41605

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

В ячейки A5, A6 и A7 введите поясняющий текст, а в ячейки B5, B6 и B7 соответствующие формулы. Например, для вычисления первого значения можно ввести формулу =4+3*X+2*X^2+X^3. Однако лучше провести вычисления по схеме Горнера, которая позволяет уменьшить число выполняемых операций. В этом случае формула примет вид =((X+2)*X+3)*X+4. Предложенные формулы используют в качестве операндов созданные имена, что делает их похожими на соответствующие математически формулы. Введите в ячейки 3 B3 и C3 конкретные значения переменных например 1. В ячейки 5 6 и 7 введите поясняющий текст а в ячейки B5 B6 и B7 соответствующие формулы. При необходимости в формулах также можно использовать и ссылки...

Русский

2013-10-24

58.58 KB

8 чел.

Занятие № 06. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА.

Занятие № 06.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА

Цели обучения:

  • изучить возможности использования математического аппарата табличного процессора для решения простейших математических задач.

Решение простейших математических задач средствами табличного процессора

  1. Выполните вычисления по следующим формулам:

A=, в=, с= ,

считая заданными величины x, y, z соответственно в ячейках A3, B3 и C3 согласно варианту (см. таблицу 6.1)

Таблица 6.1. Значения переменных х, y, z.

№ варианта

X

Y

Z

  1.  

0,1

5,0

10,0

  1.  

0,2

4,9

9,5

  1.  

0,3

4,8

9,0

  1.  

0,4

4,7

8,5

  1.  

0,5

4,6

8,0

  1.  

0,6

4,5

7,5

  1.  

0,7

4,4

7,0

  1.  

0,8

4,3

6,5

  1.  

0,9

4,2

6,0

  1.  

1,0

4,1

5,5

  1.  

1,1

4,0

5,0

  1.  

1,2

3,9

4,5

  1.  

1,3

3,8

4,0

  1.  

1,4

3,7

3,5

  1.  

1,5

3,6

3,0

  1.  

1,6

3,5

2,5

  1.  

1,7

3,4

2,0

  1.  

1,8

3,3

1,5

  1.  

1,9

3,2

1,0

  1.  

2,0

3,1

0,5

  1. Введите в ячейки A3, B3 и C3 конкретные значения переменных, например  1.2, 3, 1.5 и присвойте этим ячейкам соответственно имена X, Y, Z . Для присвоения имен ячейкам используйте команду Вставка /Имя /Присвоить.
    1. В ячейки A5, A6 и A7 введите поясняющий текст, а в ячейки B5, B6 и B7 соответствующие формулы. Например, для вычисления первого значения можно ввести формулу =4+3*X+2*X^2+X^3. Однако лучше провести вычисления по схеме Горнера, которая позволяет уменьшить число выполняемых операций. В этом случае формула примет вид =((X+2)*X+3)*X+4. Предложенные формулы используют в качестве операндов созданные имена, что делает их похожими на соответствующие математически формулы. При необходимости, в формулах также можно использовать и ссылки на ячейки рабочей таблицы. В этом случае нужная формула имела бы вид   = (A3+2)*A3+3)*A3+4.

Рис. 6.1. Вид электронной таблицы в результате выполнения задания №1.

  1.  
    1. На листе 2 создайте таблицу, содержащую сведения о ценах на коммунальные услуги. Заполните пустые клетки таблицы произвольными ценами, кроме столбца «Среднее значение» и строки «Всего».

Вид коммунальных услуг

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Среднее значение

Электричество

Газ

Горячая вода

Холодная вода

Всего

  1. Создайте имена по строкам и столбцам и вычислите среднемесячные цены каждого вида услуг и всех видов услуг по месяцам, используя построенные имена.

Методические указания.

Для вычисления среднего значения используйте функцию СРЗНАЧ.

  1.  Арифметические операции над одномерными массивами.
    Вычислите произведение сумм двух одномерных массивов A и B, т.е. где ai и bi соответствующие элементы массивов, а n – их размерность
    1. Откройте новый лист (лист 3).
    2. Конкретные данные, например, A={1.5, 1.23, 1.65, 2.44, 1.44} и B={2.11, 3.12, 2.14, 2.33, 3.12} введите соответственно в ячейки A2:E2 второй и A3:E3 третьей строки листа 3 рабочей таблицы. Данные следует взять из таблицы 6.2 согласно варианту.

