41605

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

В ячейки A5, A6 и A7 введите поясняющий текст, а в ячейки B5, B6 и B7 соответствующие формулы. Например, для вычисления первого значения можно ввести формулу =4+3*X+2*X^2+X^3. Однако лучше провести вычисления по схеме Горнера, которая позволяет уменьшить число выполняемых операций. В этом случае формула примет вид =((X+2)*X+3)*X+4. Предложенные формулы используют в качестве операндов созданные имена, что делает их похожими на соответствующие математически формулы. Введите в ячейки 3 B3 и C3 конкретные значения переменных например 1. В ячейки 5 6 и 7 введите поясняющий текст а в ячейки B5 B6 и B7 соответствующие формулы. При необходимости в формулах также можно использовать и ссылки...

Русский

2013-10-24

58.58 KB

8 чел.

Занятие № 06. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА.

Занятие № 06.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА

Цели обучения:

  • изучить возможности использования математического аппарата табличного процессора для решения простейших математических задач.

Решение простейших математических задач средствами табличного процессора

  1. Выполните вычисления по следующим формулам:

A=, в=, с= ,

считая заданными величины x, y, z соответственно в ячейках A3, B3 и C3 согласно варианту (см. таблицу 6.1)

Таблица 6.1. Значения переменных х, y, z.

№ варианта

X

Y

Z

  1.  

0,1

5,0

10,0

  1.  

0,2

4,9

9,5

  1.  

0,3

4,8

9,0

  1.  

0,4

4,7

8,5

  1.  

0,5

4,6

8,0

  1.  

0,6

4,5

7,5

  1.  

0,7

4,4

7,0

  1.  

0,8

4,3

6,5

  1.  

0,9

4,2

6,0

  1.  

1,0

4,1

5,5

  1.  

1,1

4,0

5,0

  1.  

1,2

3,9

4,5

  1.  

1,3

3,8

4,0

  1.  

1,4

3,7

3,5

  1.  

1,5

3,6

3,0

  1.  

1,6

3,5

2,5

  1.  

1,7

3,4

2,0

  1.  

1,8

3,3

1,5

  1.  

1,9

3,2

1,0

  1.  

2,0

3,1

0,5

  1. Введите в ячейки A3, B3 и C3 конкретные значения переменных, например  1.2, 3, 1.5 и присвойте этим ячейкам соответственно имена X, Y, Z . Для присвоения имен ячейкам используйте команду Вставка /Имя /Присвоить.
    1. В ячейки A5, A6 и A7 введите поясняющий текст, а в ячейки B5, B6 и B7 соответствующие формулы. Например, для вычисления первого значения можно ввести формулу =4+3*X+2*X^2+X^3. Однако лучше провести вычисления по схеме Горнера, которая позволяет уменьшить число выполняемых операций. В этом случае формула примет вид =((X+2)*X+3)*X+4. Предложенные формулы используют в качестве операндов созданные имена, что делает их похожими на соответствующие математически формулы. При необходимости, в формулах также можно использовать и ссылки на ячейки рабочей таблицы. В этом случае нужная формула имела бы вид   = (A3+2)*A3+3)*A3+4.

Рис. 6.1. Вид электронной таблицы в результате выполнения задания №1.

  1.  
    1. На листе 2 создайте таблицу, содержащую сведения о ценах на коммунальные услуги. Заполните пустые клетки таблицы произвольными ценами, кроме столбца «Среднее значение» и строки «Всего».

Вид коммунальных услуг

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Среднее значение

Электричество

Газ

Горячая вода

Холодная вода

Всего

  1. Создайте имена по строкам и столбцам и вычислите среднемесячные цены каждого вида услуг и всех видов услуг по месяцам, используя построенные имена.

Методические указания.

Для вычисления среднего значения используйте функцию СРЗНАЧ.

