42270

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПРИЗМ

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

По критерию Релея раздельное наблюдение изображения 1 и 2 двух близко расположенных точечных объектов возможно когда расстояние x между ними равно радиусу центрального дифракционного кружка т. В этом случае контраст элементов результирующего изображения который вычисляется по формуле .26 показан объектив в фокальной плоскости которого построены дифракционные изображения 1 и 2 с расстоянием x между ними. Использование критерия Релея приводит к контрасту результирующего изображения К=026.

Русский

2013-10-28

601 KB

40 чел.

- 46 -

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПРИЗМ

Цель работы - расчет и практическое измерение предельного разре-шения набора призм Дове.

Качество оптических систем и призм, входящих в состав этих сис-тем, можно характеризовать разрешающей способностью.

  1.  

Рис.25. Разрешающая способность безаберрационной

оптической системы

Для оптических систем, работающих совместно с глазом, в частно-сти для зрительных труб, под разрешающей способностью понимают наименьший угол, под которым видны раздельно две бесконечно удаленные точки.

Пусть предметом для безаберрационной оптической системы с круг-лым входным зрачком является бесконечно удаленный точечный объект. Изображение этого объекта будет дифракционным пятном рассеяния, состо-ящим из центрального кружка и ряда колец, в которых освещенность падает до нуля.

Размер дифракционного пятна рассеяния принято характеризовать радиусом r  центрального кружка (кружка Эри), в котором сосредоточена большая часть энергии. Этот радиус составляет величину

(21)

где f - фокусное расстояние объектива зрительной трубы, D – свето-вой диаметр объектива.

Наложение дифракционных изображений двух бесконечно уда-ленных точечных источников иллюстрируется на рис.25. Результирующее распределение освещенностей, показанное пунктиром, образуется путем суммирования ординат распределений 1 и 2. По критерию Релея раздельное наблюдение изображения 1 и 2 двух близко расположенных точечных объектов возможно, когда расстояние x между ними равно радиусу центрального дифракционного кружка, т.е. x = r. В этом случае контраст элементов результирующего изображения, который вычисляется по формуле .составляет величину К=0,26.

Теперь определим угол Д, характеризующий разрешающую способ-ность в случае наблюдения бесконечно удаленных точечных объектов. На рис.26 показан объектив, в фокальной плоскости которого построены дифракционные изображения 1 и 2 с расстоянием x между ними. Угол определится как,

(22)

Полагая x = r и подставив в (22) значение r из (21), получим,

(23)

Подставив в (23) =0,00055[мм], получим  или 

(24)

где D[мм].

Использование критерия Релея приводит к контрасту результирую-щего изображения К=0,26. Однако глаз способен различать два незави-симых изображения точек при К=0,03...0,05 (т.е. при несколько меньшем провале в результирующем распределении освещенности, чем показано на рис.25). Для этого значения контраста расстояние между изображениями точек x=0,86r и, соответственно,

(25)

Угловое разрешение, полученное по формуле (25), можно считать теоретическим пределом.

Разрешающую способность приборов, используемых для наблюде-ния удаленных объектов (зрительные трубы, телескопы, специальные наблюдательные приборы), характеризуют угловой величиной .

Где - предельный угол разрешения глаза, Г - видимое увеличение прибора.

Применительно к задаче контроля разрешающей способности опти-ческой системы изображение, построенное этой оптической системой должно наблюдаться глазом с достаточным увеличением (через микроскоп или окуляр). В этом случае выполняется условие Д и на результаты на-блюдений не влияет ограниченная разрешающая способность глаза.

Размер изображения, построенного реальной оптической системой, может сильно отличаться от дифракционного, определенного по формуле (21). На размер изображения влияют аберрации оптической системы, неоднородность материала оптических деталей по показателю преломления, свильность, двойное лучепреломление, погрешности формы и располо-жения поверхностей оптических деталей. В результате реальная разре-шающая способность может быть хуже, чем вычисленная по формулам (24), (25).

