41890

Программы – архиваторы ОС MS-DOS (zip, arj,rar) и ОС семейства WINDOWS(winzip, winrar)

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Функции архивирования и разархивирования встроены в файловую систему компьютера и доступны из программы «Проводник». На Вашем компьютере должна быть установлена одна из выше перечисленных программ-архиваторов. Обычно это WinRAR или WinZIP.

Русский

2013-10-26

724.5 KB

24 чел.

Лабораторная работа  №11  Программы – архиваторы ОС MS-DOS      (zip, arj,rar) и ОС семейства WINDOWS(winzip, winrar)

Цель: Знакомство с основными возможностями  архиватора WinRAR. Использование расширенных функций программы.

Задачи работы:

  •  создание архивов и извлечение из них файлов;
  •  добавление, извлечение, или удаление из архива отдельных файлыов  или групп ;  
  •  создание самораспаковывающихся архивов
  •  создание многотомных архивов,
  •  установка пароля на архив
  •  уменьшение размера файла для отправки по e-mail

Отчет:

1.   Название и номер лабораторной работы.

2.   Цели и задачи лабораторной работы.

3.  Задание

  1.  Результаты выполненной работы.
  2.  Ответы на контрольные вопросы

Теория.

Архиваторы - это специальные программы, которые позволяют работать с архивными файлами, т.е. запаковывать и распаковывать архивные файлы.

Функции архивирования и разархивирования встроены в файловую систему компьютера и доступны из программы «Проводник». На Вашем компьютере должна быть установлена одна из выше перечисленных программ-архиваторов. Обычно это WinRAR или WinZIP.

Программа WinRar позволяет создавать архивы огромных размеров, содержащие большое количество файлов, может выполнять все основные операции со многими другими форматами, а также умеет создавать самораспаковывающиеся архивы. Архиватор автоматически распознаёт формат данных и выбирает лучший метод сжатия.

При работе с архивами в программе WinRAR Вы можете:

  •  создать самораспаковывающийся архив;
  •  создать непрерывный архив;
  •  добавить электронную подпись;
  •  создать разбитый на части архив;
  •  поставить пароль на архив;
  •  просматривать содержимое архива;
  •  добавить файлы в уже существующий архив.

Задание  1.

WinRAR. Разработанная российским программистом Евгением Рошалем, позволяет создавать архивы в формате RAR и ZIP, а также может распаковывать файлы других форматов, такие как: CAB, ARJ, LZH, TAR, GZ, ACE, UUE, BZ2, JAR, ISO.

создания обычного архивного файла

Самый простой способ создания архивного файла приведен ниже.

Откройте папку с Вашим файлом, который Вы хотите заархивировать (На экране Вашего компьютера двойным щелчком мыши откройте «Мои документы»)

Найдите Ваш файл и нажмите на нем правой кнопкой мыши

Выберите пункт «Упаковать в архив <Имя Вашего файла> . rar »

4. В конце списка файлов появится Ваш архивный файл.

Расширенные возможности создания архива

Откройте папку с Вашими файлами, которые Вы хотите заархивировать (На экране Вашего компьютера двойным щелчком мыши откройте «Мои документы»)

Выделите все ваши файлы и откройте главное меню «Файл»

Выберите пункт «Упаковать в архив… » - откроется окно, представленное на рисунке.

В этом окне Вы можете выбрать:

«Формат архива» - RAR или ZIP

«Метод сжатия»

  •  Быстрый
  •  Обычный
  •  Максимальный

Разделить на тома – 1 457 664 (разбить большой архив на несколько дискет)

«Параметры архивации»

Удалять файлы после упаковки

Создать SFX-архив (самораспаковывающийся)

Создать непрерывный архив –для всех выделенных файлов создается неразделяемый архив. Это приводит к более сильному сжатию, однако в последствие не возможно выделить только один файл из архива.

Раскрытие архива

Самым простым способом извлечения файлов из архива является следующий:

  •  Откройте проводник и найдите архивный файл (тип – zip, rar, ARJ, TAR, ACE)
  •  Нажмите правой кнопкой мыши на файле и выберите «Извлечь в текущую папку»
  •  В конце списка файлов в текущей папке появятся файлы, извлеченные из архива.

Выборочное извлечение файлов из архива

Содержимое архивного файла можно посмотреть если дважды щелкнуть на названии архива, при этом откроется окно, показанное на рисунке ниже.

Выделите файлы, которые Вы хотите извлечь из архива и нажмите кнопку «Извлечь в», в открывшемся окне можно выбрать новое место для извлечения файла.

Нажмите кнопку ОК

Самораспаковывающийся архив (SFX-архив) открывается двойным щелчком.

Задание 2

Все файлы и папки, которые необходимо будет создать в процессе работы, следует размещать в Вашей личной папке.

1.      Создать следующую систему папок

2.      Скопировать:

в папку ВМР — все файлы с расширением ВМР из папки C:\ Program Files;

в папку DOC — все файлы с расширением DOC из папки C:\Documents and Settings;

в папку ТХТ — все текстовые файлы из папки C:\ Program Files;

3.      С помощью программы WinZip в папке Архив создать архивы txt.zip, bmp.zip, doc.zip, в которые поместить файлы из папок с соответствующим именем.

Использовать все возможные способы:

·     с помощью контекстного меню;

·     методом буксировки;

·     с помощью команды New (Новый).

Архивировать со степенью сжатия Normal (Нормальный).

4.      С помощью программы WinZip в папке Архив создать архивы txt_max.zip, bmp_max.zip, doc_max.zip, в которые поместить файлы из папок с соответствующим именем. Архивировать со степенью сжатия Maximum.

5.      С помощью программы WinRar в папке Архив создать архивы txt.rar, bmp.rar, doc.rar, в которые поместить файлы из папок с соответствующим именем.

Использовать все возможные способы:

·     с помощью контекстного меню;

·     методом буксировки;

·     с помощью команды Добавить.

Архивировать со степенью сжатия Обычный.

6.      С помощью программы WinRar в папке Архив создать txt_max.rar, bmp_max.rar, doc_max.rar, в которые поместить файлы из папок с соответствующим именем.

Архивировать со степенью сжатия Максимальный.

7.      Сархивировать с помощью программы WinZip все файлы из папок TXT, BMP, DOC в файл ALL.ZIP.

8.      Сархивировать с помощью программы WinRar все файлы из папок TXT, BMP, DOC в файл ALL.RAR.

