4218

Таможенно-тарифное регулирование в рамках таможенного союза: международная практика и проблемы реализации

Курсовая

Таможенное регулирование

Проект Таможенного союза, заявленный еще в докризисный период, сейчас приобрел особую актуальность. Стремление оградить собственные рынки от дешевого импорта связано с низкой конкурентоспособностью собственных товаров стран-участниц, находящих спрос исключительно на рынках постсоветского пространства.

Русский

2014-10-10

131.5 KB

21 чел.

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

Кафедра: Таможенное дело и международное право

                                                                                                       

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Таможенно-тарифное регулирование»

на тему: Таможенно-тарифное регулирование в  рамках таможенного союза: международная  практика и проблемы реализации

 

                                                                 Выполнил: студент гр.590-4

                                              Бурбоев В.В.

                                                               Проверил: Танганова Т.А.

                                                                               _________ «   »_____20__г.

                                                                             отметка о допуске к защите

                                                     дата допуска

                                                                                 ____________ «   »_____20_г.

оценка по защите дата защиты

Улан-Удэ, 2014г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.  Особенности таможенно-тарифного регулирования на территории Таможенного союза ………………………............................................................5

1.1. Единый таможенный тариф  Таможенного союза……………5

1.2. Тарифные преференции в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза…………………………………..8

1.3. Тарифные льготы……………………………………………...13

1.4.Тарифные квоты………………………………………………..15

Глава 2.Международная практика и проблемы реализации целей таможенно-тарифного регулирования на территории Таможенного союз……………….18

2.1.Международный опыт применения и функционирования таможенно-тарифного регулирования на территории Таможенного союза  ……………………………………………….18

2.2.Проблемы реализации целей таможенно-тарифного регулирования на территории Таможенного союза…….………..25

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников…………………………………………...30

ВВЕДЕНИЕ

На первом этапе после распада СССР (1991–1996) новые независимые государства были заинтересованы в создании единого экономического пространства, поскольку его дезинтеграция (особенно в сфере транспорта, связи, поставок энергоносителей и т. п.) оказывала разрушительное воздействие на их экономики. Страны СНГ стремились восстановить кооперационные связи между предприятиями бывших союзных республик и воспользоваться рынками соседей для спасения собственного производства. В то же время в каждом из этих государств быстро формировались национальные экономические модели, а сам процесс не способствовал реальной интеграции.

Примерно с 1996–1997 гг. усилилась тяга к сближению на иных основах, с учетом сформировавшихся политико-экономических реалий. Стало понятно, что универсальный подход, который объединил бы весь бывший СССР, невозможен, но зато появилась идея разноскоростной интеграции. Практическим следствием ее реализации стали несколько интеграционных инициатив: прежде всего это Единое экономическое пространство (ЕЭП) и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). К концу 1990-х гг. был запущен проект, претендующий на политико-экономический статус: Союзное государство России и Белоруссии.

Исходя из европейского опыта экономической интеграции, в ней принято выделять четыре этапа: зона свободной торговли, таможенный союз, единое экономическое пространство и экономический союз, включая валютный. Однако большинство интеграционных проектов на постсоветском пространстве не продвинулись дальше второго этапа экономической интеграции (Таможенный союз в рамках Союзного государства России и Белоруссии). Неудачи обусловлены объективным положением вещей. В процессе становления новых государств перед национальными элитами стояла задача упрочить недавно обретенный суверенитет и укрепить государственность, что предусматривало и обеспечение контроля над экономикой (даже в ущерб чисто экономической целесообразности).  Идея Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, предполагающего создание единой таможенной территории, отмену таможенного контроля на внутренних границах и унификацию механизмов регулирования экономики и торговли, получила оформление в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанном в 1999г. лидерами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Данный договор и стал основой для учреждения ЕврАзЭС в 2000 г.

Проект Таможенного союза, заявленный еще в докризисный период, сейчас приобрел особую актуальность. Стремление оградить собственные рынки от дешевого импорта связано с низкой конкурентоспособностью собственных товаров стран-участниц, находящих спрос исключительно на рынках постсоветского пространства. Еще одной причиной возрождения идеи «таможенной тройки» было осознание того, что единая таможенная зона в рамках российско-белорусской интеграции оказалась неэффективной. Кроме того, Москва не могла не принимать во внимание появление конкурирующего европейского проекта – намерение создать в перспективе зону свободной торговли, ассоциированную с Европейским союзом и учреждаемую в рамках инициативы ЕС «Восточное партнерство», к участию в которой были приглашены Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина.

ГЛАВА 1.  Особенности таможенно-тарифного регулирования на территории Таможенного союза

1.1. Единый таможенный тариф  Таможенного союза

  Согласно решению КТС О едином таможенно - тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации №130 от 27 ноября 2009 в рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф. Единый таможенный тариф является инструментом торговой политики таможенного союза и представляет из себя - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и вступил в силу 1 января 2010 года.

Основными целями Единого таможенного тарифа являются:

1) рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств Сторон;

2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств Сторон;

3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;

4) защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

5) обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.

   «Базовый перечень Единого таможенного тарифа» - свод ставок ввозных таможенных пошлин, в отношении которых Сторонами достигнуто согласие об их размерах в Едином таможенном тарифе.

В Едином таможенном тарифе применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:

1) адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров;

3) комбинированные, сочетающие оба вида, указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением.

Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию государств Сторон при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин.

Формирование Единого таможенного тарифа осуществляется Сторонами с учетом следующих факторов:

1) уровень унификации таможенных тарифов, достигнутый Сторонами в ходе реализации Соглашения об Общем таможенном тарифе государств - участников таможенного союза от 17 февраля 2000 года;

2) импорт конкретного товара на таможенные территории государств Сторон;

3) чувствительность ставок ввозных таможенных пошлин для конкретной отрасли промышленности;

4) международные обязательства Сторон.

Стороны согласуют принципы и порядок формирования Единого таможенного тарифа, включая сроки, этапы, обязательства Сторон о согласовании решений об изменении ставок ввозных таможенных пошлин в период формирования Единого таможенного тарифа, условия и механизм применения тарифных квот.

Стороны, как правило, не изменяют в одностороннем порядке ставки ввозных таможенных пошлин, предусмотренные базовым перечнем Единого таможенного тарифа.

Стороны не реже одного раза в квартал проводят переговоры по согласованию ставок ввозных таможенных пошлин в целях формирования Единого таможенного тарифа.

Итоги переговоров оформляются протоколами, которые направляются в Комиссию таможенного союза, учрежденную в соответствии с Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года.

В случае согласия всех Сторон на основании протоколов,  Комиссия формирует базовый перечень Единого таможенного тарифа либо изменяет ставки ввозных таможенных пошлин, содержащихся в базовом перечне Единого таможенного тарифа.

Единый таможенный тариф считается сформированным, если ставки ввозных таможенных пошлин Сторон совпадают по всей номенклатуре товаров. Стороны согласуют условия и порядок применения одной из Сторон более высоких или более низких ставок ввозных таможенных пошлин в исключительных случаях.

       Таким образом, вышеизложенный алгоритм осуществления таможенных операций таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств происхождения третьих стран, перемещающихся в пределах единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, позволяет и в условиях недостижения полного единообразия применяемых государствами-участниками мер таможенно-тарифного регулирования обеспечить соблюдение одного из основополагающих принципов Таможенного союза - отмену таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних границах государств - участников Таможенного союза без ущерба их экономической безопасности, чем будет обеспечена должная устойчивость Таможенного союза в целом.

1.2. Тарифные преференции в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза

    Согласно "Перечню развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза" к странам бенефициарам причислено около 103 стран, большинство которых являются малоразвитыми, бедными странами многие из которых имеют колониальное прошлое1. В целях содействия углублению экономической интеграции и осуществления добросовестной конкуренции и руководствуясь общепризнанными нормами и правилами международной торговли: С даты предоставления Сторонами Комиссии таможенного союза полномочий по ведению Единого таможенного тарифа тарифные преференции при ввозе на таможенные территории государств Сторон или единую таможенную территорию товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, предоставляются исключительно в соответствии с Протоколом.

Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций утверждается Комиссией.

В этот перечень включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода.

Страна, не классифицируемая Всемирным банком как страна с высоким уровнем дохода, может быть не включена в указанный перечень либо исключена из него в следующих случаях:

достижение страной уровня дохода, определяемого Всемирным банком как высокий;

объем ввоза из этой страны товаров пяти самых больших по стоимостному объему групп Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности за два предшествующих года равен или превышает 75 процентов общего объема ввоза этих товаров из стран - пользователей системы преференций;

недружественные действия этой страны, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государств Сторон либо физических и (или) юридических лиц государств Сторон, в том числе действия, которые необоснованно закрывают физическим и (или) юридическим лицам государств Сторон доступ на рынок этой страны или иным образом необоснованно дискриминируют физических и (или) юридических лиц государств Сторон;

серьезные недостатки в контроле экспорта или транзита наркотиков;

несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег.

В указанный перечень включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН.

   Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждается Комиссией. Количество позиций указанного перечня не может превышать 20 процентов общего количества подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

При необходимости Комиссия утверждает дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Количество позиций этого перечня не может превышать 5 процентов общего количества подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

В данном перечне состоят:

