4193

Классный час. О чем поют птицы. Экологическая беседа

Конспект урока

Экология и защита окружающей среды

Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам формировать умение вслушиваться в их звуковые сигналы воспитывать любовь к природе, бережное заботливое отношение к птицам. Оборудование: запись «Голоса птиц», таблицы с изобр...

Русский

2013-06-06

622.5 KB

38 чел.

Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам;

формировать умение вслушиваться в их звуковые сигналы;

воспитывать любовь к природе, бережное заботливое отношение к птицам.

Оборудование: запись «Голоса птиц», таблицы с изображением птиц,

живущих  по соседству с человеком: воробья, вороны, грача, сороки, синицы, скворца, ласточки; выставка книг о птицах.

Ход беседы

Учитель:        Ребята! Многим из вас кажется, что всё в мире давно изучено и

определено. А если и осталось что открыть – то для этого надо ехать в тридевятое царство, в тридесятое государство, т.е. в далекие чужие страны. Но это совсем не так. Можно открыть для себя много нового, никуда не выезжая и выйдя только во двор, сад, рощу, лес, поле. Например, голоса птиц. Ведь зачастую многие звуки и песни птиц вы даже не слышите. Почему? Умеете ли вы слушать? Ведь слышать и услышать – это не одно и то же! Слышать может каждый, а услышать лишь тот, кто умеет это делать.

Голоса птиц! Они сейчас всюду! В ясные теплые дни в лесах и парках не умолкают веселые птичьи голоса. И если вы хотите послушать их, отправляйтесь туда – там поют пернатые «артисты». Но помните (запись на слайде или плакате):

    Здесь мало услышать,

    Здесь вслушаться нужно,

    Чтоб в душу созвучья

    Нахлынули дружно! (Н. Рыленков).

// звучит запись «Голоса птиц. Дневной хор»//

Ведущий:  А знаете ли вы, ребята, как поют разные птицы? Вот, например, эта небольшая птица (выпархивает воробей)

Воробей: - Узнаёте? Нет? Тогда отгадайте загадку, она обо мне:

Маленький мальчишка

в сером армячишке

по двору шныряет

крохи подбирает.

- А теперь узнали? Да-да, я и есть тот самый мальчишка. Воробей! Воробей домовой. Я всегда рядом с вами и летом и зимой, и в жару и в холод. А знаете ли вы мой голос? Как о моей песне говорили вы люди? Можно мой голос изобразить звуками или фразами? Попробуйте!

//ведущий читает отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Весенняя песня»//

Учитель: К сожалению, наши постоянные соседи – воробьи незаслуженно обижены людьми. На самом деле, воробьи – наши помощники! За это в одном из американских городов этой птице установлен памятник, т.к. однажды воробьи спасли город от нашествия гусениц.(слайд о воробье)

                //важно заходит грач//

Грач:     - А вот и я!

Это обо мне сложена загадка:

Черный, проворный,

Кричит «кракк»,

Червякам враг.

- Кто же я? Мы первые вестники весны.(слайд-репродукция картины «Грачи прилетели») Ведь говорят: «Увидел грача – весну встречай!» В парках, рощах, где мы поселяемся, столько шума и гама! Но в общем там можно услышать и голоса отдельных птиц.

- Так ли мы кричим, как сказано в загадке? Кто-нибудь услышал и другие звуки?

Например …

- Верно! «Кра» или «гра»! Теперь понятно, почему меня назвали грачём? Гра - грач! Похоже на мой голос кричит и серая ворона…

Ворона: Как бы не так! Стыдно, грач! Даже люди подметили, что кричу я совсем иначе.

- Это обо мне загадка:

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Карр! Карр! Карр!» (слайд с изображением вороны)

Не «гра» и «кра», а «карр», «карр», «карр» - запомнили? Так ведь и говорят: ворона каркает. И ничего плохого в этом нет. Одни щебечут, другие чирикают, третьи свистят, четвертые кукуют, а я – каркаю! А вот есть птицы, которые даже своего голоса не имеют, - этих птиц так и зовут «пересмешники», потому что они чужие голоса себе присваивают, будто смеются над хозяевами.

 Скворец: А я из птиц – пересмешников – самый первый!(слайд с изображением скворца) Может быть, у меня действительно, нет своих песен. Ведь как говорят:

Звонко-звонко распеваю,

Возвратившись с юга в срок,

А вот песни занимаю

У дроздов, синиц, сорок!

Конечно, я, занимаю песни других птиц, потому что могу подражать им. Да и не только им!

Учитель: Скворец – это живая, веселая, подвижная птица с большой музыкальной памятью. Невзирая на плохую погоду весной, скворцы оживленно поют. В их песнях, особенно в период гнездовья, можно услышать немало перенятых звуков: отрывки из песен дрозда, жаворонка, иволги, щебетание ласточки, кваканье лягушки, кудахтанье курицы, а иногда и музыкальные мелодии.

