41605

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

В ячейки A5, A6 и A7 введите поясняющий текст, а в ячейки B5, B6 и B7 соответствующие формулы. Например, для вычисления первого значения можно ввести формулу =4+3*X+2*X^2+X^3. Однако лучше провести вычисления по схеме Горнера, которая позволяет уменьшить число выполняемых операций. В этом случае формула примет вид =((X+2)*X+3)*X+4. Предложенные формулы используют в качестве операндов созданные имена, что делает их похожими на соответствующие математически формулы. Введите в ячейки 3 B3 и C3 конкретные значения переменных например 1. В ячейки 5 6 и 7 введите поясняющий текст а в ячейки B5 B6 и B7 соответствующие формулы. При необходимости в формулах также можно использовать и ссылки...

Русский

2013-10-24

58.58 KB

8 чел.

Занятие № 06. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА.

Занятие № 06.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА

Цели обучения:

  • изучить возможности использования математического аппарата табличного процессора для решения простейших математических задач.

Решение простейших математических задач средствами табличного процессора

  1. Выполните вычисления по следующим формулам:

A=, в=, с= ,

считая заданными величины x, y, z соответственно в ячейках A3, B3 и C3 согласно варианту (см. таблицу 6.1)

Таблица 6.1. Значения переменных х, y, z.

№ варианта

X

Y

Z

  1.  

0,1

5,0

10,0

  1.  

0,2

4,9

9,5

  1.  

0,3

4,8

9,0

  1.  

0,4

4,7

8,5

  1.  

0,5

4,6

8,0

  1.  

0,6

4,5

7,5

  1.  

0,7

4,4

7,0

  1.  

0,8

4,3

6,5

  1.  

0,9

4,2

6,0

  1.  

1,0

4,1

5,5

  1.  

1,1

4,0

5,0

  1.  

1,2

3,9

4,5

  1.  

1,3

3,8

4,0

  1.  

1,4

3,7

3,5

  1.  

1,5

3,6

3,0

  1.  

1,6

3,5

2,5

  1.  

1,7

3,4

2,0

  1.  

1,8

3,3

1,5

  1.  

1,9

3,2

1,0

  1.  

2,0

3,1

0,5

  1. Введите в ячейки A3, B3 и C3 конкретные значения переменных, например  1.2, 3, 1.5 и присвойте этим ячейкам соответственно имена X, Y, Z . Для присвоения имен ячейкам используйте команду Вставка /Имя /Присвоить.
    1. В ячейки A5, A6 и A7 введите поясняющий текст, а в ячейки B5, B6 и B7 соответствующие формулы. Например, для вычисления первого значения можно ввести формулу =4+3*X+2*X^2+X^3. Однако лучше провести вычисления по схеме Горнера, которая позволяет уменьшить число выполняемых операций. В этом случае формула примет вид =((X+2)*X+3)*X+4. Предложенные формулы используют в качестве операндов созданные имена, что делает их похожими на соответствующие математически формулы. При необходимости, в формулах также можно использовать и ссылки на ячейки рабочей таблицы. В этом случае нужная формула имела бы вид   = (A3+2)*A3+3)*A3+4.

Рис. 6.1. Вид электронной таблицы в результате выполнения задания №1.

  1.  
    1. На листе 2 создайте таблицу, содержащую сведения о ценах на коммунальные услуги. Заполните пустые клетки таблицы произвольными ценами, кроме столбца «Среднее значение» и строки «Всего».

Вид коммунальных услуг

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Среднее значение

Электричество

Газ

Горячая вода

Холодная вода

Всего

  1. Создайте имена по строкам и столбцам и вычислите среднемесячные цены каждого вида услуг и всех видов услуг по месяцам, используя построенные имена.

Методические указания.

Для вычисления среднего значения используйте функцию СРЗНАЧ.

  1.  Арифметические операции над одномерными массивами.
    Вычислите произведение сумм двух одномерных массивов A и B, т.е. где ai и bi соответствующие элементы массивов, а n – их размерность
    1. Откройте новый лист (лист 3).
    2. Конкретные данные, например, A={1.5, 1.23, 1.65, 2.44, 1.44} и B={2.11, 3.12, 2.14, 2.33, 3.12} введите соответственно в ячейки A2:E2 второй и A3:E3 третьей строки листа 3 рабочей таблицы. Данные следует взять из таблицы 6.2 согласно варианту.

Таблица 6.2. Значения элементов массивов.

№ варианта

А

В

  1.  

{1.7, 1.53, -1.68, 2.46, -1.44}

{2.7, 2.33, -4.55, 2.29, 7.47}

  1.  