9.      Занести информацию про созданные архивы в таблицы:

Размер, Kb

txt

bmp

doc

незаархивированных файлов

 

 

 

ZIP-архив, Normal

 

 

 

ZIP-архив, Maximum

 

 

 

RAR-архив, Обычный

 

 

 

RAR-архив, Максимальный

 

 

 

Подсчитать степень сжатия:

Степень сжатия

txt

bmp

doc

ZIP-архив, Normal

 

 

 

ZIP-архив, Maximum

 

 

 

RAR-архив, Обычный

 

 

 

RAR-архив, Максимальный

 

 

 

10.  Удалить все файлы из папок TXT, BMP, DOC.

11.  Разархивировать:

·     Из архива txt.zip в папку TXT - все файлы.

·     Из архива bmp.zip в папку BMP - все файлы.

·     Из архива doc.zip в папку DOC - все файлы.

Использовать способы:

·     Команду Extract (Извлечь).

·     Буксировкой.

·     С помощью команд контекстного меню.

Контрольные вопросы

1.      Что такое сжатие информации?

2.      Что такое степень сжатия файлов?

3.      Что такое архивный файл и самораспаковывающийся архивный файл?

4.      Что такое архивация и разархивация?

5.      Что такое многотомный архив?

6.      Как добавить файл в архив?

7.      Какие вы знаете архиваторы?

Лабораторная работа  №12  Работа с антивирусными программами

Цель: Изучение Окна настроек и на его примере - структуры Антивируса Касперского 6.0. Изучить как настраивать список проверяемых объектов, управление задачами поиска вирусов

Задачи работы:

  •  Изучение интерфейса 
  •  Структура и настройки
  •   Постоянная защита 
  •  Поиск вирусов 
  •   Сервис 

Отчет:

Название и номер лабораторной работы

Цели и задачи лабораторной работы.

Задание

Результаты выполненной работы.

Ответы на контрольные вопросы

Теория.

Как упоминалось ранее, удобный графический интерфейс - важное отличие домашнего антивируса от корпоративного. Он должен быть интуитивно понятным и простым в использовании.

В этом задании изучается интерфейс Антивируса Касперского 6.0. Фактически, он состоит из четырех окон:

  •  Главного окна, в котором можно управлять задачами и компонентами антивируса. В нем также расположены ссылки на остальные окна
  •  Окна настроек, предназначенного для настройки задач и компонентов
  •  Окна статистики и отчетов, в котором можно получить данные о результатах работы антивируса
  •  Окна справочной системы

Дополнительно, Антивирус Касперского встраивается в контекстное меню объектов, размещенных на жестком диске, добавляет свою группу в системное меню Пуск и во время работы в системной панели операционной системы появляется иконка антивируса Задание  1.

В ходе выполнения задания нужно будет поочередно вызвать все четыре окна интерфейса Антивируса Касперского 6.0 и ознакомиться с их внешним видом.

Задание 1.

Антивируса Касперского 6.0 и ознакомиться с их внешним видом.

  1.  

После успешного завершения процесса установки Антивируса Касперского 6.0 в системном меню Пуск / Программы появляется новая группа - Антивирус Касперского 6.0. В ней содержится пять ярлыков, название каждого отражает смысл, например Антивирус Касперского 6.0 открывает главное окно интерфейса Антивируса Касперского 6.0.

Откройте меню Пуск / Программы / Антивирус Касперского 6.0 и ознакомьтесь с его содержимым

  1.  О том, что Антивирус Касперского в данный момент загружен и работает, символизирует иконка на системной панели в правом нижнем углу экрана. В зависимости от задачи, выполняемой антивирусом, картинка на ней может меняться. В дальнейшем в ходе лабораторных работ во время выполнения разных задач всегда обращайте внимание на вид этой иконки.

Дополнительно она служит для быстрого доступа к основным функциям антивируса: двойной щелчок левой клавишей мыши на ней вызывает главное окно интерфейса, а контекстное меню, открываемое щелчком правой клавиши мыши позволяет сразу перейти на нужное окно интерфейса.

Откройте контекстное меню иконки Антивируса Касперского и ознакомьтесь с представленным здесь списком ссылок

  1.  С помощью двойного щелчка на иконке откройте главное окно интерфейса Антивируса Касперского 

  1.  В верхней правой части окна размещено две ссылки: Настройка и Справка. Первая используется для настройки антивируса, вторая - для вывода справочной системы.

Нажмите ссылку Справка

  1.  Открывшееся окно содержит руководство пользователя Антивирусом Касперского. При возникновении каких-либо проблем, в первую очередь всегда нужно обращаться к нему. Ознакомьтесь с содержанием справочной системы в левой панели окна и закрыв его вернитесь к главному окну антивируса

  1.  В главном окне нажмите ссылку Настройка, расположенную слева от Справка 

  1.  Открывшееся окно Настройка предназначено для настройки параметров работы антивируса. Нажмите Закрыть и вернитесь к главному окну интерфейса

  1.  Найдите элемент Защита, выделенный подчеркиванием (, в левой части окна) и нажатием на нем правой клавишей мыши выведите контекстное меню

  1.  Контекстное меню разделено на две зоны: верхняя содержит ссылки Настройка (открывает рассмотренное выше окно Настройка) и Отчет. Нижняя - кнопки управления компонентом, они будут рассмотрены в следующем задании.

Отметим, что интерфейс Антивируса Касперского 6.0 позволяет переходить из окна к окну множеством путей. Например, окно Настройка можно открыть как помощью ссылки Настройка в верхней части Главного окна, так и через контекстное меню как описано в этом пункте. Содержимое этих окон не зависит от того, по какой ссылке или кнопке к нему перешли.

Для перехода к последнему из основных, четвертому окну, выберите ссылку Отчет

  1.  Ознакомьтесь с внешним видом этого окна и нажмите Закрыть 

  1.  В главном окне интерфейса обратите внимание, что весь текст в информационной части окна, разбитый серыми рамками на группы, содержит ссылки. Таким образом, в главном окне представлен только небольшой отчет о неком компоненте антивируса, а по нажатию на него выводится окно с подробной информацией.

Убедитесь в этом, щелкнув левой клавишей мыши по группе Статистика.

  1.  В результате должно открыться то же окно, что в пункте 10. Убедитесь в этом и закройте окно статистики, нажав Закрыть 

  1.  Вернитесь к главному окну интерфейса антивируса и закройте его

Контрольные вопросы

1.      Для чего предназначено окно статистики и отчетов?

2.      Какие объекты можно проверять в режиме постоянной защиты ?

3.      Что входит в настройку обновления ?

Лабораторная работа  №13  Создание Освоение приемов работы по редактированию текста: выделение фрагмента, копирование, перемещение, удаление фрагмента текста. 

