4193

Классный час. О чем поют птицы. Экологическая беседа

Конспект урока

Экология и защита окружающей среды

Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам формировать умение вслушиваться в их звуковые сигналы воспитывать любовь к природе, бережное заботливое отношение к птицам. Оборудование: запись «Голоса птиц», таблицы с изобр...

Русский

2013-06-06

622.5 KB

39 чел.

Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам;

формировать умение вслушиваться в их звуковые сигналы;

воспитывать любовь к природе, бережное заботливое отношение к птицам.

Оборудование: запись «Голоса птиц», таблицы с изображением птиц,

живущих  по соседству с человеком: воробья, вороны, грача, сороки, синицы, скворца, ласточки; выставка книг о птицах.

Ход беседы

Учитель:        Ребята! Многим из вас кажется, что всё в мире давно изучено и

определено. А если и осталось что открыть – то для этого надо ехать в тридевятое царство, в тридесятое государство, т.е. в далекие чужие страны. Но это совсем не так. Можно открыть для себя много нового, никуда не выезжая и выйдя только во двор, сад, рощу, лес, поле. Например, голоса птиц. Ведь зачастую многие звуки и песни птиц вы даже не слышите. Почему? Умеете ли вы слушать? Ведь слышать и услышать – это не одно и то же! Слышать может каждый, а услышать лишь тот, кто умеет это делать.

Голоса птиц! Они сейчас всюду! В ясные теплые дни в лесах и парках не умолкают веселые птичьи голоса. И если вы хотите послушать их, отправляйтесь туда – там поют пернатые «артисты». Но помните (запись на слайде или плакате):

    Здесь мало услышать,

    Здесь вслушаться нужно,

    Чтоб в душу созвучья

    Нахлынули дружно! (Н. Рыленков).

// звучит запись «Голоса птиц. Дневной хор»//

Ведущий:  А знаете ли вы, ребята, как поют разные птицы? Вот, например, эта небольшая птица (выпархивает воробей)

Воробей: - Узнаёте? Нет? Тогда отгадайте загадку, она обо мне:

Маленький мальчишка

в сером армячишке

по двору шныряет

крохи подбирает.

- А теперь узнали? Да-да, я и есть тот самый мальчишка. Воробей! Воробей домовой. Я всегда рядом с вами и летом и зимой, и в жару и в холод. А знаете ли вы мой голос? Как о моей песне говорили вы люди? Можно мой голос изобразить звуками или фразами? Попробуйте!

//ведущий читает отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Весенняя песня»//

Учитель: К сожалению, наши постоянные соседи – воробьи незаслуженно обижены людьми. На самом деле, воробьи – наши помощники! За это в одном из американских городов этой птице установлен памятник, т.к. однажды воробьи спасли город от нашествия гусениц.(слайд о воробье)

                //важно заходит грач//

Грач:     - А вот и я!

Это обо мне сложена загадка:

Черный, проворный,

Кричит «кракк»,

Червякам враг.

- Кто же я? Мы первые вестники весны.(слайд-репродукция картины «Грачи прилетели») Ведь говорят: «Увидел грача – весну встречай!» В парках, рощах, где мы поселяемся, столько шума и гама! Но в общем там можно услышать и голоса отдельных птиц.

- Так ли мы кричим, как сказано в загадке? Кто-нибудь услышал и другие звуки?

Например …

- Верно! «Кра» или «гра»! Теперь понятно, почему меня назвали грачём? Гра - грач! Похоже на мой голос кричит и серая ворона…

Ворона: Как бы не так! Стыдно, грач! Даже люди подметили, что кричу я совсем иначе.

- Это обо мне загадка:

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Карр! Карр! Карр!» (слайд с изображением вороны)

Не «гра» и «кра», а «карр», «карр», «карр» - запомнили? Так ведь и говорят: ворона каркает. И ничего плохого в этом нет. Одни щебечут, другие чирикают, третьи свистят, четвертые кукуют, а я – каркаю! А вот есть птицы, которые даже своего голоса не имеют, - этих птиц так и зовут «пересмешники», потому что они чужие голоса себе присваивают, будто смеются над хозяевами.

 Скворец: А я из птиц – пересмешников – самый первый!(слайд с изображением скворца) Может быть, у меня действительно, нет своих песен. Ведь как говорят:

Звонко-звонко распеваю,

Возвратившись с юга в срок,

А вот песни занимаю

У дроздов, синиц, сорок!

