42420

Булева алгебра. Законы логики высказываний. Эквивалентные преобразования

Лабораторная работа

Математика и математический анализ

Законы логики высказываний. Теоретическая часть Всё множество формул логики высказываний с точки зрения их значения истинности разбивается на три класса: 1 тождественно истинные тавтология; 2 тождественно ложные противоречие; 3 нейтральные. Особое место в логике высказываний занимают законы логики тождественно истинные формулы тавтологии. Законы логики высказываний Закон тождества: А эквивалентно А.

Русский

2013-10-29

83 KB

30 чел.

Практическое занятие №7

Тема: Булева алгебра.

Законы логики высказываний. Эквивалентные преобразования.

Занятие рассчитано на 2 академических часа.

Цель работы: овладение практическими навыками эквивалентных преобразований формул с помощью законов логики.

Теоретическая часть

Всё множество формул логики высказываний с точки зрения их значения истинности разбивается на три класса:

1) тождественно истинные (тавтология); 2) тождественно ложные (противоречие); 3) нейтральные.

Определение 1: Формула называется тождественно истинной, если она принимает значение «истина» при всех наборах значений входящих в неё переменных.

Определение 2: Формула называется тождественно ложной, если она принимает значение «ложь» при всех наборах значений входящих в неё переменных.

Пример: - всегда истинна,  - всегда ложна.

   

А







1

0

1

0

0

1

1

0


Определение 3: Формула называется нейтральной, если она при одних наборах значений входящих в неё переменных принимает значение «истина», а при других - «ложь».

Тождественно истинные и нейтральные формулы образуют множество выполнимых формул, а тождественно ложные - множество невыполнимых формул. Особое место в логике высказываний занимают законы логики - тождественно истинные формулы (тавтологии).

Законы логики высказываний

  1.  Закон тождества: А эквивалентно А.
  2.  Закон противоречия: (неверно, что А и не А).
  3.  Закон исключенного третьего: А или не А
  4.  Коммутативный закон: , .
  5.  Ассоциативный закон: (С  С С  С.
  6.  Дистрибутивный закон: СС СС
  7.  Закон идемпотентности: , 
  8.  Закон поглощения:  
  9.  Закон исключения тавтологии из конъюнкции: .
  10.  Закон превращения дизъюнкции в тавтологию: 
  11.  Правило превращения конъюнкции в противоречие: 
  12.  Закон исключения противоречия из дизъюнкции: 
  13.  Закон двойного отрицания: 
  14.  Законы де Моргана:  
  15.  Закон склеивания:  
  16.  Законы выражения одних союзов через другие:

    =()() ;

В логике высказываний законы логики используются для доказательства эквивалентности  формул с помощью их преобразований.

Определение 4: Эквивалентным преобразованием данной формулы будем называть замену этой формулы через другую, которая ей эквивалентна.

Эти преобразования могут служить средством упрощения формул (проблема минимизации), для того чтобы получить формулы эквивалентные данным, но с более простой структурой.

Определение 5: Более простой по сравнению с данной формулой, не содержащей знаков импликации, двойной импликации, сильной дизъюнкции, отрицаний неэлементарных формул, будем считать формулу, которая содержит меньшее число: 1) вхождений букв; 2) знаков операций; 3) пар скобок.

Рассмотрим вопрос об упрощении системы высказываний.

Пусть F1, F2,…, Fn - какие-либо формулы логики высказываний. Они будут одновременно истинны только тогда, когда будет истинна их конъюнкция F1F2Fn.  Это даёт возможность упрощать системы высказываний. Для упрощения системы высказываний, каждое из которых истинно, необходимо:

  1.  записать каждое высказывание в такой эквивалентной форме, в которой исключены знаки импликации, двойной импликации и сильной дизъюнкции, а знаки отрицания отнесены только к атомам;
  2.  записать всю систему этих высказываний в виде конъюнкции;
  3.  применяя эквивалентные преобразования, упростить эту конъюнкцию.

Методические указания

Для успешного решения логических задач необходимо знание всех законов логики, а также изучение примеров этой работы.

