41726

Исследование электрической цепи с последовательным и параллельным соединениями приёмников электрической энергии

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Проверка на опыте особенностей последовательного и параллельного соединения резисторовэ,и при этом образуется неразветвленная цепь или участок цепи. Для последовательного соединения характерно то что во всех этих резисторах возникает одинаковый ток а падения напряжения на них пропорциональны сопротивлениям: Каждое сопротивление может быть найдено по формулам: Падение напряжения на всем участке цепи равно сумме падений напряжений на каждом резисторе: Эквивалентное сопротивление участка цепи равно сумме сопротивлений каждого резистора: Если же к концам участка вместо трех резисторов подключить эквивалентный...

Русский

2013-10-24

349.01 KB

42 чел.

Лабораторная работа №2

Исследование электрической цепи с последовательным и параллельным соединениями приёмников электрической энергии

Цель работы: проверка на опыте особенностей последовательного и параллельного соединения резисторов.

Оборудование:

Краткое изложение теоретического материала

  1.  Последовательное соединение резисторов — это такое соединение, когда к концу одного резистора присоединяется начало другого, к концу второго — начало третьего и т. д. и при этом образуется неразветвленная цепь или участок цепи.

Если резисторы или любые другие нагрузки соединены последовательно (рис. 2.1), по ним проходит один и тот  же ток. Величина тока определяется приложенным напряжением U и эквивалентным сопротивлением Rэкв:

I = U / Rэкв,

где Rэкв = R = R1 + R2 + R3.

Рис. 2.1

На каждый отдельный резистор при этом приходится некоторое частичное напряжение. Сумма частичных напряжений в соответствии со вторым законом Кирхгофа равна полному приложенному напряжению:

IR1 + IR2 + IR3 = U.

Для последовательного соединения характерно то, что во всех этих резисторах возникает одинаковый ток, а падения напряжения на них пропорциональны сопротивлениям:

Каждое сопротивление может быть найдено по формулам:

Падение напряжения на   всем участке   цепи равно сумме падений напряжений на каждом резисторе:

Эквивалентное сопротивление   участка   цепи равно сумме сопротивлений каждого резистора:

Если же к концам участка вместо трех резисторов подключить эквивалентный резистор с сопротивлением Rэкв и подать такое же напряжение U, то в участке установится ток такой же силы I, что и при последовательном соединении резисторов:

Следовательно,

Если сопротивления резисторов равны

то эквивалентное сопротивление

где n — число последовательно соединенных резисторов. Мощность   резисторов   можно   определить по формулам:

и т. д.

Мощность всего участка с последовательным соединением резисторов

  1.  Параллельное соединение резисторов — это такое соединение, когда начала всех резисторов соединены в одну точку, а концы — в другую.

Если резисторы или любые другие нагрузки соединены параллельно (рис.2.2), все они находятся под одинаковым напряжением:

U = UR1 = UR2 = UR3

Рис. 2.2

В каждой ветви цепи протекает свой ток. Сумма токов всех ветвей в соответствии с первым законом Кирхгофа равна полному току:

I = I1 + I2 + I3.

Величина тока ветви зависит от приложенного напряжения и сопротивления данной ветви:

Ток в неразветвленной части цепи зависит от приложенного напряжения и эквивалентного сопротивления цепи:

Для вычисления эквивалентного сопротивления цепи служит формула:

Для цепи с двумя параллельно соединенными резисторами:


Для параллельного соединения характерно одинаковое падение напряжения на каждом резисторе и на всем участке:

 Сила токов в параллельных ветвях обратно пропорциональна

сопротивлениям:

 Каждое сопротивление может быть найдено по формулам:

 Сила тока в неразветвленной части цепи  равна сумме сил токов всех ветвей.

Эквивалентное сопротивление двух ветвей определяется по формуле

трех ветвей

 Если сопротивления ветвей равны, то эквивалентное сопротивление участка

где m — число параллельных ветвей.

Эквивалентная проводимость при параллельном соединении определяется как сумма проводимостей всех ветвей:

где

проводимости ветвей. Для m одинаковых резисторов эквивалентная проводимость:

 Силы токов в ветвях находят по формулам:

для неразветвленной части

 Мощность, поглощаемая резисторами при параллельном соединении, можно рассчитать по формулам, аналогичным для последовательного соединения:

и т. д.

Электрическая энергия, выработанная источником, в потребителях переходит в другие виды энергии: тепловую, световую, механическую и т. д., поэтому будет справедливо уравнение, называемое балансом мощностей:

где Р = Е·I — мощность источника энергии; Р1, Р2, Р3— мощности потребителей.

