41703

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА MS-DOS

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Целью работы является изучение файловой структуры диска и основных ее элементов, основных сервисных функции операционной системы MS-DOS и приобретение практических навыков их использования.

Русский

2013-10-24

115 KB

21 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА MS-DOS

1.  ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Целью работы является изучение файловой  структуры диска и основных ее элементов, основных сервисных функции операционной системы MS-DOS и приобретение практических навыков их использования.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

2.1. Файловая структура диска

Чтобы обратиться к данным файла, надо знать адрес первого сектора из тех, в которых хранятся данные файла. Адрес любого сектора на диске определяется тремя координатами: номером дорожки (цилиндра), номером поверхности и номером сегмента. Пользоваться адресом сектора для записи или чтения данных с диска можно, но трудоемко. На дисках одного компьютера могут храниться сотни и тысячи файлов, и для обеспечения возможности обращения к ним пришлось бы составлять и вести громоздкие каталоги, в которых для каждого файла указывался бы перечень занимаемых им секторов диска. Операционная система освобождает пользователя от необходимости иметь подобные каталоги и ведет их сама. Общая схема доступа к данным файла с использованием системных каталогов такова: пользователь обращается к файлу, указывая операционной системе его имя или спецификацию. Операционная система, прежде чем выполнить затребованные пользователем действия, обращается к файлу-каталогу, находит в нем запись, содержащую сведения о местоположении на диске файла данных, и уже затем выполняет затребованные действия.)

В процессе доступа к данным на диске операционная система использует также хранящиеся на нем таблицу размещения файлов FAT (от англ. File Allocation Table) и стартовый сектор, назначение которых будет рассмотрено позже. Стартовый сектор, таблица размещения файлов, каталог и остающееся свободным пространство памяти диска, называемое областью данных, являются элементами файловой структуры диска, создаваемыми операционной системой в процессе инициализации диска.

Операция инициализации нового диска выполняется перед тем, как начать его использовать. Если инициализации подвергается диск, уже бывший в эксплуатации, то вся ранее хранившаяся на нем информация утрачивается.

Объемы, занимаемые на гибком диске каждым из элементов файловой структуры, различаются в зависимости от формата диска.

Специфика файловой структуры жестких дисков определяется наличием возможности предварительного разбиения области памяти диска на несколько разделов. Поэтому в начальных секторах жесткого диска помещается информация о количестве разделов, их местоположении и размерах. Разделы жесткого диска в дальнейшем рассматриваются как автономные виртуальные диски, каждый из которых отдельно инициализируется и имеет собственные буквенные обозначения (С:, D:, Е:) и элементы файловой структуры, идентичные тем, которые описываются ниже применительно к гибким дискам.

Стартовый сектор — это визитная карточка диска, в которой  записаны  данные,  необходимые операционной  системе для работы с диском. Под стартовый сектор выделяется сектор  2, дорожки 0, поверхности 0. В него записываются следующие характеристики:

  •  идентификатор системы, если на диске записана операционная система;
  •  размер секторов диска в байтах;
  •  количество секторов в кластере;
  •  количество резервных секторов в начале диска (один);
  •  количество копий FAT на диске (обычно две);
  •  количество элементов в каталоге;
  •  количество секторов на диске;
  •  указатель формата диска;
  •  количество секторов в FAT;
  •  количество секторов на дорожку;
  •  количество поверхностей.

Кроме того, стартовый сектор хранит короткую программу в   машинных  кодах,   используемую  для  загрузки   в  память операционной системы, если она размещена на диске. За стартовым сектором на диске следует таблица размещения файлов.

Таблица размещения файлов. В процессе работы пользователей на компьютере содержимое диска меняется: добавляются новые файлы, удаляются ненужные, некоторые файлы расширяются и т. д.

Файлу, записываемому на диск, выделяется целое количество кластеров, причем выделяемые кластеры могут находиться в различных местах диска. (блок и кластер это одно и тоже?) В отличие от непрерывных файлов, хранящихся в одной области памяти, файлы, занимающие на диске несколько областей, называются фрагментированными. Назначение FAT — хранить данные о местонахождении на диске фрагментов файлов.

Механизм доступа к файлам в MS DOS с использованием FAT реализуется следующим образом. Область данных диска рассматривается как последовательность пронумерованных кластеров. Каждому кластеру ставится в соответствие элемент FAT с тем же номером. Например, элемент 2 FAT соответствует кластеру 2 области данных диска, элемент 3 FAT — кластеру 3 и т. д.

В каталоге, содержащем сведения о файлах на диске, для каждого файла указан номер первого кластера, занимаемого файлом. Этот номер называется точкой входа в FAT. Система, прочитав в каталоге номер первого кластера файла, обращается к этому кластеру, например, записывает в него данные, затем она обращается к соответствующему элементу FAT (элементу, номер которого равен номеру первого кластера файла). Этот элемент FAT содержит номер следующего кластера, отведенного для файла на диске, и т. д.

