41830

Создание и форматирование таблиц. Использование логических и математических функций в табличных вычислениях

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Использование логических функций необходимо, когда для выбора правильного решения нужно проверить выполнение одного или нескольких условий. Наиболее часто используемые функции этой категории

Русский

2013-10-25

178.5 KB

2 чел.

Лабораторная работа

«Создание и форматирование таблиц. Использование логических и математических функций в табличных вычислениях»

Цели работы:

  1.  научиться применять логические и математические функции для обработки данных;
    1.  научиться применять процентный формат к данным;
      1.  научиться выполнять сортировку данных;
        1.   закрепить навыки форматирования таблицы.

Задание:

  1.  изучите п.1 «Учебный материал»;
  2.  выполните задания, приведенные в п.2;
  3.  ответьте на контрольные вопросы (п.3).

  1.  Учебный материал

Использование логических функций необходимо, когда для выбора правильного решения нужно проверить выполнение одного или нескольких условий. Наиболее часто используемые функции этой категории – ЕСЛИ, ИЛИ, И, НЕ.

  1.  Функция ЕСЛИ

ЕСЛИ(логическое_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)

Эта функция позволяет осуществить выбор варианта вычислений. Если значение логического выражения истинно, то выбирается значение_истина; если ложно – выбирается значение_ложь.

  1.  Функция И

И (логическое значение1; логическое значение 2;…)

Результат функции – истина, если значения всех составных логических выражений истинны; в противном случае – ложь)

  1.  Функция ИЛИ

ИЛИ (логическое значение 1; логическое значение 2;…)

Результат функции – ложь только в том случае, если значения всех составляющих ложны; в остальных случаях – истина.

  1.  Функция НЕ

И(логическое значение)

Изменяет значение ЛОЖЬ на ИСТИНА и ИСТИНА на ЛОЖЬ.

Таблица истинности функций И, ИЛИ, НЕ представлена в таблице 3.

Таблица 3

Таблица истинности функций И, ИЛИ, НЕ

x

y

И(x,y)

ИЛИ(x,y)

НЕ(х)

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

Пример 1. Допустим в ячейке А1 имеется число 5, в ячейке А2 – 10, в ячейке А3 – 8. Выясним результаты вычислений некоторых функций (табл.4).

Таблица 4

Результаты вычислений логических функций

Вид функции

Результат

1

=И(A1<2;А2>5)

 Ложь

2

=ИЛИ(A1<2;А2>5)

 Истина

3

=ЕСЛИ(A1<2;A2;A3)

 8

4

=ЕСЛИ(И(A1<2;A2>5);A2;A3)

 8

5

=ЕСЛИ(ИЛИ(A1<2;A2>5);A2;A3)

 10

6

=ЕСЛИ(A1<2;A2;ЕСЛИ(A1>2;A3;A3+8))

 8

Пример 2. Даны три положительных числа. Выяснить, образуют ли они треугольник (т.е. являются ли они сторонами треугольника).

Занесем исходные данные задачи, как показано на рис.36. В ячейку D3 внесем формулу:

=ЕСЛИ(И(A3+B3>C3;B3+C3>A3;A3+C3>B3);"образуют треугольник"; "не образуют треугольник")

и скопируем в ячейки D4 и D5.

Рис.36. Исходные данные задачи и результат вычисления функции

Заполнение диалогового окна функции ЕСЛИ показано на рисунке 37, функции И – на рисунке 38.

Рис.37. Диалоговое окно функции ЕСЛИ

Рис.38. Диалоговое окно функции И

  1.  Задание к лабораторной работе

  1.  Заполните таблицу по образцу в соответствии с вариантом задания, используя соответствующее форматирование ячеек:
    1.  выделите ячейки A1:L1 и выберите команду Объединить и поместить в центре. Введите заголовок таблицы (размер шрифта 9, начертание полужирный, тип шрифта Arial);
    2.  заголовки столбцов (строка 2) отформатируйте по следующим параметрам: размер шрифта 9, начертание полужирный, тип шрифта Times New Roman, выравнивание: по горизонтали – по центру, по вертикали – по центру, отображение – переносить по словам;
    3.  выделите  границы ячеек A1:L13.
  2.  В диапазон ячеек F3:F12 внесите количество проданного товара (на свое усмотрение).
  3.  Вычислите, используя при необходимости стандартные функции:
  4.  общую стоимость представленного товара (E3:E12);
  5.  суммарную стоимость товара (E13);
  6.  остаток каждого товара после продажи (G3:G12);
  7.  общую стоимость остатка каждого наименования товара (H3:H12);
  8.  суммарную стоимость остатка товара в магазине (H13);
  9.  процент продаж от первоначального количества товара (установить процентный формат одним из способов:

