42081

Основные понятия комбинаторики

Лабораторная работа

Математика и математический анализ

В появившемся диалоговом окне Мастер функции – шаг 1 из 2 слева в поле Категория указаны виды функции. В поле Функции выбираем функцию ФАКТР . В рабочее поле Число вводим с клавиатуры число переставляемых объектов в примере – 26. В появившемся диалоговом окне Мастер функции – шаг 1 из 2 слева в поле Категория указаны виды функции.

Русский

2013-10-27

2.58 MB

84 чел.

Министерство образования и науки Украины

Национальный технический университет Украины

«Киевский Политехнический Институт»

Факультет социологии и права

Лабораторная работа №1

по теории вероятности

на тему:

«Основные понятия комбинаторики»

Выполнил

Студент 2-го курса

Группы АМ-74

Балашов Дмитрий Валерьевич

Проверила

Бахтина Галина Петровна

Киев 2008

Цель работы

Ознакомится с основными понятиями комбинаторики и способами их решения в программе Microsoft Excel.

Теоретические сведения:

Комбинаторика (Комбинаторный анализ) — раздел математики, изучающий дискретные объекты, множества (сочетания, перестановки, размещения и перечисление элементов) и отношения на них (например, частичного порядка). Комбинаторика связана со многими другими областями математики - алгеброй, геометрией, теорией вероятности, и имеет широкий спектр применения, например в информатике и статистической физике.

Термин «комбинаторика» был введён в математический обиход Лейбницем, который в 1666 году опубликовал свой труд "Рассуждения о комбинаторном искусстве".

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОМБИНАТОРИКИ

1. Перестановки

Перестановкой n элементов множества называется их комбинация, отличающаяся только порядком расположения.

В комбинаторике принято следующее обозначение: если в множестве имеется n элементов, Pn – число перестановок элементов этого множества.

Как вычислить число перестановок? Рассмотрим конкретные множества:

  •  n = 0: P0 = 1 – по определению;
  •  n = 1: P1 = 1;
  •  n = 2: например, есть множество {1, 2}, возможны числа 12 и 21, значит P2 = 2;
  •  n = 3: сколько различных трехзначных чисел можно составить из множества {1, 2, 3}? Начнем с тех, которые начинаются с 1: 123, 132, затем с 2: 213, 231, и с 3: 312, 321. Всего получается 6 чисел. Это значит, что P3 = 6.

Можно предположить, что

                                                           Pn = n × Pn-1                                                         (1.1)

И это действительно так. Доказывается, например, методом математической индукции.

Формула (1.1) называется рекуррентной, так как позволяет вычислять значение очередной величины через предыдущее.

Применяя формулу (1.1) для множества n элементов последовательно, начиная с первого, получим:

Pn = n × (n-1) × (n-2) × … × 3 × 2 × 1 = 1 × 2 × 3 × … × n;

Pn = n! = 1 × 2 × 3 × … × n.

Формула числа перестановок в множестве из n элементов.

Для нахождения числа перестановок в Microsoft Excel используется специальная функция – ФАКТР. Рассмотрим пример нахождения числа перестановок на компьютере.

ПРИМЕР:

P26 = 26

РЕШЕНИЕ:

  1.  Устанавливаем табличный курсор в свободную ячейку, например  в А1. Здесь должно оказаться значение числа перестановок.

  1.  Для получения значения перестановок воспользуемся специальной функцией: нажимаем на панели инструментов кнопку Вставить функцию (fx).

3. 1. В появившемся диалоговом окне Мастер функции – шаг 1 из 2 слева в поле Категория указаны виды функции. Выбираем Математические. 

3. 2. В поле Функции выбираем функцию ФАКТР . Нажимаем кнопочку «ОК».

  1.  Появляется диалоговое окно ФАКТР.

 

В рабочее поле Число вводим с клавиатуры число переставляемых объектов (в примере – 26).

Нажимаем на кнопочку «ОК».

  1.  В ячейке А1 появляется искомое число перестановок – 4,03291E+26

2. Сочетание

Рассмотрим пример. Какие наборы можно составить из различного количества предметов, если всего их 4 – Шампанское, Печенье, Конфеты, Апельсины?

Были составлены наборы из 1 предмета, из 2, из 3, из 4, на основе исходных 4 предметов. Иначе можно сказать: были составлены подмножества из 1, 2, 3, 4 предметов, из 4 элементов данного множества. Такие подмножества называются сочетаниями.

