42270

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПРИЗМ

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

По критерию Релея раздельное наблюдение изображения 1 и 2 двух близко расположенных точечных объектов возможно когда расстояние x между ними равно радиусу центрального дифракционного кружка т. В этом случае контраст элементов результирующего изображения который вычисляется по формуле .26 показан объектив в фокальной плоскости которого построены дифракционные изображения 1 и 2 с расстоянием x между ними. Использование критерия Релея приводит к контрасту результирующего изображения К=026.

Русский

2013-10-28

601 KB

38 чел.

- 46 -

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПРИЗМ

Цель работы - расчет и практическое измерение предельного разре-шения набора призм Дове.

Качество оптических систем и призм, входящих в состав этих сис-тем, можно характеризовать разрешающей способностью.

  1.  

Рис.25. Разрешающая способность безаберрационной

оптической системы

Для оптических систем, работающих совместно с глазом, в частно-сти для зрительных труб, под разрешающей способностью понимают наименьший угол, под которым видны раздельно две бесконечно удаленные точки.

Пусть предметом для безаберрационной оптической системы с круг-лым входным зрачком является бесконечно удаленный точечный объект. Изображение этого объекта будет дифракционным пятном рассеяния, состо-ящим из центрального кружка и ряда колец, в которых освещенность падает до нуля.

Размер дифракционного пятна рассеяния принято характеризовать радиусом r  центрального кружка (кружка Эри), в котором сосредоточена большая часть энергии. Этот радиус составляет величину

(21)

где f - фокусное расстояние объектива зрительной трубы, D – свето-вой диаметр объектива.

Наложение дифракционных изображений двух бесконечно уда-ленных точечных источников иллюстрируется на рис.25. Результирующее распределение освещенностей, показанное пунктиром, образуется путем суммирования ординат распределений 1 и 2. По критерию Релея раздельное наблюдение изображения 1 и 2 двух близко расположенных точечных объектов возможно, когда расстояние x между ними равно радиусу центрального дифракционного кружка, т.е. x = r. В этом случае контраст элементов результирующего изображения, который вычисляется по формуле .составляет величину К=0,26.

Теперь определим угол Д, характеризующий разрешающую способ-ность в случае наблюдения бесконечно удаленных точечных объектов. На рис.26 показан объектив, в фокальной плоскости которого построены дифракционные изображения 1 и 2 с расстоянием x между ними. Угол определится как,

(22)

Полагая x = r и подставив в (22) значение r из (21), получим,

(23)

Подставив в (23) =0,00055[мм], получим  или 

(24)

где D[мм].

Использование критерия Релея приводит к контрасту результирую-щего изображения К=0,26. Однако глаз способен различать два незави-симых изображения точек при К=0,03...0,05 (т.е. при несколько меньшем провале в результирующем распределении освещенности, чем показано на рис.25). Для этого значения контраста расстояние между изображениями точек x=0,86r и, соответственно,

(25)

Угловое разрешение, полученное по формуле (25), можно считать теоретическим пределом.

Разрешающую способность приборов, используемых для наблюде-ния удаленных объектов (зрительные трубы, телескопы, специальные наблюдательные приборы), характеризуют угловой величиной .

Где - предельный угол разрешения глаза, Г - видимое увеличение прибора.

Применительно к задаче контроля разрешающей способности опти-ческой системы изображение, построенное этой оптической системой должно наблюдаться глазом с достаточным увеличением (через микроскоп или окуляр). В этом случае выполняется условие Д и на результаты на-блюдений не влияет ограниченная разрешающая способность глаза.

Размер изображения, построенного реальной оптической системой, может сильно отличаться от дифракционного, определенного по формуле (21). На размер изображения влияют аберрации оптической системы, неоднородность материала оптических деталей по показателю преломления, свильность, двойное лучепреломление, погрешности формы и располо-жения поверхностей оптических деталей. В результате реальная разре-шающая способность может быть хуже, чем вычисленная по формулам (24), (25).

Описание установки

Установка (рис.26) состоит из зрительной трубы 1 с фокусными расстояниями объектива об.з.т.= 1200[мм] и окуляра ок.= 16[мм] и колли-матора 2 с фокусным расстоянием объектива к = 1200[мм].

