41605

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

В ячейки A5, A6 и A7 введите поясняющий текст, а в ячейки B5, B6 и B7 соответствующие формулы. Например, для вычисления первого значения можно ввести формулу =4+3*X+2*X^2+X^3. Однако лучше провести вычисления по схеме Горнера, которая позволяет уменьшить число выполняемых операций. В этом случае формула примет вид =((X+2)*X+3)*X+4. Предложенные формулы используют в качестве операндов созданные имена, что делает их похожими на соответствующие математически формулы. Введите в ячейки 3 B3 и C3 конкретные значения переменных например 1. В ячейки 5 6 и 7 введите поясняющий текст а в ячейки B5 B6 и B7 соответствующие формулы. При необходимости в формулах также можно использовать и ссылки...

Русский

2013-10-24

58.58 KB

8 чел.

Занятие № 06. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА.

Занятие № 06.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА

Цели обучения:

  • изучить возможности использования математического аппарата табличного процессора для решения простейших математических задач.

Решение простейших математических задач средствами табличного процессора

  1. Выполните вычисления по следующим формулам:

A=, в=, с= ,

считая заданными величины x, y, z соответственно в ячейках A3, B3 и C3 согласно варианту (см. таблицу 6.1)

Таблица 6.1. Значения переменных х, y, z.

№ варианта

X

Y

Z

  1.  

0,1

5,0

10,0

  1.  

0,2

4,9

9,5

  1.  

0,3

4,8

9,0

  1.  

0,4

4,7

8,5

  1.  

0,5

4,6

8,0

  1.  

0,6

4,5

7,5

  1.  

0,7

4,4

7,0

  1.  

0,8

4,3

6,5

  1.  

0,9

4,2

6,0

  1.  

1,0

4,1

5,5

  1.  

1,1

4,0

5,0

  1.  

1,2

3,9

4,5

  1.  

1,3

3,8

4,0

  1.  

1,4

3,7

3,5

  1.  

1,5

3,6

3,0

  1.  

1,6

3,5

2,5

  1.  

1,7

3,4

2,0

  1.  

1,8

3,3

1,5

  1.  

1,9

3,2

1,0

  1.  

2,0

3,1

0,5

  1. Введите в ячейки A3, B3 и C3 конкретные значения переменных, например  1.2, 3, 1.5 и присвойте этим ячейкам соответственно имена X, Y, Z . Для присвоения имен ячейкам используйте команду Вставка /Имя /Присвоить.
    1. В ячейки A5, A6 и A7 введите поясняющий текст, а в ячейки B5, B6 и B7 соответствующие формулы. Например, для вычисления первого значения можно ввести формулу =4+3*X+2*X^2+X^3. Однако лучше провести вычисления по схеме Горнера, которая позволяет уменьшить число выполняемых операций. В этом случае формула примет вид =((X+2)*X+3)*X+4. Предложенные формулы используют в качестве операндов созданные имена, что делает их похожими на соответствующие математически формулы. При необходимости, в формулах также можно использовать и ссылки на ячейки рабочей таблицы. В этом случае нужная формула имела бы вид   = (A3+2)*A3+3)*A3+4.

Рис. 6.1. Вид электронной таблицы в результате выполнения задания №1.

  1.  
    1. На листе 2 создайте таблицу, содержащую сведения о ценах на коммунальные услуги. Заполните пустые клетки таблицы произвольными ценами, кроме столбца «Среднее значение» и строки «Всего».

Вид коммунальных услуг

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Среднее значение

Электричество

Газ

Горячая вода

Холодная вода

Всего

  1. Создайте имена по строкам и столбцам и вычислите среднемесячные цены каждого вида услуг и всех видов услуг по месяцам, используя построенные имена.

Методические указания.

Для вычисления среднего значения используйте функцию СРЗНАЧ.

  1.  Арифметические операции над одномерными массивами.
    Вычислите произведение сумм двух одномерных массивов A и B, т.е. где ai и bi соответствующие элементы массивов, а n – их размерность
    1. Откройте новый лист (лист 3).
    2. Конкретные данные, например, A={1.5, 1.23, 1.65, 2.44, 1.44} и B={2.11, 3.12, 2.14, 2.33, 3.12} введите соответственно в ячейки A2:E2 второй и A3:E3 третьей строки листа 3 рабочей таблицы. Данные следует взять из таблицы 6.2 согласно варианту.

Таблица 6.2. Значения элементов массивов.

№ варианта

А

В

  1.  

{1.7, 1.53, -1.68, 2.46, -1.44}

{2.7, 2.33, -4.55, 2.29, 7.47}

  1.  

