4165

Неналоговые доходы и их роль в формировании бюджетов

Курсовая

Налоговое регулирование и страхование

Введение Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Система поступлений бюджета государств...

Русский

2012-11-13

181 KB

142 чел.

Введение

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Система поступлений бюджета государства определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества. Если экономическая база общества построена на частной собственности, то доходы представляют собой изъятие государством средств у других экономических субъектов.

В настоящее время идет процесс централизации финансовых ресурсов на федеральном уровне. Основные налоги, являющиеся наиболее устойчивыми, легко поддающимися контролю и администрированию, концентрируются в федеральном и частично в региональном бюджетах. При этом Налоговым кодексом Российской Федерации значительно сокращен перечень местных налогов и введен прямой запрет на самостоятельное установление дополнительных местных налогов, помимо обозначенных в самом кодексе.

Бюджетным кодексом Российской Федерации введен запрет на закрепление за местными бюджетами отчислений от региональных доходов на очередной финансовый год.

Выполнение возложенных на органы местного самоуправления задач и функций стало возможным лишь при условии финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов.

Все это нарушает один из основных принципов российского бюджетного права – принцип самостоятельности бюджета. А зависимость местного бюджета от вышестоящего бюджета повышает неопределенность при финансовом планировании, и, в конечном счете, негативно сказывается на социально-экономическом развитии муниципальных образований в целом.

Основными доходами бюджетной системы РФ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги. Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет важное значение для организации контроля за использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.

Когда не хватает налогов регионы пытаются повысить собственные доходы бюджетов за счет неналоговых доходов, в частности за счет эффективного управления государственным имуществом. В связи с этим, тема исследования курсовой работы является весьма актуальной и представляет значительный интерес.

Цель курсовой работы заключается в исследовании неналоговых поступлений в бюджеты РФ. Исходя из цели определены следующие задачи:

  •  изучение состава и структуры неналоговых доходов федерального бюджета;
  •  анализ неналоговых доходов региональных и местных бюджетов;
  •  выявление перспектив увеличения неналоговых поступлений в бюджеты РФ.

Объектом исследования являются бюджеты РФ.

Информационно-методологической основой работы послужили работы следующих авторов: Васиной Е.С., Ливеровского А.А., Рудого К.В., Яндиева М.Л, законодательная база, а также официальная информация сети Iteret.


1.Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета

В бюджетной системе РФ взаимодействуют различные субъекты межбюджетных отношений. Специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма. Механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в России ориентирован на решение задач, связанных, во-первых, с корректировкой вертикальных диспропорций, т.е. устранением несоответствий между расходными полномочиями бюджетов и закрепленными за соответствующим уровнем доходными источниками, во-вторых, с выравниванием уровня потребления государственных услуг на территориях различных субъектов РФ.

При этом формируются два потока бюджетных ресурсов: «восходящий» формирующий доходы государственного бюджета, и «нисходящий» обеспечивающий дополнительные поступления централизованных финансовых потоков из федерального бюджета в региональные и местные бюджеты [10,c.65].

Восходящий поток определяется государственной налоговой политикой и закрепляется на долговременной основе налоговым законодательством, его текущее регулирование возможно на основе изменения закрепленных долей отдельных федеральных и региональных налогов, поступающих в соответствующие бюджеты, регулирование движения нисходящего потока осуществляется посредством методов бюджетного финансирования (оказания финансовой помощи), кредитования и гарантирования.

Таким образом, деление финансовых потоков по уровням бюджетной системы можно определить как механизм регулирования федеративных финансовых потоков с целью устранения вертикальных диспропорций и обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней.

В рамках движения потоков бюджетных ресурсов доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

Регулирующие возможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного валового национального продукта.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства [7,c.23].

Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения.

Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений. В целях нашего исследования рассмотрим подробнее неналоговые доходы. Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет важное значение для организации контроля за использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций [11,с.88].

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;

- таможенные пошлины, таможенные платежи;

- доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, в порядке и по нормативам, которые установлены правовыми актами органов государственной власти РФ;

- части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

- прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам [2]. Рассмотрим неналоговые доходы федерального бюджета за период 2007 -2010 гг.

Таблица 1.1

Неналоговые доходы федерального бюджета за период 2007 -2010 гг.

 

2007

2008

2009

2010

млрд. руб.

уд.

вес

млрд. руб.

уд.

вес

млрд. руб.

уд.

вес

млрд. руб.

уд.