Рис.26. Оптическая схема установки

В фокальной плоскости объектива коллиматора установлена штриховая мира - стеклянная пластинка с нанесенной на неё таблицей (рис.27), которую составляют 25 элементов в виде квадратиков. Каждый элемент содержит четыре группы  параллельных светлых полос, разделенных тем-ными промежутками и расположенных под углами 90 и 45. Ширина тем-

ных промежутков убывает от элемента 1 к элементу 25 по закону геометри-

Рис.27. Штриховая мира

ческой прогрессии со знаменателем: .

В зависимости от фокусного расстояния  объектива коллиматора каждому элементу миры соответствует определенный угол разрешения , указанный в прилагаемой к описанию таблице. Угол разрешения  элемен-та миры, т.е. угловое расстояние между серединами соседних полос этого элемента:

, (26)

где а - ширина светлой полосы, [мм]. В данной лабораторной уста-новке используют миру №3.

Содержание работы

  1.  Определить точность, обеспечиваемую лабораторной установкой.
  2.  Вычислить и измерить разрешающую способность призм.

Методические указания и порядок выполнения работы

  1.  Измерить диаметр окружности, вписанной во входную грань, т.е. световой диаметр D призмы, и рассчитать теоретический угол  разреше-ния: .
  2.  Измерить световые диаметры D объектива коллиматора и зритель-ной трубы. Определить их дифракционную разрешающую способность:

.

  1.  Определить видимое увеличение зрительной трубы Гт и окуляра Гок :

.

  1.  Определить разрешающую способность зрительной трубы, огра-ниченную разрешающей способностью глаза , где - идеальный угол разрешения глаза, равный 60. Проверить, обеспечивает ли объектив зрительной трубы необходимую разрешающую способность, сравнив д и зт.

5.Определить практические предельные углы разрешения призм (призм.практ.), для чего:

- ввести в ход параллельных лучей испытуемую призму, установив её на столик между коллиматором и зрительной трубой;

- из двух изображений миры в фокальной плоскости окуляра выбрать то, которое получается при прохождении светового пучка через призму Дове;

- добиться четкого изображения миры фокусировкой окуляра зри-тельной трубы;

- определить номер последнего элемента миры, штрихи которого разрешаются во всех четырех направлениях;

- по прилагаемой таблице (нормали мир) найти значение предель-ного угла разрешения  (табличное), соответствующего номеру этого элемента;

- откорректировать табличное значение для разрешения в соответ-ствии с предельным углом объектива зрительной трубы (зт.), (  призмы табличное, есть разрешающая сила оптической системы состоящей из компонентов с разной разрешающей силой: 1) зрительной трубы (зт.); 2) призмы ( призмы практическое).

- отметить качество полученного изображения миры.

6. Полученные результаты занести в таблицу 1.

Таблица 1

призмы

последнего разрешаемого элемента миры

Качество изображения миры (двоение, окрашенность и т.д.)

 призмы табличное

 призмы практичес-кое (скорректи-рованное)

 призмы  теоретичес-кое

Содержание отчета

Отчет должен содержать:

  1.  Краткую теоретическую часть.
  2.  Схему экспериментальной установки.
  3.  Основные расчетные формулы и результаты расчетов.
  4.  Таблицу экспериментальных и расчетных данных.
  5.  Сравнение теоретической и практической разрешающих способ-ностей.
  6.  Вывод, а также объяснение причины расфокусировки изображения миры, получающейся для ряда призм.

Контрольные вопросы

  1.  Что такое разрешающая способность?
  2.  Для чего в лабораторной установке для контроля разрешения призм осуществляется параллельный ход лучей?
  3.  Почему мира устанавливается в фокальной плоскости объектива коллиматора?
  4.  Почему в фокальной плоскости окуляра зрительной трубы полу-чается два изображения миры?
  5.  Какие причины вызывают расфокусировку изображения миры?

Литература

  1.  Кривовяз Л.М., Пуряев Д.Т., Знаменская М.А. Практика оптичес-кой измерительной лаборатории. - М.: Машиностроение, 1974г.
  2.  Чуриловский В.Н. Теория оптических приборов. - М.: Машино-строение, 1966г..


