42217

Нейросетевое прогнозирование. Методические указания

Книга

Информатика, кибернетика и программирование

В наиболее распространенном случае ИНС обучается прогнозу на 1 отсчет времени вперед используя предыдущих значений. Другими словами на вход ИНС предъявляется вектор и требуется чтобы на выходе ИНС появилось значение: . Обучение ИНС производится по известному временному ряду .

Русский

2013-10-27

204 KB

31 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Национальный исследовательских Томский политехнический университет»

Институт кибернетики

Кафедра вычислительной техники

Цой Ю.Р.

Методические указания

к выполнению лабораторной работы

«Нейросетевое прогнозирование»

по курсу «Нейронные сети»

Томск, 2012 г.


Цель работы
: Ознакомиться с применением искусственных нейронных сетей для решения задач экстраполяции временных рядов. Исследовать качество экстраполяции от представления данных, глубины погружения временного ряда и структуры нейронной сети.

Прогноз временных рядов

Определение временного ряда

Пусть имеется наблюдаемый процесс P, нестационарный во времени. Результатом наблюдения являются измерения характеристики x процесса в моменты времени . Полагая, что для всех значений времени выполняется

, ,

множество измеренных значений  можно обозначить . Полученное множество величин будем называть временным рядом1. В зависимости от того, является ли значение xi скаляром или вектором, говорят об одномерном или многомерном временном ряде. В рамках данной лабораторной работы будем рассматривать одномерные временные ряды.

Задача прогноза временного ряда

Задача прогноза временного ряда является одной из основных в анализе временных рядов. Ее суть можно изложить следующим образом:

Пусть известны значения временного ряда до некоторого момента времени T: . Необходимо, используя данные значения, получить оценки неизвестных значений ряда в будущем . Причем каждое последующее значение вычисляется с использованием имеющихся оценок. Ряд, полученный «конкатенацией»  и , называют реконструкцией временного ряда.

Для решения задачи прогнозирования разработано большое число методов. Ниже будет кратко изложена суть нейросетевого подхода.

Нейросетевой прогноз временных рядов

В рамках данного подхода для определения прогнозных значений ряда применяются нейронные сети2.

В наиболее распространенном случае ИНС обучается прогнозу на 1 отсчет времени вперед, используя  предыдущих значений. Другими словами, на вход ИНС предъявляется вектор

,

и требуется, чтобы на выходе ИНС «появилось» значение:

.

Величину  называют шириной окна или глубиной погружения.

Обучение ИНС производится по известному временному ряду . Общая схема обучения представлена алг. 1.

Алгоритм 1. Общая схема применения ИНС для прогноза значений временного ряда.

  1.  Выбирается и фиксируется глубина погружения .
  2.  Исходный временной ряд «нарезается» на множество обучающих примеров (см. текст ниже) для формирования обучающей выборки D.
  3.  Выбирается структура ИНС (как минимум фиксируется количество входов, равное ).
  4.  Производится обучение ИНС на выборке D.

Формирование обучающей выборки D из исходного временного ряда X заключается в задании набора обучающих примеров, при этом i-й пример представляет пару:

где .

Обучение ИНС можно производить с помощью любого известного алгоритма. В качестве критерия часто используется суммарная квадратичная ошибка, вычисленная по всем обучающим примерам:

где  и  – соответственно требуемое и фактическое значение выходного сигнала ИНС для i-го обучающего примера. Заметим, что нередко применяются и другие критерии, например,

Подготовка обучающих данных

При использовании ИНС для решения задачи прогноза необходимо учитывать ряд особенностей.

Значения элементов временного ряда могут по модулю существенно превосходить 1, что, например, не позволяет использовать в выходном слое нейроны с лог-сигмоидной или тангенциальной функцией активации. В этом случае можно использовать один из следующих подходов:

  1.  Предварительная нормировка данных, чтобы все значения после нормировки оказались в интервале [-1; 1] или [0; 1]. Примеры нормировки:

где  и  обозначают соответственно минимальный и максимальный элементы из Х, а С – некоторая константа, .

Преимуществом является простота и скорость вычислений. Среди недостатков отметим, то, что часто нельзя гарантировать, в последующем среди прогнозных значений не окажутся величины меньше  либо больше .

  1.  Использование в выходном слое нейронов с линейной функцией активации. В этом случае ограничения на диапазон значений элементов ряда отсутствуют. Однако в случае, если среди элементов ряда большинство значений будет близко к некоторому , то сеть может обучиться по «ленивому» сценарию, когда на выходе будет постоянно одна и та же величина, также близкая к  (рис. 1). Понятно, что такая сеть не будет полезной при прогнозе.

