42164

НЕОБРАТИМЫЙ МАГНИТОУПРУГИЙ ЭФФЕКТ ФЕРРОМАГНЕТИКА ПРИ УДАРЕ. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ УДАРА

Лабораторная работа

Физика

У магнитотвердых материалов таких как кобальтовые стали альнико бариевые ферриты SmCo5 NdFeB и другие из которых делаются постоянные магниты требующие огромные поля чтобы междоменные границы начали двигаться. Под действием магнитного поля весь каркас границ приходит в движение и в результате домены с намагниченностью ориентированной вдоль поля увеличиваются в размерах за счет антипараллельных или поперечных доменов. В больших полях МДГ исчезают и материал намагничивается до насыщения. Зависимость намагниченности I от поля для...

Русский

2013-10-27

81 KB

4 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «НЕОБРАТИМЫЙ  МАГНИТОУПРУГИЙ  ЭФФЕКТ  ФЕРРОМАГНЕТИКА  ПРИ УДАРЕ.ИЗМЕРЕНИЕ  СИЛЫ  УДАРА»

В.Ф. Новиков, Б.В. Федоров

Тюменский государственный нефтегазовый университет, кафедра физики № 1.

         62500,  г.  Тюмень,  ул. Володарского, 38     

             E-mail: scnc@tgngu.tyumen.ru

Известно, что кристаллиты ферромагнетика состоят из микроскопических областей,  (0,01 – 1) мм, намагниченных до насыщения – доменов. В каждом домене вектор намагниченности ориентирован вдоль (против) характерных для каждого кристалла направлений. Между доменами существует переходной слой, )0,01 – 0,1) мм, в котором вектора намагниченности атомов плавно изменяют свой направление от  -1800  до  +1800  (180 – градусные границы) или от  900  до 0 (90 – градусные  границы). Для создания границы требуется избыточная энергия. Поэтому они чаще всего располагаются в местах искажения кристаллической решетки, пустот металла, немагнитных включений и, чтобы вывести границы из равновесных положений, необходимо внешнее воздействие: магнитное поле, механическое растяжение или сжатие, удар. Междоменные границы образуют в ферромагнетике подвижный пространственный каркас. У магнитомягких материалов, таких как железо, никель, их сплавы, ферриты, трансформаторная сталь, достаточно небольших полей или механических напряжений, чтобы заставить перемещаться междоменные границы (МДГ) и перестраивать доменную структуру. У магнитотвердых материалов, таких как кобальтовые стали, альнико, бариевые ферриты, SmCo5 , NdFeB и другие, из которых делаются постоянные магниты, требующие огромные поля, чтобы междоменные границы начали двигаться.

Под действием магнитного поля весь каркас границ приходит в движение и в результате домены с намагниченностью, ориентированной вдоль поля, увеличиваются в размерах за счет антипараллельных или поперечных доменов. В больших полях МДГ исчезают и материал намагничивается до насыщения. Зависимость намагниченности I от поля для предварительно размагниченного магнетика представлена на рис. 1 в виде участка «аб». Если поле уменьшать, МГД начнут рождать вновь и постепенно сформируют новую доменную структуру остаточно намагниченного состояния (точка «в»), отличную от исходной структуры размагниченного магнетика, в которой границы не могут вернуться в исходное состояние, так как они застревают на дефектах решетки.

При уменьшении поля начинают зарождаться домены обратной (по отношению к направлению внешнего магнитного поля) намагниченности, строится и развивается каркас МДГ.  Но, так как МДГ при своем движении застревает на дефектах, магнетик, несмотря на действие внутреннего размагничивающего поля  HP = - N Ir (где  N – размагничивающий фактор), сохраняет остаточную намагниченность  Ir, отличную от нуля (точка «в» на рис. 1). Это означает, что объемы доменов, ориентированных вдоль прикладываемого поля, окажутся больше объемов доменов, ориентированных встречно. Прикладывая обратное размагничивающее поле, можно заставить МГД перестроиться так, чтобы намагниченность стала равной нулю. (кривая «вг»). Такое поле называется коэрцитивной силой  НС.

Действие механических напряжений   деформирует кристаллическую решетку, изменяя энергию доменов, которая называется магнитоупругой энергией  WМУ

                                             WМУ = - S  Sin  ,                                                                          (1)

где  S – константа магнитострикции материала,   - угол между направлением намагниченности и прикладываемыми напряжениями. Так, если    0 (растяжение), то намагниченность стремится выстроиться вдоль напряжений, если    0 (сжатие), то  WМУ положительна, растет с ростом   и намагниченность стремится выстроиться в поперечном направлении.