{2.7, -2.13, 4.95, -2.46, 9.15}

{4.9, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{3.7, 2.33, -4.55, 2.29, -5.38}

{4.8, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{4.7, 2.33, -4.55, 2.29, 5.38}

{4.7, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{5.7, 2.33, -4.55, 2.29, -1.38}

{4.6, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{6.7, 2.33, -4.55, 2.29, 2.38}

{4.5, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{7.7, 2.33, -4.55, 2.29, -3.38}

{4.4, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{8.7, 2.33, -4.55, 2.29, 4.38}

{4.3, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{9.7, 2.33, -4.55, 2.29, -6.38}

{4.2, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-1.7, 2.33, -4.55, 2.29, 7.38}

{4.1, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-2.7, 2.33, -4.55, 2.29, -8.38}

{4.0, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-3.7, 2.33, -4.55, 2.29, 9.38}

{3.9, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-4.7, 2.33, -4.55, 2.29, -5.35}

{3.8, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-5.7, 2.33, -4.55, 2.29, 4.44}

{3.7, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-6.7, 2.33, -4.55, 2.29, -2.77}

{3.6, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-7.7, 2.33, -4.55, 2.29, 5.55}

{3.5, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-8.7, 2.33, -4.55, 2.29, -5.33}

{3.4, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-9.7, 2.33, -4.55, 2.29, 5.88}

{3.3, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{2.7, 2.33, -4.55, 2.29, -9.11}

{3.2, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{2.7, 2.33, -4.55, 2.29, 7.47}

{3.1, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1. В ячейку A5 введите формулу: =СУММ(A2:E2)*СУММ(A3:E3). Вид электронной таблицы приведен на рисунке 2.

Замечание: если диапазону A2:E2 присвоить имя А, а диапазону А3:Е3 – имя В, то можно применить формулу:  =СУММ(A)*СУММ(В).

Рис. 6.2. Вид электронной таблицы в результате выполнения задания №3.

  1.  Арифметические операции над элементами двумерного массива.
    Вычислите сумму Si каждой строки двумерного массива (матрицы) D. Воспользуйтесь формулой  где m – количество строк матрицы, n – количество столбцов.
    1. На листе 4 введите данные {di,j}, i=1,2,…,5, j=1,2,…,4. (матрица пять строк четыре столбца) в ячейки A1:D5.
    2. Вычислите суммы каждой строки и поместите их в ячейки F1:F5.
      1. Поместите в ячейку F1 формулу: =СУММ(A1:D1).
      2. С помощью маркера автозаполнения скопируйте ее в ячейки F2:F5. Так как в формуле используется относительная ссылка, то каждая копия настроится на свое местоположение и будет вычисляться сумма соответствующей строки матрицы.
  2.  Вычисление значений элементов массива.
    Вычислите значения элементов массива  yi = ai / max(bi) ,i=1, 2,…,n, где ai и bi элементы соответствующих массивов, а n – их размерность.
    1. Введите конкретные данные {ai},i=1,2,…,5; {bi},i=1,2,…,5,  согласно варианту (таблица 6.2) соответственно в ячейки A2:E2 второй, и A3:E3 третьей строки листа 5 рабочей таблицы.
    2. В ячейку A5 введите формулу: =A2/ МАКС($A$3:$E$3) и с помощью маркера автозаполнения скопируйте ее в ячейки B5:F5. Во втором операнде использована абсолютная ссылка, поэтому на новое местоположение будет настраиваться только первый операнд.
  3. Работа с элементами массива

На листе 6 задайте массив чисел AiBi согласно варианту (см таблицу 6.2). Вычислите сумму положительных чисел и количество отрицательных чисел в этом массиве.

  1. В ячейки A2:E3 листа 6 рабочей таблицы введите значения элементов массива.
    1. Для вычисления суммы положительных чисел, в  ячейку F4 формулу: =СУММЕСЛИ(A2:E3;”>0”; A2:E3).
    2. Для вычисления количества отрицательных в ячейку F5 введите формулу: =СЧЕТЕСЛИ(A2:E3;”<0”).
  2. Работа с элементами массива

На листе 7 задайте массив чисел AiBi согласно варианту (см таблицу 6.2). Найдите сумму чисел элементов массива, больших заданного в ячейке A1 числа.

  1. Конкретные данные  введите, соответственно в ячейки A2:E3 листа 7 рабочей таблицы.
    1. В ячейке А1 запишите произвольное число, а в ячейку A4 введите формулу: =СУММЕСЛИ(A2:E2;”>”&A1; A2:E2).
  2. Работа с элементами массива

На листе 8 задайте массив чисел AiBi согласно варианту (см таблицу 6.2) и, используя соответствующие функции, вычислите среднее арифметическое положительных чисел и среднее арифметическое абсолютных величин отрицательных чисел в этом массиве.

Методические указания.

Среднее арифметическое значение положительных чисел равно частному от деления суммы положительных чисел на количество положительных. Для решения задания используйте функции СУММЕСЛИ, СЧЕТЕСЛИ и ABS.

