41592

Правительство в зарубежных странах

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Место правительства в системе органов государственной власти. Порядок формирования и структура правительства. Полномочия правительства. Место правительства в системе органов государственной власти.

Русский

2013-10-24

49.5 KB

7 чел.

Тема №11

Правительство в зарубежных странах.

Вопрос № 1

Место правительства в системе органов государственной власти.

Вопрос № 2

Порядок формирования и структура правительства.

Вопрос № 3

Полномочия правительства.

Вопрос № 1

Место правительства в системе органов государственной власти.

Правительство — это центральный (общенациональный) орган исполнительной власти.

Его официальные наименования самые разнообразные: Правительство (Германия, Молдова, Франция, Чехия), Совет министров (Бельгия, Италия, Сирия), Кабинет министров (Азербайджан, Украина, Латвия), Кабинет (Исландия, Япония), Государственный совет (Китай, Норвегия, Республика Корея, Швеция), Исполнительный совет (Новая Зеландия), Федеральный совет (Швейцария).

Правительство осуществляет общее руководство государственными (публичными) делами и отвечает перед народом за свою деятельность. В условиях демократии правительство должно выражать общие (общенациональные) интересы, а не частные, корпоративные или региональные. Оно обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, охрану конституционного строя и установленного правопорядка. Правительство наделено широкими исполнительно-распорядительными полномочиями.

В системе государственной власти правительство занимает, как правило, доминирующее положение.

Во главе правительства стоит премьер-министр, председатель совета министров, канцлер, другое должностное лицо (например, Премьер Государственного совета в КНР).

В президентских и полупрезидентских республиках главой правительства (исполнительной власти) является президент, как исключение — вице-президент или административный премьер-министр.

Создание или упразднение последней ответственной государственной должности зависит всецело от президента, который передает ему часть своих полномочий, как правило, социально-экономического характера.

В классических президентских республиках глава государства присутствует на всех заседаниях правительства (кабинета) и непосредственно руководит им.

Правительство постоянно взаимодействует с различными государственными органами, прежде всего с парламентом. В той или иной степени высший представительный (законодательный) орган осуществляет контроль за правительством и проводимой им политикой. Наиболее широко и последовательно контрольные полномочия проявляются в рамках парламентских форм правления. Глава государства участвует в формировании правительства, а в президентской республике и при абсолютной монархии даже возглавляет его.

Правительство руководит работой министерств, иных органов исполнительной власти, координирует и контролирует их деятельность.

В абсолютном большинстве государств статус и функции члена правительства несовместимы с депутатским мандатом (исключение — страны с развитыми традициями классического парламентаризма), любой выборной должностью, с деятельностью, прямо направленной на извлечение прибыли.

По партийному составу различают однопартийные и коалиционные (фактически многопартийные) правительства.

Однопартийные правительства формируются в тех странах парламентской демократии, где существует парламентское большинство. В этом случае конкретная политическая партия располагает стабильным большинством депутатских мандатов (типичный пример — Великобритания, Новая Зеландия, Япония до начала 90-х гг. XX в.).

Коалиционные правительства создаются там, где ни одна политическая партия не имеет устойчивого большинства в парламенте (например, Италия, Нидерланды, Финляндия).

Если ни одна из партий, представленных в парламенте, не смогла самостоятельно сформировать правительство, а создание парламентской коалиции невозможно, образуется правительство меньшинства.

В этом случае лидеры партий, общественных объединений откладывают на некоторое время парламентские выборы. Правительство меньшинства «не делает резких движений», не меняет радикально политический курс, а занимается текущими государственными делами. Подобное правительство действует, как правило, несколько месяцев, а затем проводятся парламентские выборы и проясняется расстановка политических сил.

В некоторых странах с парламентскими формами правления в условиях военного противостояния или внешней агрессии образовывается правительство национального единства с участием не только правящей партии (партий), но и оппозиции. Однако это является временной, краткосрочной мерой.

В условиях смены общественного строя или политического режима может создаваться временное правительство, обладающее чаще всего ограниченными полномочиями. Одно из исключений — правительство Франции в 1958 г. в период формирования Пятой Республики, обладавшее огромными прерогативами.

В целом надо констатировать тенденцию к усилению властно-управленческих полномочий и функций в руках правительства и к его большей самостоятельности, стремление уйти от реального парламентского или общественного контроля.

Вопрос № 2

Порядок формирования и структура правительства.

Способ и порядок формирования правительства определяется формой правления, конституционными нормами и принципами, политическими традициями страны.

Существует две модели формальной процедуры образования правительства, отличающиеся степенью участия парламента в его формировании: парламентская и внепарламентская.

