42332

Разработка концептуальной модели базы данных

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Добавьте следующие элементы в структуру данных сущности FIRMS: Имя атрибута Назначение ID Идентификатор партнера Nme Наименование партнера ddress Адрес City Город Phone Телефоны EMil Адрес электронной почты Person Контактное лицо FinDelt Финансовое сальдо ChngDelt Обменное сальдо Coeff Коэффициент скидки наценки RetDys Количество дней для возврата В структуру данных сущности BOOKS добавьте следующие элементы: Имя атрибута Назначение ID Идентификатор книги Nme Название книги uthor Авторы Publish Издательство Yer Год выпуска Pges Количество...

Русский

2013-10-29

233 KB

42 чел.

?     

  1.  Лабораторная работа №9. Разработка концептуальной модели базы данных
    1.  Цель работы

Изучить виды моделей данных. Получить навыки разработки концептуальной модели данных с помощью CASE-средства Open ModelSphere.

Время выполнения: 4 часа.

  1.  Исходные данные

Исходными данными является индивидуальное задание и результат предыдущих лабораторных работ.

  1.  Используемые приложения

Приложение "Open ModelSphere" и редактор "OpenOffice.org Pro 3.3.0" для создания отчета. .

  1.  Теоретические сведения
    1.  Создание структур данных

При разработке концептуальной модели нужно сначала создать структуры данных для сущностей, например FIRMS, BOOKS, NAKLS и PAYMENTS, указанных в индивидуальном задании.

Далее для каждой структуры данных надо определить атрибуты. Добавьте следующие элементы в структуру данных сущности FIRMS:

Имя атрибута

Назначение

ID

Идентификатор партнера

Name

Наименование партнера

Address

Адрес

City

Город

Phone

Телефон(ы)

EMail

Адрес электронной почты

Person

Контактное лицо

FinDelta

Финансовое сальдо

ChngDelta

Обменное сальдо

Coeff

Коэффициент скидки/наценки

RetDays

Количество дней для возврата


В структуру данных сущности BOOKS добавьте следующие элементы:

Имя атрибута

Назначение

ID

Идентификатор книги

Name

Название книги

Author

Автор(ы)

Publish

Издательство

Year

Год выпуска

Pages

Количество страниц

ISDN

Код ISDN

Stand

Стандарт упаковки (количество книг в пачке)

Quan

Остаток книг на складе

Price

Цена покупки книги

Opt

Цена оптовой продажи

Rozn

Цена розничной продажи

В структуру данных сущности PAYMENTS добавьте следующие элементы:

Имя атрибута

Назначение

ID

Идентификатор платежного документа

Out

Направление платежа (True - партнеру, False - от партнера)

Date

Дата платежа

Sum

Сумма платежа

В структуру данных NAKLS добавьте следующие элементы:

Имя атрибута

Назначение

ID

Идентификатор накладной

Date

Дата составления накладной

RetDate

Срок возврата нереализованных книг

Type

Тип накладной (0-покупка у поставщика, 1-продажа покупателю, 2-возврат поставщику, 3-возврат от покупателя, 4-книги получаются по обмену, 5-книги передаются по обмену, 6-покупка с предоплатой, 7-продажа с предоплатой)

Coeff

Величина скидки/наценки

Sum

Сумма накладной с учетом скидки/наценки

PayedSum

Оплаченная сумма

RetSum

Сумма возврата

MOVEBOOK

Дочерняя структура


ID    

Идентификатор

Quan

Количество экземпляров книги

Price

Цена одного экземпляра с учетом скидки/наценки

  1.  Что такое концептуальная модель данных? 

Концептуальная модель данных отображает обобщающее представление о данных, не зависимое от типа выбранной СУБД. Она описывает то, какие данные хранятся в базе данных, а также связи, существующие между ними. Фактически это полное представление требований к данным со стороны организации, у которой работают пользователи.

Концептуальная модель данных состоит из сущностей со своими атрибутами и n-арных связей. Концептуальная модель используется как средство построения и представления информационных потребностей предприятия.