Пример, приведенный на рис 2.1, иллюстрирует использование FАТ при обращении к файлу, имеющему три фрагмента на диске. Как видно из рис. 2.1.а, первый фрагмент файла занимает кластеры 9 и 10, второй фрагмент — кластер 12. Кластер 11 не используется как дефектный (в процессе форматирования диска система обнаружила на этом участке диска дефекты поверхности, препятствующее нормальному считыванию-записи данных. Третий фрагмент файла занимает кластеры 45, 46.

На рис.2.1.б приведено условное изображение соответствующего фрагмента FAT и пояснены значения элементов для каждого из кластеров, изображенных на рис. 2.1.а. Кластеры 13, 44, 47 — свободны и поэтому значения их равны 0. Кластер 11 отмечен как дефектный специальным кодом FF7, а кластер 46 отмечен кодом FFF, как последний кластер файла.

Если файл удаляется, то занимаемые им кластеры освобождаются и в соответствующие элементы FAT записывается код 000 — признак свободного кластера.  При этом данные удаленного файла остаются на диске до тех пор, пока занимаемые ими кластеры не будут выделены системой другим файлам, вновь создаваемым или расширяемым. Пока этого не случится, удаленный файл может быть восстановлен.

Таблица размещения файлов следует на диске за стартовым сектором, т. е. начинается с сектора 3 дорожки 0. На диске сохраняются обычно две копии FAT на случай, если одна будет испорчена. Под FAT отводится количество секторов, указанное в табл. 1.1 и умноженное на число сохраняемых копий FAT. Вслед за копиями FAT на диске располагается каталог диска.

Каталоги. Каталог, создаваемый операционной системой в процессе инициализации диска, называется корневым. Файл корневого каталога состоит из записей, содержащих сведения о файлах, хранящихся на диске. Каждая запись - элемент каталога  - занимает 32 байт и хранит:

  •  имя файла (8 байт);
  •  расширение имени (3 байт);
  •  двоичный код атрибутов файла  (1 байт);
  •  резервное поле  (10 байт);
  •  код времени создания файла  (2 байт);
  •  код даты создания файла (2 байт);
  •  номер   первого   кластера,   занимаемого   файлом — точка входа в FAT (2 байт);
  •  размер файла  (4 байт).

Двоичный код атрибутов файла характеризует статус файла и хранит шесть указателей (6 бит), каждый из которых может принимать одно из двух

значений 0 или 1. Если бит 0 установлен в «1», то файл можно только читать. Если бит 1 установлен в «1», то файл считается «спрятанным». Информация о спрятанных файлах не выдается на экран при распечатке пользователем содержимого каталога диска по команде DIR. Единица в бите 2 указывает на то, что файл является системным. Единица в бите 3 указывает, что элемент каталога описывает файл корневого каталога и поля «Время» и «Дата» этого элемента использованы под имя, идентифицирующее диск. Это имя называется меткой диска. Единица в бите 4 кода атрибутов указывает, что данный файл является подкаталогом. Ноль в бите 5, кода атрибутов имеют файлы жесткого диска, содержимое 'которых не менялось с момента записи на диск. Такие файлы имеют статус «архивных».

Размер файла корневого каталога фиксирован и зависит от формата физической структуры диска. На гибких дисках форматов D-8, D-9, QD-9 под файл каталога отведено 7 секторов, по 512 байт. Таким образом, корневой каталог дисков указанных форматов может хранить сведения максимально о 112 файлах. Этого количества обычно бывает достаточно для гибких дисков, для которых характерной является структура организации доступа к файлам с одним каталогом (рис. 2.2.а).

Для доступа к данным жестких дисков, хранящих сотни и тысячи файлов, применяется древовидная структура каталогов (рис. 2.2.б). В вершине древовидной структуры находится корневой  каталог,  создаваемый в процессе инициализации диска. Ветви дерева образуют подкаталоги, которые создаются и удаляются по инициативе пользователей по специальным командам. Старший каталог по отношению к непосредственно подчиненным ему каталогам называют каталогом-отцом. Так  на рис. 2.2.б для каталогов 1 и 2 каталогом-отцом корневой каталог. Подкаталог 1 является каталогом-отцом для подчиненного ему подкаталога 3.

В операционной системе MS DOS каждый из каталогов может хранить сведения и о файлах-подкаталогах, и о файлах данных. Положение на диске корневого каталога фиксировано и известно операционной системе - он располагается, начиная с секторов, следующих за FAT. Подкаталоги хранятся в области данных диска, как обычные файлы. Данные о местонахождении подкаталогов корневого каталога хранятся в корневом каталоге. Подкаталоги корневого каталога хранят сведения о подчиненных им подкаталогах и т. д.