{2.7, -2.13, 4.95, -2.46, 9.15}

{4.9, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{3.7, 2.33, -4.55, 2.29, -5.38}

{4.8, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{4.7, 2.33, -4.55, 2.29, 5.38}

{4.7, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{5.7, 2.33, -4.55, 2.29, -1.38}

{4.6, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{6.7, 2.33, -4.55, 2.29, 2.38}

{4.5, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{7.7, 2.33, -4.55, 2.29, -3.38}

{4.4, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{8.7, 2.33, -4.55, 2.29, 4.38}

{4.3, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{9.7, 2.33, -4.55, 2.29, -6.38}

{4.2, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-1.7, 2.33, -4.55, 2.29, 7.38}

{4.1, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-2.7, 2.33, -4.55, 2.29, -8.38}

{4.0, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-3.7, 2.33, -4.55, 2.29, 9.38}

{3.9, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-4.7, 2.33, -4.55, 2.29, -5.35}

{3.8, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-5.7, 2.33, -4.55, 2.29, 4.44}

{3.7, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-6.7, 2.33, -4.55, 2.29, -2.77}

{3.6, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-7.7, 2.33, -4.55, 2.29, 5.55}

{3.5, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-8.7, 2.33, -4.55, 2.29, -5.33}

{3.4, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-9.7, 2.33, -4.55, 2.29, 5.88}

{3.3, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{2.7, 2.33, -4.55, 2.29, -9.11}

{3.2, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{2.7, 2.33, -4.55, 2.29, 7.47}

{3.1, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1. В ячейку A5 введите формулу: =СУММ(A2:E2)*СУММ(A3:E3). Вид электронной таблицы приведен на рисунке 2.

Замечание: если диапазону A2:E2 присвоить имя А, а диапазону А3:Е3 – имя В, то можно применить формулу:  =СУММ(A)*СУММ(В).

Рис. 6.2. Вид электронной таблицы в результате выполнения задания №3.

  1.  Арифметические операции над элементами двумерного массива.
    Вычислите сумму Si каждой строки двумерного массива (матрицы) D. Воспользуйтесь формулой  где m – количество строк матрицы, n – количество столбцов.
    1. На листе 4 введите данные {di,j}, i=1,2,…,5, j=1,2,…,4. (матрица пять строк четыре столбца) в ячейки A1:D5.
    2. Вычислите суммы каждой строки и поместите их в ячейки F1:F5.
      1. Поместите в ячейку F1 формулу: =СУММ(A1:D1).
      2. С помощью маркера автозаполнения скопируйте ее в ячейки F2:F5. Так как в формуле используется относительная ссылка, то каждая копия настроится на свое местоположение и будет вычисляться сумма соответствующей строки матрицы.
  2.  Вычисление значений элементов массива.
    Вычислите значения элементов массива  yi = ai / max(bi) ,i=1, 2,…,n, где ai и bi элементы соответствующих массивов, а n – их размерность.
    1. Введите конкретные данные {ai},i=1,2,…,5; {bi},i=1,2,…,5,  согласно варианту (таблица 6.2) соответственно в ячейки A2:E2 второй, и A3:E3 третьей строки листа 5 рабочей таблицы.
    2. В ячейку A5 введите формулу: =A2/ МАКС($A$3:$E$3) и с помощью маркера автозаполнения скопируйте ее в ячейки B5:F5. Во втором операнде использована абсолютная ссылка, поэтому на новое местоположение будет настраиваться только первый операнд.
  3. Работа с элементами массива

На листе 6 задайте массив чисел AiBi согласно варианту (см таблицу 6.2). Вычислите сумму положительных чисел и количество отрицательных чисел в этом массиве.

  1. В ячейки A2:E3 листа 6 рабочей таблицы введите значения элементов массива.
    1. Для вычисления суммы положительных чисел, в  ячейку F4 формулу: =СУММЕСЛИ(A2:E3;”>0”; A2:E3).
    2. Для вычисления количества отрицательных в ячейку F5 введите формулу: =СЧЕТЕСЛИ(A2:E3;”<0”).
  2. Работа с элементами массива

На листе 7 задайте массив чисел AiBi согласно варианту (см таблицу 6.2). Найдите сумму чисел элементов массива, больших заданного в ячейке A1 числа.

  1. Конкретные данные  введите, соответственно в ячейки A2:E3 листа 7 рабочей таблицы.
    1. В ячейке А1 запишите произвольное число, а в ячейку A4 введите формулу: =СУММЕСЛИ(A2:E2;”>”&A1; A2:E2).
  2. Работа с элементами массива

На листе 8 задайте массив чисел AiBi согласно варианту (см таблицу 6.2) и, используя соответствующие функции, вычислите среднее арифметическое положительных чисел и среднее арифметическое абсолютных величин отрицательных чисел в этом массиве.

Методические указания.

Среднее арифметическое значение положительных чисел равно частному от деления суммы положительных чисел на количество положительных. Для решения задания используйте функции СУММЕСЛИ, СЧЕТЕСЛИ и ABS.

  1. Постройте график функции y=f(x) на отрезке [a;b] c шагом h. Функция, отрезок и шаг даны по вариантам (Таблица 6.3).

Таблица 6.3. Функции.

