41590

Конституционно-правовой статус главы государства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Глава государства в системе органов государственной власти. Компетенция главы государства. Глава государства в системе органов государственной власти.

Русский

2013-10-24

67 KB

12 чел.

Тема №9

Конституционно-правовой статус главы государства.

Вопрос № 1

Глава государства в системе органов государственной власти.  

Вопрос № 2  

Компетенция главы государства.

Вопрос № 3

Президент: правовое и фактическое положение в различных республиках.

Вопрос № 4

Статус монарха.

Вопрос № 1

Глава государства в системе органов государственной власти.

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Важное место отводится главе государства.

Глава государства — это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации.

Его конституционно-правовой статус зависит от формы правления и характера политического режима. Причем в рамках стран с одной и той же формой правления реальная политическая роль и объем властных полномочий главы государства могут серьезно различаться.

В качестве главы государства выступают:

наследственный монарх, т.  е.  суверенное лицо,  законно властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью (реже встречается институт выборного монарха, где последний избирается на определенный срок, на пример Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты);

выборный президент, т. е. должностное лицо (первый чиновник в государстве), законно властвующее в течение определенного срока в силу прямого или косвенного народного воле изъявления.

Также известен институт пожизненного президентства, однако это исключение из общего правила. На пост главы государства может избираться любой гражданин, удовлетворяющий указанным в конституции и законе требованиям;

узурпатор, т. е. лицо, властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований (например, лицо, пришедшее к власти после государственного или военного переворота, незаконного захвата власти);

коллегиальный орган в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов, постоянных комитетов (бывшие социалистические страны в послевоенный период — Албания, Болгария, Венгрия, Польша).

В Швейцарии существует Федеральный совет — коллегиальный орган, в состав которого входит семь равноправных членов, избирающих сроком на один год председателя (Президента Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государства, но его реальные полномочия невелики.

Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной недееспособности монарха могут быть переданы его представителю — регенту или регентскому совету.

В системе высших органов государственной власти глава государства занимает формально-юридическое приоритетное положение, хотя фактически оно может быть не столь значимо. В этом случае он выступает лишь в качестве официального символа, не имеющего реальных властных полномочий. В странах, реализующих в той или иной мере принцип разделения властей, глава государства может как возглавлять исполнительную власть (президентская республика, абсолютная и дуалистическая монархия), так и быть частью национального представительного органа государственной власти (Индия), а также не относиться ни к одной ветви власти, выполняя координирующую функцию (смешанная республика).

Вопрос № 2

Компетенция главы государства.

В различных сферах государственной деятельности главы государства наделяются общими полномочиями, которые можно разбить на несколько групп.

Во-первых, это представительские полномочия. Глава государства осуществляет функции верховного представительства государства вовне и внутри страны (подписывает международные договоры, имеет право непосредственного обращения к главам иностранных государств и правительств, назначает дипломатических  представителей,   осуществляет  аккредитацию представителей в зарубежных государствах, выступает с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации). Например, в США ежегодные послания Президента рассматриваются как изложение политической программы правительственной деятельности на предстоящий период. В сфере международных отношений глава государства выступает от имени государства в силу своего положения и не нуждается в каком-либо специальном уполномочии. К его компетенции в ряде стран отнесено объявление войны и подписание мирных договоров. 

Во-вторых, это полномочия, связанные с управлением делами государства:

в законодательной сфере (право созыва сессий парламента, право его досрочного роспуска,  созыв чрезвычайных сессий, законодательная  инициатива,   право  вето  на законопроекты, вотированные парламентом, опубликование законов, право обращаться в органы конституционного контроля о конституционности того или иного акта);

в сфере исполнительной власти (назначение главы правительства и принятие его отставки, участие в формировании правительства, решение стратегических вопросов военного управления в качестве главнокомандующего вооруженными силами, введение  особых режимов управления,   издание  собственных нормативных актов (в странах парламентской формы правления они обычно нуждаются в контрасигнатуре);

в судебной сфере (назначение на судебные и высшие судебные должности, содействие в осуществлении решений судов и др.).

В-третьих, полномочия по конкретизации правового статуса личности (решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища, осуществление права помилования и смягчения наказания, осуществление награждений, присвоение почетных, специальных и высших воинских званий).

В-четвертых, чрезвычайные полномочия. Глава государства объявляет чрезвычайное положение (осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности), в связи с чем вправе принимать акты, имеющие силу закона. В этот период приостанавливается действие ряда конституционных норм, закрепляющих некоторые гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права и свободы, ограничиваются полномочия представительных органов: парламент лишается права выражения недоверия правительству.

