42155

СНЯТИЕ ПЕТЛИ ГИСТЕРЕЗИСА И КРИВОЙ НАМАГНИЧИВАНИЯ ФЕРРОМАГНЕТИКА С ПОМОЩЬЮ ОСЦИЛЛОГРАФА

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Величины Н и В можно определить зная величину напряжений вызывающих отклонение электронного луча на одно деление по осям Х и Y при данном усилении: где координаты петли гистерезиса в единицах координатной сетки kx ky – коэффициенты пропорциональности определяемые для каждого осциллографа. Величина этой энергии приходящейся на единицу объема образца w определяется в координатах в виде w = BdH и равняется...

Русский

2013-10-27

82 KB

16 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 – 3

СНЯТИЕ ПЕТЛИ ГИСТЕРЕЗИСА И КРИВОЙ НАМАГНИЧИВАНИЯ

ФЕРРОМАГНЕТИКА С ПОМОЩЬЮ ОСЦИЛЛОГРАФА

Цель работы - экспериментальное определение координат петли гистерезиса и расчет потерь на перемагничивание ферромагнетика с помощью электронного осциллографа.

ПОСТАНОВКА  ЗАДАЧИ

В качестве исследуемого образца взят ферромагнетик в форме тороида (рис. 1). Первичная обмотка тороида (I) питается через сопротивление  R  переменным током I1. Напряженность магнитного поля, создаваемая обмоткой тороида, вычисляется, как и для бесконечного соленоида, по формуле

                                   ,                                                         (1)

где  N1 число витков первичной обмотки тороида, - длина средней линии тороида. Так как ток идет по сопротивлению  R1, то падение напряжения на нем равно  IR = U1. Оно подается на горизонтально отклоняющие пластины и выражается с помощью (1) в виде:

                                    .                                        (2)

Из (2) видно, что  UX пропорционально Н.

        Во вторичной обмотке (II) источником тока  I2  является переменная ЭДС индукции, возбуждаемая во вторичной обмотке. Она определяется с помощью закона электромагнитной индукции

                              Е = -,                         (3)

где N2 – число витков вторичной обмотки тороида, Ф – поток вектора магнитной индукции  В  через сечение тороида S.

         Под действием ЭДС конденсатор  С  заряжается. Из выражения для силы тока   следует  dq = Idt, а суммарный заряд, поступающий на конденсатор за время  t , определится в виде

                                                    .                                                  (4)

Сила тока в цепи (II) будет определяться величиной ЭДС и разностью потенциалов на конденсаторе  :

                                  .                                         (5)

         В работе величина RC выбирается достаточно большая, чтобы  UC  E2. Тогда можно принять  . Так как напряжение на конденсаторе , то в соответствие с (3), (4) и (5) получим

                      .                  (6)

         Из (6) следует, что напряжение  UC, подаваемое на вертикально отклоняющие пластины пропорционально  В. Таким образом, на одни пластины подается напряжение, пропорциональное Н, на другие – пропорциональное В. Следовательно, луч на экране электронно-лучевой трубки будет описывать кривую зависимости В  от  Н, то есть   В = f (Н).

         Величины  Н  и  В  можно определить, зная величину напряжений, вызывающих отклонение электронного луча на одно деление по осям  Х  и  Y  при данном усилении:

                                       ,

где  ,  - координаты петли гистерезиса в единицах координатной сетки,  kx , ky – коэффициенты пропорциональности, определяемые для каждого осциллографа.

         Подставляя полученные значения  Ux    и Uy , получим:

                                                                       (7)

По найденным значениям  НI  и BI  строим кривую намагничивания.

         Определение потерь на перемагничивание.

         При перемагничивании часть энергии магнитного поля затрачивается на работу по перемещению междоменных границ. Величина этой энергии, приходящейся на единицу объема образца  w, определяется в координатах в виде  w = BdH и равняется площади S петли гистерезиса (w = S ), выраженной в единицах  В  и  Н. Величина  w  представляет собой энергию, выделяющуюся в виде теплоты в единице объема тороида за один цикл перемагничивания. Если  f – частота переменного тока, то количество теплоты, выделяемое за 1 с, равно

                                      Q = w f = S f.

Эта выделяемая теплота называется удельной мощностью электромагнитных потерь.

