42217

Нейросетевое прогнозирование. Методические указания

Книга

Информатика, кибернетика и программирование

В наиболее распространенном случае ИНС обучается прогнозу на 1 отсчет времени вперед используя предыдущих значений. Другими словами на вход ИНС предъявляется вектор и требуется чтобы на выходе ИНС появилось значение: . Обучение ИНС производится по известному временному ряду .

Русский

2013-10-27

204 KB

29 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Национальный исследовательских Томский политехнический университет»

Институт кибернетики

Кафедра вычислительной техники

Цой Ю.Р.

Методические указания

к выполнению лабораторной работы

«Нейросетевое прогнозирование»

по курсу «Нейронные сети»

Томск, 2012 г.


Цель работы
: Ознакомиться с применением искусственных нейронных сетей для решения задач экстраполяции временных рядов. Исследовать качество экстраполяции от представления данных, глубины погружения временного ряда и структуры нейронной сети.

Прогноз временных рядов

Определение временного ряда

Пусть имеется наблюдаемый процесс P, нестационарный во времени. Результатом наблюдения являются измерения характеристики x процесса в моменты времени . Полагая, что для всех значений времени выполняется

, ,

множество измеренных значений  можно обозначить . Полученное множество величин будем называть временным рядом1. В зависимости от того, является ли значение xi скаляром или вектором, говорят об одномерном или многомерном временном ряде. В рамках данной лабораторной работы будем рассматривать одномерные временные ряды.

Задача прогноза временного ряда

Задача прогноза временного ряда является одной из основных в анализе временных рядов. Ее суть можно изложить следующим образом:

Пусть известны значения временного ряда до некоторого момента времени T: . Необходимо, используя данные значения, получить оценки неизвестных значений ряда в будущем . Причем каждое последующее значение вычисляется с использованием имеющихся оценок. Ряд, полученный «конкатенацией»  и , называют реконструкцией временного ряда.

Для решения задачи прогнозирования разработано большое число методов. Ниже будет кратко изложена суть нейросетевого подхода.

Нейросетевой прогноз временных рядов

В рамках данного подхода для определения прогнозных значений ряда применяются нейронные сети2.

В наиболее распространенном случае ИНС обучается прогнозу на 1 отсчет времени вперед, используя  предыдущих значений. Другими словами, на вход ИНС предъявляется вектор

,

и требуется, чтобы на выходе ИНС «появилось» значение:

.

Величину  называют шириной окна или глубиной погружения.

Обучение ИНС производится по известному временному ряду . Общая схема обучения представлена алг. 1.

Алгоритм 1. Общая схема применения ИНС для прогноза значений временного ряда.

  1.  Выбирается и фиксируется глубина погружения .
  2.  Исходный временной ряд «нарезается» на множество обучающих примеров (см. текст ниже) для формирования обучающей выборки D.
  3.  Выбирается структура ИНС (как минимум фиксируется количество входов, равное ).
  4.  Производится обучение ИНС на выборке D.

Формирование обучающей выборки D из исходного временного ряда X заключается в задании набора обучающих примеров, при этом i-й пример представляет пару:

где .

Обучение ИНС можно производить с помощью любого известного алгоритма. В качестве критерия часто используется суммарная квадратичная ошибка, вычисленная по всем обучающим примерам:

где  и  – соответственно требуемое и фактическое значение выходного сигнала ИНС для i-го обучающего примера. Заметим, что нередко применяются и другие критерии, например,

Подготовка обучающих данных

При использовании ИНС для решения задачи прогноза необходимо учитывать ряд особенностей.

Значения элементов временного ряда могут по модулю существенно превосходить 1, что, например, не позволяет использовать в выходном слое нейроны с лог-сигмоидной или тангенциальной функцией активации. В этом случае можно использовать один из следующих подходов:

  1.  Предварительная нормировка данных, чтобы все значения после нормировки оказались в интервале [-1; 1] или [0; 1]. Примеры нормировки:

где  и  обозначают соответственно минимальный и максимальный элементы из Х, а С – некоторая константа, .

Преимуществом является простота и скорость вычислений. Среди недостатков отметим, то, что часто нельзя гарантировать, в последующем среди прогнозных значений не окажутся величины меньше  либо больше .

  1.  Использование в выходном слое нейронов с линейной функцией активации. В этом случае ограничения на диапазон значений элементов ряда отсутствуют. Однако в случае, если среди элементов ряда большинство значений будет близко к некоторому , то сеть может обучиться по «ленивому» сценарию, когда на выходе будет постоянно одна и та же величина, также близкая к  (рис. 1). Понятно, что такая сеть не будет полезной при прогнозе.

