41581

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие занятости населения.Государственная служба занятости ее структура и полномочия.Понятие занятости населения.

Русский

2013-10-24

57.5 KB

15 чел.

ТЕМА 6: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА.

1.Понятие занятости населения.

2.Понятие трудоустройства, его правовые формы

3.Государственная служба занятости, ее структура и полномочия.

4.Понятие безработного и его правовой статус.

 

1.Понятие занятости населения.

В период становления Украины как независимого государства был принят ЗУ « О собственности», который кроме, привычной для государства, государственной формы собственности, закрепил еще частную и коллективную. В следствии чего, гос. предприятия сокращают объем производств, а результатом является  высвобожденные работники. Увеличению количества безработных способствовало банкротство и ликвидация  не рентабельных предприятий, сокращение бюджетных организаций. Гражданско-правовой собственник, который в свою очередь открыл предприятие, тем самым организовал рабочие места, не достаточно опытен и сведущ в вопросах организации производства, поставки сырья и комплектующих, договорных обязательствах и сырая налоговая система  привели к ликвидации  или банкротству и этих предприятий. Итогом всего этого  является увеличение армии безработных. На этом этапе одним из результатов законотворческой деятельности  государственных органов является ЗУ «О занятости населения» от 01.03. 1991 года, который закрепил основные принципы государственной политики занятости населения.

В соответствии со ст.1 Закона занятость – это деятельность граждан связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, и такая, которая приносит им доход в денежной или другой форме.

 

 Государственная политика занятости предусматривает:

1. образование государственных и общественных структур для решения проблем занятости путем создания государственной службы занятости (далее ГСЗ) и негосударственных бюро по трудоустройству;

2. квотирование и бронирование рабочих мест  для не конкурентоспособных категорий граждан в размере 5% от численности работников, а в случае отказа предприятием от трудоустройства этих категорий граждан ГСЗ накладывает штраф в пятидесятикратном размере необлагаемого законом минимума за каждый такой отказ.

3. стимулирование образования дополнительных рабочих мест и развития предпринимательства (льготы, дотации, беспроцентные кредиты и т.д.);

В Украине к занятому населению относятся, граждане постоянно проживающие на территории Украины на законных основаниях:

1. наемные работники, работающие  на основании трудового договора;

2. работающие собственники (предприниматели, члены кооперативов, фермеры, члены их семей)

3. избранные, назначенные на оплачиваемую должность в органах гос. власти и в гражданских организациях ;

4. военнослужащие

5.лица, проходящие проф. подготовку с отрывом от производства;

6. учащиеся;

7. работающие граждане других государств, которые временно находятся на территории Украины на законных основаниях;

8. неработающие лица в связи с отпуском, приостановлением производства, связанным с забастовкой.

ЗАНЯТОСТЬ

в зависимости от продолжительности               в зависимости от объема

 

1. постоянная       1. полная

  1.  временная                        2. частичная

                       

2.Понятие трудоустройства и его правовые формы

Ст. 43 Конституции Украины закрепила  право на труд не зависимо от происхождения, социального и имущественного положения, возраста и т.д.  Таким образом, каждый гражданин Украины имеет право на трудоустройство и выбор места работы путем:

1. обращения к работодателю;

2. обращения к специальным органам, на которые возложена функции трудоустройства;

Трудоустройство – это система организационных, экономических и правовых способов, направленных на обеспечение трудовой занятости населения, включая оказание помощи гражданам в получении работы по их специальности,  квалификации или в направлении на производственное обучение при отсутствии у них необходимой подготовки.

По общему правилу трудоустройство предусматривает три формы оказания помощи в получении определенной работы:

Обеспечение информацией о наличии

рабочих мест с указанием  условий труда;

ТРУДОУСТРОЙСТВО  Поиск необходимой работы, которые соответствуют специальности и квалификации

Организация профессиональной  подготовки с последующим трудоустройством

3. Государственная служба занятости, ее структура и полномочия.

