РФ;

Министерство юстиции РФ;

Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и др.

Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: во-первых, регистрация всех участников рынка ценных бумаг; во-вторых, обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; в-третьих, контроль и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.

К направлениям прямого вмешательства относятся:

  •  законотворческая деятельность представительных органов власти по вопросам рынка ценных бумаг с целью создания единой правовой основы (Федеральное Собрание);
  •  постановления и распоряжения органов исполнительной власти по этим же вопросам (Правительство РФ);
  •  меры, принимаемые другими государственными органами, по введению норм, касающихся функционирования рынка ценных бумаг (Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Государственным комитетом по имуществу РФ и др.).

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" и Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Ими регламентируются основные виды предпринимательской деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и основные виды ценных бумаг, допускаемых к публичному размещению; создание Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг при Правительстве РФ, обеспечивающей проведение в жизнь единой государственной политики на рынке ценных бумаг. Комиссия по рынку ценных бумаг —федеральный орган исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Федеральная комиссия для осуществления своих полномочий создает необходимые территориальные органы. Полномочия Федеральной комиссии не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства и субъектов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной комиссии по должности соответствует федеральному министру. Коллегия комиссии состоит из 15 членов, в том числе представителей Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ.

Функции Федеральной комиссии обширны. Назовем главные из них:

  •  разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг
    и координация деятельности федеральных органов исполнительной
    власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
  •  утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг, в том числе иностранных эмитентов;
  •  разработка и утверждение единых требований к профессиональной деятельности с ценными бумагами;
  •  установление обязательных требований к операциям с ценными
    бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению,
    обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности участниками
    рынка ценных бумаг Федеральная комиссия устанавливает совместно с
    Министерством финансов РФ;
  •  определение обязательных требований к порядку ведения реестра; установление порядка лицензирования разных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостановление или
    аннулирование в случае нарушения закона указанных лицензий;
  •  определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний,
    а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
  •  контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации всеми субъектами рынка ценных бумаг;
  •  создание общедоступной системы раскрытия информации о рынке ценных бумаг, в том числе о выпуске ценных бумаг;

•проведение квалификационной и научно-методической работы с профессионалами рынка ценных бумаг.

Свои функции Федеральная комиссия выполняет в соответствии с реальным положением дел на рынке ценных бумаг и претворяет в практику в форме постановлений. Ее главные постановления согласуются с Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ. Принятые постановления предварительно проходят рассмотрение на Экспертном совете при Федеральной комиссии. Постановления Федеральной комиссии могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в судебном порядке.

Федеральная комиссия имеет право: квалифицировать ценные бумаги и определять их вид в соответствии с законодательством; устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами; проверять деятельность всех участников рынка ценных бумаг. Таким образом, Федеральная комиссия является центром государственного регулирования, контроля и стимулирования всех видов деятельности субъектов рынка ценных бумаг.

Для современного рынка ценных бумаг важное значение имеют решения Министерства финансов РФ о лицензировании деятельности на рынке ценных бумаг в качестве профессиональных участников, о порядке аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж; о лицензировании операций, совершаемых с производными ценными бумагами; о лицензировании производства и ввоза на территорию РФ бланков ценных бумаг и др.

Лицензированием деятельности коммерческих банков и кредитных организаций занимается Центральный банк РФ, страховых организаций -Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью.

Что касается банков и кредитных организаций, то в феврале 1996 г. приняты новые законодательные акты о лицензировании их деятельности, предусматривающие получение банками помимо банковской лицензии лицензий на деятельность в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг.

Немаловажное значение для рынка ценных бумаг могут иметь секьютеризация внутреннего государственного долга, изменение установленных правил взимания налога на добавленную стоимость, а также меры кредитных учреждений по развитию безналичных расчетов и совершенствованию организации управления потоком наличных денег.

Согласованное управление рынком ценных бумаг со стороны государственных органов невозможно без постоянно действующей, публичной и оперативной системы анализа макроэкономических компонентов этого рынка в увязке с динамикой общественного производства, изменением цен и т.д. В связи с этим необходима систематическая публикация интегрированных данных о рынке ценных бумаг, оценок складывающейся конъюнктуры и прогнозов развития рынка во взаимосвязи с рынком кредита, состоянием бюджета и другими макроэкономическими факторами, на них воздействующими.

4. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

Воздействие на рынок ценных бумаг государство оказывает с помощью системы налогообложения, введения системы налоговых льгот и санкций. За последнее время налогообложение операций с ценными бумагами претерпело некоторые изменения.

В соответствии с Законом РФ "О внесении изменений в Закон РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами" от 3 октября 1995 г. (с изменениями и дополнениями) плательщиками налога выступают юридические лица - эмитенты ценных бумаг. Объектом налогообложения служит номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом.

Не относится к объектам налогообложения номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ:

  1.  производящих первичную эмиссию ценных бумаг;
  2.  увеличивающих уставный капитал на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства РФ;
  3.  образованных в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения АО;
  4.  конвертируемых в акции АО, к которому осуществляется присоединение, не превышающее размера уставного капитала, присоединяемого АО;
  5.  при консолидации или дроблении размещенных ранее акций без
    изменения размера уставного капитала АО;
  6.  в случае уменьшения им своего уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций.

Налог на операции с ценными бумагами взимается в размере 0,8% номинальной суммы выпуска. В случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается. Налог на операции с ценными бумагами в валюте исчисляется в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату регистрации эмиссии. Сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет.

Налог на операции с ценными бумагами уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Рынок ценных бумаг регулируется не только налогом на операции с ценными бумагами, но и законодательством, регламентирующим порядок обложения прибыли предприятия, взимания налога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество с физических лиц, подоходного налога с физических лиц. Отметим наиболее важные моменты, имеющие отношение к ценным бумагам.

НДС облагаются операции по изготовлению и хранению бланков ценных бумаг. Ввозимые на территорию России ценные бумаги освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. Кроме того, от НДС освобождаются обороты по операциям, связанным с куплей-продажей, меной и дарением ценных бумаг.

На формирование валовой и налогооблагаемой прибыли, себестоимости реализуемой продукции влияют результаты проведения операций с ценными бумагами. Так, в валовую прибыль предприятия включаются дивиденды по акциям, проценты по облигациям и доходы по другим принадлежащим ему ценным бумагам. Однако при налогообложении сумма этих доходов исключается из налогооблагаемой прибыли, так как налог у предприятий должен быть удержан у источника дохода. При этом следует учитывать, что дивиденды и проценты выплачиваются из чистой прибыли и налогообложение их производится, по сути дела, два, а иногда и три раза: первый раз - по ставке 30% к налогооблагаемой прибыли, второй раз - по ставке 15% - при перечислении дивиденда владельцу акции, а поскольку эта прибыль может попасть и в личный доход, то в третий раз без всякого зачета будет облагаться как доход физического лица. В развитых странах благодаря специальной системе зачетов двойное обложение дивидендов, как правило, не допускается.

Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство, связанное с получением доходов от внереализационной деятельности в виде процентов по депозитным сертификатам. В депозитном договоре должно быть предусмотрено обложение этих процентов у источника дохода по ставке 15%. Если это не оговорено и удержание налога не произведено, то его следует оплачивать по общей ставке.

При налогообложении прибыли инвестиционных институтов, фондов и брокерских контор следует учитывать также, что прибыль от посреднических услуг по реализации ценных бумаг облагается налогом по повышенной ставке.

Расходы по организации выпуска ценных бумаг, в том числе по составлению проспекта эмиссии, изготовлению или приобретению бланков ценных бумаг, включаются в состав затрат, относимых на себестоимость продукции эмитента. Из них исключаются затраты на аудиторские и рекламные услуги: их списание производится в установленном, порядке.

В случае если при формировании уставного капитала акции продаются по цене, превышающей их номинальную стоимость, разница между фактической ценой продажи и номинальной стоимостью не включается в состав прибыли (дохода) акционерных обществ (банков), подлежащих налогообложению. Указанная разница рассматривается только в качестве добавочного капитала, и ее нельзя направлять на нужды потребления.

У юридических лиц доходы в виде разницы между ценой покупки и ценой продажи (погашения) долговых обязательств включаются в полной сумме в состав внереализационных доходов, у банков и кредитных учреждений - в состав их прочих доходов. Они подлежат налогообложению в общем порядке.