  1.  Основные понятия

 Сущность : информационный объект, относящийся к деятельности предприятия

 Атрибут : характеристика сущности

 Связь : связь сущностей между собой, обычно между двумя сущностями, а в общем — между n сущностями; осуществляется через связь экземпляров одной сущности с экземплярами другой сущности

 Роль : с каждой стороны связи. Определяет смысл участия соответствующей сущности в данной связи (например, родительская сущность, дочерняя сущность)

Кардинальность связи : максимальное количество экземпляров одной сущности, связанных с одним экземпляром другой сущности

Управляемость ролью : показывает, что данная сущность является дочерней сущностью родительской сущности

Ограничения роли : механизм поддержания целостности связей

Ключ: первичный (идентификатор) или потенциальный

Зависимость (подчиненность) ключа: для первичных и суперключей

  1.  Порядок выполнения работы

Лабораторную работу следует выполнять в следующем порядке:

  1.  Создать на компьютере sqledu02 (или на локальном компьютере) рабочую папку для хранения файлов, получаемых при выполнении лабораторной работы №9. Эта папка должна располагаться в той же папке, что и папка для лабораторной работы №8, и называться "ЛР9" . Пример правильного названия рабочей папки при выполнении лабораторной работы №9: "sqledu02:\D:\Data\ЛР9".


  1.  Открыть приложение Open ModelSphere, используя команду меню операционной системы Windows Пуск ® Все программы.
  2.  На основании индивидуального задания использовать имя файла создаваемого проекта, приведенное в задании.
  3.  Определить имя разработчика проекта
  4.  Добавить в создаваемую модель данных все сущности
  5.  Добавить в создаваемую модель данных атрибуты сущностей
  6.  Добавить в создаваемую модель данных идентификаторы сущностей
  7.  Создать необходимые связи между сущностями
  8.  Изменить при необходимости кардинальности созданных связей
  9.  Сохранить созданный проект в папке "ЛР9"
  10.  Создать и сохранить в папке "ЛР9" файл с отчетом о выполнении лабораторной работы, который должен называться "Отчет9-xx.odt", где xx — это номер варианта задания.

  1.  Варианты заданий

Вариант задания (Таблица 1) выбирается по формуле (N mod 24)+1, где N – последние две цифры зачетной книжки студента.

Таблица : Варианты заданий к лабораторной работе №9

№ варианта

Имя пользователя

Имя файла проекта

1

TEAM001

SALARY.sms

2

TEAM002

STUFF.sms

3

TEAM003

STUFFPLUS.sms

4

TEAM004

TELEPHONE.sms

5

TEAM005

TOOLS.sms

6

TEAM006

EXAMIN.sms

7

TEAM007

LIBRARY.sms

8

TEAM008

AVIA.sms

9

TEAM009

SHOP.sms

10

TEAM010

HCOMMAND.sms

11

TEAM011

STUDENT.sms

12

TEAM012

SERVIS.sms

13

TEAM013

REGION.sms

14

TEAM014

OPTSHOP.sms

15

TEAM015

OPTLEKI.sms

16

TEAM016

SPORTSMEN.sms

17

TEAM017

DANCING.sms


18

TEAM018

BIRTHDOM.sms

19

TEAM019

TENNIS.sms

20

TEAM020

CURSES.sms

21

TEAM021

TEACHER.sms

22

TEAM022

HOSPITAL.sms

23

TEAM023

SOLDAT.sms

24

TEAM024

YUSHOP.sms

  1.  Ход работы 

Для создания концептуальной модели данных с помощью приложения "Open ModelSphere" необходимо выполнить следующие действия:

  1.  После загрузки ModelSphere выполните команду меню Файл ® Создать проект, чтобы создать новый проект. Будет создан новый проект и в окне "Навигатор" появится иерархическое дерево нового проекта (Рис. 1).

