41599

Понятие ландшафта в ландшафтной архитектуре. Природный, антропогенный, культурный и деградированный ландшафты

Лабораторная работа

Архитектура, проектирование и строительство

При формировании древеснокустарниковых насаждений учитываются не только композиционные но и биологические и экологические особенности растений. Виды растений используемых для солитеров: крупные кустарники 23 м и более сирень обыкновенная и венгерская боярышник туя западная; красиво и обильно цветущие: чубушники ракитники калина розы. По величине: малые 23 растения; средние 47 растений; большие 1012 растений. Виды растений предназначенных для стрижки: липа тополь боярышник чубушник барбарис можжевельник туя...

Русский

2013-10-24

3.27 MB

36 чел.

1. Понятие ландшафта в ландшафтной архитектуре. Природный, антропогенный, культурный и деградированный ландшафты

Ландшафт - территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов и компонентов более низкого таксономического ранга (ГОСТ 17.01 - 86. Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения).

Классификация ландшафтов (по признакам):

- по степени хозяйственного освоения территории;

- по характеру рельефа;

- по характеру растительности;

- по климатическим особенностям территории;

- по особенностям геологического строения поверхности Земли.

Первой разновидностью открытой среды является природный Л. Деятельность человека всегда приводила к его изменению. Вплоть до последнего столетия сооружения, созданные человеком, обычно дополняли Л., не приводя к его уничтожению.

Второй разновидностью деятельности по формированию среды открытых пространств является создание коммуникаций (каналы, продуктопроводы, линии электропередач) в природе и в городской среде. Наиболее распространенный вид таких коммуникаций - дороги. С ними связаны искусственные сооружения - мосты, виадуки, станции обслуживания транспорта.

Третьей разновидностью среды, как объекта деятельности ЛА, является специальная природная среда для отдыха и прогулок. Она в значительной степени формируется искусственно. Эту деятельность можно отождествить с садово-парковым искусством, берущим начало в глубокой древности.

К четвертой, важнейшей разновидности открытой среды относятся озелененные территории специального назначения. Их типология исключительно обширна и многообразна. К числу наиболее ранних специализированных комплексов принадлежали различного рода выставки.

Ландшафтная сфера – совокупность ландшафтов, составляющих оболочку земного шара.

Рекультивация ландшафта – восстановление нарушенного хоз. деятельностью или природными явлениями естественного или искусственного ландшафта.

Ландшафты

Ландшафты (основные виды):

Природный – ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных компонентов и формирующийся или сформировавшийся под влиянием природных процессов;

Антропогенный – ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов, формирующийся под влиянием деятельности человека и природных процессов.

Ландшафты (по характеру последствий деятельности человека):

Культурный - ландшафт естественного или искусственного характера, сохраняющий культурные ценности в виде памятников культуры и архитектуры, памятников природы, объектов эталонной хозяйственной деятельности человека, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизводства здоровой среды;

Акультурный (противоположность К.) – ландшафт, возникающий в результате нерациональной деятельности или неблагоприятных воздействий соседних ландшафтов. К ним относят ландшафты, утратившие способность воспроизводства здоровой среды (в т.ч. психофизиологических свойств);

Деградированный (крайнее понятие в этом ряду) – ландшафт, потерявший способность выполнять какую-либо функцию. К ним относятся отработанные и нерекультивированные карьеры, в зоне которых невозможно жить, отдыхать и пр.

2. Основные направления ландшафтной архитектуры на современном этапе

Термин «ландшафтная архитектура» впервые появился немногим более ста лет тому назад в США, в связи с организацией там первых национальных парков. В Европу он пришел гораздо позднее. Тем не менее, это не означает, что ландшафтная архитектура имеет очень короткую историю. Напротив, человеческая деятельность, объединяемая этим понятием, уходит далеко в глубь веков. Для того чтобы достаточно ясно представить себе пути развития ландшафтной архитектуры, полезно определить суть самого термина, понять, чем занимаются ландшафтные архитекторы и какое место их профессия занимает в обширном мире архитектуры.

Ландшафтная архитектура – это архитектура открытых пространств (ОП), в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. (Формированием среды открытых пространств и занимается ландшафтная архитектура.) ОП – преимущественно незастроенные, озеленённые и благоустроенные территории населённых мест и межселенные территории, используемые для различных видов деятельности под открытым небом.

ЛА не возникла на чистом месте, она, безусловно, стала дальнейшим развитием садово-паркового искусства. Однако в отличие от него представляет собой более широкую область, связанную с организацией всех открытых пространств и деятельностью человека по преобразованию природы. Сегодня ЛА включает в себя и садово-парковое искусство, которое предшествовало ей исторически.

Специфические материалы ЛА – рельеф, зелёные насаждения, цветы, вода, малые архитектурные формы (МАФы). Не создавая зданий, ландшафтный архитектор оперирует ими как составляющими своих пространственных объектов и определяет предпосылки их функционального и композиционного решения. ЛА может быть определена как развивающаяся область современной архитектуры в самом широком её понимании, т.е. как категория, означающая деятельность по пространственной организации среды обитания общества, включая градостроительство и даже районную планировку в качестве наиболее высокого её уровня.

Основные направления ландшафтной архитектуры на современном этапе:

Ландшафтная архитектура – это архитектура открытых пространств (ОП), в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. (Формированием среды открытых пространств и занимается ландшафтная архитектура.);

Ландшафтное планирование – общее формирование среды в масштабе стран и регионов (формирование, режимы охраны, использование буферных зон и т.д.); Ландшафтное планирование – направление, связанное с сохранением и развитием различных видов ланд. среды от нетронутой заповедной природы до природных районов, интенсивно эксплуатируемых человеком;

Ландшафтный дизайн – детальная организация непосредственно окружения человека, синтез природных форм и элементов благоустройства.

А так же:

Восстановление разрушенных Лs., трассировка и проектирование дорог и дорожных сооружений, ландшафтная организация промышленных и сельскохозяйственных территорий, зон отдыха, туризма и др.

Формирование ландшафтной структуры городов и урбанизированных районов. Создание эффективных систем озеленения городов.

Проектирование отдельных объектов различного назначения. Направление тесно связанно с двумя предыдущими. Прежде всего, это проектирование садов и парков, они могут быть декоративные, прогулочные, специального назначения (ботанические, зоологические, детские, спортивные и др.)

Реконструкция и реставрация парковых ансамблей прошлого.

Более трети времени мы смотрим себе под ноги!

3. Цели и задачи ландшафтной архитектуры

В общем виде цели ЛА следующие:

- функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым небом;

- преобразование ансамблей при охране их природных особенностей;

- эстетика детального внешнего благоустройства.

Т. о., основная цель – найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные Лs. и максимально сохранять их.

Природоохранные принципы должны лежать в основе формирования каждого архитектурно-ландшафтного объекта.

Задачи ЛА:

- возрождение (рекультивация) деградированных ландшафтов;

- охрана уникальных памятников природы и садово-паркового искусства;

- охрана и улучшение

- формирование (преобразование).

Архитектурно-ландшафтные вопросы:

- решение проблемы взаимодействия народно-хозяйственного комплекса и ландшафтной среды;

- определение отношения среды к размещению различных функций;

- детальная ланд. оценка и зонирование;

- прогноз изменения ландшафтов в результате планируемой деятельности и соответствующих преобразований;

- архитектурно-пространственная организация пространства исходя из требований экологии, охраны и улучшения гигиенических и эстетических качеств среды;

- гармоничная взаимосвязь застройки и ландшафта.

4. Взаимосвязь архитектурных и природных форм

Гармония арх. сооружения и Л. может быть достигнута различными приёмами:

• контрастом;

• нейтральностью;

• полным подчинением.

К неизменным формам относятся долины рек, равнины, озера, горные цепи и др. крупные ландшафтные формы.

Природный фон может быть: нейтральным или с ярко выраженными крупными формами типа гор, больших холмов, лесных массивов.

Большую роль в согласовании арх. сооружения с Л. играет фактура материала.

Архитекторы, организуя открытые пространства, оперируют природным материалом, который постоянно изменяется. Гармония человека и ландшафта может быть достигнута, если архитектор не формально, а опираясь на разносторонние знания, исходит в своем творческом поиске из ландшафтной ситуации, выявляя и подчеркивая её лучшие качества.

Размещение архитектурных сооружений является формой преобразования природного ландшафта. Это преобразование может быть положительным (когда сооружение по форме, материалу, фактуре, масштабу и другим композиционным качествам гармонирует с ландшафтом) и отрицательным (когда архитектурные сооружения не просто контрастны по отношению к ландшафту, а даже нарушают его).

