42155

СНЯТИЕ ПЕТЛИ ГИСТЕРЕЗИСА И КРИВОЙ НАМАГНИЧИВАНИЯ ФЕРРОМАГНЕТИКА С ПОМОЩЬЮ ОСЦИЛЛОГРАФА

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Величины Н и В можно определить зная величину напряжений вызывающих отклонение электронного луча на одно деление по осям Х и Y при данном усилении: где координаты петли гистерезиса в единицах координатной сетки kx ky – коэффициенты пропорциональности определяемые для каждого осциллографа. Величина этой энергии приходящейся на единицу объема образца w определяется в координатах в виде w = BdH и равняется...

Русский

2013-10-27

82 KB

12 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 – 3

СНЯТИЕ ПЕТЛИ ГИСТЕРЕЗИСА И КРИВОЙ НАМАГНИЧИВАНИЯ

ФЕРРОМАГНЕТИКА С ПОМОЩЬЮ ОСЦИЛЛОГРАФА

Цель работы - экспериментальное определение координат петли гистерезиса и расчет потерь на перемагничивание ферромагнетика с помощью электронного осциллографа.

ПОСТАНОВКА  ЗАДАЧИ

В качестве исследуемого образца взят ферромагнетик в форме тороида (рис. 1). Первичная обмотка тороида (I) питается через сопротивление  R  переменным током I1. Напряженность магнитного поля, создаваемая обмоткой тороида, вычисляется, как и для бесконечного соленоида, по формуле

                                   ,                                                         (1)

где  N1 число витков первичной обмотки тороида, - длина средней линии тороида. Так как ток идет по сопротивлению  R1, то падение напряжения на нем равно  IR = U1. Оно подается на горизонтально отклоняющие пластины и выражается с помощью (1) в виде:

                                    .                                        (2)

Из (2) видно, что  UX пропорционально Н.

        Во вторичной обмотке (II) источником тока  I2  является переменная ЭДС индукции, возбуждаемая во вторичной обмотке. Она определяется с помощью закона электромагнитной индукции

                              Е = -,                         (3)

где N2 – число витков вторичной обмотки тороида, Ф – поток вектора магнитной индукции  В  через сечение тороида S.

         Под действием ЭДС конденсатор  С  заряжается. Из выражения для силы тока   следует  dq = Idt, а суммарный заряд, поступающий на конденсатор за время  t , определится в виде

                                                    .                                                  (4)

Сила тока в цепи (II) будет определяться величиной ЭДС и разностью потенциалов на конденсаторе  :

                                  .                                         (5)

         В работе величина RC выбирается достаточно большая, чтобы  UC  E2. Тогда можно принять  . Так как напряжение на конденсаторе , то в соответствие с (3), (4) и (5) получим

                      .                  (6)

         Из (6) следует, что напряжение  UC, подаваемое на вертикально отклоняющие пластины пропорционально  В. Таким образом, на одни пластины подается напряжение, пропорциональное Н, на другие – пропорциональное В. Следовательно, луч на экране электронно-лучевой трубки будет описывать кривую зависимости В  от  Н, то есть   В = f (Н).

         Величины  Н  и  В  можно определить, зная величину напряжений, вызывающих отклонение электронного луча на одно деление по осям  Х  и  Y  при данном усилении:

                                       ,

где  ,  - координаты петли гистерезиса в единицах координатной сетки,  kx , ky – коэффициенты пропорциональности, определяемые для каждого осциллографа.

         Подставляя полученные значения  Ux    и Uy , получим:

                                                                       (7)

По найденным значениям  НI  и BI  строим кривую намагничивания.

         Определение потерь на перемагничивание.

         При перемагничивании часть энергии магнитного поля затрачивается на работу по перемещению междоменных границ. Величина этой энергии, приходящейся на единицу объема образца  w, определяется в координатах в виде  w = BdH и равняется площади S петли гистерезиса (w = S ), выраженной в единицах  В  и  Н. Величина  w  представляет собой энергию, выделяющуюся в виде теплоты в единице объема тороида за один цикл перемагничивания. Если  f – частота переменного тока, то количество теплоты, выделяемое за 1 с, равно

                                      Q = w f = S f.

Эта выделяемая теплота называется удельной мощностью электромагнитных потерь.

         Найдем площадь петли гистерезиса. Цена одного деления по оси  Н, как следует из (7), равна  , а по оси  В:  . Тогда площадь одной клетки будет равна  x y. Если петля содержит  n клеток, то площадь ее равна  S = x y n. Количество теплоты, выделяющееся в единице объема тороида за 1 с, будет равно                 

                                            Q = x y f n     Дж/(м3 с).                                  (8)

ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ

Петлю гистерезиса можно получить на экране электронно – лучевой трубки осциллографа. Для этого ферромагнетик надо поместить в магнитное поле, создаваемое переменным полем. На горизонтально отклоняющие пластины подать напряжение UX, пропорциональное напряженности магнитного поля Н, а на вертикально отклоняющие пластины – UY, пропорциональное индукции магнитного поля В.

Схема установки приведена на рис. 1.

                                             Рис. 1

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 Упражнение I. Снятие кривой намагничивания.

1. Изучите схему установки, изображенную на рис. 1.

2. Включите осциллограф тумблером «Сеть» и установите светящееся пятно в центре координатной сетки.

3. Включите установку в сеть и с помощью потенциометра подайте на тороид максимальное напряжение, а реостатом установите ток, максимальное значение которого указано на установке. При большем токе обмотка тороида может перегреться

4. С помощью ручки осциллографа «Усиление по Y» установите петлю гистерезиса, изображенную на рис. 3 введения во всю площадь экрана. Если петля слишком узкая или слишком широкая, то ее можно подкорректировать с помощью реостата  R1.

5. Уменьшая напряжение с помощью потенциометра, получите на экране семейство петель гистерезиса. Для каждого значения тока определите координаты вершины петли. Измерения проводите до тех пор, пока петля не стянется в точку. Координаты вершин занесите в табл. 1.

Таблица 1   

№ п/п

nX (делений)

   Н (А/м)

nY (делений)

       В (Т)

1

10

6. По формулам (7) вычислите значения  х  y.

7. Вычислите значения  Hi = x nxi и  Bi =  y nyi  для координат вершин всех петель гистерезиса.

8. По полученным результатам постройте график  B = f (H).

Упражнение 2. Определение остаточной индукции и коэрцитивной силы.

  1.  На экране осциллографа получите максимальную петлю гистерезиса (см. упр.1). Ручки «Усиление по Х» и «Усиление по Y» находятся в том же положении, что и в упражнении I.
  2.  Определите координаты точки пересечения оси  В  и петли гистерезиса – ny . Вычислите остаточную намагниченность:  Br = nyy.
  3.  Определите координаты точки пересечения оси  Н  и петли гистерезиса nX. Вычислите коэрцитивную силу: HC = nXX.

Упражнение 3.. Определение потерь на перемагничивание.

  1.  На экране осциллографа получите максимальную петлю гистерезиса (см. упр. 1). Ручки «Усиление по  Х» и «Усиление по  Y» должны занимать точно такое же положение, как и в упражнении 1.
  2.  Снимите координаты 20 различных точек в делениях координатной сетки экрана и занесите в табл. 2

Таблица 2

№ п/п

nx (делений)

Ny (делений)

