42263

Экспертные системы. Продукционные экспертные системы

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Экспертные системы интеллектуальная программа способная делать логические выводы на основании знаний в конкретной предметной области и обеспечивающая решение специфических задач.

Русский

2015-01-29

67 KB

9 чел.

Экспертные системы - интеллектуальная программа, способная делать логические выводы на основании знаний в конкретной предметной области и обеспечивающая решение специфических задач.

ЭС призваны заменить специалиста в конкретной предметной области, то есть решить задачи в отсутствии эксперта.

Функции, которые должны выполнять ее структурные элементы:

•    Механизм предоставления знания в конкретной области и управление ими;

•    Механизм, который на основании имеющихся в базе знаний, способен делать логические выводы;

•    Интерфейс для правильной передачи ответов пользователю;

•    Механизм получения знаний от экспертной поддержки базы знаний и дополнение ее при
необходимости;

•    Механизм объяснения сделанных выводов;

Знаниями принято называть хранимую в ЭВМ информацию формулируемую в соответствии
с определенным структурным правилами, которую ЭВМ может использовать при решении
проблем по таким алгоритмам как логические выводы. Это проблема обычно называется
проблемой представления знаний.

Модели представления знаний:

Логическая модель;

• Модель основанная на использовании правил (продукционная модель);

• Модель семантической серии,

Область применения:

Медицинская  диагностика,  оказание  помощи   пользователям  в  различных   предметных

областях, проверка и анализ П/О, анализ риска в политике и т.д.

Продукционные экспертные системы

Продукционные ЭП состоит из множества несвязанных между собой правил и множества фактов, накапливающихся по мере функционирования экспертной системы. База знаний ЭП состоит из конечного набора правил:

Таких, что условия применимости любого из правил Рi состоит в одновременном наличии фактов аi1 ..... . ..аin, следовательно любая продукция Pi из П имеет вид:

- новый факт, выведенный из фактов условий.

Выполнение лабораторной работы

Лабораторная работа с использованием программой оболочки VP-эксперт

Для набора текста программы может быть использован текстовый редактор NotePad После ввода текста нашей программы в сохраняем ее в файле с расширением kvs. Далее в среде VP-эксперт выбираем пункт Edit, где выбираем имя нашего файла, после чего файл с нашей базой открывается для изменения (окончательной правки).

После набора текста нашей базы, в меню программы выбираем пункт FileName и указываем какую базу знаний мы хотим использовать мы хотим использовать (запустить). После этого в меню выбираем пункт Consult, который запускает нашу программу на выполнение. На экран выводятся вопросы:


Текст программы

!

! ОСИПОВ П. А. СЕЛЕВЕРСТОВ А. Ю. ГЕРАСИМОВ А. Е.

! С-64 ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА: УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ

!    "Cisco UnCertifisied Network Assosiate UnCCNA 2.0"

!

runtime;

execute;

bkcolor=1;

ACTIONS

  COLOR=7

display"

  ******************************************

  *                UnCCNA 2.0              *

  ******************************************

  ~"

find level

display "Ваш уровень: {#level}~";

RULE 0

IF ping = Проверяет_соединение THEN q1 = 1;

 

RULE 1

IF ping = Пингует_ламера THEN q1 = j;

 

RULE 2

IF tracert = трассирует_маршрут THEN q2 = 1;

 

RULE 3

IF tracert = она_не_нужна THEN q2 = j;

 

RULE 4

IF telnet = протокол THEN q3 = 1;

 

RULE 5

IF telnet = дыра_в_системе THEN q3 = j;

 

RULE 6

IF ftp = передачи_файлов THEN q4 = 1;  

RULE 7

IF q1=1 AND q2=1 AND q3=1 THEN level = Мастер;

RULE 8

IF q1=1 AND q2=1 AND q4=1 THEN level = Мастер;

RULE 9

IF q1=1 AND q3=1 AND q4=1 THEN level = Мастер;

