42412

Композиция в технике

Лабораторная работа

Культурология и искусствоведение

Например литая несущая конструкция должна быть такой формы чтобы не возникало сомнений это именно литье а не сварная или какаялибо иная конструкция. Поэтому можно говорить о тектонике литой формы тектонике легких штампованных несущих элементов и тектонике пластмассовых конструкций. Образно говоря тектоника это искренность формы в отношении конструкции и материала. Объемнопространственную структуру можно определить как эстетически осмысленную взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством рассмотрите...

Русский

2013-10-29

149 KB

18 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9

Композиция в технике

Цель работы: научиться создавать динамичные и статичные композиции, получать замкнутые и открытые композиции.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Основными категориями композиции в технике выступают тектоника и объёмно-пространственная структура.

Тектоникой называют отражение конструкции и материала в форме. Например, литая несущая конструкция должна быть такой формы, чтобы не возникало сомнений — это именно литье, а не сварная или какая-либо иная конструкция. Поэтому можно говорить о тектонике литой формы, тектонике легких штампованных несущих элементов и тектонике пластмассовых конструкций. Сборная это конструкция или монолитная, легкая и тонкостенная или тяжелая и массивная; несущий ли это элемент или ненагруженный, возникают ли в данном месте напряжения в материале или не возникают — на все эти вопросы форма должна ответить ясно и недвусмысленно. Образно говоря, тектоника — это «искренность» формы в отношении конструкции и материала.

Понятие «объемно-пространственная структура» условно применимо ко всякой форме. Пчелиные соты — наиболее характерный пример регулярно построенной (состоящей из одинаковых и повторяющихся элементов) объемно-пространственной структуры. Объемно-пространственную структуру можно определить как эстетически осмысленную взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством (рассмотрите в качестве примеров автомобиль, самолет, автобус).

Целостность формы — одно из основных качеств композиции — отражает логику и органичность связи конструктивного решения с его композиционным воплощением. Целостность формы обеспечивается пропорциональностью, масштабностью, цветовым и тональным единством, общностью форм всех элементов, учетом композиционного равновесия, единством стиля и другими композиционными средствами. Нарушение любого из них ведет к дисгармонии. Гармоническая целостность формы возникает лишь в результате особого соподчинения частей целого.

Например, элементы лицевой панели прибора связывает и соподчиняет, прежде всего, фон — сама панель. В этом деле нет мелочей: имеет значение даже расположение головок крепежных винтов, величина надписей, способ сочленения панели с корпусом, а также качество комплектующих изделий — ручек, тумблеров, сигнальных ламп и т. п.

В зависимости от назначения промышленного изделия его композиция должна вызывать определенные ассоциации.

Усилить динамику или подчеркнуть статичность формы, создать ощущение легкости или «утяжелить» груз можно с помощью соответствующей окраски. Продольные полосы, наклонные ритмичные линии, «легкие» или «тяжелые» цвета, а также контрастные сочетания имеют большое значение для восприятия. На рис. 9.1 приведены примеры такой зависимости: а — устойчивый объект, б — неустойчивый объект, в — динамичный объект, г — тяжелый объект.

Рис. 9.1

Форма движущегося изделия (например, самолета) определяется физическими характеристиками, необходимыми для того или иного вида движения. Целесообразно с помощью элементов композиции зрительно подчеркивать динамичность.

Динамичной выглядит активно односторонняя неправильная форма, как бы вторгающаяся в пространство (рис. 9.2). Динамичность формы, прежде всего, зависит от пропорций.

Рис. 9.2

Любой объект реальной действительности не существует сам по себе, он находится в той или иной среде. При моделировании объекта на компьютере внешняя среда изображается таким образом, чтобы выделить, визуализировать нужные характеристики объекта.

Замкнутая и открытая композиция. Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция (рис. 9.3, а). Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции — четкий внешний контур, нарастание сложности к центру.

Ощущение простора передается открытой композицией (рис. 9.3, б). Основные направления линий — от центра. Композицию этого типа можно мысленно продолжить за границы. Как правило, строятся несколько композиционных узлов, используется ритм.

Рис. 9.3

Характерные элементы композиции объединяются но однородным признакам: форме, цвету, материалу, фактуре. Необходимо задать по три-четыре ограничения по материалам, деталям, цветам, формам.

Для передачи движения (динамики) используются: диагональные линии, свободное пространство перед движущимся объектом, момент кульминации движения. Условия для выражения покоя (статики): нет диагоналей, нет свободного пространства, статичные позы, симметрия, уравновешенность, вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Создание эффекта динамичности

1.1. Загрузите растровый графический редактор

1.2. Откройте файл pid_9.gif. Придайте силуэту модели корабля динамичность за счет перспективного схождения линий контура. Сохраните результат.

1.3. Откройте файл pic1_11.gif. С помощью панели инструментов графического редактора измените линии контура и вариант окраски автомобиля таким образом, чтобы придать его силуэту динамичность. Сохраните результат.

2. Получение замкнутой и открытой композиции

2.1. Загрузите растровый графический редактор

2.2. Откройте файл pic1_13.gif.

2.3. Изобразите прямоугольник, ограничивающий пространство.

2.4. Проведите линию горизонта и поместите в прямоугольник изображения деревьев и домика таким образом, чтобы получить замкнутую композицию, а затем — открытую. Сохраните результат.