  1.  В окне "Навигатор" выделите узел с названием "проект" и перейдите в окно "Редактор свойств", в котором свойству "Имя" присвойте название создаваемого проекта, например "BOOKMAN". Сохраните созданный проект под именем BOOKMAN.sms в папке "sqledu02:\D:\Data\ЛР9".
  2.  Для создания концептуальной модели выполните команду главного меню Правка ® Добавить ® Модель данных ® Концептуальная.
  3.  В окне "Explorer" появится узел с именем "Концептуальная модель данных", а справа от окна "Навигатор" будет создана пустая концептуальная диаграмма.
  4.  Прежде чем приступать к проектированию концептуальной модели, необходимо определить имя разработчика проекта. Чтобы сделать это, следует в окне "Навигатор" выделить узел Пользователи, щелкнуть по нему правой кнопкой мыши и выполнить команду контекстного меню Добавить ® Пользователь. В узле Пользователи будет создан дочерний узел с именем "Пользователь", которое надо заменить на имя, например, TEAM009. Для этого имени необходимо также ввести физическое имя пользователя, владельца будущей БД. Это необходимо сделать в окне "Редактор свойств" (см. Рис. 2).


  1.  

Далее необходимо создать все сущности в создаваемой концептуальной модели данных. Чтобы создать сущность выберите пиктограмму "Создание Сущности"  на панели "Инструменты создания" и затем щелкните в нужном месте окна диаграммы. При создании сущности, Open ModelSphere автоматически присваивает ей имя Сущность.

  1.  Измените предлагаемое имя и нажмите клавишу [Enter].
  2.  Создайте сущности в соответствии с рисунком 3 и вариантом задания.


  1.  Вы можете изменить имя сущности и ввести дополнительную информацию о сущности в окне свойств сущности. Щелкните правой кнопкой по сущности и из всплывающего меню выберите команду Свойства. Откроется окно редактирования свойств сущности (см. Рис. 4). В качестве физического имени (Физическое имя) используйте имя сущности.
  2.  В этом окне необходимо в столбце "Значение" для свойства "Пользователь" щелкнуть два раза мышкой и после выделения имени разработчика в окне "Выбрать новое значение" щелкнуть мышкой по кнопке [Выбрать] (см. Рис. 5).
  3.  После этого на диаграмме, показанной на Рис. 3, перед первоначальными именами таблиц появится имя разработчика — TEAM009.NAKLS и т.п.

  1.  

Каждая сущность должна иметь по крайней мере один атрибут. Приложение Open ModelSphere имеет функцию редактирования, которая позволяет добавлять атрибуты непосредственно в графическое представление сущности. При создании атрибута, Open ModelSphere автоматически присваивает атрибуту имя  Атрибут. Щелкните правой кнопкой по сущности, либо в окне "Навигатор", либо в окне диаграммы (по названию сущности), и выберите из всплывающего меню команду Добавить ® Столбец.


  1.  Дважды щелкните по имени атрибута и измените его, а затем нажмите клавишу Enter.
  2.  Добавьте другие атрибуты аналогичным способом. После этого диаграмма должна иметь вид, показанный на рисунке 6.

  1.  Создайте идентификаторы (первичные ключи) для каждой сущности. Выберите пиктограмму Создание ключа  на панели инструментов Open ModelSphere.
  2.  Определите атрибут, который вы желаете сделать ключом и щелкните по нему. Атрибут будет подчеркнут, это означает, что он является первичным ключом (идентификатором сущности).  Добавьте первичные ключи на диаграмму, как показано на рисунке 7.
  3.  Создайте связи между сущностями. Сначала щелкните кнопкой мыши по стрелке, расположенной рядом с пиктограммой создания связи. Выберите  форму отображения связи с прямым углом.
  4.  Щелкните где-нибудь внутри сущности, из которой выходит связь (внутри родительской сущности), затем внутри связываемой с ней сущностью (внутри дочерней сущности).


  1.  Добавьте связи, как показано на рисунке 8.


