4193

Классный час. О чем поют птицы. Экологическая беседа

Конспект урока

Экология и защита окружающей среды

Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам формировать умение вслушиваться в их звуковые сигналы воспитывать любовь к природе, бережное заботливое отношение к птицам. Оборудование: запись «Голоса птиц», таблицы с изобр...

Русский

2013-06-06

622.5 KB

42 чел.

Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам;

формировать умение вслушиваться в их звуковые сигналы;

воспитывать любовь к природе, бережное заботливое отношение к птицам.

Оборудование: запись «Голоса птиц», таблицы с изображением птиц,

живущих  по соседству с человеком: воробья, вороны, грача, сороки, синицы, скворца, ласточки; выставка книг о птицах.

Ход беседы

Учитель:        Ребята! Многим из вас кажется, что всё в мире давно изучено и

определено. А если и осталось что открыть – то для этого надо ехать в тридевятое царство, в тридесятое государство, т.е. в далекие чужие страны. Но это совсем не так. Можно открыть для себя много нового, никуда не выезжая и выйдя только во двор, сад, рощу, лес, поле. Например, голоса птиц. Ведь зачастую многие звуки и песни птиц вы даже не слышите. Почему? Умеете ли вы слушать? Ведь слышать и услышать – это не одно и то же! Слышать может каждый, а услышать лишь тот, кто умеет это делать.

Голоса птиц! Они сейчас всюду! В ясные теплые дни в лесах и парках не умолкают веселые птичьи голоса. И если вы хотите послушать их, отправляйтесь туда – там поют пернатые «артисты». Но помните (запись на слайде или плакате):

    Здесь мало услышать,

    Здесь вслушаться нужно,

    Чтоб в душу созвучья

    Нахлынули дружно! (Н. Рыленков).

// звучит запись «Голоса птиц. Дневной хор»//

Ведущий:  А знаете ли вы, ребята, как поют разные птицы? Вот, например, эта небольшая птица (выпархивает воробей)

Воробей: - Узнаёте? Нет? Тогда отгадайте загадку, она обо мне:

Маленький мальчишка

в сером армячишке

по двору шныряет

крохи подбирает.

- А теперь узнали? Да-да, я и есть тот самый мальчишка. Воробей! Воробей домовой. Я всегда рядом с вами и летом и зимой, и в жару и в холод. А знаете ли вы мой голос? Как о моей песне говорили вы люди? Можно мой голос изобразить звуками или фразами? Попробуйте!

//ведущий читает отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Весенняя песня»//

Учитель: К сожалению, наши постоянные соседи – воробьи незаслуженно обижены людьми. На самом деле, воробьи – наши помощники! За это в одном из американских городов этой птице установлен памятник, т.к. однажды воробьи спасли город от нашествия гусениц.(слайд о воробье)

                //важно заходит грач//

Грач:     - А вот и я!

Это обо мне сложена загадка:

Черный, проворный,

Кричит «кракк»,

Червякам враг.

- Кто же я? Мы первые вестники весны.(слайд-репродукция картины «Грачи прилетели») Ведь говорят: «Увидел грача – весну встречай!» В парках, рощах, где мы поселяемся, столько шума и гама! Но в общем там можно услышать и голоса отдельных птиц.

- Так ли мы кричим, как сказано в загадке? Кто-нибудь услышал и другие звуки?

Например …

- Верно! «Кра» или «гра»! Теперь понятно, почему меня назвали грачём? Гра - грач! Похоже на мой голос кричит и серая ворона…

Ворона: Как бы не так! Стыдно, грач! Даже люди подметили, что кричу я совсем иначе.

- Это обо мне загадка:

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Карр! Карр! Карр!» (слайд с изображением вороны)

Не «гра» и «кра», а «карр», «карр», «карр» - запомнили? Так ведь и говорят: ворона каркает. И ничего плохого в этом нет. Одни щебечут, другие чирикают, третьи свистят, четвертые кукуют, а я – каркаю! А вот есть птицы, которые даже своего голоса не имеют, - этих птиц так и зовут «пересмешники», потому что они чужие голоса себе присваивают, будто смеются над хозяевами.

 Скворец: А я из птиц – пересмешников – самый первый!(слайд с изображением скворца) Может быть, у меня действительно, нет своих песен. Ведь как говорят:

Звонко-звонко распеваю,

Возвратившись с юга в срок,

А вот песни занимаю

У дроздов, синиц, сорок!

Конечно, я, занимаю песни других птиц, потому что могу подражать им. Да и не только им!