Подкаталоги состоят из тех же элементов, что и корневой каталог. Каждый   элемент   подкаталога   хранит   сведения о файле данных или о файле подчиненного каталога. Отличие элемента, описывающего подкаталог, состоит в том, что бит 4 кода атрибутов файла устанавливается в положение «1» и поле «Размер файла» содержит нулевое значение. Размер файла подкаталога неограничен,  что позволяет в пределах емкости диска организовать  хранение любого  количества файлов. Первый и второй элементы файла-подкаталога имеют в поле «Имя файла» значения «.» и «..». Элемент с именем «.» описывает собственно подкаталог, а элемент с именем «..» описывает файл каталога-отца. Наличие в подкаталоге элемента с данными о каталоге-отце обеспечивает взаимосвязь каталогов разного уровня и позволяет продвигаться по дереву каталога не только от корневого каталога к подчиненным подкаталогам, но и в обратном направлении.

Область данных. Область данных располагается вслед за корневым каталогом и занимает все остальное пространство памяти диска. Файлам, хранящимся в области данных, по возможности выделяется непрерывная последовательность блоков памяти (кластеров). Если файл расширяется или записывается на место ранее удаленного более короткого файла, то файлу может быть выделено несколько областей памяти на диске - файл становится фрагментированным. Связь между отдельными фрагментами файла обеспечивается указателями, хранящимися в FAT .

Со временем степень фрагментированности файлов на диске возрастает. При этом полезная емкость памяти области данных диска не изменяется. Однако время доступа к данным на диске несколько возрастает, так как для того, чтобы считать или записать данные в непрерывный файл, надо подвести магнитные головки чтения-записи к нужной дорожке на диске один раз, а в фрагментированный файл - столько раз, сколько файл имеет фрагментов, расположенных на разных дорожках диска.

В некоторых случаях, например при работе с базами данных, когда часто создаются и удаляются временные файлы, замедление доступа к файлам, вызванное их возросшей фрагментацией, может стать весьма ощутимым. Упростить фрагментацию файлов в области данных диска можно, выполнив средствами ОС или предназначенных для этого прикладных программ, например PC-COMPRESS, специальную операцию, которую не совсем точно называют «сжатием» (от англ. compress). Суть этой операции сводится практически к переписыванию заново содержимого диска, но каждый из хранившихся на диске файлов, в процессе выполнения операции «сжатия вновь записывается на диск уже как непрерывный.

2.2. Начальные сведения об операционной системе MS-DOS

Операционная система DOS состоит из следующих основных частей;

  •  BIOS (Basic input/Output System);
  •  загрузчик операционной системы;
  •  IO.SYS;
  •  MSDOS.SYS;
  •  COMMAND.COM.

BIOS - базовая система ввода/вывода представляет собой набор команд, находящихся в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ) компьютера. Базовая система ввода/вывода обеспечивает выполнение наиболее универсальных услуг операционной системы, связанных с осуществлением ввода/вывода, а также содержит тест функционирования компьютера, проверяющий работу памяти и устройств компьютера при включении электропитания. Базовая система ввода/вывода содержит также программу вызова загрузчика операционной системы.

Загрузчик операционной системы - это очень короткая программа, находящаяся на каждой дискете с операционной системой MS-DOS и обеспечивающая загрузку двух модулей операционной системы IO.SYS и MSDOS.SYS.

IO.SYS - обеспечивает обмен информацией с внешними устройствами (операции ввода/вывода).

MSDOS.SYS - управляет работой накопителей на гибком магнитном диске' и обеспечивает создание файлов, а также следит за использованием оперативной памяти компьютера прикладными программами.

COMMAND.COM - является командным процессором, обрабатывающим команды, вводимые пользователем. Некоторые команды пользователя командный процессор выполняет сам. Такие команды называются внутренними (например: DIR, TYPE, COPY). Для выполнения других (внешних) команд пользователя командный процессор обращается к другим программам, загружает в память и передает им управление (например, команда форматирования дискет, проверка дисков и т.п.).

2.3. Начальная загрузка MS-DOS

Начальная загрузка MS-DOS выполняется в следующих случаях:

  •  при включении электропитания компьютера;
  •  при нажатии на клавишу Reset (на корпусе компьютера);
  •  при одновременном нажатии клавиш Ctrl-Alt-Del на клавиатуре.

По завершению загрузки операционной системы на экране монитора появляется сообщение:

С:\>_

которое означает, что операционная система находится в ожидании команды пользователя из числа известных системе. Команда вводится с клавиатуры после знака >. Символ С означает логическое имя устройства (дисковод), с которого произведена загрузка операционной системы.

2.4. Файловая система MS-DOS

2.4.1. Понятие файла, каталога

Информация на магнитных дисках хранится в файлах. Файл - это поименованная область на диске, в которой записаны тексты программ, текстовые документы и т.п.

Каждый файл имеет имя, которое состоит из двух частей: имени и расширения. В имени файла может быть от одного до восьми символов. Расширение имени файла начинается с точки, следующей за именем, и содержит от одного до трех символов. Например: COMMAND.COM, где COMMAND - имя, СОМ – расширение.

В именах файлов для задания группы файлов (в командах  поиска или  выбора файлов в одном каталоге) можно использовать символы " * " и " ? ”. Символ " * " обозначает любое число любых символов в имени файла или в расширении имени файла. Символ " ? " обозначает один произвольный символ или отсутствие в имени файла или в расширении имени файла. Не допускается использовать в качестве имени файла имен, являющихся именами устройств.