Для того чтобы достичь определенной степени согласованности архитектурных сооружений с ландшафтом, необходимо знать ряд композиционных приемов. Исходным является сравнение пространственных форм застройки и ландшафта. Архитектору часто приходится сталкиваться с такими особенностями и формами ландшафта, которые он мало чем может изменить. Он должен учесть их при проектировании. К этим неизменным формам относятся долины рек, равнины, озера, горные цепи и другие крупные ландшафтные формы.

5. Приемы достижения гармонии архитектурных сооружений и ландшафта

Для того чтобы достичь определенной степени согласованности арх. сооружений с Л., необходимо знать ряд композиционных приёмов. Исходным является сравнение пространственных форм застройки и Л.

Степень согласованности застройки с ландшафтом зависит не столько от их абсолютных размеров, сколько от их взаимосвязи. Геометрические характеристики архитектурных сооружений могут согласовываться с ландшафтными формами (пирамидальная форма здания, остроугольный его силуэт напоминают нам окружающие скалы или еловый лес) или контрастировать с ними (протяженный многоэтажный дом-пластина на фоне живописного пейзажа).

Доминирующая или подчиненное положение сооружения в Л. определяется его размещением: вдоль рельефа и в его понижениях ведет к согласованности, поперек рельефа и на его высоких точках – к контрасту. Застройка ниже леса и среди леса подчинена природному фону, многоэтажное на фоне насаждений – всегда контрастно.

Как архитектурные сооружения, так и формы ландшафта могут иметь массивную или ажурную пространственную структуру. Расчлененная застройка, ажурная структура здания ведут к большей согласованности архитектуры с природой. Большую роль в согласовании архитектурного сооружения с ландшафтом играет фактура материала. Органичнее всего композиционно увязываются с природным окружением простейшие сооружения из естественных материалов - дерева, камня, камыша. Фактура искусственных строительных материалов (пластмасса, алюминий и др.) обычно контрастирует с фактурой природных компонентов.

Гармония человека и природы, архитектуры и ландшафта всегда будет достигнута, если архитектор не формально, а творчески, опираясь на определенную сумму знаний, исходит в своем поиске из ландшафтной ситуации, выявляя и подчеркивая ее лучшие качества.

6. Линейная и воздушная перспектива в ландшафтной композиции

Перспектива – не только искусство изображения на плоскости трехмерного пространства в соответствии с тем кажущимся изменением величины и очертаний предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения, но и вид, картина природы с какого-то отдаленного пункта, видимая даль.

В ланд. композиции различают широкую перспективу – панораму, т.е. свободное обозрение обширного пространства, визуально ограниченное пространство, как правило, выделенное по сторонам рамкой из зеленых насаждений или арх. рамкой.

В ланд. композиции выделяют линейную и воздушную перспективы. Термин «Цветовая перспектива» принадлежит Леонардо да Винчи.

Воздушная и линейная перспективы – наиболее сильные композиционные средства выражения глубины пространства. Средствами линейной и воздушной перспективы создается иллюзия увеличения или уменьшения пространства. Мастерами создавать на небольшой территории иллюзию большого пространства были паркостроители Китая и Японии.

На характер восприятия при больших расстояниях влияет воздушная персп. Воздушная перспектива зависит от плотности воздуха – чем меньше его плотность, тем более он прозрачен. На отдалении воспринимаются в основном крупные членения, силуэт сооружения. По мере приближения к нему увеличивается роль более мелких членений и деталей.

Основные типы ландшафтных пространств (по В.В.Баулиной)

Линейная перспектива отражает изменения видимых форм в зависимости от их положения в пространстве. Основные ее законы: чем дальше предмет, тем он кажется меньше; все вертикальные линии в перспективе остаются вертикальными; параллельные линии, уходящей от наблюдателя на понижающейся местности, сходится ниже горизонта, а на повышающейся местности – выше горизонта.

Парковая перспектива – многоплановый парковый пейзаж, построенный по композиционным законам линейной и воздушной перспективы. Существенным средством в построении парковой перспективы являются рельеф, вода, фактура растительности материалов мощения, которая может быть гладкой или шероховатой, зеркальной или матовой. Как правило, один из ландшафтных компонентов принимается в качестве ведущего.

7. Основные художественно-композиционные характеристики древесно-кустарниковых насаждений

Художественно-композиционная х-ка деревьев и кустарников определяются тремя основными качествами:

- величиной;

- формой;

- цветом.

Величина дерева:

- высокие – 25 м и выше (лиственница, сосна);

- средние - 15-25 м (тополь, ель);

- невысокие - 10-15 м (рябина, акация).

Форма кроны:

- регулярная;

- живописная.

По темпам роста в высоту деревья и кустарники подразделяют на:

- весьма быстрорастущие (ежегодный прирост в высоту до 2 м и более) деревья (эвкалипт, тополь, бер1за бородавчатая и др.); кустарники (акация жёлтая, бузина красная, чубушник);

- быстрорастущие (прирост до 1 м) деревья лиственные (ясени обыкновенный и пенсильванский, платан, вяз мелколистный и др.), хвойные (лиственницы европейская и сибирская, ель обыкновенная и др.); кустарники (лох узколистный, клён татарский, калина и др.);

- умеренно растущие - прирост 0,5 м в год (вяз, клён, дуб, липа, граб, ель, туя);

- медленно растущие - прирост 0,25-0,2 м в год лиственные (груши и яблони лесные), хвойные (кедр), кустарники (облепиха, игра, бирючина и др.).

По долговечности:

- очень долговечные - свыше 500 лет (кедр, лиственница, дуб, кипарис);

- долговечные - 200-500 лет (вяз, ель, липа, тополь);

- средней долговечности - 100-200 лет (берёза, рябина, ива плодовая).

Кустарники, как и деревья, различают по: величине, форме, силуэту, окраски листвы, ветвей, соцветий, плодов.

По величине кустарники выделяют:

- высокие - 2-3 м и более, (сирень обыкновенная и венгерская, боярышник, туя западная);

- средние - 1,5-2 м (снежноягодник, можжевельник);

- низкие - 60-80 см (айва японская, барбарис Тунберга).

По структуре кроны:

- чёткие и живописные;

- компактные и ажурные.

Важнейшее художественное качество древесных пород – тональность их листвы, меняющаяся по сезонам года.

В ширину крона обычно растёт медленнее, чем в высоту. Но зато в ширину дерево продолжает расти и после прекращения роста в высоту.

Долговечность древесных пород в значительной мере зависит от условий внешней среды. По долговечности деревья и кустарники разделяют на:

- весьма долговечные (деревья, живущие до 500 лет и более, кустарники – до 100 лет и более);

- долговечные (деревья с продолжительностью жизни 200-500 лет, кустарники – 50-100 лет);

- средней долговечности (деревья – 100-200 лет, кустарники – 25-50 лет);

- быстрорастущие породы.

При формировании древесно-кустарниковых насаждений учитываются не только композиционные, но и биологические и экологические особенности растений. К биологическим свойствам относятся, например, темпы роста, долговечность, морозоустойчивость, влаголюбивость, светолюбивость и теневыносливость, требовательность к почвам.

8. Основные формы крон деревьев и особенности их применения

В зависимости от формы и силуэта деревья условно делятся на 2 группы:

- к 1 группе относятся деревья с чёткой регулярной формой кроны:

• пирамидальные (ель, пихта, тополь берлинский),

• колонноподобные и веретеноподобные (кипарис вертикальный, туя колонноподобная),

• овальные и сферические (липа, ива шаровидная, акация белая шаровидная);

- 2 группу образуют деревья отличающиеся живописной формой кроны:

• живописно-сферические;

раскидисто-шатровые (каштан конский, дуб черешчатый, орех маньчжурский, клен остролистый);

• плакучей формы (ива плакучая, ива вавилонская, береза плакучая),

• зонтиковидной формы (сосна приморская, сосна ленкоранская),

• стелющейся формы (сосна горная, яблоня стелющаяся).

Деревья 1 группы (и нередко 2) применяются в садово-паровых композициях для подчёркивания регулярности, высаживаются по сторонам партера и вдоль аллей.

Глухие регулярные посадки используются для создания эффекта неожиданности, когда в конце аллей вдруг раскрывается вид на ярко освещенный водоём, поляну.

9. Применение кустарников в построении садово-парковых композиций

Деревья, кустарники, газоны, цветы - основной строительный материал ландшафтной архитектуры. Кустарники, как и деревья, различают по величине, форме, силуэту, окраске листвы, ветвей, соцветий, плодов.