Налогообложению подлежат доходы, получаемые физическими лицами в виде процентов и дивидендов по акциям и иным ценным бумагам (кроме сберегательных сертификатов). Обложение производится у источника выплаты этих доходов акционерам. Банки и иные предприятия и организации, выплачивающие дивиденды и проценты, обязаны сообщить в соответствующие налоговые органы сведения о таких доходах и удержанных суммах подоходного налога.

Не облагаются налогом только доходы, полученные по государственным бумагам, а не от государственных бумаг. Поэтому не любой доход от государственных бумаг будет освобожден от налогообложения. Доходом по ценной бумаге принято считать доход, предусмотренный условиями ее выпуска.

При налогообложении физических лиц по Закону РФ "О подоходном налоге с физических лиц" в совокупный доход не включаются:

  1.  выигрыши по облигациям государственных займов бывшего
    СССР, Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, других республик бывшего СССР и суммы, получаемые в погашение таких облигаций;
  2.  проценты и выигрыши по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего
    СССР, Российской Федерации и субъектов Федерации, а также облигациям и ценным бумагам, выпущенным органами местного самоуправления.

Существуют различия между плательщиками налога на дивиденды. Состоят они в следующем. Удержание налога с акционеров, не являющихся работниками данного акционерного общества, производится, если размер дохода не превышает 50 тыс. руб., по ставке 12%.

При выплате дивидендов гражданам, неработающим (пенсионерам) и не имеющим других источников дохода, исчисление подоходного налога должно производиться с учетом уменьшения налогооблагаемого дохода (суммы начисленных дивидендов) на установленный законом и действующий в настоящее время размер минимальной оплаты труда.

При исчислении подоходного налога с акционеров - работников общества размер причитающегося им дивиденда добавляют к сумме дохода, полученного с начала года по основному месту работы, и налог исчисляется по совокупности доходов по соответствующей ставке.

При выплате дивидендов акционерам - юридическим лицам налог удерживается по ставке 15%, с коммерческих банков —%.

Наконец, если часть акций принадлежит государству (муниципалитетам), дивиденд перечисляется в соответствующий бюджет, и налог в этом случае не взимается.

При налогообложении имущества предприятий ценные бумаги, находящиеся на балансе предприятия, не включаются в объект налогообложения.

Особо обстоит дело со стоимостью ценных бумаг, полученных гражданином от физических лиц в дар или по наследству. Она не включается в состав совокупного налогооблагаемого дохода и не подлежит обложению подоходным налогом. Эта стоимость будет учитываться лишь при исчислении имущества гражданина, получившего наследство или дарение, и тогда будет облагаться соответствующим налогом на имущество.

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется от стоимости (оценки) наследственного имущества на день открытия наследства, даже если стоимость этого имущества в момент выдачи свидетельства была иной по сравнению с его оценкой на день открытия наследства.

Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется со стоимости ценных бумаг, указанной сторонами, участвующими в сделке, но не ниже оценки, произведенной экспертами.

Налог с граждан взимается при условии выдачи органами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельства о праве на наследство или оформления ими договоров дарения.

Кроме того, налог уплачивается только в случае, если общая стоимость переходящего в собственность гражданина имущества на день открытия наследства или оформления договора дарения превышает:

а) при оформлении права наследования 850-кратный действовавший
на момент открытия наследства размер минимальной месячной оплаты труда;

б) при оформлении договоров дарения 80-кратный действовавший
на момент совершения сделки дарения размер минимальной месячной
оплаты труда.

Имущество, перешедшее в порядке наследования или дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога, что должно быть подтверждено соответствующей справкой налогового органа.

5. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ   В    РФ

Значение рынка ценных бумаг как одного из важных секторов российской макроэкономики возрастает.

В ходе проведения экономической реформы в стране происходит перераспределение капитала, а также доходов, ранее поступавших в государственный бюджет, прежде всего в пользу предприятий финансового сектора экономики. Перераспределение это сопровождается ростом таких финансовых фондов, которые не имеют прямого отношения к производству. В результате огромные средства не только оседают в государственных ценных бумагах, но и перетекают в иностранную валюту, мигрируют за рубеж. Неравномерно и территориальное распределение финансовых ресурсов: около 70% их сосредоточено в Москве, 5% - в Петербурге.