Скворцов очень интересно слушать. Песни «своего», т.е. живущего в скворечнике в вашем саду или во дворе скворца, каждый день могут быть разными. Не поленитесь и послушайте их!

А как слушать – об этом вы прочитаете в рассказе «Скворцы», написанном А. Куприным.

// ведущая читает отрывок: см. приложение//

Учитель: - А сейчас послушайте голоса птиц-пересмешников

//звучит голос сойки и скворца //

- Песни птиц доставляют удовольствие. А знаете ли вы, почему и зачем поют птицы? Так знайте: их песни – это визитные карточки.

В песне много информации. И самая первая - кому она принадлежит, кто есть кто?

Например, если раздается «ку-ку» - все знают, что это голос кукушки, её визитная карточка!

А знаете ли вы какая визитная карточка у гусей, у клестов, у снегирей, у синиц, у дятла?

Дятел: - Хотите, я расскажу о голосах своих собратьев – дятлов! Нас ведь много. Я, к примеру, большой пестрый дятел и это обо мне загадка:

Черный жилет,

Красный берет,

Нос, как топор

хвост, как упор.

Но есть ещё малый пестрый дятел, зеленый дятел, зеленый дятел, черный дятел – желна ( слайд с изображением этих птиц). И все мы выстукиваем свои серенады клювом. И все дятлы знают, кому они принадлежат. Если вам интересно, как это у нас получается, прочитайте в отрывке о дятле у Н. Сладкова.

Учитель: - Да, барабанная дробь есть барабанная дробь! Но у каждого дятла она своя. Кроме того, звуки птиц несут и другую информацию. Например, «Мой дом – моя крепость». (т.е. участок занят), «опасность»и др.

Среди птиц, звуки которых интересуют композиторов, привилегированное положение занимают соловей и жаворонок. Трели этих птиц воспроизводили в романсах и песнях, в стихах и прозе.

Соловей: Обо мне говорят:

«Птичка–невеличка, а поет – лес дрожит»

Живу я в зарослях на берегу рек и увидеть меня очень сложно – ведь я с виду совсем неприметная серенькая птичка. Кто же я?

- Да, угадали. это я – соловей. (слайд о соловье) Именно обо мне в народе говорят:

«Мал соловей – да голосит».

Мои трели воспроизводили многие композиторы. Кто из вас слышал песню соловья? Где вы её слышали?

Можно ли воспроизвести голосом? Очень трудно!

//звучит запись – «Голоса птиц», Соловей//

Ведущая: - Язык тревоги. Ю. Линник /см. приложение/

Учитель: Очень трудно передать голоса птиц! Тем же, кто в них разбирается, они помогут жить и ориентироваться в этом мире. Наши предки были людьми на редкость наблюдательными, они хорошо знали, когда и как кричат птицы, и поняли, какую пользу  для себя можно извлечь из этого знания. Например, мастерили свистульки – манки, которыми подманивали рябчиков, тетеревов, уток, перепелов, гусей, подражая их голосам. Они, наблюдая за их голосами в теплую и холодную, в ясную и ненастную погоду, создавали свои приметы. Приметы, связанные с трудом и жизнью крестьянина. Эти приметы предсказывали «когда сеять, когда жать, когда скирды метать».

Приметы, основанные на живом календаре, чаще всего точны. В наши дни они тоже могут помочь во время отдыха, на прогулке, в походе. Попробуем проверить некоторые из них. (см. «Приложение»: приметы)

Ведущий: Но главное даже не в этом! Представьте себе нашу жизнь без голосов птиц! Лес – без птичьих хоров, без барабанной дроби дятла и тревожного стрекота говорливой и все замечающей сороки - белобоки, печального кукования кукушки, мелодичных песен, малиновки, овсянки, мухоловки (слайд с изображением этих птиц.) В таком безмолвном лесу страшно!

Учитель: Растут города и поселки. Люди все больше отдаляются от природы, но мало кто может жить без нее. К природе и зимой, и летом спешат горожане. Вместе с детьми, собаками, магнитофонами. Ведь магнитофон можно включить, и вот зеленая поляна превращается, словно по мановению волшебной палочки, в свою квартиру!

И что тогда? Замолкнут птицы, перестанут квакать лягушки, звенеть кузнечики, сверчки. Может быть, голос соловья, раздавшийся с соседних кустов, прозвучит в  имитации, звуков певца,  но как много мы потеряем!

 Можно ведь и по-другому. Можно взять с собой тот же магнитофон и записать, как поют, заливаются весной птицы в лесу, и принести эту частицу природы к себе!

Было время, когда наши предки хорошо знали своих соседей, их голоса. А разве для нас с вами все потеряно, ребята?

