42413

Построение изображения на плоскости

Лабораторная работа

Культурология и искусствоведение

Точка съемки определятся следующими параметрами координатами: а удаленностью от объекта т. расстоянием с которого ведется съемка; б высотой установки фото или видеокамеры; в смещением фото или видеокамеры в сторону от ее центрального положения относительно снимаемого объекта определяющем направление съемки. Удаленность от объекта определяет масштаб изображения который увеличивается с приближением точки съемки к объекту и уменьшается с увеличением расстояния между точкой установки камеры и снимаемым объектом.

Русский

2013-10-29

183.5 KB

2 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10

Построение изображения на плоскости

Цель работы: научиться строить изображение на плоскости, отделять симметричные и ассиметричные композиции, отделять планы по крупности, создавать иллюзию движения объектов изображения

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Чтобы понять принципы изображения объемного (трехмерного) объекта на плоскости, обратимся к практике фото- и видеосъемки.

Точка съемки определятся следующими параметрами (координатами):

а) удаленностью от объекта, т. е. расстоянием, с которого ведется съемка;

б) высотой установки фото- или видеокамеры;

в) смещением фото- или видеокамеры в сторону от ее центрального положения относительно снимаемого объекта, определяющем направление съемки.

Удаленность от объекта определяет масштаб изображения, который увеличивается с приближением точки съемки к объекту и уменьшается с увеличением расстояния между точкой установки камеры и снимаемым объектом. Таким образом, выбор расстояния, с которого будет вестись съемка, зависит от желаемой крупности изображения («крупности плана»).

Установив камеру, мы определяем пространство, которое очертит рамка кадра при данном фокусном расстоянии объектива. Теперь мы увидим на изображении лишь фрагмент пространства.

Существует деление кадров на общие, средние, крупные и сверхкрупные планы (фрагменты). Каждый из планов имеет свои возможности и ограничения и, следовательно, свое назначение (рис. 10.1).

Общим планом принято называть кадр, снятый с отдаленной точки, охватывающий значительные пространства и показывающий объект в целом (рис. 10.1).

Средний план показывает объект с более близкого расстояния, в более крупном масштабе, тем самым он приближает зрителя к происходящему и потому способен остановить его внимание на конкретном объекте или на определенном моменте действия. Средний план предполагает заполнение большей части картинной плоскости изображением одного или нескольких объектов (рис. 10.1).

Крупный план всегда очерчивает малые пространства, и потому на таком изображении мы видим в основном только существенную часть объекта (например, большой по размеру элемент конструкции технического устройства), и она занимает все поле кадра. Поэтому крупный план позволяет детально передать форму объекта, особенности его конструкции (рис. 10.1). Ограниченные пространственные возможности крупного плана практически исключают прямой показ движения, перемещения объекта, которые для своего развития в кадре требуют композиции, развернутой в пространстве.

Три основных плана: 1 — общий; 2 — средний, 3 — крупный

Рис. 10.1

Еще большее приближение точки съемки к объекту и ограничение рамкой кадра предельно малого изображаемого пространства приводят к тому, что в кадре остается лишь отдельный элемент объекта съемки (деталь) или какая-то часть целого — фрагмент, на которые автор хочет обратить внимание как на нечто существенно важное. Такие планы обычно называют сверхкрупными (рис. 10.1).

В условиях производства вы вряд ли услышите названия всех шести планов. О существовании такого деления по крупности знают единицы. В режиссерских сценариях обычно употребляется деление на "крупный", "средний" и "общий".

Высота точки съемки. Одна из самых распространенных точек съемки — на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объем, перспективный рисунок, соотношение с фоном здесь привычны для глаза, рождают у человека правильные представления о предмете. Такая точка съемки называется нормальной по высоте. Съемка с нормальной точки является общим правилом, исключение из которого — использование верхних и нижних точек съемки.

Как влияет высота точки съемки на характер получаемых изображений? С изменением этой координаты меняется высота горизонта в кадре: при нижней точке съемки линия горизонта опускается, при верхней — поднимается. Положение этой линии на изображении имеет существенное значение: композиция может потерять свое единство, если кадр будет рассечен линией горизонта на две самостоятельные части, плохо согласующиеся одна с другой. При съемке с нижней точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте.

Направление съемки устанавливается смещением камеры в сторону от ее центрального положения относительно снимаемого объекта.

При съемке объекта с центральной точки образуется так называемая фронтальная композиция. В таком кадре снимаемый объект по отношению к камере занимает фронтальное положение, фигуры и предметы видны только с одной стороны. Например, так видны фасад здания зрителю, стоящему прямо против него, фигура человека, идущего по центру кадра в направлении на камеру. Главная ось изображаемых предметов при этом совпадает с центральной осью всей картины и с оптической осью объектива. Фронтальная композиция устойчива. Такое изображение чаще всего представляет собой общий вид объекта и дает зрителю общее представление о материале, знакомит его с объектом в целом.