RULE 10

IF q2=1 AND q3=1 AND q4=1 THEN level = Мастер;

RULE 14

IF q1 <> 1 AND q2 <> 1 AND q3 <> 1 THEN level = Лапух;

RULE 15

IF q1 <> 1 AND q2 <> 1 AND q4 <> 1 THEN level = Лапух;

RULE 16

IF q1 <> 1 AND q3 <> 1 AND q4 <> 1 THEN level = Лапух;

RULE 17

IF q2 <> 1 AND q3 <> 1 AND q4 <> 1 THEN level = Ламер;

RULE 11

IF q1=j AND q2=j THEN level = Прикольно cnf 10;

RULE 12

IF q1=j AND q3=j THEN level = Прикольно cnf 10;

RULE 13

IF q2=j AND q3=j THEN level = Прикольно cnf 10;

ASK ping: "Что делает команда ping?";

CHOICES ping: Трассирует_маршрут, Проверяет_соединение, Пингует_ламера;

ASK tracert: "Команда tracert ... ";

CHOICES tracert: трассирует_маршрут, опр_сост_системы, она_не_нужна;

ASK telnet: "telnet это:";

CHOICES telnet: протокол, игра, дыра_в_системе;

ASK ftp: "FTP нужен для:";

CHOICES ftp: передачи_файлов, протирки_стекол, штампа_в_паспорте;

Комментарии:

Runtime - этот оператор может быть включен в базу знаний когда база готова для конечного

использования;

Execute - начинает режим консультации сразу после выполнение команды consult;

Bkcolor - задает цвет фона программы в режиме консультаций;

Actions - определяет начало блока, который упорядочивает список операций посредством

листинга одного или нескольких предложений, которые будут выполняться по очереди.

Ключевое слово ACTIONS определяет начало блока ACTIONS ("ACTIONS BLOCK"),который упорядочивает список операций для Vp-Expert consultation (режим консультации) посредством листинга одного или большего числа предложений, которые будут выполняться по порядку в течение консультации. Когда все предложения будут полностью выполнены, консультация будет закончена.

Display - Выводит на экран данный текстовый блок информации для пользователя. Текст может быть длиной до 1000 символов, включая специальные, и должен быть заключен в двойные кавычки. ПРИМЕЧАНИЯ: * Если в текст DISPLAY включен знак ~ (тильда), то текстовый блок, начиная с этого знака, будет находиться на экране до тех пор, пока пользователь не нажмет какую-либо клавишу.

Find - Предложение FIND, выполняясь, направляет механизм вывода на поиск значения указанной переменной. Если предложение FIND встречается многократно в блоке ACTIONS или в правиле, то Vp-Expert пытается найти значение для каждой из переменных в той последовательности, в которой они (переменные) появляются. Механизм вывода передвигается к следующему предложению FIND только после нахождения значения для переменной, указанной в предыдущем предложении FIND, или после того, как определено, что значение этой переменной не может быть найдено.

Rule - Ключевое слово RULE, следующий за ним пробел и метка правила длиной до 20 символов, идентифицируют начало правила базы знаний. Метки могут включать числа, буквы и следующие специальные знаки: _ % | Правило состоит, минимально, из имени правила(ключевое слово RULE плюс пробел и метка правила); посылка (ключевое слово IF и следующие за ним одно или более условий); заключение (ключевое слово THEN следующее за ним одно или более заключений); и точка с запятой, Ключевое слово RULE, следующий за ним пробел и метка правила длиной до 20 символов, идентифицируют начало правила базы знаний. Метки могут включать числа, буквы и следующие специальные знаки: _ % |. Правило состоит, минимально, из имени правила(ключевое слово RULE плюс пробел и метка правила); посылка (ключевое слово IF и следующие за ним одно или более условий); заключение (ключевое слово THEN следующее за ним одно или более заключений);и точка с запятой, означающая конец правила означающая конец правила

IF - В правиле ключевое слово IF идентифицирует посылку правила, которое содержит одно или более условий, сравнивающих содержимое переменных и значения. Следующие операторы отношения используются для сравнения условий в правиле:

 

Если посылка правила признана истинной в течение консультации, то правило просматривается и значение присваивается послед- ней переменной в заключении правила.

