41695

Системы счисления. Арифметические операции в разных системах счисления. Перевод из одной системы счисления в другую

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Системы счисления. Арифметические операции в разных системах счисления. Перевод из одной системы счисления в другую Цель работы: изучить повторить правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. Задачи работы: повторить правила перевода чисел из одной системы счисления в другую; получить навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Русский

2013-10-24

3.65 MB

170 чел.

Лабораторная работа № 1.

Тема: «Системы счисления. Арифметические операции в разных системах счисления. Перевод из одной системы счисления в другую»

Цель работы: изучить / повторить правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Задачи работы:

  1.  повторить правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;
  2.  получить навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Программно-аппаратное обеспечение: калькулятор, приложение для работы с электронными таблицами MS Excel, персональный компьютер

Теоретические сведения. Под системой счисления понимается способ записи чисел с помощью символов (цифр, букв и т.д.). Системы счисления бывают позиционные и непозиционные. Непозиционной является, например, римская система счисления. В позиционных системах счисления любое число записывается в виде последовательности символов, количественное значениевес») которых зависит от местоположения в числе, т.е. позиции в записи числа. Основанием позиционной системы счисления называется целое число, определяющее количество символов, используемых в ней (обозначим его через p). В позиционной системе счисления с основанием p (p -ичной системе счисления) любое число R может быть представлено в виде:

где коэффициенты aiсимволы в изображении числа R , которые принимаютзначения от 0 до p 1. Обычно число pR представляется записью коэффициентов ai:.

Например: 

Величина p показывает, во сколько раз численное значение единицы данного разряда больше численного значения единицы предыдущего разряда. В вычислительной технике широко используются позиционные системы счисления (двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричный). Обычно в памяти ПЭВМ, на уровне аппаратной реализации, информация представляется в двоичной системе счисления.

Двоичная система счисления. В двоичной системе счисления  используются две цифры 0 и 1. Основание двоичной системы счисления записывается в виде

Арифметические операции в двоичной системе счисления выполняются с помощью Таблиц 1, 2 по тем же правилам, что и в десятичной системе счисления.

Приведем некоторые примеры выполнения основных операций в двоичной системе счисления.

Восьмеричная система счисления. В восьмеричной системе счисления используются цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Основание записывается в виде

Приведем некоторые примеры выполнения основных операций в восьмеричной системе счисления.

Шестнадцатеричная система счисления. В шестнадцатеричной системе счисления используются цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и буквы A, B, C,D, E, F. Основание шестнадцатеричной системы записывается в виде

Таблица 1.5. Шестнадцатеричная таблица сложения.

Таблица1.6. Шестнадцатеричная таблица умножения.

Приведем некоторые примеры выполнения основных операций в шестнадцатеричной системе счисления.

Таблица 1.7. Запись чисел в различных системах счисления.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Правило 1. Перевод смешанного числа (числа с дробной частью) из p ичной системы счисления в q ичную систему счисления, когда имеет место соотношение p qk (k целое положительное число), осуществляется поразрядно. Каждая p ичная цифра заменяется равным ей k разрядным числом, записанным в q ичной системе счисления.

Для упрощения перевода по описанному выше правилу удобно использовать Таблицу 1.7.

Обратный перевод из q ичной системы счисления в p ичную систему счисления осуществляют, разбивая q ичную запись числа на группы по k цифр, двигаясь от запятой вправо и влево и заменяя каждую группу цифр ее p ичным изображением. При этом если крайние группы окажутся не полными, то их дополняют до k цифр незначащими нулями.

Перевод смешанного числа производится отдельно для целой и дробной частей числа.

Правило 2.1. Перевод целой части. Целую часть числа, записанную в p ичной системе счисления, делят на основание q ичной системы счисления, записанное в p ичной системе счисления (все операции производятся по правилам p ичной системы счисления). Полученное в остатке число является младшей (последней) цифрой в q ичной записи числа.