Цель: Знакомство с интерфейсом программы. Создание и сохранение документов.  Освоение на практике основных приемов ввода и редактирования текста.

Задачи работы:

  •  Изучение интерфейса 
  •  Способы создания нового документа
  •  Сохранение документа в различных форматах.
  •  Ввод текста
  •  Выделение фрагментов(символ, слово ,строка, абзац)

Отчет:

  1.  Название и номер лабораторной работы
  2.   Цели и задачи лабораторной работы.
  3.  Задание
  4.  Результаты выполненной работы.
  5.  Ответы на контрольные вопросы

Теория.

Microsoft Office Word 2007 является популярнейшей прикладной программой для создания и обработки текстовых документов, которая обладает множеством возможностей настольной издательской системы по работе с текстами различной структуры и сложности. Интерфейс пользователя Word 2007 существенно отличается от интерфейсов Word 97 - 2003. Со средой Word 2007 можно ознакомиться на страничке Интерфейсы приложений Microsoft Office System 2007.

Основу среды Word 2007 составляют визуальные средства (команды в виде кнопок, полей для ввода информации или меню), расположенные на Ленте, для управления содержимым документа в процессе его создания и обработки. Среда Word 2007 разработана с учетом всех этапов процесса создания документа: ввода текста, редактирования, форматирования и так далее, что обеспечивает эффективную работу с приложением. Лента состоит из вкладок, которые содержат такие элементы управления пользовательским интерфейсом как группы и команды.

Необходимо отметить, что Лента состоит из 9 стандартных встроенных вкладок, корешки которых отображаются в окне приложения Word 2007: Главная, Вставка, Разметка страницы, Ссылки, Рассылки, Рецензирование, Вид, Разработчик и Надстройка. По умолчанию открывается только 7 встроенных вкладок. Дополнительно можно активизировать встроенную вкладку "Разработчик". Для этого необходимо щелкнуть на кнопке "Настройка панели быстрого доступа" расположенной справа от панели.

Задание 1.  ВВОД И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА

- Скопируйте текст в свой документ:

Основные функции текстовых редакторов

Текстовый редактор – это приложение, предназначенное для создания, просмотра, модификации и печати текстовых документов.

Текстовый процессор MS Word работает под управлением Windows и может выполнять сотни операций над текстовой и графической информацией.

- С помощью команды СЕРВИС → Язык → Расстановка переносов установите автоматическую расстановку переносов.

- Объедините текст первых двух абзацев.

- Разбейте текст первого абзаца на два абзаца.

- После первого абзаца вставьте три пустых абзаца.

- С помощью команд меню Вид исследуйте различные варианты представления документа Word установив поочередно следующие режимы:

Обычный;

Web-документ;

Структура;

Во весь экран.

- С помощью команды ФАЙЛ → Предварительный просмотр просмотрите на экране одновременно все страницы документа.

- Закройте режим предварительного просмотра.

- Сохраните документ.

Задание 2. Форматирование символов и абзацев

- Откройте диалоговое окно Шрифт (с помощью команды горизонтального меню ФОРМАТ).   Внимательно проанализируйте структуру этого окна, его вкладки и те возможности, которые предоставляет это окно для форматирования  текста.

Выполните с помощью диалогового окна Шрифт приведенные ниже операции.

  •  Отформатируйте несколько абзацев текста по-разному, используя шрифты Arial, Times New Roman, Courier  и др., а также разные размеры и начертания букв.
  •  Окрасьте текст двух абзацев в различные цвета. Верните исходный цвет текста в одном из абзацев.
  •  С помощью команды ФОРМАТ → Границы и заливка выполните  цветное обрамление и заливку двух абзацев.
  •  Удалите обрамление одного из абзацев.
  •  Сохраните документ.

Задание 3. Работа со справочной системой word. Проверка правописания

   Красная волнистая линия указывает на неверно написанное слово.
Зеленая же волнистая линия указывает на синтаксические ошибки: пропущенная запятая, громоздкое по смыслу предложение и тому подобное. 

Для исправления орфографии необходимо подвести указатель к грамматической ошибке и щелкнуть правой кнопкой мыши. Выбрать из меню правильное слово, либо добавить его в словарь.

Команда СЕРВИС, Язык позволяет указать язык для подключения орфографического словаря.

Команда СЕРВИС, Параметры позволяет сделать настройки проверки.

- Откройте созданный вами файл.

- Введите команду меню окна СПРАВКА → Справка по Microsoft Office Word.

- Если на экране появился Помощник, щелкните в его окне по кнопке Параметры и в  диалоговом окне снимите флажок Использовать помощника.

- На области задач Справка Word в подокно Искать введите текст Правописание и щёлкните по стрелке (Начать поиск).

- В  появившемся  подокне  выберите Проверка орфографии и грамматики.

- Для того чтобы вывести на экран весь текст справки, щелкните Показать все.

- С помощью мыши выделите весь текст справки Проверка орфографии и грамматики и скопируйте его в буфер обмена.

- Вставьте текст справки в свой документ с помощью команды ПРАВКА → Специальная вставка в виде текста в формате RTF.

- Выведите на экран справочные сведения

Включение и отключение автоматической проверки правописания.

выделите текст правки и перетащите его с помощью мыши в конец документа.

- Закройте окно справки.

- Сохраните документ.

- Отредактируйте и отформатируйте вставленные в документ фрагменты справки:

  •  удалите ненужные фрагменты;
  •  измените тип и размер шрифта текста справки;
  •  выделите заголовки прописными буквами;
  •  с помощью команды меню ФОРМАТ → Абзац установите для заголовков абзацные отступы (интервалы): «перед» и «после» - по 6 пт. и выравнивание по центру;
  •  в первых строках абзацев текста справки установите отступы величиной 1 см.

- Ознакомьтесь с содержанием вставленной справки.

- Введите команду СЕРВИС → Параметры и на вкладке Правописание установите флажки, необходимые для проверки орфографии и грамматики.

- Установите курсор в начало своего документа. С помощью команды СЕРВИС → Правописание найдите и исправьте в документе орфографические и грамматические ошибки.

- Сохраните документ.

Контрольные вопросы

1.      Какие основные параметры форматирования  содержит шаблон Normal.dotm ?

2.      На каком шаблоне основан пустой документ ?

3.      В каких форматах можно сохранить документ  ?

4.      С помощью чего производится перемещение по документу ?

5.      Режимы просмотра документа в Word 2007 ?

6.     Способы копирования и перемещения фрагмента в тексте ?

Лабораторная работа №14 Форматирование текстового документа: установка типа шрифта, стиля начертания, работа с линейкой, форматирование абзаца и др.