Имена файлов регистрируются на магнитных дисках в каталогах (директориях). Каталог - это поименованная специальная область на диске, в которой хранятся имена файлов, сведения о размере файлов, время их создания и т.п. Если в каталоге хранится имя файла, то говорят, что этот файл находится в данном каталоге. Каждый каталог имеет имя, и он может быть зарегистрирован в другом каталоге. В каждом каталоге может быть много файлов, но каждый файл, как правило, регистрируется в одном каталоге. Требования к имени каталога такие же, как к именам файлов. Расширение имени для каталогов не используется.

На каждом диске имеется один главный или корневой каталог. Корневой каталог является непоименованным, в нем регистрируются файлы и подкаталоги первого уровня. В каталогах первого уровня регистрируются файлы и каталоги второго уровня. Таким образом, формируется иерархическая древовидная структура каталогов на магнитном диске

2.4.2. Полное имя файла

Для поиска нужного файла в иерархической структуре каталогов на магнитном диске необходимо в команде указать полное имя файла. Полное имя файла имеет следующий вид:

[дисковод:] [\путь \] имя файла.

Путь - это последовательность из имен каталогов или символов " .. ", разделенных символом ” \ ”. Если путь начинается с символа “\”,  то маршрут вычисляется от корневого каталога диска, иначе от текущего каталога. Каждое имя в пути соответствует входу в подкаталог с таким именем, а символ “ .. " в пути соответствует входу в надкаталог.

3. ФОРМАТЫ ОСНОВНЫХ КОМАНД  ОС MS-DOS

3.1. Команды смены текущего дисковода

Для смены текущего дисковода надо набрать имя дисковода, который должен стать текущим, a затем двоеточие, например:

A: - переход на дисковод А;

В: - переход на дисковод В;

С: - переход на дисковод С.

После ввода команды надо нажать клавишу Enter.

3.2. Изменение текущего каталога

Для изменения текущего каталога имеется команда CD (Сhange Directory).

Формат команды:

cd   [дисковод:][\ путь]

Если задан дисковод, то текущий каталог изменяется на этом дисководе, иначе - на текущем дисководе.

3.3. Просмотр каталога

Для вывода оглавления каталога имеется команда DIR.

Формат команды:

DIR  [дисковод:] [\путь \] [имя файла][/P] [/W]

         Можно использовать групповое имя файла. Если имя файла не задано, то выводится все оглавление каталога. Если не заданы дисковод или путь, то подразумевается текущий дисковод и текущий каталог. Для каждого файла команда DIR сообщает его имя, расширение имени, размер файла в байтах, дату и время создания или последнего обновления файла. Подкаталоги отмечаются < DIR>. В конце выдачи сообщается о размере свободного пространства на диске. Параметр /P задает полноэкранный вывод оглавления.

3.4. Создание каталога

Для создания нового каталога имеется команда MD (Make Directory).

Формат команды:

md  [дисковод:][\ путь\]

3.5. Уничтожение каталога

Для удаления пустого каталога имеется команда RD (Remove Directory).

Формат команды:

rd   [дисковод:][\ путь\]

3.6 Удаление файлов

Для удаления файлов имеется  команда DEL (Delete).

Формат команды:

del   [дисковод :] [путь \] имя файла

В команде может быть указано групповое имя файла. Если Вы захотите удалить все файлы из каталога командой del *.*, то операционная система выдает Вам запрос:

Are you sure (Y/N)?       (Вы уверены?)

Для удаления файлов надо нажать "Y" ( Enter), для отмены команды - нажать "N" (Enter).   

3.7. Переименование файлов

Для переименования файлов имеется команда REN(Rename).

Формат команды:

ren   [дисковод:][\путь\]имя файла  имя файла.

Первое имя файла в команде задает имя (имена) переименовываемых файлов, второе - новое имя (имена) файлов. Переименовываются все файлы из заданного каталога, подходящие под шаблон, заданный в первом  имени файла в команде. Если символы “ * “ и “ ? “ имеются во втором имени файла в команде, то символы имен файлов на соответствующих позициях не изменяются.

3.8. Вывод файла на экран

Формат команды:

type [дисковод: ] [\путь \] имя файла

Вывод на экран можно  приостановить нажатием [Ctrl-S]. Повторное нажатие [Ctrl-S] возобновляет вывод на экран. Закончить вывод на экран можно, нажав на [Ctrl-C] или [Ctrl-Break].

3.9. Копирование файлов

Для копирования файлов имеется команда COPY.

Формат команды:

COPY [дисковод:] [\путь\] имя файла [дисковод :] [\путь\] имя-файла.

или

COPY [дисковод:] [\путь\] имя файла [дисковод:][\путь].