Таблица 6.2. Значения элементов массивов.

№ варианта

А

В

  1.  

{1.7, 1.53, -1.68, 2.46, -1.44}

{2.7, 2.33, -4.55, 2.29, 7.47}

  1.  

{2.7, -2.13, 4.95, -2.46, 9.15}

{4.9, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{3.7, 2.33, -4.55, 2.29, -5.38}

{4.8, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{4.7, 2.33, -4.55, 2.29, 5.38}

{4.7, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{5.7, 2.33, -4.55, 2.29, -1.38}

{4.6, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{6.7, 2.33, -4.55, 2.29, 2.38}

{4.5, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{7.7, 2.33, -4.55, 2.29, -3.38}

{4.4, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{8.7, 2.33, -4.55, 2.29, 4.38}

{4.3, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{9.7, 2.33, -4.55, 2.29, -6.38}

{4.2, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-1.7, 2.33, -4.55, 2.29, 7.38}

{4.1, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-2.7, 2.33, -4.55, 2.29, -8.38}

{4.0, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-3.7, 2.33, -4.55, 2.29, 9.38}

{3.9, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-4.7, 2.33, -4.55, 2.29, -5.35}

{3.8, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-5.7, 2.33, -4.55, 2.29, 4.44}

{3.7, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-6.7, 2.33, -4.55, 2.29, -2.77}

{3.6, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-7.7, 2.33, -4.55, 2.29, 5.55}

{3.5, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-8.7, 2.33, -4.55, 2.29, -5.33}

{3.4, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-9.7, 2.33, -4.55, 2.29, 5.88}

{3.3, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{2.7, 2.33, -4.55, 2.29, -9.11}

{3.2, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{2.7, 2.33, -4.55, 2.29, 7.47}

{3.1, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1. В ячейку A5 введите формулу: =СУММ(A2:E2)*СУММ(A3:E3). Вид электронной таблицы приведен на рисунке 2.

Замечание: если диапазону A2:E2 присвоить имя А, а диапазону А3:Е3 – имя В, то можно применить формулу:  =СУММ(A)*СУММ(В).

Рис. 6.2. Вид электронной таблицы в результате выполнения задания №3.

  1.  Арифметические операции над элементами двумерного массива.
    Вычислите сумму Si каждой строки двумерного массива (матрицы) D. Воспользуйтесь формулой  где m – количество строк матрицы, n – количество столбцов.
    1. На листе 4 введите данные {di,j}, i=1,2,…,5, j=1,2,…,4. (матрица пять строк четыре столбца) в ячейки A1:D5.
    2. Вычислите суммы каждой строки и поместите их в ячейки F1:F5.
      1. Поместите в ячейку F1 формулу: =СУММ(A1:D1).
      2. С помощью маркера автозаполнения скопируйте ее в ячейки F2:F5. Так как в формуле используется относительная ссылка, то каждая копия настроится на свое местоположение и будет вычисляться сумма соответствующей строки матрицы.
  2.  Вычисление значений элементов массива.
    Вычислите значения элементов массива  yi = ai / max(bi) ,i=1, 2,…,n, где ai и bi элементы соответствующих массивов, а n – их размерность.
    1. Введите конкретные данные {ai},i=1,2,…,5; {bi},i=1,2,…,5,  согласно варианту (таблица 6.2) соответственно в ячейки A2:E2 второй, и A3:E3 третьей строки листа 5 рабочей таблицы.
    2. В ячейку A5 введите формулу: =A2/ МАКС($A$3:$E$3) и с помощью маркера автозаполнения скопируйте ее в ячейки B5:F5. Во втором операнде использована абсолютная ссылка, поэтому на новое местоположение будет настраиваться только первый операнд.
  3. Работа с элементами массива

На листе 6 задайте массив чисел AiBi согласно варианту (см таблицу 6.2). Вычислите сумму положительных чисел и количество отрицательных чисел в этом массиве.

