42145

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МОСТА УИТСТОНА

Лабораторная работа

Физика

Сопротивления R1 R2 R0 Rх называются плечами моста Rх  измеряемое неизвестное R0 известное R1 R2 регулировочные сопротивления. Сопротивления плеч моста измеряют и подбирают таким образом чтобы ток гальванометра был равен нулю. Для однородного проводника сопротивления отдельных его участков относятся как их длины.

Русский

2013-10-27

81 KB

75 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ  РАБОТА  № 3-2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  СОПРОТИВЛЕНИЯ                                                                    С  ПОМОЩЬЮ  МОСТА  УИТСТОНА

         Цель работы изучение методики измерения электрического сопротивления проводника с помощью моста Уитстона и определение удельного сопротивления материала проводника.

ПОСТАНОВКА  ЗАДАЧИ

Мост Уитстона состоит из четырех сопротивлений R1, R2, R0 и Rх, соединенных между собой в виде замкнутого четырехугольника (рис. 1).         

                         Рис. 1                                               Рис. 2

В диагональ ВД четырехугольника вводится нуль-гальванометр G, в диагональ АС источник постоянного тока и ключ K2. Сопротивления R1, R2, R0, Rх называются плечами моста (Rх  измеряемое неизвестное, R0 – известное,  R1, R2регулировочные сопротивления). Сопротивления плеч моста измеряют и подбирают таким образом, чтобы ток гальванометра был равен нулю. Такое состояние  моста Уитстона  называется равновесием.

         Найдем соотношение сопротивлений плеч, при котором реализуется равновесие моста.

Согласно первому правилу Кирхгофа алгебраическая сумма токов, сходящихся в узле, равна нулю

Ii = 0.      (1)

 На основании первого правила Кирхгофа:

для узла В:   I3  I4  Ir = 0 ,

для узла D I1 + Ir + I2 = 0.         (2)

При равновесии моста  Ir = 0, поэтому формулы (2)  запишутся в виде

              I3  I4 = 0,  I3 = I4:               (3)

                       I1 + Ir = 0,  I1 = I2.

По второму правилу Кирхгофа, в любом контуре алгебраическая сумма падений напряжений численно равна алгебраической сумме ЭДС, действующих в данном контуре:

IiRi = Ek.     (4)

 Второе правило Кирхгофа для контуров АВД и ВСД может быть записано в виде:

для контура АВД:  I3 Rx + I1 R1 = 0    или    I3 RХ = - I1 R1;                             (5)

для контура ВСД:  I4 R0 + I2 R2 = 0    или     I4 R0 = - I2 R2.

Разделим эти уравнения почленно

       .      (6)

Так как, согласно (3)  I3 = I4   и I1 = I2 , то после сокращения в обеих частях формулы (6) получим

 .       (7)

Из формулы (7) имеем

                                       Rx = R0                  (8)

или RxR2=R0R1  произведение противолежащих сопротивлений в плечах уравновешенного моста одинаково.

ОПИСАНИЕ  ЛАБОРАТОРНОЙ  УСТАНОВКИ

Схема лабораторной установки приведена на рис. 2. Роль сопротивлений R1 и R2 выполняют участки реостата (или реохорда).

Положение движка реостата определяет величины сопротивлений R1 и R2.

Для однородного проводника сопротивления отдельных его участков относятся как их длины. Обозначим длину участка реостата АД через 1, а длину участка ДС через 2. Тогда

,      (9)

формула (8) с учетом (9) может быть записана

,     (10)

Если длина реостата АС = 0, то 2 =  0  1 и

.     (11)

Удельное электросопротивление  есть величина, равная электрическому сопротивлению цилиндрического проводника с длиной и площадью, равными единице.

Численное значение удельного электросопротивления однородного проводника можно определить по формуле

 =  .    (12)

где R  электросопротивление,   длина провода обмотки катушки, S  площадь его поперечного сечения, d – диаметр.

ПОРЯДОК  ВЫПОЛНЕНИЯ  РАБОТЫ

  1.  Соберите схему установки (рис. 2), подключив неизвестное сопротивление Rx.

Движок потенциометра установите в середине шкалы.

Замыкая на короткое время ключ К, подберите на магазине сопротивлений R0 такое сопротивление, при котором стрелка гальванометра установится на нуле.

Повторите измерения  (пункты 2 и 3) 5 раз. Результаты запишите в таблицу. Найдите среднее значение R0.

Вычислите значение Rхпо формуле (11) по среднему значению <R0>.

Проведите измерения второго сопротивления RX, повторив пункты 2-5.

Соедините сопротивления Rхи Rх последовательно и измерьте общее сопротивление. Сравните полученное значение с Rпосл.=Rх+ Rх.

Соедините сопротивления Rхи Rх параллельно и измерьте полученное сопротивление, сравните со значением

.

9. По значениям RX1  и  RX2  найдите удельное сопротивление  1  и  2 по формуле (12).    Значение d и  указаны в таблице на установке.

КОНТРОЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ

  1.  Нарисуйте схему моста Уитстона.