Из каталога, указанного в первом параметре команды, копируются файлы, заданные именем файла в первом параметре команды. Дисковод и путь во втором параметре команды указывают каталог, в который копируются файлы. Если во втором параметре имя файла отсутствует, то имена файлов при копировании не меняются. Если во втором параметре команды задано имя файла, то оно указывает новое имя копируемого  файла. В команде COPY вместо имен файлов можно использовать обозначение устройств, например:

CON - консоль (клавиатура для  ввода, монитор для вывода).

При вводе с клавиатуры конец файла задается как [Ctrl-Z] или [F6];

PRN - принтер (только как выходной файл).

3.10. Изменение отзыва операционной системы

Для изменения отзыва операционной системы имеется команда PROMPT (Prompter означает " суфлер в театре").

Формат команды:

PROMPT  [<текст>]

Текст составляется из  букв, указывающих, что в отзыв включается:

  •  t - текущее время;
  •  d - текущая дата;
  •  р - маршрут рабочего каталога текущего диска;
  •  g - символ >.

Перечисленные буквы в <тексте> разделяются символом &. Примеры:

А> PROMPT    &p&g. Отзыв будет включать маршрут рабочего каталога на текущем диске и заканчиваться символом >;

A> PROMPT. Восстанавливается стандартный отзыв, указывающий букву -идентификатор текущего диска.

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА WINDOWS 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

  1.  . Обзор возможностей операционной системы WINDOWS

ОС Windows является 32-разрядной операционной системой. С ее появлением многие сложности и проблемы, связанные с 16-разрядными операционными системами остались позади. При этом ОС Windows обеспечивает совместимость с Windows 3.1 и DOS. т.е. в среде ОС Windows можно использовать множество уже существующих приложений, созданных для персональных компьютеров класса IBM PC.

ОС Windows имеет усовершенствованный интерфейс пользователя. Главная цель здесь предоставление любому пользователю, имеющему минимальные знание о компьютере, возможности сесть и запустить практически любое приложение без обучения. Главная особенность оконного интерфейса состоит в том, что он обеспечивает на экране модель «рабочего стола». Окна на экране являются эквивалентами разбросанных на столе бумаг. Выбирая окно, можно сделать его активным, т.е. поместить его поверх остальных, как бумаги на столе окна можно перемещать и перекладывать окна на экране. В продолжении аналогий с рабочим столом Каталоги теперь названы Папками (Folder). Все файлы сосредоточены в Папках.

Для быстрого доступа к наиболее часто используемым файлам или устройствам в ОС Windows используются объекты, получившие названия Ярлыков (Shortcut). Ярлык к программе, документу, устройству может быть создан в любой папке или на Рабочем столе.

Рабочий стол ОС Windows снабжен кнопкой Пуск (Start) и имеет специальную область Панель задач (Taskbar). Кнопка Пуск предназначена для быстрого запуска программ. Панель задач позволяет очень просто переключаться между приложениями запущенными в среде ОС Windows.

ОС Windows позволяет присваивать длинные имена любому файлу. В именах файлов можно использовать пробелы, предельная длина имени файла составляет 255 символов. Имена файлов не должны содержать следующие символы : « \ », « / », « : », « * », « ? », « " », « < », « > ».

В ОС Windows реализован механизм вытесняющей многозадачности, который позволяет одновременно запускать несколько приложений. Эти приложения теперь выполняются быстрее.

ОС Windows снабжена встроенной системой Plug-and-Play. Технология Plug-and-Play предоставляет автоматизировать процесс установки дополнительного оборудования. Пользователь физически устанавливает оборудование, операционная система сама отыскивает необходимые драйвера и настраивает работу устройства в среде ОС Windows. Специализированные средства Мастера (Wizards) помогают выполнять операции по настройке оборудования.

Для удобства управления программами и файлами в ОС Windows появились системные программы Мой компьютер (My Computer), Сетевое окружение (Network Neighborhood), Корзина (Recycle Bin). Мой компьютер объект, который визуализирует структуру устройств, папок и файлов компьютера и позволяет проводить операции над ними. Для реализаций этих операций используется прием Drag-and-Drop (потащить и бросить). Перетаскивать можно любые объекты (окна, значки элементов, папки, файлы). Для этого мышкой выбирается объект, нажимается левая кнопка, удерживая кнопку, перемещаем указатель мыши вместе с выбранным объектом в нужное место и отпускаем клавишу мыши.

Программа Сетевое окружение обеспечивает доступ к сетевым ресурсам компьютера. Корзина - это место для временного помещения удаленных файлов. Через обращение к Корзине можно восстанавливать ошибочно удаленные файлы.

1.2. Рабочий стол Windows

Легко представить рабочий стол как чистый лист, находящийся за всеми остальными изображениями на дисплее, однако рабочий стол является гораздо большим, нежели просто фон. Помимо изменяемого фона  рабочий стол Windows 95 содержит папки, значки и другие объекты (см. рис.1). Для удобства управления программами и файлами в ОС Windows появились системные программы Мой компьютер (My Computer), Сетевое окружение (Network Neighborhood), Корзина (Recycle Bin). Мой компьютер объект, который визуализирует структуру устройств, папок и файлов компьютера и позволяет проводить операции над ними. Для реализаций этих операций используется прием Drag-and-Drop (потащить и бросить). Перетаскивать можно любые объекты (окна, значки элементов, папки, файлы). Для этого мышкой выбирается объект, нажимается левая кнопка, удерживая кнопку, перемещаем указатель мыши вместе с выбранным объектом в нужное место и отпускаем клавишу мыши.