Конечно, я, занимаю песни других птиц, потому что могу подражать им. Да и не только им!

Учитель: Скворец – это живая, веселая, подвижная птица с большой музыкальной памятью. Невзирая на плохую погоду весной, скворцы оживленно поют. В их песнях, особенно в период гнездовья, можно услышать немало перенятых звуков: отрывки из песен дрозда, жаворонка, иволги, щебетание ласточки, кваканье лягушки, кудахтанье курицы, а иногда и музыкальные мелодии.

Скворцов очень интересно слушать. Песни «своего», т.е. живущего в скворечнике в вашем саду или во дворе скворца, каждый день могут быть разными. Не поленитесь и послушайте их!

А как слушать – об этом вы прочитаете в рассказе «Скворцы», написанном А. Куприным.

// ведущая читает отрывок: см. приложение//

Учитель: - А сейчас послушайте голоса птиц-пересмешников

//звучит голос сойки и скворца //

- Песни птиц доставляют удовольствие. А знаете ли вы, почему и зачем поют птицы? Так знайте: их песни – это визитные карточки.

В песне много информации. И самая первая - кому она принадлежит, кто есть кто?

Например, если раздается «ку-ку» - все знают, что это голос кукушки, её визитная карточка!

А знаете ли вы какая визитная карточка у гусей, у клестов, у снегирей, у синиц, у дятла?

Дятел: - Хотите, я расскажу о голосах своих собратьев – дятлов! Нас ведь много. Я, к примеру, большой пестрый дятел и это обо мне загадка:

Черный жилет,

Красный берет,

Нос, как топор

хвост, как упор.

Но есть ещё малый пестрый дятел, зеленый дятел, зеленый дятел, черный дятел – желна ( слайд с изображением этих птиц). И все мы выстукиваем свои серенады клювом. И все дятлы знают, кому они принадлежат. Если вам интересно, как это у нас получается, прочитайте в отрывке о дятле у Н. Сладкова.

Учитель: - Да, барабанная дробь есть барабанная дробь! Но у каждого дятла она своя. Кроме того, звуки птиц несут и другую информацию. Например, «Мой дом – моя крепость». (т.е. участок занят), «опасность»и др.

Среди птиц, звуки которых интересуют композиторов, привилегированное положение занимают соловей и жаворонок. Трели этих птиц воспроизводили в романсах и песнях, в стихах и прозе.

Соловей: Обо мне говорят:

«Птичка–невеличка, а поет – лес дрожит»

Живу я в зарослях на берегу рек и увидеть меня очень сложно – ведь я с виду совсем неприметная серенькая птичка. Кто же я?

- Да, угадали. это я – соловей. (слайд о соловье) Именно обо мне в народе говорят:

«Мал соловей – да голосит».

Мои трели воспроизводили многие композиторы. Кто из вас слышал песню соловья? Где вы её слышали?

Можно ли воспроизвести голосом? Очень трудно!

//звучит запись – «Голоса птиц», Соловей//

Ведущая: - Язык тревоги. Ю. Линник /см. приложение/

Учитель: Очень трудно передать голоса птиц! Тем же, кто в них разбирается, они помогут жить и ориентироваться в этом мире. Наши предки были людьми на редкость наблюдательными, они хорошо знали, когда и как кричат птицы, и поняли, какую пользу  для себя можно извлечь из этого знания. Например, мастерили свистульки – манки, которыми подманивали рябчиков, тетеревов, уток, перепелов, гусей, подражая их голосам. Они, наблюдая за их голосами в теплую и холодную, в ясную и ненастную погоду, создавали свои приметы. Приметы, связанные с трудом и жизнью крестьянина. Эти приметы предсказывали «когда сеять, когда жать, когда скирды метать».

Приметы, основанные на живом календаре, чаще всего точны. В наши дни они тоже могут помочь во время отдыха, на прогулке, в походе. Попробуем проверить некоторые из них. (см. «Приложение»: приметы)

Ведущий: Но главное даже не в этом! Представьте себе нашу жизнь без голосов птиц! Лес – без птичьих хоров, без барабанной дроби дятла и тревожного стрекота говорливой и все замечающей сороки - белобоки, печального кукования кукушки, мелодичных песен, малиновки, овсянки, мухоловки (слайд с изображением этих птиц.) В таком безмолвном лесу страшно!

