41596

ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие источников трудового права Источники трудового права это формы выражения правовых предписаний через нормативные акты как результат деятельности компетентных органов государства которые устанавливают или санкционируют правовые нормы обязательные для сторон правоотношений которые составляют предмет трудового права. У термина источники права два значения: 1.материальное причины образования права т.

Русский

2013-10-24

38.5 KB

11 чел.

ТЕМА 2: ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

  1.  Понятие источников трудового права
  2.  Конституция Украины  как основной источник трудового права
  3.  КЗоТ и другие законодательные акты Украины, которые регулируют трудовые отношения.

  1.  Понятие источников трудового права

Источники трудового права – это формы выражения правовых предписаний  через нормативные акты как результат деятельности компетентных органов государства, которые устанавливают или санкционируют правовые нормы, обязательные для сторон правоотношений, которые составляют предмет трудового права.

У термина «источники права» два значения:

1.материальное – причины образования права, т.е. все то, что порождает позитивное право, те или иные материальные, духовные факторы общественных отношений, природа вещей, природа человека и т.д.

2.формальное – это форма внешнего выражения положений действующего права.

Источники права в формальном смысле – результат правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей в сфере применения наемного труда.

Следовательно, к источникам трудового права относятся  нормативные акты, которые издаются, санкционируются, применяются и охраняются компетентными органами и содержат в себе нормы, направленные на регулирование трудовых отношений между субъектами трудового права на основании трудового договора на предприятиях всех форм собственности, а также у физических лиц. Эти нормативные акты обязательны для исполнения и обеспечиваются принудительной силой государства в случае их не исполнения.

   

В зависимости от направленности классификация источников проводится по следующим признакам:

  1.  По органам принятия:
    •  принимаемые высшими органами государственной власти (Верховной Радой, Кабинетом Министров, Президентом Украины);
    •  центральными органами  государственного управления (министерствами, комитетами и ведомствами)
    •  местными органами власти
    •  руководителями предприятий совместно с профсоюзными органами

  1.  По форме принятия:

- законы

- указы

  •  декреты
    •  постановления
    •  приказы
    •  инструкции

  1.  По сфере действия:
    •  общегосударственные
    •  отраслевые
    •  межотраслевые
    •  локальные

  1.  По степени обобщения:

- кодифицированные (КЗоТ)

- комплексные (источники нескольких отраслей права)

- базовые (законы или постановления Верховной Рады, которые содержат общие положения, а детальные предусмотрены подзаконными актами).

  1.  По юридической силе:

- международные правовые акты, ратифицированные Украиной;

- законы Украины;

- подзаконные нормативные акты:

а) указы Президента

б) декреты, постановления, распоряжения КМ

в) инструкции соответствующих министерств, госкомитетов

г) инструкции и акты профсоюзов (по вопросам охраны труда)

д) локальные нормативные акты.

  1.  Конституция Украины  как основноЙ источник трудового права

Конституция Украины является основным источником трудового права. В Конституции 1996г. сохранены установленные прежней Конституцией права и обязанности граждан, но и значительно расширен их перечень за счет включения прав и свобод, закрепленные в международно-правовых актах о правах человека:

1.  Право на предпринимательскую деятельность;

2.  Право работающих на забастовку (ст.44) для защиты своих экономических и социальных интересов;

3.  Право на надлежащие и безопасные условия труда;

4.  Право на соц. Защиту в случае безработицы ( ст.46)

5.  Право на труд (ст.43) сформулировано в соответствии со ст.23 Всеобщей декларации прав человека.

 

     Основное значение Конституции состоит в закреплении основных трудовых прав с обязательным  учетом того, что она имеет высшую юридическую силу. Законы и подзаконные акты принимаются на основании Конституции и должны соответствовать ей (ч. 2 ст. 8).

Конституция как основной закон нашего государства:

  •  обеспечивает единство правого регулирования труда на предприятиях всех форм собственности,
    •  закрепляет принципы регулирования которые проявляются в конституционных трудовых правах, в юридических гарантиях относительно всей системы законодательства.
    •  устанавливает равенство перед законом (ст.24)
    •  определяет право на участие в профсоюзах с целью защиты своих прав и интересов ст36
    •  закрепляет равноправие в поступлении на государственную службу (ст.38).

  1.  КЗоТ и другие законодательные акты Украины, которые регулируют трудовые отношения

Вторым по юридической силе нормативным актом в отрасли труда является Кодекс законов о труде Украины ( ст.ст. 2, 139, 143) с обязательным учетом того, что Конституция имеет высшую юридическую силу.

КЗоТ Украины от 10 декабря 1971г. является главным источником трудового права. Это кодифицированный закон. Ему свойственна четкая последовательность размещения институтов в виде глав ( 18 глав из 265 статей). В гл.1 содержатся Общие положения  (ст.1-9-1), которые принадлежат к общей части трудового права. Последующие главы отображают сущность особенной части, хотя в самом кодексе это не выделено. В проекте нового КЗоТа этот недостаток устранен – все нормы поделены на общую и особенную части.

     

На ряду  с  КЗоТ  действуют также законы Украины,  которые также являются источниками трудового права. Они подразделяются на:

- те, которые полностью регулируют т/отношения;

- те, которые  содержат отдельные нормы, направленные на урегулирование  трудовых правоотношений.

ЗУ « О собственности» от 08.12.191г. дает определение права собственности и устанавливает право собственности на договорной основе использовать на договорной основе труд других граждан, обеспечивши им социальные и экономические гарантии.

ЗУ  «О занятости населения» определяет правовые, экономические и организационные основы трудоустройства и занятости населения и его защита от безработицы.

ЗУ « О профсоюзных организациях» определяет особенности правового регулирования, порядок образования, права и гарантии деятельности профсоюзов.