Государственная служба занятости – это государственный орган, образованный для реализации политики занятости населения, деятельность которой производится под руководством  Минтруда и соц. политики, местных государственных администраций и органов местного самоуправления. Финансируется Фондом содействия занятости населения, который является самостоятельной финансовой системой и создается на государственном и местном уровнях за счет:

1. отчислений из государственных и местных бюджетов;

2. обязательных отчислений предприятий;

3. средств ГСЗ, полученных от предоставления платных услуг и части прибыли предприятий, которые образуются  ГСЗ;

Не занятые граждане, которые обращаются в СЗ и подлежат обязательной регистрации путем заполнения карты персонального учета граждан.

Регистрация проводится СЗ по месту постоянного проживания путем предоставления:

1. паспорта и справки о присвоении идентификационного кода;

2.трудовой книжки;

3. военного билета;

4.документа об образовании.

В случае отсутствии трудовой книжки гражданин, который ищет работу впервые – паспорт, документ об образовании, военный билет.

   

Регистрация в ГСЗ производится на льготных и общих основаниях.

На льготных основаниях регистрируются

1.на протяжении семи дней после увольнения работники с которыми т/д на основании п.1 ст.40 КЗоТ (по инициативе собственника в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия или сокращения численности штата), а также военнослужащие без права на пенсию

2.на протяжении 1 месяца работники, уволенные  в связи с отселением с территории радиоактивного загрязнения

В случае несвоевременной регистрации без уважительных причин вышеуказанные работники не зарегистрировались в ГСЗ, лишаются льгот предусмотренных п.1 ст.26 ЗУ «О занятости», а условия выплаты по безработице и ее размер устанавливается на общих основаниях.

4. Понятие безработного и его правовой статус

Гражданину, зарегистрированному в ГСЗ, на протяжении семи календарных дней подбирается подходящая работа.

 Подходящая работа – работа, которая соответствует образованию, специальности, квалификации и предоставляется работнику в той местности в которой он проживает. Зарплата должна соответствовать уровню, которую работник имел на предыдущем месте работы, не ниже уровня, который сложился  в отрасли за минувший квартал.

 При предложении подходящей работы учитывается:

  •  трудовой стаж по специальности;
  •  его предыдущая деятельность;
  •  возраст, образование;
  •  продолжительность времени без работы.

 

Для граждан, которые впервые ищут работу и не имеют профессии, подходящей считается:

  •  работа, которая требует предварительной проф. подготовки;
  •  оплачиваемая работа (сезонная), которая не требует предварительной подготовки;

 Для граждан, которые желают восстановить трудовую деятельность после перерыва более одного года:

-  работа, которая требует предварительной подготовки или переподготовки или повышения квалификации, а в случае невозможности предоставления – другая оплачиваемая работа по смежной специальности.

В случае невозможности предоставления гражданину работы на протяжении более 6-и месяцев подходящей считается работа, которая требует изменения профессии с учетом здоровья и возможностей и предыдущего образования.

 Решения о предоставлении статуса безработного с одновременным предоставлением помощи по безработице принадлежит СЗ по личному заявлению с восьмого дня после регистрации в службе занятости по месту проживания, в случае если на протяжении семи дней не было предложено ему подходящей работы.

 Правовой статус безработного определяется ст.2 ЗУ «О занятости населения».

Безработный – это трудоспособный гражданин трудоспособного возраста, который в связи с отсутствием работы не имеет заработка или других доходов  и зарегистрированный в ГСЗ,  и готовый и способный приступить к  подходящей работе.

Трудоспособным считаются граждане возрастом женщины от 16 до 55 лет, мужчины от 16 до 60 лет.

 

Для получения статуса безработного гражданин обязан:

  1.  не позднее седьмого дня после увольнения с предыдущего места работы  лично подать заявление в службу занятости о предоставлении ему статуса безработного;
  2.  заявление о том, что он не имеет заработка или предусмотренных законом доходов;
  3.  решение принимается  приказом службы занятости и оформлением персональной карточки учета, с которой гражданин должен ознакомится под расписку.