Рис. 1. Пример неудачной нейросетевой реконструкции временного ряда

  1.  Замена исходных значений ряда Х на разности соседних элементов. В этом способе формируется временной ряд

где . Поскольку многие представляющие интерес временные ряды являются нестационарными, то большинство значений  будут отличны от нуля, что позволит избежать недостатков предыдущего подхода. Пример реконструкции ряда, показанного на рис. 1, при использовании разностей показан на рис. 2. При необходимости полученные значения ряда  необходимо дополнительно нормировать (см. п.1).

Рис. 2. Пример нейросетевой реконструкции временного ряда при обучении ИНС на разностях элементов ряда

Есть и другие подходы, однако их рассмотрение выходит за рамки лабораторной работы.

Необходимо заметить, что во многих случаях сказать заранее, какой из подходов подойдет лучше всего, нельзя3.

Также важно, чтобы участок временного ряда, по которому формируется обучающая выборка, был достаточно представительным, т.е. если в данных есть какая-то периодичность или наличие выбросов, то их должно быть «видно».

Ход работы

  1.  Определите свой вариант в соответствии с номером в журнале, ознакомьтесь с задачей и подготовьте массив данных для работы. Нормировка на данном этапе не нужна, подготовьте «сырые» данные в том виде, в каком они есть. Например, если речь идет о курсе валют, то это будут просто значения курса выбранной валюты.

Пусть получился массив из N элементов, выберите первые T значений для формирования будущей обучающей выборки, а на оставшихся (N – T) элементах нужно будет проводить тестирование. T нужно выбирать так, чтобы оно было больше половины размера массива исходных данных, например, T может составлять 80% от исходного массива.

  1.  Выберите несколько значений глубины прогноза, , для экспериментов. Например, , , , . Постарайтесь, чтобы были как большие, так и малые значения .
  2.  Выберите несколько структур ИНС (не меньше 3 вариантов). Например: ИНС без скрытых слоев и нейронов (ИНС-1); ИНС с одним скрытым слоем с 10 нейронами (ИНС-2); ИНС с одним скрытым слоем с 30 нейронами (ИНС-3). Сети должны существенно отличаться по структуре4.
  3.  Выберите алгоритм обучения и его параметры.
  4.  Для исходных данных (нормированных или нет, как больше нравится) и каждой комбинации значения глубины прогноза и структуры ИНС необходимо вычислить ошибку прогноза как среднеквадратичную ошибку отклонения НС прогноза от реальных значений. Еще раз, обучение производится на T элементах, а ошибка прогноза считается на оставшихся (N – T) элементах ряда.

Заполните таблицу:

Глубина погружения

ИНС-1

ИНС-2

ИНС-3

значениями вида , где  – средняя точность,  – среднеквадратичное отклонение, полученные по результатам не менее 10 запусков.

  1.  Сформируйте промежуточные выводы о влиянии структуры ИНС и глубины погружения на ошибку прогноза.
  2.  Сформируйте новый ряд из разностей значений исходного ряда и проведите эксперименты, аналогичные п.5. Заполните таблицу

Глубина погружения

ИНС-1

ИНС-2

ИНС-3

  1.  Сформируйте промежуточные выводы о влиянии структуры ИНС и глубины погружения на ошибку прогноза.
  2.  Сравните качество прогноза при использовании исходного временного ряда и ряда, составленного из разностей, с учетом глубины прогноза и различий структур ИНС.
  3.  Сделайте общие выводы по результатам работы.

Варианты

  1.  Курс рубля.
  2.  Курс доллара.
  3.  Курс евро.
  4.  Курс йены.
  5.  Курс фунта стерлингов.
  6.  Отношение доллара к евро.
  7.  Погода в Томске.
  8.  Погода в Лондоне.
  9.  Погода в Нью-Йорке.
  10.  Погода в Рио-де-Жанейро.
  11.  Погода в Пекине.
  12.  Последовательность Маккея-Гласа (Mackey-Glass).

Дополнительные баллы

  1.  (+3 балла) Проведение дополнительных тестов на статистическую значимость ошибок прогноза для таблиц из п. 5 и 6 хода работы с выделением статистически наилучших и наихудших результатов.
  2.  (+2 балла) Обоснование корректности использованных в п.1 статистических тестов.
  3.  (+2 балла) Отчет в формате LaTeX.

Литература

  1.  Лоскутов А.Ю. Анализ временных рядов. Курс лекций. – МГУ, 2011.
  2.  Хайкин С. Нейронные сети: полный курс, 2-е изд., испр. : Пер. с англ. – М. : 000 "И.Д. Вильяме", 2006. – 1104 с. : ил. – Парал. тит. англ.

