41596

ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие источников трудового права Источники трудового права это формы выражения правовых предписаний через нормативные акты как результат деятельности компетентных органов государства которые устанавливают или санкционируют правовые нормы обязательные для сторон правоотношений которые составляют предмет трудового права. У термина источники права два значения: 1.материальное причины образования права т.

Русский

2013-10-24

38.5 KB

8 чел.

ТЕМА 2: ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

  1.  Понятие источников трудового права
  2.  Конституция Украины  как основной источник трудового права
  3.  КЗоТ и другие законодательные акты Украины, которые регулируют трудовые отношения.

  1.  Понятие источников трудового права

Источники трудового права – это формы выражения правовых предписаний  через нормативные акты как результат деятельности компетентных органов государства, которые устанавливают или санкционируют правовые нормы, обязательные для сторон правоотношений, которые составляют предмет трудового права.

У термина «источники права» два значения:

1.материальное – причины образования права, т.е. все то, что порождает позитивное право, те или иные материальные, духовные факторы общественных отношений, природа вещей, природа человека и т.д.

2.формальное – это форма внешнего выражения положений действующего права.

Источники права в формальном смысле – результат правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей в сфере применения наемного труда.

Следовательно, к источникам трудового права относятся  нормативные акты, которые издаются, санкционируются, применяются и охраняются компетентными органами и содержат в себе нормы, направленные на регулирование трудовых отношений между субъектами трудового права на основании трудового договора на предприятиях всех форм собственности, а также у физических лиц. Эти нормативные акты обязательны для исполнения и обеспечиваются принудительной силой государства в случае их не исполнения.

   

В зависимости от направленности классификация источников проводится по следующим признакам:

  1.  По органам принятия:
    •  принимаемые высшими органами государственной власти (Верховной Радой, Кабинетом Министров, Президентом Украины);
    •  центральными органами  государственного управления (министерствами, комитетами и ведомствами)
    •  местными органами власти
    •  руководителями предприятий совместно с профсоюзными органами

  1.  По форме принятия:

- законы

- указы

  •  декреты
    •  постановления
    •  приказы
    •  инструкции

  1.  По сфере действия:
    •  общегосударственные
    •  отраслевые
    •  межотраслевые
    •  локальные

  1.  По степени обобщения:

- кодифицированные (КЗоТ)

- комплексные (источники нескольких отраслей права)

- базовые (законы или постановления Верховной Рады, которые содержат общие положения, а детальные предусмотрены подзаконными актами).

  1.  По юридической силе:

- международные правовые акты, ратифицированные Украиной;

- законы Украины;

- подзаконные нормативные акты:

а) указы Президента

б) декреты, постановления, распоряжения КМ

в) инструкции соответствующих министерств, госкомитетов

г) инструкции и акты профсоюзов (по вопросам охраны труда)

д) локальные нормативные акты.

  1.  Конституция Украины  как основноЙ источник трудового права

Конституция Украины является основным источником трудового права. В Конституции 1996г. сохранены установленные прежней Конституцией права и обязанности граждан, но и значительно расширен их перечень за счет включения прав и свобод, закрепленные в международно-правовых актах о правах человека:

1.  Право на предпринимательскую деятельность;

2.  Право работающих на забастовку (ст.44) для защиты своих экономических и социальных интересов;

3.  Право на надлежащие и безопасные условия труда;

4.  Право на соц. Защиту в случае безработицы ( ст.46)

5.  Право на труд (ст.43) сформулировано в соответствии со ст.23 Всеобщей декларации прав человека.

 

     Основное значение Конституции состоит в закреплении основных трудовых прав с обязательным  учетом того, что она имеет высшую юридическую силу. Законы и подзаконные акты принимаются на основании Конституции и должны соответствовать ей (ч. 2 ст. 8).

Конституция как основной закон нашего государства:

  •  обеспечивает единство правого регулирования труда на предприятиях всех форм собственности,
    •  закрепляет принципы регулирования которые проявляются в конституционных трудовых правах, в юридических гарантиях относительно всей системы законодательства.
    •  устанавливает равенство перед законом (ст.24)
    •  определяет право на участие в профсоюзах с целью защиты своих прав и интересов ст36
    •  закрепляет равноправие в поступлении на государственную службу (ст.38).

  1.  КЗоТ и другие законодательные акты Украины, которые регулируют трудовые отношения

Вторым по юридической силе нормативным актом в отрасли труда является Кодекс законов о труде Украины ( ст.ст. 2, 139, 143) с обязательным учетом того, что Конституция имеет высшую юридическую силу.

КЗоТ Украины от 10 декабря 1971г. является главным источником трудового права. Это кодифицированный закон. Ему свойственна четкая последовательность размещения институтов в виде глав ( 18 глав из 265 статей). В гл.1 содержатся Общие положения  (ст.1-9-1), которые принадлежат к общей части трудового права. Последующие главы отображают сущность особенной части, хотя в самом кодексе это не выделено. В проекте нового КЗоТа этот недостаток устранен – все нормы поделены на общую и особенную части.

     

На ряду  с  КЗоТ  действуют также законы Украины,  которые также являются источниками трудового права. Они подразделяются на:

- те, которые полностью регулируют т/отношения;

- те, которые  содержат отдельные нормы, направленные на урегулирование  трудовых правоотношений.