В 1991-1995 гг. развитие рынка ценных бумаг происходило без многих необходимых нормативных актов. Однако процесс формирования правовой базы постепенно набирал силу. В 1995 г. появился Гражданский кодекс РФ (части I и II), был принят Закон "Об акционерных обществах", в 1996 г. - Закон "О рынке ценных бумаг", приняты законы об инвестиционных фондах, негосударственных пенсионных фондах и др. Важным законодательным решением была отмена отдельных налогов на операции с ценными бумагами.

К главным факторам, определившим развитие рынка ценных бумаг в 1991-1996 гг., относятся: масштабная приватизация - эмиссия приватизационных чеков, а также акций приватизированных предприятий и коммерческих банков; кризис неплатежей, породивший выпуск векселей государством, муниципалитетами и предприятиями; постепенный допуск российских ценных бумаг на международный рынок; противоречивое влияние на развитие российского рынка ценных бумаг оказал их выпуск различными финансовыми компаниями, в том числе авантюрного толка (не имевшими лицензий). Особо следует отмстить большое воздействие на развитие в Российской Федерации рынка ценных бумаг государственных долговых обязательств, выпускавшихся для покрытия дефицита федерального бюджета (ГКО-ОФЗ). Акции приватизированных предприятий и государственные ценные бумаги постепенно вытеснили с рынка суррогаты ценных бумаг (вроде билетов компании "МММ").

В 1992-1996 гг. происходит быстрое формирование всех видов посреднических структур российского рынка ценных бумаг, который сейчас в этом отношении вполне сопоставим с рынком цепных бумаг развитых стран.

Вместе с тем на рынке ценных бумаг остается еще немало нерешенных проблем. К ним можно отнести низкий уровень капитализации рынка, недостаточную ликвидность ценных бумаг мелких и средних эмитентов, высокую стоимость заимствования средств, отставание в развитии информационной и телекоммуникационной систем и др.

Очевидно, что создание конкурентоспособного рынка ценных бумаг необходимо для продолжения реформ. В своем стремлении к экономическому росту Российская Федерация не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор. Поэтому необходимо форсированное развитие рынка ценных бумаг и решение вопроса о том, как этого следует достигнуть.

В развитии рынка капиталов уже имеет место определенный прогресс. Он связан не только с укреплением института частной собственности на капитал, но и с формированием "социальной составляющей" рынка, т. е. защитой интересов всех слоев общества, обеспечением личной финансовой безопасности (для разных видов инвесторов).

Обращающиеся на рынке ценных бумаг финансовые ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет (как в макроэкономике, так и на рынке ценных бумаг) системообразующую функцию, которая будет непрерывно изменяться в связи с меняющимися экономическими условиями. Так, государственное регулирование рынка ценных бумаг в России, как и во всех развитых странах, будет развиваться в сторону большей детализации и жесткого контроля.

Государство на рынке ценных бумаг выступает как главный фактор, определяющий его развитие (количественные и качественные характеристики). Государство - крупнейший держатель и продавец ценных бумаг российских предприятий - проводит активную политику прямой поддержки инфраструктурных проектов, включающую в себя участие в их финансировании, помощь в привлечении иностранных капиталов и т.п. При реализации этих проектов оно должно поддерживать те общественные силы (и специалистов), которые прочно стоят на реформистской платформе. В то же время следует отметить, что прямое участие государства в создании инфраструктуры рынка ценных бумаг является временным: в дальнейшем эта функция будет передана самим участникам этого рынка.

Государство, проводя свою политику на рынке ценных бумаг, руководствуется рядом принципов, прошедших испытание временем. К ним относятся: единство информативно-правовой базы, а также режима и методов регулирования рынка ценных бумаг на всей территории Российской Федерации; принятие необходимости минимального государственного вмешательства в механизм рынка ценных бумаг и его максимального саморегулирования (это предполагает и минимизацию затрат на эти цели из бюджета страны); обеспечение государством равных возможностей участия на рынке ценных бумаг всем его субъектам и стимулирование конкуренции, отказ от всякого рода преференций для участников рынка ценных бумаг; соблюдение преемственности государственной политики: ориентация на мировой опыт и учет тенденций глобализации финансовых рынков (и рисков).