  1. В ячейки A2:E3 листа 6 рабочей таблицы введите значения элементов массива.
    1. Для вычисления суммы положительных чисел, в  ячейку F4 формулу: =СУММЕСЛИ(A2:E3;”>0”; A2:E3).
    2. Для вычисления количества отрицательных в ячейку F5 введите формулу: =СЧЕТЕСЛИ(A2:E3;”<0”).
  2. Работа с элементами массива

На листе 7 задайте массив чисел AiBi согласно варианту (см таблицу 6.2). Найдите сумму чисел элементов массива, больших заданного в ячейке A1 числа.

  1. Конкретные данные  введите, соответственно в ячейки A2:E3 листа 7 рабочей таблицы.
    1. В ячейке А1 запишите произвольное число, а в ячейку A4 введите формулу: =СУММЕСЛИ(A2:E2;”>”&A1; A2:E2).
  2. Работа с элементами массива

На листе 8 задайте массив чисел AiBi согласно варианту (см таблицу 6.2) и, используя соответствующие функции, вычислите среднее арифметическое положительных чисел и среднее арифметическое абсолютных величин отрицательных чисел в этом массиве.

Методические указания.

Среднее арифметическое значение положительных чисел равно частному от деления суммы положительных чисел на количество положительных. Для решения задания используйте функции СУММЕСЛИ, СЧЕТЕСЛИ и ABS.

  1. Постройте график функции y=f(x) на отрезке [a;b] c шагом h. Функция, отрезок и шаг даны по вариантам (Таблица 6.3).

Таблица 6.3. Функции.

№ варианта

Функция f(x)

Отрезок [a;b]

Шаг h

  1.  

f(x)=x2-3|x|+2

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)=|x2-5x+4|

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)= x3-9x2+24x-15

[-10;10]

0,5

  1.  

f(x)=sin|x|

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=x2-3|x|+2

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)=|cosx|

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=tgx

(-/2;/2)

/6

  1.  

f(x)=lnx

[0,1; 4,1]

0,2

  1.  

f(x) = -x3+3x2-6

[-10;10]

0,5

  1.  

f(x)=-|x2-6x+8|

[-2;8]

0,5

  1.  

f(x)=sinx*cosx

[-;]

/12

  1.  

f(x) = x3-12x2 + 45x-45

[-10;10]

0,5

  1.  

f(x)=|sinx|

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=ex

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)=cosx

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=|lnx|

[0,1; 4,1]

0,2

  1.  

f(x)=cos|x|

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=x2-8|x|+12

[-10;10]

0,5

  1.  

f(x)=e|x|

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)=sinx

[-2;2]

/6

  1. Работа с элементами массива

На листе 9 создайте произвольный список имен, и присвойте ему имя ИМЕНА. Определите, сколько раз в списке ИМЕНА содержится Ваше имя, заданное в ячейке.

Методические указания.

Используйте функцию СЧЕТЕСЛИ.

  1. Создайте отчёт по выполнению лабораторной работы 6 в файле ФИО_Лаб_1_Excel_отчёт.doc. Отчёт должен содержать:
    1. Цель работы.
    2. Номер варианта.
    3. По каждой задаче:
      1. номер задания;
      2. постановку задачи;
      3. алгоритм решения;
      4. используемые формулы;
      5. результаты решения (фрагменты таблиц MS Excel, график (для задания 9)).
    4. Отчёт представить преподавателю в распечатанном виде.


Приложение 1.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГОБУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникации им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»

Кафедра безопасности информационных систем

ОТЧЁТ

по лабораторной работе №6 на тему:
«ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ
ПРОСТЕЙШИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА»

по дисциплине «Информационные технологии»