ЗУ « О собственности» от 08.12.191г. дает определение права собственности и устанавливает право собственности на договорной основе использовать на договорной основе труд других граждан, обеспечивши им социальные и экономические гарантии.

ЗУ  «О занятости населения» определяет правовые, экономические и организационные основы трудоустройства и занятости населения и его защита от безработицы.

ЗУ « О профсоюзных организациях» определяет особенности правового регулирования, порядок образования, права и гарантии деятельности профсоюзов.

ЗУ « Об охране труда»  определяет основные положения  относительно реализации конституционного права граждан на охрану труда и здоровья в процессе осуществления трудовой функции, регулирует с помощью соответствующих госорганов отношения между собственником предприятия и работников вопросов безопасности и устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине.    

  Одни акты разрешают урегулировать взаимоотношения соглашением сторон (коллективный договор), другие не отступать от воли законодателя (вопрос занятости, гарантийные выплаты).

   Такое разнообразие актов обусловлено особенностями и свойствами труда. Труд – это не всякая деятельность, а прежде всего целенаправленная деятельность людей (разные условия труда, разный правовой статус субъектов).

   Нормы международных договоров являются нормами трудового права ( виды на семинар), при этом следует отметить, что нормы международных договоров являются приоритетными перед нормами национального законодательства (т.е. если нормами международных договоров, в которых участвует Украина, установлены другие правила, нежели те, которые установлены законодательством Украины  о труде, то применяются нормы международного договора).

     Суды, в процессе рассмотрения ситуаций вырабатывают положения, которые разъясняют нормы закона, способствуют правильному его применению. Суды, разрешая конкретное дело, не создают нового закона, они его конкретизируют.

  

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33594. Социологические исследования социально-экономических и политических процессов 42 KB
  Программа исследования: методологический и процедурный разделы. Социологические исследования обеспечивают сбор информации об изучаемом объекте раскрывают его характерные черты и тенденции развития формулируются выводы и рекомендации которые помогают руководителю в его должности. Теоретикоприкладные исследования цель которых содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению интерпретации и объяснению более глубокому и всестороннему чем ранее.
33595. Методы прогнозирования и их роль в социальном управлении 69.5 KB
  Сущность этого метода состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при мозговой атаке проблемной ситуации реализующей вначале генерацию идей и последующее деструирование разрушение критику этих идей с формулированием контридей. Третий этап генерация идей. Предсказывая описание метода ведущий концентрирует внимание участников на правилах проведения мозговой атаки: 1 высказывания участников должны быть четкими и сжатыми; 2 скептические замечания и критика предыдущих выступлений не допускаются; 3 каждый из участников...
33596. Социальное проектирование и его роль в управленческой деятельности 70.5 KB
  Социальное проектирование и его роль в управленческой деятельности Сущность социального проектирования. Цели и задачи социального проектирования. Объект субъект и предмет социального проектирования. Принципы социального проектирования.
33597. Инновационные и инвестиционные проекты как основные виды проектной деятельности 92 KB
  Успех инновационного проекта в значительной степени зависит от того насколько удачно формулируется обосновывается и рекламируется в обществе его главная инновационная идея доходчиво объясняющая качество достижения поставленных целей и результатов в количественном и качественном измерении. При разработке непосредственно инвестиционного проекта который опирается на решение задач по обеспечению установленных инвестором конечных целей необходимо согласование в виде бизнесплана по ресурсам времени и исполнителем. В этом случае в роли...
33598. Сущность управленческого консультирования 41 KB
  Управленческое консультирование вид интеллектуальной профессиональной деятельности в процессе которой квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы рекомендации консультации в решении экономических и управленческих задач которые способствуют успешному управлению организацией. Консультант выступает в роли эксперта советника разработчика и передает клиенту рекомендации по конкретным изменениям. консультант выступает в роли идеолога тренера инноватора. Проблемноориентированное: стремится ответить на...
33599. Процесс консультирования 73.5 KB
  Диагностика организации. Услугами консультантов пользуются органы государственной власти и местного самоуправления коммерческие и некоммерческие организации. Зарождение управленческого консультирования было вызвано двумя основными причинами: постоянным поиском предпринимателями и руководителями новых средств повышения эффективности и результативности организации; желанием специалистовуправленцев найти коммерческое приложение своим способностям. Консультирование заключается в приспособлении разработанной консультантами эффективной...
33600. Методы и модели принятия управленческого решения 44 KB
  Физическая модель выглядит как моделируемая целостность и должна обладать аналогичными характеристиками копируемого объекта. Отличительная характеристика физической модели состоит в том что в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Математическая модель принятия управленческих решений В математической модели называемой также символической используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события.
33601. Территория и границы Российской Федерации как фактор развития российского государства 88.5 KB
  Центральный федеральный округ Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область Город федерального значения Москва Южный федеральный округ Северозападный федеральный округ Дальневосточный федеральный округ Сибирский федеральный округ Уральский федеральный округ...
33602. Влияние природных условий и природных ресурсов на территориальную организацию общества 50.5 KB
  Зависимость размещения отраслей производства народного хозяйства от природных особенностей территории. Классификация природных ресурсов и распределение их по территории страны. Под природными условиями понимается совокупность важнейших естественных характеристик территории отражающих основные особенности компонентов природной среды или местных природных феноменов. Климатические особенности территории проявляются прежде всего в соотношении тепла и влаги.