42413

Построение изображения на плоскости

Лабораторная работа

Культурология и искусствоведение

Точка съемки определятся следующими параметрами координатами: а удаленностью от объекта т. расстоянием с которого ведется съемка; б высотой установки фото или видеокамеры; в смещением фото или видеокамеры в сторону от ее центрального положения относительно снимаемого объекта определяющем направление съемки. Удаленность от объекта определяет масштаб изображения который увеличивается с приближением точки съемки к объекту и уменьшается с увеличением расстояния между точкой установки камеры и снимаемым объектом.

Русский

2013-10-29

183.5 KB

2 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10

Построение изображения на плоскости

Цель работы: научиться строить изображение на плоскости, отделять симметричные и ассиметричные композиции, отделять планы по крупности, создавать иллюзию движения объектов изображения

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Чтобы понять принципы изображения объемного (трехмерного) объекта на плоскости, обратимся к практике фото- и видеосъемки.

Точка съемки определятся следующими параметрами (координатами):

а) удаленностью от объекта, т. е. расстоянием, с которого ведется съемка;

б) высотой установки фото- или видеокамеры;

в) смещением фото- или видеокамеры в сторону от ее центрального положения относительно снимаемого объекта, определяющем направление съемки.

Удаленность от объекта определяет масштаб изображения, который увеличивается с приближением точки съемки к объекту и уменьшается с увеличением расстояния между точкой установки камеры и снимаемым объектом. Таким образом, выбор расстояния, с которого будет вестись съемка, зависит от желаемой крупности изображения («крупности плана»).

Установив камеру, мы определяем пространство, которое очертит рамка кадра при данном фокусном расстоянии объектива. Теперь мы увидим на изображении лишь фрагмент пространства.

Существует деление кадров на общие, средние, крупные и сверхкрупные планы (фрагменты). Каждый из планов имеет свои возможности и ограничения и, следовательно, свое назначение (рис. 10.1).

Общим планом принято называть кадр, снятый с отдаленной точки, охватывающий значительные пространства и показывающий объект в целом (рис. 10.1).

Средний план показывает объект с более близкого расстояния, в более крупном масштабе, тем самым он приближает зрителя к происходящему и потому способен остановить его внимание на конкретном объекте или на определенном моменте действия. Средний план предполагает заполнение большей части картинной плоскости изображением одного или нескольких объектов (рис. 10.1).

Крупный план всегда очерчивает малые пространства, и потому на таком изображении мы видим в основном только существенную часть объекта (например, большой по размеру элемент конструкции технического устройства), и она занимает все поле кадра. Поэтому крупный план позволяет детально передать форму объекта, особенности его конструкции (рис. 10.1). Ограниченные пространственные возможности крупного плана практически исключают прямой показ движения, перемещения объекта, которые для своего развития в кадре требуют композиции, развернутой в пространстве.

Три основных плана: 1 — общий; 2 — средний, 3 — крупный

Рис. 10.1

Еще большее приближение точки съемки к объекту и ограничение рамкой кадра предельно малого изображаемого пространства приводят к тому, что в кадре остается лишь отдельный элемент объекта съемки (деталь) или какая-то часть целого — фрагмент, на которые автор хочет обратить внимание как на нечто существенно важное. Такие планы обычно называют сверхкрупными (рис. 10.1).

В условиях производства вы вряд ли услышите названия всех шести планов. О существовании такого деления по крупности знают единицы. В режиссерских сценариях обычно употребляется деление на "крупный", "средний" и "общий".

Высота точки съемки. Одна из самых распространенных точек съемки — на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объем, перспективный рисунок, соотношение с фоном здесь привычны для глаза, рождают у человека правильные представления о предмете. Такая точка съемки называется нормальной по высоте. Съемка с нормальной точки является общим правилом, исключение из которого — использование верхних и нижних точек съемки.

Как влияет высота точки съемки на характер получаемых изображений? С изменением этой координаты меняется высота горизонта в кадре: при нижней точке съемки линия горизонта опускается, при верхней — поднимается. Положение этой линии на изображении имеет существенное значение: композиция может потерять свое единство, если кадр будет рассечен линией горизонта на две самостоятельные части, плохо согласующиеся одна с другой. При съемке с нижней точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте.

Направление съемки устанавливается смещением камеры в сторону от ее центрального положения относительно снимаемого объекта.