ASK <переменная>: = 'текст'

Когда для выведения умозаключения машина вывода не может найти правила, чтобы присвоить значение определенной переменной, она ищет оператор ASK, в котором упоминается эта переменная. Если он найден, оператор ASK выводит на экран пользователя текст находящегося в нем сообщения. Затем машина ожидает ответа пользователя. Значение, поступившее от пользователя, присваивается данной переменной.

СНОIСЕS <переменная>:<значение1>... ..<значениеМ>

CHOICES работает в комбинации с операторами ASK, называющими указанную переменную. Когда вопрос, сгенерированный с помощью ASK или AUTOQUERY, появляется на экране дисплея, значения, указанные в операторе CHOICES, предоставляются для использования в качестве меню выборов. После того, как пользователь осуществил свой выбор с помощью меню, отобранное значение присваивается переменной, указанной в CHOICES и операторах ASK или AUTOQUERY.

CNF: Факторы доверия - это числа, используемые для подсчета истинных порогов доверия. Эти числа могут входить в заключения правил базы знаний, или заноситься пользователем в ответ на вопросы, выдаваемые меню. Например, фактор доверия в нижеследующем правиле указывает, что заключение получается с 75% доверием. (Заметим, что это не тоже самое, что определение 75% вероятности — 75 - это субъективная, не статистическая переменная).Если фактор доверия не указан, то ему присваивается значение 100%. Если пользователь хочет назначить коэффициент доверия, когда выбирает из меню вариант ответа на вопрос, он может нажать клавишу НОМЕ и напечатать число до нажатия ENTER, которое означает, что выбор сделан. Посмотрите руководство для большей информированности о факторах доверия, включая подробности о том, как получаются выводимые факторы доверия.

В нашей программе использованы как простые правила так и правила "второго рода", т.е. правила в условиях которых использованы результаты выполнения проверки правил "первого рода".

RULE 5

IF gr=No

THEN y=Tochno__ne_Gragdanin cnf 30; RULE 6

IF   gr=Yes  AND

x<>grajdanin

THEN y=Deputat cnf 55;