  1.  При создании связи устанавливаются кардинальности по умолчанию: показатель кардинальности равен 0,N для родительской сущности, от которой начинается связь, и 1,1 — для дочерней сущности, на которой эта связь заканчивается. Такая связь называется связью главная-подчиненная.
  2.  Поэтому, как видно из рис. 8, на построенной диаграмме будут неверно определены степени участия сущностей для связей "Содержит" (между сущностями NAKLS и MOVEBOOK) и "Содержится в" (между сущностями MOVEBOOK и BOOKS). Минимальные значения степени участия сущностей MOVEBOOK и BOOKS в указанных связях не могут быть равны нулю, так как участие указанных сущностей в соответствующих связях является полным - любая накладная должна содержать хотя бы одну строку, а в этой строке обязательно должно быть указано название перемещаемой книги. Поэтому надписи (0,N) над соответствующими связями следует заменить на надписи (1,N), что и сделано на рис. 8.
  3.  Для внесения указанных изменений поместите курсор на метке роли связи (на значении кардинальности связи) и щелкните правой кнопкой мыши.
  4.  Из всплывающего меню выберите команду Кардинальность, а затем желаемый показатель кардинальности.
  5.  Вы можете также изменить показатель кардинальности связи из панели "Редактор свойств". Щелкните левой кнопкой по метке роли и измените строку кардинальности.

  1.   Если дочерняя сущность является слабой сущностью, то ее кардинальность должна быть подчеркнутой (такая связь называется идентифицирующей). Чтобы определить такую связь надо щелкнуть по пиктограмме Создание ключа  на панели инструментов Open ModelSphere, а затем на показателе кардинальности 1,1 слабой сущности.
  2.  В связи с этим необходимо отобразить на диаграмме тот факт, что сущность MOVEBOOK зависит от сущности NAKLS. Для этого надо щелкнуть по пиктограмме Создание ключа, а затем на показателе кардинальности 1,1 слабой сущности MOVEBOOK.


После этого окончательный вид концептуальной модели примет вид, изображенный на рис. 10.

  1.  

  1.  Отчет о выполнении работы

Отчет о выполнении лабораторной работы №9 необходимо оформить на листах формата A4. Для создания отчета следует использовать шаблон отчета для соответствующей лабораторной работы, который необходимо открыть с помощью приложения OpenOffice.

Отчет состоит из титульного листа, указания цели работы, описания процесса выполнения работы и выводов. Отчет должен содержать результаты работы, представляемые в следующей последовательности:

  1.  Цель работы.
  2.  Краткое описание предметной области в соответствии с вариантом.


  1.  Перечисление всех использованных при выполнении лабораторной работы команд главного меню приложения "Open ModelSphere" с краткими пояснениями выполняемых действий.
  2.  Перечень файлов, полученных при выполнении лабораторной работы с указанием их имен, места расположения, даты изменения и размеров.
  3.  Письменные ответы на контрольные вопросы.
  4.  Выводы.

