41713

Классы. Основные понятия

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Основные понятия Цель работы: Познакомиться с понятием класса. Продемонстрировать работу с классом создание экземпляра класса изменение значений полей вызов перегруженных методов Выполнить требования к лабораторным работам см. Контрольные вопросы: Что такое метод Что такое возвращаемый тип каким он может быть Что значит void Что такое параметры метода какие параметры бывают Что такое перегрузка методов и для чего она нужна Что такое класс Какие члены класс может содержать Что такое конструктор для чего служит...

Русский

2013-10-24

260.14 KB

1 чел.

Лабораторная работа № 1

Классы. Основные  понятия

Цель работы:

Познакомиться с понятием класса. Повторить материал, изученный на предыдущем курсе.

Задачи:

  1.  Создать класс указанный в задании, содержащий конструктор, поля, перегруженные методы (примеры полей и методов даны в задании, можно создать поля и методы по своему усмотрению).
  2.  Продемонстрировать работу с классом (создание экземпляра класса, изменение значений полей, вызов перегруженных методов)
  3.  Выполнить требования к лабораторным работам (см. файл «Требования к лабораторным»);
  4.  Ознакомиться с литературой по теме лабораторной работы;
  5.  Подготовить ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

  1.  Что такое метод? Что такое возвращаемый тип, каким он может быть? Что значит void?
  2.  Что такое параметры метода, какие параметры бывают?
  3.  Что такое перегрузка методов и для чего она нужна?
  4.  Что такое класс? Какие члены класс может содержать?
  5.  Что такое конструктор, для чего служит, где вызывается?
  6.  Как создать экземпляр класса, как обратиться к полю класса, как вызвать метод класса?
  7.  Для чего служат модификаторы доступа private, public?
  8.  Для чего нужен тип данных enum?

Пояснения и примеры:

Методы

Метод представляет собой законченный фрагмент кода, к которому можно обратиться по имени. Он описывается один раз, а Вызываться может столько раз, сколько необходимо.

[ атрибуты ] [модификаторы ] возвращаемый_тип имя_метода ( [ параметры ] )

тело_метода

Квадратные скобки показывают, что атрибуты и  модификаторы  могут  быть  опущены  при  описании  метода.  Рассмотрим модификатор доступа, у него четыре возможных  значения, два из них - public  и  private, рассмотрены ниже.

Тип определяет, значение какого типа вычисляется с помощью метода. Часто употребляется термин «метод возвращает значение», поскольку после выполнения метода происходит возврат в то место вызывающей функции, откуда был вызван метод, и передача туда значения выражения, записанного в операторе return. Если метод не возвращает никакого значения, в его заголовке задается тип void, а оператор return отсутствует.

Параметры используются для обмена информацией с методом. Параметр представляет собой локальную переменную, которая при вызове метода принимает значение соответствующего аргумента. Область действия параметра — весь метод.

Имя метода и список формальных аргументов составляют сигнатуру метода. Заметьте, в

сигнатуру не входят имена формальных аргументов - здесь важны типы аргументов. В сигнатуру не входит и тип возвращаемого результата.

Несколько простейших примеров описания методов:

public void A()

{

Console.WriteLine(“A”)

}

int Summa (int a, int b)

{

 Return a + b;

}

Параметры методов

Если параметр метода объявлен без ключевых слов (ref, out, params), то с ним может быть связано значение. Это значение можно изменить в методе, но измененное значение не будет сохранено при возврате управления вызывающей процедуре. Это поведение изменяется с помощью ключевого слова параметра метода.

Ключевое слово ref используется для передачи аргументов по ссылке. В результате все изменения параметра в методе будут отражены в переменной при передаче элемента управления обратно в вызывающий метод. Для работы с параметром ref определение метода м вызывающий метод должны явно использовать ключевое слово ref. Аргумент, передаваемый в параметр ref, сначала следует инициализировать. 