Описание установки

Установка (рис.26) состоит из зрительной трубы 1 с фокусными расстояниями объектива об.з.т.= 1200[мм] и окуляра ок.= 16[мм] и колли-матора 2 с фокусным расстоянием объектива к = 1200[мм].

Рис.26. Оптическая схема установки

В фокальной плоскости объектива коллиматора установлена штриховая мира - стеклянная пластинка с нанесенной на неё таблицей (рис.27), которую составляют 25 элементов в виде квадратиков. Каждый элемент содержит четыре группы  параллельных светлых полос, разделенных тем-ными промежутками и расположенных под углами 90 и 45. Ширина тем-

ных промежутков убывает от элемента 1 к элементу 25 по закону геометри-

Рис.27. Штриховая мира

ческой прогрессии со знаменателем: .

В зависимости от фокусного расстояния  объектива коллиматора каждому элементу миры соответствует определенный угол разрешения , указанный в прилагаемой к описанию таблице. Угол разрешения  элемен-та миры, т.е. угловое расстояние между серединами соседних полос этого элемента:

, (26)

где а - ширина светлой полосы, [мм]. В данной лабораторной уста-новке используют миру №3.

Содержание работы

  1.  Определить точность, обеспечиваемую лабораторной установкой.
  2.  Вычислить и измерить разрешающую способность призм.

Методические указания и порядок выполнения работы

  1.  Измерить диаметр окружности, вписанной во входную грань, т.е. световой диаметр D призмы, и рассчитать теоретический угол  разреше-ния: .
  2.  Измерить световые диаметры D объектива коллиматора и зритель-ной трубы. Определить их дифракционную разрешающую способность:

.

  1.  Определить видимое увеличение зрительной трубы Гт и окуляра Гок :

.

  1.  Определить разрешающую способность зрительной трубы, огра-ниченную разрешающей способностью глаза , где - идеальный угол разрешения глаза, равный 60. Проверить, обеспечивает ли объектив зрительной трубы необходимую разрешающую способность, сравнив д и зт.

5.Определить практические предельные углы разрешения призм (призм.практ.), для чего:

- ввести в ход параллельных лучей испытуемую призму, установив её на столик между коллиматором и зрительной трубой;

- из двух изображений миры в фокальной плоскости окуляра выбрать то, которое получается при прохождении светового пучка через призму Дове;

- добиться четкого изображения миры фокусировкой окуляра зри-тельной трубы;

- определить номер последнего элемента миры, штрихи которого разрешаются во всех четырех направлениях;

- по прилагаемой таблице (нормали мир) найти значение предель-ного угла разрешения  (табличное), соответствующего номеру этого элемента;

- откорректировать табличное значение для разрешения в соответ-ствии с предельным углом объектива зрительной трубы (зт.), (  призмы табличное, есть разрешающая сила оптической системы состоящей из компонентов с разной разрешающей силой: 1) зрительной трубы (зт.); 2) призмы ( призмы практическое).

- отметить качество полученного изображения миры.

6. Полученные результаты занести в таблицу 1.

Таблица 1

призмы

последнего разрешаемого элемента миры

Качество изображения миры (двоение, окрашенность и т.д.)

 призмы табличное

 призмы практичес-кое (скорректи-рованное)

 призмы  теоретичес-кое

Содержание отчета

Отчет должен содержать:

  1.  Краткую теоретическую часть.
  2.  Схему экспериментальной установки.
  3.  Основные расчетные формулы и результаты расчетов.
  4.  Таблицу экспериментальных и расчетных данных.
  5.  Сравнение теоретической и практической разрешающих способ-ностей.
  6.  Вывод, а также объяснение причины расфокусировки изображения миры, получающейся для ряда призм.