Цель: Изучение способов форматирования документа. Использование различных инструментов в Word для форматирования текста..

Задачи работы:

  •  Форматирование текста 
  •  Форматирование абзацев
  •  Изменение параметров страницы.
  •  Вставка колонтитулов

Отчет:

1.  Название и номер лабораторной работы

2.   Цели и задачи лабораторной работы.

3.   Задание

4.  Результаты выполненной работы.

5.  Ответы на контрольные вопросы

Задание 1.  ВВОД И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА

1. Наберите предложенный текст:

Система счисления – способ представления чисел и соответствующий этому способу набор правил действий над числами

Основание позиционной системы счисленияколичество различных цифр, используемых для изображения чисел в данной системе счисления.

За основание системы можно принять любое натуральное число — два, три, четыре и т.д. Следовательно, возможно бесчисленное множество позиционных систем: двоичная, троичная, четверичная и т.д.

Запись чисел в каждой из систем счисления с основанием  q  означает сокращенную запись выражения:

an-1 qn-1 + an-2 qn-2 + ... + a1 q1 + a0 q0 + a-1 q-1 + ... + a-m q-m,


где:

  •   ai  — цифры системы счисления;
  •   n — число целых разрядов  числа
  •  m — число дробных разрядов числа


Например:


Перевод чисел из десятичной системы счисления  в двоичную:

2510

       

1. Наберите предложенный текст:

Система счисленияэто совокупность приемов и правил, по которым числа записываются и читаются

В непозиционных системах счисления вес цифры (т. е. тот вклад, который она вносит в значение числа) не зависит от ее позиции в записи числа


Например, в римской системе счисления в числе ХХХII (тридцать два) вес цифры Х в любой позиции равен просто десяти

В позиционных системах счисления вес каждой цифры изменяется в зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих число

Например, в числе 757,7 первая семерка означает 7 сотен, вторая — 7 единиц, а третья — 7 десятых долей единицы.

Сама же запись числа 757,7 означает сокращенную запись выражения

700 + 50 + 7 + 0,7 = 7 . 102 + 5 . 101 + 7 . 100 + 7 . 10—1 = 757,7.

Основание позиционной системы счисления

количество различных цифр, используемых для изображения чисел в данной системе счисления.


Перевод чисел из десятичной системы счисления  в двоичную:

       

Контрольные вопросы

                1. Что вы понимаете под форматированием  ?

                2. Что относится к атрибутам форматирования символов?

                3.  В чем заключается форматирование абзацев ?

                4. Основные параметры оформления страниц  ?

                5. Действия со стилями ?


Лабораторная работа  №15  Создание таблиц, применение формул в таблицах.

Цель: Уметь: создавать и форматировать таблицы,  Сортировка в таблицах. Вычисления в таблицах. Обрамление и заливка.

Задачи работы:

  •  Создание таблиц, способы создания :
  •  Преобразование текста в таблицу и наоборот.  
  •  Ввод текста и перемещение внутри таблицы. Сортировка содержимого таблицы.
  •  Добавление и удаление строк и столбцов.
  •  Настройка параметров ячеек таблиц.
  •  Изменение свойств таблицы
  •  Расчет значений в таблице.

Отчет:

1. Название и номер лабораторной работы

2.  Цели и задачи лабораторной работы.

3. Задание

4. Результаты выполненной работы.

5.  Ответы на контрольные вопросы

Теория.

Задание 1. Создание таблиц.

Создайте журнал (таблицу) учета текущей успеваемости студентов вашей подгруппы по информатике в сентябре и октябре  месяцах, следующего вида

Факультет

Курс 1 Название предмета  Подгруппа

Ф.И.О.

Сентябрь

Октябрь

2

9

16

23

30

7

14

21

28

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Выполнение.

Для этого создайте новый документ, установите шрифт Times New Roman и размер 14. В первой строке введите название факультета, выровняйте по центру. Для набора следующей строки, на линейке разместите символы табуляции в позиции 5,5 (выравнивание слева) и 14,4 (выравнивание справа) и установите размер 12. Введите “Курс 1”, затем нажмите клавишу табуляции и введите название предмета, снова нажмите клавишу табуляции и укажите номер группы.

Выполните команду меню Таблица/Добавить таблицу, в диалоговом окне Вставка таблицы укажите и число столбцов – 11 и число строк –10.

Выделите столбцы с номерами 3-11, и выполните команду меню Таблица/ Высота и ширина ячейки. В диалоговом окне Высота и ширина ячеек установите ширину столбцов 3-11 равной 1,2см., ширину столбца 2 – 3,8см. и ширину 1-го столбца равной 1см.

Выделите две верхние ячейки первого столбца и выполните команду меню Таблица/Объединить ячейки и установите выравнивание по центру. Выполните эти действия, последовательно выделяя две верхние ячейки второго столбца, пять следующих ячеек первой строки и последние 4 ячейки первой строки.

Введите данные в соответствующие ячейки таблицы. При вводе заглавий № и Ф.И.О. для выравнивания их по вертикали использовать команды Формат/ Абзац и в диалоговом окне Абзаца установить нужное значение поля Интервал перед. Для автоматического ввода значений в первый столбец воспользуйтесь командой Формат/ Список.

Выделяя нужные области таблицы с помощью команды Формат/ Границы и заливка придайте таблице требуемый внешний вид

Задание 2. Создание и сортировка таблиц.

1. Создайте таблицу следующего вида:

Фамилия И.О.

Должность

Оклад

1.

Сергеев В.В.

директор

20000000

2.

Петухов В.В.

водитель

2000000

3.

Петров В.В.

зам. директора

12000000

4.

Мишина В.В.

кассир

12000000

5.

Иванов В.В.

зам. директора

12000000

6.

Дубков В.Ф.

бухгалтер

15000000

7.

Веник В.В.

водитель

2000000

8.

Ванин В.В.

водитель

2300000

9.

Ванин В.П.

водитель

2000000

10.

Сычев Т.Т.

водитель

2300000

2. Отсортируйте строки таблицы по фамилиям в алфавитном порядке.

Методические указания.

Для упорядочения таблицы проделайте следующие действия:

выделите в таблице строки, начиная со второй, и столбцы, начиная со второго;

выполните команду меню Таблица/Сортировка, в диалоговом окне Сортировка установите в списке Сортировать Столбец 2 (сортировка по 2-му столбцу), способ сортировки- Текст, нажмите кнопку Параметры и установите флажок Только столбцы (чтобы не переставлялись клетки с номерами строк) и нажмите кнопку ОК. Сохраните полученную таблицу в файле с названием лаб.2_1.doc.