№ варианта

Функция f(x)

Отрезок [a;b]

Шаг h

  1.  

f(x)=x2-3|x|+2

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)=|x2-5x+4|

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)= x3-9x2+24x-15

[-10;10]

0,5

  1.  

f(x)=sin|x|

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=x2-3|x|+2

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)=|cosx|

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=tgx

(-/2;/2)

/6

  1.  

f(x)=lnx

[0,1; 4,1]

0,2

  1.  

f(x) = -x3+3x2-6

[-10;10]

0,5

  1.  

f(x)=-|x2-6x+8|

[-2;8]

0,5

  1.  

f(x)=sinx*cosx

[-;]

/12

  1.  

f(x) = x3-12x2 + 45x-45

[-10;10]

0,5

  1.  

f(x)=|sinx|

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=ex

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)=cosx

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=|lnx|

[0,1; 4,1]

0,2

  1.  

f(x)=cos|x|

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=x2-8|x|+12

[-10;10]

0,5

  1.  

f(x)=e|x|

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)=sinx

[-2;2]

/6

  1. Работа с элементами массива

На листе 9 создайте произвольный список имен, и присвойте ему имя ИМЕНА. Определите, сколько раз в списке ИМЕНА содержится Ваше имя, заданное в ячейке.

Методические указания.

Используйте функцию СЧЕТЕСЛИ.

  1. Создайте отчёт по выполнению лабораторной работы 6 в файле ФИО_Лаб_1_Excel_отчёт.doc. Отчёт должен содержать:
    1. Цель работы.
    2. Номер варианта.
    3. По каждой задаче:
      1. номер задания;
      2. постановку задачи;
      3. алгоритм решения;
      4. используемые формулы;
      5. результаты решения (фрагменты таблиц MS Excel, график (для задания 9)).
    4. Отчёт представить преподавателю в распечатанном виде.


Приложение 1.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГОБУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникации им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»

Кафедра безопасности информационных систем

ОТЧЁТ

по лабораторной работе №6 на тему:
«ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ
ПРОСТЕЙШИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА»

по дисциплине «Информационные технологии»

Выполнил: студент группы ____, _____________

Принял: к.п.н., доцент Ильяшенко О.Ю.
к.т.н., доц. Бороненко С.Д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5194. Генетика микроорганизмов. Основные понятия о генетике микроорганизмов 35.5 KB
  Генетика микроорганизмов. Основные понятия о генетике микроорганизмов. Фенотипическая изменчивость. Генотипическая изменчивость. Диссоциация особая форма изменчивости. Практическое значение изменчивости. Основные понятия о генетике...
5195. Генетика популяций. Разнообразные подходы к изучению генетики популяций 72.5 KB
  Генетика популяций Термин популяция происходит от латинского populus – население. Долгое время (начиная с конца XVIII в.) популяцией называли (а часто называют и сейчас) любую группировку организмов, обитающих на определенной территории. В 1903...
5196. Генетика статі 37.5 KB
  Генетика статі Мета: ознайомити студентів з явищем зчепленого зі статтю успадкування, взаємодія генів, множинна дія генів, позаядерна спадковість. Формувати навички розв’язування задач з генетики. План Хромосомне визначення статі Сп...
5197. Генетика в тестах и задачах 674 KB
  Генетика в тестах и задачах В учебном пособии даны тестовые вопросы к зачетному занятию по общей генетике. Показаны схемы решения задач на разные типы взаимодействия генов: аллельных, неаллельных, сцепленных с полом, сцепления генов, молекулярной ге...
5198. Наследственность и изменчивость 79.5 KB
  Наследственность и изменчивость Наследственность – свойство организмов передавать свои признаки и особенности развития следующему поколению. Материальными носителями наследственности являются гены локализованные (расположенные) в ядерных структ...
5199. Основні поняття генетики. Закономірності спадковості. Закони Г. Менделя, їх статистичний характер і цитологічні основи 105.5 KB
  Основні поняття генетики. Закономірності спадковості. Закони Г. Менделя, їх статистичний характер і цитологічні основи. Генетика. Історія виникнення науки про спадковість і мінливість. Генетика – наука про закономірності спадковості та мі...
5200. Геологія з основами геоморфології. Курс лекцій 6.28 MB
  Вступ Курс Геологія з основами геоморфології ставить за мету дати студентам сучасні знання про склад, будову та історію розвитку Землі, закономірності й послідовність утворення гірських порід, родовищ корисних копалин, зміну фізико-географічних умов...
5201. Гідромеліоративна система. Загальні відомості 3.02 MB
  Гідромеліоративна система. Загальні відомості Меліоративна система – це комплекс функціонально взаємопов’язаних гідротехнічних споруд, машин та механізмів, водойм, лісонасаджень, ліній зв’язку і електропередач, шляхів та інших споруд...
5202. Структура та задачі цивільного захисту населення України. Організація цивільного захисту на об’єктах господарської діяльності 132.5 KB
  Структура та задачі цивільного захисту населення України. Організація цивільного захисту на об’єктах господарської діяльності. Характеристика осередків ураження і вражаючих факторів. 1. Основні кроки становлення цивільного захисту у країнах сві...