Выполнил: студент группы ____, _____________

Принял: к.п.н., доцент Ильяшенко О.Ю.
к.т.н., доц. Бороненко С.Д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26707. Строение земной коры 52.5 KB
  В составе континентальной коры содержащей под осадочным слоем верхний гранитный и нижний базальтовый встречаются наиболее древние породы Земли возраст которых оценивается более чем в 3 млрд. Твердый слой верхней мантии распространяющийся до различных глубин под океанами и континентами совместно с земной корой называют литосферой самой жесткой оболочкой Земли. Это внешняя граница ядра Земли. Местами этот слой порождает огромные направленные к поверхности Земли тепломассопотоки плюмы.
26708. Роль и место Европы в современном мире 10.91 KB
  Европейский Союз включает три структурных компонента каждый со своим автономным правопорядком. В научной литературе и нередко в официальных документах эти компоненты именуются опоры Союза. и сохранившиеся после учреждения Союза. Следовательно Европейский Союз как целое имеет в качестве первой опоры две другие организации каждая из которых обладает собственным учредительным договором.
26709. Геополитическая ситуация и баланс сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе 13.67 KB
  В этом треугольнике проживает примерно половина населения планеты и находятся многие из ведущих индустриально развитых стран современного мира Япония Китай Австралия Новая Зеландия Тайвань Южная Корея Гонконг Сингапур для которых характерны наиболее быстрые темпы развития экономики. Есть все признаки по формированию €œБольшого Китая€ или Китайского общего рынка куда войдут Китай Тайвань Сянган Гонконг Аомэнь Макао Сингапур. Китай и Япония превратились в экономические супердержавы превосходящие любую европейскую страну и...
26710. Центры силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе 12.23 KB
  Китай уже играет важную роль в формировании облика и контуров не только АТР но и мирового сообщества в целом. Китай быстро превращается в один из главных полюсов мировой экономики. Идет довольно интенсивный процесс образования так называемого Большого Китая включающего собственно континентальный Китай Гонконг Макао Тайвань Сингапур. Она сможет регулировать жизнь не только этносов проживающих на территории €œБольшого Китая€ но и многочисленных китайских общин разбросанных по всему миру.
26711. Китай на мировой арене 11.44 KB
  Идет довольно интенсивный процесс образования так называемого Большого Китая включающего собственно континентальный Китай Гонконг Макао Тайвань Сингапур. Конкурируя между собой субъекты элементы потенциального €œБольшого Китая€ идут по пути тесной интеграции. Она сможет регулировать жизнь не только этносов проживающих на территории €œБольшого Китая€ но и многочисленных китайских общин разбросанных по всему миру. Митрофанов считает что антиамериканизм основа сближения Китая и России так как нам следует крепить фронт против...
26712. Роль и место России в современном мире 20.42 KB
  Большая протяженность России в Евразии давно способствовала тому чтобы элита мыслила геополитически. Первый министр иностранных дел постимперской и посткоммунистической России Андрей Козырев вновь подтвердил этот образ мышления в одной из своих первых попыток определить как новая Россия должна вести себя на международной арене. Вообще говоря как реакция на крушение Советского Союза возникли три общих и частично перекрывающихся геостратегических варианта каждый из которых в конечном счете связан с озабоченностью России своим статусом по...
26713. Геополитическое положение России в структуре современного мира 15.8 KB
  Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением т. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических политических военных экономических и других факторов. После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн кв.
26714. Украина 28.85 KB
  Приходится признавать что Россия сделала ставку на победу Виктора Януковича и проиграла проиграла в силу множества факторов – это и политическая пассивность восточной части населения Украины и успешные действия европейских государств и США в оказании поддержки Виктору Ющенко и неумелые попытки России и украинского правительства стабилизировать ситуацию и т. Итак это следующие факторы: В Украине в отличие от России в 1993 году не было расстрела парламента что с самого начала задало совершенно иные условия формирования партийной...
26715. «Левый уклон» 15.02 KB
  Почти наверняка отказ от поддержки Абхазии Осетий и Приднестровья сложный вопрос так ли уж это убыточно но суть в том что сфера интересов России будет ужата. Возможно – размещение баз НАТО в России или даже вступление в блок если пустят. Потому что есть большие подозрения что ЕЭП ляжет тяжким бременем на экономику России а братская семья народов заставит еще более стремительно почернеть русские регионы. Благородный срединный путь Юмор ситуации в том что третьим пунктом нашей схемы должен был бы идти центризм но в роли...