3. Отсортируйте строки таблицы по убыванию окладов и сохраните полученную таблицу в файле с названием лаб.2_2.doc.

4. Отсортируйте строки таблицы по должностям и для одинаковых должностей по возрастанию окладов. Сохраните полученную таблицу в файле с названием лаб.2_3.doc.

5. Соедините документы, записанные в файлы в один документ. Для этого примените команду Вставка/Файл. Пронумеруйте таблицы в объединенном документе при помощи команды Вставка/Название.

6. Сохраните полученный  документ в файле Лобараторная_работа_2_2.doc.

Задание 3. Вычисление в таблицах.

Выполнение.

  1.  Подготовьте документ следующего вида:

Сведения

о доходах и расходах фирмы «Ритм» за январь-март 1997 г.

Январь

Февраль

Март

Сумма

Объем продаж

45000000

50000000

48000000

Затраты на покупку

15000000

12000000

18000000

Затраты за доставку

6000000

8000000

10000000

Доход

Председатель правления

фирмы «Ритм»       И. И. Иванов

2. Для вычисления сумм, расположенных в пятом столбце, необходимо при помощи команды Таблица/Формула ввести в клетки этого столбца формулы: =b2+c2+d2, =b3+c3+d3, =b4+c4+d4 или формулу: =SUM(LEFT).

Для вычисления доходов, расположенных в пятой строке, необходимо при помощи команды Таблица/Формула ввести в клетки этого столбца формулы: =b2-(b3+b4), =c2-(c3+c4), =d2-(d3+d4).

3. Сделайте обрамление и заливку клеток с исходными данными при  помощи панели Таблицы и Границы или при помощи команды Формат/Граница и заливка. Измените числа в клетках с исходными данными и выполните перерасчет таблицы. Сохраните документ в файле.

Задание 5.  Подготовьте рекламу следующего вида:

Минск, Толбухина,4
ст. м. "Парк  Челюскинцев"
тел. 266-97-24

Работает постоянно
с
11.00 до 19.00

воскресенье - выходной

вход свободный

2-й этаж-
ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОДАРКИ
3-й этаж-
ВСЕ  ДЛЯ ДОМА

ВСЕ, ЧТО  ВАМ СЕЙЧАС НУЖНО!

Методические указания.

Создайте таблицу, сделав невидимыми границы, расположения информации и в клетки заполните нужную информацию в соответствующем формате.  

Для фигурного текста примените объекты Wordart, кнопка для работы с которыми находится на панели рисование.

Контрольные вопросы

  1.  Как изменить ширину строки в таблице?
  2.  Как разделить ячейку таблицы на две отдельные ячейки?
  3.  Как осуществить автоматическое форматирование таблицы?
  4.  Как выровнять текст в таблице?
  5.  Как выровнять таблицу относительно листа?

Лабораторная работа  №16  Графические возможности текстового редактора.

Цель: Научиться создавать рисунки в документе Word и форматировать их

Задачи работы:

  •   Поиск и вставка объектов ClipArt.
  •  Вставка рисунка.
  •  Добавление экспресс- стиля в рисунок. Добавление формы в рисунок. Добавление границы в рисунок.
  •  Добавление  эффектов.
  •  Изменение размера рисунка. Сжатие, изменение цветов. Обрезка и вращение.
  •  Создание и форматирование текста Word Art.

Отчет:

1. Название и номер лабораторной работы

2.  Цели и задачи лабораторной работы.

3. Задание

4. Результаты выполненной работы.

5.  Ответы на контрольные вопросы

Задание 1. Нарисуйте блок-схему решения квадратного уравнения

 


Задание 2
Вставьте следующие рисунки и текст    

                  Куда уходит

Задание 3Вставьте следующие фигуры в документ

Контрольные вопросы

  1.  Как добавить экспресс-стиль в рисунок ?
  2.  Добавление формы и границы в рисунок?
  3.   Какие эффекты можно применить  к рисунку  ?
  4.  Обрезка и вращение рисунка ?
  5.  Форматирование текста WordArt  ?



Лабораторная работа  №17  Освоение приемов работы по созданию таблиц. 

Цель: Знакомство с интерфейсом программы. Создание и сохранение документа Excel.   Ввод и редактирование данных.

Задачи работы:

  •  Изучение интерфейса 
  •  Ввод различных  типов данных в таблицу(число, текст, дата. время)
  •  Использование автозавершения и автозаполнения
  •  Правка содержимого ячеек

Отчет:

1. Название и номер лабораторной работы

  1.   Цели и задачи лабораторной работы.
  2.  Задание
  3.  Результаты выполненной работы.
  4.  Ответы на контрольные вопросы

Теория.

Интерфейс Excel 2007 построен по аналогии с интерфейсом Word 2007 и кардинально отличается от предыдущих классических версий 1997-2003.  Стартовое окно программы содержит три пустых листа рабочей книги.

Вверху находятся семь лент с инструментами: Главная, Вставка, Разметка страницы, Формулы, Данные, Рецензирование, Вид. Некоторые из них (Разметка страницы, Вид) очень похожи на своих "собратьев" из Word 2007.

Каждая лента состоит из панелей, на которых, собственно, и расположены инструменты для работы с электронными таблицами. Как правило, на панель вынесены наиболее часто используемые инструменты. Для вызова полного набора инструментов той или иной панели надо открыть окно данной панели, нажав на стрелочку в правом нижнем углу.

Общие правила ввода данных

Данные можно вводить непосредственно в ячейку или в строку формул.

Выделите ячейку.Введите данные с клавиатуры непосредственно в ячейку или в строку формул. Подтвердите ввод. Подтвердить ввод можно одним из трех способов: нажать клавишу Enter или Tab; нажать кнопку Ввод (галочка) в строке формул выделить любую другую ячейку на листе (нельзя использовать при вводе формул).

При вводе неправильного символа его можно удалить. Для удаления символа слева от текстового курсора надо нажать клавишу BackSpace.

При вводе данных переводить текстовый курсор в ячейке клавишами клавиатуры нельзя. Это можно сделать только с использованием мыши. Необходимо навести указатель мыши и один раз щелкнуть левой кнопкой мыши.

По умолчанию все данные в ячейке вводятся одной строкой. Для перехода к новой строке (новому абзацу) в ячейке необходимо нажать клавишу Enter при нажатой клавише Alt.

В ячейке может находиться до 32767 символов. Исключение составляют формулы. Длина записи для формулы – 8192 символа.

Одни и те же данные можно ввести одновременно в несколько различных ячеек одного листа. Для этого следует выделить ячейки, в которые необходимо ввести данные (не обязательно смежные), ввести данные и нажать клавиши Ctrl + Enter или, при нажатой клавише Ctrl, щелкнуть по кнопке Ввод в строке формул (см. рис. 4.1).

