41588

Политические режимы в зарубежных странах

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Политический режим это важнейший структурный элемент формы государства все принципиальные изменения в природе государственной власти и способах ее организации неизбежно отражаются на политическом режиме. Политический режим это система методов способов и средств осуществления политической государственной власти. Основными чертами демократического режима являются следующие: решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; существует правовое государство и гражданское общество; центральные и местные органы...

Русский

2013-10-24

68.5 KB

36 чел.

Тема №7

Политические режимы в зарубежных странах.

Вопрос № 1

Понятие политического режима. Его связь с формой государства. 

Вопрос № 2

Демократический политический режим: понятие, сущность, признаки.

Вопрос № 3

Понятие и виды антидемократического политического режима.

Вопрос № 1

Понятие политического режима. Его связь с формой государства.

Политический режим - это важнейший структурный элемент формы государства, все принципиальные изменения в природе государственной власти и способах ее организации неизбежно отражаются на политическом режиме.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической (государственной) власти.

Данная категория показывает реальное функционирование всей политической и государственной системы в конкретной стране, как в действительности господствующий класс (господствующие классы или правящие социальные группы) осуществляет власть. 

Политический режим в отличие от формы правления или формы государственного устройства выражен в конституционных и законодательных актах неполно и фрагментарно. Качественные черты политического режима формируются в течение длительного периода времени, нередко спонтанно.

В зависимости от набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режимадемократический и антидемократический (фашистский, тоталитарный, авторитарный). Из двух разновидностей политического режима исторически первым был авторитаризм, возникший в глубокой древности в государствах Востока.

Вопрос № 2

Демократический политический режим: понятие, сущность, признаки.

Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (США, ФРГ, Франция, Швеция, Швейцария, Великобритания).

Основными чертами демократического режима являются следующие:

решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

существует правовое государство и гражданское общество;

центральные и местные органы государственной власти являются выборными и сменяемыми, подотчетными избирателям;

силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под гражданским контролем;

широко используются методы убеждения, компромисса;

провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

существует политический плюрализм, в том числе много партийность, легальная политическая оппозиция;

распространена гласность, отсутствует цензура;

—реально осуществляется принцип разделения властей.


Демократия может осуществляться посредством двух форм:

- прямой (непосредственной)

- представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — «непосредственная», которая проводится в жизнь через институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные и местные обсуждения.

Выборы и референдумы четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, конституционными, органическими законами, обычными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур; другие институты прямого народовластия носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных демократических институтов их влияние на механизм принятия политических решений велико, так как в них находит выражение воля народа. Референдум нашел широкое применение в таких странах, как США (на региональном и муниципальном уровне), Швейцария, Италия, Канада.

К достоинствам прямой демократии относится то, что она: предоставляет более широкие возможности (по сравнению с представительной демократией) для выражения интересов граждан и их участия в общественно-политической жизни; в большей мере обеспечивает легитимизацию власти; позволяет в определенной степени контролировать политическую элиту.

К недостаткам можно отнести: отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной политической и управленческой деятельностью; сложность и дороговизна проводимых государственно-общественных мероприятий; низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т. д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам государственной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

К достоинствам представительной демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица и органы, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом.

Ее недостатками являются: возможность злоупотребления властью, развитие бюрократии и коррупции; отрыв избранных представителей от народа; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т. д.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы.

Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что акцентируют внимание на приоритете личности, ее прав и свобод и роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

Однако подобная дифференциация является весьма условной.

Вопрос № 3.

Понятие и виды антидемократического политического режима.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Термин «тоталитаризм» (отлат. totalis) означает «весь, целый, полный». Само это понятие было введено в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. оно впервые прозвучало в итальянском Парламенте. Его широко использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался тоталитарный политический режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи для всех форм тоталитаризма и отражают его суть.

Основными чертами тоталитарного политического режима являются следующие:

государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

общество полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве, слиянии власти и народа;

господствует монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни;

государственная власть формируется на бюрократической основе, по закрытым каналам, окружена секретностью и недоступна для контроля со стороны граждан;

доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

властвует одна партия, происходит фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрещена легальная деятельность оппозиционно настроенных сил;

права и свободы человека и гражданина носят декларативный,  формальный характер,  отсутствуют четкие  гарантии их реализации.

фактически устраняется плюрализм; происходит централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

деятельность репрессивных государственных органов полностью бесконтрольна.

Авторитарный (от лат. auctoritas — власть, влияние) режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой — жестче, шире применяет репрессии.

Авторитарный режим — государственно-политическое состояние общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом или классом, партией, элитной группой при минимальном участии народа. Главной его характеристикой является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Основными чертами авторитарного политического режима являются следующие:

в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов государства (или конкретного сильного лидера)  при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

игнорируется принцип разделения властей (зачастую президент, исполнительно-распорядительные структуры подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными  полномочиями);  роль представительных органов
власти ограничена, хотя они и могут существовать;

суд выступает, по сути, вспомогательным институтом, на ряду с ним могут действовать и внесудебные органы;

сужена или сведена на нет сфера действия  принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует массовый террор;

сохраняется цензура, «полугласность»;

допускается частичный плюрализм; права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются;

силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности данного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный (военно-диктаторский, военно-полицейский) режим основан на власти реальных руководителей вооруженных сил или спецслужб, устанавливается в результате переворота, осуществляемого против законного правления гражданских лиц.

Военные режимы властвуют коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из военных чинов, чаще всего генерал или старший офицер. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, активно участвует в реализации как внутренних, так и внешних функций государства. В условиях подобного антидемократического режима создается разветвленный военно-полицейский аппарат, который включает помимо армии и спецслужб большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т. п. Отменяется конституция и многие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей. Типичный пример: военное правление в Мьянме (бывшая Бирма), в Аргентине, Боливии, Парагвае в недавнем прошлом, в ряде государств Тропической Африки.

