41580

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Порядок заключения коллективного договора коллективного договора Условия коллективного договора носят обязательный характер. Коллективный договор как институт трудового права это совокупность правовых норм которые регулируют трудовые и социально-экономические отношения между наемными работниками и работодателями определяют порядок разработки заключения и исполнения трудового договора комплексно регулируют различные вопросы которые касаются разных аспектов трудовых правоотношений.

Русский

2013-10-24

52 KB

13 чел.

ТЕМА 5:  КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

1.Понятие и стороны коллективных договоров и соглашений

2.Порядок заключения коллективного договора

3.Содержание коллективного договора

1.Понятие и стороны коллективных договоров и соглашений

При становлении рыночной экономики широко получило свое развитие такие формы собственности, как коммунальная и частная, где с одной стороны происходит вливание капитала, а с другой применение наемного труда.

И капитал, и труд – это совершенно необходимые компоненты производства. Победа одного из них приведет к разрушению экономики. Поэтому компромисс между трудом и капиталом необходим и одним из важнейших средств его достижения является коллективный договор.  Коллективный договор является регулятором производственных, социально-экономических отношений. Условия коллективного договора носят обязательный характер. Так как трудовое право характеризуется наличием большого количества локальных нормативных актов, то коллективный договор можно рассматривать в трех аспектах:

1. Коллективный договор как локальный нормативный акт содержит комплекс нормативных положений и коллективно-договорных обязательств, направленных на регулирование трудовых, социально-экономических и организационно-управленческих отношений, которые складываются в пределах предприятия.

2. Коллективный договор как институт трудового права – это совокупность правовых норм, которые регулируют трудовые и социально-экономические отношения между наемными работниками и работодателями, определяют порядок разработки, заключения и исполнения трудового договора, комплексно регулируют различные вопросы, которые касаются разных аспектов трудовых правоотношений.

Заключение коллективного договора регламентируется гл.II КЗоТ Украины и ЗУ „О коллективных договорах и соглашениях” от 01.07.1993 г. Эти нормативно-правовые акты четко разграничивают два нормативных договора: кол.договор и кол.соглашение.

Коллективный договор это письменное соглашение, которое заключается между собственником предприятия и трудовым коллективом через профсоюзы или другие уполномоченные им органы,  на основе принятых сторонами обязательств с целью урегулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений, которые требуют дополнительной регламентации по отношению к действующему законодательству. Это соглашение заключается на определенный срок и имеет ограниченную сферу действия и носит нормативный характер.

Этим соглашением четко определяется взаимные обязанности сторон в отрасли трудовых и социально-экономических отношений.

Данное определения четко указывает на его признаки:

1.Сторонами выступают собственник предприятия и трудовой коллектив;

2.Содержание – взаимные обязанности сторон;

3. Особый порядок заключения;

Заключается коллективный договор на предприятиях всех форм собственности и их структурных подразделениях, которые используют  труд наемных рабочих и обладают правом юридического лица.

Поэтому коллективные договоры по правовому значению могут быть двух видов:

1.Коллективный договор  предприятия;

2.Коллективный договор структурного подразделения предприятия в пределах его компетенции.

Одной из сторон коллективного договора является собственник средств производства, или уполномоченный им орган или лицо. Право того или иного уполномоченного лица выступать при заключении коллективного договора  в роли собственника  определяется в уставе предприятия, но как правило, стороной при заключении коллективного договора выступает руководитель предприятия.

В соответствии со ст.12 КЗоТ  в сфере государственной собственности  исключительно руководитель имеет право выступать стороной при заключении кол/договора, так как такое право за органами управления имуществом не определяется.

В сфере коммунальной собственности право определения органа, уполномоченного выступать стороной при заключении коллективного договора как собственник, принадлежит руководителю предприятия, если только орган уполномоченный управлять коммунальным имуществом не взял эти функции на себя.

Гражданско-правовой собственник  имеет право, если считает необходимым выступать стороной при заключении коллективного договора при условии, что это предусмотрено уставом предприятия. В случае если собственников много, то собрание учредителей вправе поручить одному или нескольким  учредителям или наблюдательному совету выступать стороной при заключении коллективного договора, если это не противоречит уставу предприятия.