1.    Албания

2.    Алжир

3.    Ангилья

4.    Антигуа и Барбуда

5.    Аргентина

6.    Аруба

7.    Багамские острова

8.    Барбадос

9.    Бахрейн

10.   Белиз

11.   Бермудские острова

12.   Боливия

13.   Босния и Герцеговина

14.   Ботсвана

15.   Бразилия

16.   Британские Виргинские острова

17.   Бруней

18.   Венесуэла

19.   Вьетнам

20.   Габон

21.   Гайана

22.   Гана

23.   Гватемала

24.   Гондурас

25.   Специальный административный район Китая Гонконг

26.   Гренада

27.   Доминика

28.   Доминиканская Республика

29.   Египет

30.   Зимбабве

31.   Индия

32.   Индонезия

33.   Иордания

34.   Иракская Республика

35.   Иран

36.   Республика Кабо Верде

37.   Каймановы острова

38.   Камерун

39.   Катар

40.   Кения

41.   Китай

42.   Корейская Народно-Демократическая Республика

43.   Колумбия

44.   Конго

45.   Республика Корея

46.   Коста-Рика

47.   Кот-д'Ивуар

48.   Куба

49.   Кувейт

50.   Кука острова

51.   Ливан

52.   Ливия

53.   Маврикий

54.   Македония

55.   Малайзия

56.   Марокко

57.   Республика Маршалловы острова

58.   Мексика

59.   Федеративные штаты Микронезии

60.   Монголия

61.   Монтсеррат

62.   Намибия

63.   Республика Науру

64.   Нигерия

65.   Нидерландские Антильские острова

66.   Никарагуа

67.   Ниуэ

68.   Объединенные Арабские Эмираты

69.   Султанат Оман

70.   Острова Св. Елены

71.   Острова Теркс и Кайкос

72.   Пакистан

73.   Панама

74.   Независимое государство Папуа - Новая Гвинея

75.   Парагвай

76.   Перу

77.   Сальвадор

78.   Саудовская Аравия

79.   Свазиленд

80.   Республика Сейшельские Острова

81.   Сент-Винсент и Гренадины

82.   Сент-Китс и Невис

83.   Сент-Люсия

84.   Республика Сербия

85.   Сингапур

86.   Сирия

87.   Суринам

88.   Таиланд

89.   Токелау

90.   Королевство Тонга

91.   Тринидад и Тобаго

92.   Тунис

93.   Турция

94.   Уругвай

95.   Суверенная Демократическая Республика Фиджи

96.   Филиппины

97.   Хорватия

98.   Республика Черногория

99.   Чили

100.  Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка

101.  Эквадор

102.  Южно-Африканская Республика

103.  Ямайка

1.3. Тарифные льготы

   Под тарифной льготой понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

 Согласно решению комиссии таможенного союза о предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств:

утвержден Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство моторных транспортных средств с применением понятия "промышленная сборка" (код ТН ВЭД ТС 8703), соответствующих критериям:

Моторные транспортные средства товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств - участников таможенного союза с применением понятия "промышленная сборка", при выполнении одного из следующих критериев:

а) наличие производства проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 25000 шт./год, выполнение операций по сварке, сборке и окраске кузова, осуществление ввоза автокомпонентов, происходящих из государств, не являющихся участниками таможенного союза, по позициям Единого таможенного тарифа таможенного союза "для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705, их узлов и агрегатов" в объеме не более 70% от общей стоимости автокомпонентов, используемых для производства, с учетом стоимости кузова, классифицируемого в товарной позиции 8707 ТН ВЭД ТС;

б) наличие по состоянию на 1 октября 2009 г. производства моторного транспортного средства проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 5000 шт./год, а также заключение в срок до 1 июля 2010 г. соглашения с государством - участником таможенного союза, на территории которого осуществляется производство, содержащего обязательства по обеспечению соответствия условиям, указанным в подпункте а) настоящего пункта, в срок, не превышающий 84 месяца с даты принятия таких обязательств.Из выше перечисленного следует список производителей трех стран государств:

       Белоруссия

СП ЗАО "ЮНИСОН", поселок Обчак, Минская область

Республика Казахстан

АО "Азия Авто" (автосборочный завод), г. Усть-Каменогорск

Российская Федерация

ОАО "ИжАвто", г. Ижевск, Республика Удмуртия

ОАО "СОЛЛЕРС-Набережные Челны", г. Набережные Челны

ОАО "Автофрамос", г. Москва

ООО "Автомобильный завод "ГАЗ", г. Нижний Новгород

ОАО "Джи Эм - АВТОВАЗ", г. Тольятти

ООО "Фольксваген Груп Рус", г. Калуга

ООО "Дженерал Моторз Авто", г. Санкт-Петербург

ООО "Ниссан Мотор Рус", пос. Каменка Ленинградской области

ООО "Северстальавто-ЕЛАБУГА", г. Елабуга, Республика Татарстан

ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия", пос. Шушары Ленинград

ООО "Объединенные транспортные технологии", Нижегородская обл

ЗАО "Форд Мотор Компании", г. Всеволжск, Ленинградская область

ОАО "АвтоВАЗ", г. Тольятти, Самарская область

ОАО "Ульяновский автомобильный завод" (УАЗ), г. Ульяновск

ООО "МАКСУС", Нижегородская область

ООО "Хендэ Мотор СНГ", Ленинградская область

"Северстальавто-КАМА", г. Елабуга, Республика Татарстан

ЗАО "Группа Химэкс", Саратовская область

ООО "СОЛЛЕРС - Дальний Восток", Приморский край2

1.4.Тарифные квоты

"Тарифная квота" - мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию государств Сторон отдельных видов товаров, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) и более высокой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе товара свыше этого количества. К сельскохозяйственным товарам, ввозимым на единую таможенную территорию свыше установленного количества (квоты), применяются ввозные таможенные пошлины в соответствии с Единым таможенным тарифом. Тарифные квоты на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров устанавливаются Комиссией таможенного союза (далее - Комиссия) с даты предоставления ей Сторонами полномочий по ведению Единого таможенного тарифа в целях удовлетворения потребностей рынка, стимулирования сельскохозяйственного производства и содействия развитию международной торговли. Объем тарифной квоты, устанавливаемой Комиссией на ввоз товара на единую таможенную территорию, не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на единой таможенной территории и объемом производства аналогичного товара на единой таможенной территории. При этом если для государства одной из Сторон объем производства аналогичного товара равен объему его потребления или превышает его, то такая разница может не приниматься во внимание при расчете объема тарифной квоты для единой таможенной территории.