Программа Сетевое окружение обеспечивает доступ к сетевым ресурсам компьютера, если данный ПК подсоединен к сети. Эти сетевые ресурсы включают диски и принтеры, общие для всех компьютеров в сети. Корзина - это место для временного помещения удаленных файлов. Через обращение к Корзине можно восстанавливать ошибочно удаленные файлы.

Панель задач также является частью рабочего стола.

В следующих разделах содержится обзор объектов, являющихся составными частями рабочего стола.

1.3. Папки

Папки являются средством организации и представления системных ресурсов ПК (каталогов, файлов, программ и т.д.). Папка может содержать другие папки (вложенные папки), программы, а также такие объекты, как, например, принтеры и диски. Объекты в папке представляются значками, и каждый значок имеет название, расположенное ниже него. Для того, чтобы открыть папку, запустить программу, открыть документ или активизировать и открыть объект любого другого типа в папке, достаточно дважды щелкнуть на соответствующем значке. Можно создавать свои собственные папки на рабочем столе для хранения объектов (программ и документов), которые вы используете наиболее часто. Важно понимать, что стандартная папка — это в действительности графическое представление каталога. Если документ копируется в папку, то на самом деле он копируется в каталог, представленный этой папкой. Если вы создаете новую папку в папке, то вы тем самым создаете подкаталог в каталоге родительской папки. Некоторые папки, такие как Панель управления и Принтеры в   действительности   папками   не   являются.   Они   являются прикладными   программами  и специальными управляющими программами, которые Windows98/2000  представляет как папки для того, чтобы обеспечить единообразный интерфейс со всеми ресурсами ПК.

Рабочий стол сам является в действительности скрытым каталогом под названием «\WINDOWS\Paбочий стол». Если вы копируете программный файл или файл документа в каталог «\WINDOWS\Paбочий стол», то его значок появляется в качестве объекта на рабочем столе. Аналогично, если вы создаете подкаталог в каталоге «\WINDOWS\Pабочий стол», то папка этого подкаталога появляется на рабочем столе. Это важно понимать, когда вы начинаете копировать или перемещать объекты на рабочем столе.

1.4. Панель задач

Панель задач  обеспечивает другой способ открытия программ и документов, а также доступ к объектам, которые уже были открыты. Меню Пуск на панели задач содержит пункты, которые позволяют получить доступ к программам, документам и другим объектам. Оно содержит также команды для запуска программ из командной строки, установки системных параметров и завершения работы Windows 98/2000.

В нижеследующем списке приведены стандартные пункты меню Пуск:

Программы.  Это каскадное меню дает быстрый доступ ко всем стандартным  (в  том  числе  игровым)  программам,  которые  поставляются в составе Windows 98/2000. Оно включает также пункты для открытия Проводника  и запуска сеанса MS-DOS. Документы. Это меню содержит 15 документов и папок, с которыми вы работали последними, включая те, с которыми вы работали в текущем сеансе.

 Настройка. Это каскадное меню дает возможность доступа к Панели управления (используется для конфигурирования системы), к папке Принтеры (которая позволяет управлять всеми имеющимися принтерами) и к листам свойств панели задач.

 Поиск. Это меню позволяет найти файл или папку на компьютере или в сети, а также найти в сети определенный компьютер.

Справка. Этот пункт меню открывает справочную систему Windows 98/2000.

Выполнить. Эта команда обеспечивает быстрый запуск программ. Вы можете ввести команду непосредственно или просмотреть каталоги, чтобы найти нужную программу.

 Остановка. Эта команда появляется в меню Пуск, если данный ПК поддерживает режим экономии питания. Она используется для перевода ПК в этот режим.

Завершение работы. Выберите этот пункт меню для завершения с работы ПК, перезагрузки Windows 98/2000или выхода из сети (но с сохранением работы Windows 98/2000).

Помимо меню Пуск на панели задач располагаются кнопки всех папок и программ, открытых на данный момент. Для выбора объекта необходимо щелкнуть на его кнопке на панели задач. При этом объект перемещается на передний план, после чего с ним можно работать.

  1.  Создание новых папок

Вы можете создать папку нерабочем столе или внутри другой папки. Главное, что нужно помнить при создании папки, это то, что папка является ничем иным, как каталогом — когда вы создаете папку, вы на самом деле создаете каталог.

Для того, чтобы создать папку на рабочем столе, щелкните на нем правой кнопкой мыши. Выберите из появившегося меню пункт Создать и затем Папка. Windows 98/2000 создаст на экране новую папку и присвоит ей имя из восьми знаков «минус». Вначале название будет выделено. Наберите желаемое название и нажмите клавишу Enter. Для изменения названия существующей папки щелкните на папке, чтобы выбрать ее, затем щелкните на имени папки и отредактируйте его.