вес

ВВП

30690

35000

39690

44800

Всего доходов

6965,3

6644,4

7465,4

7451,2

Неналоговые доходы

2721,86

100

1846,1

100

2398

100

2447,7

100

неналоговые доходы (в% к ВВП)

8,87

5,27

6,04

5,46

доходы от ВЭД

2455,08

90,18

1557,1

64,42

2086,7

69,62

2130

68,33

доходы от использования имущества

99,78

3,67

99,3

4,11

105,4

3,52

102,1

3,28

платежи за использование природными ресурсами

37,37

1,37

50,4

2,09

57,7

1,93

60,7

1,95

доходы от оказания платных услуг

118,69

4,36

131,7

5,45

138,6

4,62

143,8

4,61

доходы от продажи активов

2,23

0,08

2,5

0,1

4,2

0,14

5,4

0,17

штрафы, санкции, возмещение ущерба

5,95

0,22

3,1

0,13

3,3

0,11

3,5

0,11

прочие неналоговые доходы

2,76

0,1

2

0,08

2,1

0,07

2,2

0,07

целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей

0,48

0,02

1,3

0,05

2,1

0,07

2,7

0,09

Всего доходы в 2008 г. составили 6644,4 млрд. руб., что на 320,9 млрд. руб. меньше, чем в 2007 г. В 2010 г. доходы выросли на 485,9 млрд. руб. по сравнению с 2007 г.

Неналоговые доходы составили 1846,1 млрд. руб. (5,27% к ВВП) в 2008 г., в 2010 г. – 2447,7 млрд. руб., что на 274,16 млрд. руб. меньше, чем в 2007 г. Из них лидирующее место занимают доходы от ВЭД (64,42% в 2008 г., 68,33% в 2010 г.), затем идут доходы от оказания платных услуг (5,45% в 2008 г., 4,61% в 2010 г.) и доходы от использования имущества (4,11% в 2008 г., 3,28% в 2010 г.).

Графически структура неналоговых доходов федерального бюджета можно рассмотреть на рис.1.1.

Рис. 1.1. Структура неналоговых доходов федерального бюджета за период 2007 -2010 гг.

Аналитические данные свидетельствуют, что только за два последних года количество ФГУП сократилось на 22%, причем половина приватизированных унитарных предприятий пришлась на непроизводственную сферу, в составе которой, как правило, учитываются предприятия, занятые в торговле и секторе услуг. Можно сделать вывод о том, что государство старается быть эффективным собственником, избавляясь от так называемых непрофильных активов, акцентируя свое участие в развитии стратегических отраслей экономики РФ.

Таким образом, основные поступления неналоговых доходов формируются за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на которые приходится более 62% неналоговых доходов. Завершая рассмотрение вопроса о неналоговых доходов РФ, отметим, что в общей массе доходов бюджетов РФ неналоговые доходы занимают довольно незначительное место.


2. Неналоговые доходы региональных и местных бюджетов

 

Неналоговые доходы региональных и местных бюджетов имеют довольно много разновидностей. Бюджетный кодекс РФ выделяет основные из них.

Будучи собственниками принадлежащего им имущества, субъекты РФ вправе осуществлять полномочия владения, пользования и распоряжения в отношении этого имущества, приобретать и прекращать право собственности на него, в том числе использовать находящееся в их собственности имущество для извлечения дохода.

В рассматриваемой группе доходов субъектов РФ учитываются:

а) средства, получаемые в виде арендной или иной платы за сдачу во
временное владение и пользование имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;

б) средства, получаемые в виде % по остаткам бюджетных средств на счетах в банках и кредитных организациях;

в) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, под залог, в доверительное управление;

г) плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

д) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам РФ;

е) часть прибыли государственных унитарных предприятий, принадлежащих субъектам РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. В связи с этим отметим, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ, собственник (в данном случае, субъект РФ) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия.

ж) другие предусмотренные законодательством РФ доходы от имущества, находящегося в собственности субъектов РФ.

Доходы учреждения, финансируемого из бюджета субъекта РФ, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов данного учреждения и отражаются в доходах бюджета субъекта РФ как доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, либо как доходы от оказания платных услуг.

Доходы, полученные субъектом РФ от использования имущества, находящегося в собственности данного субъекта, относятся к числу постоянных (закрепленных) доходов регионального бюджета. Средства, получаемые от продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, подлежат зачислению в бюджет указанного субъекта РФ в полном объеме.