Полученное частное снова делят на основание q; остаток предпоследняя цифра в искомой записи числа; и т.д. Операцию деления проводят до тех пор, пока в частном не получат число, меньшее q; частное старшая (первая) цифра в q ичной записи числа.

Правило 2.2. Перевод дробной части. Дробную часть числа, записанную в p ичной системе счисления, умножают на основание q ичной системы.

счисления, записанное в p ичной системе счисления. Целая часть произведения будет старшей цифрой изображения дроби (первой после запятой) в q ичной записи числа. Дробную часть произведения снова умножают на основание q; целая часть следующая цифра после запятой в q ичной записи дроби. Процесс продолжают до тех пор, пока дробная часть не станет нулем или будет получено требуемое количество знаков после запятой в дробной записи числа. Целые части записывают в q ичной системе счисления.

При переводе смешанного числа результаты для целой и дробной частей, полученные по правилам 2.1, 2.2, записывают, отделяя друг от друга дробной запятой.

Правило 3. Перевод чисел в 10 ичную систему счисления рекомендуется выполнять суммированием с учетом «веса» цифры в числе по формуле (1.1):

Варианты заданий.

1. Представить следующие числа в развернутом виде (1.1):

.

2. Выполнить указанные арифметические операции над числами в соответствующих системам счисления:

1) в двоичной системе счисления:

.

2) в восьмеричной системе счисления:

.

3) в шестнадцатеричной системе счисления:

3. Перевести следующие числа из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления:

4. Перевести следующие числа из двоичной системы счисления в десятичную (в дробной части получить четыре знака после запятой):

5. Перевести следующие числа из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную (в дробной части получить четыре знака после запятой):

6. Перевести следующие числа из шестнадцатеричной системы счисления  в двоичную:

7. Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную (в дробной части получить четыре знака после запятой):


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68725. Закономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на функционирование национально-государственных систем. Теоретическая проблема экономической безопасности 48 KB
  Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ ХХI веков является прогрессирующая глобализация т. Интернационализация хозяйственной деятельности это усиление взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран влияние международных экономических отношений...
68727. Эпоха Возрождения как канун становления классической науки 40 KB
  В городах стали возникать светские центры науки и искусства деятельность которых находилась вне контроля церкви. В формировании мышления этой эпохи огромное влияние сыграло наследие античной науки. Особенности науки эпохи Возрождения: 1 антисхоластическая направленность взглядов и сочинений...
68729. Ведущие теоретические ориентации зарубежной социальной психологии: психоанализ, бихевиоризм, интеракционизм, когнитивная ориентация, гуманистическая ориентация 30.5 KB
  Функционализм (или функциональная психоло гия) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Г. Спенсер полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп.
68730. Средневековая философия Запада и Востока – это прежде всего философия общества, для которого характерно господство теологии и религии 41.5 KB
  Характерной чертой средневековой философии является meoцентризм обращение к Богу его сущности как первопричины и первоосновы мира. Бог создал мир из ничего. государственность которая основана на любви к себе доведенной до абсолюта презрения к Богу и град божий духовную общность которая основана...
68731. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста 110.5 KB
  Известно что хронические расстройства питания у детей могут проявляться в виде в различных формах в зависимости от характера нарушений трофики и возраста: Группировка гипотрофий: Дети первых двух лет жизни:I. Гипотрофия хроническое расстройство питания с дефицитом массы тела относительно роста.
68732. Античная Греция: институт проксении 34 KB
  В отношениях между полисами и их гражданами особую роль выполнял такой институт как проксении своеобразный вид гостеприимства. Проксения существовала между отдельными лицами родами племенами и целыми государствами. Проксеном являлся гражданин одного полиса оказывавший услуги гражданам или официальным лицам...
68733. Сущность, задачи и структура финансовой политики государства 21.1 KB
  Сущность задачи и структура финансовой политики государства Финансовая политика совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений финансов. Задачами финансовой политики является:обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов...