42346

ИЗУЧЕНИЕ ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ МЕТОДОМ НЕКОНТАКТНОЙ ТЕРМОМЕТРИИ

Лабораторная работа

Физика

Цель работы: изучение теплового излучения и ознакомление с методами оптической пирометрии на примере определения температурной зависимости коэффициента поглощения нечёрного тела. Все тела температура которых отлична от абсолютного нуля непрерывно излучают лучистую энергию. Этот процесс сопровождается уменьшением внутренней энергии тела вследствие чего тело остывает. Одновременно с излучением энергии происходит поглощение лучистой энергии падающей на поверхность тела.

Русский

2013-10-29

221.5 KB

7 чел.

Лабораторная работа 8.1.

ИЗУЧЕНИЕ ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ МЕТОДОМ

НЕКОНТАКТНОЙ ТЕРМОМЕТРИИ

Библиографический список

  1.  Савельев И. В. Курс общей физики. – М.: Наука, 1989, т. 3.
  2.  Детлаф А. А., Яворский Б. М. Курс физики. – М.: Высшая школа, 1989.
  3.  Сивухин Д. В. Общий курс физики. Оптика. – М.: Наука, 1985.
  4.  Шпольский Э. В. Атомная физика. – М.: Физматгиз, 1974, т. 1.

Цель работы: изучение теплового излучения и ознакомление с методами оптической пирометрии на примере определения температурной зависимости коэффициента поглощения нечёрного тела.

Приборы и принадлежности: пирометр, вольфрамовая лампа, ЛАТР, ваттметр.

Описание метода и экспериментальной установки

Электромагнитное излучение, причиной которого является возбуждение атомов и молекул вещества вследствие его нагревания, называется тепловым или температурным излучением. Температурное излучение является универсальным свойством тел. Все тела, температура которых отлична от абсолютного нуля, непрерывно излучают лучистую энергию. Этот процесс сопровождается уменьшением внутренней энергии тела, вследствие чего тело остывает. Одновременно с излучением энергии происходит поглощение лучистой энергии, падающей на поверхность тела. Последний процесс приводит к увеличению внутренней энергии тела. Все окружающие нас тела находятся в лучистом теплообмене. Если один из процессов преобладает (излучение или поглощение), то температура тела изменяется. Если же оба процесса эквивалентны, то температура тела остается постоянной.

Состояние системы называется равновесным, если распределение энергии между телами и излучением остается неизменным во времени. Равновесность является основным условием теплового излучения.

Энергетической светимостью  тела называется энергия, излучаемая с единицы площади поверхности излучающего тела в единицу времени во всем диапазоне частот. Излучательной способностью тела , или спектральной плотностью энергетической светимости, называется отношение энергетической светимости в интервале частот от  до  к ширине этого интервала .

       (1)

Поглощательной способностью тела или коэффициентом поглощения  называется отношение энергии, поглощаемой единицей площади поверхности тела в единицу времени в интервале частот от  до , к энергии, падающей на эту площадку в единицу времени в том же частотном интервале:

      (2)

,  и  зависят от температуры, а  и  - и от частоты излучения.

Тела, для которых , называются абсолютно чёрными.

Все реальные тела в зависимости от их излучательной и поглощательной способности можно разбить на две группы: селективные и серые. Селективными называются такие тела, у которых излучательная и поглощательная способность заметно изменяется с изменением длины волны излучения. Вообще говоря, излучение всех тел, существующих в природе, в той или иной степени является селективным. Степень селективности определяется отличием спектрального распределения излучательной способности тела от этого же распределения для абсолютно чёрного тела.

Спектр теплового излучения тел непрерывен и имеет ярко выраженный максимум, положение которого зависит от температуры. Спектральная зависимость, показанная на рис. 1, была получена экспериментально, затем (сначала эмпирически) была описана Планком:

.     (3)

В этой формуле впервые в истории физики была заложена идея квантов света, несущих энергию .

Излучательная способность серого тела  подобна кривой для абсолютно чёрного тела (кривая 2 рис. 1). Основная особенность серых тел – независимость их коэффициента поглощения от частоты, т.е. коэффициент поглощения серого тела зависит только от температуры . Излучательную и поглощательную способность серых тел связывает с излучательной способностью абсолютно чёрного тела закон Кирхгофа:

.        (4)

Законы Планка и Кирхгофа являются важнейшими для теплового излучения, законы Стефана-Больцмана и Вина – их следствия. В частности, по закону Стефана-Больцмана для серого тела интегральная излучательная способность

,    (5)

где  - коэффициент поглощения; ; Т – температура, К.

В данной работе в качестве источника теплового излучения используется ленточная вольфрамовая лампа СИ8-300I. Вольфрам не является идеальным серым телом, так как его поглощательная способность зависит от частоты. Поэтому при выполнении работы обязательно пользоваться светофильтром, в данном случае красным, максимум пропускания которого приходится на 6500.

Нагревание вольфрамовой ленты в лампе производится электрическим током от сети через понижающий трансформатор. Подводимая мощность, которая необходима для нагревания ленты до температуры  от комнатной температуры :

.    (6)

Здесь первое слагаемое – это интегральная излучательная способность, т.е. энергия, излучаемая в единицу времени с единицы площади, или мощность, излучаемая с единицы площади при температуре , второе слагаемое – то же при комнатной температуре ; S – площадь излучающей поверхности вольфрамовой ленты.

Мощность N определяется ваттметром, включенным в цепь питания лампы (рис. 2).

Коэффициент поглощения из закона Кирхгофа (4):

.       (7)

Температура вольфрамовой ленты измеряется пирометром «Проминь», принцип работы которого основан на сравнении яркости излучения исследуемого тела с яркостью нити пирометра, которая отградуирована по температуре. Равенство яркостей определяется на глаз. Оптическая система пирометра совмещает в одной плоскости нить пирометра и изображение вольфрамовой ленты (вертикально). Если в месте их пересечения горизонтальная полоса не видна на фоне вертикальной, то температура исследуемого тела равна температуре нити пирометра, которая указана на шкале прибора. Но это не истинная температура, а яркостная. Яркостная температура – это температура такого абсолютно чёрного тела, яркость которого такая же, как у серого тела. Яркостная температура всегда ниже истинной (энергетической) температуры тела. Связь их устанавливается формулой Планка.

Оптико-электрическая схема установки представлена
на рис. 2.

На этом рисунке 1– ленточная вольфрамовая лампа, ее лента накала – 2 – объект исследования ; 3 – оптический пирометр, состоящий из объектива – 4, с помощью которого производится фокусировка ленты накала в плоскости нити пирометра – 5; окуляр пирометра 6 – фокусирует изображение нити пирометра. В цепи накала пирометрической лампы включен потенциометр, отградуированный по температуре. На приборе три шкалы температур: 1) 800 – 1400 С, 2) 1400 – 2000 С, 3) 2000 – 2800 С. Переключатель на верхней части кожуха пирометра.

Диапазон изменения температуры в данной работе от 900 до 1800 С, т.е. по первой и второй шкале температур.

Порядок выполнения работы

1. Включить питание пирометра и ленточной лампы тумблера на верхней крышке ЛАТРа, при этом ручка ЛАТРа должна быть в крайнем положении против часовой стрелки.

2. Установить переключатель температурных шкал на шкалу 1 и по ней температуру 900 С на нити пирометра, вращая ручку пирометра справа на его кожухе.

3. Добиться четкого изображения нити настройкой окуляра.

4. Поставить красный светофильтр лимбом на окуляре пирометра.

5. Вращая ручку ЛАТРа, добиться, чтобы яркость вольфрамовой лампы сравнялась бы с яркостью нити пирометра, т.е., чтобы в месте скрещивания нить пирометра не была видна на фоне изображения ленты.

6. Записать показание ваттметра, определяющее излучательную способность вольфрама при данной температуре.

7. Поставить на пирометре температуру 1000 С, на 100 С большую предыдущей.

8. Повторить указанное в п. 5, 6.

9. Повторить указанное в п. 7, 8 до температуры 1800 С через каждые 100 С, перейдя после 1400 С на вторую температурную шкалу.

10. Перевести все значения яркостных температур в энергетические (по графику) и выразить их в градусах Кельвина.

11. Рассчитать для каждой температуры  по формуле (7).

12. Рассчитать относительную ошибку измерения

  %       (6)

и , где  и  определяются как половина цены деления соответствующего прибора.

13. Определить ширину доверительного интервала (абсолютную ошибку) для  при каждой температуре.

14. Построить график , отразив на нем доверительный интервал для каждого .

Таблица 1

,       .

N, Вт

, К

1.

900

2.

1000

3.

1100

4.

1200

5.

1300

6.

1400

7.

1500

8.

1600

9.

1700

10.

1800

PAGE  9


EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  

Рис. 1. Спектральная зависимость излучательной способности:

 1 – абсолютно чёрного тела;

 2 – серого тела при той же температуре.

Рис. 2. Оптико-электрическая схема установки


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29582. Массовое сознание 12.93 KB
  На общественное мнение влияют мнения людей признаваемых обществом авторитетными и компетентными личный опыт людей В формировании общественного мнения выделяются: субъект воздействия – элитные группы стремящиеся к достижению или удержанию власти заказчики и исполнители государство аналитики журналисты и т.; объект воздействия – массовое сознание изменение которого является целью субъекта; инструмент воздействия – СМИ как массмедиа так и институты социализации культура и т. Формы и способы влияния общественного мнения на личность...
29583. Массовое сознание: Субъективистский и объективистский подходы 14.37 KB
  Массовое сознание включает в себя понятие массы: МассаОртега и Гаса это суждение некомпетентных низкое качество современной цивилизации; Масса Юнгер механизное общество в котором человек является придатком машины; Масса Зиммель Вебер Манхейм – это бюрократическое общество которое отличается широко расчленненой организацией в которой принятие решений допускается на высших этапах иерархии; МассаЛенин – совокупность трудящихся наименее организованных и просвещенных. МассаШарков это шаблонное Например когда в деревнях все...
29584. Стратегия и тактика планирования рекламной кампании 16.33 KB
  Стратегия и тактика планирования рекламной кампании. Планирование рекламной кампании это процесс в котором принимают участие все структурные подразделения рекламного агентства и маркетинговый отдел рекламодателя. Результат этого процесса составление плана рекламной кампании на определенный период. Главная задача планирования рекламной кампании определить как будет доноситься рекламное послание до потребителя: в какой форме с помощью каких средств массовой информации и в рамках какого бюджета.
29585. Основные понятия в медиапланировании (рейтинг, доля, HUT, PUT, PUR). Их расчет и соотношение в планировании рекламных кампаний 33.55 KB
  Home Using TV одним из базовых показателей в медиапланировании является число людей или домохозяйств в которых смотрят телевизор. Этот показатель описывает количество людей или домохозяйств использующих ТВ на определенный момент времени Иными словами это процент индивидуумов или домохозяйств использующих телевизор в данное время дня. Показатель HUT не включает людей смотрящих телевизор вне дома например в магазинах аэропортах отелях и т. То есть рекламное сообщение смогут увидеть те люди которые по крайней мере в данный момент...
29586. Медиавес рекламной кампании и его измерение (охват, частота, количество предъявлений) 46.5 KB
  Охват — это количество разных индивидуумов, которые были затронуты графиком прохождения рекламной кампании за данный период времени, или, другими словами, увидели нашу рекламную кампанию, наше рекламное объявление хотя бы один раз, обычно представляется в процентном формате.
29587. Принципы отбора медианосителей и оценка их эффективности 13.6 KB
  Рейтинг телевизионного времени доля в тех телезрителей которые смотрели конкретный канал в определенное время от потенциального числа телезрителей. Максимально высокий рейтинг имеет пиковое телевизионное время праймтайм. Сумма всех рейтингов целевой рейтинг показатель чистого полезного охвата умноженный на частоту контакта. Стоимость одного общерейтингового пункта мера определяющая эффективность конкретной программы.
29588. Эффективность рекламных кампаний и лояльность потребителей. Экономические и коммуникативные показатели эффективности 16.05 KB
  Наиболее популярный способ выявления эффективности рекламы методика облегчения вспоминания используемая для того чтобы определить в какой мере человек способен вспомнить ее содержание. Но даже если человек и хорошо запомнил содержание рекламы это вовсе не означает что он готов купить то что рекламируют. Второй способ выявления эффективности рекламы методика узнавания. Людям которые прочитали журнал или видели телевизионную программу предъявляют копии рекламы и задают вопросы о ней.
29589. Новые технологии и виды услуг рекламного рынка 15.87 KB
  Относительно низкая стоимость проекта. Небольшие временные затраты в разработке проекта. Краткосрочность эффекта от реализации проекта Маркетинг слухов Преимущества: 1. Невысокая стоимость в организации проекта.
29590. Соотношение охвата и частоты в медиапланировании. Использование ПО в медиапланировании 20.38 KB
  Соотношение охвата и частоты в медиапланировании. Охват это численность представителей ЦА в рамках компании имевших контакт с рекламой хотя бы 1 раз. При вычислении охвата получатели сообщения учитываются лишь один раз независимо от числа прочитанных ими газет просмотренных или прослушанных телерадиопрограмм. Охват аудитории может быть представлен и как характеристика аудитории которая видела слышала рекламу определенное число раз и как характеристика аудитории которая видела слышала рекламу не менее определенного числа раз.