Ключевое слово out используется для передачи аргументов по ссылке. Оно похоже на ключевое слово ref, за исключением того, что ref требует инициализации переменной перед ее передачей. Для работы с параметром out определение метода и вызывающий метод должны явно использовать ключевое слово out. Несмотря на то, что переменные, передаваемые в качестве аргументов out могут не инициализироваться перед передачей, вызывающий метод должен присвоить значение перед возвратом метода.

Ключевое слово params позволяет определить параметр метода, принимающий аргумент, в котором количество аргументов является переменным. В объявлении метода после ключевого слова params дополнительные параметры не допускаются, и в объявлении метода допускается только одно ключевое слово params.

Примеры использования ключевых слов:

class OutExample

{

   static void Method(out int i)

   {

       i = 44;

   }

   static void Main()

   {

       int value;

       Method(out value);  // value =  44

   }

}

class RefExample

{

   static void Method(ref int i)

   {

       i = 44;

   }

   static void Main()

   {

       int val = 0;

       Method(ref val);  // val = 44

   }

}

public class MyClass

{

   public static void UseParams(params int[] list)

   {

       for (int i = 0 ; i < list.Length; i++)

       {

           Console.Write(list[i] + " ");

       }

       Console.WriteLine();

   }

   static void Main()

   {

       UseParams(1, 2, 3, 4);

       int[] myarray = new int[3] {10,11,12};

       UseParams(myarray);

   }

}

Результат работы программы:

   1 2 3 4

   10 11 12

Параметры являются необязательными, когда присутствует в объявлении значение по умолчанию. Например, ниже представлен метод, который принимает два параметра: строковый параметр “category” и целочисленный “pageIndex”. Параметр “pageIndex” имеет значение по умолчанию равное 0 и поэтому является необязательным параметром:




Когда вызываете выше приведенный метод, то мы можем передать явно два параметра:


Или же опустить второй необязательный параметр, в данном случае будет передано значение по умолчанию 0:

Перегрузка

Часто бывает удобно, чтобы методы, реализующие один и тот же алгоритм для различных типов данных, имели одно и то же имя.

Использование нескольких методов с одним и тем же именем, но различными типами параметров называется перегрузкой методов. Компилятор определяет, какой именно метод требуется вызвать, по типу фактических параметров.

Допустим, имеется четыре варианта метода, определяющего наибольшее значение:

// Возвращает наибольшее из двух целых:

int max( int a, int b )

{ … }

// Возвращает наибольшее из трех целых:

int max( int a. int b, int с )

{ … }

// Возвращает наибольшее из первого параметра и длины второго:

i int max ( int a, string b )

{ … }

// Возвращает наибольшее из второго параметра и длины первого:

int max ( string b, int a )

{ … }

Console.WriteLine( max( 1. 2 ) );

Console.WriteLineC max( 1, 2, 3 ) );

Console.WriteLineC max( 1, "2" ) );

Console.WriteLineC max( "1". 2 ) );

При вызове метода max компилятор выбирает вариант метода, соответствующий типу передаваемых в метод аргументов (в приведенном примере будут последовательно вызваны все четыре варианта метода).

Классы

Для представления объектов в языках С# используется понятие класс, аналогичное обыденному смыслу этого слова в контексте «класс членистоногих», «класс млекопитающих», «класс задач» и т. п. Класс является обобщенным понятием, определяющим характеристики и поведение некоторого множества конкретных объектов этого класса, называемых экземплярами класса. Описание класса содержит ключевое слово class, за которым следует его имя, а далее в фигурных скобках — тело класса, то есть список его элементов. Кроме того, для класса можно задать его базовые классы (предки) и ряд необязательных атрибутов и модификаторы, определяющих различные характеристики класса.