3. Создание иллюзии покоя и движения

3.1. Загрузите растровый графический редактор

3.2. Нарисуйте квадрат, внутри которого расположите точку таким образом, чтобы ее положение создавало иллюзию:

а) покоя, уравновешенности;

б) падения;

в) «лежащей» точки;

г) точки, ускользающей вправо.

Сохраните результат

3.3. Нарисуйте квадрат, внутри которого расположите круг (точку) и прямую линию таким образом, чтобы их взаимное расположение создавало иллюзию:

а) покоя;

б) ускоренного движения;

в) выкатывания объекта из кадра;

Сохраните результат

3.4. «Замедлите» движение, отразив всю композицию зеркально.

3.5. Откройте файл pic1_17.gif. С помощью прямоугольника ограничьте пространство таким образом, чтобы создать впечатление:

а) движения;

б) статики;

в) торможения.

Сохраните результат

3.6. Откройте файл pic1_17.gif. Ограничьте рамкой плоскость изображения таким образом, чтобы создать иллюзию движения автомобиля. Сохраните результат

3.7. «Затормозите» движение автомобиля с помощью вертикальных или горизонтальных линий (облаков, деревьев и т. п.), сделав композицию замкнутой. Сохраните результат

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Название и цель работы

2. Изображения, полученные в п. 1.2, 1.3, 2.4, 3.2, 3.3, 3.5, 3.6, 3.7

3. Выводы

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое тектоника?

2. Дайте понятие объемно-пространственной структуры

3. Назовите средства подчеркивания динамики объекта на изображении

4. Как можно добиться восприятия объекта изображения как неподвижного?

5. Чем отличается замкнутая композиция от открытой?

6. Какими приемами можно достигнуть объемности, глубины изображения?

7. Дайте определение перспективы.


а

в

г


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44140. Организационно-экономическая часть дипломных проектов, направленных на разработку программного обеспечения 297.5 KB
  Организационно-экономической части дипломного проекта для проектов связанных с разработкой программного обеспечения: Учебное пособие. Показано каким образом следует: выделить основные этапы проекта разработки нового изделия программы провести расчет трудоемкости проекта определить численность и квалификацию исполнителей построить сетевую модель и календарный график выполнения проекта провести анализ структуры затрат проекта. Уделяется внимание методам исследования рынка для разрабатываемого ПО а также планированию цены и...
44141. Импульсные источники питания 809 KB
  Наше предприятие будет конкурентно способным за счет выполнения заказов высококвалифицированных специалистов стабильности в работе выполнения в срок стабильного качества свойства износостойкости. Потребность в кадрах управления и ведущих специалистах: Потребность в кадрах управления и ведущих специалистах Персонал группы Потребность: специальность образование количество.
44142. ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ НГУ “АВТОПАРИТЕТ” 199.5 KB
  В маленькой фирме все решения обычно принимает сам владелец. Он же контролирует работу своей фирмы. В более крупных фирмах эти функции выполняет менеджер. Он может быть один, например, в небольшом магазине. В больших компаниях людей, занимающихся менеджментом, много - один отвечает за производство продукции, другой организует сбыт, третий занимается рекламой товаров, четвертый нанимает работников.
44143. Определение взаимосвязи развития координационных способностей с техникой владения мячом 270.5 KB
  Теоретическое обоснование развития координационных способностей в среднем школьном возрасте. Проявление координационных способностей в волейболе. Роль координационных способностей. Средства развития координационных способностей.
44144. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 671 KB
  Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на современном предприятии. Понятие и сущность корпоративной культуры. Виды и типы корпоративной культуры Структура и содержание корпоративной культуры
44145. Телевидение 80х – 90х: проблемы и перспективы развития 370.5 KB
  В последние годы жизни Влада Листьева называли самой яркой звездой отечественного телевидения. Вопросы перестройки заняли одно из главных мест и в передачах телевидения. В правительстве был подготовлен пакет документов который должен обеспечить реализацию на практике новых условий работы печати радио телевидения и издательств. Для многих он до сих пор остается символом нового телевидения.
44146. Определение потребной мощности холодильного оборудования РПС 821.5 KB
  Наибольшее распространение для холодильной обработки пищевых продуктов получили паровые компрессионные холодильные машины с одноступенчатым и двухступенчатым сжатием паров холодильного агента. Для построения теоретического и действительного циклов работы паровой холодильной машины необходимо выбрать
44147. Разработка визуальной системы обучения основам алгоритмизации и программирования курсантов высших военных учебных заведений 2.9 MB
  Целью изучения учебной дисциплины «Информатика и программирование» является приобретение курсантами базовых знаний и практических навыков, позволяющих эффективно применять средства автоматизации управления внутренними войсками для решения служебно-боевых задач в сфере военно-профессиональной деятельности по специальности
44148. Исследование физической подготовленности легкоатлетов групп начальной подготовки 254.5 KB
  Средства и методы обучения и тренировки легкоатлетов Структура и содержание спортивной тренировки на этапе начальной подготовки Оценить динамику физической подготовленности занимающихся в секции легкой атлетики в годичном цикле тренировки. Систематичность последовательность и постепенность лежат в основе планирования спортивной тренировки в легкой атлетике и осуществляются в недельном месячном годичном тренировочных циклах предполагая систематическое последовательное но постепенное повышение тренировочных нагрузок...