        

Другой стороной коллективного договора выступает:

1. выборный орган первичной проф.организации предприятия или созданного профсоюза (а не только первичная организация, которая входит в состав профсоюза, действующего на нескольких предприятиях) если он вел коллективные переговоры и заключил коллективный договор;

2. ст.12 КЗоТ и ст.4 ЗУ «О профорганизациях» представляет возможность создания трудовым коллективом представительского органа на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора. Данный представительский орган избирается на общем собрании трудового коллектива  на основании свободного выбора;

Ст.12 КЗоТ устанавливает специальное правило о пределах допустимости этой альтернативы: она допустима только при отсутствии  на предприятии профорганизации.

В соответствии с ч.2 ст.37 ЗУ «О профорганизациях», если на предприятиях действует несколько профсоюзов (или первичных профорганизаций), то стороной коллективного договора является представительский орган на пропорциональной основе. Профсоюз или первичная организация, которая отказалась от участия в объединенном представительском органе, лишается права представлять интересы наемных работников при подписании коллективного договора.

Теперь хочу обратить ваше внимание на другую разновидность нормативного документа, который регулирует коллективные отношения – это коллективное соглашение. Законодатель четко разграничивает коллективный договор и коллективное соглашение, хотя, по сути, коллективное соглашение является разновидностью коллективного договора.

Отличительные черты коллективного соглашения:

  1.  Сфера заключения и сторонами;
  2.  Порядком заключения и содержанием;

Коллективное соглашение – одна из правовых форм социального партнерства и основа цивилизованных отношений профсоюзов с государством.(определение в ЗУ «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 лип 1993г.

 Виды соглашений:

1.Генеральное, заключается на государственном уровне и сторонами которого выступают профсоюзы, которые объединяются для ведения кол.переговоров и заключения Генерального соглашения и собственники, которые объединяются для ведения кол.переговоров и заключения кол.соглашений.

Интересы собственников при заключении Генерального соглашения представляют КабМин и объединения работодателей, а со стороны работников выступают только объединениям профсоюзов.

Так, в качестве примера:

Ген.соглашение на 1999-2000г. было подписано КабМином и Конфедерацией работодателей Украины и профсоюзными организациями Украины, а Генсоглашение на 2002-2003г. было заключено 16 января 2002г. между КабМином, Конфедерацией работодателей Украины и всеукраинскими профсоюзами и пофобъединениями.

2.Отраслевое заключается на отраслевом уровне, сторонами которой являются собственники или представительский объединения собственников и отраслевые объединения профсоюзов

На предприятиях государственной собственности интересы собственника представляют министерства и ведомства

3.Региональное заключается на региональном уровне, сторонами которого являются местные органы государственной власти или региональное объединение предпринимателей, которые объединились для заключения регионального соглашения и объединения профсоюзов .

Таким образом, коллективное соглашение – это срочный нормативно-правовой акт, который заключается между собственниками и объединениями профсоюзов которые уполномочены представлять работников на государственном, отраслевом, региональном уровнях при определении основных положений и общих принципов регулирования отношений в сфере труда, а также социально-экономических интересов работников и собственников, определяя тем самым основу для разработки и заключения коллективных договоров на отдельных предприятиях.

2.ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

1.На основании ст.ст.10-11 ЗУ «О коллективных договорах и соглашениях» заключению коллективного договора предшествуют коллективные переговоры, которые  начинаются письменным предложением какой либо стороной не раньше, чем за три месяца до окончания срока действия предыдущего коллективного договора. Другая сторона на протяжении 7 дней после получения такого предложения должна начать переговоры.

Уклонение представителей сторон от ведения переговоров, которые предшествуют заключению коллективного договора, умышленное нарушение установленных сроков влечет за собой дисциплинарную и административную ответственность.

2. Создание рабочей комиссии из представителей сторон на пропорциональной основе, для определения содержания коллективного договора.