ЗУ « Об охране труда»  определяет основные положения  относительно реализации конституционного права граждан на охрану труда и здоровья в процессе осуществления трудовой функции, регулирует с помощью соответствующих госорганов отношения между собственником предприятия и работников вопросов безопасности и устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине.    

  Одни акты разрешают урегулировать взаимоотношения соглашением сторон (коллективный договор), другие не отступать от воли законодателя (вопрос занятости, гарантийные выплаты).

   Такое разнообразие актов обусловлено особенностями и свойствами труда. Труд – это не всякая деятельность, а прежде всего целенаправленная деятельность людей (разные условия труда, разный правовой статус субъектов).

   Нормы международных договоров являются нормами трудового права ( виды на семинар), при этом следует отметить, что нормы международных договоров являются приоритетными перед нормами национального законодательства (т.е. если нормами международных договоров, в которых участвует Украина, установлены другие правила, нежели те, которые установлены законодательством Украины  о труде, то применяются нормы международного договора).

     Суды, в процессе рассмотрения ситуаций вырабатывают положения, которые разъясняют нормы закона, способствуют правильному его применению. Суды, разрешая конкретное дело, не создают нового закона, они его конкретизируют.

  

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40006. Маркетинговые информационные системы 552.5 KB
  Поставщики маркетинговой информации. Поставщики маркетинговой информации. В систему маркетинговой информации входят подсистемы данных используемых в различных видах и на разных этапах деятельности. Среди этих подсистем выделяются: Подсистема научнометодической информации обеспечивающая научных и практических работников методологией и методикой маркетинговой деятельности научным анализом состояния и тенденций развития данной области знания сведениями о школах направлениях концепциях существующих в научной и практической деятельности.
40007. Сущность и функции управления маркетингом 286 KB
  Принципиальная возможность развития маркетинга в России была определена реформами 90х гг. В зависимости от стадии развития маркетинга и его ориентации на внешнюю среду можно выделить три уровня использования маркетинговой концепции в управлении организацией: изолированная реализация отдельных элементов маркетинга реклама стимулирование сбыта ценообразование с учетом спроса и др.; маркетинг как концепция рыночного управления организацией что предопределяет не просто создание службы маркетинга но и изменение философии ее деятельности....
40008. Стратегическое планирование маркетинга и способы его осуществления 699.5 KB
  Построение карты рынка и выбор вариантов стратегического развития с помощью системы Mrketing Expert. Существует широкий спектр маркетинговых решений называемых стратегическими который охватывает с одной стороны направления развития рынка а с другой целенаправленный его выбор. Тактические решения больше полагаются на внутреннюю информацию полученную в результате анализа хозяйственной деятельности или исследований возможностей рынка. Среди них: анализ окружения оценка конкуренции и стратегической ситуации в целом состояние товарного...
40009. Управление комплексом маркетинга (инструментальные стратегии) 902.5 KB
  Управление каналами распределения товаров и услуг. В процессе формирования товарной стратегии предусматривается решение следующих задач: определение позиции предлагаемых товаров специфический товар ассортиментная группа товаров совокупность товаров для обслуживания целевых рынков; установление стратегических целей для предлагаемых выпускаемых товаров; выбор марочной стратегии; разработка и внедрение стратегии для новых и существующих товаров. Товарная стратегия определяет позицию каждого вида товара или комбинации товаров по...
40010. Оценка и анализ потенциала рынков предприятия 156 KB
  Оценка и анализ потенциала рынков предприятия Содержание занятия: 1. Предварительная оценка рынка предприятия. Прогнозирование динамики потребительского спроса на выпускаемую продукцию предприятия. Количественное определение спроса и доли рынка предприятия.
40011. Оценка конкурентного окружения предприятия 319 KB
  Оценка конкурентного окружения предприятия Содержание занятия: 1. Микросреда предприятия это система отношений предприятия с ее непосредственным окружением: поставщиками посредниками конкурентами прессой властными структурами общественными организациями деловыми кругами стратегическими партнерами в первую очередь инвесторами потребителями. Возможности предприятия по выбору поставщиков по работе со средствами массовой информации по формированию связей с властными структурами по взаимодействию с общественными организациями по...
40012. Оценка конкурентных преимуществ предприятия 266 KB
  Оценка конкурентных преимуществ предприятия Содержание занятия: 1. Анализ конкурентных преимуществ предприятия. Все эти преимущества сводятся к тому чтобы убедить покупателя в получении им больших выгод от приобретения продукции предприятия по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов. Стратегия дифференциации это стремление предприятия к уникальности в какомлибо аспекте существенном для большинства сегментов рынка или потребителей целевого рынка.
40013. Анализ целей и стратегий предприятия 232.5 KB
  Стратегия существования продукции. Проведение SWOTанализа в промышленном маркетинге связаны с прогнозированием и получением информации касающейся условий совершения покупки и характеристик покупаемой продукции. Маркетинговые исследования потребительских рынков охватывают широкие области особенно для производителей продукции с широким и сложным ассортиментом. Если руководство предприятия оценив текущее положение приходит к выводу о достаточности ресурсов для дальнейшего развития то встает проблема выбора наилучшего способа с большей...
40014. Современные информационные системы менеджмента и маркетинга в Российской Федерации 30.5 KB
  б Примерное содержание разрабатываемого материала: название информационной системы; назначение сфера применения информационной системы; состав и структура информационной системы; год выхода на рынок IPтехнологий Российской Федерации; разработчик информационной системы; решаемые информационной системой задачи; возможности информационной системы; достоинства информационной системы перед аналогами; недостатки информационной системы по сравнению с другими; занимаемый информационной системой сегмент рынка; перспективы...