Одни и те же данные можно ввести одновременно в одноименные ячейки различных листов. Для этого следует выделить ярлыки листов, в которые необходимо ввести данные, ввести данные и подтвердить ввод.

Microsoft Excel обычно распознает вводимые в ячейку данные (текст, числа, даты, время) и автоматически устанавливает соответствующий формат данных.

Задание 1. Создание списка клиентов

1. Создайте рабочую книгу и сохраните ее в своей папке под именем Заказы(Ваша фамилия).

2. Первому листу присвойте имя Клиенты. Для этого 2 раза щелкните на ярлык Лист1 и переименуйте его в Клиенты.

3. Введите в ячейку А1 заголовок первого столбца – Название фирмы. Затем переместите указатель мыши в первую ячейку второго столбца. Для этого нажмите на клавишу [Tab] или стрелку →. Следует в ячейки А1-I1 ввести следующие заголовки:

А1Название фирмы-(любое название фирмы)

B1Код- (любое четырехзначное число, у каждой фирмы свой код, т.е. нет двух одинаковых кодов)

C1Контактная персона-(представитель фирмы, ответственный за контакты с клиентами: фамилия И.О.)

D1Индекс

 E1Город

 F1Улица

G1Телефакс

H1Телефон

 I1Скидка(%)-(указывается скидка в числовом выражении, т.е. 0,15 или 0,3 и т.д. )

4. Ввод записей. Для этого находясь в следующей строке заполненной области выбрать в меню Данные Форма. Нажмите ОК. Откроется диалоговое окно формы данных Клиенты.

Введите список 15 фирм. Фирмы распределите по 5 городам. Набрав первую запись нажмите на кнопку Доба-вить.

5. Форматирование таблицы. Для ячеек I2-I14 задайте процентный стиль (для этого выделите данный диапазон и нажмите на кнопку Процентный формат на панели инструментов Форматирование).

6. Сортировка данных. Необходимо выбрать в меню Данные Сортировка. В диалоговом окне выбрать первый критерий сортировки Код и второй критерий Город и ОК.

7. Фильтрация данных. Выбрать в меню Данные Фильтр/Атофильтр. После щелчка на имени этой коман-ды в первой строке рядом с заголовком каждого столбца появиться кнопка со стрелкой. С ее помощью можно открыть список, содержащий все значения полей в столбце. Выберите название одного из городов в Город. Кроме значений полей, каждый список содержит еще три элемента: (Все), (Первые 10…) и (Условие…). Эле-мент (Все) предназначен для восстановления отображения на экране всех записей после применения фильтра. Элемент (Первые 10…) обеспечивает автоматическое представление на экране десяти первых записей списка. Если вы занимаетесь составлением всевозможных рейтингов, главная задача которых состоит в определении лучшей десятки, воспользуйтесь этой функцией. Последний элемент - используется для формирования более сложного критерия отбора, в котором можно применить условные операторы И и ИЛИ.

8. Установите курсор в любую заполненную ячейку и выполните следующие действия: в меню Формат Ав-тоформат Список 2.

Задание 2. Создание списка товаров

Второй список будет содержать данные о предлагаемых нами товарах.

1. Перейдите на второй лист рабочей книги, щелкнув на ярлычке Лист2, и присвойте ему имя Товары.

2. Список, создаваемы на рабочем листе Товары, должен состоять из трех столбцов: Номер, Наименование то-вара и Цена. Введите указанные имена в ячейки А1-С1.

3. Теперь приступаем к вводу данных. Желательно, чтобы номера товаров были расположены по возрастанию.

4. Цены должны вводиться в таком виде: 1150, 200 или 3000. Затем диапазон С2-С12 форматируем следующим образом в меню ФорматЯчейкиЧислоДенежныйОбозначение($Английский(США); число десятич-ных знаков-0) ОК.

5. Формат Автоформат Список 3.

Контрольные вопросы

1. Где может применяться программа Excel ?

2. Назовите основные функции электронной таблицы ?

3. Из чего состоит электронная таблица ?

4. Какие данные можно вводить в ячейки электронной таблицы ?

Лабораторная работа  № 18.  Работа с данными. Форматирование таблиц.

Цель:  Закрепление навыков по заполнению и редактированию таблиц.

Научиться оформлять и распечатывать таблицу.

Задачи работы:

  •  Перемещение и копирование рабочего листа.
  •  Вставка, изменение, добавление столбцов и строк.
  •  Форматирование рабочего листа
  •  Применение условного форматирования.
  •   Выравнивание данных.
  •  Добавление границ.

Отчет:

1. Название и номер лабораторной работы

2.  Цели и задачи лабораторной работы.

3. Задание

4. Результаты выполненной работы.

5.  Ответы на контрольные вопросы

Теория

Excel 2007 предоставляет еще более мощные и удобные инструменты условного форматирования.

Такое форматирование является удобным для анализа данных - можно раскрасить рабочий лист так, что каждый цвет будет соответствовать определенным данным. В таком случае хватит даже беглого взгляда на лист документа, чтобы оценить проблемные места.

Для применения условного форматирования служит кнопка "Условное форматирование" на панели "Стили" ленты "Главная".

Чтобы лучше понять, как работает условное форматирование, выделите группу ячеек с уже введенными данными, нажмите кнопку "Условное форматирование" и посмотрите различные варианты форматирования.

По умолчанию программа автоматически определяет минимальное и максимальное значение в выделенном диапазоне и затем форматирует в равных процентных соотношениях.

Если вас не устраивают параметры форматирования по умолчанию, воспользуйтесь пунктом "Другие правила.." для формирования нужных правил форматирования.

Следует обратить внимание на возможность условного форматирования одной ячейки, содержащей текст, число или дату. Данный способ позволяет быстро найти ячейки с определенным значением. Для применения такого вида форматирования, необходимо выделить ячейку, нажать кнопку "Условное форматирование" и выбрать пункт "Правила выделения ячеек".

В появившемся окне задайте конкретные условия форматирования. Если не подходят стандартные операторы для форматирования, воспользуйтесь пунктом "Другие правила..".

В нашем случае выделенная пустая ячейка окрасилась, т.к. по умолчанию Excel считает, что пустые ячейки эквиваленты нулевому значению. Если в ячейку ввести число большее 4, то ячейка обесцветится. Чтобы распространить условное форматирование на другие ячейки, необходимо правой кнопкой мыши потянуть за правый нижний угол только что отформатированной ячейки и в контекстном меню выбрать пункт "Заполнить только форматы".