Характеризуя две названные выше группы доходов, отметим, что субъект РФ может получать доходы различными путями. В одних случаях используется метод принудительного изъятия денег (налоги и другие обязательные платежи), в других – вступает с плательщиком в товарно-денежные отношения, передавая ему пользование то или иное государственное имущество либо реализуя это имущество. Сюда же относятся доходы от деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений. Естественно, что правовой режим платежей в бюджет во всех случаях является различным.

Необходимо отметить, что данное обстоятельство было установлено давно. Следствием этого было деление доходов, которое и поныне применяется во многих зарубежных странах как в практике бюджетной деятельности, так и при ее научном анализе, на:

1) частно-хозяйственные, которые государство получает своей собственной деятельностью, своим собственным хозяйством (доходы от государственных имуществ и государственных предприятий). Такого рода доходы в свое время именовались «механическими», а в историческом плане их называли «домены». Получая их, субъекты РФ не пользуются прерогативами публичной власти – они действуют как частные лица;

2) государственно-хозяйственные или публичные доходы (налоги, сборы, обязательные платежи и т. п.). Собирая их, государство действует как субъект публичной власти, используя прерогативы одностороннего властвования и принуждения. Такого рода доходы именовались (а в некоторых странах именуются и сейчас) «органическими». Данное название возникло в силу того, что государство получает эти доходы в силу своей якобы «органической» связи с народом. При этом известный дореволюционный теоретик и цивилист Г. Ф. Шершеневич писал, что доходы государство может добывать как частный хозяин, и это является областью гражданского права. Но «когда государство прибегает в добывании средств к своей власти и извлекает доходы принудительным путем – здесь уже область финансового права».

Представляется, что данные суждения не утратили своего научно-практического значения и для наших дней. Поэтому следует согласиться как с данной классификацией доходов, так и с оценкой их правового режима.

Действительно, при продаже или сдаче в наем имущества, находящегося в составе казны субъекта РФ, возникают отношения, являющиеся по своей экономическое природе товарно-денежными, а по правовой – гражданско-правовыми. Субъект РФ выступает здесь на началах юридического равенства с иными участниками этих отношений.

Сказанное означает, что субъект РФ может добывать бюджетные доходы как посредством финансовой деятельности, в процессе которой возникают отношения, регулируемые нормами финансового права, так и посредством хозяйственной деятельности, в процессе которой возникают отношения, регулируемые гражданским правом. В финансово-правовых отношениях субъект РФ, представленный соответствующим органом, выступает в качестве властвующего субъекта, в гражданско-правовых этот субъект действует на равных началах с другими участниками данных отношений.

Применительно к межбюджетным отношениям понятием «финансовая помощь» охватываются те денежные средства, которые вышестоящий бюджет передает нижестоящему бюджету на безвозвратной и безвозмездной основах. Основными формами финансовой помощи выступают дотация, субвенция и субсидия. Средства, полученные из вышестоящего бюджета, выступают для бюджета-получателя в качестве его дохода.

В связи с этим Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что финансовая помощь от федерального бюджета бюджету субъекта РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи денежных средств подлежит учету в доходах бюджета субъекта РФ как получателя этих средств (ст. 44 Бюджетного кодекса РФ).

Денежные средства, полученные бюджетом субъекта РФ из федерального бюджета в порядке оказания финансовой помощи, следует рассматривать в качестве регулирующих доходов бюджета субъекта РФ.

К числу доходов бюджетов субъектов РФ относятся также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Последние в практике бюджетной деятельности иностранных государств получили название «гранты». В доходы бюджетов субъектов РФ могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете (п. 2 ст. 45 Бюджетного кодекса РФ).

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия. Основное назначение штрафов состоит в наказании лиц, совершивших всякого рода правонарушения. Тем не менее, будучи взысканными, они образуют собой доход государства. По большей части штрафы подлежат зачислению в доходы местных бюджетов. Но в некоторых ситуациях они могут выступить в роли дохода и бюджета субъекта РФ.

Особое внимание следует уделить неналоговым доходам, большая часть из которых обладают достаточной стабильностью, устойчивостью и предсказуемостью. В настоящее время неналоговые доходы являются своеобразным «резервом устойчивости» доходной базы местного бюджета, так как их объем полностью зависит от активности и предприимчивости муниципальных органов власти.