Поэтому, если к остаточно намагниченному магнетику приложить напряжения, то они за счет изменения магнитоупругой энергии будут «отрывать»  МДГ от дефектов решетки, выводить их из положения равновесия и приводить в движение. Но действие размагничивающего поля HP = - N Ir  направит так перестройку доменов, что остаточная намагниченность как во время приложения нагрузки, так и ее снятии, необратимо  уменьшится. Закон такого изменения остаточной намагниченности после приложения и снятия нагрузки имеет вид:

                                                                              (2)

где  Ir , Ir0 – остаточная намагниченность магнетика до и после нагружения соответственно,  F – прикладываемая сила,  , - коэффициенты, зависящие от свойств материала образца и его размеров.

Как следует из выражения (1), чем больше прикладываемая сила, тем меньше оставшаяся остаточная намагниченность Ir. Таким образом, если материал намагнитить, а затем нагрузить, то изменением своей намагниченности он «запомнит»  величину силы. При этом запоминание силы удара и снятие информации может быть разнесено во времени на длительный срок.        

ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ

На рис. 2 представлен общий вид установки. На станине (1) закреплен массивный куб (2), в который ввинчиваются образцы (3) из различных испытываемых материалов, имеющие вид болта с широкой головкой. Поворотом куба устанавливается выбранный образец. Ударник (4) подвешен к стойке (5).

 


Рис. 1

в

1

2

3

5

6

1 – станина, 2 – массивный куб, 3 – образец,

4 – ударник, 5 – стойка, 6 – боек

                            Рис. 2.                        

1

3

2

4

5

6

8

7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54621. Вивчення історико-географічних, культурних характеристик міста на березі Чорного моря учнями початкової школи як один із дієвих способів формування світогляду справжнього громадянина 946.5 KB
  Одеси Медведенко Любові Олександрівни Рідний край мала Батьківщина â Вивчення історикогеографічних культурних характеристик міста на березі Чорного моря учнями початкової школи як один із дієвих способів формування світогляду справжнього громадянина. Наприклад відповідь на запитання: Чи є майже 400річна історія Хаджибея частиною історії нашого міста чи може вона лише â передісторія â Одеси Дискусії з цього питання продовжуються і до тепер. Однак незалежно від дискусій науковців сама по собі майже 400річна історія Хаджибея...
54622. Одяг для ляльок 33 KB
  Хід: Вихователь: Доброго ранку малята А тепер давайте привітаємось один з одним за допомогою гарних і приємних слів. Вихователь: Діти я дуже рада вас бачити такими здоровими привітними задоволеними. І от: До магазину учора ходила Подивіться що я там купила Відкриваю дошку Будуть наші ляльки раді Одягатись приміряти Вихователь: Що це Вихователь: Як назвати одним словом Вихователь: Який ви ще знаєте одяг Вихователь: Що розміщено у верхньому ряду Показую указкою на кофти Вихователь: Якого вони кольору Вихователь: Скільки...
54623. Конкуренция: сущность и методы 22.24 KB
  Конкуренция (от лат. Сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя
54624. Простые предложения 32.5 KB
  Цель урока: Закрепить знания о простом предложении. Задачи: образовательная: учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать; воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка; развивающая: развивать зрительную память, самооценку, внимание.
54625. Громадський огляд знань 70 KB
  Обладнання: картки із завданнями математичне доміно числова мельниця. Кожен із вас отримає оціночний лист додаток №1 в якому ви будете ставити собі бали за виконані завдання. Завдання 1. 54=1 75=12 810=2 Завдання 2 Усний рахунок.
54626. Огонь – друг и враг человека 103.5 KB
  Цель:Рассказать об огне и показать его созидательную и разрушительную силу; дать представление о значении огня в жизни человека, о поведении во время возникновения пожара. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к своей и чьей-то жизни.
54627. Осторожно огонь! 51.5 KB
  А без доброго огня обойтись нельзя и дня Он надежно дружит с нами: Гонит холод гонит мрак. 2 ученик: В работе электросварщика используются полезные свойства огня сюжет о работе электросварщика Ты видел как он управляет огнем Железная маска надета на нем. 3 ученик: Он всегда бывает...
54628. Огонь – друг. Огонь – враг 61 KB
  Цель: формирование культуры безопасного и ответственного поведения в сфере пожарной безопасности. Задачи: - реализация государственных интересов в области воспитания культуры пожарной безопасности детей школьного возраста; - совершенствование образовательного процесса по предупреждению пожаров; - обобщение знаний детей о правилах противопожарной безопасности в быту; - развитие самостоятельности, мышления, памяти.
54629. Охтирщина – мій рідний край 436.5 KB
  Вчити учнів з повагою ставитися до рідної землі українського народу його традицій та звичаїв; розширювати знання учнів про рідне місто як культурний осередок української держави поглибити зміст поняття Батьківщина; розвивати усне мовлення та логічне мислення школярів; виховувати почуття відповідальності за збереження і продовження традицій та звичаїв рідного краю. Ви дізнаєтеся більше про місто в якому ви народилися і живете його символи про життя видатних людей. Серед них є і наше маленьке місто Охтирка. Які...