         Найдем площадь петли гистерезиса. Цена одного деления по оси  Н, как следует из (7), равна  , а по оси  В:  . Тогда площадь одной клетки будет равна  x y. Если петля содержит  n клеток, то площадь ее равна  S = x y n. Количество теплоты, выделяющееся в единице объема тороида за 1 с, будет равно                 

                                            Q = x y f n     Дж/(м3 с).                                  (8)

ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ

Петлю гистерезиса можно получить на экране электронно – лучевой трубки осциллографа. Для этого ферромагнетик надо поместить в магнитное поле, создаваемое переменным полем. На горизонтально отклоняющие пластины подать напряжение UX, пропорциональное напряженности магнитного поля Н, а на вертикально отклоняющие пластины – UY, пропорциональное индукции магнитного поля В.

Схема установки приведена на рис. 1.

                                             Рис. 1

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 Упражнение I. Снятие кривой намагничивания.

1. Изучите схему установки, изображенную на рис. 1.

2. Включите осциллограф тумблером «Сеть» и установите светящееся пятно в центре координатной сетки.

3. Включите установку в сеть и с помощью потенциометра подайте на тороид максимальное напряжение, а реостатом установите ток, максимальное значение которого указано на установке. При большем токе обмотка тороида может перегреться

4. С помощью ручки осциллографа «Усиление по Y» установите петлю гистерезиса, изображенную на рис. 3 введения во всю площадь экрана. Если петля слишком узкая или слишком широкая, то ее можно подкорректировать с помощью реостата  R1.

5. Уменьшая напряжение с помощью потенциометра, получите на экране семейство петель гистерезиса. Для каждого значения тока определите координаты вершины петли. Измерения проводите до тех пор, пока петля не стянется в точку. Координаты вершин занесите в табл. 1.

Таблица 1   

№ п/п

nX (делений)

   Н (А/м)

nY (делений)

       В (Т)

1

10

6. По формулам (7) вычислите значения  х  y.

7. Вычислите значения  Hi = x nxi и  Bi =  y nyi  для координат вершин всех петель гистерезиса.

8. По полученным результатам постройте график  B = f (H).

Упражнение 2. Определение остаточной индукции и коэрцитивной силы.

  1.  На экране осциллографа получите максимальную петлю гистерезиса (см. упр.1). Ручки «Усиление по Х» и «Усиление по Y» находятся в том же положении, что и в упражнении I.
  2.  Определите координаты точки пересечения оси  В  и петли гистерезиса – ny . Вычислите остаточную намагниченность:  Br = nyy.
  3.  Определите координаты точки пересечения оси  Н  и петли гистерезиса nX. Вычислите коэрцитивную силу: HC = nXX.

Упражнение 3.. Определение потерь на перемагничивание.

  1.  На экране осциллографа получите максимальную петлю гистерезиса (см. упр. 1). Ручки «Усиление по  Х» и «Усиление по  Y» должны занимать точно такое же положение, как и в упражнении 1.
  2.  Снимите координаты 20 различных точек в делениях координатной сетки экрана и занесите в табл. 2

Таблица 2

№ п/п

nx (делений)

Ny (делений)

1

20

  1.  Начертите петлю гистерезиса на миллиметровой бумаге, выбирая на осях «Х» и «Y» такой же масштаб, как и на координатной сетке экрана.
  2.  Подсчитайте число клеток и вычислите площадь петли в единицах координатной сетки.
  3.  Определите значения  КХ и КY  и вычислите  х и  Y. Если положения ручек усиления по  «Х»  и  «Y» остались без изменения, возьмите значения КХ и КY из упражнения 1.
  4.  По формуле (8) вычислите удельные потери на перемагничивание.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1.  Что называется магнитной проницаемостью вещества?
  2.  Классическая теория ферромагнетизма Вейса.
  3.  Квантовая природа ферромагнетизма.
  4.  Как происходит процесс перемагничивания?
  5.  В чем заключается явление гистерезиса?
  6.  Как объясняется остаточная намагниченность?
  7.  Как получить сигнал, пропорциональный напряженности магнитного поля Н?
  8.  Как получить сигнал, пропорциональный магнитной индукции  В?
  9.  Что называется удельной мощностью электромагнитных потерь?