Учитель: Растут города и поселки. Люди все больше отдаляются от природы, но мало кто может жить без нее. К природе и зимой, и летом спешат горожане. Вместе с детьми, собаками, магнитофонами. Ведь магнитофон можно включить, и вот зеленая поляна превращается, словно по мановению волшебной палочки, в свою квартиру!

И что тогда? Замолкнут птицы, перестанут квакать лягушки, звенеть кузнечики, сверчки. Может быть, голос соловья, раздавшийся с соседних кустов, прозвучит в  имитации, звуков певца,  но как много мы потеряем!

 Можно ведь и по-другому. Можно взять с собой тот же магнитофон и записать, как поют, заливаются весной птицы в лесу, и принести эту частицу природы к себе!

Было время, когда наши предки хорошо знали своих соседей, их голоса. А разве для нас с вами все потеряно, ребята?

Задание для слушателей:

- Под впечатлением услышанного нарисовать рисунок, выполнить аппликацию, сделать поделку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54621. Вивчення історико-географічних, культурних характеристик міста на березі Чорного моря учнями початкової школи як один із дієвих способів формування світогляду справжнього громадянина 946.5 KB
  Одеси Медведенко Любові Олександрівни Рідний край мала Батьківщина †Вивчення історикогеографічних культурних характеристик міста на березі Чорного моря учнями початкової школи як один із дієвих способів формування світогляду справжнього громадянина. Наприклад відповідь на запитання: Чи є майже 400річна історія Хаджибея частиною історії нашого міста чи може вона лише “ передісторія †Одеси Дискусії з цього питання продовжуються і до тепер. Однак незалежно від дискусій науковців сама по собі майже 400річна історія Хаджибея...
54622. Одяг для ляльок 33 KB
  Хід: Вихователь: Доброго ранку малята А тепер давайте привітаємось один з одним за допомогою гарних і приємних слів. Вихователь: Діти я дуже рада вас бачити такими здоровими привітними задоволеними. І от: До магазину учора ходила Подивіться що я там купила Відкриваю дошку Будуть наші ляльки раді Одягатись приміряти Вихователь: Що це Вихователь: Як назвати одним словом Вихователь: Який ви ще знаєте одяг Вихователь: Що розміщено у верхньому ряду Показую указкою на кофти Вихователь: Якого вони кольору Вихователь: Скільки...
54623. Конкуренция: сущность и методы 22.24 KB
  Конкуренция (от лат. Сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя
54624. Простые предложения 32.5 KB
  Цель урока: Закрепить знания о простом предложении. Задачи: образовательная: учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать; воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка; развивающая: развивать зрительную память, самооценку, внимание.
54625. Громадський огляд знань 70 KB
  Обладнання: картки із завданнями математичне доміно числова мельниця. Кожен із вас отримає оціночний лист додаток №1 в якому ви будете ставити собі бали за виконані завдання. Завдання 1. 54=1 75=12 810=2 Завдання 2 Усний рахунок.
54626. Огонь – друг и враг человека 103.5 KB
  Цель:Рассказать об огне и показать его созидательную и разрушительную силу; дать представление о значении огня в жизни человека, о поведении во время возникновения пожара. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к своей и чьей-то жизни.
54627. Осторожно огонь! 51.5 KB
  А без доброго огня обойтись нельзя и дня Он надежно дружит с нами: Гонит холод гонит мрак. 2 ученик: В работе электросварщика используются полезные свойства огня сюжет о работе электросварщика Ты видел как он управляет огнем Железная маска надета на нем. 3 ученик: Он всегда бывает...
54628. Огонь – друг. Огонь – враг 61 KB
  Цель: формирование культуры безопасного и ответственного поведения в сфере пожарной безопасности. Задачи: - реализация государственных интересов в области воспитания культуры пожарной безопасности детей школьного возраста; - совершенствование образовательного процесса по предупреждению пожаров; - обобщение знаний детей о правилах противопожарной безопасности в быту; - развитие самостоятельности, мышления, памяти.
54629. Охтирщина – мій рідний край 436.5 KB
  Вчити учнів з повагою ставитися до рідної землі українського народу його традицій та звичаїв; розширювати знання учнів про рідне місто як культурний осередок української держави поглибити зміст поняття Батьківщина; розвивати усне мовлення та логічне мислення школярів; виховувати почуття відповідальності за збереження і продовження традицій та звичаїв рідного краю. Ви дізнаєтеся більше про місто в якому ви народилися і живете його символи про життя видатних людей. Серед них є і наше маленьке місто Охтирка. Які...