  1.  Арифметические операции над одномерными массивами.
    Вычислите произведение сумм двух одномерных массивов A и B, т.е. где ai и bi соответствующие элементы массивов, а n – их размерность
    1. Откройте новый лист (лист 3).
    2. Конкретные данные, например, A={1.5, 1.23, 1.65, 2.44, 1.44} и B={2.11, 3.12, 2.14, 2.33, 3.12} введите соответственно в ячейки A2:E2 второй и A3:E3 третьей строки листа 3 рабочей таблицы. Данные следует взять из таблицы 6.2 согласно варианту.

Таблица 6.2. Значения элементов массивов.

№ варианта

А

В

  1.  

{1.7, 1.53, -1.68, 2.46, -1.44}

{2.7, 2.33, -4.55, 2.29, 7.47}

  1.  

{2.7, -2.13, 4.95, -2.46, 9.15}

{4.9, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{3.7, 2.33, -4.55, 2.29, -5.38}

{4.8, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{4.7, 2.33, -4.55, 2.29, 5.38}

{4.7, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{5.7, 2.33, -4.55, 2.29, -1.38}

{4.6, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{6.7, 2.33, -4.55, 2.29, 2.38}

{4.5, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{7.7, 2.33, -4.55, 2.29, -3.38}

{4.4, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{8.7, 2.33, -4.55, 2.29, 4.38}

{4.3, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{9.7, 2.33, -4.55, 2.29, -6.38}

{4.2, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-1.7, 2.33, -4.55, 2.29, 7.38}

{4.1, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-2.7, 2.33, -4.55, 2.29, -8.38}

{4.0, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-3.7, 2.33, -4.55, 2.29, 9.38}

{3.9, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-4.7, 2.33, -4.55, 2.29, -5.35}

{3.8, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-5.7, 2.33, -4.55, 2.29, 4.44}

{3.7, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-6.7, 2.33, -4.55, 2.29, -2.77}

{3.6, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-7.7, 2.33, -4.55, 2.29, 5.55}

{3.5, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-8.7, 2.33, -4.55, 2.29, -5.33}

{3.4, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{-9.7, 2.33, -4.55, 2.29, 5.88}

{3.3, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{2.7, 2.33, -4.55, 2.29, -9.11}

{3.2, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1.  

{2.7, 2.33, -4.55, 2.29, 7.47}

{3.1, 7.47, -3.5, 2.22, -9,34}

  1. В ячейку A5 введите формулу: =СУММ(A2:E2)*СУММ(A3:E3). Вид электронной таблицы приведен на рисунке 2.

Замечание: если диапазону A2:E2 присвоить имя А, а диапазону А3:Е3 – имя В, то можно применить формулу:  =СУММ(A)*СУММ(В).

Рис. 6.2. Вид электронной таблицы в результате выполнения задания №3.

  1.  Арифметические операции над элементами двумерного массива.
    Вычислите сумму Si каждой строки двумерного массива (матрицы) D. Воспользуйтесь формулой  где m – количество строк матрицы, n – количество столбцов.
    1. На листе 4 введите данные {di,j}, i=1,2,…,5, j=1,2,…,4. (матрица пять строк четыре столбца) в ячейки A1:D5.
    2. Вычислите суммы каждой строки и поместите их в ячейки F1:F5.
      1. Поместите в ячейку F1 формулу: =СУММ(A1:D1).
      2. С помощью маркера автозаполнения скопируйте ее в ячейки F2:F5. Так как в формуле используется относительная ссылка, то каждая копия настроится на свое местоположение и будет вычисляться сумма соответствующей строки матрицы.
  2.  Вычисление значений элементов массива.
    Вычислите значения элементов массива  yi = ai / max(bi) ,i=1, 2,…,n, где ai и bi элементы соответствующих массивов, а n – их размерность.
    1. Введите конкретные данные {ai},i=1,2,…,5; {bi},i=1,2,…,5,  согласно варианту (таблица 6.2) соответственно в ячейки A2:E2 второй, и A3:E3 третьей строки листа 5 рабочей таблицы.
    2. В ячейку A5 введите формулу: =A2/ МАКС($A$3:$E$3) и с помощью маркера автозаполнения скопируйте ее в ячейки B5:F5. Во втором операнде использована абсолютная ссылка, поэтому на новое местоположение будет настраиваться только первый операнд.
  3. Работа с элементами массива

На листе 6 задайте массив чисел AiBi согласно варианту (см таблицу 6.2). Вычислите сумму положительных чисел и количество отрицательных чисел в этом массиве.

  1. В ячейки A2:E3 листа 6 рабочей таблицы введите значения элементов массива.
    1. Для вычисления суммы положительных чисел, в  ячейку F4 формулу: =СУММЕСЛИ(A2:E3;”>0”; A2:E3).
    2. Для вычисления количества отрицательных в ячейку F5 введите формулу: =СЧЕТЕСЛИ(A2:E3;”<0”).
  2. Работа с элементами массива

На листе 7 задайте массив чисел AiBi согласно варианту (см таблицу 6.2). Найдите сумму чисел элементов массива, больших заданного в ячейке A1 числа.

  1. Конкретные данные  введите, соответственно в ячейки A2:E3 листа 7 рабочей таблицы.
    1. В ячейке А1 запишите произвольное число, а в ячейку A4 введите формулу: =СУММЕСЛИ(A2:E2;”>”&A1; A2:E2).
  2. Работа с элементами массива

На листе 8 задайте массив чисел AiBi согласно варианту (см таблицу 6.2) и, используя соответствующие функции, вычислите среднее арифметическое положительных чисел и среднее арифметическое абсолютных величин отрицательных чисел в этом массиве.

Методические указания.

Среднее арифметическое значение положительных чисел равно частному от деления суммы положительных чисел на количество положительных. Для решения задания используйте функции СУММЕСЛИ, СЧЕТЕСЛИ и ABS.

  1. Постройте график функции y=f(x) на отрезке [a;b] c шагом h. Функция, отрезок и шаг даны по вариантам (Таблица 6.3).

Таблица 6.3. Функции.

№ варианта

Функция f(x)

Отрезок [a;b]

Шаг h

  1.  

f(x)=x2-3|x|+2

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)=|x2-5x+4|

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)= x3-9x2+24x-15

[-10;10]

0,5

  1.  

f(x)=sin|x|

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=x2-3|x|+2

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)=|cosx|

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=tgx

(-/2;/2)

/6

  1.  

f(x)=lnx

[0,1; 4,1]

0,2

  1.  

f(x) = -x3+3x2-6

[-10;10]

0,5

  1.  

f(x)=-|x2-6x+8|

[-2;8]

0,5

  1.  

f(x)=sinx*cosx

[-;]

/12

  1.  

f(x) = x3-12x2 + 45x-45

[-10;10]

0,5

  1.  

f(x)=|sinx|

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=ex

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)=cosx

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=|lnx|

[0,1; 4,1]

0,2

  1.  

f(x)=cos|x|

[-2;2]

/6

  1.  

f(x)=x2-8|x|+12

[-10;10]

0,5

  1.  

f(x)=e|x|

[-5;5]

0,5

  1.  

f(x)=sinx

[-2;2]

/6

  1. Работа с элементами массива

На листе 9 создайте произвольный список имен, и присвойте ему имя ИМЕНА. Определите, сколько раз в списке ИМЕНА содержится Ваше имя, заданное в ячейке.

Методические указания.

Используйте функцию СЧЕТЕСЛИ.

  1. Создайте отчёт по выполнению лабораторной работы 6 в файле ФИО_Лаб_1_Excel_отчёт.doc. Отчёт должен содержать:
    1. Цель работы.
    2. Номер варианта.
    3. По каждой задаче:
      1. номер задания;
      2. постановку задачи;
      3. алгоритм решения;
      4. используемые формулы;
      5. результаты решения (фрагменты таблиц MS Excel, график (для задания 9)).
    4. Отчёт представить преподавателю в распечатанном виде.