Задание для слушателей:

- Под впечатлением услышанного нарисовать рисунок, выполнить аппликацию, сделать поделку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26257. Защита растений от вредителей и болезней в агроценозах 327.5 KB
  Практическое занятие Защита растений от вредителей и болезней в агроценозах Цели и задачи. Развить способность практиковать интегрированный подход к защите растений и умение использовать современные методы и средства борьбы с вредителями и болезнями. Рассматриваются агротехнические химические и биологические методы защиты растений от болезней и вредителей при различных уровнях интенсификации агротехнологий и интегрированном подходе. Разработать систему мер по защите растений в заданном севообороте при заданной фитосанитарной ситуации.
26258. Создание картограмм агрофизического состояния почв и интерпретация результатов в геоинформационных системах (ГИС) 384 KB
  Практическое занятие Создание картограмм агрофизического состояния почв и интерпретация результатов в геоинформационных системах ГИС Цели и задачи. Приобретение навыков картографирования агрофизического состояния почв с использованием педотрансферных функций и ГИСтехнологий. Рассматривается методика разработки картограмм агрофизических свойств почв в геоинформационных системах на примере плотности почв и запасов продуктивной влаги. Освоить методику картографирования физических и воднофизических свойств почв на конкретном первичном...
26259. Понятия природного ландшафта и агроландшафта и принципы ландшафтно-экологического анализ территории 102.5 KB
  Формируются определения природного ландшафта сельскохозяйственного ландшафта рассматриваются задачи ландшафтноэкологического анализа территории и географическая классификация ландшафтов. Ключевые слова: геосистема геосистемные уровни региональный локальный местности урочище подурочище фации агроэкологическая группа земель элементарный ареал агроландшафта классификация ландшафтов. Географическая классификация природных и природносельскохозяйственных ландшафтов. В качестве базовой категории в ландшафтоведении используется понятие...
26260. Особенности проектирования защиты растений в агроценозах и перспективы ее экологизации 63.5 KB
  Лекция Особенности проектирования защиты растений в агроценозах и перспективы ее экологизации Цели и задачи. Проектирование защиты растений в агротехнологиях различных уровней интенсификации. Принципы и возможности экологизации защиты растений. Проектирование защиты растений в агротехнологиях различных уровней интенсификации Проектирование систем защиты осуществляется на основе определения видового состава вредных организмов в рамках агроэкологической группы земель и их потенциальной вредоносности которая устанавливается с помощью...
26261. Особенности проектирования обработки почвы под основные культуры в связи с различными агроэкологическими условиями 99 KB
  Практическое занятие Особенности проектирования обработки почвы под основные культуры в связи с различными агроэкологическими условиями Цели и задачи Сформировать представление о современных системах обработки почвы в севооборотах и основных направлениях ее совершенствования. Рассматриваются особенности обработки почвы в различных агроэкологических условиях в соответствии с требованиями сельскохозяйственных культур. Ключевые слова: оптимальная и равновесная плотность почвы отвальная плоскорезная чизельная комбинированная основная...
26262. Оценка агроклиматических условий 285.5 KB
  Температура воздуха почвы и растения всегда зависит от количества солнечной радиации. В зависимости от длительности промерзания почвы и ее среднегодовой температуры выделяются четыре типа температурного режима почв: мерзлотный характерен для районов вечной мерзлоты среднегодовая температура почвы отрицательная; длительно сезонно промерзающий с длительностью промерзания не менее 5 месяцев среднегодовая температура почвы положительная глубина проникновения отрицательных температур более 2 м; сезонно промерзающий с длительностью...
26263. Подготовка семян к посеву 609.5 KB
  Домашнее задание Подготовка семян к посеву Цели и задачи. Освоить систему подготовки семян к посеву приобрести навыки сортировки калибровки и обработки семян различными препаратами и физическими средствами стимуляции. Аннотация Рассматриваются различные виды подготовки семян к посеву: сортировка калибровка тепловой обогрев протравливание инкрустация дражирование скарификция стратификация и др. Приводятся нормативные требования к качеству семян.
26264. Расчет потребности в элементах питания на планируемую урожайность 109 KB
  Развить умение рассчитывать дозы минеральных и органических удобрений на планируемую урожайность с использованием различных методов. Рассматриваются три группы способов расчета доз удобрений под планируемую урожайность: нормативные балансовые и статистические. Ключевые слова: нормативы затрат удобрений вынос элементов коэффициент использования запасы потери газообразные вымывание прибавка урожая балансовые коэффициенты нормативы расхода поступление. Нормативный метод расчета доз удобрений на планируемую урожайность.
26265. Выбор культуры и сорта 1.09 MB
  Менее требовательны к плодородию почвы культуры отличающиеся хорошо развитой корневой системой или повышенной усвояющей способностью корней рожь сорго овес нут чина пелюшка люпин желтый и синий сераделла гречиха и др. Легкие песчаные и супесчаные удобренные почвы можно использовать для возделывания озимой ржи овса песчаного сорго картофеля турнепса арбуза дыни сераделлы эспарцета песчаного люцерны желтой и житняка. Среднесуглинистые почвы больше подходят для овса проса сорго гречихи ячменя подсолнечника сои фасоли...