Смещение точки съемки в сторону от ее центрального положения приводит к образованию так называемой диагональной композиции кадра. Диагональная композиция, как правило, имеет сугубо подчеркнутую направленность; главные линии, образующие композиционный рисунок кадра, наклонны, неустойчивы и динамичны. Уже вследствие этого подобные композиции применяются при создании сюжетов, наполненных движением, где особенно важен эффект динамичности. И если в кадре есть движущийся объект, то направление его движения обычно согласовывается с направлением главных линий так, чтобы объект двигался вдоль четкой наклонной линии, что усиливает эффект динамичности.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Построение изображения на плоскости

1.1. Загрузите растровый графический редактор.

1.2. Откройте файл pic1_21.jpg.

1.3. Изобразите общий, средний и крупный планы модели грузовика. Сохраните результат.

1.4. Откройте файл pic1_23.gif. Переместите линию горизонта выше середины изображения. Затем переместите линию горизонта ниже середины изображения. В каждом случае оцените изменение настроения композиции.

1.5. Откройте файл pic1_24.gif. Создайте иллюзию движения парусника. Для этого измените линии парусов таким образом, чтобы создать иллюзию наполненности парусов ветром, и дорисуйте бурун у носа корабля.

1.6. Наклоните изображение всего парусника так, чтобы его основная линия совпала с диагональю кадра. Сохраните результат.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Название и цель работы

2. Изображения, полученные в п. 1.3, 1.6

3. Выводы

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Опишите типы кадров (планов) по крупности

2. Что такое высота точки съемки? Какие параметры композиции от нее зависят?

3. Что такое фронтальная и диагональная композиции? Каково их отличие. Варианты использования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54791. Особенности рынков ресурсов 18.98 KB
  Факторы производства — экономические ресурсы, участвую­щие в производстве товаров и услуг. Под экономическими ре­сурсами понимают людские ресурсы (труд и предприниматель­ская способность) и материальные ресурсы (земля и капитал)
54793. Хочеш довго жити – кидай палити 35.5 KB
  Паління стало характерним для нашого суспільства ми постійно стикаємося з цим явищем. Лікартерапевт: Насамперед паління вражає легені серцевосудинну систему. Статист: Шановні А що можна заперечити проти моїх цифр Кожні 24 години через паління в Америці помирає 1000 осіб. доларів на приналежності для паління.
54794. Памяти павших… 118 KB
  Вот почему сегодня мы, выпускники 2001 года, стоящие на пороге новой жизни, хотим мысленно перенестись на 60 лет назад, в последние предвоенные дни и вместе с выпускниками 41 года пережить и полёт мечты, и жажду счастья, и крушение надежд, и горечь потерь...
54795. Удосконалення організації навчальної діяльності під час вивчення історії 55.5 KB
  Можеш розпочати з опису подій в найголовніших їх рисах а потім поставити ряд питань: з чим пов язана дана подія які протилежності закономірності в основі чому воно виявилось можливим Перерахувавши ці проблеми дай кожній аргументовану відповідь а в кінці розкрий значення І характер даної події. Інтереси якої соціальної групи виражав В чому полягала мета І прагнення цієї групи 2. В якій послідовності краще розмістити ці ознаки Чому 3. В чому причини даного явища В чому полягає соціальна сутність цього явища.
54796. Способи розкладання многочленів на множники 43.5 KB
  Розкласти многочлен на множники означає подати його як добуток кількох многочленів аb c = аb аc помножили одночлен на многочлен; результат многочлен аb аc = аb c розклали многочлен на множники; результат добуток одночлена і многочлена Порівняйте: Спосіб винесення спільного множника за дужки. Многочлен x2 xy розклали на два множники x та x y. Щоб розкласти многочлен x2 xy на множники досить у його членах x2 та xy виділити спільний множник x: x2 xy = x  x x  y а потім на основі розподільної властивості...
54797. Спрос на ресурсы и факторы, его определяющие 18.49 KB
  Спрос на ресурсы, в отличие от спроса на потребительские товары, связан с производством, осуществляемым конкретным предприятием (фирмой). В связи с тем, что целью предприятия является максимизация прибыли, ею определяется и объем спроса на ресурсы.
54798. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда 46.26 KB
  В соответствии с теорией рыночной экономики, рынок труда рассматривается в единой системе рынков экономических факторов. Однако, необходимо учитывать существенные отличия труда от иных экономических ресурсов...
54799. Памятка по подготовке к пробным урокам русского языка и их проведению (материалы для студентов) 79.5 KB
  Уточнить как учитель обычно выстраивает работу по развитию речи и мышления типы заданий упражнения; выяснить проводится ли в данном классе дифференцированная работа с учащимися; выяснить наличие наглядного дидактического материала по данной теме познакомиться с ним.