Художественно-композиционная характеристика деревьев и кустарников определяется тремя основными качествами - величиной, формой, цветом, которые для «живого» растительного материала постоянно меняются в зависимости от их возраста, сезона года, а в течение дня в зависимости от погоды и освещения.

Группы хвойных кустарников лучше составлять из одной породы. Особенно привлекателен живописной структурой можжевельник казацкий. Он высаживается большими группами на склонах, у каменисто-цветочных композиций. Крупный кожистый лист характерен для рододендронов, которые благодаря этому эффектны не только во время цветения.

Особое внимание следует уделять красиво цветущим кустарникам, а также имеющим интересные плоды. Эти кустарники декоративны, но по сравнению с цветочными растениями требуют меньше ухода. Формы соцветий и цветков красиво цветущих кустарников очень разнообразны - метелки, шары, кисти, чашечки.

Широко используются в садово-парковых композициях стелющиеся кустарники: бересклет, туя стелющаяся или распростёртая.

К высоким кустарникам обращаются, когда надо замаскировать нежелательный вид или, наоборот, привлечь внимание к пейзажу. Из высоких кустарников образуется задний план при небольшой глубине парковой перспективы. Крупные группы высокого кустарника высаживают, чтобы получить зрительный интервал перед раскрытием новых перспектив. Кустарники средней величины компонуются в самостоятельную и смешанную древесно-кустарниковые группы, используется в массивах  в виде подлеска или опушки. Низкий кустарник хорош в виде бордюра, а также в сочетании со средним и высоким. Декоративный эффект посадок кустарника зависит от тональности и фактуры листьев, характера цветков и плодов.

Для концентрации внимания на парковой перспективе в основной зоне восприятия создаются из зеленых насаждений или архитектурных элементов рамка, кулисы. Кулисы - группа деревьев или кустарников, иногда небольшой массив, ограничивающий вид на открытое пространство. Зеленые кулисы бывают глухие и ажурные - в зависимости от структуры кроны деревьев и кустарников.

10. Приёмы компоновки древесно-кустарниковых насаждений

Солитер – одна из форм садово-паркового искусства, принадлежит к английскому садово-парковому искусству. Солитер (уединенный) – отдельно стоящее крупное дерево, имеющее ярко выраженные признаки вида. В качестве элемента парковых композиций солитеры используются на полях, полянах, лужайках, газонах, на удалённом расстоянии от других древесных насаждений, островах, для завершения парковых перспектив, как акцент на повороте аллеи.

Виды растений, используемых для солитеров: крупные кустарники - 2-3 м и более, (сирень обыкновенная и венгерская, боярышник, туя западная; красиво и обильно цветущие: чубушники, ракитники, калина, розы.

Групповые посадки:

По составу:

- древесные;

- древесно-кустарниковые;

- кустарниковые.

По величине:

- малые (2-3 растения);

- средние (4-7 растений);

- большие (10-12 растений).

По структуре:

- компактные;

- рыхлые.

По расположению и значимости:

- на открытых пространствах – самостоятельные;

- на фоне массива – сопутствующие.

Приёмы:

- ядро;

- внешний контур;

- опушка из кустарника;

- группа хоровод;

- группа беседка (на фоне массива);

- группа букет.

11. Классификация групп зеленых насаждений

Группы зелёных насаждений:

Массив (или массив парковый) – посадки деревьев на значительной территории, более 0,5 га, (структура массива – ядро, внешний контур и опушка).

Структура массива - ядро, внешний контур и опушка. Для ядра применяются породы деревьев и кустарников, наиболее устойчивые в данных условиях произрастания. Ассортимент массива обогащается посадкой по опушкам ценных древесных пород. Массивы могут быть прозрачными (светлыми, просматриваемыми вглубь) и непрозрачными (темными). В прозрачных массивах, например березовых, кустарники не высаживаются, а в непрозрачных - высаживаются как внутри массива, так и на опушках, и насаждения имеют два или несколько ярусов. В массивах рекомендуется иметь подрост (молодое поколение древесных пород), обеспечивающий своевременную смену устаревших экземпляров без нарушения облика парка. Один из видов достаточно крупного (1 - 1,5 га) массива - роща (березовая роща, дубрава). Парковый массив с малой вертикальной сомкнутостью позволяет создать глубинные перспективы.

Роща – небольшой массив из однородных и однопородных деревьев одного возраста. В роще пространство между стволами, как правило, просматривается.

Куртина – посадка, состоящая из 16-18 деревьев.

Парковые пространства:

- открытые (5-10% площади занято насаждениями);

- полуоткрытые (50-60% площади занято насаждениями);

- закрытые (80% площади занято насаждениями).

Рядовые посадки – создаются либо только из деревьев, либо только из кустарников, или комбинированные, ярусные – из деревьев и кустарников. Растения высаживаются в один, два или более рядов. Наиболее распространенные виды рядовых посадок – аллеи и живые изгороди. Аллеи бывают: однопородные и смешанные, с использованием контрастных по высоте и форме деревьев, симметричные и ассиметричные.

Живые изгороди создаются из кустарников, деревьев или их сочетаний, высаживаемых в два три или более рядов. Они служат для декоративных целей, а также для защиты от пыли, снега, ветра.

В зависимости от высоты живые изгороди подразделяются на:

- низкие – 0.5-1 м;

- средние – 1-2 м;

- высокие – 3 м.

Расстояния при посадке деревьев нормируются:

- 6 м - от зданий;

- 1,5м - газ, канализация, теплосеть;

- 2 м – водопровод;

- 4 м - от опор осветительной сети;

- 2 м - от проезжей части улиц.

Санитарно-гигиеническая функция зеленых насаждений включает регулирование 1микроклимата, защиту от пыли и дыма, снижение уровня шума. Установлено, что тепловой режим, влажность и подвижность очень существенно влияют на самочувствие человека. Летом среди массива зеленых насаждений температура ниже на 10-12%, чем в плотно застроенных кварталах, а также на улицах и площадях. Компактные зеленые массивы не только имеют более благоприятный внутренний микроклимат, но распространяют влияние и на прилегающие территории. Влияние зеленых насаждений распространяется в зависимости от систем окружающей застройки, рельефа местности, преобладающих ветров и других местных условий. Замечено, что между крупными зелеными массивами и застроенными территориями в жаркие штилевые дни возникают местные токи воздуха, их интенсивность заметнее, если зеленые насаждения располагаются на более высоких отметках по отношению к застроенным территориям. Этот факт часто используется в южных городах.

12. Тапиарное искусство

Тапиарное искусство – искусство декоративной стрижки и формовки крон деревьев и кустарников. Зародилось тапиарное искусство в конце 17в; в садах Франции - в 17в.

Тапиарное искусство:

- простая крона (предание кронам деревьев простых геометрических форм);

- сложная крона (предание кронам деревьев сложных геометрических форм, создание зеленых скульптур).

Бордюр – стриженый кустарник высотой до 50 см, ширина посадок около 1 м.

Шпалеры – ряд густо посаженных деревьев стриженых в стенки.

Боскет – участок регулярно посаженных деревьев, окруженных живой изгородью.

Зеленый кабинет – боскет с пространством внутри для музыкальных концертов и т.д.

Берсо – переплетение ветвей деревьев над аллеей или дорожкой.

Виды растений предназначенных для стрижки: липа, тополь, боярышник, чубушник, барбарис, можжевельник, туя, самшит.

13. Вертикальное озеленение. Растения для вертикального озеленения

Вертикальное озеленение – озеленение вьющимися растениями (для декора глухой стены, создание определенного микроклимата, регулирования ветрового режима, скрыть хоз. постройки). По природно-климатическим условиям вертикальное озеленение возможно применять и на всей территории Беларуси.

Вертикальное озеленение используется для декорирования глухих стен зданий, озеленения балконов, лоджий, входов в здания, оформления малых архитектурных форм (МАФ) – • беседок, • трельяжей, • пергол, • подпорных стенок. Трельяжи, увитые зеленью, служат в качестве ветровых и теневых экранов.

Вьющиеся растения могут расти не только снизу вверх, но и очень интересно спускаться, свешиваться, ниспадать, например, с ограды, с уступа стены и т.д. Это ампельные растения (от нем. «ампель» - «подвеска»). В озеленении же применяют как подвесные кашпо и корзины, так и установленные на почве вазы, с которых свисают растения. Ящики и контейнеры с ампельными растениями устанавливаются на балконах, парапетах, ступенях.

Группы растений, использующихся для вертикального озеленения:

- самоприсасывающиеся (подушечками). Поверхность должна быть шероховатой (натуральный кирпич, бетон, натуральное дерево);

- прикрепляющиеся с помощью усиков.