способ 1: вкладка Главная→группа Ячейки→команда ФорматФормат ячеек…→вкладка ЧислоЧисловые форматы: Процентный;

способ 2: контекстное меню→Формат ячеек…→вкладка ЧислоЧисловые форматы: Процентный;

способ 3: кнопка Процентный формат  в группе Число вкладки Главная;

способ 4: вкладка Главная→группа Стили→команда Стили ячеекЧисловой форматПроцентный);

  1.  процент остатка от первоначального количества товара (установить процентный формат);
  2.  новую цену товара за 1 шт. следующим образом: если % остатка больше % продаж, то цена товара за 1 шт. уменьшается на 20%, иначе цена остается прежней (K3:K12) (функция ЕСЛИ);
  3.  новую стоимость остатка каждого наименования товара (L3:L12);
  4.  общую стоимость остатка товара после изменения цены (L13);
  5.  суммарную стоимость товара, остаток которого меньше 50% (L14) (функция СУММЕСЛИ);
  6.  суммарную стоимость товара, остаток которого больше или равен 50% (L15) (функция СУММЕСЛИ);
  7.  Выполните проверку правильности расчетов, сделанных в ячейках L14 и L15: их сумма должна быть равна значению ячейки L13.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

  1.  Отсортируйте таблицу в порядке возрастания новой стоимости остатка (по столбцу L). Для этого установите курсор в любую ячейку диапазона L3:L12 и нажмите кнопку Сортировка от минимального к максимальному , находящуюся в группе Сортировка и фильтр вкладки Данные. Обратите внимание, что в столбце А изменились порядковые номера товаров.
  2.  В связи с произошедшими изменениями в таблице установите в столбце A нумерацию от 1 до 10 одним из способов, описанных в разделе «Построение рядов данных».
  3.  Сохраните файл на диске для его использования в следующих лабораторных работах.

  1.  Контрольные вопросы

  1.  Как объединить ячейки?
    1.  Как установить процентный формат числа (назовите 2-3 способа)?
    2.  Каково назначение функции СУММЕСЛИ?


Y=

Образуют», если a+b>c и a+c>b и b+c>a;

«Не образуют», в остальных случаях


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56087. Кіммерійці та скіфи на території сучасної України 101.5 KB
  У відповідному місці впишіть назву кочових племен причорноморського степу що їх витіснили скіфи в VІІ ст. Скіфи –- кочові племена що витіснили кіммерійців на теренах Північного Причорноморя. Скіфи були, як і кіммерійці, кочівниками.
56088. Кіммерійці та скіфи на території сучасної України 62.5 KB
  Навчальна мета: закріпити знання з попередньої теми; розглянути з учнями історичний матеріал повязаний з життям на території сучасної України кочових племен кіммерійців та скіфів; при вивченні нового матеріалу...
56089. Школа проти СНІДу 123 KB
  Саме тому перш за все школа повинна стати середовищем для формування у молодих людей розуміння серйозності проблеми ВІЛ СНІДу та переваг здорового способу життя. Мета: ознайомити учнів з епідеміями що спіткали цивілізацію з сучасним станом розвитку епідемії ВІЛ СНІДу.
56090. Григорій Сковорода – філософ, поет, музикант. (“Всякому городу – нрав і права” із циклу “Сад божественних пісень”) 38.5 KB
  Сковорода: філософом поетом чи композитором. Тарас Шевченко Григорій Сковорода видатний український просвітитель поет педагог музикант ХVІІІ століття поборник правди чия творчість пройнята любов’ю до людей.
56091. ОСОБЛИВОСТІ ВИВЧЕННЯ ТВОРЧОСТІ Г.С. СКОВОРОДИ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТІ 186.5 KB
  Сковорода був близький йому своїми ідеями поглядами на призначення людини. Можливо він орієнтувався трохи на малюнок Івана Їжакевича Мандрівний філософ Сковорода і на малюнок Миколи Самокиша Сковорода...
56092. Бабусина скриня 72 KB
  Мета уроку: поглибити знання учнів з краєзнавства, акцентувати увагу на потребі зберігати як святиню усе те, що пов’язує людину з рідною землею; розвивати зв’язне мовлення та логічне мислення учнів...