Функции рабочей комиссии:

1.Подготовка проекта коллективного договора;

2.Принятие предложений от трудового коллектива;

3.Принятие решения, которое оформляется протоколом;

Кроме представителей сторон участие в переговорах могут принимать независимые эксперты, специалисты. Лица, которые участвуют в переговорах как представители сторон, на время ведения переговоров освобождаются от своей основной работы  с сохранением места работы т средней заработной платы.

Стороны могут прерывать ведение переговоров  с целью проведения консультаций и экспертиз.

Законом не предусматривается сроков ведения переговоров.

3. Устранение разногласий. Если сторонами не достигнуто согласия по какому-либо вопросу, то составляется протокол разногласий, в который заносится содержание разногласий и предложение стон относительно спорных вопросов, а также сроки возобновления переговоров.

Далее в 3-х дневный срок создается примирительная комиссия, которая состоит из  одинакового количества представителей сторон для подготовки рекомендаций относительно принятия решения, которое устроит обе стороны.

Если соглашение не достигнуто, то стороны могут обратиться за помощью к посреднику, который в семидневный срок обязан рассмотреть протокол разногласий и обязан внести рекомендации относительно спора.

Если, вследствие работы примирительной комиссии или посредника соглашение не достигнуто, то стороны могут использовать такие средства, как проведение митингов, забастовок, демонстраций.

4.Внесение изменений и дополнений

После достижения согласия по всем вопросам, рабочая комиссия сформулированный проект коллективного договора передает на обсуждение в трудовой коллектив для внесения изменений и дополнений.

После такого обсуждения рабочая комиссия собирает, обобщает и рассматривает предложения  предоставленные в ходе обсуждения и вносит изменения в проект коллективного договора.

Доработанный проект выносится на общее собрание трудового коллектива для обсуждения и дополнения. В случае отклонения проекта, то стороны в 10-и дневный срок возобновляют переговоры и проект в целом выносится на обсуждение.

5. После общего одобрения коллективный договор подписывается на протяжении 5 дней, а генеральное соглашение подписывается не позднее 10 дней после прекращения коллективных переговоров.

Отраслевые и региональные соглашения подлежат уведомительной регистрации Министерством труда и социальной политики.

6. Подписанный сторонами договор подлежит уведомительной регистрации в местных органах исполнительной власти в двухнедельный срок. На следующий день после регистрации два экземпляра возвращается сторонам, а копия остается в регистрирующем органе.

Вступает в силу с момента подписания, если сторонами не предусмотрено другое..

После истечения срока действия коллективный договор продолжает действовать до того времени, пока стороны не заключат новый или не пересмотрят действующий, если иное не предусмотрено договором.

4.СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА.

Законодательство о труде не устанавливает требований относительно структуры коллективного договора. Стороны самостоятельно определяют его структуру, какие разделы включать и чем его дополнить. В тоже время законодательством четко определяется содержание коллективного договора.

Содержание коллективного договора – это согласованные сторонами условия, которые подразделяются на: нормативные, обязательственные, информационные и организационные.

Нормативные – это совокупность правовых норм локального значения, установленные сторонами в пределах их компетенции. Действуют на протяжении всего срока действия коллективного договора. К ним относится условия об оплате и условиях труда.

Обязательственные – это конкретные обязательства сторон с указанием срока их исполнения и субъектов исполнителей. Эти условия не носят нормативного характера и гасятся их исполнением. К ним относятся: условия относительно изменения в организации производства, нормирование  и установление систем оплаты труда, установление гарантий, компенсаций и льгот.

Организационные – это условия, которые связаны с регламентацией порядка подписания, изменения и прекращения действия коллективного договора (условия о сроке действия договора, контроль за его исполнением, порядок внесения изменения и дополнений, ответственность за нарушение условий коллективного договора).

Информационные – это условия, которые содержат в себе информацию об уже действующих нормативных актах.