Приспособления для вьющихся растений:

- жардиньерка – каркас. Конструкция до 1 м;

- трельяж – решетчатая сетка (защищает от ветра, создает тень);

- пергала – навес на опорах (каменная, кирпичная, деревянная, бетонная или металлическая конструкция с консолями для укрепления лианообразных, вьющихся растений. Устройство пергол позволяет значительно разнообразить дендрологические композиции, особенно в условиях спокойного рельефа, а также закрыть для визуальных коммуникаций отдельные участки парка, нежелательные для обозрения).

В основном для вертикального озеленения пригодны: лианы, виноград, плющ.

Растения:

- однолетники (душистый горошек, ипомея пурпуровая, фасоль многоцветковая, настурция);

- многолетники (актинидия, клематис, лимонник китайский, жимолость каприколь);

- ампельные (свисающая пеларгония, настурция);

- почвопокровные (очиток, камнеломка);

- вечнозеленые.

14. Два варианта посадки растений для вертикального озеленения

Высаживать растения наиболее целесообразно в открытый грунт в ямы размером 50x50 или 60x60 см и глубиной 60x70 см.

Два варианта посадки растений для вертикального озеленения:

- за отмосткой;

- в корыте у наружной стены.

Схемы вертикального озеленения: а - за отмосткой; б - в корытах вдоль наружных стен. 1 - проволока; 2 - отмостка; 3 - колышек; 4 - тротуар; 5 - дренаж с уклоном от стены (галька и мятая глина); 6 - кирпичный борт; 7 - металлическая решетка; 8 - глиняный замок; 9 - растительная земля

При подборе ассортимента растений для вертикального озеленения должна учитываться ориентация здания по сторонам света.

С корой связанны важные для жизнедеятельности растений режимы:

– световой;

- тепловой;

- влажностный.

На южной стороне растения испытывают благоприятные условия освещения, но могут испытывать недостаток влаги. На северной стороне нет прямых солнечных лучей, поэтому растения испытывают недостаток тепла и освещения, но зато имеют хорошее и даже избыточное увлажнение.

15. Цветочное оформление города. Основные подходы

Цветочное оформление города – это целая эстетическая архитектурная система. При ее формировании выделяют четыре подхода:

Первый – четкое определение места цветов в архитектурно-ландшафтной среде:

- цветы в среде, близкой к естественной (живописные композиции в прогулочных зонах парков, в лесопарках, в загородных зонах отдыха);

- цветы в архитектуре поверхности земли, сочетаемые с малыми формами, элементами благоустройства (вазы, кашпо, декоративные мощения, подпорные стенки, ступени, водные устройства);

- цветы в архитектуре зданий и сооружений (лоджии, балконы, террасы, внутренние дворики, сады на крыше, стилобат, интерьер).

Второй – выявление функционально-зональной специфики цветочного оформления: торжественность, репрезентативность, строгость, крупный масштаб в общественных, административных, культурных центрах города; преимущественная подчиненность ландшафтной среде в лесопарковых массивах и прогулочных зонах парков; соразмерность человеку и др.

Третий – типологический, при котором, опираясь на первые два подхода, ведется поиск индивидуального решения цветочного оформления для каждого типа архитектурно-ландшафтного объекта. Цветочные композиции должны быть различны в детских и спортивных, прогулочных и аттракционных парках.

Четвёртый – разграничение индивидуальных и массовых типовых решений.

16. Основные виды цветочных композиций (цветник, клумба, рабатка, бордюр, миксбордер)

Цветник – декоративная композиция из цветущих растений в открытом грунте – клумбы, рабатки, цветочные портеры, розарии, альпинарии, розарии, миксбордеры.

Клумба – наиболее традиционный цветник геометрических очертаний в виде круга, овала, квадрата, прямоугольника. Клумбы бывают плоские и объемные. Плоские устраиваются из низких растений на одном уровне с поверхностью земли, мощением или даже несколько заглубляются относительно них. Клумбы  подразделяются также на простые и сложные в зависимости от ассортимента цветов и сложности рисунка.

Рабатка (от арабск. Рабат – дословно «Город-сад») – неширокая полоса цветочных растений вдоль аллеи, дорожки тротуара или проезжей части дороги. Она отделяет газон от пешеходных дорожек или площадок, может также делить газон от пешеходных дорожек или площадок, а также может делить газон на отдельные зоны. Рабатки различают по форме: • односторонние, • двухсторонние, • одноцветные, • ковровые, • смешанные. Обычно ширина рабатки 50-150 см при значительной протяженности в рабатках делаются разрывы. По композиции и составу растений рабатки бывают однотонные и многоцветные. В них применяю т как однолетние (бегония, лаванда узколистая, сальвия, маргаритки, виола) так и многолетние растения, а также почвопокровные растения, например очиток.

Бордюр (фр.) – узкая линейная, невысокая и средняя замкнутая в плане посадка из различных видов цветущих трав, декоративных пород кустарниковых растений 20-40 см, применяющаяся для создания партерных композиций, окаймляющая клумбы, газоны вдоль дорожек и площадок, формируется стрижкой. Бордюрами именуются низкие стриженные живые изгороди. Виды бордюров по конфигурации: • прямолинейные, • свободные, • миксбордеры, • замкнутые, • сложной конфигурации, • низкие, • средней высоты, • двусторонние. Для бордюров подбирают низкие, как правило, одного вида растения, которые не должны закрывать основных посадок (лобелия, цинерария, алиссум).

Миксбордер – широкая полоса преимущественно из многолетников, подобранных по времени цветения таким образом, декоративный эффект сохранялся в течении всего вегетационного периода – от ранней весны до поздней осени. Миксбордер располагается вдоль аллей, дорожек площадок. Имеет ширину от 1 до 5 м, как правило, с криволинейным контуром. Миксбордер имеет ассиметричный поперечный профиль: более высокие растения располагаются дальше от аллеи, а более низкие – ближе к ней.

17. Альпинарии и рокарий. Устройство и подбор ассортимента растений

Альпинарий – научно-экспозиционная зона горных растений в ботаническом саду; ланд. композиция из естественных камней, сложенная искусственной горкой в сочетании с соответствующими растениями; применяется для украшения сада или парка.

Виды растений для альпинария: колокольчик ложечницелистый, скребница лекарственная, молодило гибридное, туника камнеломка, зверобой олимпийский и др.

Рокарий или каменистый сад – приём декоративного цветочного оформления.

Рокарий – название участка сада или парка, искусно выложенного природным камнем, возможно, разноцветным и разнофактурным. Территория рокария может быть ограждена цветочным, травяным или кустарниковым бордюром, цветочной или травяной рабаткой.

Как правило, для устройства каменистых садов используют участки с неудобным или нарушенным рельефом (откосы, выходы каменной породы). Украшают рокарии и кустарники, в том числе совсем маленькие высотой 5 - 15 см, например иберис вечнозеленый, ацена, или немного повыше - вереск, курильский чай, дафна и т.д. Применяются и карликовые стелющиеся формы деревьев типа сосны горной.

Декоративная особенность рокария – концентрация на малой площади большого количества разнообразных растений.

В каменистых садах можно использовать все виды многолетников, многие кустарники и даже отдельные виды деревьев. В любом рокарии высаживаются в большом количестве ковровые растения. Они быстро разрастаются, покрывая землю, большинство из них обильно цветут.

Украшают рокарии и кустарники, в том числе совсем маленькие от 5 до 15 см (иберис вечнозеленый, ацена) или немного по выше (вереск, курильский чай, дафна).

18. Моносады и модульные цветники

Цветники – специально отведённые участки сада или парка для формирования дендрологических композиций из различных видов и сортов цветущих растений. Виды цветников по внешней форме: • арабески, • бордюры, • букетные посадки, • клумбы, • ковровые посадки, • солитеры, • цветочные массивы (розарии, сиренгании).

Цветочница – устройство из камня, керамики или бетона для размещения цветочных композиций.

Розарий – один из видов тематических, или моносадов (их название происходит от вида цветочных растений или красиво цветущих кустарников – розарии, георгинарий, сиренгарий.)

В розариях часто используют естественный камень в виде плит дорожек, которыми разделяют участок на квадраты для удобства ухода и осмотра. Отдельные участки в крупных композициях разделяют также невысокими подпорными стенками.

Модульный цветник - цветник, в основу композиции которого положен тот или иной повторяющийся элемент.