Учитель: Скворец – это живая, веселая, подвижная птица с большой музыкальной памятью. Невзирая на плохую погоду весной, скворцы оживленно поют. В их песнях, особенно в период гнездовья, можно услышать немало перенятых звуков: отрывки из песен дрозда, жаворонка, иволги, щебетание ласточки, кваканье лягушки, кудахтанье курицы, а иногда и музыкальные мелодии.

Скворцов очень интересно слушать. Песни «своего», т.е. живущего в скворечнике в вашем саду или во дворе скворца, каждый день могут быть разными. Не поленитесь и послушайте их!

А как слушать – об этом вы прочитаете в рассказе «Скворцы», написанном А. Куприным.

// ведущая читает отрывок: см. приложение//

Учитель: - А сейчас послушайте голоса птиц-пересмешников

//звучит голос сойки и скворца //

- Песни птиц доставляют удовольствие. А знаете ли вы, почему и зачем поют птицы? Так знайте: их песни – это визитные карточки.

В песне много информации. И самая первая - кому она принадлежит, кто есть кто?

Например, если раздается «ку-ку» - все знают, что это голос кукушки, её визитная карточка!

А знаете ли вы какая визитная карточка у гусей, у клестов, у снегирей, у синиц, у дятла?

Дятел: - Хотите, я расскажу о голосах своих собратьев – дятлов! Нас ведь много. Я, к примеру, большой пестрый дятел и это обо мне загадка:

Черный жилет,

Красный берет,

Нос, как топор

хвост, как упор.

Но есть ещё малый пестрый дятел, зеленый дятел, зеленый дятел, черный дятел – желна ( слайд с изображением этих птиц). И все мы выстукиваем свои серенады клювом. И все дятлы знают, кому они принадлежат. Если вам интересно, как это у нас получается, прочитайте в отрывке о дятле у Н. Сладкова.

Учитель: - Да, барабанная дробь есть барабанная дробь! Но у каждого дятла она своя. Кроме того, звуки птиц несут и другую информацию. Например, «Мой дом – моя крепость». (т.е. участок занят), «опасность»и др.

Среди птиц, звуки которых интересуют композиторов, привилегированное положение занимают соловей и жаворонок. Трели этих птиц воспроизводили в романсах и песнях, в стихах и прозе.

Соловей: Обо мне говорят:

«Птичка–невеличка, а поет – лес дрожит»

Живу я в зарослях на берегу рек и увидеть меня очень сложно – ведь я с виду совсем неприметная серенькая птичка. Кто же я?

- Да, угадали. это я – соловей. (слайд о соловье) Именно обо мне в народе говорят:

«Мал соловей – да голосит».

Мои трели воспроизводили многие композиторы. Кто из вас слышал песню соловья? Где вы её слышали?

Можно ли воспроизвести голосом? Очень трудно!

//звучит запись – «Голоса птиц», Соловей//

Ведущая: - Язык тревоги. Ю. Линник /см. приложение/

Учитель: Очень трудно передать голоса птиц! Тем же, кто в них разбирается, они помогут жить и ориентироваться в этом мире. Наши предки были людьми на редкость наблюдательными, они хорошо знали, когда и как кричат птицы, и поняли, какую пользу  для себя можно извлечь из этого знания. Например, мастерили свистульки – манки, которыми подманивали рябчиков, тетеревов, уток, перепелов, гусей, подражая их голосам. Они, наблюдая за их голосами в теплую и холодную, в ясную и ненастную погоду, создавали свои приметы. Приметы, связанные с трудом и жизнью крестьянина. Эти приметы предсказывали «когда сеять, когда жать, когда скирды метать».

Приметы, основанные на живом календаре, чаще всего точны. В наши дни они тоже могут помочь во время отдыха, на прогулке, в походе. Попробуем проверить некоторые из них. (см. «Приложение»: приметы)

Ведущий: Но главное даже не в этом! Представьте себе нашу жизнь без голосов птиц! Лес – без птичьих хоров, без барабанной дроби дятла и тревожного стрекота говорливой и все замечающей сороки - белобоки, печального кукования кукушки, мелодичных песен, малиновки, овсянки, мухоловки (слайд с изображением этих птиц.) В таком безмолвном лесу страшно!

Учитель: Растут города и поселки. Люди все больше отдаляются от природы, но мало кто может жить без нее. К природе и зимой, и летом спешат горожане. Вместе с детьми, собаками, магнитофонами. Ведь магнитофон можно включить, и вот зеленая поляна превращается, словно по мановению волшебной палочки, в свою квартиру!

И что тогда? Замолкнут птицы, перестанут квакать лягушки, звенеть кузнечики, сверчки. Может быть, голос соловья, раздавшийся с соседних кустов, прозвучит в  имитации, звуков певца,  но как много мы потеряем!