Поэтому исполнение требования ст. 85 Федерального закона 131-ФЗ, а именно - отчуждение до 1 января 2009 года имущества, не предназначенного для осуществления отдельных государственных полномочий, повлекло за собой соответствующие финансовые последствия. В результате из местных бюджетов ушли такие доходные источники как от сдачи в аренду муниципального имущества. По мнению автора, под данную норму должно было попасть только то имущество, которое вообще не может быть использовано муниципалитетом или оно слишком обременительно для содержания местными органами власти.

В связи с тем, что основные доходные источники бюджетов поселений в одном муниципальном районе на всегда одинаковы по составу (для одного основным доходом является НДФЛ, для другого — земельный налог, для третьего — арендная плата за земельные участки), то, по мнению автора, установление единого норматива отчислений от налогов неэффективно. Нормативы отчислений от налоговых доходов должны быть едиными для всех муниципальных образований, относящихся к одному типу (поселение, муниципальный район, городской округ), что позволит исключить излишнюю бюджетную обеспеченность у городских округов и недостаточную у поселений.

Таблица 2.1

Сведения об исполнении консолидированного бюджета Республики Татарстан по неналоговым доходам за 2009 г.

Наименование показателей

Утверждено
на год

Исполнение за отчетный период консолидированного бюджета

Исполнение

бюджета
Республики
Татарстан

бюджетов муниципальных
образований Республики
Татарстан

1

2

3

4

5

Итого доходов

134 968 329,5

140 636 971,6

117 121 211,8

56 801 583,2

Государственная пошлина

414 587,0

424 349,7

24 211,3

400 138,4

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

17 144,5

23 336,9

16 138,3

7 198,6

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности ** 

2 819 646,3

2 886 768,1

1 385 822,7

1 513 580,2

Платежи при пользовании природными ресурсами

573 483,2

586 835,6

310 572,4

276 263,2

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

494 467,4

742 994,1

485 042,8

257 951,3

Доходы от продажи материальных и нематериальных услуг

1 055 949,3

1 204 449,5

125 793,8

1 078 655,7

Административные платежи и сборы

4 405,4

4 359,3

0,0

4 359,3

Штрафные санкции, возмещение ущерба

300 700,9

305 669,9

36 596,0

269 073,9

Прочие неналоговые доходы

697 624,8

1 077 338,5

1 052 249,3

25 089,2

Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет**

0,0

1 442,1

136 755,1

4 547,8

Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет**

-377 624,3

-369 398,2

-369 398,2

-139 860,8

Безвозмездные поступления**

46 973 942,8

49 143 467,1

49 228 920,6

33 187 735,1

Согласно аналитическим данным, снижение поступлений по неналоговым доходам Республики Татарстан относительно 2008 г. составляет 2 млрд. руб., что вызвано снижением продаж государственного и муниципального имущества и земельных участков и уменьшением арендных платежей ввиду снижения деловой активности в кризисный период.

В тоже время рост задолженности по арендным платежам, наличие неиспользованных земель и имущества свидетельствует о резервах по неналоговым доходам. Важнейшим из них является работа с задолженностью.

За прошедший год на республиканском уровне сумма долгов по арендной плате существенно сокращена. Долг по аренде земли на начало года – 2,2 млн. руб., на конец года – 50 тыс. руб. Долг по аренде имущества на начало года – 31,9 млн. руб., на конец года – 5,2 млн. руб.

Вместе с тем, на 37% увеличилась задолженность по арендной плате за землю перед местными бюджетами (на начало года – 147,2 млн. руб., на конец года – 201,5 млн. руб.).

Также остается значительный резерв поступлений в местные бюджеты в виде не взысканной задолженности по арендной плате за муниципальное имущество (440,9 млн. руб., из них по г.Казани 97% или 427,9 млн. руб.).

В бюджет Республики Татарстан за I квартал 2010 г. неналоговые доходы поступили в сумме 670 млн. руб. По сравнению с 2009 годом имеется положительная тенденция – рост составляет 133 млн. руб.

По отдельным регионам отмечается снижение уровня поступлений в бюджет неналоговых доходов. Здесь есть объективные факторы – медленно идет процесс реализации имущества и земли, второй фактор – переход арендаторов согласно законодательству в разряд собственников, и соответственно уплата ими не арендной платы, а имущественных и земельных налогов. Вместе с тем, по отдельным районам имеется задолженность по аренде имущества и земель.