После того, как вы создали новую папку, все готово для копирования и перемещения объектов на рабочий стол или в папку.

1.6. Копирование и перемещение объектов

Вы можете копировать или перемещать программы, документы или другие объекты на рабочий стол или в папки. В обоих случаях ваши действия очень похожи. Чтобы скопировать объект из папки на рабочий стол или в другую папку, нажмите клавишу Ctrl и, удерживая ее, перетащите объект из папки на экран или из одной папки в другую. Для того, чтобы переместить объект, его надо просто тащить, не нажимая при этом на клавиатуре никаких клавиш. Таким образом, можно переместить объект только в пределах диска. При перетаскивании объекта на другой диск он будет скопирован. Чтобы переместить объект на другой диск, при перетаскивании удерживайте нажатой клавишу Shift.

При копировании и перемещении объектов помните, что файлы, входящие в копируемый объект, также копируются или перемещаются в новое место.

Если вы предпочитаете не пользоваться клавиатурой в сочетании с мышью или испытываете трудности в запоминании того, какую клавишу следует нажимать в какой ситуации, попробуйте тащить объект правой кнопкой вместо левой. Когда вы тащите объект правой кнопкой и освобождаете его, Windows 98/2000 выводит на экран контекстное меню. При этом Windows 98/2000 предлагает вам переместить или скопировать объект, создать его ярлык или прервать операцию.

4. ЗАДАНИЕ  НА РАБОТУ

  1.  Включите компьютер (ПЭВМ).
  2.  Перейдите в командную строку MS DOS.
  3.  Определите имя текущего устройства и каталога.
  4.  Просмотрите каталог устройства С: (команда _DIR).
  5.  Если на устройстве С: отсутствует каталог FMI, создайте его (команда MD). Сделайте каталог FMI текущим (команда СD).
  6.  Создайте свой именной подкаталог POVT в каталоге FMI.
  7.  Поднимитесь из своего именного  подкаталога в каталог FMI.
  8.  Просмотрите каталог FMI и свой именной подкаталог POVT.
  9.  Сформируйте три файла_F1.TXT, F2.TXT и F3.TXT в именном подкаталоге (команда COPY). Обратите внимание на следующее:
  •  каждая строка каталога состоит из пяти разделов (имя файла, расширение имени, длина, дата и время последнего изменения файла);
  •  размер файла выражается числом байт, которое этот файл занимает на диске.
  1.   Объедините три сформированных файла (команда_COPY). Используйте два варианта решения поставленной задачи:
  •  вариант 1 - в четвертый файл F4.TXT;
  •  вариант 2 - в первый файл F1.TXT;

Проверьте идентичность полученных файлов.

  1.   Перейдите в другой именной каталог либо родительский каталог (FMI).
  2.   Выполните следующие действия:
  •  скопируйте в текущий каталог объединенный файл;
  •  переименуйте файл на F41.LST;
  •  выведите объединенный и переименованный файл на экран дисплея;
  •  просмотрите каталог FMI.
  1.   Удалите из именного подкаталога файлы (команда DEL).
  2.   Удалить  каталог и именной подкаталог.

5. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА О РАБОТЕ

Отчет должен содержать:

  •  титульный лист;
  •  цель работы;
  •  основные теоретические положения;
  •  форматы основных команд операционной системы, изученных в ходе выполнения работы;
  •  протокол диалога пользователя с ЭВМ при выполнении задания.

При оформлении протокола лист разделите на  три части. В первой - записывайте пункт задания,  во второй – команду, набираемую пользователем и в третьей  - ответ системы. Ответ системы выделите либо подчеркиванием, либо использованием другого цвета.

6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1.  Что надо знать, чтобы обратиться к данным файла?
  2.  Нaзовите три координаты, по которым можно определить адрес любого сектора.
  3.  Какова схема доступа к данным файла с использованием системных каталогов?
  4.  Перечислите элементы файловой структуры диска?
  5.  Что происходит с информацией, хранящейся на диске, если производиться операция инициализации?
  6.  Какая информация хранится в начальных секторах ЖД?
  7.  Какая информация хранится в стартовом секторе?
  8.  Где находится стартовый сектор?
  9.  Где расположена таблица размещения файлов?
  10.  Что такое блок?
  11.  Чему равен объем блока?
  12.  Что такое кластер?
  13.  Чем отличаются непрерывные файлы от фрагментированных?
  14.  Каково назначение FAT?
  15.  Что такое точка входа в FАТ?
  16.  Каков механизм доступа к файлам с использованием FAT?
  17.  Укажите признак свободного кластера.
  18.  Укажите признак дефектного кластера.
  19.  Укажите признак последнего кластера файла.
  20.  Что такое корневой каталог?
  21.  Из чего состоит файл корневого каталога и какую информацию он хранит?
  22.  Какой файл считается "спрятанным"?
  23.  Какой файл можно "только читать"?
  24.  Какой файл является системным?
  25.  Что называется меткой диска?
  26.  Что указывает на то, что файл является подкаталогом?
  27.  Какой файл является "архивным"?
  28.  От чего зависит размер файла корневого каталога?
  29.  Структура доступа к данным жестких дисков.
  30.  Какой каталог называют "каталогом-отцом"?
  31.  Положение на диске корневого каталога.
  32.  Какие сведения может хранить каталог?
  33.  Где хранятся данные о местонахождении подкаталогов корневого каталога?
  34.  Какие сведения хранит каждый элемент подкаталога?
  35.  Ограничен ли размер файла подкаталога?
  36.  Где располагается область данных?
  37.  В каком случае файлы становятся фрагментированными ?
  38.  Каким образом обеспечивается связь между отдельными фрагментами файла?
  39.  Как считать или записать данные в непрерывный файл и во фрагментированный файл?
  40.  Что подразумевается под операцией сжатия?