Не могут быть признаны безработными   (ст.2 ):

  •  лица до 16 лет, кроме тех которые были уволены в связи с изменениями условий производства или в связи с сокращением штата;
    •  лица, которые впервые ищут работу и не имеют профессии;
    •  лица, которые отказались от двух предложений СЗ подходящей работы;
    •  лица, которые имеют право на пенсию в соответствии с действующим законодательством;

Лицам, зарегистрированным в ГСЗ на общих основаниях и получившим статус безработных:

  •  помощь по безработице выплачивается с восьмого дня после регистрации в ГСЗ не более 360 дней на протяжении двух лет;
  •  граждане желающие возобновить работу после длительного перерыва (6 месяцев), помощь по безработице выплачивается на протяжении 180 дней;
  •  для лиц, уволенных на основании п.1 ст.40 КЗоТ, а также лицам предпенсионного возраста, выплаты производится на протяжении 720 календарных дней

Гарантированные выплаты:

  •  не меньше 50% от средней з/платы по предыдущему месту работы, но не больше средней з/платы по отрасли и не меньше мин з/платы при условии занятости за 12 месяцев, которые предшествовали  регистрации в ГСЗ,  работал не меньше 26 календарных недель;
  •  во всех других случаях не меньше установленной мин. з/платы;

Лица, зарегистрированные в ГСЗ на льготных основаниях (ст.26) выплаты производятся в размере:

100% средней заработной платы на последнем месте работы на протяжении 60 дней;

в размере 75% - 90 дней;

в размере 50% - 210 дней;

Если льготные категории граждан не зарегистрировались в СЗ в установленный законом срок, они лишаются льгот предусмотренных п.1 ст.26, и условия и выплаты производятся на общих основаниях  (ст.28-29)

Материальная помощь по безработице (ст.31):

  •  безработные после окончания срока выплат могут получать помощь на протяжении 180 дней в размере 75% минимальной заработной платы, если среднемесячный совокупный доход на одного члена семьи не превышает установленного законом необлагаемого минимума;
  •  каждому из членов семьи, которые находятся на содержании у безработного, а также лицам, у которых закончился срок выплат, предоставляется одноразовая материальная помощь в размере 50% минимальной заработной платы;

 Лица, достигшие 18 лет и зарегистрированные как безработные, получают помощь по безработице и не могут быть трудоустроены в связи с отсутствием подходящей работы, могут получить беспроцентный кредит за счет государственного фонда содействия занятости для занятия предпринимательской деятельностью.

                              

 Обязанности СЗ:

1.Анализ и прогноз спроса  предложения на рабочую силу;

2.Консультация граждан и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силою;

3. Вести учет наличия свободных мест и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства;

4.производить помощь гражданам в подборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых кадров;

5.В случае необходимости организовать проф.подготовку или направить в другие учебные учреждения;

6.Оказывать услуги по трудоустройству уволенным работникам и незанятому населению;

7.Регистрация безработных и оказание им помощи в пределах своей компетенции, в том числе и денежную;

8.Участвовать в подготовке перспективных программ занятости населения.

Права СЗ:

1.получать от работодателя наличие вакантных рабочих мест, информацию об уволенных  и принятых работников, а также информацию об ожидаемых изменениях в производстве, которые могут произвести к высвобождению работников;

2.разрабатывать  и вносить предложения  на рассмотрение местных исполкомов о квотировании рабочих мест для не конкурентоспособных граждан;

3.направлять на трудоустройство граждан, при наличии у работодателя свободных мест, которые обратились в СЗ;

4.направлять безработных  по их желанию на общественные оплачиваемые работы;  

5.применять штрафные санкции к предприятиям в случае нарушения ими сроков предоставления данных об увольнении работников в связи с изменениями в производстве;

 6.компенсирование до 50% затрат предприятий  на переподготовку работников, которые подлежат увольнению в связи с изменениями в производстве в случае их трудоустройства