Неналоговые доходы прогнозируются на 2010 г. в объеме 4 млрд. 350 млн. рублей. По предварительному распределению межбюджетных трансфертов федерального бюджета по субъектам Российской Федерации в 2010 г. Республика Татарстан получит по различным направлениям 8,3 млрд. рублей. Снижение поступлений федеральных средств объясняется неполным распределением всех межбюджетных трансфертов по отдельным направлениям финансирования из федерального бюджета, завершением действия на данном этапе отдельных федеральных программ и сокращением отдельных межбюджетных трансфертов в связи с полной передачей расходных полномочий на уровень субъектов Российской Федерации.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.[2]

Доходы местных бюджетов могут быть переданы другим местным бюджетам по ставкам или нормативам, определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.В частности, например, поступления неналоговых доходов в бюджет города Казани в 2009 г. составили 729 430 тыс. рублей, в 2010 г. – 715 071 тыс.рублей и в 2011 – 717 953 тыс.рублей. Они включают в себя доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; плату за негативное воздействие на окружающую среду; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы; штрафы и прочие неналоговые доходы.  Резервы увеличения неналоговых доходов региональных и муниципальных бюджетов области связаны с поступлениями от использования имущества, находящегося в региональной и муниципальной собственности, и ресурсными платежами в региональный бюджет. Однако существующее налоговое законодательство определяет негативные тенденции, характеризующиеся централизацией ресурсных налогов и платежей в вышестоящие бюджеты.


3.Перспективы увеличения неналоговых поступлений в бюджеты РФ

Включение в состав неналоговых доходов - доходов от оказания платных услуг фактически означает, что в составе бюджетов должны учитываться доходы, которые традиционно именовали внебюджетными. Такая норма в бюджетном законодательстве направлена на реальное отражение в составе доходов бюджета всех имеющихся источников. Однако можно предположить, что возникнут трудности с ее практической реализацией, поскольку вряд ли, например, бюджетные учреждения будут заинтересованы в "выявлении" всех источников доходов, так как в условиях хронического бюджетного недофинансирования для всех бюджетных организаций значительно большее значение приобретают "внебюджетные средства", которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам.

Неточность и неконкретность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы получения и использования средств от оказания платных услуг приводит к возникновению различных противоречий в толковании и практическом применении отдельных правовых норм. Отсутствие четкого правового механизма, регулирующего отношения государственных учреждений в сфере получения и использования денежных средств от деятельности, приносящей доход, значительно снижает эффективность такого источника финансирования учреждений и приводит к возникновению различных нарушений.

В ходе изучения федеральных бюджетов был сделан вывод о том, что по своему объёму в формировании доходов государства и муниципальных образований неналоговые доходы значительно уступают налогам, однако их роль довольно существенна. Обобщив полученные в ходе анализа данные, представим их в следующей диаграмме.

             

Рисунок 3.1. Динамика налоговых и неналоговых источников доходов в бюджетах 2000-2007 гг.

Рассматривая деятельность бюджетных организаций по оказанию платных услуг, следует отметить, что в целях повышения эффективности их деятельности правовой режим доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, требует совершенствования.

Анализ деятельности бюджетных учреждений позволяет говорить автору о том, что назрела необходимость повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения темпов роста) бюджетных расходов на их предоставление.

В связи с этим мы поддерживаем предложение о том, что для повышения эффективности деятельности бюджетных учреждений, необходимо решить, как минимум, две задачи. Первая задача: создать условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансирования. Для решения этой задачи необходимо:

1) расширить объём прав некоторых бюджетным учреждениям (по аналогии с автономными учреждениями):

а) осуществить переход на субсидии по государственному заданию;

б) для таких учреждений устранить субсидиарную ответственность;

в) закрепить, что полученные доходы поступают в распоряжение бюджетного учреждения;

2) осуществить перевод остальных бюджетных учреждений в казённые учреждения с минимальными правами по распоряжению доходами и имуществом.

Вторая задача: создать условия и стимулы для федеральных органов исполнительной власти по оптимизации сети подведомственных учреждений. Механизм решения этой задачи, на наш взгляд, состоит в следующем: в расширении компетенции федеральных органов исполнительной власти по реорганизации и ликвидации подведомственных учреждений; в создании стимулов по оптимизации подведомственной сети бюджетных учреждений за счёт установления гарантий сохранения объёма бюджетных ассигнований при ликвидации учреждений или сокращения численности их работников.