При съемке объекта с центральной точки образуется так называемая фронтальная композиция. В таком кадре снимаемый объект по отношению к камере занимает фронтальное положение, фигуры и предметы видны только с одной стороны. Например, так видны фасад здания зрителю, стоящему прямо против него, фигура человека, идущего по центру кадра в направлении на камеру. Главная ось изображаемых предметов при этом совпадает с центральной осью всей картины и с оптической осью объектива. Фронтальная композиция устойчива. Такое изображение чаще всего представляет собой общий вид объекта и дает зрителю общее представление о материале, знакомит его с объектом в целом.

Смещение точки съемки в сторону от ее центрального положения приводит к образованию так называемой диагональной композиции кадра. Диагональная композиция, как правило, имеет сугубо подчеркнутую направленность; главные линии, образующие композиционный рисунок кадра, наклонны, неустойчивы и динамичны. Уже вследствие этого подобные композиции применяются при создании сюжетов, наполненных движением, где особенно важен эффект динамичности. И если в кадре есть движущийся объект, то направление его движения обычно согласовывается с направлением главных линий так, чтобы объект двигался вдоль четкой наклонной линии, что усиливает эффект динамичности.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Построение изображения на плоскости

1.1. Загрузите растровый графический редактор.

1.2. Откройте файл pic1_21.jpg.

1.3. Изобразите общий, средний и крупный планы модели грузовика. Сохраните результат.

1.4. Откройте файл pic1_23.gif. Переместите линию горизонта выше середины изображения. Затем переместите линию горизонта ниже середины изображения. В каждом случае оцените изменение настроения композиции.

1.5. Откройте файл pic1_24.gif. Создайте иллюзию движения парусника. Для этого измените линии парусов таким образом, чтобы создать иллюзию наполненности парусов ветром, и дорисуйте бурун у носа корабля.

1.6. Наклоните изображение всего парусника так, чтобы его основная линия совпала с диагональю кадра. Сохраните результат.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Название и цель работы

2. Изображения, полученные в п. 1.3, 1.6

3. Выводы

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Опишите типы кадров (планов) по крупности

2. Что такое высота точки съемки? Какие параметры композиции от нее зависят?

3. Что такое фронтальная и диагональная композиции? Каково их отличие. Варианты использования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66573. Створення завантажувальних дискет, CD/DVD-дисків, флеш-накопичувачів 112.5 KB
  Діючи в рамках закону про авторські права, корпорація MicroSoft не може включити в аварійний комплект програми сторонніх розробників. Тому, завантажувальна дискета, автоматично створюється Windows, задовольняє лише тих, хто не розбирається ні в системі команд MS-DOS...
66574. Освоєння технології структурного та модульного програмування при розробці й створенні програми мовою Турбо Паскаль при реалізації на ПЕОМ задач з використанням процедур 118 KB
  Дослідити роботу операторів процедур мови Паскаль; знати призначення, форму запису та особливості вживання процедур. Освоїти методику складання, відладки та розв’язання Паскаль-програм (ПП) з використанням процедур на ПЕОМ.
66575. Преддипломная практика на предприятии Красноярский информационно-вычислительный центр структурное подразделение Главного вычислительного центра - филиала ОАО «РЖД» 293 KB
  Проведение преддипломной практики ставит следующие цели: приобретение профессиональных навыков работы менеджера; сбор, систематизация и обработка исходных практических материалов для дипломного проекта. Для достижения целей практики ставятся следующие задачи: ознакомиться с организационной структурой предприятия...
66578. Проблема принципиала-агента, и ее роль в теории фирмы, и в теории государства 382.5 KB
  Используются различные определения лояльности, разнообразные способы взаимодействия между принципалом, получающим выигрыш от лояльности, и агентом, выбирающим быть ли ему лояльным. Рост размеров фирмы влечет за собой увеличение затрат принципала на контроль над действиями возросшего числа агентов
66579. Дирекция социальной сферы филиал ОАО «РЖД» 265.5 KB
  Дирекция руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставом открытого акционерного общества...
66581. Структуры службы маркетинга на ОАО «Брестский завод бытовой химии» 143.5 KB
  Прохождение стажировки без отрыва от производства на ОАО Брестский завод бытовой химии предполагало постановку и реализацию следующих целей: Изучение особенностей технологии производства продукции выпускаемой ОАО Брестский завод бытовой химии.