[ атрибуты ] [ модификаторы ] class имя_класса [ : предки ]

{

тело_класса

}

В теле класса могут быть объявлены:

  1.  константы;  
  2.  поля;  
  3.  конструкторы и деструкторы;  
  4.  методы;  
  5.  свойства;
  6.  индексаторы;
  7.  операции;
  8.  события;  
  9.  делегаты;  
  10.  классы (структуры, интерфейсы, перечисления)

В данной лабораторной рассмотрим два модификатора доступа, которые могут применяться к классу или его членам:

public (общий, открытый) - доступ к классу или членам класса не ограничен;

private (закрытый) - доступ к членам класса можно получить только из других членов того же класса. Доступ к классу можно получить только из элементов класса, внутри которого описан данный класс (используется для вложенных классов).

Если модификатор доступа не указан, по умолчанию используется private.

Конструктор предназначен для инициализации объекта. Он вызывается автоматически при создании объекта класса с помощью операции new.  Имя конструктора совпадает с именем класса.

В данном примере класс Person содержит два открытых поля name и surname, два закрытых поля – age и salary. Как к закрытым членам, к ним нельзя получить доступ кроме как через методы членов. Для получения управляемого доступа к закрытым членам можно использовать методы с именем GetAge и GetSalaryТакже в классе есть два открытых конструктора: первый инициализирует поле age, второй – поля name, surname, age.

public class Person

       {

           public string name;

           public string surname;

           private byte age;

           int salary = 0;

           public int GetSalary()

           {

               return salary;

           }

           public byte GetAge()

           {

               return age;

           }

           public void IncreaseSalary(int inc)

           {

               salary += inc;

           }

           public Person(byte age)

           {

               this.age = age;

           }

           public Person(string name, string surname, byte age)

           {

               this.name = name;

               this.surname = surname;

               this.age = age;

           }

       }

       

Создать экземпляр класса можно с помощью операции new, например:

Person employee = new Person(20); // создание экземпляра класса Person

Person director = new Person("Петр", "Петров", 40); // создание другого экземпляра класса Person

Ниже приведен пример работы с классом Person:

static public void WritePersonInf(Person pers)

       {

           Console.WriteLine("Фамилия = {0}, Имя = {1}, Возраст = {2}, Зарплата = {3}", pers.surname, pers.name, pers.GetAge(), pers.GetSalary());

       }

       static void Main(string[] args)

       {

           Person employee = new Person(20);

           Person director = new Person("Петр", "Петров", 40);

           employee.name = "Иван";

           employee.surname = "Иванов";

           WritePersonInf(employee);

           employee.IncreaseSalary(10000);

           WritePersonInf(employee);

           director.IncreaseSalary(20000);

           WritePersonInf(director);

       }

Результат работы программы:

Перечисление

Ключевое слово enum используется для объявления перечисления, отдельного типа, состоящего из набора именованных констант. По умолчанию первой константе задано значение, равное нулю, а значение каждого последующего оператора увеличивается на 1. Например:

 enum Days {Sat, Sun, Mon, Tue, Wed, Thu, Fri};

В этом перечислении Sat имеет значение 0, Sun — 1, Mon — 2 и т. д. Для переопределения значений по умолчанию перечисления могут иметь инициализаторы. Пример:

 enum Days {Sat=1, Sun, Mon, Tue, Wed, Thu, Fri};

В этом перечислении последовательность элементов принудительно начинается с 1, а не с 0. 

В следующем примере объявляется перечисление Days. Два перечислителя явно преобразуются в целые числа и назначаются целочисленным переменным.

public class EnumTest

{

   enum Days { Sun, Mon, Tue, Wed, Thu, Fri, Sat };

   static void Main()

   {

       int x = (int)Days.Sun;

       int y = (int)Days.Fri;

       Console.WriteLine("Sun = {0}", x);

       Console.WriteLine("Fri = {0}", y);

   }

}

Результат работы программы:

  Sun = 0

  Fri = 5

В этом следующем объявляется перечисление Military_rank. У класса Battler присутствует поле перечисляемого типа. Экземпляру класса Battler приставивается перечислитель?