Бюджет Татарстана на 2010 г. принят с дефицитом в сумме 12,4 млрд. рублей, что составляет 21,4 % к собственным доходам. Запланированы только первоочередные расходы в минимально необходимых объемах. Текущие расходы заложены с учетом проведенной в 2009 г. оптимизации.
Для погашения дефицита бюджета необходимо приложить все усилия к увеличению собственных доходов, продолжить оптимизационные мероприятия и работу по регламенту санкционирования расходов. Конкретно в области доходов необходима активизация работы по каждому источнику доходов с налоговыми органами, органами федерального казначейства, службы судебных приставов, Росреестром и всеми отраслевыми министерствами и ведомствами республики.

Сохраняется проблема невыполнения прогнозных планов приватизации государственного и муниципального имущества. Неоправданно затягиваются сроки принятия решений по значимым приватизационным сделкам.

Серьезным резервом пополнения доходной базы бюджетов РФ является рост доходов от использования государственной и муниципальной собственности, что возможно лишь при эффективном управлении государственными активами, установлении жесткого контроля со стороны государственных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных и муниципальных предприятий и организаций, эффективном регулировании ставок арендной платы.

Анализ неналоговых доходов местных бюджетов позволяет признать, что сами по себе они не способны обеспечить финансовое покрытие основных нужд муниципальных образований, основная часть местных бюджетов пополняется за счет налогов и других обязательных платежей. Это обусловлено тем, что основной задачей органов местного самоуправления является не извлечение прибыли путем использования имеющихся в их управлении объектов муниципальной собственности, а обеспечение населения муниципального образования необходимыми для его жизнедеятельности услугами.

Обращаясь к составу неналоговых доходов, автор отмечает, что после выделения из неналоговых доходов такого источника как безвозмездные поступления, их доля в общем объеме доходов местных бюджетов существенно снизилась. При этом некоторое увеличение доли неналоговых доходов в общем объеме доходов, которое наблюдается в некоторых муниципальных образованиях в настоящее время, косвенно свидетельствует об их недостаточной бюджетной обеспеченности, поскольку недостаток налоговых доходов восполняется за счет продажи муниципального имущества – невозобновляемого и невосполняемого источника.

Политика государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере управления региональной и муниципальной собственностью должна реализовываться путем оптимизации объема и состава находящейся у регионов собственности, осуществления мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий, создания реестра показателей экономической эффективности, а также повышения эффективности управления находящимися в государственной и муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ

В частности, в области формирования неналоговых доходов можно предложить следующее:

1. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

2. Повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования неналоговых доходов бюджета.

3. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в законодательстве для исчисления неналоговых доходов.

4. Реструктуризация доходов бюджета. Имеется в виду оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций, налогов на собственность и др.).

Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета.

Кроме того, мерами увеличения доходов в данном направлении являются:

  •   проведение инвентаризации имущества, находящегося в республиканской и муниципальной собственности;
  •  ведение реестра республиканской и муниципальной собственности, содержащего необходимые сведения по земельным участкам и объектам недвижимости;
  •  увеличение арендных платежей за счет увеличения их ставок;
  •  осуществление контроля за деятельностью унитарных предприятий, направленного на получение и увеличение прибыли данных предприятий, и, как результат, увеличение отчислений части прибыли в бюджет;
  •   проведение проверок и анализ исполнения условий договоров аренды на предмет своевременности уплаты в бюджет текущих платежей за аренду имущества, находящегося в республиканской и муниципальной собственности;
  •  продолжение работы, направленной на разграничение государственной собственности на землю и регистрации права собственности на землю для получения дополнительных доходов от сдачи в аренду земельных участков;
  •   проведение систематических мероприятий по осуществлению земельного контроля.

Компьютеризация таких направлений деятельности, как инвентаризация имущества и ведение реестра муниципальной собственности, позволит:

  •  осуществить достоверный учет муниципального имущества;
  •  провести реальную оценку объемов возможных неналоговых доходов;
  •  вовлечь в хозяйственную деятельность неучтенные и простаивающие объекты;
  •   предоставлять каждодневную и полную информацию о задолженности арендаторов и организовать систематическую работу по взысканию задолженности.

Кроме того, в Бюджетном кодексе РФ необходимо предусмотреть возможность для субъектов РФ устанавливать единые, но дифференцированные нормативы отчислений по налогам отдельно для городских округов, отдельно для муниципальных районов и отдельно для поселений, входящих в состав муниципальных районов.

Выполнение намеченных мероприятий основных направлений увеличения доходного потенциала бюджета городского округа позволит увеличить объем налоговых и неналоговых поступлений, улучшить качество администрирования доходных источников, эффективно и рационально распоряжаться государственной собственностью, что может гарантированно обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие РФ.