     Если объем производства аналогичного товара равен объему его потребления на единой таможенной территории или превышает его, установление тарифной квоты не допускается.

     Таможенное оформление товаров, ввозимых на единую таможенную территорию в рамках тарифных квот для свободного обращения, осуществляется в государстве Стороны, в котором участнику внешнеторговой деятельности была выделена тарифная квота. При этом необходимым условием является наличие лицензии на ввоз таких товаров, выданной уполномоченным государственным органом исполнительной власти государства этой Стороны.

    Выдача лицензий осуществляется на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности, которым выделены квоты.

    Комиссия при принятии решения о применении тарифной квоты на ввоз сельскохозяйственных товаров соблюдает следующие положения: установление тарифной квоты на определенный срок, информирование всех заинтересованных третьих стран, опубликование информации о применении тарифной квоты, ее объеме и сроке действия, ставках ввозной таможенной пошлины, устанавливаемой на товары, ввозимые в пределах тарифной квоты, а также о ее распределении между третьими странами.

Также, кроме случаев распределения тарифной квоты между третьими странами, Комиссия не вправе требовать, чтобы лицензии использовались для импорта сельскохозяйственного товара из какой-либо определенной третьей страны.

ГЛАВА 2. Международная практика и проблемы реализации целей таможенно-тарифного регулирования на территории Таможенного союза

2.1.Международный опыт применения и функционирования таможенно-тарифного регулирования на территории Таможенных союзов

При наличии экономических предпосылок и политической воли участников таможенный союз оказывает позитивное воздействие на развитие хозяйственных связей между ними. Оно проявляется тем быстрее, чем выше уровень развития и диверсификации структуры хозяйства входящих в союз стран, а также в зависимости от способности последних адаптироваться к условиям обострения конкуренции на региональном рынке, находить ниши для углубления специализации и кооперирования с предприятиями стран-партнеров.

Безусловна в практике таможенных союзов  важная роль Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.), в рамках которого впервые в международной практике управление двумя ключевыми по тем временам отраслями промышленности – угольной и сталелитейной – было добровольно передано шестью странами-учредителями наднациональному органу. Договор о ЕОУС предусматривал создание таможенного союза, охватывающего торговлю углем, железной рудой и изделиями из стали, а также единообразное регулирование применительно к рынкам указанных товаров инвестиций, финансовой помощи предприятиям, производства, ценовой политики и конкуренции.

Раскрыт принципиально новый подход к созданию таможенного союза в подписанном в Риме в 1957 г. Договоре об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС, с 1992 г. Европейское сообщество, ЕС). Отмечены, во-первых, универсальный (а не секторальный, как в ЕОУС) характер данного союза, охватывающего всю торговлю товарами; во-вторых, такая его особенность как распространение принципа «свободного обращения» внутри союза не только на товары происхождением из стран-партнеров, но и на товары третьих стран, прошедших таможенную очистку при ввозе в одну из стран-участниц; в-третьих, что, на наш взгляд, является главным, провозглашение таможенного союза «основой Сообщества» с перспективой преобразования в экономический и валютный, а затем (хотя в Договоре об этом прямо не сказано) и в политический союз. Иначе говоря, таможенный союз рассматривается как стержень, на котором держится реализация современных «четырех свобод» в рамках единого внутреннего рынка (беспрепятственное передвижение товаров, услуг, капиталов и лиц), а также практически все общие политики, проводимые странами-участницами в различных сферах хозяйственной жизни.

На практике процессы формирования таможенного союза и единого рынка начались почти одновременно. Но если отмена пошлин и количественных ограничений во внутрирегиональной торговле происходила относительно безболезненно и завершилась с опережением графика к 1 июля 1968 г., то с устранением других нетарифных барьеров, препятствующих свободному перемещению товаров внутри Сообщества, возникли серьезные трудности, на преодоление которых и то не полностью ушло дополнительно более двадцати лет3.

Охарактеризованы способы ликвидации некоторых наиболее важных нетарифных барьеров. В отношении технических норм и стандартов, правил ветеринарного и фитосанитарного контроля, которые могут служить протекционистским целям в случае дискриминационного их применения к импортным товарам, основным и достаточно эффективным способом является взаимное признание национальных правил и процедур. В остальных случаях применяется гармонизация (сближение) национального законодательства или принятие единых европейских норм – по безопасности для жизни и здоровья людей и экологические нормы.

Вопрос об устранении налоговых препятствий до сих пор остается открытым. Ликвидация последних, несомненно, одна из наиболее сложных задач в комплексе мер по созданию таможенного союза и единого рынка. Налоги играют важнейшую роль в регулировании экономической и социальной политики стран-участниц: на них приходилось в среднем около 50% ВВП в ЕС-15 (на конец 1990-х годов). Разногласия по этим вопросам очень велики; национальные интересы превалируют над интересами объединения в целом. Положения осложняется тем, что решения в области налогообложения принимаются органами ЕС единогласно.

Основным достижением ЕС в области унификации косвенных налогов стало введение в 1970 г. единой системы обложения налогом на добавленную стоимость. В то же время не находит поддержки предложение Комиссии перейти к взиманию НДС в стране происхождения товара (в настоящее время взимается в стране импорта и поступает в бюджет последней, которая затем отчисляет 0,5% от взысканной суммы в единый бюджет ЕС). Камнем преткновения является проблема компенсации налоговых потерь, которые в случае принятия этого предложения понесли бы страны-импортеры соответствующих товаров.