  1.  Контрольные вопросы
  2.  Поясните значение термина Атрибут концептуальной модели данных.  
  3.  Какие действия необходимо выполнить для создания концептуальной модели данных?  
  4.  Из каких этапов состоит создание концептуальной диаграммы с помощью приложения Open ModelSphere?
  5.  Как изображается на концептуальной диаграмме связь типа "один ко многим"?
  6.  Поясните значение термина Связь концептуальной модели данных.
  7.  Как изменить кардинальность связи вручную с помощью приложения Open ModelSphere?
  8.  Как в приложении Open ModelSphere можно идентифицировать "слабую" сущность?
  9.  Как назначить идентификаторы сущностей с помощью Open ModelSphere?  
  10.  Поясните значение термина Идентификатор сущности концептуальной модели данных.  
  11.  Можно ли определить внешние ключи на концептуальной диаграмме?
  12.  Поясните значение термина Сущность концептуальной модели данных.
  13.  Поясните значение термина Кардинальность концептуальной модели данных.
  14.  Как на концептуальной модели данных изображаются идентификаторы сущностей?
  15.  Как однозначно отличить один экземпляр сущности от другого?
  16.  Чему равна кардинальность связи "главная-подчиненная"?
  17.  Назовите основные элементы концептуальной модели данных.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54439. Лексикологія. Багатозначність слів, вживання їх у прямому та переносному значеннях, синоніми і антоніми 44.5 KB
  Сухомлинський Мова жива сходинка людського духу Панас Мирний Мова коштовній скарб народу І. Франко Мова життя духовного основа М. Рильский Мова генофонд культури О.Завжди йдуть у парі мова й думка.
54440. Голос рідної природи серцем слухати навчись 84.5 KB
  Полтави Голос рідної природи серцем слухати навчись Мова найбільший скарб який є у кожного народу. Навчальний процес в початковій школі ми намагаємося організувати так щоб перші кроки до науки маленькі школярі робили на уроках мислення серед природи гортаючи сторінку за сторінкою Книгу рідної землі. Дитина від своєї природи писав Сухомлинський допитливий дослідник відкривач світу. Один із перших кроків наближення дітей до природи розуміння її це спостереження що проводиться безпосередньо в довкіллі.
54441. ЦІКАВИНКИ РІДНОЇ МОВИ 53 KB
  Закріплювати знання учнів формувати вміння думатислухати. Ви підросли порозумнішали навчилися застосовувати практично наявні знання. Вітаю тих хто не отримав перемогу але показав міцні знання стійкий бійцівський характер.
54442. ЦВІТИ І СМІЙСЯ, РІДНЕ СЛОВО! У СЕРЦІ ЩИРОМУ ЗВУЧИ! 66 KB
  Нам стежку в світ дано топтати Поки в нас рідна мова є Учениця І як гуртом не поодинці Почнемо в світ її нести То й доти будем українці Поміж народів сміло йти Учень А знехтуємо рідне слово Земля цього нам не простить То ж сяй над світом рідна мово Тобі в віках судилось жить Учениця Цвіти і смійся рідне слово У серці щирому звучи Моя чарівна рідна мово Лети над світом не мовчи Звучить музика Ведучий. Ведучий. Ведучий. Ведучий.
54443. Соловїна, барвінкова, українська рідна мова 205 KB
  Мета: навчальна поглибити знання учнів про рідну мову її символи традиції впроваджувати елементи естетичного виховання культури спілкування; розвивальна розвивати українське мовлення культуру поведінки; виховна виховувати любов і повагу до своєї Батьківщини України її символів традицій обрядів почуття глибокої поваги до предків своїх рідних і близьких творчу самостійність і відповідальність уміння самоорганізовуватись вміння...
54444. Мово моя рідна, не мовчи! 522.5 KB
  А вчителька мовила що якби ваші словасуржики перетворились і справді на страшні дерева та ще на страшніших звірів я б побачила які ви герої Іванко. Багато віків люди засмічували рідну мову то модним словечком яке нічого спільного з рідною мовою не мало то вживали надмірно російські слова на український лад бо свого ліньки було підшукати а рідним словом нехтували цуралися його. Це не просто деревця це ті слова які ви щоденно говорите. А ви щодня сієте словазернятка і не задумуєтеся на тим що з того виросте.
54445. О рідна мовонько, о мово! В тобі від Бога кожне слово 115.5 KB
  Вчити учнів застосовувати набуті знання на практиці; Розвивати командний дух швидкість реакції прагнення перемоги вміння працювати в команді толерантне ставлення до думок інших Виховувати любов до рідної мови гордість за свою Батьківщину прагнення до самовдосконалення ХІД ЗАХОДУ Слово учителя Моя прекрасна українська мово Найкраща пісня в...
54446. Мова, наша мова ― пісня стоголоса! 1.51 MB
  Приспів: Калинова соловїна Вишиванками рясна Наша рідна Україна Розцвіте немов весна У нас на всіх одна надія Одна і радість і біда Ми землю мудрістю засієм Розквітне мова золота. Ви самі побачите яка чудова наша українська мова Багато тисяч літ тому жила в Україні прекрасна дівчина. А називалася ця красуня УКРАЇНСЬКА МОВА.
54447. Розквітай же, рідна українська мово! 183 KB
  А мова українська мов причастя Теплом своїм торкається грудей. ВЕДУЧА Мова це той інструмент який єднає націю народ в єдине ціле. ВЕДУЧИЙ Найбільше і найдорожче добро в кожного народу це його мова ота багата скарбниця в яку народ складає і своє давнє життя і свої сподіванки розум досвід почування писав Панас Мирний. Кожна мова неповторна.