По 1 предмету

По 2 предмета

По 3 предмета

По 4 предмета

Ш

Ш, А

Ш, А, П

Ш, А, П, К

А

Ш, К

Ш, А, К

П

Ш, П

П, К, А

К

К, П

П, К, Ш

К, А

П, А

Всего 4

Всего 6

Всего 4

Всего 1

Сочетаниями называются конечные подмножества, составленные из элементов данного множества. Если во множестве элементов – n, а в подмножестве m, то общее количество всех сочетаний обозначается и читается как число сочетаний из n элементов по m.

Очевидно, что n m. Приведем формулу для вычисления числа сочетаний:

 

Для нахождения числа сочетаний в Microsoft Excel используется специальная функция – ЧИСЛКОМБ.

В функции ЧИСЛКОМБ (число; число_выбранных) должны быть заданы следующие параметры:

  •  число – это число объектов n;
  •  число_выбранных – это число объектов в каждой комбинации m.

Рассмотрим пример нахождения числа сочетаний на компьютере.

ПРИМЕР:

РЕШЕНИЕ:

  1.  Устанавливаем табличный курсор в свободную ячейку, например  в А1. Здесь должно оказаться значение числа перестановок

.

  1.  Для получения значения числа сочетаний воспользуемся специальной функцией: нажимаем на панели инструментов кнопку Вставить функцию (fx).

3. 1. В появившемся диалоговом окне Мастер функции – шаг 1 из 2 слева в поле Категория указаны виды функции. Выбираем Математические. 

3. 2. Справа в поле Функции выбираем функцию ЧИСЛКОМБ . Нажимаем кнопочку «ОК».

4. Появляется диалоговое окно ЧИСЛКОМБ.

В рабочее поле Число вводим с клавиатуры число объектов n (в примере – 36). В рабочее поле Число_выбранных вводим с клавиатуры число объектов, которые необходимо выбрать, m (в примере – 2). Нажимаем на кнопочку «ОК».

= 630

3. Размещение

Допустим, что есть ткань трех цветов: Красная, Синяя, Белая. Какие сочетания по 2 цветам можно составить? Следующее:

{К; С}, {С; Б}, {К; Б}

А сколько различных двухцветных флагов можно составить?

К

С

С

Б

К

Б

С

К

Б

К

Б

К

В данном случае подмножеств, состоящих из элементов «красная» и «синяя»,  два, поскольку каждое из них представляет свою расцветку флага:

Красная

Синяя

Синяя

Красная

Чем отличаются эти подмножества от сочетаний? Тем, что во втором случае важен порядок расположения элементов. Такие подмножества называются размещениями.

Размещениями называются конечные упорядоченные подмножества из элементов данного множества. Общее количество размещений обозначается как:   и читается: число размещений из n по m (nm).

Приведем формулы для вычисления числа размещений:

Рассмотрим оба способа нахождения числа размещений на компьютере с помощью программы Microsoft Excel.

ПРИМЕР:

РЕШЕНИЕ (способ №1):

  1.  Устанавливаем табличный курсор в свободную ячейку, например А1

  1.  Находим число сочетаний. Нажимаем на панели инструментов кнопку Вставить функцию (fx).

  1.  1. В появившемся диалоговом окне Мастер функции – шаг 1 из 2 слева в поле Категория указаны виды функции. Выбираем Математические.

3. 2. В поле Функции выбираем функцию ЧИСЛКОМБ . Нажимаем кнопочку «ОК».

4. Появляется диалоговое окно ЧИСЛКОМБ.

5. В рабочее поле Число вводим с клавиатуры число объектов n (в примере – 21). В рабочее поле Число_выбранных вводим с клавиатуры число объектов, которые необходимо выбрать, m (в примере – 2). Нажимаем на кнопочку «ОК».

  1.  Указателем мыши щелкаем в Строке формул после последней скобки формулы =ЧИСЛКОМБ(21;2) и вводим с клавиатуры знак умножения - *. Для получения значения m! Дописываем после знака умножения (*) функцию ФАКТР(2) и нажимаем кнопочку Enter. В ячейке А1 получим желаемый результат  

= 420

РЕШЕНИЕ (способ №2):

  1.  Устанавливаем табличный курсор в свободную ячейку, например А2.