To есть если Х не равен гражданин(это заключено из правил 1-4) и gr=Yes, то Y(другая искомая переменная) равна Deputat.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29801. Сеть телефонной связи (структурная схема). Основные определения 151 KB
  Сеть телефонной связи структурная схема. Общая характеристика и боевое применение сигнальных средств связи. Основы построения коммутационных систем Общие положения Сеть телефонной связи телефонная сеть представляет собой комплекс технических средств обеспечивающих обмен информацией между источниками информации и ее потребителями. В общем случае сеть телефонной связи содержит оконечные устройства коммутационные центры КЦ и линии каналы связи соединяющие оконечные устройства с коммутационными центрами и коммутационные центры между...
29802. Обобщенная схема коммутационной системы. Классификация телефонных станций. Структурная схема ручной (РТС) и автоматической (АТС) телефонных станций 1.29 MB
  Обобщенная схема коммутационной системы. Классификация телефонных станций и обобщенная схема коммутационной системы 20 минут. В свою очередь РТС делятся на РТС системы МБ РТС МБ и системы ЦБ РТС ЦБ или комбинированной системы. Обобщенная структурная схема коммутационной системы телефонной станции.
29803. Назначение, состав комплекта и ТТХ телефонного коммутатора П-193М 20.01 KB
  Назначение состав комплекта и ТТХ телефонного коммутатора П193М. Тактикотехнические характеристики и боевое применение телефонного коммутатора П193М 20 минут. Эксплуатационное хранение и транспортировка в свернутом виде комплекта коммутатора допускаются при температурах от 50 до 50С. Разговорные приборы рабочего места коммутатора обеспечивают в условиях шума сплошного спектра с уровнем 60дБ устойчивую связь абонентов с коммутатором при затухании линии не менее 55нп на частоте 800Гц.
29804. Цепи вызова абонентом и опроса вызывающего абонента П-193М по принципиальной схеме 65.5 KB
  Цепь №1 телефонный аппарат абонента №1 линия линейный щиток соединительный кабель ТСКВ 10×2 зажим Л1 контакты 4 2 гнезда абонентского комплекта 1Г диод резистор 18кОм обмотка отбойновызывного клапана 1КлТ контакты 3 4 опросновызывной кнопки 1Кн зажим Л2 соединительный кабель ТСКВ 10×2 линейный щиток линия аппарат абонента №1. В этой цепи срабатывает клапан 1КлТ открывается его дверца и замыкаются контакты сигнальных пружин. Цепь №2 плюс батареи сигнального звонка зажим Земля контакты 4 3 сигнальных пружин клапана...
29805. Цепь прохождения разговора между двумя абонентами П-193М по принципиальной схеме 876.5 KB
  Измерение уровня шумов и частотной характеристики остаточного затухания канала ТЧ аппаратуры П303ОБ. Остаточное затухание Остаточным затуханием ОЗ канала ТЧ r называется его рабочее затухание на частоте 800 1020 Гц при номинальных нагрузках входа и выхода 600 Ом. r = p1 p2 дБ Нп Иными словами остаточное затухание это разность между уровнями сигнала частотой 800 Гц на входе и выходе канала при согласованном включении генератора и указателя уровня. Схема измерения ЧХ канала ТЧ.
29806. Звукотехнический комплекс КДУ 25.6 KB
  Излучающие акустические системы располагаемые в озвучиваемом помещении и подключаемые к выходам усилителей мощности. Системы звукоусиления используются при объеме помещения более 2000 м3 и удаленности слушателей свыше 25 м. В лекционных залах и театрах такие системы нужны для усиления речи. Например при выборе акустической системы мощностью 350 Вт необходимо выбрать усилитель мощностью 300 Вт на канал.
29807. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗВУКОВОГО РЕШЕНИЯ 19.65 KB
  ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗВУКОВОГО РЕШЕНИЯ Условно звуковое решение можно представить в виде трех блоков: блок выбора параметров и характеристик звука физические энергетические психофизические блок выбора художественных приемов блок выбора конкретного звукового материала. Выбор параметров и характеристик звука: 1. Громкость звука. Выбор громкости звука любого материала в мероприятии должен быть во всех случаях мотивирован.
29808. Фонограммы и их сценарно-режиссерские функции в КДД 15.96 KB
  Все театральные шумы музыкальный материал и литературно-музыкальные разработки общего характера. В качестве средства художественной выразительности наиболее часто используются музыкальные и шумовые фонограммы в самых разнообразных комбинациях как между собой так и с другими звуковыми и зрелищными элементами. Музыкальные фонограммы Музыкальные фонограммы используются как отдельные музыкальные выступления завершающие части целых музыкальных программ музыкальные заставки музыка сопровождающая действие. Для создателей театрализованных...
29809. ЗВУКИ И ШУМЫ 15.02 KB
  ЗВУКИ И ШУМЫ Все звуки делятся на тоны звуки и шумы. Музыкальный звук беспредметен тогда как все остальные шумы и звуки связаны либо с явлениями природы либо с действиями человека или какихто предметов то есть они конкретны. В зрелищных программах все шумы и звуки в зависимости от метода включения в действие делятся на три группы: 1. В связи с тем что подобные шумы в настоящее время воспроизводятся преимущественно с помощью фонограммы следует особенно внимательно следить за расположением динамиков на игровой площадке.