Сад «модульный» - небольшой сад или сквер, за основу планировочного и композиционного решения которого принят тот или иной повторяющийся геометрический модуль (шестигранник, квадрат, круг или др.). Модуль может повторяться в различных масштабах в планировке помещений, устройствах для цветов, других малых архитектурных формах. Обычно модульность сада поддерживается и колористическим решением, соответствующим подбором ассортимента растений. Известны цветочные, водные модульные сады, сады-площадки, в которых преобладают различные виды декоративных покрытий. Принцип модульного сада используется при устройстве розариев.

19. Партеры: газонный, цветочный, водный

Необходимо подчеркнуть, что не следует смешивать понятия партера и партерное решение.

Партер – самостоятельный тип зеленых насаждений.

Партерное решение – архитектурно-ланд. приём, который может быть использован при организации самых различных элементов Л. населенного места. Сквер, например, не является партером, но может иметь партерное решение, когда в нем преобладает низкая растительность, он целиком обозревается. По типу партеров устраиваются крупные выставочные цветники. Они достигают (особенно в ботанических садах) площади до нескольких сот квадратных метров.

Партер – декоративная композиция на горизонтальной плоскости с минимальным применением высотных элементов (кустарники, скульптура).

Одна из отличительных черт партера – чёткое ограничение его от прилегающих участков. По преобладающему внешнему виду покрытия партеры делятся на 2 группы:

- газонный (зеленый ковер);

- цветочный.

Если в партере имеется водное зеркало, фонтаны, его называют водным.

Основа современного партера – газон (однородный, коротко и тщательно постриженный). Отсюда и понятие, существующее в зеленом строительстве, - партерный газон, т.е. самого высокого качества.

Цветочный партер может представлять собой и плоскость, покрытую однородными цветами.

20. Партер как элемент дворцово-парковых ансамблей

Партер – декоративная композиция на горизонтальной плоскости с минимальным применением высотных элементов (кустарники, скульптура).

Из истории садово-паркового искусства известны партеры кружевные (узорчатые), наборио-орнаментальные, английские(только из песка и газона), разрезные, т.е. цветочные.

В 17-18 веках партеры были обязательным элементом дворцо-парковых ансамблей. Основное требование к партеру - полный охват его взглядом при совпадении продольной оси партера с основной осью обозрения. Обычно партеры имели прямоугольную форму с соотношением сторон 1:4, 1:7. Классические условия построения партера требовали, чтобы он был вытянутой формы, учитывал условие зрительного перспективного сокращения. Середину партера рекомендовалось слегка приподнять для уничтожения оптического впечатления прогиба. Если участок имел значительный уклон, то партер решался в виде 2 или более  террас, отдельных друг от друга подпорными стенками или переходными откосами.

Особого совершенства оформления партеры достигли в период расцвета регулярных парков во Франции во второй половине 17 века, оказавшего огромное влияние на развитие садово-паркового искусства всех стран Западной Европы и России.

Классическим примером является партер в подмосковной усадьбе Архангельское. Ещё более величественный партер в Версале.

21. Типы декоративных газонов

Газон – низкий дерновый покров, создаваемый искусственно в основном из многолетних трав (злаков).

Различают газоны:

- декоративные (партерные, обыкновенные, луговые);

- спортивные.

Для устройства партерных газонов необходимо идеально ровная поверхность (это не только эстетическое, но и технологическое требование для применения газонокосилок). Они засеваются чаще 1-2 сортами трав (мятлик луговой или овсяница красная).

Наибольшее распространение имеют газоны обыкновенные, покрывающие значительные площади в парках или жилых и производственных территориях. Уход необходим регулярный, но менее трудоёмкий, чем для партерных газонов.

Луговые газоны (лугопарки, прогулочные зоны парков) создаются на основе естественного травяного покрова путем подсева декоративных трав и косьбы.

Очень декоративны пёстроцветные однолетние газоны – так называемые мавританские, устраиваемые из смеси газонных злаков с добавлением цветущих растений (мак самосейка, василек, лен, резеда, кореопсис).

22. Спортивные газоны. Рулонные покрытия

Газоны с невытаптываемой травой устраивают в основном на стадионах для футбольных полей. Однако они могли бы применяться и более широко в городских парках и садах для хождения и отдыха посетителей прямо на траве. Такие газоны распространены в Англии, где их многие десятилетия культивируют в парках.

Растения, выращиваемые на стриженных газонах, луговых и технических, для этой цели не годятся. Стриженные газоны очень колючие. Босиком ходить колко ногам. Луговые газоны при таком использовании могут быстро испортиться. Технические же газоны устраивают в местах, где не предусматриваются прогулки отдыхающих.

Для того чтобы сделать газон с невытаптываемой травой, нужно взамен существующего травяного покрова длительное время вводить новый ассортимент специальных растений, затрачивая много усилий на его выращивание и укрепление в грунте, что является сложной проблемой.

Рулонные газоны (покрытия).

Изготавливаются на специальных сетках с питательным слоем для семян трав. До использования рулоны хранятся в специальном тёмном хранилище, а когда их необходимо использовать, рулоны расстилают прямо на асфальт, увлажняют на свету, и в тепле трава быстро восстанавливается и зеленеет за несколько дней. После использования такой газон снова свёртывают в рулон и перевозят на хранение. Зачастую такие газоны являются как бы частью (реквизитом) выставочного оборудования.

23. Рельеф как компонент ландшафтного проектирования. Уровни его рассмотрения

Природный ландшафт - важнейший фактор для композиции любого архитектурного объекта. Общеизвестно выражение: здание «вписалось» в ландшафт. Под этим подразумевается гармоничное сочетание его с рельефом, использование эффекта отражения в зеркале водоёма, масштабные соотношения с массивами зеленых насаждений и т.д.

Основой, архитектурным каркасом ландшафтной композиции является рельеф. Композиция рельефа, как и других природных компонентов в ландшафтном проектировании, должна рассматриваться на нескольких уровнях:

- региональном, когда речь идет об общей характеристике рельефа крупных территорий, его использовании и охране;

- градостроительном, па котором рельефом определяется планировочная структура населенных мест, выраженная регулярностью или живописностью начертания дорог, районов и других планировочных элементов, композицией застройки, ее ансамблевостью;

- детального ландшафтного проектирования, формирования архитектуры поверхности земли.

Искусственно созданный рельеф позволяет ограничить участки разного назначения, обогатить, индивидуализировать среду, создать благоприятный микроклимат. Площадки, свободные от оборудования, решаются как игровые лужайки. Зимой они превращаются в катки. Заглубление на 40 см дает возможность без дополнительных ограждений заливать каток даже в бесснежные зимы. Устройство стока талой воды по открытым «сухим руслам» в ливнеприемные колодцы помогает весной быстрому высыханию игровых лужаек. Амфитеатр в откосе лужайки, обращенном на юг, создает большое удобство. Помимо основного назначения, на его ступеньках можно отдыхать, загорать, а зимой, когда на площадке заливается каток, оставлять одежду, коньки.

24. Два направления в геопластике

Геопластика - иногда «ландшафтная скульптура» (ландшафтная пластика) - пластическая обработка рельефа, с помощью которой он приобретает не только декоративную или даже скульптурную форму, но чаще форму, соответствующую определенной функции. Каждой функции отвечают опять-таки конкретные детали рельефа - лестница, пандус, подпорная стенка и т.д.

Современная техника дает возможность полностью преобразовать существующий рельеф или сформировать его заново, образовав насыпные холмы, террасы, склоны. Геопластика соединяет в себе возможности повышения эстетической выразительности городской среды с экономичностью использования грунта, оставшегося от строительства.

Декоративные и пространственные возможности пластики рельефа очень велики. Искусственные холмы могут изолировать друг от друга разные зоны в жилой застройке или в парке, создавать небольшие замкнутые пространства. Они же выступают в качестве экрана, защищающего места отдыха и игр или застройку от шума и ветра. Террасированные склоны могут быть превращены в небольшие амфитеатры для самодеятельности или в зрительские места у спортивных площадок.

Геопластика – пластическая обработка рельефа, с помощью которой он приобретёт не только скульптурную форму, но и форму соответствующую определённой функции. Каждой функции отвечают конкретные детали рельефа - лестница, пандус, подпорная стенка…

Два направления в геопластике:

- 1-ое - выявление характерных для данной местности природных форм рельефа (сознательное подчёркивание наиболее характерных и живописных мотивов естественного ландшафта, оно выражается в сознательном подчеркивании наиболее характерных и живописных мотивов естественного ландшафта.

- 2-ое - ставит своей целью создание совершенно новых, скульптурных (отсюда происхождение термина «ландшафтная скульптура»), часто геометрических форм искусственного рельефа.