namespace ConsoleApplicationl 

{

 enum Military_rank { Рядовой, Сержант,  Майор,  Генерал };  

 class Battler

{

 public string surname;

 public Military_rank rank;

}

class Classl

{

 static void Main()

 {

  Battler х;

  x.surname = "Иванов";

  x.rank = Military_rank.Sergeant;

  Console.WriteLine( х.rank + " " + х.surname);

 }

}

}

Результат работы программы:

Сержант Иванов

Литература:

  1.  c# для школьников 16 – 45 стр.;
  2.  Павловская Т.А. С#. Программирование на языке высокого уровня. Глава 5. Классы: основные понятия 100 – 120 стр., Перечисления 215 стр.;
  3.  C# - лекции IntUit (Биллиг В.А.).  9. Лекция: Процедуры и функции - методы класса, 16. Лекция: Классы

Я использовала

http://habrahabr.ru/blogs/net/91221/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59651. Під срібні переливи бандури: Сценарій літературно-мистецького вечора 39.5 KB
  Ведуча ІІ: Походження української кобзибандури сягає кінця ХУпочатку ХVІ ст. Ведуча І: Гей на татарських полях На козацьких шляхах То не вовкисі романці Квилять...
59653. Перлини українського романсу: Матеріали до сценарію літературно-музичної композиції 54 KB
  Народжується романс. Український романс. Виростаючи з ліричної народної пісні романс поступово набирає ознак самостійного жанру якому частіше притаманна не куплетна форма взаємозумовленість слова і музики простота і щирість естетична краса широкий між жанровий зв’язок.
59654. Поріс чорнобилем Чорнобиль - бідою нашою поріс: Сценарії вечора памяті до дня Чорнобильської трагедії 46.5 KB
  У ніч з 25 на 26 квітня 1986 року о першій годині 23 хв. 40 сек., коли всі спали безтурботним сном, над 4-м реактором Чорнобильської атомної електростанції несподівано розірвало нічну темряву велетенське полумя. Почався новий відлік українського часу. Болісний, Гіркий. Печальний...
59655. Система кадрового делопроизводства железнодорожной станции В 1.11 MB
  Исследовать теоретические основы системы кадрового делопроизводства и определить её место в системе управления персоналом; исследовать методику оценки состояния системы кадрового делопроизводства и её совершенствования; провести анализ системы кадрового делопроизводства железнодорожной станции В и дать оценку её состояния...
59656. Роде наш красний: Сценарій сімейного свята для дітей 57 KB
  недаремно назвала саме ці сім’ї, адже вони прийшли з найстаршими представниками родини - бабусями та дідусями і, навіть, прабабусями та прадідусями. Ми раді басити Вас, ми щиро вітаємо Вас на нашому святі.
59657. Розмаїття візерунків на полотні: Сценарій святкового вечора 40.5 KB
  Україна це милозвучна рідна мова вишитий рушник задушевна пісня і танець. Друзі що ви знаєте про український рушник ХЛОПЕЦЬ: Український рушник оздоблений квітами зірками птахами калиною мальвами колоссям.
59658. Романсу світлі почуття: Методичні поради по проведенню вечора українського класичного романсу 47 KB
  З давніх давен людина прагнула відобразити в художній формі глибину своїх почуттів, найпотаємніші порухи душі. Сповнена глибокого чуття ллється мелодія солоспіву. Здається виникає вона на самому зламі незвіданого високого, неповторного.
59659. Рослинний світ України в легендах і переказах: Літературно-художня композиція 50.5 KB
  Учень: Безмежно з дитинства кохаю Красу свого рідного краю Дніпра голубінь неозору Сосну в надвечір’ї прозорім. Учень: Здавна люди вірили в богів покровителів усього живого на землі. Учень: Квіти підсніжника провісники тепла символ сподівань на краще майбутнє.