Пример 1: Найти формулу эквивалентную данной, но с более простой структурой.

((CC(((C)(((CCCCCCCC=CCCCCC

Пример 2: Найти более простую дизъюнкцию, эквивалентную данной системе:

  1.  А 2) С 3)(ВС).

Решение: Из всех высказываний исключим знаки импликации:

1) 2) С 3) СС

Теперь составим их конъюнкцию:

(СССССС

Пример 3: Для заданной формулы АВ составьте таблицу истинности и интерпретируйте  на диаграммах Эйлера-Венна.

Решение: Связь между высказываниями и их множествами истинности дает возможность переводить любую задачу, относящуюся к сложным высказываниям, в задачу теории множеств. Возможно и обратное: если сформулирована задача относительно операции над множествами, то универсальное множество можно представить как некоторое множество логических возможностей, а его подмножества как множества истинности некоторых высказываний. Таким образом, каждому высказыванию соответствует множество истинности. Каждой операции над высказываниями соответствует операция над множествами. Каждому отношению соответствует отношение между множествами истинности.

В нашем случае, если А и В - высказывания, то, например, АВ - также высказывание, и следовательно, оно должно иметь свое множество истинности. Изобразим это множество. Значению истинности переменных А и В в каждой из четырех строк таблицы истинности ставим в соответствие одно из четырех подмножеств на диаграмме Эйлера-Венна (рис.1).

Строки

А

В

Подмножества

истинности

1

1

1

А1∩В1

2

1

0

А1∩ ┐В1

3

0

1

┐А1∩В1

4

1

1

┐А1∩┐В1

Рис 1.

 

Рис.2.

     

Подмножества, соответствующие тем строкам, в которых молекулярное высказывание истинно, заштриховываются. Таким образом, высказыванию АВ ставится в соответствие множество (А1∩┐В1)U(┐А1∩В1), ибо АВ истинно во 2 и 3 строках таблицы, т.е.={10,01}.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение тождественно истинной, тождественно ложной и нейтральной формул.

2. В чем состоит проблема минимизации формул?

3. Что называется эквивалентным преобразованием формулы?

4. Перечислите все 15 законов логики высказываний.

5. Назовите законы выражения одних союзов через другие.

6. Как производится упрощение системы высказываний?

Индивидуальные задания

1. Определите, с помощью таблицы истинности, является ли приведенная функция тождественно-истинной, тождественно-ложной или нейтральной.

1) С 11) С    21)  

2) С|  12) С    22)  С

3) С 13) С         23)  С

4) С| 14) С     24)  С

5) С 15) С         25) 

6) С|С  16) С          26)  С 

7) СС 17)СС         27) СС

8) С  18) С       28) С

9)  19) С     29) С

10) С 20) С; 30) С

2.  Для заданной формулы составьте таблицу истинности и интерпретируйте  на диаграммах Эйлера-Венна.

1)   ССВ 11)АС      21) САС

  1.  АССВ 12) СС  22) С
  2.  ССС 13) В        23) АССВ
  3.  С   14) ССА     24) ССА
  4.  С 15) АСС25) АС
  5.  ССА 16) СА26) САС
  6.  АС 17) ВСА   27) СВС

8  СВС 18)ССС     28) С;

     9)  СС 19) СВ     29) ССС

    10) САС 20) ССВ;  30) С|СВ;

3.  Исследуйте,  подчинена ли операция:

1) импликации законам коммутативности, ассоциативности и идемпотентности, т.е. верно ли, что:

1) АВ=ВА; 2) (АВ)С=АС); 3) АА=А.

2) двойная импликация законам коммутативности, ассоциативности и идемпотентности, т.е. верно ли, что:

1) А↔В=В↔А; 2) (А↔В)↔С=А↔(В↔С); 3) А↔А=А.

3) строгая дизъюнкция (эквиваленция) законам коммутативности, ассоциативности и идемпотентности?

4) «штрих Шеффера» и «символ Лукасевича» законам коммутативности, ассоциативности и идемпотентности?