В XIX веке геопластика широко использовалась в практике садоводства как способ «улучшения» естественного рельефа.

Примеры: искусственные холмы и насыпи, амфитеатры и пирамиды, рвы и валы, террасы и подпорные стены, земляные скамьи и скульптуры и пр.

25. Декоративные и пространственные возможности геопластики

Геопластика – пластическая обработка рельефа, с помощью которой он приобретёт не только скульптурную форму, но и форму соответствующую определённой функции. Каждой функции отвечают конкретные детали рельефа - лестница, пандус, подпорная стенка…

Искусственные холмы могут изолировать друг от друга разные зоны в жилой застройке или в парке, создавать небольшие замкнутые пространства. Они же выступают в качестве экрана, защищающего места отдыха и игр или застройку от шума и ветра. Искусственно создаваемый рельеф позволяет ограничить участки разного назначения, обогатить, индивидуализировать среду, создать благоприятный микроклимат. Обилие точек обзора, возможность замаскировать невыразительные сооружения и закрыть нежелательные виды.

Современная техника дает возможность полностью преобразовать существующий рельеф или сформировать его заново, образовав насыпные холмы, террасы, склоны. Геопластика соединяет в себе возможности повышения эстетической выразительности городской среды с экономичностью использования грунта, оставшегося от строительства.

Декоративные и пространственные возможности пластики рельефа очень велики. Искусственные холмы могут изолировать друг от друга разные зоны в жилой застройке или в парке, создавать небольшие замкнутые пространства. Они же выступают в качестве экрана, защищающего места отдыха и игр или застройку от шума и ветра. Террасированные склоны могут быть превращены в небольшие амфитеатры для самодеятельности или в зрительские места у спортивных площадок.

Искусственные тальвеги часто используют для устройства спусков и горок (тобогганов), по которым дети могут съезжать на специально оборудованные игровые площадки. Соединенные мостиками, лестницами, тоннелями группы «холмов» образуют интересные игровые ситуации.

Искусственно созданный рельеф позволяет ограничить участки разного назначения, обогатить, индивидуализировать среду, создать благоприятный микроклимат. Площадки, свободные от оборудования, решаются как игровые лужайки. Зимой они превращаются в катки. Заглубление на 40 см дает возможность без дополнительных ограждений заливать каток даже в бесснежные зимы. Устройство стока талой воды по открытым «сухим руслам» в ливнеприёмные колодцы помогает весной быстрому высыханию игровых лужаек. Амфитеатр в откосе лужайки, обращенном на юг, создает большое удобство. Помимо основного назначения, на его ступеньках можно отдыхать, загорать, а зимой, когда на площадке заливается каток, оставлять одежду, коньки и др.

26. Функциональные элементы обработки рельефа

Наиболее распространенные функциональные элементы обработки рельефа - террасы, лестницы, пандусы и подпорные стенки.

При значительных перепадах рельефа (более 0,5 м) устраивают террасы, которые могут иметь геометрическую форму с подчеркнутыми углами, а могут быть и свободными, криволинейными в плане - это зависит от того, какой материал вы примените для их укрепления. В ряде случаев можно использовать плетенку из гибких ивовых прутьев, закрепить грунт плоскими камнями. Но чаще приходится устраивать подпорные стенки высотой до 1,5 м. Их можно выложить из камня-плитняка. Используют также кирпич, валуны, булыжник, куски бетонных плит. Камни укладывают так, чтобы швы в смежных рядах не совпадали. Этот прием называется «перевязкой швов». Камни можно класть всухую, т. е. без раствора, плотно пригоняя их друг к другу. В швы засыпают растительный грунт и утрамбовывают. При высоте стенки, превышающей 1 м, камни нужно укладывать на раствор.

Ландшафтные архитекторы и дизайнеры прежде всего должны определить место этих элементов на проектируемой территории в соответствии с направление и интенсивностью движения пешеходов, общей композицией пространства.

Вторая задача – проработка формы ступеней, ритма, числа в марше, возможного чередования с террасами и пандусами.

27. Проектирование лестниц под открытым небом. Итальянская лестница, ступопандус

Методика проектирования лестниц пол открытым небом существенно отличается от создания их в интерьере зданий. Высота первых ступеней меньше (как правило, 10-12 см, независимо от материала), а ширина проступи больше. Наклон парковых, уличных лестниц должен обеспечивать отвод дождевых вод. Пологая лестница с низкими, слегка наклоненными ступенями иногда называется итальянской лестницей. Лестница со слегка наклоненными и расширенными в 2-3 раза и более проступями называется также ступопандусом.

Итальянская лестница – пологая лестница с низкими, слегка наклонными ступенями.

Ступопандус – лестница со слегка наклонёнными и расширенными в 2-3 и более раз простунями. Является переходной конструкцией между пандусом и лестницей. Имеет широкие низкие ступени с наклонной поверхность. Ступопандусы размещают на склонах с крутизной 25-83‰. Допустимая крутизна ступеней ступопандуса - 1:12. Высота подступёнка зависит от первоначальной крутизны склона.

Верхнее покрытие ступеней ступопандуса не должно быть скользким.В качестве покрытий ступеней применяют наборные покрытия из мелких элементов, монолитные покрытия, покрытия из природного и искусственного камня, дерева и др.

28. Конструктивные и архитектурно-ландшафтные решения подпорных стенок

При значительных перепадах рельефа для закрепления склонов рекомендуется устройство подпорных стенок. Варианты их конструктивного и архитектурно-ландшафтного решения очень многообразны: каменная стенка сухой кладки или на растворе, с вертикальной или наклонной наружной плоскостью, монолитная бетонная стенка, гладкая или с карманами для посадки растений и т.д. Различный декоративный эффект получается при использовании в подпорных стенках округлых валунов и плоского плитняка. Устройство подпорных стенок из монолитного железобетона или бетонных блоков целесообразно при больших перепадах рельефа и уклонах более 30. Для нейтральной или контрастной связи подпорных стенок с ландшафтным окружением важно точно выбрать материал с соответствующей фактурой поверхности, цветом, возможное их сочетание.

Варианты их конструктивного и архитектурно-ландшафтного решения очень многообразны:

- каменная стенка сухой кладки или на растворе;

- с вертикальной или наклонной наружной плоскостью;

- монолитная бетонная стенка гладкая или с карманами для посадки растений и т.д.

А Б В

Озеленение подпорных стенок: а - бутовой кладки; б - из бетона; в - из камня или кирпича сухой кладки:

1 - насыпной грунт; 2 -  прочный грунт; 3 ~ щебень; 4 - дренаж

29. Виды покрытий. Твердые и мягкие покрытия

Дорожки и площадки в зависимости от материала могут быть с твёрдым покрытием (асфальт, монолитный бетон, сборные бетонные плитки и т.п.) или мягким (облегченным) покрытием (гравийная или кирпичная крошка, улучшенное грунтовое покрытие и т.п.).

Основные пешеходные дорожки и хозяйственные площадки предназначены для круглогодичного использования. Поэтому конструкция их покрытий должна быть прочной, не размокать от дождей и при таянии снега. На детских площадках рекомендуется устройство покрытий нескольких типов (так, в зоне размещения спортивно-игровых снарядов - песчаные, в отдельных игровых зонах - гравийные или из бетонных плиток). Наиболее красивым и гигиеничным является газонное покрытие, которое, однако, требует постоянного ухода - полива, стрижки, подсева.

В жилой зоне значительна роль рельефа - как существующего, так и искусственного, насыпного.

Грунтовые покрытия

Самый простой и дешевый вид покрытия, однако и самый несовершенный. Они зарастают травой истираются и начинают пылить. Во время дождя становятся скользкими.

Щебеночные покрытия

При их устройстве снимают слой дёрна и на его место укладывают щебень, который сверху посыпают мелкой крошкой, и утрамбовывают её катками. Они так же пылять и зарастают травой.

Асфальтовые покрытия

Выполняются по щебеночному основанию, значительно прочнее и долговечнее, но дороже. Обладают невысокими декоративными качествами. При сильном охлаждении асфальт сжимается и трескается, а в жаркое время размягчается и его испарения вредны. Поэтому асфальтировать дорожки в садах и парках не рекомендуется.

Бетонные покрытия

Значительно лучше в функциональном отношении для аллей, дорожек и площадок. Монолитные – изготовляют на месте по уплотнённому щебнем грунту со швами погашения температурных изменений (деформационный шов). Бывают различных цветов. Покрытие площадок для мусоросборников только твердое (асфальт, бетон). Площадка для установки мусоросборников при сквозном проезде должна иметь дополнительную площадь размером 3,5 х 8,0 м для остановки автомобиля-мусоровоза.