В Excel 2007 имеется возможность условного форматирования верхних и нижних значений в диапазоне ячеек.

Для этого нажмите кнопку "Условное форматирование", выберите пункт меню "Правила отбора первых и последних значений", и соответствующее правило форматирования.

Задание 1. Оформить на листе расписание уроков по образцу:

Расписание

звонков

Понедель

ник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

8.30 – 9.10

9.20 – 10.00

10.10 – 10.50

11.00 – 11.40

11.55 – 12.35

12.50 – 13.30

13.40 – 14.20

14.25 – 15.05

Выполните упражнения:

  •  создайте таблицу;
  •  при задании дней недели примените прием протягивания (либо используйте пункт меню Правка – Заполнить - Прогрессия);
  •  заполняя таблицу, копируйте повторяющиеся наименования;

сохраните книгу под именем Tabl1.xls 

Задание 2. Оформить таблицу для выставления текущих оценок по месяцам по образцу:

Предмет

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Русский язык

Литература

Алгебра

Геометрия

Иностранный язык

Физика

Химия

География

Биология

Выполните упражнение:

  •  Создайте таблицу
  •  При введении дней недели примените прием притягивание (либо используйте пункт меню правка – заполнить – прогрессия);
  •  Заполняя таблицу, копируйте повторяющиеся наименования и пользуйтесь объединением ячеек;
  •  Сохраните книгу под именем Tabl2.xls.    

Задание 3. Оформить календарь:

Январь

Пон.

1

8

15

22

29

Вт.

2

9

16

23

30

Ср.

3

10

17

24

31

Четв.

4

11

18

25

Пятн.

5

12

19

26

Суб.

6

13

20

27

Вс.

7

14

21

28

Выполните упражнения:

  •  создайте таблицу:

а) на месяц январь,

б) на текущий год;

  •  при введении дней недели примените прием протягивания (либо используйте пункт меню Правка – Заполнить - Прогрессия);

сохраните книгу под именем Tabl.xls.

Задание 4. Создать таблицу графика отгрузки и наименований товаров со склада.

Выполните упражнения:

  •  создайте таблицу;
  •  при введении даты отгрузки и наименований товаров примените прием протягивания (либо используйте пункт меню Правка – Заполнить - Прогрессия);
  •  сохраните книгу под именем Tabl.xls;
  •  скопируйте таблицу Лист2 и поменяйте тип даты на 1 янв. 2006;

Дата

Отгрузки

Товар 1

Товар 2

Товар 3

Товар 4

Товар 5

01.01.2006

02.01.2006

03.01.2006

04.01.2006

05.01.2006

06.01.2006

06.01.2006

07.01.2006

08.01.2006

09.01.2006

10.01.2006

  •  при копировании используйте возможности специальной вставки;
  •  сохраните книгу под именем Tabl4-1.xls.

Задание 5. Создать таблицу планет Солнечной системы.

Выполните упражнение:

  •  создайте таблицу:

введите в ячейки A1:A9 названия планет: Венера, Земля, Марс, Меркурий, Плутон, Сатурн, Солнце, Уран, Юпитер. Скопируйте названия в ячейки C1:C11 и отсортируйте названия по алфавиту. Скопируйте названия в ячейки E3:E11 и отсортируйте названия по алфавиту от Я до А;

  •  сохраните книгу под именем Tabl5.xls.

Контрольные вопросы

  1.  Как применить цвет и узор к ячейкам ?
  2.  Где находятся параметры выравнивания содержимого ячеек  ?
  3.  Как отменить условное форматирование ячеек ?
  4.  Существующие числовые форматы ?
  5.  Вставка строк и столбцов ?


Лабораторная работа  № 19.  Построение диаграмм.

Цель:  

Ознакомиться с различными типами диаграмм и научиться их строить. Освоить основные приемы редактирования и оформления диаграмм.

Задачи работы:

  •  Работа мастера диаграмм.
  •   Выбор типа диаграммы.
  •   Задание дополнительных элементов диаграммы.
  •  Размещение диаграммы.
  •  Внесение изменений в диаграмму.

Отчет:

1. Название и номер лабораторной работы

2.  Цели и задачи лабораторной работы.

3. Задание

4. Результаты выполненной работы.

5.  Ответы на контрольные вопросы

Теория

Диаграммы являются средством наглядного представления данных и облегчают выполнение сравнений, выявление закономерностей и тенденций данных.

Диаграммы создают на основе данных, расположенных на рабочих листах. Как правило, используются данные одного листа. Это могут быть данные диапазонов как смежных, так и не смежных ячеек. Несмежные ячейки должны образовывать прямоугольник. При необходимости, в процессе или после создания диаграммы, в нее можно добавить данные, расположенные на других листах.

Диаграмма может располагаться как графический объект на листе с данными (не обязательно на том же, где находятся данные, взятые для построения диаграммы). На одном листе с данными может находиться несколько диаграмм. Диаграмма может располагаться на отдельном специальном листе.

Диаграмму можно напечатать. Диаграмма, расположенная на отдельном листе, печатается как отдельная страница. Диаграмма, расположенная на листе с данными, может быть напечатана вместе с данными листа или на отдельной странице.

Диаграмма постоянно связана с данными, на основе которых она создана, и обновляется автоматически при изменении исходных данных. Более того, изменение положения или размера элементов данных на диаграмме может привести к изменению данных на листе.

В Excel можно создавать различные диаграммы. Всего существует 11 типов встроенных диаграмм, каждый из которых имеют еще множество разновидностей (видов). Выбор типа диаграммы определяется задачами, решаемыми при ее создании.

Задания

Вариант №1

Используя данные следующей таблицы, построить диаграммы вида а, б.

Использование домашнего компьютера

Виды работы

 

Игры

8,2

Обработка текстов

24,5

Ведение финансов

15,4

Работа, выполняемая дома

26,5

Образование

8,8

Домашний бизнес

16,6

Вариант №2

Используя данные следующей таблицы, построить диаграммы вида а, б, в и г.

Национальный состав населения Казахстана(%)

 

1926

1939

1959

1970

1979

1989

1997

Казахи

57,1

38

30

32

36

39,4

50,7

русские, украинцы, белорусы

33,1

51,5

52,1

51,1

48,1

44,3

37,7

Другие

9,9

10,5

17,9

16,3

15,9

16,3

11,6

Вариант 3

Используя данные следующей таблицы, построить диаграммы вида а,б,в.