Парламентская модель применяется в условиях парламентаризма, частично в смешанных республиках. Согласно ей право на формирование правительства получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента. Иными словами, парламентская модель предусматривает образование правительства по итогам парламентских выборов.

По общему правилу глава государства назначает главу правительства, пользующегося доверием большинства парламента. Такой традиционный порядок формирования правительства существует в Италии, Индии, ФРГ.

Так, согласно конституциям этих стран, глава государства назначает главу правительства (например, в Италии это председатель Совета министров, в Индии — Премьер-министр), который затем уже формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав и программу действий.

При парламентской модели формирования правительства юридическое закрепление кандидатуры председателя и состава правительства осуществляет парламент с помощью важнейшего правомочия — вынесения вотума доверия. Если предлагаемый состав правительства или его глава не получат доверия парламентского большинства, то возможен роспуск парламента.

Внепарламентская модель формирования правительства применяется в президентских республиках, дуалистических монархиях, в ряде смешанных республик. 

Право на формирование в этом случае имеет не парламент, а президент, другой глава государства. Иными словами, правительство в доверии парламента не нуждается и формируется независимо от него.

В качестве примера внепарламентской модели формирования правительства при смешанной республике можно привести Францию. Согласно Конституции Президент Республики назначает премьер-министра. По предложению премьер-министра он же назначает других членов правительства, а также может уволить их.

Однако правительство несет ответственность не только перед Президентом, но и перед Парламентом. Для нормальной своей работы правительство нуждается в доверии Национального собрания. Так, согласно парламентской традиции и конституционным нормам отставка правительства должна быть связана с выражением недоверия Национального собрания правительству.

Структура и состав правительств отличаются разнообразием. В ряде стран статус правительства урегулирован законодательно неполно и фрагментарно (например, в Великобритании).

Есть страны, где структура и состав органов исполнительной власти регулируются достаточно подробно законом (США, Испания, Польша).

В Испании состав правительства включает председателя, его заместителей, министров и других членов, определяемых в законодательном порядке. 

В ряде европейских стран в состав правительства входят министры без портфеля — высокопоставленные чиновники, не руководящие конкретным министерством или ведомством. 

Существуют государства, где в правительство входят парламентские секретари, призванные поддерживать связи с парламентскими структурами.

В последние десятилетия наряду с традиционными министерствами (обороны, иностранных дел, финансов, экономики, юстиции) во многих развитых странах образованы новые — энергетики, охраны окружающей среды, культуры, туризма, образования. Для развитых стран характерным является небольшой перечень министерств и ведомств.

Вопрос № 3

Полномочия правительства.

Полномочия правительства широки и разнообразны и в принципе устанавливаются конституционными и законодательными нормами, а в некоторых странах также правовыми обычаями.

Вместе с тем в большинстве стран этот центральный орган исполнительной власти фактически осуществляет полномочия, предоставленные главе государства, главе правительства и отдельным министрам, что вытекает из особого места данного института в системе государственного аппарата, его политической значимости.

В условиях парламентских форм правления правительство при осуществлении своих полномочий руководствуется программой деятельности, одобренной представительным (законодательным) органом государственной власти.

Исходя из предметных и функциональных направлений деятельности данного органа, можно выделить следующие группы полномочий:

  1.  по  осуществлению текущего  государственного управления: проводит государственную политику в социально-экономической сфере, формирует целевые общенациональные программы развития регионов, важнейших отраслей производства, управляет через правительственные органы (министерства, комитеты, комиссии, агентства) объектами государственной собственности, осуществляет кадровые назначения в системе исполнительной власти;
  2.  организационно-правотворческие: является наиболее активным субъектом права законодательной инициативы в парламенте,   при  его  непосредственном участии разрабатываются многие крупные законопроекты, проводит их в соответствии с парламентскими процедурами, издает постановления, декреты, ордонансы, распоряжения, которые могут подменять законы, обеспечивает их реализацию;
  3.  в сфере обороны, безопасности,  внешней политики и внешнеэкономической деятельности: вырабатывает совместно с другими государственными институтами внешнеполитический курс, осуществляет меры по обеспечению обороны и национальной безопасности, назначает отдельных дипломатов и военачальников;
  4.  финансово-бюджетные: вырабатывает проект государственного бюджета и финансовых планов, добивается их принятия парламентом, исполняет государственный бюджет и финансовые планы, обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики.