7. ЛИТЕРАТУРА

1. «Персональный компьютер для всех»: Кн.1 Хранение и обработка информации. А.Я.Савельев, Б.А.Сазонов, С.Э.Лукьянов: Под ред. А.Я.Савельева.-М.: Высшая школа. 1991.

  1.  Фигурнов В.Э. «IBM РС для пользователя», М. Финансы и статистика. 1990;
  2.  Фодор Ж., Бонифас Д., Танги Ж. «Операционные системы  для IBM РС»: Пер. с франц.,М: Мир, 1989.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40947. Инструменты и технологии рисования во Flash 3.01 MB
  Заливка фигуры растровым изображением Показать/скрыть все слои (Show/Hide All Layers) - если кликнуть левой клавишей мыши в слое под этой пиктограммой, появится крестик красного цвета, а значок с изображением карандаша будет перечеркнут красной линией. Изображение, находящееся в данном слое исчезнет в рабочем поле.
40948. Создание покадровой анимации в Flash 793.5 KB
  Создание покадровой анимации Во Flsh предусмотрено три различных механизма анимирования объектов: покадровая классическая анимация когда автор сам создает или импортирует из других приложений каждый кадр будущего мультика и устанавливает последовательность их просмотра; автоматическое анимирование так называемая tweenedанимация при использовании которой автор создает только первый и последний кадры мультипликации а Flsh автоматически генерирует все промежуточные кадры; различают два вида tweenedанимации: анимация...
40949. Создание анимации вращения 328 KB
  Более того эта анимация работает корректно только если в начальном и заключительном ее кадрах расположен один и тот же флэшсимвол В технологии Flsh используются самостоятельные объекты называемые флэшсимволами Symbols. поэтому анимация движения способна постепенно изменять все эти свойства от первого кадра к заключительному. В случае когда надо совмещать вращение с перемещением в панели Свойств в начальном ключевом кадре анимации задается вращение. Нарисуйте в первом кадре стрелку используя инструмент Кисть B.
40950. Создание анимации. Движение по заданной траектории 566 KB
  Создание анимации Движение по заданной траектории Это занятие посвящено движению по траектории созданию мувиклипов. Движение по заданной траектории Flsh позволяет задать движение объекта вдоль заданной траектории. Добавьте слой траектории.
40951. Работа со звуком в Flash 939 KB
  Работа со звуком во Flsh Введение Где взять звуки Добавление звука во Flsh Импорт звуков Различные виды синхронизации Применение компрессии к выбранным звукам Применение компрессии ко всем звукам Общие рекомендации по экспорту звука
40952. Создание Flash презентации 807.5 KB
  Создание Flshпрезентации Основные принципы создания презентации Способы создания презентации во Flsh Создание презентации Основные принципы создания презентации Способы создания презентации во Flsh Создание презентации Введение Презентация грамотно разработанная с помощью Flsh будет выгодно выделяться среди шаблонных продуктов рожденных в инкубаторе Microsoft Power Point. Основные принципы создания презентации Очень важно чтобы ваша презентация имела цельный законченный вид. После создания структуры...
40953. Программирование в Flash 785.5 KB
  Программирование во Flsh План Введение Знакомство с панелью Действия ctions Работа с действиями объектов Использование действий Возможности управления сценами с помощью сценариев ctionScript События мыши
40954. Объявление и инициализация переменной типа bool. Вывод данных на консоль 97 KB
  Консолью называется окно операционной системы, в котором пользователи взаимодействуют с операционной системой. Приложение может считывать пользовательский ввод из стандартного входного потока, записывать обычные данные в стандартный выходной поток и записывать данные об ошибках в стандартный поток сообщений об ошибках.
40955. Оператор выбора switch 358 KB
  Пример using System; nmespce Consoleppliction5 { clss Progrm { sttic void Minstring[] rgs { int cseSwitch = 5; switch cseSwitch { cse 1: Console. Если за меткой cse нет списка операторов то операторы brek goto cse или goto defult необязательны В примере управление передается списку операторов следующему за меткой cse 2 using System; nmespce Consoleppliction5 {...