Для упрощения расчета часто потребители, преобразующие электрическую энергию в механическую или световую, заменяют эквивалентными потребителями, преобразующими электрическую энергию в тепловую, т, е, получают эквивалентную схему замещения.

Программа выполнения работы

Экспериментальная часть 1

Задание

Измеряя токи и напряжения, убедиться, что ток одинаков в любой точке последовательной цепи и что сумма напряжений на трёх резисторах равна напряжению,  приложенному ко всей цепи. Сравнить результаты измерения с расчётом.

Порядок выполнения эксперимента

  1.  Соберите цепь согласно монтажной схеме (рис. 2.3). Последовательно с резисторами 47,  100 и 220 Ом включите специальные  миниблоки для подключения амперметра.
  2.  С помощью двухжильного кабеля со штекером поочередно подключайте к этим миниблокам  мультиметр в режиме измерения тока и измеряйте ток вдоль всей последовательной цепи. Убедитесь, что ток имеет одно и то же значение и запишите его в табл. 2.1.
  3.  Затем измерьте напряжения на каждом резисторе, а также полное напряжение на входе цепи. Все измеренные величины занесите в табл. 2.1.
  4.  Рассчитайте эквивалентное сопротивление цепи, ток и падение напряжения на каждом резисторе. Результаты занесите в табл. 2.1 и сравните с измеренными значениями.

Рис. 2.3

Расчётно-практическая часть 1

Таблица 2.1

Ток (I), мА

Падения напряжения

на резисторах, В

Напряжение на входе цепи, В

47 Ом

(U1)

100 Ом

(U2)

220 Ом

(U3)

Rэкв=…        Ом

          (U)

Измеренные значения

Рассчитанные значения

  1.  Проверьте выполнение второго закона Кирхгофа  по экспериментальным и по расчётным значениям напряжений:

U = U1 + U2 + U3.

  1.  Рассчитать мощность каждого реостата, эквивалентное сопротивление, а также мощность всей цепи. Результаты расчетов записать в таблицу 2.2. Проверить баланс мощностей.

Таблица  2.2

I,

A

U,

В

U1,

В

U2,

В

U3,

В

R1,

Ом

R2,

Ом

R3,

Ом

Rэкв,

Ом

P1,

Вт

P2,

Вт

P3,

Вт

P,

Вт

Вывод: Насколько выполняется  баланс мощностей?  Если баланс не  выполняется, то почему?

Экспериментальная часть 2

Задание

Измеряя напряжения и токи, убедиться, что напряжение, прикладываемое к каждому резистору, одинаково и что сумма токов ветвей равна полному току цепи. Проверить результаты измерения расчётом.

Порядок выполнения эксперимента

  1.  Соберите цепь согласно монтажной схеме (рис. 2.4), вставив последовательно с каждым из резисторов (330, 220 и 470 Ом) специальные миниблоки для подключения амперметра.

Рис. 2.4

  1.  Измерьте напряжение на каждом резисторе, а также напряжение на источнике. Убедитесь, что все они одинаковы и запишите значение напряжения в табл. 2.3.
  2.  С помощью мультиметра, специального кабеля со штекером и миниблоков для подключения амперметра измерьте токи в каждом резисторе и на входе цепи. Результаты запишите в табл.2.3.

Расчётно-практическая часть 2

  1.  Рассчитайте эквивалентное сопротивление цепи, ток в каждом резисторе и на входе цепи. Результаты занесите в табл. 2.3 и сравните с измеренными значениями.
  2.  Проверьте как по экспериментальным, так и по расчётным данным, выполняется ли первый закон Кирхгофа:

I = I1 + I2 + I3.

Таблица 2.3

Напряжение (U), B

Токи в ветвях, мА

Ток на входе цепи, мА

330 Ом

(I1)

220 Ом

(I2)

470 Ом

(I3)

Rэкв=…        Ом

          (I)

Измеренные значения

Рассчитанные значения

  1.  Рассчитать проводимость и мощность каждого реостата и всей   цепи,  результаты   расчетов   записать в таблицу.

Таблица 2.4

Из опыта

Из расчёта

U,

В

I1,

A

I2,

A

I3,

A

I,

A

R1,

Ом

R2,

Ом

R3,

Ом

Rэкв,

Ом

g1,

См

g2,

См

g3,

См

g,

См

P1,

Вт

P2,

Вт

P3,

Вт

P,

Вт

Вывод: Насколько выполняется  баланс мощностей?  Если баланс не  выполняется, то почему?