  1.  Для получения значения числа размещения воспользуемся специальной функцией ПЕРЕСТнажимаем на панели инструментов кнопку Вставить функцию (fx)

  1.  1. В появившемся диалоговом окне Мастер функции – шаг 1 из 2 слева в поле Категория указаны виды функций. Выбираем Статистические.

3. 2. Справа в поле Функция выбираем функцию ПЕРЕСТ. Нажимаем на кнопку «ОК»

    4. Появляется диалоговое окно ПЕРЕСТ.

В рабочее поле Число вводим с клавиатуры число объектов n (в примере – 21). В рабочее поле Число_выбранных вводим с клавиатуры число объектов, которые необходимо выбрать, m(в примере – 2).

= 420

ВЫВОД:

В ходе лабораторной работы мы ознакомились с основными  понятиями комбинаторики (такими как: перестановки, сочетания и размещение) и научились вычислять их в программе Microsoft Excel.

Так же привели пример решения каждого из этих способов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31645. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 54.5 KB
  Отчетливо виден социальный смысл учения отношение маленьких школьников к отметкам. Учебные действия школьников с помощью которых можно решить задачу. Самоконтроль Оценка Самооценка Особенности познавательного развития младших школьников. Внимание школьников зависит от: организации активной умственной деятельности.
31646. Мышление и воображение. Их роль в образовательном процессе 23.5 KB
  Виды воображения: по Немову Активное – человек по собственнуму желанию усилием воли вызывает соответствующие образы; Пассивное – образы возникают спонтанно помимо воли и желания человека; Продуктивное – дейчтвительность сознательно конструируется человеком а не просто механически копируется или воссоздается; Репродуктивное – ставится задача воспроизвести реальность в том виде какова она есть такое воображение больше напоминает память чем творчество. Фантазия это определенное чувство желания чегото конкретного ради чего...
31647. Память и внимание. Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе 33.5 KB
  Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе. Виды внимания: непроизвольное – оно может возникнуть по мимо желаний человека в силу какихто обстоятельств; произвольное – вызывается силою воли желанием самого человека ответственность интерес; послепроизвольное – возникает в силу появления устойчивого интереса к объекту является самым продуктивным и эффективным. Особенности внимания свойства: объем внимания определяется количеством объектов которые могут быть замечены человеком за короткий промежуток...
31648. Педагогическое общение: компоненты, функции, стили, модели и барьеры 62 KB
  Педагогическое общение: компоненты функции стили модели и барьеры Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и психологии личности. Главным средством общения является речь. Стороны общения: Коммуникативная сторона общения это передача информации. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии что информация не только принята но и понята осмыслена.
31649. Эмоции и чувства. Психическое состояние. Эмоциональное нарушение в младшем школьном возрасте 23 KB
  Психическое состояние. Формы переживания чувств эмоциональное состояние: Наиболее растпространенным явл. Стресс – эмоциональное состояние которое возникает в неожиданных обстоятельствах. Аффект – это очень сильно выраженное кратковременное эиоциональное состояние.
31650. Свойства личности младшего школьника 47 KB
  У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого. Характер – индивидуально-психологические особенности личности которые выражают отношение человека к действительности и проявляются в устойчивых формах поведения человека. Основанием для классификации характера может служить отношение человека к окружающему миру другим людям самому себе. По данному признаку можно делить основные черты характера на следующие группы: Черты характера проявляющиеся в отношении человека к другим людям:...
31651. Психологические причины неуспеваемости младших школьников 41 KB
  Дубровина: недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова низкий уровень организации учебной деятельности недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Это явление имеет несколько причин низкий уровень развития фонематического слуха слабая концентрация внимания несформированность приемов самоконтроля. Возможные причины: низкий уровень развития произвольности несформированность приемов учебной деятельности низкий уровень объема и распределения внимания низкий уровень развития кратковременной памяти слабое...
31652. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, мотивы 52.5 KB
  Педагогическая деятельность имеет те же характеристики что и любой другой вид человеческой деятельности. Специфической характеристикой педагогической деятельности по Н. Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности: I минимальный педагог умеет пересказать другим то что знает сам; II низкий педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории III средний педагог владеет стратегиями обучения знаниями навыками умениями данного предмета. Структура педагогической деятельности Л.
31653. Проблема возраста и периодизация возрастного развития 64 KB
  Понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.