Штучные или плиточные устраивают из готовых плит различных форм и размеров на заранее подготовленную песчаную основу с небольшими разрывами, которые потом заполнят растительным грунтом для посева травы. Небольшие плиты можно положить вручную на грунт или даже на газонную траву. Из отдельных осколков плит выкладывают мозаичные рисунки площадок или дорожек. На таком покрытии не задерживается вода, они не пылят, опрятны.

Каменные покрытия

Красивые и долговечные. Получаются из клинкерного кирпича уложенного по песчаному основанию. Так же бывают из естественного камня. Из осколков мраморных плит на бетонном, армированном сеткой, основании делают наборные мозаичные плитки.

Деревянные покрытия

Устраиваются из обрезков ствола (с корой), которые укладываются торцами на песчаное основание. В промежутках насыпают землю и сеют траву. Так же используются квадратные, прямоугольные и шестигранные в сечении брусья. Для таких покрытий используются износостойкие породы, однако покрытие быстро загрязняется и не поддаётся очистке.

30. Декоративная и утилитарная функции покрытий

Прогулочные дорожки с искусственным покрытием:

1. Песчано-гравийная смесь, уложенная на уплотненный грунт, при необходимости с дренирующим слоем.

2. Покрытие плитами естественного камня с обработанными или необработанными поверхностями.

3. Покрытие искусственными каменными (бетонными) блоками различной конфигурации.

4. Покрытие из торцов круглого или пиленого леса.

5. Покрытие из асфальтобетона.

6. Покрытие из монолитного бетона.

Садовое покрытие - мощеные участки, дорожки, площадки. Красивое, надежное и удобное покрытие необходимо, особенно в садах, устроенных по законам ландшафтного дизайна. Ведь помимо чисто утилитарной функции площадки и дорожки активно создают перспективу, разворачивают панораму, замыкают на себе зрительное восприятие участка. Садовый "пол" обращает на себя внимание круглый год, тогда как большинство растений - лишь относительно короткий период времени.

Натуральный камень считается лучшим материалом для покрытия сада. Чаще встречается в виде плитняка, но удачно применяется и в виде брусков или "диких" необработанных булыжников. Разнообразие фактур и форм, огромное количество оттенков позволяют использовать его как в больших садах, так и на маленьких участках. Самые дорогие породы - гранит, мрамор, базальт и порфир, самые дешевые - известняк и песчаник.

Функции:

Утилитарные:

Покрытия должны быть экологичными, прочными, долговечными,устойчивыми к атмосферным воздействиям и нагрузкам, удобными в эксплуатации, красивыми.

Важно восприятие покрытий с уровня взгляда пешехода, так как человек при ходьбе более трети времени смотрит себе под ноги. Но, выбирая тип и характер покрытий дорожек, тротуаров, площадок, следует учитывать, что поверхность земли воспринимается людьми с разных уровни: из окон многоэтажных домов, с эстаиз движущегося транспорта и т. д.

При выборе покрытий для дорожек, площадок, бульваров, набережных и тротуаров улиц необходимо учитывать их назначение, условия эксплуатации и отдавать предпочтение тем покрытиям, которые отвечают санитарно-гигиеническим, эстетическим и экономическим требованиям.

Декоративные:

Сочетанием различных видов покрытий, иногда с включением «живых» материалов (почвопокровные растения, цветы), можно достигнуть большого декоративного эффекта, создать горизонтальные «суперграфические панно».

Декоративные покрытия несут в себе и информацию - разграничение пешеходного и транспортного движения, направление потоков пешеходов, выделение автостоянок и других зон.

31. Приемы охраны деревьев при изменении рельефа (при повышении и понижении отметок уровня земли). Охрана деревьев в зоне активного пешеходного движения

Часто возникающая перед архитекторами задача - выбор приёмов охраны деревьев при изменении рельефа. При понижении и повышении уровня земли возможны различные архитектурные и конструктивные решения. Необходимо помнить, что для дерева одинаково вредна как засыпка, так и оголение прикорневой части ствола.

При:

- понижении уровня земли вокруг дерева необходимо сохранить землю в виде естественного холма или создать подпорную стенку;

- повышении отметок у дерева создается «сухой колодец», который закрывается чугунной или бетонной решёткой или засыпается крупной галькой, не препятствующей проникновению воздуха и влаги.

Нередко меры по охране цепных деревьев приходится предпринимать и без изменения уровня поверхности земли. На плоской площадке при новых функциях деревья могут оказаться в зоне активного пешеходного движения, игр, отдыха. В этом случае возможно вытаптывание, уплотнение почвы в приствольном круге, ведущее к нарушению воздушно-влажностного режима корневой системы дерева. Предохраняющие приемы разнообразны - декоративные решетки и ограждение, покрытие из крупной гальки, и др.

Действительно, деревья, посаженные вдоль транспортных магистралей или в зонах с активным пешеходным движением, зачастую подвергаются существенному риску. Специальные бетонные элементы, которые используются в качестве защитных решёток, предохраняют корни деревьев от повреждений. Поэтому роль элементов трудно переоценить. Эти решётки не препятствуют проникновению в верхний слой почвы воздуха и дождевых вод, но в то же время могут воспринимать весьма высокую пешеходную и транспортную нагрузку (до 4 тонн). Кроме своих основных задач, решётки выполняют и декоративные функции. Защита элементов от коррозии обеспечивается при помощи обработки поверхности решеток специальным раствором.

32. Основные направления архитектурно-ландшафтной организации территорий жилой застройки

Жилой двор - наиболее типичное открытое пространство для жилых образований многоэтажной застройки. Его основными элементами являются дорожки, проезды, придомовые полосы, зеленые насаждения, площадки.

Детские площадки устраиваются отдельно для детей ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста. ДИП (детские игровые площадки) должны быть изолированы от проездов, автостоянок.

Спортивные площадки проектируются из расчета 1  на жителя.

Хоз. площадки бывают трёх типов:

- для сушки белья;

- проветривания и чистки одежды, ковров;

- для установки мусоросборников.

Все виды хоз. площадок должны быть изолированы от детских и спортивных площадок.

А Б

В Г  

Методы сохранения деревьев при изменении рельефа (по Л.С.Залесской): а, б - охрана деревьев при повышении отметок уровня земли; в, г - охрана деревьев при понижении отметок

Структура озелененных территорий жилого района включает: парк и спортивный комплекс районного значения, сады или озелененные эспланады микрорайонов, защитные и разделительные зеленые полосы, благоустроенные территории общественных центров, школ, детских дошкольных учреждений, первичных жилых комплексов.

Выделяя в структуре открытых пространств жилых образований такие элементы, как парки, сады, пешеходные эспланады, придомовые полосы, и приступая к рассмотрению специфики их архитсктурпо-ландшафтпой организации, необходимо помнить, что часть из них по принципам ландшафтной организации близка аналогичным «зелёным» объектам города. Например, сад микрорайона мало отличается от сквера или одной из зон многофункционального парка. Однако это не касается приемов благоустройства торговых и культурно-общественных центров жилых образований. Детальные архитектурно-ландшафтные решения общественных зон жилых территорий не должны повторять приемы больших площадей, бульваров, а быть более масштабными, создавать ощущение уюта, покоя, защищенности. То же относится к принципам организации на территориях жилой застройки пешеходных трасс, спортивно-физкультурных зон.

33. Элементы архитектурно-планировочной организации жилого двора

Жилой двор - наиболее типичное открытое пространство для жилых образований многоэтажной застройки. Его основными элементами являются дорожки, проезды, придомовые полосы, зеленые насаждения, площадки.

Детские площадки устраиваются отдельно для детей ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста. ДИП (детские игровые площадки) должны быть изолированы от проездов, автостоянок.

Спортивные площадки проектируются из расчета 1  на жителя.

Хоз. площадки бывают трёх типов:

- для сушки белья;

- проветривания и чистки одежды, ковров;

- для установки мусоросборников.

Все виды хоз. площадок должны быть изолированы от детских и спортивных площадок.

Устройство зеленых насаждений у площадок различных типов имеет свои особенности. Любая хозяйка знает, что для сушки белья площадка должна хорошо освещаться солнцем и проветриваться. В то же время бельевую площадку необходимо экранировать от возможного источника пыли. Хозяйственные площадки необходимо изолировать от жилых домов, мест отдыха плотными, достаточно высокими зелеными изгородями или сеткой с вьющимися растениями.