Контрольные вопросы

  1.  Что называют последовательным и параллельным соединением?
  2.  Запишите формулы для расчета эквивалентного сопротивления при последовательном и параллельном соединении.
  3.  Сформулируйте первый и второй законы Кирхгофа.
  4.  Сформулируйте и запишите закон Ома для участка цепи, не содержащего источника э. д. с., и для полной цепи.
  5.  На каком из двух последовательно соединенных резисторах будет больше падение напряжения?
  6.  В какой из двух параллельных ветвей будет больший ток?
  7.  Как рассчитать проводимость ветвей и эквивалентную проводимость при параллельном соединении резисторов?
  8.  Как рассчитать эквивалентную проводимость для последовательного соединения резисторов?
  9.  По каким формулам можно найти мощность, потребляемую резистором?

В отчёте к лабораторной работе №2 должно быть:

  1.  Титульный лист
  2.  Перечень оборудования,  используемого в экспериментальной части
  3.  Схемы электрической цепи экспериментальной части задание 1 и 2.
  4.  Монтажные схемы.
  5.  Таблицы  2.1, 2.2, 2.3, 2.4.
  6.  Вывод


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52255. Композиція музичного твору. Форми в музиці. Сонатна форма 65.5 KB
  Товаром на уроціаукціоні є знання учнів які пропонуються у вигляді лотів. Підготовкою запитань лотів може займатися як сам вчитель так і купці учні. Купці можуть готувати по дватри лоти завдання під керівництвом і контролем учителя. Скарбник після кожного лоту виконаного завдання визначає середній бал кожного акціонерного товариства й записує результати у зведену таблицю.
52256. Аукціон фізичних знань 140.5 KB
  Команда яка швидше записала букви в кінці зірки і прочитала слово отримує 5 балів. Інша команда якщо вона правильно впоралась з завданням отримує 4 бали. Команда прослухавши повідомлення і розглянувши портрет відгадує ім'я вченого. За кожен правильно вгаданий портрет команда отримує по 3 бали.
52257. Організація закупівлі товарів на аукціонах 249.5 KB
  Інструкційно методична карта практичного заняття № 4 Тема: Організація підготовки і проведення аукціону. Навчальні цілі заняття: ознайомити студентів з планом проведення заняття ; І виявлення знань студентів по темі використовуючи різні форми і методи контролю; ІІ привити практичні навички оформлення акційних документів; ІІ навчити самостійно робити висновки вносити пропозиції щодо організації підготовки та проведення аукціону; ІІІ формувати особу спеціаліста з сучасним економічним мисленням здатну...
52259. Рельєф. Тектоніка. Геологічнабудова. Корисні копалини України 50.5 KB
  Корисні копалини України. Корисні копалини України. прищеплювати любов до України географії. Обладнання: Фізична карта України Тектонічна карта України магнітофон жетони гонг штатив молоточок таблиці атлас України 89 класи призи.
52260. Aus der Geschichte der Ukraine 50.5 KB
  Wie geht es euch Kinder Heute beginnen wir ein neues Them zu studieren. Es heißt Die Ukrine gestern und heuteâ. Dieses Them ht 10 Stunden. ber wie ds Them heutiger Stunde ist versteht ihr nch dieser ufgbe.
52261. Австралія – найменший материк Землі. Загальні відомості. Своєрідність географічного положення материка. Історія відкриття і дослідження. Рельєф і корисні копалини 7.75 MB
  Мета: сформувати в учнів загальне уявлення про своєрідність та особливості природи Австралії; продовжити формувати навички складати характеристику географічного положення материка; знайти закономірності розташування форм рельєфу та корисних копалин; розвивати вміння учнів працювати зі схемами атласу і підручника аргументувати свою відповідь у тому числі за допомогою додаткових джерел літератури. Для подальшого вивчення Австралії клас поділяється на групи: 1група. Знаходить на карті крайні точки Австралії і визначає їхні географічні...
52262. Australia. Terra Incognita 178 KB
  Terr Incognit Suggested level B 1 B1 intermedite Inn brmovsk senior techer of English school 5 L' viv Objectives: to get cquinted with ustrlin history geogrphy stte Symbols; to prctice vocbulry; to develop pupils' listening reding nd speking skills; to rouse pupils' interests in the life of ustrlin people. The Ntionl nthem...
52263. Австралійський Союз. Океанія 171 KB
  Мета: продовжити формувати систему знань про Австралію сформувати систему знань про природноресурсний потенціал Австралії і Океанії; систематизувати уявлення учнів про міжнародну спеціалізацію регіонів вдосконалити вміння і навички учнів самостійно працювати з джерелами географічної інформації. Обладнання: політична карта світу фізична карта Австралії фізична карта Океанії атласи учнівські...