Значительно лучше обстоит дело с внешними аспектами деятельности таможенного союза, где интересы участников по большей части совпадают. Особое внимание уделяется единому внешнему тарифу (полностью введен в 1968 г.), позволяющему странам ЕС проводить не только общую торговую, но и сельскохозяйственную политику в части, касающейся аграрного импорта из третьих стран. С 1975 г. доходы от взимания пошлин ЕТТ поступают напрямую в бюджет ЕС и являются одним из источников финансирования его деятельности (в 2007 г. составили 17 млрд. евро или 15% доходной части единого бюджета).

Изучена и оценена процедура согласования исходных ставок ЕТТ, в результате которой его средний уровень (11%) оказался на 20-30% выше реальной средней величины национальных таможенных тарифов, существовавших к началу 1957 г. Отмечено, что либерализация международной торговли, проводившаяся в рамках ГАТТ/ВТО на протяжении последних десятилетий, привела к значительному снижению пошлин единого тарифа. В 2006 г. среднеарифметическая ставка РНБ равнялась 6,9%. Более трети из почти 10 тыс. тарифных позиций ЕТТ предусматривают беспошлинный ввоз или обложение ввозимых товаров по ставкам, не превышающим 2%. Вместе с тем уровень обложения ряда товаров продолжает оставаться высоким. Максимальные ставки (100% и более) применяются к импорту аграрной продукции. Таким образом и при снижении среднего уровня пошлин ЕТТ успешно выполняет защитные функции в отношении особо «чувствительных» товаров.

Не менее продуктивно, как представляется, этот инструмент общей торговой политики используется ЕС в целях содействия улучшению доступа европейских предприятий на внешние рынки. В частности, Сообщество создало обширную сеть двусторонних преференциальных соглашений с отдельными третьими странами или группами стран, также по преимуществу развивающимися. К началу 2007 г. действовало 22 таких соглашения. Как правило, помимо торговли товарами, они распространяются также, на основе принципа эффективной взаимности, на торговлю услугами, охрану прав интеллектуальной собственности, движение капиталов и инвестиций и таким образом создают благоприятный инвестиционный климат для расширения деятельности европейских компаний.

Показана роль ЕС как одного из главных действующих лиц на многосторонних тарифных переговорах в рамках ГТТ/ВТО. В условиях сравнительно быстрого экономического роста в последние десятилетия Сообщество заинтересовано в либерализации международной торговли ради улучшения своих экспортных возможностей. Об этом свидетельствует, например, инициатива ЕС о новом снижении таможенных пошлин участниками ВТО, внесенная в ходе текущего Дохийского раунда.

Наконец, детально проанализирована структура управления таможенным союзом. Этим занимаются в пределах их компетенции все руководящие органы объединения: Европейский совет в составе глав государств и правительств стран-участниц, Совет (министров), Европейская комиссия, Европарламент и Суд ЕС.

Особого внимания заслуживает Европейская комиссия – наднациональный орган, наделенный широкими полномочиями: выполняет исполнительные функции, включая контроль за выполнением постановлений Совета министров, принимает самостоятельные решения по ряду вопросов, в том числе касающихся таможенного союза и единого внутреннего рынка (например, унификации технических норм и стандартов, применения правил конкуренции), а также обладает правом инициативы в вопросах углубления экономической интеграции в ЕС. Это определяет важную роль Еврокомиссии в повседневной реализации и в развитии таможенного союза.

Подчеркивается, что завершение формирования таможенного союза привело к существенному расширению полномочий органов ЕС. С 1968 г. любое одностороннее изменение пошлин ЕТТ или временное прекращение их действия производятся Советом министров по предложению Комиссии. Полномочия в области переговоров по тарифным и торгово-инвестиционным вопросам также перешли к органам ЕС. С распространением сферы деятельности ЕС на другие сферы экономики (в частности, транспорт, НИОКР, охрана окружающей среды) их компетенция в торгово-экономических отношениях с третьими странами увеличилась еще больше. Это имело двоякие последствия для стран-участниц: с одной стороны, были значительно урезаны прерогативы национальных правительств в соответствующих областях; с другой стороны, выступая единым блоком, страны ЕС имеют больше возможностей отстаивать общие интересы в условиях обострения конкуренции на глобальном рынке.

Почти не исследованный в отечественной экономической литературе таможенный союз ЕС-Турция интересен тем, что его учредителями являются крупнейшее в мире интеграционное объединение и отдельная страна, к тому же далеко не самая развитая (в ВТО пользуется статусом развивающейся страны). Это обстоятельство, а также стремление Турции стать полноправным членом ЕС предопределили формирование таможенного союза между ними на основе принципов и норм европейского права с некоторыми временными послаблениями для Турции.

В частности, не был установлен срок отмены таможенных препятствий на импорт из стран ЕС зерновых и других видов аграрной продукции, чтобы дать Турции время для адаптации к правилам единой сельскохозяйственной политики. В качестве переходной меры предусматривался пересмотр с целью улучшения на взаимной основе условий действующих преференциальных соглашений по торговле указанными товарами. В отношениях с третьими странами Турции предписывалось с 31 декабря 1995 г. уровнять ставки национального таможенного тарифа со ставками ЕТТ, но по отдельным товарам она получила право на отсрочку.