Заключение

Таким образом, неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров.

 Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ; таможенные пошлины, таможенные платежи; доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, в порядке и по нормативам, которые установлены правовыми актами органов государственной власти РФ; части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.

Анализ показал, что неналоговые доходы РФ составили 1846,1 млрд. руб. (5,27% к ВВП) в 2008 г., в 2010 г. – 2447,7 млрд. руб., что на 274,16 млрд. руб. меньше, чем в 2007 г. Из них лидирующее место занимают доходы от ВЭД (64,42% в 2008 г., 68,33% в 2010 г.), затем идут доходы от оказания платных услуг (5,45% в 2008 г., 4,61% в 2010 г.) и доходы от использования имущества (4,11% в 2008 г., 3,28% в 2010 г.). Таким образом, основные поступления неналоговых доходов формируются за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на которые приходится более 62% неналоговых доходов. Завершая рассмотрение вопроса о неналоговых доходов РФ, отметим, что в общей массе доходов бюджетов РФ неналоговые доходы занимают довольно незначительное место. 

Согласно аналитическим данным, снижение поступлений по неналоговым доходам Республики Татарстан относительно 2008 г. составляет 2 млрд. руб., что вызвано снижением продаж государственного и муниципального имущества и земельных участков и уменьшением арендных платежей ввиду снижения деловой активности в кризисный период.

В тоже время рост задолженности по арендным платежам, наличие неиспользованных земель и имущества свидетельствует о резервах по неналоговым доходам. Важнейшим из них является работа с задолженностью. 

Резервы увеличения неналоговых доходов региональных и муниципальных бюджетов области связаны с поступлениями от использования имущества, находящегося в региональной и муниципальной собственности, и ресурсными платежами в региональный бюджет. Однако существующее налоговое законодательство определяет негативные тенденции, характеризующиеся централизацией ресурсных налогов и платежей в вышестоящие бюджеты. Конкретно в области неналоговых доходов необходима активизация работы по каждому источнику доходов с налоговыми органами, органами федерального казначейства, службы судебных приставов, Росреестром и всеми отраслевыми министерствами и ведомствами РФ.


Список использованной литературы

Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый 12 июля 2001 г. (с изм. и доп. на 1 февраля 2005 г.). – М.: ТК Велби, Изд–во Проспект, 2005 г. – 208 с.

Гражданский Кодекс Российской Федерации: №116 – ФЗ от 12 декабря 2003г. – Новосибирск: Изд-во «ЮКЭЛ», 2002. - 486 с.

О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон РФ от 21 декабря 2001 г. №178 – ФЗ.

Александров И.М. Бюджетная система РФ - 2006. - 486 с.

Батяева А. Р. Неналоговые доходы и их роль в бюджетной политике государства // Финансовое право. - 2005. - № 1. - С. 15-19.

Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. - "Юстицинформ", 2006.

Бычков С.С. Актуальные вопросы о порядке мобилизации в бюджетную систему поступлений от денежных взысканий (штрафов) //Советник бухгалтера социальной сферы. 2006. -№5. – с.15

Васина Е. С. Арендная плата как вид неналоговых доходов государственного и муниципального бюджетов // www.yurclub.ru

Волков В. Проблема правовой идентификации фискальных сборов // Право и экономика. - 2008. - № 7. - С. С.103-106.

Волков В.В. Патентная пошлина как разновидность фискального сбора // Право и экономика. - 2008. - № 8.. - С. С.73-78.

Гришанова О.А. Повышение собственных доходов бюджетов субъектов Федерации за счет неналоговых доходов//Финансы и кредит.-2004.-№8.-С.4-6.

Гуляева И. В. Администрирование неналоговых доходов / И. В. Гуляева // Финансы. - 2004. - № 6. - С. 18-19.

Ермакова Е. А. К вопросу об управлении неналоговыми доходами российского бюджета // Финансы и кредит. - 2006. - № 23. - С. 68-75

Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. — Мн.: БГЭУ, 2001. — 149 с.

Кулакова С. А. Направления увеличения неналоговых доходов муниципальных образований // Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики. - Казань, 2007. - N 0. - С. с.402-404.

Меркушкин, Н. И. Совершенствование межбюджетных отношений в Республике Мордовия // Финансы. - 2008. - № 11.. - С. С.7-11.

Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московская финансово-промышленная академия. – М., 2005. – 279 с.

Парыгина В.А. Бюджетная система РФ: Учеб. для вузов / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев, С.И. Мельников. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 752 с.