1 По большому счету, временной ряд можно считать упорядоченным массивом чисел (векторов), однако привязка (зачастую неявная) каждого значения ко времени и дает название: временной ряд.

2 Кто бы мог подумать… 

3 Это замечание справедливо вообще ко всем методам анализа данных, оптимизации и распознавания. Лучшего метода нет, поэтому необходимо иметь опыт работы с несколькими альтернативными методами, чтобы при решении практических задач иметь некоторую свободу выбора.

4 В данном случае существенно понимается «обывательски», по количеству слоев/нейронов/связей, все равно удачного формального определения не придумать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54091. Кохання: бути чи не бути. Цікаві історії кохання 145.5 KB
  Кохання! Як багато нам каже одне слово, та в той самий час, як мало ми знаємо про нього! Кожне кохання має свою історію. Іноді дуже коротку! Можна сказати, історію в мініатюрі! У неї є час зростання і зрілості. Сонячні підйоми і швидке падіння. Свої бурі і негоди. Те перше биття серця, котре потім може здатися початком нового кохання.
54092. My Family and Friends 73.5 KB
  Family life has always been a subject of research in literature. Famous writers have always described how people build their family relationships. Family life has changed a lot over the centuries, but family values have never been the subject of change. I think you agree with me that the main characteristic features of any family are love, respect, mutual understanding and tolerance.
54093. Методы решения иррациональных уравнений (их таксономия) 474.5 KB
  Тип урока: по критерию ведущей цели урок повторения закрепления таксономии методов решения иррациональных уравнений на основе деятельностного подхода в обучении; по критерию ведущего дидактического метода урок эвристического полилога урок проблемного воссоздания методов решения иррациональных уравнений; по критерию ведущего матема тического содержания урок одной задачи одного уравнения урок практикум; по критерию типа информационного взаимодействия учащихся и учителя урок сотворчества сотрудничества и соревновательности....
54094. Через віки з любов’ю Засідання клубу старшокласників «Сузір’я» 35.5 KB
  Кохання торжествує у світі. Кохання про нього мріють його чекають. Це кохання може прийти у 8 років а може й у 80.
54095. Літературно – музична композиція. Нехай любов в душі не в’яне 115.5 KB
  Всьому початок є любов†Всьому початок є любов. А я кажу вам знову й знову: Всьому початок є любов Всьому початок є любов: І осяванню і сумлінню Очам жоржини і дитини Всьому початок є любов. Любов Дзвенять німою тугою ліси Коли їх ніч тремтлива обнімає І від очей у ревності ховає Принади їх первинної краси.
54096. Типология культур. Особенности субкультуры и контркультуры 35 KB
  Ми сподіваємось що ви отримаєте задоволення сьогодні адже така цікава і прекрасна тема як кохання не обходить жодну людину не залишає байдужими навіть суворих і стриманих допомагає і слабким і сильним. Серед усіх чудес світу найбільше чудо кохання. Якби запитали людину чи згодна вона прожити життя без...
54097. Изначальней всего остального – Любовь 48 KB
  Использовать могучее эмоциональное воздействие совокупности интимной лирики и музыки для формирования и развития представления о необходимости искренности, доброты, взаимопонимания в отношениях людей; развивать способности анализировать различные ситуации и правильно строить свою жизнь; развивать навыки выразительного чтения лирических произведений; вызвать интерес к творчеству современных русских и украинских поэтов.
54098. Бути ЛЮДИНОЮ. Інтегрований урок 62 KB
  Васнецова Іванцаревич на сірому вовкові казка Царівнажаба вірш Ю. Васнецова Іванцаревич на сірому вовкові Під враженням якої казки художник написав цю картину від російської народної Казки про Іванацаревича жарптицю та сірого вовка. І в цьому нам допоможе картка інформатор 1 Карткаінформатор 1...
54099. Чи важко бути людиною. Як потрібно жити, щоб наші душі визначали як прекрасні. Спиридон Черкасенко. «Маленький горбань» 125 KB
  Як виглядає Павлик який його внутрішній світ Орієнтовне виконання завдання Дідусь Антип про свого онука горбаня Павлика. Я намагаюся не відпускати Павлика гуляти у хлопчаче товариство тому що за великим Павликовим горбом діти ще не вміють побачити чудового серця його. Тому боюся що пустуни зобидять хлопця: вже не раз доводилося мені йдучи з роботи рятувати Павлика й скубти за чуба напасників.