4.  Сформулируйте высказывания, которые по законам де Моргана, выражают то же, что и следующие:

1) Неверно, что треугольник АВС – прямоугольный и равнобедренный; 2) Неверно, что хотя бы одно из чисел а и в - простое;

3) Неверно, что число 9- четное или простое;

4) Неверно, что каждое из чисел m и n чётно.

PAGE  1


А
1       В1  U

     2

    3

  2  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53110. Південна Америка. Історія дослідження. Географічне положення 54 KB
  Мета: сформувати в учнів загальне уявлення про географічне положення площу та форму материка поглибити систему знань учнів про відкриття та дослідження Південної Америки; удосконалити практичні навички учнів характеризувати географічне положення материка. Чому важливо знати географічне положення материка 3. Мотивація навчальної і пізнавальної діяльності Колись Південну Америку з ласки мореплавця Америго Веспуччі назвали Новим Світом у джунглях цього материка блукали герої книги Жюля Верна Діти капітана Гранта. Сучасні уявлення про цю...
53111. Використання основних аспектів освіти для сталого розвитку та показано діяльнісну спрямованість уроків географії в системі ОСР 6.37 MB
  Обґрунтовано зміну ролі вчителя в моделі емпауерменту та визначено діяльність як основний засіб навчання і виховання людини спроможної до забезпечення сталого розвитку суспільства. Ми працюємо щоб зробити нове відкриття Єдиний шлях що веде до знань – це діяльність.Шоу Будьяка діяльність або бездіяльність призведе до певного результатутільки якого. Тому входження в систему ОСР на уроках географії відбувається в двох площинах: перша площина забезпечує виховання здорової ціннісно орієнтованої толерантної полікультурної...
53112. Географія світових природних ресурсів 46.5 KB
  Сформувати у учнів систему знань про ресурсозабеспеченність окремих територій Землі певними видами ресурсів; систематизувати уявлення учнів про мінеральні земельні лісні водні рекреа – ційні ресурси; розвивіти вміння учнів самостійно працювати з картографічним матеріалом і статестичним матеріалом;...
53113. Глобальное потепление. Начало развития геоинженерии 61 KB
  Учитель. Учитель В прессе идея глобального потепления мусируется давно. А рыбе понравится Учитель Можно запустить на орбиту 16 триллионов зеркал диаметром 70 см общим весом 20 млн тонн и они будут отражать солнечные лучи.
53114. ВІК І ПОШИРЕННЯ ГІРСЬКИХ ПОРІД. ЗМІНА ПРИРОДНИХ УМОВ ТЕРИТОРІЇ ПОЛТАВЩИНИ У РІЗНІ ЕРИ. ГЕОЛОГІЧНА КАРТА ПОЛТАВЩИНИ 394 KB
  Унаочнення: підручник геохронологічна таблиця географічний атлас Полтавська область зразки мінералогічної колекції скам’янілостей описи відслонень гірських порід. Як визначається абсолютний і відносний вік гірських порід 3. До магматичних та метаморфічних порід протерозою приурочені поклади чорних та кольорових металів і нерудної сировини у південній частині області.
53115. УКРАЇНОЗНАВСТВО В ДОШКІЛЬНОМУ ЗАКЛАДІ 1018.5 KB
  Ряд орієнтовних конспектів занять з різних розділів програми, сценарії свят та розваг, опис ігор та додатковий художній матеріал, які можна використати в роботі. Заняття мають в основному комплексний характер, що позитивно впливає не тільки на ознайомлення з культурою, побутом свого народу, але і на розвиток мовлення дітей. Запропоновані конспекти занять та сценарії свят апробовані...
53118. Правильні многогранники конспект уроку 288 KB
  Мета уроку: формування поняття правильні многогранники; знайомство з видами правильних многогранників: правильний тетраедр куб октаедр додекаедр ікосаедр. Відкрити гіперпосилання другого пункту плану Многокутники Застосувавши малюнки виконані за допомогою Програмного засобу Динамічна геометрія потрібно повторити : ▪ многогранний кут 360; ▪ кожен кут правильного трикутника дорівнює 60 тому з правильних трикутників можнаутворити 3 види правильних многогранників 3 60 360; 4 60 360; 5 60 360: аправильний...