Приложение 1.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГОБУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникации им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»

Кафедра безопасности информационных систем

ОТЧЁТ

по лабораторной работе №6 на тему:
«ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ
ПРОСТЕЙШИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА»

по дисциплине «Информационные технологии»

Выполнил: студент группы ____, _____________

Принял: к.п.н., доцент Ильяшенко О.Ю.
к.т.н., доц. Бороненко С.Д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25528. Репродуктивные установки и репродуктивное поведение молодежи и молодых семей 19.21 KB
  Браки и половая жизнь до вступления в брак В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше чем 10 лет назад. Рискованное поведение подростков В период взросления подростки часто оказываются в ситуациях риска. В тех случаях когда в результате раздоров в семье социальных изменений гражданских беспорядков или войн нарушены семейные связи или системы социального обеспечения положение подростков становится еще хуже. Опасность для...
25529. Роль членов семьи (матери, отца, бабушек, дедушек) в воспитании ребенка 16.31 KB
  Поэтому феномен матери всегда был есть и будет актуальным. Безусловная любовь матери дает ребенку: чувство защищенности; безопасность; убежище преображает опасный и незнакомый мир в нормальную сферу обитания; говорит о его важности и желанности в жизни; дает прочное ощущение надежности; питает не только физической но и душевной пищей; дарит способность доверять людям миру себе; вкладывает чувство принадлежности к роду нации устанавливает границы личностного пространства что позволяет ребенку брать ответственность на...
25530. Влияние ситуации развода на ребенка 15.78 KB
  Влияние ситуации развода на ребенка. Тащева на усугубление переживаний ребенка влияют следующие обстоятельства: предшествующие разводу ссоры родителей и неизбежное ухудшение обращения с ребенком в этой ситуации; ощущение ребенком эмоционального отсутствия ушедшего родителя восприятие его ухода как обесценивания самого ребенка; изменение интенсивности общения с оставшимся родителем; возможные ухудшения отношения ребенка со сверстниками. Бывшие супруги могут настраивать ребенка друг против друга внося еще больший психологический дискомфорт в...
25531. СИМПАТИЯ 18.58 KB
  Иногда как следствие избирательной положительной реакции на привлекательную внешность поведение черты характера другого человека аттракция. На первых этапах общения заметнее всего будет воздействие наиболее открытых для наблюдения характеристик человека не требующих для своего опознания скольконибудь длительного времени таких как социальнодемографическая принадлежность социальный статус и т. Но следует отметить что единого эталона красоты нет представления о красоте человека многообразны тем более для людей разных культур.
25533. Стадии создания и развития молодой семьи 10.21 KB
  Один мол чел отдел от родит. Поиск компромисса когда молодожены устанавливают правила совместн жизни проходят период адаптации привыкают к новым ролям 3 триады. Есть также альтерн периодизация раз мол семьи в основе кот лежат содержательные аспекты межличн интимных отнош 1 этап взаимного интереса 2 этап пробы когда личн контакты становятся более глубокими и постоянными.
25534. Сущность, цель, принципы, направления семейной политики в РФ 16.92 KB
  В конце прошлого века в российской социологической литературе достаточно четко обозначились 2 концептуальных подхода интерпретирующие семейные отношения и необходимость воздействия на них в рамках семейной политики. Отсюда следовала цель семейной политики: укрепление семьи как социального института. Разнообразие подходов к раскрытию сущности и целей семейной политики привели к ее пониманию как комплексной и межотраслевой.
25535. Типологии любви 13.82 KB
  романтическая любовь в которой оба члена пары обладают и статусом и поскольку каждый из них может наказать другого лишив его проявлений своей любви властью по отношению к партнеру; 2. харизматическая любовь в которой один партнер обладает и статусом и властью другой только статусом. измена один партнер обладает и властью и статусом другой только властью. влюбленность один из партнеров обладает и власть и статусом другой не пользуется ни тем ни другим.