Развитие рынка ценных бумаг в Российской Федерации предусматривает учет ее национальных интересов (комплекса макроэкономических и макрополитических задач государства применительно к рынку капитала). Это означает восстановление расширенного воспроизводства и повышение его эффективности путем мобилизации инвестиционных ресурсов, усиление социальной ориентации экономики и повышение стабильности общества, укрепление экономического суверенитета страны, повышение капитализации российских компаний, обеспечение информационной безопасности страны (достижение его "информационного суверенитета").

Рынок ценных бумаг - один из самых регламентированных в мире рынков, что объясняется сложностью протекающих на нем процессов и высокой степенью риска. Поэтому государственное вмешательство в процессы, происходящие на этом рынке, требует разработки детальных планов этого вида деятельности.

Интересы государства и участников рынка ценных бумаг во многом совпадают, что позволяет широко внедрять саморегулирование рынка его профессиональными участниками. Достижение оптимального сочетания государственного регулирования и саморегулирования напрямую связано с повышением ликвидности ценных бумаг. Для достижения этого оптимума государство намерено создавать совместные рабочие группы из правительственных управленцев и специалистов-фондовиков, которые под руководством Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг будут решать все возникающие проблемы.

Основными принципами государственного регулирования рынка ценных бумаг остаются сочетание функционального и институционального регулирования, предполагающее использование механизма саморегулирования, приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций. Регулирование предполагает распределение между различными государственными органами конкретных функций и ответственности, обеспечение единства и непротиворечивости государственной политики на рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно опираться на продуманную стратегию. Это формирование эффективного механизма фондового рынка для привлечения инвестиций (в том числе и иностранных), финансирование дефицита бюджета с помощью эмиссии государственных долговых обязательств, предотвращение кризисов рынка ценных бумаг и социальных взрывов и др.

Объемы и сроки заимствования капитала государством должны определяться принятыми долгосрочными целевыми программами и обслуживанием накопленного государственного долга. Государство должно подразделять свои ценные бумаги на инструменты денежного рынка (краткосрочные ценные бумаги) и на инструмент рынка капиталов (облигации). Соответственно сроки погашения должны составлять 1-12 месяцев и более 12 месяцев.

Рост государственного долга Российской Федерации требует создания на основе новейших компьютерных технологий Государственной долговой книги, что обеспечит возможность прямого владения государственными ценными бумагами для всех категорий инвесторов (при этом не обязательно соблюдать принцип их депозитарного хранения).

Федеральное правительство и Центральный банк РФ совместно используют государственные ценные бумаги для реализации кредитно-денежной политики государства. При этом Центральный банк РФ ограниченно участвует в операциях с этими бумагами на открытом рынке (управляет ликвидностью коммерческих банков, сглаживает резкие колебания конъюнктуры рынка и т.п.). Задача заключается в том, чтобы активно применять практику оперативного выпуска ценных бумаг, абсорбировать с их помощью краткосрочные избытки денежных средств в коммерческих банках и осуществить переход к системе ежедневного первичного размещения краткосрочных и сверхкраткосрочных ценных бумаг для оперативного регулирования ликвидности в коммерческих банках.

Все дальнейшее развитие российского рынка ценных бумаг зависит от повышения уровня его информационной открытости. Для этого в стране будет создана общепринятая система показателей для анализа конъюнктуры рынка ценных бумаг (четко разграничены информация на коммерческую тайну и информация, не являющаяся таковой), введено обязательное опубликование любых фактов деятельности эмитентов, могущих повлиять на курс их ценных бумаг, оказана поддержка независимым рейтинговым агентствам, будет широко даваться информация о курсах ценных бумаг и проводимых с ними операциях. Все это окажет помощь Общественно-государственному фонду защиты вкладчиков и акционеров путем предоставления в его распоряжение всей информации о процессах, происходящих на рынке ценных бумаг.

Государственное стимулирование развития рынка ценных бумаг невозможно без использования налоговых методов. Налоговая политика будет строиться на принципах унификации ставок налогов и налогообложения, включения в состав затрат в целях налогообложения отрицательных разниц, образующихся при падении цен на приобретенные субъектами рынка ценные бумаги, отказа от установления налоговых льгот по отдельным видам ценных бумаг, освобождения от двойного налогообложения всех форм коллективных инвестиций, отказа от введения любых видов налогов и сборов с оборота ценных бумаг, создания льготного режима налогообложения только для некоммерческих организаций, выполняющих функции инфраструктуры (например, для фондовых бирж).