Вопрос № 3

Президент: правовое и фактическое

положение в различных республиках.

Отличительными чертами президентской республики являются следующие:

1. Избираемый на всенародных выборах президент — глава государства и глава исполнительной власти.

  1.  Президент формирует и возглавляет свою исполнительную  администрацию   (США,   Мексика)   или   правительство (Перу, Кыргызстан), которые ответственны только перед ним, а не перед парламентом. Таким образом, правительство формируется на внепарламентской основе. При этом действует принцип несовместимости депутатского мандата и портфеля министров. В правительстве президентской республики,  как правило, отсутствует должность премьер-министра.
  2.  Парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство). В виде исключения в президентских республиках наличествует пост «административного» премьер-министра и даже право парламента увольнять отдельных министров.
  3.  Глава государства —  президент избирается  без участия парламента,  путем прямых выборов либо через коллегию выборщиков (США),  в состав которой не могут входить члены парламента.
  4.  Президент не имеет права досрочного роспуска парламента.
  5.  Основным принципом организации и осуществления власти является принцип разделения властей.

При суперпрезидентской республике законодательство зарубежных государств закрепляет за этим высшим должностным лицом неограниченное право роспуска парламента, право введения по своему усмотрению чрезвычайного, военного и осадного положения, право издавать декреты с силой закона, единолично назначать и смещать глав, местных (региональных) администраций, судей и т. д.

При такой форме правления практически отсутствуют конституционные механизмы смещения президента со своего поста, не функционирует характерная для классической президентской республики система сдержек и противовесов в лице «сильного» парламента и независимого суда. В современных условиях эта разновидность республики существует в Ираке, Сирии, Туркменистане, Узбекистане,  Казахстане, в ряде государств Африки, иногда к суперпрезидентским относят и некоторые республики Латинской Америки.

Парламентская республика юридически характеризуется следующими чертами.

  1.  Глава государства — президент не является главой правительства.
  2.  Парламент является полновластным органом,  который формирует политически ответственное перед ним правительство и сам избирает президента (или это происходит при его самом активном участии).
  3.  Главой правительства — премьер-министр, который назначается лидером партии парламентского большинства либо лидером партийной коалиции. Он формирует правительство на парламентской основе, состав которого, как правило, утверждается парламентом (или его палатой).
  4.  Высший представительный орган контролирует деятельность правительства. Он может отправить в отставку правительство,  выразив ему вотум недоверия,  если последнее потеряет поддержку парламентского большинства. В этом случае президент имеет право  по  предложению  правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.
  5.  Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства. Как и в парламентской монархии,  здесь существует институт контрасигнатуры.  Суть последнего заключается в том, что большинство актов главы государства вступают в силу только после того, как они подписаны главой правительства либо теми членами правительства, в сфере деятельности которых издаются данные акты. Смысл применения контрасигнатуры заключается в том, что ответственность за последующую реализацию названных актов несет не глава государства, а глава правительства либо соответствующий министр.

В республике смешанного типа элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской. Наиболее ярко они проявляются в современной Франции.

Глава государства здесь юридически наделен действительно широкими полномочиями, вплоть до чрезвычайных, в то время как полномочия парламента ограничены.

Смешанная форма стремится совместить признаки различных республик и обеспечить разумный баланс властей в системе «президент—правительство—парламент». Причем в центр этой системы поставлен обладающий большими полномочиями глава государства.

Недостатком смешанной формы правления является то, что создается система власти, которая замкнута на главе государства и во многом зависит от его личных качеств. Однако, как свидетельствует конституционное развитие Франции, Парламент усиливает свои полномочия, тогда как влияние Президента несколько ослабляется. Определенную роль в этом сыграли решения органа конституционного контроля — Конституционного совета, а также сильные демократические традиции французского общества.

Вопрос № 4

Статус монарха.

В нескольких десятках стран современного мира главами государств являются монархи. Особенности статуса монарха заключаются в единоличном, наследственном и пожизненном характере принадлежащей ему власти. Как правило, власть при этой форме правления переходит по праву рождения.

В настоящее время распространены следующие системы престолонаследования:

салическая: престол наследуют только мужчины — прежде всего старший сын, тогда как женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Япония, Бельгия, Норвегия);

кастильская: женщины полностью из круга престолонаследников не исключаются, однако преимущество отдается мужчинам по прямой восходящей линии (Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды);

скандинавская: женщины наследуют престол  на равных основаниях с мужчинами (Швеция);

мусульманская: трон наследуется не определенным лицом, а правящей семьей, которая сама решает, кто из родственников займет освободившийся  престол  (Катар,   Кувейт,  Саудовская Аравия);

племенная: монарха определяет племенной совет из числа сыновей покойного вождя (Свазиленд).