1

20

  1.  Начертите петлю гистерезиса на миллиметровой бумаге, выбирая на осях «Х» и «Y» такой же масштаб, как и на координатной сетке экрана.
  2.  Подсчитайте число клеток и вычислите площадь петли в единицах координатной сетки.
  3.  Определите значения  КХ и КY  и вычислите  х и  Y. Если положения ручек усиления по  «Х»  и  «Y» остались без изменения, возьмите значения КХ и КY из упражнения 1.
  4.  По формуле (8) вычислите удельные потери на перемагничивание.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1.  Что называется магнитной проницаемостью вещества?
  2.  Классическая теория ферромагнетизма Вейса.
  3.  Квантовая природа ферромагнетизма.
  4.  Как происходит процесс перемагничивания?
  5.  В чем заключается явление гистерезиса?
  6.  Как объясняется остаточная намагниченность?
  7.  Как получить сигнал, пропорциональный напряженности магнитного поля Н?
  8.  Как получить сигнал, пропорциональный магнитной индукции  В?
  9.  Что называется удельной мощностью электромагнитных потерь?

16


Данной работой Вы можете всегда поделиться с другими людьми, они вам буду только благодарны!!!
Кнопки "поделиться работой":

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53701. ПЕРВООБРАЗНАЯ И НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ. СВОЙСТВА НЕОПРЕДЕЛЕННОГО ИНТЕГРАЛА 138.5 KB
  Ввести понятие первообразной; доказать теорему о множестве первообразных для заданной функции применяя определение первообразной; ввести определение неопределенного интеграла; доказать свойства неопределенного интеграла; отработать навыки использования свойств неопределенного интеграла. Операция дифференцирования сопоставляет заданной функции F x ее...
53702. Нахождение неизвестного слагаемого 46 KB
  Как найти неизвестное слагаемое Чтобы найти неизвестное слагаемое надо от суммы отнять известное слагаемое Давайте вспомним компоненты вычитания. уменьшаемое вычитаемое разность В каких уравнениях неизвестное уменьшаемое к6=24 –Как найти неизвестное уменьшаемое Чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо к вычитаемому прибавить разность. –Как найти неизвестное вычитаемое Чтобы найти неизвестное вычитаемое надо от уменьшаемого отнять разность. В каких уравнениях неизвестное вычитаемое 73х=70...
53703. «Комбинаторные задачи», 6 а класс 53.5 KB
  Цели урока: обобщить и систематизировать знания о комбинаторных задачах; повторить способы решения комбинаторных задач; совершенствовать навыки решения данных задач; развивать умение дискуссионной и групповой работы; развитие коммуникативных компетенций; формирование умений мыслить системно находить творческий подход в своей работе; умение создать и защитить минипроект по теме Комбинаторные задачи. Выставка творческих работ по теме...
53704. Скорость движения. Перевод скорости из одного наименования в другое 80.5 KB
  Цели урока: Образовательные: продолжить работу по усвоению понятия скорость. Научиться переводить скорость на основе различных заданий. С какой скоростью он шел 2 Мотоциклист ехал 4 часа со скоростью 80 км ч.
53705. Сравнение долей 98 KB
  На доске записана скороговорка. На доске записаны примеры: 3333= замени умножением и реши 46= замени сложением и реши 66= решите Ответы записываю на доске. Помогите Карлсону из предложенных чисел выбрать то которое соответствует возрасту Малыша на доске записаны числа: 1 6 8 9 73 1...
53706. В доме у москвича 89 KB
  Сегодня мы с вами заглянем в древний поселок. Во время путешествия будьте внимательны, ведь полученные вами знания нам обязательно пригодятся в дальнейшем.
53707. Масленица в музыке 184 KB
  Ключевая компетенция - способность личности мобилизовать свои знания умения а также способы выполнения действий необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах...
53708. Реализация гражданских прав в современном мире 75 KB
  Учащиеся приобретают опыт ведения дискуссий. Беседа с учащимися Учитель: Перед тем как познакомиться с нашими правами давайте вспомним что такое право Учащиеся: называют несколько определений права: Правоэто величайшая ценность и элемент правовой культуры человечества. Учитель: Скажите пожалуйста а какие права существуют Учащиеся: Естественные и позитивные. Учитель: Какие права считаются естественными Учащиеся: Право на жизнь на свободу.