42412

Композиция в технике

Лабораторная работа

Культурология и искусствоведение

Например литая несущая конструкция должна быть такой формы чтобы не возникало сомнений это именно литье а не сварная или какаялибо иная конструкция. Поэтому можно говорить о тектонике литой формы тектонике легких штампованных несущих элементов и тектонике пластмассовых конструкций. Образно говоря тектоника это искренность формы в отношении конструкции и материала. Объемнопространственную структуру можно определить как эстетически осмысленную взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством рассмотрите...

Русский

2013-10-29

149 KB

18 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9

Композиция в технике

Цель работы: научиться создавать динамичные и статичные композиции, получать замкнутые и открытые композиции.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Основными категориями композиции в технике выступают тектоника и объёмно-пространственная структура.

Тектоникой называют отражение конструкции и материала в форме. Например, литая несущая конструкция должна быть такой формы, чтобы не возникало сомнений — это именно литье, а не сварная или какая-либо иная конструкция. Поэтому можно говорить о тектонике литой формы, тектонике легких штампованных несущих элементов и тектонике пластмассовых конструкций. Сборная это конструкция или монолитная, легкая и тонкостенная или тяжелая и массивная; несущий ли это элемент или ненагруженный, возникают ли в данном месте напряжения в материале или не возникают — на все эти вопросы форма должна ответить ясно и недвусмысленно. Образно говоря, тектоника — это «искренность» формы в отношении конструкции и материала.

Понятие «объемно-пространственная структура» условно применимо ко всякой форме. Пчелиные соты — наиболее характерный пример регулярно построенной (состоящей из одинаковых и повторяющихся элементов) объемно-пространственной структуры. Объемно-пространственную структуру можно определить как эстетически осмысленную взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством (рассмотрите в качестве примеров автомобиль, самолет, автобус).

Целостность формы — одно из основных качеств композиции — отражает логику и органичность связи конструктивного решения с его композиционным воплощением. Целостность формы обеспечивается пропорциональностью, масштабностью, цветовым и тональным единством, общностью форм всех элементов, учетом композиционного равновесия, единством стиля и другими композиционными средствами. Нарушение любого из них ведет к дисгармонии. Гармоническая целостность формы возникает лишь в результате особого соподчинения частей целого.

Например, элементы лицевой панели прибора связывает и соподчиняет, прежде всего, фон — сама панель. В этом деле нет мелочей: имеет значение даже расположение головок крепежных винтов, величина надписей, способ сочленения панели с корпусом, а также качество комплектующих изделий — ручек, тумблеров, сигнальных ламп и т. п.

В зависимости от назначения промышленного изделия его композиция должна вызывать определенные ассоциации.

Усилить динамику или подчеркнуть статичность формы, создать ощущение легкости или «утяжелить» груз можно с помощью соответствующей окраски. Продольные полосы, наклонные ритмичные линии, «легкие» или «тяжелые» цвета, а также контрастные сочетания имеют большое значение для восприятия. На рис. 9.1 приведены примеры такой зависимости: а — устойчивый объект, б — неустойчивый объект, в — динамичный объект, г — тяжелый объект.

Рис. 9.1

Форма движущегося изделия (например, самолета) определяется физическими характеристиками, необходимыми для того или иного вида движения. Целесообразно с помощью элементов композиции зрительно подчеркивать динамичность.

Динамичной выглядит активно односторонняя неправильная форма, как бы вторгающаяся в пространство (рис. 9.2). Динамичность формы, прежде всего, зависит от пропорций.

Рис. 9.2

Любой объект реальной действительности не существует сам по себе, он находится в той или иной среде. При моделировании объекта на компьютере внешняя среда изображается таким образом, чтобы выделить, визуализировать нужные характеристики объекта.

Замкнутая и открытая композиция. Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция (рис. 9.3, а). Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции — четкий внешний контур, нарастание сложности к центру.

Ощущение простора передается открытой композицией (рис. 9.3, б). Основные направления линий — от центра. Композицию этого типа можно мысленно продолжить за границы. Как правило, строятся несколько композиционных узлов, используется ритм.

Рис. 9.3

Характерные элементы композиции объединяются но однородным признакам: форме, цвету, материалу, фактуре. Необходимо задать по три-четыре ограничения по материалам, деталям, цветам, формам.

Для передачи движения (динамики) используются: диагональные линии, свободное пространство перед движущимся объектом, момент кульминации движения. Условия для выражения покоя (статики): нет диагоналей, нет свободного пространства, статичные позы, симметрия, уравновешенность, вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Создание эффекта динамичности

1.1. Загрузите растровый графический редактор

1.2. Откройте файл pid_9.gif. Придайте силуэту модели корабля динамичность за счет перспективного схождения линий контура. Сохраните результат.

1.3. Откройте файл pic1_11.gif. С помощью панели инструментов графического редактора измените линии контура и вариант окраски автомобиля таким образом, чтобы придать его силуэту динамичность. Сохраните результат.

2. Получение замкнутой и открытой композиции

2.1. Загрузите растровый графический редактор

2.2. Откройте файл pic1_13.gif.

2.3. Изобразите прямоугольник, ограничивающий пространство.

2.4. Проведите линию горизонта и поместите в прямоугольник изображения деревьев и домика таким образом, чтобы получить замкнутую композицию, а затем — открытую. Сохраните результат.