Институциональная структура таможенного союза при формальном равноправии партнеров также предоставляет органам ЕС большие возможности для давления на Турцию с целью принятия ею всей нормативной базы, наработанной в этой области в ЕС. В частности, участие в работе Совета ассоциации - главного органа, ответственного за функционирование таможенного союза, представителя Европейской комиссии, отстаивающей, как отмечалось выше, интересы ЕС в целом, несомненно ослабляет переговорные позиции Турции. Арбитражный трибунал, являющийся последней инстанцией в механизме разрешения споров по вопросам защитных оговорок, в применении которых заинтересована в первую очередь Турция, заседает почему-то в Брюсселе.

В развивающихся странах действуют девять таможенных союзов: по четыре в Латинской Америке и в Африке и один на Ближнем Востоке.4 Они различаются по времени создания и процессам формирования, составу и особенно по экономическому потенциалу участников, глубине их взаимодействия и взаимозависимости, программам интеграции. Вместе с тем эти союзы имеют и общие черты. В работе рассмотрены три наиболее значимых и находящихся в разных регионах таможенных союза: Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), Южноафриканский таможенный союз (ЮАТС) и Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

МЕРКОСУР образован Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем в 1991 г.; показано, что по своим размерам и экономическому потенциалу он второй в мире (после Евросоюза) и крупнейший в развивающемся мире таможенный союз. Ожидается присоединение Венесуэлы. Кроме того, объединение имеет 6 ассоциированных членов, присоединившихся в форме создания зоны свободной торговли. При формировании союза учитывалась необходимость преодоления социально-экономических различий между крупными и малыми странами. Одной из целей его создания являлось уменьшение торгово-экономической зависимости стран-участниц от США.

Отмечается, что удельный вес взаимного экспорта в общем экспорте стран-участниц МЕРКОСУР составляет всего 14%, и это выступает существенным тормозящим фактором развития интеграции. Формирование таможенного союза до сих пор нельзя считать завершенным. Недостатки выработанных механизмов и нечеткая организационная структура управления не дают возможности эффективно бороться с возникающими между странами-участницами противоречиями. На повестке дня деятельности объединения стоят вопросы углубления интеграции, распространения ее на инвестиции, валютную и экономическую политику. Однако результаты пока скромные.

В ЮАТС, созданный еще в 1910 г., в настоящее время входят Ботсвана, Лесото, Свазиленд и Намибия. Особенностью объединения является то, что оно создавалось при главенствующей роли ЮАР, самой крупной и экономически сильной в регионе (до сих пор три четверти торговли других членов ЮАТС приходится на торговлю с ЮАР), а потому в основу функционирования союза были положены законодательные акты в области таможенного и торгово-политического регулирования этой страны. С 2004 г. действует новое Соглашение о таможенном союзе между указанными странами, которое изменило институциональное устройство таможенного союза, систему управления его Общим фондом доходов от таможенных пошлин, акцизов и других платежей и формулу распределения этих средств между странами-участницами, а также механизм урегулирования споров. В процессе реформирования происходит демократизация торговой политики объединения. Например, решения об установлении или отмене пошлин готовятся теперь Советом по тарифам ЮАТС, а не экспертами ЮАР. Но воздействие последней на таможенный союз остается значительным.

ССАГПЗ является самым влиятельным интеграционным объединением арабских стран, поставившим задачу достичь со временем наиболее высокого уровня экономического сотрудничества. Первоначально объединение возникло в форме зоны свободной торговли (таможенные пошлины во взаимном товарообороте были отменены в 1983 г.). Таможенный союз был провозглашен с 1 января 2005 г. в составе Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии. Последняя, превосходя другие страны по территории, населению, запасам нефти и промышленному потенциалу, играет в объединении лидирующую роль. Страны-участницы намерены в 2010 г. ввести единую валюту.

Целью ССАГПЗ является углубление торгово-экономического взаимодействия стран-членов в интересах достижения взаимодополняемости национальных хозяйств и укрепления позиций на мировых рынках посредством совместных действий в отношениях с третьими странами. Важное значение в создании объединения имели и политические соображения, в частности, по укреплению безопасности. На основании ряда показателей сделан вывод, что таможенный союз стран Персидского залива пока еще недостаточно развит. Например, отсутствуют наднациональные органы управления, а их функции выполняют межправительственные Высший совет и Министерский совет. Отмечено, что при значительных инвестиционных ресурсах у стран-участниц ССАГПЗ интеграционные процессы в объединении идут медленно.

2.2.Проблемы реализации целей таможенно-тарифного регулирования на территории Таможенного союза

Существуют объективные центробежные силы, затрудняющие развитие интеграционных процессов, включая создание и успешное функционирование таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. В частности, обращается внимание на экономическое доминирование России по экономическому потенциалу, численности населения и территории, асимметричность хозяйственных связей, недостаточно диверсифицированную обрабатывающую промышленность и слабое развитие торговли между Белоруссией и Казахстаном. На основе сравнения с опытом Евросоюза сделан вывод, что в рамках "тройки" не сформированы в полной мере экономические предпосылки для быстрого движения к высоким ступеням интеграции.

Преобладающие в структуре взаимного товарооборота топливно-сырьевые товары не привели к тесной взаимоувязке национальных хозяйственных комплексов будущих партнеров по таможенному союзу. О невысоком уровне взаимозависимости последних свидетельствует низкий показатель доли взаимной торговли трех в общем их товарообороте – 12,5% в 2007 г. (в Евросоюзе при создании – 30%), причем эта доля имеет тенденцию к снижению.