Численность постоянного населения

Республики Казахстан по отдельным

национальностям

(На начало года; тысяч человек)

1996

1997

Все население

16041,3

15860,7

Казахи

7913,2

8033,4

Русские

5286,3

5104,6

Украинцы

750,6

720,3

Узбеки

354,1

358,7

Татары

285,3

277,6

Немцы

370,7

303,6

другие

1081,1

1062,5

Контрольные вопросы

  1.  Характеристики типов диаграмм ?
  2.  Какие возможности размещения диаграмм существуют  ?
  3.   Преобразование диаграммы к другму типу  ?
  4.   Что понимается под легендой и как ее добавить к диаграмме ?
  5.  Оформление цветом области диаграммы ?


Лабораторная работа  № 20.  Работа с формулами и функциями.

Цель:  Познакомиться с использованием функций в Excel. Ввод и редактирование формул.

Задачи работы:

  •   Создание и редактирование формул.
  •   Ввод формул с клавиатуры.
  •   Создание формул с использованием мастера функций.
  •  Создание формул с использованием кнопки "Сумма".
  •   Редактирование формул.
  •  Использование ссылок в формулах.

Отчет:

1. Название и номер лабораторной работы

2.  Цели и задачи лабораторной работы.

3. Задание

4. Результаты выполненной работы.

5.  Ответы на контрольные вопросы

Теория

Формулы представляют собой выражения, по которым выполняются вычисления. Формула всегда начинается со знака равно (=). Формула может включать функции, ссылки на ячейки или имена, операторы и константы.

Например, в формуле

=СУММ(В2:В8)*30

СУММ() – функция;

В2 и В8 – ссылки на ячейки;

: (двоеточие) и * (звездочка) – операторы;

30 – константа.

Функции – заранее определенные формулы, которые выполняют вычисления по заданным величинам, называемым аргументами, и в указанном порядке. Структура функции: имя функции, открывающая скобка, список аргументов, разделенных точками с запятой, закрывающая скобка.                        Аргументом функции может быть число, текст, логическое значение, массив, значение ошибки, ссылка на ячейку. В качестве аргументов используются также константы, формулы, или функции.

В каждом конкретном случае необходимо использовать соответствующий тип аргумента.

Ссылка указывает на ячейку или диапазон ячеек листа, которые требуется использовать в формуле. Можно задавать ссылки на ячейки других листов текущей книги и на другие книги. Ссылки на ячейки других книг называются связями.

Оператором называют знак или символ, задающий тип вычисления в формуле. Существуют математические, логические операторы, операторы сравнения и ссылок.

Константой называют постоянное (не вычисляемое) значение. Формула и результат вычисления формулы константами не являются.

Формулы можно вводить с использованием клавиатуры и мыши при работе в любой вкладке Excel.

С использованием клавиатуры вводят операторы (знаки действий), константы, скобки и, иногда, функции. С использованием мыши выделяют ячейки и диапазоны ячеек, включаемые в формулу.

Выделите ячейку, в которую требуется ввести формулу.

Введите = (знак равенства).

Выделите мышью ячейку, являющуюся аргументом формулы.

Введите знак оператора.

Ввод простых формул, относительная и абсолютная адресация

Задание 1. Создать таблицу затрат на покупки:

Выполните упражнения:

  •  создайте таблицу расчета затрат на день рождения;
  •  стоимость рассчитайте по формуле Цена*Количество;
  •  итоговые затраты рассчитайте с помощью автосуммирования;
  •  сохраните книгу под именем Tabl7.xls.

 

 

A

B

C

D

E

1

Смета затрат на день рождения

2

3

 

Наименование

Количество

цена

Стоимость

4

1

Колбаса с\к

0,5

342,00р.

 

5

 

2

Хлеб

2

11,00р.

 

6

3

Сыр

0,3

162,00р.

 

7

 

4

Торт

1

182,00р.

 

8

5

Чай

1

45,00р.

 

9

 

 

 

 

Итого

 

Задание 2. Создать прайс-лист.

Выполните упражнения:

  •  составьте таблицу расценок на мебель;
  •  величину налога примите равной 18%;
  •  курс валюты введите в ячейку G2;
  •  сохраните книгу под именем Tabl8.xls.

A

B

C

D

E

F

G

1

Прайс-лист офисной мебели

2

Наименование

Цена без НДС

Цена с Ндс

Цена у.е

Курс->

.

3

1

Стол компьютерный прямой

4 300,00 р

4

2

Стол компьютерный угловой

5 600,00 р

5

3

Стол компьютерный со встроенной тумбой

6 200,00 р

6

4

Тумба выкатная

1 200,00 р

7

5

Тумба приставная

800,00 р

8

6

Кресло рабочее

2,800,00 р

9

7

Стул рабочий

1 560,00 р

Задание 3. Создать таблицу сложения чисел:

Выполните упражнение:

  •  составьте таблицу сложения целых чисел;
  •  значение таблицы рассчитывайте по формулам, применяйте копирование;
  •  сохраните книгу под именем Tabl9.xls.

 

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

K

1

Таблица сложения

2

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

4

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

5

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

6

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Создать таблицу умножения чисел:

 

 

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

K

1

Таблица умножение

2

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4

2

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

5

3

3

6

9

12

15

18

21

24

27

30

6

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполните упражнение:

  •  составьте таблицу умножения целых чисел;
  •  значения таблицы рассчитывайте по формулам, применяйте копирование;
  •  сохраните таблицу под именем Tabl10.xls.

Задание 5. Создать турнирную таблицу.

 

A

B

C

D

E

F

G

 

1

Турнирная таблица

2

 

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Команда 4

Команда 5

Итого:

3

Команда 1

 

1

0

 

 

 

 

4

Команда 2

0

 

0,5

 

 

 

5

Команда 3

1

0,5

 

 

 

 

 

6

Команда 4

 

 

 

 

 

 

 

7

Команда 5

 

 

 

 

 

 

 

Выполните упражнение:

  •  в турнире участвует пять команд. Составьте таблицу для отображения результатов игр:

  1 – выигрыш;

  0 – проигрыш;

  0,5 – ничья ;

  •  данные в таблицу вносятся только выше диагонали, а значения ячеек ниже диагонали вычисляются по формулам;
  •  сохраните книгу под именем Tabl11.xls.

Контрольные вопросы

  1.  Какие две части включает в себя каждая функция ?
  2.  Как подсчитать среднее значение с помощью Мастера функции ?
  3.  Операторы, используемые в формулах ?
  4.   Как вводятся формулы в ячейки ?
  5.  Как посмотреть ранее введенную формулу ?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25137. Некоторые стандартные функции над числовыми данными 63.5 KB
  А и Р – целые и вещественные числа. А – целое и веществ. А – целое и веществ. Р – веществ.