Пауль А. Г. К вопросу о понятии доходов бюджета // Финансовое право. - 2004. - № 3. - С. 25-28.

Рудый К.В Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учеб. Пос. М.: Финансы. 2004. – 400 с.

Яндиев М. Аренда госимущества как вид корпоративного бизнеса // Российская газета.- 20 сентября 2005 г.

Яндиев М. Когда не хватает налогов регионы пытаются повысить эффективность управления госимуществом// Российская газета.- 11 мая 2005 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27065. Учет удержаний из заработной платы 16.39 KB
  Учет удержаний из заработной платы Счет 30403 Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда Счет предназначен для учета расчетов по удержаниям из заработной платы и денежного довольствия стипендий; безналичным перечислениям на счета во вклады сотрудников учреждения; взносам по договорам добровольного страхования; взносам на пенсионное страхование; суммам членских профсоюзных взносов; исполнительным листам и другим документам. Удержания производятся на основании соответствующих документов: письменных заявлений работников договоров...
27066. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 12.95 KB
  Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками Учет расчетов учреждения с поставщиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги с подрядчиками за выполненные работы осуществляют на счете 030200000 Расчеты с поставщиками и подрядчиками . Аналитический учет расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности оказанные услуги выполненные работы ведется в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками в разрезе кредиторов поставщиков продавцов подрядчиков...
27067. Учет бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств 15.06 KB
  учет бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств Счета предназначены для ведения учета учреждениями финансовыми органами показателей бюджетных ассигнований лимитов бюджетных обязательств сумм утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности показателей по доходам поступлениям и расходам выплатам принятых учреждениями обязательств. По завершении текущего финансового года показатели остатки по счетам учета бюджетных ассигнований лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года на следующий...
27068. Виды и формы бюджетной отчетности 16.13 KB
  Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и или в виде электронного документа с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке установленном главным распорядителем бюджетных средств главным администратором доходов бюджета главным администратором источников финансирования дефицита бюджета финансовым органом органом казначейства и органом осуществляющим кассовое обслуживание с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством...
27069. Синтетический учет материальных запасов 16.14 KB
  Приобретение материальных запасов по фактической сформированной стоимости отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 Материальные запасы 010531340 010536340 и кредиту счетов 030234730 Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов 020834660 Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов . Безвозмездное получение материальных запасов в том числе по централизованному снабжению распоряжению извещению отражается по дебету...
27070. Документальное оформление, порядок ведения и отражения в учете кассовых операций 16.09 KB
  Для учета кассовых операций применяются приходный кассовый ордер – форма № КО1 расходный кассовый ордер – форма КО2 журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов форма КО3 кассовая книга форма КО4 книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств форма КО5. Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу которая должна быть пронумерована прошнурована и опечатана сургучной печатью. В дебет его записывают поступление денежных средств в кассу а в кредит выбытие...
27071. Инвентаризация материальных запасов 15.97 KB
  Инвентаризация материальных запасов Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13 июня 1995 г . Инвентаризационной комиссией в описях заполняются данные о фактическом наличии товарноматериальных ценностей. Результаты проведенной инвентаризации материальных запасов отражают в инвентаризационной описи сличительной ведомости по объектам нефинансовых активов ф. При хранении материальных запасов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится...
27072. Учет прочих доходов и расходов. Назначение счета «Прочие доходы и расходы» и его структура. Организация аналитического учета для формирования отчета «О прибылях и убытках» 23.5 KB
  Назначение счета Прочие доходы и расходы и его структура. Доходы и расходы организации формирующие финансовый результат ее деятельности В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету Доходы организации ПБУ 9 99 введено в действие с 1 января 2000 г. Прочие поступления зачисляются на счет 91 Прочие доходы и расходы Прочими доходами признаются в учете: штрафы пени неустойки за нарушения условий договоров возмещения причиненных организации убытков – в отчетном периоде в котором судом вынесено решение об их взыскании или они...
27073. Архитектура SCM-систем 174.21 KB
  Объяснить что такое ERP Что такое архитектура Как архитектура относится к классу данной системы ИСТОРИЯ В начале 60х в США начались работы по автоматизации управления запасами. В результате активного роста крупносерийного и массового производства товаров народного потребления и торговли после Второй мировой войны стало очевидно что использование математических моделей планирования спроса и управления запасами ведет к существенной экономии средств замороженных в виде запасов и незавершенного производства. Управление складами в современных...