Большие различия в структуре экономики и экспорта, а также тесно с ними связанное межотраслевое разделение труда в рамках "тройки" порождают сложности на пути углубления их взаимодействия. Фактором, который может затруднить функционирование таможенного союза, является небольшая доля внутрирегиональных связей в общем объеме торговли России (7,7% в 2007 г.) и Казахстана (20,9%). Преобладание стран дальнего зарубежья во внешней торговле России и Казахстана, растущая ориентация Белоруссии на "внешних" партнеров объективно снижают заинтересованность трех стран в проведении единой таможено-тарифной политики по отношению к дальнему зарубежью. Каждая из стран стремится осуществлять самостоятельную многовекторную внешнеэкономическую политику и укреплять безопасность национального хозяйства путем создания неуязвимых от внешних воздействий ключевых его отраслей. В этой связи,  остается открытым вопрос будут ли страны на деле выполнять все решения наднационального органа – Комиссии таможенного союза.

Не способствует формированию таможенного союза, по крайней мере в ближайшие год-два, мировой экономический кризис. В периоды экономического спада, как известно, происходит усиление протекционистских тенденций и сепаратистских действий государств.5

Вместе с тем раскрываются условия, которые могут благоприятствовать таможенному союзу трех стран: последовательное обустройство пограничных пунктов пропуска на внешних его границах в соответствии с современными требованиями к пограничным войскам и таможенной службе; создание справедливой системы взаиморасчетов по таможенным пошлинам, налогам и сборам, имеющим эквивалентное значение; улучшение и удешевление транспортной инфраструктуры.

В связи с созданием таможенного союза "трех" рассматривается вопрос об экономических выгодах и потерях для России. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что нашей стране с учетом геополитических соображений и экономического доминирования на постсоветском пространстве придется идти на существенные компромиссы со странами-партнерами и нести основную тяжесть финансового бремени по созданию и функционированию таможенного союза. Между тем значительные дополнительные финансовые расходы (потери) в условиях кризиса чреваты увеличением бюджетного дефицита и могут привести к сокращению ассигнований на цели социально-экономического развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные проблемы, обнаружившиеся в начале функционирования единой таможенной территории, можно условно разделить на экономические и политические. Имеет смысл в первую очередь осветить политические вопросы, так как они быстро приобрели характер межгосударственных кризисов. Особую активность с целью извлечь немедленную выгоду из Таможенного союза проявило белорусское руководство. Так Минск потребовал от Москвы поставок 21,5 млн тонн сырой нефти, свободной от экспортной пошлины, что составляет сырьевую дотацию со стороны России в 5,5–6 млрд долларов.

Таможенный союз стал экономической реальностью, имея на вооружении фактически лишь один инструментсогласованные таможенные пошлины. Технология их согласования была непрозрачной и в наибольшей степени учитывала интересы не российского рынка, объем которого превышает 90 % совокупного рынка Таможенного союза, а интересы производителей Белоруссии и Казахстана. К примеру, в определении таможенной пошлины на сельхозтехнику (комбайны) учитывались интересы не российского «Ростсельмаша», а белорусского «Гомсельмаша».

К примеру, появление с 1 июля 2010 г. единого таможенного пространства означает, что на российско-белорусской и российско-казахстанской границах должны быть сняты все посты. Таможенный контроль переводится на внешние границы Таможенного союза, что должно бы привести к смешанному контролю с российским участием. Фактически Россия в очередной раз передает контроль над внешними рубежами соседям, рассчитывая на их добросовестность.

Фактически Россия, чей рынок является основным для Таможенного союза, оказалась в роли младшего партнера двух транзитных государств. Начало функционирования Таможенного союза возродило в Белоруссии и Казахстане надежды на быстрые прибыли. В этой связи обращает на себя внимание активизация таможенных служб Белоруссии и Казахстана. В частности, белорусская таможня, рассчитывая вновь вернуть себе полномочия регулировать поставки транзитных товаров на российский рынок, в настоящее время активно арендует складские помещения для будущего конфиската.

Таможенный союз формируется наспех на основе противоречивых договоренностей – не только письменных, но и устных. Интеграция в данном случае используется в роли политического локомотива как внешних так и внутриполитических трендов. Между тем цена ошибки при создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС огромна и, помимо экономической стороны, может иметь серьезное политическое значение. Интеграция не терпит политической сумятицы. Это – обоюдоострое оружие, способное принести как ощутимую пользу, так и тяжелые политико-экономические последствия, с которыми придется справляться ценой траты огромных ресурсов и политического кризиса. Провал проекта Таможенного союза, возможный в случае его недостаточной проработки, будет означать потерю Россией статуса государства – основного инициатора интеграционных процессов на постсоветском пространстве, что отдаст СНГ в сферу интеграционных проектов внешних сил – Евросоюза, Китая и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Таможенный кодекс Таможенного союза.
  2.  «Единый таможенный тариф таможенного  союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)» (утв. Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 №130) (ред. от 04.03.2014)
  3.  Протокол от 12.12.2008 «О единой системе тарифных преференций таможенного союза»
  4.  Решение Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 №169 «О предоставлении тарифных льгот»
  5.   Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 №865 «О перечне товаров, в отношении которых с 01.01.2012 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств – членов Таможенного союза»
  6.  Яшин И.О. Особенности современных таможенных союзов в Европе // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы; 2009, №1