 Можно ведь и по-другому. Можно взять с собой тот же магнитофон и записать, как поют, заливаются весной птицы в лесу, и принести эту частицу природы к себе!

Было время, когда наши предки хорошо знали своих соседей, их голоса. А разве для нас с вами все потеряно, ребята?

Задание для слушателей:

- Под впечатлением услышанного нарисовать рисунок, выполнить аппликацию, сделать поделку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26524. Движущие силы, характер, периодизация и итоги Второй Американской революции 43.5 KB
  поделили в пользу Юга территорию к западу от р. активизировалось движение против рабства аболиционисты они организовывали тайные маршруты для беглецов с Юга. в отличие от юга здесь индустрия работала на полную мощность на благо фронту. Осенью взяли промышл центр Юга Атланту.
26525. Франко-германская война 1870-1871 гг. и парижская Коммуна 1871 г. и их место в историческом процессе 40 KB
  Прусская война была осознана в Германии как война за национальное существование и независимость поэтому против Фр. провозглашена республика создано Вп Нац обороны в которое вошли представители политические силы оппозиционные империи. прошли выборы в Нац Собрание которое должно было утвердить прелиминарный мирный договор формальное согласие м д воюющими государствами относительно прекращения военных действий соглашение установления условий прекращения огня в общей форме очерчивается предполагаемая территория договариваются о судьбе...
26526. Общие черты и особенности эк. и П. развития стран Западной Европы и США в конце 19- начале 20 века 61.5 KB
  Внедрение капиталистического производства вызвало ряд изменений: 1. По темпам ежегодного приращивания производства 1 место США 2 место Германия. Еще 1й закономерностью развития стран было образование монополий добровольных объединений независимых предпринимателей обладающие исключительным правом производства или торговли. переход от независимого производства к концентрации производства: спрос = предложение = прибыль = обострение конкуренции = нерегулируемое производство = кризис перепроизводства = концентрация производства.
26527. Международные отношения в последней трети 19-нач.20 века 31 KB
  Герм. надолго была ослаблена а Герм. Германия пыталась добиться гегемонии готовила для себя плацдарм. в результате добилась союза 3х императоров1873 Герм.
26528. Страны Европы и США в годы I мир. войны 39 KB
  Если Тарле подчеркивал агрессивность только германского империализма то его оппоненты Покровский и его школа перекладывали ответственность на страны Антанты в том числе и на Россию Причинами I мир.вернуть утраченные территории в войне с Германией играть ведущую роль на континенте Англ.сокрушить Герм. Герм.
26529. Итоги первой МВ и Версальско-Вашингтонская система договоров 43 KB
  Создав преимущество германское командование решило перейти в наступление с целью разгрома армии Антанты до того как США смогли бы увеличить своё присутствие в Европе. Победа союзников обусловила главенствующую роль Великобритании Франции и США в выработке условий мирных соглашений на Парижской мирной конференции. проходила за закрытыми дверями США Вильсон Великобритания Ллойд Джордж Фр. этой программой США прикрывали экспансионистскую политику стали претендовать на мировое господство.
26530. Соц.-экономические, культурные и идеологические, П. предпосылки формирования фашизма в Западной Европе. Критерии тоталитаризма и типология тоталитарных систем 62 KB
  существовало 3 основных идеи пангерманистов:1господствующее положение германии в Европе 2 объединение говорящих понемецки народов и нац групп в рамках герм империи 3расшир герм колон владений. немцы призваны господствовать над всем миром. тоталитарный синдром: 1 единственная массовая партия возглавляемая харизматическим лидером и вбирающая небольшую часть населения; организована по олигархическому принципу стоит над бюрократической гос организацией либо переплетена; 2 официальная идеология; 3 монополия на СМИ; 4 на средства...
26531. Особенности раскола раб. движения после 1МВ. и субъективные причины появления Коментерна и РСИ 46 KB
  Лидеры болва соцдем. Политика защиты отечества разделила социалистов стран Антанты и Герм. Левое крыло имелось почти во всех соц. партиях: борцы с капзмом за победу соц.
26532. Сравнительная характеристика социально-экономической П. «нового курса» ФДР и Народного Фронта во Фр 60.5 KB
  Становилось ясно что рыночные отношения должен регулировать единый механизм государство. английский экономист Кейнс разработал широкий комплекс мер государственного регулирования эк. В период кризиса нужно понижать налоги увеличивать гос. расходы а в период инфляции и перепроизводства наоборот налоги повышать а госву расходы сокращать.