Контрольные вопросы

  1.  Что такое разрешающая способность?
  2.  Для чего в лабораторной установке для контроля разрешения призм осуществляется параллельный ход лучей?
  3.  Почему мира устанавливается в фокальной плоскости объектива коллиматора?
  4.  Почему в фокальной плоскости окуляра зрительной трубы полу-чается два изображения миры?
  5.  Какие причины вызывают расфокусировку изображения миры?

Литература

  1.  Кривовяз Л.М., Пуряев Д.Т., Знаменская М.А. Практика оптичес-кой измерительной лаборатории. - М.: Машиностроение, 1974г.
  2.  Чуриловский В.Н. Теория оптических приборов. - М.: Машино-строение, 1966г..


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54245. Что, где, когда, конкурс для школьников 49.5 KB
  У одного старика спросили сколько ему лет. Он ответил что ему 100 лет несколько месяцев и несколько дней но дней рождения у него было только 25. Чего стало больше молока в воде или воды в молоке практическая задача поровну стакана молока в воде и столько же воды в молоке Если бы завтрашний день был вчерашним то до воскресенья осталось бы столько дней сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Сколько задач сын решил правильно а сколько неправильно 13 правильно 7 неправильно 1312 710=86 составить систему...
54246. Розв’язування показникових рівнянь 714 KB
  Тема: Розвязування показникових рівнянь. Ми розглянули приклади задач із фізикибіологіїекономіки які зводяться до розвязання показникових рівнянь. Через який час після аварії кількість радіоактивних атомів цезія 137 зменшиться у 128 разів Розвязок Задача зводиться до розвязування показникового рівняння. Кобальт 60 поражає та сприяє розвитку рака печінки.
54247. Урок - путешествие в математическую сказку, 5 класс 48.5 KB
  Цель: - отработать у учащихся навыки и умения складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа при решении упражнений и задач; - с помощью практических заданий и теоретических вопросов развивать творческую и умственную активность; - развивать логическое мышление, смекалку и сообразительность в нестандартных ситуациях; - воспитывать целеустремленность, уверенность в своих силах, коллективизм и самооценку;
54249. Своеобразие индийской культуры 15.18 KB
  Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений.
54250. МАТЕМАТИЧНА СКРИНЬКА 109.5 KB
  Хто перший назве число 100? Грають двоє. Один називає будь-яке число від 1 до 9 включно. Другий додає до названого числа будь-яке ціле число від 1 до 9 включно на свій вибір і називає суму. До цієї суми перший знову додає будь-яке ціле число від 1 до 9 включно на свій вибір і називає суму, і так далі… Виграє той, хто назве число 100.
54251. Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения и их решения 2.57 MB
  Неполные квадратные уравнения и их решения. Цель: Ввести понятия квадратного уравнения неполного квадратного уравнения. Сформировать умения различать квадратные уравнения определять коэффициенты квадратного уравнения и по ним определять вид квадратного уравнения.
54252. Математика – це цікаво! Математика – це потрібно! 59 KB
  Математика це цікаво Математика це потрібно Важко обійтися сьогодні без математики Усім і дрослим і дітям потрібна її допомога у повсякденному житті. Колись в Америці було обіцяно велику премію тому хто напише книжку під назвою Як людина жила без математикиâ. За більше ніж 30 років викладання математики в школі я переконалася що одним із шляхів удосконалення навчання учнів такому складному предмету є нетрадиційність у його репрезентації школярам.
54253. Властивості степеня з цілим показником 795 KB
  Властивості степеня з цілим показником. Сформувати прикладну необхідність вивчення властивостей степеня з натуральним показником. Які операції ви вмієте виконувати над числами Прочитати число; записати; порівняти; додати; відняти; помножити; поділити; піднести до степеня. Які саме вирази ми зараз вивчаємо Вирази зі степенями То які операції нам потрібно вміти виконувати над виразами зі степенями Прочитати вирази зі степенями; записати; порівняти; додати; відняти; помножити; поділити; піднести до степеня.