Монарх имеет право на ношение особого титула (король, царь, император, султан, шах, шахиншах, герцог, великий герцог и т. д.) и использование особых регалий его верховной власти (корона, трон, мантия, держава, скипетр). Супруга и дети монарха также обладают специальными титулами и регалиями. Обязательными требованиями к монарху являются его внепартийность, поскольку он выступает как арбитр общества, а также его принадлежность к определенной религии (в Великобритании — англиканской церкви; в Швеции — евангелической, в мусульманских странах — исламу; в Таиланде — буддизму). В ряде афро-азиатских стран монарх обладает определенными полномочиями и в религиозной сфере.

Реальный объем его прерогатив зависит от разновидности формы правления. Всей полнотой власти он обладает при абсолютной монархии, огромными полномочиями обладает монарх при дуалистической монархии. Наименьшие полномочия имеются у главы государства в условиях парламентской конституционной монархии. В недавнем прошлом монарху принадлежало исключительное право абсолютного вето, которое парламент не мог преодолеть. Конституционным обычаем Великобритании стало неприменение права вето королем, который уже три столетия его не использует. В послевоенных конституциях Японии и Испании такое право не предусматривается совсем. Королевской прерогативой является использование так называемых спящих полномочий: роспуск парламента, отставка премьер-министра, введение военного положения. На деятельность и фактический статус монарха как главы государства оказывают существенное воздействие утвердившиеся политические, правовые и религиозные обычаи и традиции.

Монарх — неприкосновенная персона: его нельзя привлечь к какой-либо ответственности. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут министры и правительство в целом.

Нация считает себя обязанной содержать монарха и его двор, на эти цели парламентом ежегодно выделяются определенные денежные средства (цивильный лист).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12860. НАЧИНАЕМ РАЗГОВОР Игра для учащихся пятых классов 37.5 KB
  НАЧИНАЕМ РАЗГОВОР Игра для учащихся пятых классов В одном из номеров Школьного психолога за этот год читатели имели возможность познакомиться с моделью психологопедагогического сопровождения школьников на этапе перехода из начальной школы в среднюю см. ст
12861. ПЕРВЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС В 5 КЛАССЕ 31.5 KB
  ПЕРВЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС В 5 КЛАССЕ Возраст 10 11 12 лет. Дети этого возраста обучаются у нас в пролицейском отделении. Поступают после начальной школы и переходят от нас во €œвзрослый€ лицей через 3 года. Поступают из всех школ района умные замечательные с огромным желанием...
12862. Большая игра «По дороге из желтого кирпича» 52.5 KB
  Большая игра По дороге из желтого кирпича Гончарова Жанна Викторовна педагогпсихолог Как показывает практика большинство детей переходящих в пятый класс особенно в случаях поступления в другое учебное заведение испытывает двойственные чувства. С одной стор...
12863. Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену 32 KB
  Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену Каминская Ольга Николаевна педагогпсихолог Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то что ученики уже привыкли к школе...
12864. Путешествие в страну Детства 54.5 KB
  Занятие для учащихся 5х классов Путешествие в страну Детства Цель: развитие эмоциональноволевой сферы детей. Задачи: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека; развитие умения справляться с чувством страха; развитие ко
12865. Репортаж от одноклассника. Психологическая игра-проект 307.5 KB
  Психологическая играпроект Репортаж от одноклассника Психологическая служба любого образовательного учреждения ставит перед собой задачу выстраивания взаимодействия на решение комплексных задач школы которые реализуются всеми специалистами. Это взаимодействи...
12866. Тренинговые занятия. Я И МЫ 277.5 KB
  Я И МЫ Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5го класса Начало учебы в 5м классе особый этап в школьной жизни ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов к новы
12867. ВОЛШЕБНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ 34 KB
  ВОЛШЕБНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ Тренинг Волшебные приключения строится как интерактивное игровое общение ровесников. Включает активнодвигательные упражнения и творческие задания направленные на переосмысление и открытие новых способов самовыражен
12868. Невероятное путешествие 44.5 KB
  Большая психологическая игра Невероятное путешествие При переходе в старшее звено могут возникнуть проблемы: в классе сложилось несколько группировок постоянно происходят конфликты учащиеся не могут найти €œобщий язык€ нельзя провести коллективное мероприятие