Спортивные площадки должны хорошо проветриваться, но в то же время иметь шумозащитные экраны в виде зеленых изгородей, а также группы насаждений для защиты играющих от солнца (чтобы не слепило глаза).

Элементы:

1 Придомовая полоса (3-15 м) – примыкает прямо к дому. В ней нет деревьев и крупных объектов;

2 Детские площадки - важно их дифференцировать для разных возрастных групп детей, защита от ветров, расположение на солнечных местах и вдали от магистралей;

3 Площадки для отдыха взрослых (25-30 м);

4 Спортивные площадки – желательно в междворовых территориях, далее 15 м от окон;

5 Хоз. площадки для мусоросборников (20-100 м от окон), обязательно ограждение и озеленение. Тоже для сушки белья и чистки ковров.

34. Водно-зеленая система г. Минска. Функции водно-зеленых систем городов

Водно-зеленая система Минска: а - водно-парковый диаметр Минска;

б - схема Минска: 1 - загородные лесопарки; 2 - зеленые клинья; 3 - городские парки;

4 - районные парки; 5 ~ ядро города

Современная водно-зеленая система города, являясь подсистемой его ландшафта, включает открытые озелененные пространства и, как правило, значительные водные объекты (реки, озера, водохранилища, каналы). С архитектурной точки зрения водно-зеленая система характеризуется единством планировочной организации, территориальной и функциональной взаимосвязанностью элементов.

34. Водно-зеленая система г. Минска. Функции водно-зеленых систем городов

1 - акватории; 2 - парки городского значения; 3 - парки районного значения; 4 – лесопарки;

5 - микрорайон Зеленый Луг-5. …еще в 1947 г. Минск имел всего 30 га зеленых насаждений.

Рассматривать архитектурно-художественные аспекты формирования ландшафта города следует не изолированно, а только в рамках комплексной программы пространственной организации гармоничной городской среды. Городская среда, городской ландшафт составляют часть культуры, так как их формирование направлено не только на пространственную организацию среды деятельности общества, но и на закрепление социальных ценностей, норм поведения.

Функции водно-зелёных систем:

Основные функции озелененных и обводненных территорий: санитарно-гигиеническая, социальная (культурная, рекреационная, бытовая), структурная и художественная.

Красота естественных пейзажей или гармоничное сочетание природного и искусственного в преобразованной городской среде всегда вызывают положительную реакцию людей, что очень важно для гуманизации среды, воспитывающей человека, поддерживающей его физические и духовные силы, повышающей производительность труда и делающей более эффективным его отдых. Т. о., формирование ландшафта города имеет два аспекта - экологический и эстетический. Экологический связан с реализацией необходимых для человека, как и для всякого живого организма, связей с естественной природой. И в этом плане городская среда должна быть биологически здоровой, т.е. способствовать нормальному протеканию жизненных функций организма человека. Эстетический аспект формирования городской среды выражается через синтез естественного и искусственного.

35. Оборудование и благоустройство жилого двора

1) новое строительство на территориях с ценными, своеобразными природно-ланд. данными (живописный рельеф, богатая растительность, наличие водоемов или условий для их создания). Задачи архитектора - вписать жилое образование в Л., используя планировочные и композиционные средства,- выявить и улучшить естественные ландшафтные черты, дополнить практически необходимыми и одновременно художественными деталями (лестницы, пандусы, малые архитектурные формы и т.д.);

2) новое строительство на ланд.-обедненных территориях, неудобных, бросовых землях (рельеф невыразителен или нарушен, зеленые насаждения и акватории отсутствуют). Задача архитектора - создать фактически заново искусственный Л. на основе архитектурно-градостроителыюй программы;

3) реконструкция жилых территорий 50-х гг. и более ранних лет строительства. Задачи архитектора: • найти решения, повышающие эффективность использования территорий; • оздоровление зеленых насаждений; •замена оборудования открытых пространств;

4) благоустройство дворовых территорий при реставрации исторически ценной жилой застройки, создание средствами ландшафтной архитектуры и дизайна достоверного окружения реставрируемых сооружений (композиционная и архитектурно-ландшафтная регенерация исторических зон города).

Проектирование жилых территорий предполагает взаимосвязь градостроительных и ландшафтных решений.

Архитектурно-ландшафтная организация жилой территории может быть дополнена такими решениями жилых зданий, которые позволили бы сохранить ландшафт и «ввести» природу в жилище. Например, строительство высотных комплексов с минимальной площадью застройки (или приподнятых на опорах над землей), включение природных элементов в структуру сооружений путем устройства садов на крышах, террасах, во внутренних двориках, интерьере.

Природные материалы используются архитекторами как во внешнем, так и во внутреннем оформлении зданий. В экстерьере - это вертикальное озеленение фасадов, озеленение и цветочное оформление балконов, лоджий, окон, архитектурно-ландшафтное решение внутренних двориков, террас, плоских кровель.Малые архитектурные формы (МАФы) для ландшафтного благоустройства балконов и лоджий - напольные и навесные ящики для цветов, решетки - для вьющихся растений, кашпо - для ампельных. Необходимо добиваться стандартизации и сборности такого оборудования.

Комплексное озеленение жилых домов с использованием высококачественного, выполненного в едином стиле оборудования для растений позволит значительно обогатить архитектуру типовой жилой застройки, повысить комфортность ее среды. Особую область ландшафтного творчества составляют террасные жилые дома. Сады-террасы являются как бы продолжением жилища, «зеленой гостиной». Этот вопрос связан с организацией и других типов садов на крышах. Устройство садов на искусственных основаниях связано с решением ряда социально-экономических, экологических, технических и эстетических проблем.

Прежде всего, это экономика градостроительства, рациональное использование городских земель, которые стимулируют создание многоуровневых надземных сооружений с площадями-платформами, эстакадами, террасами для пешеходного движения, стоянками и благоустроенными местами для кратковременного отдыха.

Зимний сад - сад экзотических растений, выращиваемых в условиях искусственного микроклимата. Создание зимних садов достаточно сложно, так как надо удовлетворить особые требования к температурно-влажностному режиму помещения, освещенности, а отсюда к ограждающим конструкциям, системе отопления и вентиляции, условиям естественного и искусственного освещения и т.д.

На практике чаще встречается второй вид натурализованного интерьера - различные формы декоративного озеленения и цветочного оформления помещении общественных и жилых зданий. В общественных зданиях  кроме растений широко используются бассейны, фонтаны, скульптура, неживые природные материалы камень, песок, дерево.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72118. Реляционная модель данных с хранением в виде двумерных таблиц 22.79 KB
  Таблицы обладают следующими свойствами: каждая ячейка таблицы является одним элементом данных; каждый столбец содержит данные одного типа числа текст и т. Первичный ключ должен обладать следующими свойствами: уникальность: не должно существовать двух или более записей имеющих одинаковые...
72119. Сетевые протоколы. OSI 13.43 KB
  Протоколы – это соглашение о формате и правилах передачи данных по сети. Протоколы обладают следующими свойствами: протоколы работают на разных уровнях модели OSI, поэтому функции протокола определяются уровнем, на котором он работает; несколько протоколов могут работать совместно...
72120. Вычислительная сеть. Структура вычислительной сети 88.34 KB
  Компьютерные сети создаются для разделения ресурсов данных программных средств ресурсов процессора применения многопользовательского режима. Структура вычислительной сети Узел –- это любое устройство подключенное к передающей среде сети.
72121. Алгоритмизация. Базовые алгоритмические структуры 26.87 KB
  Алгоритм точный набор инструкций описывающих порядок действий исполнителя Процесс разработки конкретного алгоритма заключается в последовательном выполнении следующих пунктов: 1 разложении всего вычислительного процесса на отдельные шаги возможные составные части алгоритма что определяется...
72123. Система управления базой данных 13.08 KB
  К основным функциям СУБД относятся: непосредственность управления данными во внешней и оперативной памяти; поддержание целостности данных и управление транзакциями; обеспечение безопасности данных; обеспечение параллельного доступа к данным нескольких пользователей.
72125. Глобальная сеть. Интернет 12.99 KB
  Интернет –- это глобальная сеть соединяющая сети различного размера по всему миру. Провайдер -– это организация фирма компания обеспечивающая подключение пользователей к сети Интернет. Подключение может осуществляться двумя способами: 1 по модему телефонному DSL или другого типа...
72126. Русь и Орда (по книге Гумилева) 19.77 KB
  В 1237-1238 монголо-татарами был предпринят поход на Русь который по мнению Л. Русь не была завоевана монголами поскольку те и не ставили такой цели: они не облагали население постоянным налогом не заключали с князьями неравноправных договоров.