Рис. 1. Пример неудачной нейросетевой реконструкции временного ряда

  1.  Замена исходных значений ряда Х на разности соседних элементов. В этом способе формируется временной ряд

где . Поскольку многие представляющие интерес временные ряды являются нестационарными, то большинство значений  будут отличны от нуля, что позволит избежать недостатков предыдущего подхода. Пример реконструкции ряда, показанного на рис. 1, при использовании разностей показан на рис. 2. При необходимости полученные значения ряда  необходимо дополнительно нормировать (см. п.1).

Рис. 2. Пример нейросетевой реконструкции временного ряда при обучении ИНС на разностях элементов ряда

Есть и другие подходы, однако их рассмотрение выходит за рамки лабораторной работы.

Необходимо заметить, что во многих случаях сказать заранее, какой из подходов подойдет лучше всего, нельзя3.

Также важно, чтобы участок временного ряда, по которому формируется обучающая выборка, был достаточно представительным, т.е. если в данных есть какая-то периодичность или наличие выбросов, то их должно быть «видно».

Ход работы

  1.  Определите свой вариант в соответствии с номером в журнале, ознакомьтесь с задачей и подготовьте массив данных для работы. Нормировка на данном этапе не нужна, подготовьте «сырые» данные в том виде, в каком они есть. Например, если речь идет о курсе валют, то это будут просто значения курса выбранной валюты.

Пусть получился массив из N элементов, выберите первые T значений для формирования будущей обучающей выборки, а на оставшихся (N – T) элементах нужно будет проводить тестирование. T нужно выбирать так, чтобы оно было больше половины размера массива исходных данных, например, T может составлять 80% от исходного массива.

  1.  Выберите несколько значений глубины прогноза, , для экспериментов. Например, , , , . Постарайтесь, чтобы были как большие, так и малые значения .
  2.  Выберите несколько структур ИНС (не меньше 3 вариантов). Например: ИНС без скрытых слоев и нейронов (ИНС-1); ИНС с одним скрытым слоем с 10 нейронами (ИНС-2); ИНС с одним скрытым слоем с 30 нейронами (ИНС-3). Сети должны существенно отличаться по структуре4.
  3.  Выберите алгоритм обучения и его параметры.
  4.  Для исходных данных (нормированных или нет, как больше нравится) и каждой комбинации значения глубины прогноза и структуры ИНС необходимо вычислить ошибку прогноза как среднеквадратичную ошибку отклонения НС прогноза от реальных значений. Еще раз, обучение производится на T элементах, а ошибка прогноза считается на оставшихся (N – T) элементах ряда.

Заполните таблицу:

Глубина погружения

ИНС-1

ИНС-2

ИНС-3

значениями вида , где  – средняя точность,  – среднеквадратичное отклонение, полученные по результатам не менее 10 запусков.

  1.  Сформируйте промежуточные выводы о влиянии структуры ИНС и глубины погружения на ошибку прогноза.
  2.  Сформируйте новый ряд из разностей значений исходного ряда и проведите эксперименты, аналогичные п.5. Заполните таблицу

Глубина погружения

ИНС-1

ИНС-2

ИНС-3

  1.  Сформируйте промежуточные выводы о влиянии структуры ИНС и глубины погружения на ошибку прогноза.
  2.  Сравните качество прогноза при использовании исходного временного ряда и ряда, составленного из разностей, с учетом глубины прогноза и различий структур ИНС.
  3.  Сделайте общие выводы по результатам работы.

Варианты

  1.  Курс рубля.
  2.  Курс доллара.
  3.  Курс евро.
  4.  Курс йены.
  5.  Курс фунта стерлингов.
  6.  Отношение доллара к евро.
  7.  Погода в Томске.
  8.  Погода в Лондоне.
  9.  Погода в Нью-Йорке.
  10.  Погода в Рио-де-Жанейро.
  11.  Погода в Пекине.
  12.  Последовательность Маккея-Гласа (Mackey-Glass).

Дополнительные баллы

  1.  (+3 балла) Проведение дополнительных тестов на статистическую значимость ошибок прогноза для таблиц из п. 5 и 6 хода работы с выделением статистически наилучших и наихудших результатов.
  2.  (+2 балла) Обоснование корректности использованных в п.1 статистических тестов.
  3.  (+2 балла) Отчет в формате LaTeX.