  1. Постройте график функции y=f(x) на отрезке [a;b] c шагом h. Функция, отрезок и шаг даны по вариантам (Таблица 6.3).

Таблица 6.3. Функции.

№ варианта

Функция f(x)

Отрезок [a;b]

Шаг h

  1.  

f(x)=x2-3|x|+2

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)=|x2-5x+4|

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)= x3-9x2+24x-15

[-10;10]

0,5

  1.  

f(x)=sin|x|

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=x2-3|x|+2

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)=|cosx|

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=tgx

(-/2;/2)

/6

  1.  

f(x)=lnx

[0,1; 4,1]

0,2

  1.  

f(x) = -x3+3x2-6

[-10;10]

0,5

  1.  

f(x)=-|x2-6x+8|

[-2;8]

0,5

  1.  

f(x)=sinx*cosx

[-;]

/12

  1.  

f(x) = x3-12x2 + 45x-45

[-10;10]

0,5

  1.  

f(x)=|sinx|

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=ex

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)=cosx

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=|lnx|

[0,1; 4,1]

0,2

  1.  

f(x)=cos|x|

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=x2-8|x|+12

[-10;10]

0,5

  1.  

f(x)=e|x|

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)=sinx

[-2;2]

/6

  1. Работа с элементами массива

На листе 9 создайте произвольный список имен, и присвойте ему имя ИМЕНА. Определите, сколько раз в списке ИМЕНА содержится Ваше имя, заданное в ячейке.

Методические указания.

Используйте функцию СЧЕТЕСЛИ.

  1. Создайте отчёт по выполнению лабораторной работы 6 в файле ФИО_Лаб_1_Excel_отчёт.doc. Отчёт должен содержать:
    1. Цель работы.
    2. Номер варианта.
    3. По каждой задаче:
      1. номер задания;
      2. постановку задачи;
      3. алгоритм решения;
      4. используемые формулы;
      5. результаты решения (фрагменты таблиц MS Excel, график (для задания 9)).
    4. Отчёт представить преподавателю в распечатанном виде.


Приложение 1.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГОБУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникации им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»

Кафедра безопасности информационных систем

ОТЧЁТ

по лабораторной работе №6 на тему:
«ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ
ПРОСТЕЙШИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА»

по дисциплине «Информационные технологии»

Выполнил: студент группы ____, _____________

Принял: к.п.н., доцент Ильяшенко О.Ю.
к.т.н., доц. Бороненко С.Д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12107. Исследование гармонических и амплитудно - модулированных сигналов 349.5 KB
  Лабораторная работа №1 Тема: Исследование гармонических и амплитудно модулированных сигналов Цель: Научиться измерять параметры и спектральные характеристики сигналов оценивать влияние формы сигналов на их спектральные характеристики и делать вых
12109. Исследование параллельного колебательного контура 124 KB
  Лабораторная работа №4 Тема: Исследование параллельного колебательного контура Цель: Научить измерять и строить АЧХ параллельного контура определять явление резонанса токов в контуре оценивать параметры контура по частотным характеристикам и их влияние на из
12110. Исследование режимов работы длинной линии 500.5 KB
  Лабораторная работа №6 Тема: Исследование режимов работы длинной линии Цель: Познакомиться с различными режимами работы длинных линий. Оборудование: ПЭВМ со специализированным пакетом программ NI LabVIEW. 1 Краткие теоретические сведения Длин
12111. Исследование вибраторной антенны 356.5 KB
  Лабораторная работа №7 Тема: Исследование вибраторной антенны Цель: Сформировать умения по построению диаграмм направленности вибраторной антенны при помощи специализированного программного обеспечения и определения основных параметров направленного действи...
12112. Исследование магнитной антенны 758.5 KB
  Лабораторная работа №8 Тема: Исследование магнитной антенны Цель: Познакомить с конструкцией магнитной антенны и научиться измерять её функцию направленности. Оборудование: ПЭВМ со специализированным пакетом программ NI LabVIEW. 1 Краткие теорет
12113. Исследование последовательного колебательного контура 83 KB
  Лабораторная работа №3 Тема: Исследование последовательного колебательного контура Цель: Научить измерять и строить АЧХ последовательного колебательного контура определять явление резонанса напряжений в контуре оценивать параметры контура по частотным харак...
12114. Исследование свободных колебаний в контуре 216.5 KB
  Лабораторная работа № 2 Тема: Исследование свободных колебаний в контуре Цель: Научиться измерять параметры свободных колебаний в контуре анализировать влияние изменений реактивного и активного сопротивлений контура на параметры свободных колебаний определ
12115. Исследование фильтров 203 KB
  Лабораторная работа № 5 Тема: Исследование фильтров Цель: Научить измерять и строить частотные характеристики исследуемых фильтров определять их частоты среза оценивать влияние сопротивления нагрузки на частотные характеристики вычислять затухание фильтров