     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68146. ОЦІНКА ЕКОЛОГІЧНОГО СТАНУ АГРОЕКОСИСТЕМ У ЗОНІ ВПЛИВУ ВАТ «ВОЛИНЬ-ЦЕМЕНТ» 5.76 MB
  ВАТ Волинь-Цемент що функціонує на території Здолбунівського району Рівненської області протягом 50ти років належить до екологічно небезпечних об’єктів обласного значення і є одним з найбільших забруднювачів атмосферного повітря частка в загальних викидах – 30 по області та 93 по району.
68147. ЛІКУВАННЯ ДІАФІЗАРНИХ ПЕРЕЛОМІВ СТЕГНОВОЇ КІСТКИ У ДІТЕЙ ЗОВНІШНІМ СТЕРЖНЕВИМ АПАРАТОМ 191.5 KB
  Переломи стегнової кістки у дітей і підлітків є частим та одним із найбільш тяжких ушкоджень Корж А. Аналіз даних літератури свідчить що у разі хірургічного лікування переломів стегнової кістки у дітей і підлітків використовують позаосередковий остеосинтез спицевими та стержневими...
68148. ЕВОЛЮЦІЯ УКРАЇНСЬКОЇ НАЦІОНАЛЬНОЇ ІДЕЇ У СОЦІАЛЬНО-ФІЛОСОФСЬКІЙ ДУМЦІ УКРАЇНИ НА ЗЛАМІ ХІХ-ХХ СТОЛІТЬ 137.5 KB
  Зазначений аспект об’єктивно актуалізує потребу досліджень теоретикоконцептуального доробку щодо національної ідеї генерованого українською інтелектуальною спадщиною на зламі ХІХ-ХХ століть. Її системне комплексне сприйняття і збалансоване оформлення у вигляді телеологічних пріоритетів надзвичайно...
68149. ЛЮТЕРАНСТВО В КОНТЕКСТІ ЗАГАЛЬНОЄВРОПЕЙСЬКОГО ДУХОВНОГО РОЗВИТКУ: ОСОБЛИВОСТІ РЕЛІГІЙНО-КУЛЬТУРНИХ ВІДНОСИН 175 KB
  Науковий інтерес щодо вивчення лютеранства є досить закономірним що пояснюється недостатнім рівнем його висвітлення в нашій країні протягом тривалого часу а також наявністю певних тенденцій відродження духовного потенціалу України на засадах толерантності діалогічності та плюралізму.
68150. Драма-діалог Лесі Українки та діалогічна традиція в європейських літературах 204.5 KB
  Драматичні твори Лесі Українки завдяки своєрідності поєднання в жанрі філософського контексту й драматичної форми дозволяють виділити в них діалогізм філософськоестетичний спосіб мислення та діалогічність здатність до комунікації і окреслити їх поняттям драмадіалог. Творчі пошуки Лесі Українки...
68151. ТРУБНО-ПЕРИТОНЕАЛЬНА БЕЗПЛІДНІСТЬ ТА ДИСГОРМОНАЛЬНІ ЗАХВОРЮВАННЯ МОЛОЧНИХ ЗАЛОЗ 456.5 KB
  Відновлення репродуктивної функції жінок які страждають на безплідність частота якої коливається у межах від 10 до 20 є актуальною медичною та соціальною проблемою В. Тому дисгормональні захворювання молочних залоз ДЗМЗ являють значний інтерес з одного боку як можливий фон для виникнення злоякісного процесу...
68152. ОСНОВОПОЛОЖНІ ПРИНЦИПИ ПРАВА ЯК ІНТЕГРУЮЧИЙ ЕЛЕМЕНТ ПРАВОВОЇ СИСТЕМИ УКРАЇНИ 152 KB
  Протягом багатьох років принципи права є однією з центральних тем у теорії держави і права. В юридичній літературі слушно зазначається, що на підставі та з урахуванням принципів формується вся система права, приймаються юридичні акти, здійснюється правозастосування і тлумачення права.
68153. ЗАХОДИ АДМІНІСТРАТИВНОГО ВПЛИВУ, ЩО ЗАСТОСОВУЮТЬСЯ ДО НЕПОВНОЛІТНІХ 150 KB
  Така загрозлива тенденція зумовила у свою чергу необхідність пошуку оптимальних шляхів до покращання ситуації зокрема вжиття ефективних заходів адміністративного впливу спрямованих як на виховання так і на попередження адміністративних проступків серед молоді. Так до заходів адміністративної...
68154. ПРАГМАТИКО-ФУНКЦІОНАЛЬНІ ОСОБЛИВОСТІ ПОЛІТИЧНОГО ДИСКУРСУ США ТА УКРАЇНИ ХХІ СТОЛІТТЯ 948 KB
  Метою дисертаційної роботи є виявлення лексико-семантичних та синтактико-стилістичних типологічних особливостей сучасного українського й американського політичного дискурсу що зумовлює вирішення таких завдань: структурувати дефініції термінів політичний...