Литература

  1.  Лоскутов А.Ю. Анализ временных рядов. Курс лекций. – МГУ, 2011.
  2.  Хайкин С. Нейронные сети: полный курс, 2-е изд., испр. : Пер. с англ. – М. : 000 "И.Д. Вильяме", 2006. – 1104 с. : ил. – Парал. тит. англ.

1 По большому счету, временной ряд можно считать упорядоченным массивом чисел (векторов), однако привязка (зачастую неявная) каждого значения ко времени и дает название: временной ряд.

2 Кто бы мог подумать… 

3 Это замечание справедливо вообще ко всем методам анализа данных, оптимизации и распознавания. Лучшего метода нет, поэтому необходимо иметь опыт работы с несколькими альтернативными методами, чтобы при решении практических задач иметь некоторую свободу выбора.

4 В данном случае существенно понимается «обывательски», по количеству слоев/нейронов/связей, все равно удачного формального определения не придумать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35756. Скрепер волокуша. Творческий проект 190.5 KB
  Инструменты и оборудование Круглопильный станок Сверлильный станок Электрическая дрель Рубанок Ножницы по металлу Напильник драчевый Отвёртка Набор свёрл Кернер Киянка Молоток Стамеска Инструкция по изготовлению скрепера.5мм 055метр 500 руб. 110 руб.7 м 30 руб.
35757. Проектирование и разработка фирменного блюда 353.5 KB
  Выполнение теоретической части предусматривает самостоятельный выбор рецепта фирменного блюд, выполнение технологических расчётов по составлению рецептуры на данное блюдо, с чётом потерь при механической и тепловой обработках, расчетов массы полуфабриката и выхода готового изделия. По окончании выполнения расчётов, они проверяются и утверждаются преподавателем.
35758. Подари радость детям 20.55 MB
  Хорошево 2012 Содержание Введение Аннотация Характеристика территории БДОУ План работ Бюджет проекта Предполагаемые результаты Вывод Введение Дошкольный возраст – время когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира. Проект Подари радость детям предусматривает благоустройство и декоративное оформление участков территории детского сада в деревне Хорошево Грязовецкого района Вологодской области приобретение игрового комплекса и его установка строительство нового забора и ремонт...
35759. Вишивка ікони бісером 174.5 KB
  Призначення виробу різноманітне. По-перше кому не подобається гарна яскрава картина, та ще й ікона? Це може бути дуже гарним і приємним подарунком мамі, бабусі, сестрі, татові та і будь-якій близькій тобі людині
35760. Хрящи гортани, особенности их строения и развития у детей, изменения в период мутации 15.64 KB
  Наибольший из них — непарный щитовидный хрящ, у которого различают две соединённых между собой под почти прямым (у мужчин) или тупым (120° у женщин) углом четырёхугольные пластинки. От задних краёв пластинок отходит две пары рожек (верхние и нижние).
35761. Ференц Ліст 315.5 KB
  Біографія Ференц Ліст народився в селі Доборьян австрійська назва Райдинг біля міста Шопрон Угорщина Батьки 1 Батьки Франца Ліста Адам Ліст 1776 1826 служив у князя Естергазі доглядачем поголів'я овець. Після закінчення католицької гімназії в Прессбурзі нині Братислава Адам Ліст став послушником в францисканському ордені але через два роки вирішив з нього піти. Він на все життя зберіг дружбу з одним із францисканців що як припускають деякі дослідники надихнуло його назвати сина Францем а сам Ліст також підтримуючи зв'язки...
35762. Вітраж «Вічність». Творчий проект 10.02 MB
  Історія вітража і вітражного мистецтва сягає своїм корінням у часи раннього середньовіччя. Спрощення стосується лише технології але не до художніх достоїнств вітража тут все залежить від здібностей і смаку. Розмір і форма вітража завжди залежать від того місця куди його встановлять. Слід зменшити краю шаблонів на товщину металу з якого виготовляють жилку що скріпляє окремі частини вітража.
35763. Виготовлення обладнання для бісеру 482.5 KB
  Ми не випадково для свого проекту обрали тему «Виготовлення обладнання для бісеру» , тому, що він є невідємною складовою для того, щоб зробити виріб з бісеру, а картини в усі вікі притягували до себе захоплені погляди. Картини , з бісеру, коритуютьсяч популярністю, бо є дуже оригінальними.
35764. ПРОЕКТ Тарелка. Техника «декупаж». (обслуживающий труд) 410.5 KB
  Техника декупаж. На уроках технологии я познакомилась с техникой декупаж. Декупаж – это аппликация но аппликация особенная – покрытая лаком она выглядит как роспись. В этом и вся прелесть декупажа полет фантазии не ограничен.