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53257. Грунти і земельні ресурси України 216 KB
  Умови ґрунтоутворення основні генетичні типи ґрунтів закономірності їх поширення. Карта ґрунтів України. Аналіз закономірностей поширення ґрунтів на території України. МЕТА: Сформувати в учнів загальну картину розміщення ґрунтів в Україні; навчити вмінню читати карту ґрунтів України схематично описувати ґрунтовий профіль визначати фізикохімічні властивості ґрунтів; пояснити учням поняття “земельні ресурси†підкреслити основні заходи щодо раціонального використання і охорони їх; виховувати в учнів почуття дбайливого господаря.
53258. Групповая форма работы на уроках химии 238.5 KB
  Чередов практические результаты обучения и воспитания учащихся свидетельствуют что низкая успеваемость многих школьников является результатом несоответствия между индивидуальным темпом усвоения знаний учащимися и тем что учитель предлагает выполнить на уроке. В решении вопроса качественного усвоения всеми учащимися класса базового содержания образования в соответствии с возможностями и склонностями каждого школьника важная роль отводится организации учебной деятельности учащихся. Рядом психологопедагогических исследований доказано что...
53259. Рекомендації щодо організації групової форми роботи під час використання проектної технології навчання 72 KB
  Головною ідеєю організації групової роботи є створення умов для активної спільної діяльності учнів у різних навчальних ситуаціях і робота в команді. Особливу увагу необхідно приділити груповим цілям успіху групи який може бути досягнутий лише в результаті самостійної роботи кожного члена групи у постійній взаємодії з іншими під час роботи над темою. Ефективність навчання в групах залежить від того наскільки кожний усвідомить важливість роботи разом та взаємодії через взаємодопомогу це може бути досягнуто шляхом впровадження пяти базових...
53260. ГРУПИ СЛІВ ЗА ЗНАЧЕННЯМ: СИНОНІМИ, АНТОНІМИ, ОМОНІМИ 120.5 KB
  Мета: поглибити знання школярів про синоніми антоніми омоніми; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати уяву активізувати пізнавальну діяльність учнів; виробляти вміння й навички використання синонімів антонімів омонімів у власному мовленні; навчити відрізняти омоніми від багатозначних слів; формувати вміння й необхідність користуватися ними; виховувати бажання вчитися. Картка №1 Виписати з прислівїв антоніми Умій батьківщину любити а ворога ненавидіти. Картка №3 Дібрати синоніми до виділених слів Відважний боєць великий будинок.
53262. Свято гумору Хочете жити на втіху, частіше «вмирайте» від сміху 86.5 KB
  Сценка Інтернетце сила Василина Кумонько а куди це ви поспішаєте Параска Як куди На базар поторгувати вирішила. А тепер і результат Василина Кумонько а чим це від вас так тхневідвертається Параска Ойта це ж мої нові духи Запах доярки†називаються. Василина Ходімо кумонько ходімо будемо дивитись кому гарбуза давати а до кого і на побачення ходити. Сценка Дві кумасі Одна модна друга не дуже у фуфайці.
53263. Свято гумору і здоров’я 50.5 KB
  Ведучий 1. Добрий день шановні учні вчителі та гості нашого свята Ведучий 2. Вітаємо Ведучий 1. Ми раді новій зустрічі і вітаємо всіх вас на святі гумору Ведучий 2.
53264. Розробка заняття гуртка по темі: Птахи прилетіли 75 KB
  Розширити знання дітей про птахів; ознайомити із сезонними явищами в їхньому житті та особливостями гніздування; вчити дітей вдумливо дбайливо уважно ставитися до оточуючого середовища замислюватись над наслідками своїх дій; Розвиваюча. розвивати уміння порівнювати птахів різних екологічних груп та рядів розпізнавати їх у природі; уміння спостерігати і використовувати набуті знання у повсякденному житті; розвивати цікавість до фауни країни; Виховна. виховувати бережливе ставлення до птахів дикої природи та тих які...
53265. Заняття гуртка математики на тему «Михайло Васильович Остроградський – видатний український математик» 244.5 KB
  Спочатку юний Остроградський вчився неохоче. Поступово Остроградський починає вчитися з величезним захопленням і невдовзі вже дивує свого вчителя успіхами. університет Остроградський рік живе у батька.