    7. Яшин И.О. Практика создания и функционирования таможенных               союзов развивающихся стран // Внешнеэкономический комплекс России:     современное состояние и перспективы; 2009, №2

1 "Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза" (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130)

2 Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Российской Федерации от 12.12.2008 "Об условиях и механизме применения тарифных квот"

3 Яшин И.О. Особенности современных таможенных союзов в Европе // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы; 2009, №1

4 Яшин И.О. Практика создания и функционирования таможенных союзов развивающихся стран // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы; 2009, №2

5 Яшин И.О. Перспективы создания и функционирования таможенного союза с участием России на постсоветском пространстве // Российский внешнеэкономический вестник; 2009, №5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21545. ОТРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМИ ЖИДКОСТЯМИ 211 KB
  Острые ингаляционные отравления четыреххлористым углеродом – 20 мин. Острые пероральные отравления дихлорэтаном – 10 мин. Острые отравления метиловым спиртом – 25 мин.
21546. Электропривод для швейных машин 3.38 MB
  На швейных машинах привод работает в необычно тяжёлых условиях когда в течение часа производится до 1000 пусков машины. Найдётся ли иная технологическая машина с подобным режимом работы А скорость главного вала до 9000 мин –1 Многие передачи не выдерживают таких скоростей Отсюда и специальные требования к электроприводу: Быстроходность – способность обеспечить на главном валу машины 5 – 6 103 мин –1. Плавный пуск плавная регулировка скорости машины. В автоматизируемых электроприводах имеется свыше 30 микросхем а его стоимость...
21547. Способы получения кроя 8.63 MB
  Механический способ получения кроя характеризуется разделением материала путём сдвига слоёв волокон частиц материала. Термический способ представляет разделение материала путём подвода тепла вызывающее размягчение или его сгорание. после размягчения ослабления материала его разделение довершается механическим сдвигом. В зависимости от вида инструмента различают три способа механического разделения текстильного материала: 1.
21548. Схема механизмов швейного предприятия 12.55 MB
  Машины машиныавтоматы и автоматические линии легкой промышленности М. Швейные машины: Иллюстрированное пособие. Швейные машины М. Швейные машины: Иллюстрированное пособие.
21549. Регулировки механизма челнока 4.66 MB
  I регулировка зазора между носиком челнока и иглой 005 мм – 01 мм. II – регулировка зазора между зубом установочного пальца и дном открытого паза П шпуледержателя 8 который должен составлять 06 – 08 мм рис. III – регулировка натяжения нижней нити; осуществляется поворотом регулировочного винта с большей головкой на тормозной пластине шпульного колпачка. IV – регулировка количества подаваемого в челнок масла рис.
21550. Зигзаг-машины 7.3 MB
  Принципиальное отличие от стачивающих машин в том что зигзагмашины Имеют специальный дополнительный механизм отклонения иглы в направлении поперёк строчки Оснащены челноком увеличенного объёма вследствие увеличения нити в стежке Располагают челночный вал вдоль строчки что необходимо для отклонения иглы поперёк строчки. На рисунке 1 показаны параметры простейших зигзагстрочек: а – двухукольного зигзага и б – четырёхукольного – для усиленного стачивания где tи – величина отклонения иглы при прокладывании стежка tИ – шаг подачи...
21551. Машины цепного переплетения ниток 1.22 MB
  1 Общая характеристика машин цепного стежка. В связи с появлением нетрадиционных материалов для пошива а также с тенденцией автоматизации основных и вспомогательных операций спрос на машины цепного стежка неизменно высок. Преимущества машин цепного стежка: Уменьшенное истирание верхней нити при подаче в машину вследствие отсутствия операции обвода её вокруг шпуледержателя. Недостатки машин цепного стежка: повышенная распускаемость строчки вследствие открытости переплетения и существенное увеличение расхода ниток – в 16 – 23 раза на к...
21552. Устройство машины типа ЭЗМ с пластинчатым ножом 2.53 MB
  Абалкин ЛИ 1 Устройство машины типа ЭЗМ с пластинчатым ножом. 11 дана принципиальная схема этой машины на которой обозначено: Трёхфазный электродвигатель Кривошип с противовесом Шатун в верхней головке которого – шариковый подшипник Корпус из пластика или алюминия Ползун в направляющих Пластинчатый нож закреплённый в ползуне Платформа машины Ролики на игольчатых подшипниках 4 шт. Паспортные данные машины ЭЗМ316 Высота настила до 16 см Частота вращения кривошипа n = 2700 об мин Ход ножа...
21553. Устройство механизма иглы машины КУР - 31 4.16 MB
  Устройство механизма иглы машины КУР 31. Технологическое назначение механизма – ввести верхнюю нить в материалы и образовать петлюнапуск. Кинематическое назначение механизма – преобразовать вращение главного вала в возвратнопоступательное движение игловодителя На рисунке 1 дана пространственная структурная схема механизма иглы машины ряда КУР31. 8 – иглодержатель 9 – игловодитель 10 – челнок К1 и К2 калибры для выполнения регулировок механизма А’ – отверстие в рукаве для калибра К1 l эль – длина калибра К2.