Следует указать отличия авторитарных режимов от тоталитарных:

  1.  если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, не охватываемых государственным контролем;
  2.  при тоталитарном   правлении  осуществляется  массовый систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательных репрессий, направленных на предотвращение возникновения оппозиции или ее ослабление.

Имеет право на существование концепция, рассматривающая классический немецкий и итальянский фашизм (тоталитаризм) как крайнюю форму авторитаризма.

Фашистский режим по своей сути есть радикальный тоталитаризм.   Государствами,   где   впервые   возник   фашистский режим, были Италия и Германия.

Фашизм в Италии был установлен в 1922 г., а первые фашистские политические организации появились в 1919 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению Великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г. Целью его было утверждение господства арийской расы, высшей нацией провозглашалась немецкая.

Фашизм устанавливается в кризисных ситуациях, когда традиционные буржуазно-демократические институты не срабатывают, а проводимая государственная политика оказывается или ошибочной, или неэффективной.

Причины появления фашизма в 20—30-х гг. XX в. в Западной Европе:

  1.  глубокий социально-экономический кризис, приведший к резкому падению производства, массовой безработице;
  2.  стагнация и кризис в развитии западного либерализма и буржуазной   культуры;
  3.  радикальные изменения в социальной структуре буржуазного общества, обусловленные экономическим кризисом и необходимостью модернизации  производства;
  4.  слабость тогдашней государственной власти, не имевшей развитых традиций парламентаризма и многопартийности.

Способствовали распространению фашистской идеологии и милитаризация общественного сознания значительной части населения, ксенофобия и антисемитизм.

Тоталитарный режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, антипарламентаризмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя, широком применении насилия. «Все в государстве, ничто — вне государства, ничего — против государства», — утверждал Б. Муссолини, один из основоположников и лидер итальянского фашизма.

Фашизм не только уничтожает демократию, но и теоретически «обосновывает» необходимость установления тоталитаризма. Вместо либерально-демократической концепции индивидуализма фашизм выдвигает концепцию нации, интересы которой превалируют над интересами отдельных личностей. Германский и итальянский фашизм были низвергнуты в 1945 г. в результате победы держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83356. Засоби зв’язку речень у тексті. Складання розповіді за малюнком і кінцівкою 39 KB
  Мета: узагальнити систематизувати знання учнів про текст розвивати уміння систематизувати зібраний матеріал добирати потрібні засоби для поширення речень вчити дітей уважно слухати і відповідати на питання; збагачувати словниковий запас розвивати зв’язки мовлення; виховувати любов до рідної природи...
83357. Написання стислого переказу «Старий пень» 54 KB
  Мета. Вдосконалювати вміння учнів послідовно і стисло передавати зміст тексту, виділяти головне, суттєве, усуваючи другорядні деталі. Розвивати навички мовленнєвої діяльності. Виховувати почуття дружби. Тип уроку: урок вдосконалення вмінь і навичок.
83358. Повторення вивченого про прикметник. Спостереження за роллю прикметників у мовленні 94 KB
  Хто це Чому ви думаєте що це осінь Доведіть свою думку. Які слова допомогли вам уявити осінь Як називаються словащо означають ознаки предмета Які у вас виникають асоціації коли ви чуєте слово осінь Дощ вітер падолист багрянець ключ золото краса сум.
83359. Тренувальні вправи на використання прикметників у мовленні. Опис тварини 80.5 KB
  Мета уроку. Закріплювати знання про прикметник, про роль прикметників в усному і писемному мовленні, удосконалювати вміння учнів складати речення з прикметниками, працювати над удосконаленням орфографічної грамотності, вчити визначати відмінки, розвивати образне мислення. Виховувати любов до природи.
83360. Зв’язок прикметників з іменниками в реченні. Повторення вивченого про прикметники у мовленні 48.5 KB
  Мета: повторити раніше вивчені відомості про прикметник; закріплювати в учнів поняття про прикметник як частину мови, про його роль у мовленні; розвивати мову, спостережливість, інтерес до навчання; виховувати любов до природи.
83361. Частини мови. Займенник. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови 77.5 KB
  Морська трава – дуже корисний продукт харчування. В морській траві багато вітамінів, необхідних дітям, щоб рости великими і дужими. З морської трави можна готувати салати, закуски, варити суп. Крім того, з морської трави можна виготовляти папір і тим самим зберігати ліси.
83362. Зв’язок прикметників з іменниками в реченні. Визначення роду і числа прикметників за іменниками. Складання усної розповіді про прикметник за поданим планом 78.5 KB
  Мета. Розширити знання учнів про граматичний і смисловий зв’язок прикметників з іменниками; розпізнавати рід і число прикметників за значеннями іменників; розвивати вміння будувати зв’язні розповіді на граматичні теми, робити висновки та узагальнення; збагачувати активний словник учнів...
83363. Повторення вивченого про прикметник як частину мови 71 KB
  Мета: створити змістовні та організаційні умови для актуалізації знань про прикметник; сприяти усвідомленню учнями граматичного і змістовного зв’язку прикметника з іменником; забезпечити розвиток уміння вживати прикметники у власному мовленні й на письмі; допомогти учням усвідомити лексичне...
83364. Відмінювання іменників у множині 77.5 KB
  Мета: розширювати знання учнів про відмінювання іменників у множині; вчити правильно утворювати і використовувати у мовленні форми іменників у місцевому відмінку множини з прийменниками; розвивати мовлення дітей, збагачувати словниковий запас учнів; виховувати пізнавальний інтерес,прагнення вивчати мову.