В условиях введения чрезвычайного осадного и военного положения прерогативы правительства резко возрастают. Оно может принимать акты, ограничивающие права, свободы граждан, депортировать нежелательных иностранцев, вводить дополнительные обязанности для физических и юридических лиц. Однако особые типы управления (правовые режимы) могут устанавливаться только на законных основаниях (при наличии реальной внешней угрозы акта агрессии со стороны иностранного государства или коалиции государств, крупных массовых беспорядках, экологических или техногенных катастрофах большого масштаба) на ограниченный срок, как правило на 60—90 дней.

В ведении правительства находятся вооруженные силы, спецслужбы, военизированные формирования типа национальной гвардии. По Конституции Франции правительство во главе с премьер-министром несет ответственность за национальную оборону (ст. 21), но на практике крупные военно-стратегические вопросы решаются им по согласованию с Президентом.

Правительство для осуществления текущего, оперативного управления может образовывать рабочий исполнительный орган — президиум, бюро.

Заседания последнего проводятся по мере необходимости, во многих странах еженедельно, в строго определенное время. Председательствует на них глава правительства, присутствует узкий круг должностных лиц — заместители главы правительства, министры иностранных дел, финансов, юстиции, руководители спецслужб, отдельные крупные чиновники.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78635. Цена и ценообразование в рыночной экономике 137 KB
  Сейчас необходимо перейти к вопросу о том как действует механизм спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара и каким образом рыночная цена устанавливается на таком уровне когда спрос и предложение равны. меньше уровень спроса при данном уровне доходов; и наоборот чем ниже цена тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q покупаемого на рынке а на ординате движение цены Р то...
78636. Менеджмент: сущность, виды и методы 36.5 KB
  Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социальноэкономического развития. Менеджер – это специалист которого нанимают для организации и управления какимто участком для осуществления управленческой деятельности. Методы управления – способы формы воздействия руководителя на подчиненных: 1. Интеграционный Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление...
78637. Планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики 34.5 KB
  Ее обеспечивает государственное регулирование подразумевающее систему взаимодействия государства со всей совокупностью хозяйствующих субъектов с целью координации усилий направленных на решение общенациональных задач социальноэкономического развития. Индикативный план развития национальной экономики определяет и содержит обоснование целей задач направлений и методов реализации государственной социальноэкономической политики. Именно индикативный план выступает той связующей вертикалью которая обеспечивает координацию деятельности...
78638. Ценовая политика предприятия 35.5 KB
  Предлагается учитывать следующие факторы формирующие рыночные цены: Факторы спроса определяющие цену спроса на товар которую предлагает покупатель: Платежеспособный спрос который может выделить покупатель на данный товар; Уровень сбережений которые покупатель делает чтобы не покупать товар; Объем спроса – количество товара которое покупатель способен приобрести при некотором уровне цены; Потребительские свойства товара его качественные характеристики; Полезность товара – способность его удовлетворить потребности потребителя или...
78639. Проблемы развития предпринимательства в России 29 KB
  Одним из ключевых нововведений установленных в Федеральном законе является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр...
78640. Жизненный цикл товара, его экономический смысл 24.5 KB
  Иcxoдными днными для пpинятия peшeний пpи pзpбoткe или кoppeктиpoвкe пpoдyктoвoй пoлитики являeтcя нлиз жизнeннoгo цикл тoвp н pынкe кoтopый пpeдcтвляeт coбoй мoдeль pынoчнoй peкции oтpжeннoй в пpмeтpx вpeмeни и cтoимocтныx пoкзтeляx. Зня зкoнoмepнocти pзвития жизнeннoгo цикл oтдeльныx гpyпп видoв тoвpoв и пpoгнoзы длитeльнocти oтдeльныx eгo фз пpeдпpиятиe мoжeт oпpeдeлить мoмeнт нчл НИОКР зпycк в пpoизвoдcтвo и внeдpeния н pынoк нoвыx издeлий и мoдepнизции cyщecтвyющиx вpeмя yxoд c дннoгo pынк ycтpeвшиx нe пoльзyющиxcя cпpocoм...
78642. Предпринимательские риски, их оценка и пути снижения 32.5 KB
  Внешние факторы влияющие на уровень предпринимательского риска подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска но способствуют его изменению. Каждая предпринимательская фирма имеет собственные предпочтения деятельности направленно связанные с риском и на основе...
78643. Конкурентоспособность в предпринимательстве и пути ее повышения 30.5 KB
  Все факторы конкурентоспособности предприятия М. Вопервых факторы конкурентоспособности предприятия делятся на: основные; развитые. Основные факторы – это природные ресурсы климатические условия географическое положение страны неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. Развитые факторы – современная инфраструктура обмена информацией высококвалифицированные кадры использование высокотехнологичных производств.