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22754. Міжнародна громадськість про суть і значення конституційних змін в СРСР 1944р. Полеміка з цих питань 74 KB
  Становлення та розвиток відносин України з державами ЦСЄ. Миротворча діяльність України: досягнення та проблеми. При всьому тому членам КУК як українським патріотам імовірно імпонував вихід України на світову арену нехай і в такому ущемленому вигляді.Цегельський інформував громадськість що його делегація мала у СанФранціско зустрічі з усіма представниками Об'єднаних Націй домагаючись включення України в число учасників конференції .
22755. Участь делегації УРСР в роботі Дунайської конференції 73 KB
  право України було відновлено. У 19941996 роках ЄС ухвалив Спільну позицію щодо України 28 листопада 1994 р. Указом Президента України було затверджено Стратегію інтеграції України до ЄС розраховану на період до 2007 року. на Гельсінському самміті Євросоюзу була ухвалена Спільна стратегія ЄС щодо України яка спрямована на зміцнення стратегічного партнерства з Україною.
22756. Участь УРСР в роботі конференції в Сан-Франциско 55.5 KB
  Політика ЄС стосовно України. Основні проблеми безпеки України зовнішній аспект та механізми їх гарантування. Політика ЄС стосовно України. У 19941996 роках ЄС ухвалив Спільну позицію щодо України 28 листопада 1994 р.
22757. VI сесія (1944р.) Верховної Ради УРСР щодо формування союзного Наркомату закордонних справ 37 KB
  Наслідки розширення ЄС для зовнішньої політики України. питання про утворення НКЗС Українибуло розглянуто на Політбюро ЦК КПб України. Поперше було вирішено встановити дипломатичні відносини України з Великою Британією і США подруге з іншими країнами антигітлерівської коаліції. Наслідки розширення ЄС для зовнішньої політики України Розширення Європейського Союзу яке відбулося 1 травня 2004 року призвело до історичних змін політичних географічних та економічних умов для України та Євросоюзу.
22758. Діяльність УРСР в ООН 1945 - 1990 рр 38 KB
  Економічне співробітництво України та Росії: стан проблеми та механізми їх вирішення. Європейська політика України: концептуальні засади та практика. Виступивши проти зосередженості ЮНЕСКО тільки на фінансуванні та інших формах розв'язання проблеми встановлення причин ракових захворювань делегат від України Тульчинська порушила питання про негайне впровадження у життя вже одержаних результатів її пропозиція була схвалена більшістю делегацій 21 проти 18 при 7 що утрималися. Економічне співробітництво України та Росії: стан проблеми та...
22759. Участь УРСР в обговоренні ООН грецького та індонезійського питань 35.5 KB
  Питання делімітації та демаркації кордонів кордону України: досягнення і проблеми. Інтереси України в Балканському регіоні та механізми їх реалізації. Півстоліття назад саме міністр закордонних справ України Мануїльский із трибуни ООН проголосив Руки геть від Індонезії . Погана спадщина радянськоіндонезійських відносин що повністю дісталося Росії абсолютно не стосується України той самий випадок коли не варто шкодувати про усіх без винятку боргах й активах колишнього СРСР.
22760. Участь делегації УРСР в конференції в Сан-Франциско 43 KB
  На території РФ функціонують Посольство України м. На території України здійснюють діяльність Посольство Російської Федерації м. розстрілу Білого дому та зміцнення позицій реформаторів у Кремлі курс щодо України став жорсткішим що виявилось у намаганнях на дострокових виборах 1994 р. У першу чергу це стосується умов тимчасового перебування та функціонування Чорноморського Флоту РФ на території України договірноправового оформлення українськоросійського державного кордону тощо.
22761. Участь УРСР в роботі міжнародних організацій 1950-ті- 1980-тірр 41 KB
  Політика ЄС стосовно України. Питання зовнішньої політики в роботі Верховної Ради України. 202 пропозиції поправки резолюції що вносилися представниками України у міжнародних організаціях та конференціях. Політика ЄС стосовно України.
22762. Зміст і значення конституційних змін в УРСР 1944 р 50 KB
  Міжнародне правова база співробітництва України та ЄС. Відносини України з державами Близького та Середнього Сходу. Міжнародно правова база співробітництва України та ЄС. Відносини між Україною та Європейським Союзом були започатковані в грудні 1991 року коли Міністр закордонних справ Нідерландів як головуючої в ЄС у своєму листі від імені Євросоюзу офіційно визнав незалежність України.