16


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53401. Основні команди роботи з робочою книгою та її аркушами 607.5 KB
  Актуальність теми : при роботі з великими об’ємами даних важливе значення відіграє їх наглядність та наочність. І навіть наша приймальна комісія використовує електронні таблиці для сортування абітурієнтів та створення бази даних та ведення документації по прийому технікуму.Навчальні цілі заняття : знати правила створення формул в Excel математичні функції СЧЕТЕСЛИ ЧСТРОК ЕСЛИ ІІ рівень абстракції; Оволодіти навичками заповнення електронних таблиць ручним та автоматичним типом вводу даних навчитися проводити розрахунки за...
53402. Інтелектуальне інформ –кафе 525 KB
  Мета: в ігровій формі дати можливість старшокласникам проявити свої розумові та творчі здібності; повторити й закріпити основний матеріал у нестандартній формі; розширити знання про звязки інформатики з іншими предметами; сприяти інтелектуальному та духовному розвитку особистості; розвивати стійкий інтерес до інформатики; формувати творчу особистість; формувати...
53403. Уведення та редагування тексту. Перевірка правопису 69 KB
  Мета уроку Навчальна: Вдосконалити основні знання про текстовий редактор Microsoft Word та його можливості навчити вводити та редагувати текст засобами текстового процесора створювати документи за певною структурою засвоїти правила введення тесту навчитись проводити перевірку правопису. Тип уроку Урок засвоєння нових знань формування умінь та навичок Обладнання Комп’ютери підключені до локальної мережі текстовий процесор Microsoft Word текстовий документ до уроку UROK. Повідомлення теми та плану роботи на уроці мети та завдань...
53404. Розв’язування задач з використанням циклічних операторів 69.5 KB
  Мета: створити умови для формування навичок розв’язування найпростіших задач що містять цикли використовуючи різні команди повторення; розвивати логічне мислення операторську культуру; продемонструвати виконання на комп’ютері різних циклічних програм; виховувати працьовитість інтерес до предмета. Вправа Online Вибудуємо лінію ключових слів з теми Циклічні оператори Цикл повторення параметр циклдоки циклдо циклдля змінна лічильник оператор логічний вираз умова while repet begin end pscl програма виконання. На...
53405. Оформлення тексту в HTML – документі 234 KB
  Хід уроку Перед початком уроку на учнівські комп’ютери та робоче місце вчителя має бути розміщено папки : Організаційний момент Актуалізація опорних знань Учитель пропонує учням виконати завдання “Магічний квадрат. Завдання має бути виведене на інтерактивну дошку а кожен учень повинен отримати картку з наступним текстом : Юний друже Для виконання даного завдання знайди файл що міститься за наступною адресою : C: Documents nd Settings Учень Рабочий стол HTML Урок _3 mgic. Бажаю успіху D O C T I T H B T B D L E H Y G T...
53406. Занимательная Информатика 57.5 KB
  Вопросы Мозг компьютера Процессор Устройство для запуска считывания информации с магнитных дисков Дисковод Устройство для распечатки информации на бумаге Принтер Лицо компьютера Монитор Наиболее распространенный манипулятор Мышь Устройство введения графической информации Сканер Устройство введения звуковой информации Микрофон Устройство для сохранения информации Память Устройство которое обеспечивает запись и считывание информации с магнитной ленты...
53407. Введення, редагування й форматування тексту 151.5 KB
  ОБЛАДНАННЯ: персональні комп’ютери роздатковий матеріал таблиці Клавіатура Текстовий редактор MS Word. Заповнюють опитувальний лист: Підпишіть рисунок що зображує вікно ТП MS Word. Виберіть підкресліть із запропонованого списку можливості які надає ТП MS Word: створення і редагування текстів форматування абзаців створення таблиць вставка в текст об’єктів інших програм форматування дисків форматування символів створення малюнків форматування сторінки друк документа копіювання дисків.
53408. Компьютерная среда и алгоритмы 47 KB
  Тема: Компьютерная среда и алгоритмы. Цель: закрепление и проверка знаний учащихся по теме Алгоритмы и изучение нового материала по теме Компьютерная среда Логомиры Задачи: Обучающая: усвоить понятие алгоритма компьютерная среда логомиры. Она называется Компьютерная среда и алгоритмы Напомните мне что такое алгоритм Правильно. Среда каждой программы имеет свои инструменты и допускает определённый набор действий которые можно выполнить.
53409. Настроювання параметрів сторінок. Створення колонтитулів. Робота з редактором формул 651.5 KB
  Тому важливо оформити документ так щоб він гарно виглядав не тільки на екрані але й на аркуші паперу вміти правильно задати параметри сторінки. План Розмір сторінки поля. Орієнтація сторінки. Встановлення параметрів сторінки.