3. Создание иллюзии покоя и движения

3.1. Загрузите растровый графический редактор

3.2. Нарисуйте квадрат, внутри которого расположите точку таким образом, чтобы ее положение создавало иллюзию:

а) покоя, уравновешенности;

б) падения;

в) «лежащей» точки;

г) точки, ускользающей вправо.

Сохраните результат

3.3. Нарисуйте квадрат, внутри которого расположите круг (точку) и прямую линию таким образом, чтобы их взаимное расположение создавало иллюзию:

а) покоя;

б) ускоренного движения;

в) выкатывания объекта из кадра;

Сохраните результат

3.4. «Замедлите» движение, отразив всю композицию зеркально.

3.5. Откройте файл pic1_17.gif. С помощью прямоугольника ограничьте пространство таким образом, чтобы создать впечатление:

а) движения;

б) статики;

в) торможения.

Сохраните результат

3.6. Откройте файл pic1_17.gif. Ограничьте рамкой плоскость изображения таким образом, чтобы создать иллюзию движения автомобиля. Сохраните результат

3.7. «Затормозите» движение автомобиля с помощью вертикальных или горизонтальных линий (облаков, деревьев и т. п.), сделав композицию замкнутой. Сохраните результат

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Название и цель работы

2. Изображения, полученные в п. 1.2, 1.3, 2.4, 3.2, 3.3, 3.5, 3.6, 3.7

3. Выводы

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое тектоника?

2. Дайте понятие объемно-пространственной структуры

3. Назовите средства подчеркивания динамики объекта на изображении

4. Как можно добиться восприятия объекта изображения как неподвижного?

5. Чем отличается замкнутая композиция от открытой?

6. Какими приемами можно достигнуть объемности, глубины изображения?

7. Дайте определение перспективы.


а

в

г


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52259. Рельєф. Тектоніка. Геологічнабудова. Корисні копалини України 50.5 KB
  Корисні копалини України. Корисні копалини України. прищеплювати любов до України географії. Обладнання: Фізична карта України Тектонічна карта України магнітофон жетони гонг штатив молоточок таблиці атлас України 89 класи призи.
52260. Aus der Geschichte der Ukraine 50.5 KB
  Wie geht es euch Kinder Heute beginnen wir ein neues Them zu studieren. Es heißt Die Ukrine gestern und heuteâ. Dieses Them ht 10 Stunden. ber wie ds Them heutiger Stunde ist versteht ihr nch dieser ufgbe.
52261. Австралія – найменший материк Землі. Загальні відомості. Своєрідність географічного положення материка. Історія відкриття і дослідження. Рельєф і корисні копалини 7.75 MB
  Мета: сформувати в учнів загальне уявлення про своєрідність та особливості природи Австралії; продовжити формувати навички складати характеристику географічного положення материка; знайти закономірності розташування форм рельєфу та корисних копалин; розвивати вміння учнів працювати зі схемами атласу і підручника аргументувати свою відповідь у тому числі за допомогою додаткових джерел літератури. Для подальшого вивчення Австралії клас поділяється на групи: 1група. Знаходить на карті крайні точки Австралії і визначає їхні географічні...
52262. Australia. Terra Incognita 178 KB
  Terr Incognit Suggested level B 1 B1 intermedite Inn brmovsk senior techer of English school 5 L' viv Objectives: to get cquinted with ustrlin history geogrphy stte Symbols; to prctice vocbulry; to develop pupils' listening reding nd speking skills; to rouse pupils' interests in the life of ustrlin people. The Ntionl nthem...
52263. Австралійський Союз. Океанія 171 KB
  Мета: продовжити формувати систему знань про Австралію сформувати систему знань про природноресурсний потенціал Австралії і Океанії; систематизувати уявлення учнів про міжнародну спеціалізацію регіонів вдосконалити вміння і навички учнів самостійно працювати з джерелами географічної інформації. Обладнання: політична карта світу фізична карта Австралії фізична карта Океанії атласи учнівські...
52264. АВСТРАЛІЯ – найменший материк Землі. Історія відкриття і дослідження 112 KB
  Визначити географічне положення Австралії, ознайомити учнів з історією відкриття, заселення Австралії європейцями, особливостями рельєфу, корисними копалинами...
52265. Австралія: загальна характеристика, специфіка ЕГП, особливості природи, населення і господарства 222 KB
  Мета: сформувати в учнів систему знань про природноресурсний потенціал австралії; систематизувати уявлення учнів про міжнародну спеціалізацію регіона. АКТУАЛІЗАЦІЯ ОПОРНИХ ЗНАНЬ ТА УМІНЬ Який мореплавець відкрив Австралію Які крайні точки материка Австралія Дайте коротку характеристику географічного положення Австралії. Яка переважаюча форма рельєфу Австралії і чому ІІІ. Про ці та інші особливості Австралії ми дізнаємося на сьогоднішньому уроці.
52266. Австралія. Географічне положення, історія відкриття і дослідження 46.5 KB
  Географічне положення історія відкриття і дослідження. Географічне положення історія відкриття і дослідження. Мета: формувати знання про своєрідність географічного положення Австралії етапи відкриття і дослідження вдосконалювати практичні вміння та навички; пояснювати особливості географічного положення материків; формувати вміння порівнювати географічне положення Австралії та Африки; розвивати пізнавальний інтерес до вивчення теми. Який материк ви вивчали Що вам відомо про Африку Чому вивчення будьякої території починають з...