Каков принцип действия моста Уитстона?

Каков физической смысл удельного сопротивления?

Объясните физическую природу электросопротивления.

Назовите единицы измерения удельного сопротивления.

Можно ли производить измерения, поменяв в мостике Уитстона местами гальванометр и источник тока?

Сформулируйте правила Кирхгофа.

Выведите расчетную формулу.

Дайте определение ЭДС, потенциала, разности потенциалов, напряжения.

Рассчитайте предложенную схему последовательного и параллельного соединения сопротивлений.

Что такое потенциометр, реостат. Нарисуйте схему их подключения.

9


D

C

C

B

A

B

A

I1

I2

I3

I4

Ir

RX

RX

R0

R0

R2

R2

R1

R1

E

E

G

G

K

K


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54412. Основні закономірності спадковості та мінливості 274 KB
  Менделя виступаючи в ролі біографа. Але промова Менделя пролунала для сучасників як промова інопланетного прибульця. Лише в 1900 році знову відкрили закони Менделя. Менделя через 35 років після їі появи на світ та відкрив самого г.
54413. Лікарські рослини у житті людини. Збирання і заготівля лікарських рослин 79.5 KB
  Мета: розширити знання учнів про лікарські рослини їх значення в житті людини формувати в учнів вміння і навички збору лікарських рослин їх зберігання. Обладнання: таблиці; гербарні екземпляри різних лікарських рослин дидактичний матеріал книги: Травы дарующие здоровье лікарські трави. Основні терміни і поняття: лікарські рослини фармакологія хімікофармацевтична промисловість.
54414. ВИКОРИСТАННЯ МУЛЬТИМЕДІЙНИХ ЗАСОБІВ НАВЧАННЯ НА УРОКАХ ФІЗИКИ 946 KB
  Мета: навчити використанню операторів циклу при опрацюванні результатів лабораторної роботи Визначення модуля пружності гуми; розвити навики роботи у середовищі Turbo Pscl; виробляти вміння узагальнювати вивчений матеріал; виховувати в учнів уважність та відповідальність при виконанні завдань. Організаційний момент Викреслення мети основних завдань уроку ознайомлення з обладнанням необхідним для проведення лабораторної роботи та опрацювання результатів вимірювань. Виконання лабораторної роботи. Для виконання лабораторної...
54415. Модульное обучение на уроках химии 38.5 KB
  Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс обеспечить его целостность в реализации целей обучения развития познавательной и личностной сферы учащихся. Данная технология основывается на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной научнопопулярной и справочной литературой в результате обучения. Важным достоинством данной технологии обучения является ее интеграционное качество ибо модуль как целостное единство содержания и технологии его изучения реализуется через комплекс технологий...
54416. Мохоподібні: будова, різноманітність, значення в природі та житті людини 1.32 MB
  Навчальна: ознайомити учнів з характерними рисами мохоподібних, особливостями розмноження, їхнім значенням у природі та господарстві людини. Розвиваюча: розвивати логічне та біологічне мислення, вміння працювати з дидактичним матеріалом, малюнками, схемами, таблицями, аналізувати спостереження та робити висновки. Виховна: сприяти формуванню основних уявлень про наукове пізнання світу, розвитку інтересу до вивчення природи; виховувати в учнів уміння слухати, культуру мови та спілкування.
54417. Молодь за здорове майбутнє. Виховний захід 41 KB
  Епіграф: Немає друга рівного здоровю; Немає ворога рівного хворобі Давньоіндійське прислівя Обладнання: компютер мультимедійний проектор екран плакати з написами Хід заходу Вихователь. Люди кажуть один одному при зустрічі: Доброго Вам здоровя. Вони бажають один одному здоровя.
54418. ІННОВАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ ВИЯВЛЕННЯ, НАВЧАННЯ І ПІДТРИМКИ РОЗВИТКУ ОБДАРОВАНОЇ МОЛОДІ 367 KB
  Профільне навчання в сучасній школі як технологічне рішення по створенню розвивального середовища для обдарованої молоді. Теоретичний аналіз світового досвіду профільної диференціації навчання.Сутність мета і принципи профільного навчання.
54419. Молюски 137.5 KB
  Мета: перевірити та узагальнити знання учнів з теми, сприяти застосуванню теоретичного матеріалу, виховувати вміння звертатися до свого досвіду, розвивати творчу активність, пізнавальні інтереси учнів, продовжувати формувати вміння працювати з роздатковим матеріалом, додатковою літературою, порівнювати, узагальнювати, робити висновки.
54420. Тип Молюски 377 KB
  Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения и физиологии моллюсков разных классов в связи с образом жизни их значении в экосистемах и для человека ; Развивать интеллектуальные и умственные способности: умения анализировать сравнивать логически мыслить делать выводы; Воспитывать бережное отношение к природе развивать экологическое мышление; формировать культуру общения поддерживать психологический микроклимат доверия толерантного отношения друг к другу. Учащиеся должны знать: Общие признаки...