Государство, регулируя российский рынок ценных бумаг, выбирает модель его развития и определяет его структуру. Выбор модели осуществляется исходя из ряда предпосылок, главная из которых заключается в том, что Российская Федерация - это во многом самодостаточная экономическая система, которая не тяготеет ни к одному из финансовых центров мира и стремится поддерживать отношения со всеми ими. Она стремится к превращению в самостоятельный финансовый центр, а потому будет использовать только те элементы зарубежных финансовых рынков, которые обеспечат ей максимум конкурентоспособности. Таким образом, Российская Федерация будет формировать собственную модель рынка ценных бумаг на основе ее национальных интересов и традиций. При этом не исключено использование зарубежного опыта и применение различных моделей для государственных, корпоративных и муниципальных ценных бумаг.

Формирующаяся модель российского рынка ценных бумаг требует современного информационного обеспечения на двух уровнях: а) межрегиональном, объединяющем региональные рыночные структуры и призванном обеспечить взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг; б) внутрирегиональном, затрагивающем отношения между клиентами и обслуживающими его профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой рынок капитала наполняется прежде всего за счет средств населения. Российская Федерация в этом отношении не представляет исключения. Но на этом пути стоит неуверенность населения - основного инвестора, считающего, что инвестиции в ценные бумаги сопровождаются неоправданно высоким риском. Поэтому сейчас принята концепция защиты инвесторов, которая будет реализована в конкретных программах защиты частной собственности на рынке ценных бумаг по следующим основным группам инвесторов: население, коллективные инвесторы, коммерческие банки, страховые компании, государство, нерезиденты, другие категории инвесторов. По отношению к этим группам инвесторов будут использоваться разные методы защиты. Одновременно должна быть гарантирована и защита прав эмитентов, установлены пределы их ответственности перед инвесторами. Защита эмитентов будет производиться по следующим направлениям: предприятия оборонного значения, предприятия большого стратегического значения, предприятия-монополисты, страховые компании и коммерческие банки. Защита интересов инвесторов и эмитентов требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы российского рынка ценных бумаг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44818. Методика обучения фонетике и орфоэпии 12.83 KB
  Цели изучения фонетики – раскрыть перед учащимися роль звуковой стороны языка показать связь последней с лексикой и грамматикой. Познавательные цели: дать школьникам представление о звуковой системе русского языка предупредить бытовое смешение звука и буквы развивать речевой слух научить работать с орфоэпическим словарём познакомить с нормами литературного произношения. Практические цели: формирование учебноязыковых фонетических явлений: распознать звуки русского языка классифицировать их анализируя звуковой состав слова...
44821. Основной капитал предприятий 20.86 KB
  К основному капиталу относится та часть авансированного капитала которая затрачена на постройку зданий сооружений на покупку машин оборудования инструмента. После реализации товара основной капитал по частям возвращается в денежной форме предпринимателю. Основной капитал подвергается физическому и моральному износу.
44822. Мова - суспільне явище. Функції мови 22.5 KB
  Можна дати чималу кількість визначень до поняття мова Мова засіб спілкування мислетворення інтелектуального та естетичного освоєння світу. Мислетворча засіб творення і вираження думки. Номінативна засіб називання усіх ознак предметів дій тощо. Пізнавальна засіб пізнання і накопичення досвіду.
44824. Предпринимательство. Субъекты и формы предпринимательской деятельности 38.28 KB
  По назначению готовой продукции: производящая средства производства производящая средства потребления. По особенностям функционирования выделяют: 1активные ОС заняты в процессе воспроизводства продукции здание в цехе станки машины приборы и т.Фондоотдача Отражает объем продукции приходящийся на один рубль основных фондов. Показывает какая величина основных фондов приходится на рубль выпущенной продукции.
44825. Эффективность государственного регулирования в переходной экономике 24 KB
  Эффективность государственного регулирования в переходной экономике Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше чем в развитом рыночном хозяйстве. Далее в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы. В переходной экономике по сравнению с административнокомандной...